Сочинение по тексту бондаренко про кота егэ

Обновлено: 30.06.2024

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Имя урока:

Птицы, рыбы, звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Р. Рождественский

Интеграция (межпредметные связи): связь с литературой, риторикой, экологией.

Оборудование:

Ход урока

I. Оргмомент (готовность к уроку)

Слово учителя о теме урока. Цели, задачи урока.

II. Эмоциональный настрой

III. Мотивация

Слово учителя.

– Ребята, какое впечатление на вас произвёл данный сюжет? Понравился? Чем? Что привлекло внимание? (Ответы ребят)

– Сегодня мы говорим о важной проблеме современности – ответственности человека за всё живое на Земле. Слова известного поэта 20 века Роберта Рождественского станут эпиграфом к уроку:

Птицы, рыбы, звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!

– Что такое эпиграф?

– Какую главную мысль выражают слова поэта?

IV. Актуализация знаний

1. Работа с тестами.

Вариант 1.

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

2. Какое слово образовано суффиксальным способом?

  1. заговорить
  2. выученный
  3. сработанность
  4. сработаться

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. более грамотнее
  2. свыше четырехсот
  3. несколько учащихся
  4. попытаюсь выполнить

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Сложив руки на груди,

  1. мать встала у окна.
  2. матери захотелось взглянуть в окно.
  3. ей почудилось, что кто-то смотрит на нее.
  4. ей вспомнилось детство.

5. Укажите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

  1. любить природу
  2. внимательно изучить
  3. семнадцатый год
  4. плата за проезд

Вариант 2.

1. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

  1. позвонит
  2. документ
  3. проведенный
  4. усугубить

2. Какое слово образовано суффиксальным способом?

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. хочешь учиться
  2. в дветысячном году
  3. нет ста сорока пяти человек
  4. несколько килограммов

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Обобщая материал,

  • рассматриваются только факты.
  • мною была допущена ошибка.
  • требуется внимание.
  • будьте внимательны и соблюдайте все правила.

5. Укажите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

  1. на высоком месте
  2. ветки черешен
  3. смотреть в окно
  4. иногда читаю

КЛЮЧИ:

  • Вар. 1: 1 – 4, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1, 5 – 3.
  • Вар. 2: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 2, 4 – 4-, 5 – 1.

V. Объяснение нового материала

1. Слово учителя.

– Итак, ребята, мы начинаем серьёзную и важную работу по комплексному анализу текста.

Я вам прочитаю текст о белом ките, а вы попробуйте определить его стилевую принадлежность, обращение автора к главным проблемам современности. Внимание.

(У каждого ученика имеется один распечатанный вариант).

(1) Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад: "Промысловиками китобойной флотилии "Дальний Восток" добыт абсолютно белый кит". (2) Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: "Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3) Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. (4) Среди тёмно-серых плыл белый кит. (5) Точный выстрел гарпунной пушки – и белая громада на лине. (6) Наконец лебёдки втянули на слип белоснежную тушу. (7) "На земном шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко", – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.
(8) За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9) Низкие лучи золотят зыбь. (10) Волны тёмно-сини, густы. (11) Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12) Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13) Среди стада плывёт белый красавец. (14) Один на десятки тысяч.
(15) Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита – раз плюнуть: море спокойно, а мерцающую белую цель видно и под водой. (16) Латышев кричит: "Белого, белого!" (17) Хлопает выстрел.
(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19) Я понимаю глупое любопытство матросов. (20) Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21) И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22) И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.
(23) "Киты-самоубийцы" – статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. (24) "Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. (25) И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. (26) Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали.
(27) Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. (28) Что заставляет их "сознательно" идти на верную гибель? (29) Учёные пока ничего не могут ответить на этот вопрос".
(30) Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31) Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов.
(32) И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.
(33) Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов – это нечто вроде самосожжения буддистов. (34) У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание. (По В. Конецкому)

2. Беседа:

– Понравился ли текст? О чём он? (Об безжалостном отношении человека к миру природы)

– Как вы думаете, к какому стилю речи он принадлежит? (Публицистическому)

– Аргументируйте свой ответ.

3. Презентация. Публицистический стиль речи.

VI. Практическая работа

2. Составление таблицы минипроекта сочинения.

Тема Человек и природа.
Проблема Потребительское, безжалостное отношение человека к миру природы.
Комментарий Автор вспоминает статью в газете, где однажды прозвучала информация об истреблении кита-альбиноса в водах Тихого океана. Безнравственный случай с животным потряс сознание публициста, так как в деле промысла был замешан учёный Латышев.
Позиция автора Автор считает, что человек не должен бездумно относиться к окружающему миру. Его задача – проявить благоразумие, найти в себе силы, чтобы защитить этот удивительный и прекрасный мир, украшением которого являются киты-альбиносы.
Своё отношение к позиции автора Критик В. Конецкий осуждает преступные действия В. Латышева. И мы с ним полностью согласны.
Аргументы Например, в романе Ч. Айтматова "Плаха" показано, как Авдий Каллистратов идёт на голгофу, искупая грехи наркоторговцев и коварных промышленников по заготовке мяса. Он, семья волчицы Акбары – это жертвы жестоких и непоправимых действий обезумевших людей.
Обобщение, вывод Что с нами станет, если мы вовремя не остановим насилие над природой? А ведь мы её дети. Думаю, злу, жестокости может противостоять только безмерная любовь к природе, о которой нам напоминает известный русский поэт Я. Полонский (цитата).

