Сочинение по лотману чему учатся люди

Обновлено: 05.07.2024

Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

1.Прочитайте текст и сведения об авторе текста.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.

3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.

4.Советуем использовать выделенные в тексте фрагменты и выбранные Вами клише для формулировки авторской позиции.

5.Сформулированная Вами авторская позиция может стать аргументом для другого текста с аналогичной проблемой.

1.К тексту прилагается одна проблема.

2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.

развитие духовного мира молодого поколения

5)Думаю, что и впредь мужчины будут любить женщин, а женщины – мужчин. 6)И по-прежнему родители будут любить своих детей и бояться за них, и по-прежнему дети будут доставлять родителям огорчения. 7)Без этого тоже невозможно. 8)По-прежнему будут трагические коллизии. 9)Люди будут умирать – ведь бессмертие индивидуализма – гибель для человечества. 10)А вместе с тем каждая смерть – это тяжёлая утрата для близких. 11)По-прежнему будут существовать трагически-этические проблемы. 12)Если их не будет, человечество превратится в стадо упитанных животных. 13)Люди нуждаются в трагедиях, чтобы сохранять высокое напряжение души. 14)По-прежнему будут недостигаемые научные задачи… 15)И по-прежнему люди будут интересоваться тем, что будет через сто лет, совсем как мы сейчас.

16)Что же касается воспитания нового поколения, то я полагаю, что самое главное – развивать духовный мир, приучать человека к активной работе мысли и совести. 17)Даже при постижении простейших законов физики ученикам даются лабораторные работы, чтобы к выводам они пришли самостоятельно. 18) Это и есть приобщение к творчеству, которое необходимо во всех сферах. 19)Слишком уж часто, в силу разных причин, мы предпочитаем давать готовые выводы, нагружая память, а не вызывая напряжения интеллекта. 20)И уж совсем недопустимо мы злоупотребляем этим в этической сфере. 21)Мы мало учимся подводить детей к самостоятельному сложному духовному поиску, идём по более лёгкому пути системы разрешений и запретов – вот за это получишь пятёрку, а за это – двойку, что приводит к духовной пассивности, к духовному потребительству.

22)Беда не в погоне за вещами, а в диспропорции между духовными потребностями и интересом к вещам. 23)Рост духовных интересов должен обгонять интерес к вещам. 24)Вещь сама по себе ни плохая и ни хорошая. 25)Она никакая. 26)И значение приобретает лишь по месту в культуре в целом, в духовном мире.

27)А искусственное обеднение физической стороны потребностей так же гибельно, как обеднение духовной. 28)Человек не должен обеднять себя. 29)Но, действительно, есть диспропорция между быстро развивающейся материальной сферой жизни и ростом духовных потребностей. 30)И беда наступает тогда, когда в силу внутренней убогости человек, имеющий возможность купить что-то, приобретает, скажем, пианино не как предмет культуры, а как вещь.

Сведения об авторе

Лотман Юрий Михайлович (1922-1993) – русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии (до 1991г. Эстония входила в состав СССР). Создал блестящую школу изучения русской классической литературы.

На протяжении всей жизни Лотман исследовал русскую литературу второй половины ХVІІІ века – середины ХІХ века (Радищев, Карамзин, писатели-декабристы, Пушкин, Гоголь и др.), читал циклы лекций о русской литературе и культуре на телевидении.

Семиотика, или семиология, - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

Культурология – наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологи входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализа феномена культуры как системы.

заставляет читателя обратить внимание на…

убеждает нас в том, что

убежден в том, что.

даёт оценку
выявляет сущность

излагает свой подход
исходит из того, что
разграничивает понятия
обращает внимание на то, что

Автору важно убедить читателя в том, что…

утверждает, что только

выступает за то,

показывает нам людей, которые…

приводит (подводит) читателя к мысли о том, что .

приходит к такому выводу: …

восхищается (кем? чем?)

словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)

с интересом наблюдает за (чем?)

с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что.

у автора вызывает негодование.

не может мириться с тем, …

обращает внимание на то, что…

Бесспорно мнение автора о том, что…

Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)

Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.

Ю. М. Лотман

Чему же учатся люди?

Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы находитесь в стенах Университета, и с началом нашей с вами работы.

Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение, обязательный "насильственный" контроль остались на низшей ступени образования. И отношение преподавателей к вам будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.

Но это означает не то, что станет легче, а то, что станет труднее. И вообще, ничего лёгкого в хорошем деле быть не может. Это будет трудное дело, потому что нет контролёра