VII. Закрепление

1. Словарная работа.

– Пояснить значение слов: флотилия, гарпунер, альбинос, буддисты.

Материал для учителя:

VIII. Обобщение

1. Выполнить следующие задания к тексту.

КЛЮЧ: 1. Суффиксальный. 2. Иной язык. 3. №11. 4. №2. 5. №8.

IX. Домашнее задание

X. Рефлексия

1. Работа с афоризмами. Задание – выбрать один из афоризмов и обосновать свой выбор.

  • Нет правды без любви к природе,
    Любви к природе нет без чувства красоты.
    (Я. Полонский)
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
    (А.П. Чехов)

2. Метод свободного микрофона.

XI. Завершение урока

Релаксация.

– Спасибо за работу. Надеюсь, все рекомендации к работе над сочинением вы учтёте и максимально проявите свои творческие способности. Желаю успехов!

Образец сочинения

Белый красавец

Птицы, рыбы, звери
в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Р. Рождественский

В этих поэтических строчках я слышу призыв автора беречь природу. Она нуждается в нашем чутком внимании и заботе.

Проблема милосердного отношения человека к миру природы – одна из актуальных проблем современности. К сожалению, я часто слышу информацию о бездумном, потребительском отношении человека к окружающему миру. Одна из таких – убийство кита-альбиноса учёным В. Латышевым. Промысловики китобойной флотилии охотились в водах Тихого океана на белого красавца. "Одного на десятки тысяч", – пишет автор статьи. Что ими руководило? Неопытность? Душевная серость? Скука? Или желание быстрой и лёгкой наживы? Думаю, и то, и другое. Но, уверен, прощения этому поступку нет. Тем более, если промысел ведёт учёный, интеллигент. Ведь его задача, считает автор, сберечь этот хрупкий, беззащитный, уникальный мир природы. Вот почему критик В. Конецкий осуждает преступные действия В. Латышева. И я с ним полностью согласен. Действительно, учёный не должен был допустить и мысли об убийстве кита-альбиноса. Ведь это единственный экземпляр! Но рука учёного не дрогнула. Теперь понятна причина массового самоубийства китов. Это своеобразный вызов агрессии человечества.

В литературе встречается немало примеров как нравственного, гуманного отношения человека к миру природы, так и безнравственного поведения, последствия которого очень печальны. Так например, в романе Ч. Айтматова "Плаха" показано, как Авдий Каллистратов идёт на голгофу, искупая грехи наркоторговцев и коварных промышленников по заготовке мяса. Он – жертва жестоких и непоправимых действий обезумевших людей.

И чтобы природа с её уникальными уголками всё-таки сохранила свой удивительный первозданный вид, учёные-экологи ведут активную борьбу в этом направлении. У нас в Краснодарском крае есть замечательный уголок природы – Кавказский биосферный заповедник, где созданы условия для безопасного обитания зубров, туров, серн, волков, лис – разных представителей животного мира. Значит, есть люди , кому небезразлична судьба китов, косуль, медведей, бабочек, змей. Я тоже постараюсь внести свой вклад в развитие флоры и фауны родного края. А людям, подобным латышевым, просто нет места на земле. Надо любить природу, понимать её язык, жить в гармонии с ней.

"За ошейник нам простил, а что к чужим людям отправят вынести не смог", - так пишет М.Карим а своем тексте, посвященном проблеме ответственности хозяев за своих питомцев.

Автор заставляет читателя задуматься над тем, как не нужно относиться к братьям нашим меньшим. В начале текста М.Карим показывает весёлого пса Грея, который "прыгал от радости", когда кто-то из хозяев возвращался домой. Настроение питомца меняется, когда его сажают на привязь: он "крепко обиделся", "весь день скулил и плакал". Однако даже это Грей смог простить, но он "не смог вынести" того, что его отправили к чужим людям.

Пёс после того,как его хозяева уехали "проболел два дня и умер". Противопоставляя эти примеры, М.Карим заставляет читателя осознать то,что человек должен ответственнее относиться к животным.

Авторская позиция заключается в том,что собака может быть настолько предана своему хозяину,что порой не сможет пережить расставание с ним.

С позицией М.Карима я согласна. Я считаю,что,заводя домашнее животное,следует помнить об ответственности,ведь питомцы тоже умеют чувствовать,как и люди.

Эта проблема поднимается также в рассказе Л.Андреева "Кусака",где повествуется о нелегкой жизни бездомной собаки:люди кидали в нее камни,дразнили. Поэтому она старалась избегать всех и стала жить одна на заброшенной даче. Однажды в жизни Кусаки появилась девочка Лёля ,которая дала ей имя, проявляла заботу и ласку. Однако счастье собаки длилось недолго:осенью девочке нужно было уезжать,и она не могла взять питомца с собой. Из-за этого Кусака чувствовала себя покинутой и преданной и выла долго по ночам.

Таким образом,людям, приютившим животных,следует осознавать,что на них лежит ответственность за за жизни братьев наших меньших. Антуан де Сент-Экзюпери писал:"Мы в ответе за тех,кого приручили." Действительно, люди не должны бросать животных, которых приютили, ведь они так же, как и мы способны испытывать одиночество.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Русский писатель Ю.В.Бондарев поднимает проблему проявления подлости.

Автор пишет о том, как этот взгляд преобразил девушку в красавицу и о том, что её взгляд остался в памяти Ю.В.Бондарева.

Поэтому можно понять, что автор уважает девушку и осуждает подлое поведение юноши.

Родион Раскольников сказал ему, что он не стоит и мизинца Сони Мармеладовой. И Лужин решил унизить девушку, доказать, что она недостойная девушка. Он, якобы выразив искреннюю заботу о семье Мармеладовых, дал Соне десять рублей, а потом незаметно подсунул ей сторублевую банкноту.

Итак, подлый человек – человек, у которого отсутствуют чёткие представления о нравственных ориентирах. Для подлеца ничего не стоит стать изменником, унизить девушку, обмануть или подставить другого ради карьеры, обидеть слабого. Люди с давних времён осуждали подлость, а ценили порядочность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Текст Ю. В. Бондарева

(1) Я видел это на пригородной танцплощадке. (2) Весёлый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом чёрных глаз, он пригласил её танцевать с таким зверским, жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.

(3) — Что вы, что вы!

(4) — Раз-решите? — повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. (5) — Мне будет оч-чень приятно.

(6) Она оглянулась по сторонам, будто в поиске помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:

(7) — Наверно, у нас ничего не получится. (8) Я плохо.

(9) —Ничего. (10) Прошу. (11) Как-нибудь.

(12) Красавец танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на неё, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряжённые глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову — вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивали её движения, трясясь и корчась от смеха.

(13) Её партнёр каменно изображал городского кавалера, а она всё поняла, всю непростительную низость, но не оттолкнула, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, постучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. (14) Он, удивлённый, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела ему в зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. (15) Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил её и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повёл к колонне, где стояли её подруги.

(16) У неё были толстые губы, серые и очень большие, словно погружённые в тень диковатые глаза. (17) Она была бы некрасивой, если бы не тёмные длинные ресницы, почти жёлтые ржаные волосы и тот взгляд снизу вверх, преобразивший её в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти.


(По Ю. В. Бондареву*)


*
Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.

Задание к тексту (27 задание ЕГЭ):

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов .

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно , разборчивым почерком.

Пример сочинения по тексту Ю. Бондарева

Красота спасёт мир! Есть такое расхожее мнение. Но о какой красоте идёт речь: о красоте природы или человеческой красоте? Если речь о человеке, то о внешней или внутренней его красоте? И какая из них является истинной и способна спасти этот мир?

На один из этих вечных вопросов пытается дать ответ Ю. Бондарев. В своём тексте он поднимает нравственную проблему понимания истинной красоты человека.

Эти два героя, как и два описанных автором эпизода, противопоставлены друг другу. В одном из них показан пример внешней красоты человека при его явном бездушии, в другом – внутренняя красота девушки. Это противоречие ещё раз поднимает вопрос о том, какая же красота является истинной: внешняя или внутренняя.

Учитывая, что симпатии автора на стороне девушки, мы можем смело утверждать, что Ю. Бондарев считает истинной внутреннюю красоту человека, которому присуще чувство собственного достоинства.

Красота спасёт мир! Есть такое расхожее мнение. Но о какой красоте идёт речь: о красоте природы или человеческой красоте? Если речь о человеке, то о внешней или внутренней его красоте? И какая из них является истинной и способна спасти этот мир?

На один из этих вечных вопросов пытается дать ответ Ю. Бондарев. В своём тексте он поднимает нравственную проблему понимания истинной красоты человека.

Связь между примерами

+ анализ этой связи

Эти два героя, как и два описанных автором эпизода, противопоставлены друг другу. В одном из них показан пример внешней красоты человека при его явном бездушии, в другом – внутренняя красота девушки. Это противоречие ещё раз поднимает вопрос о том, какая же красота является истинной: внешняя или внутренняя.

Учитывая, что симпатии автора на стороне девушки, мы можем смело утверждать, что Ю. Бондарев считает истинной внутреннюю красоту человека, которому присуще чувство собственного достоинства.

Согласие
+ моя позиция

+ пояснение своей позиции

Читайте также: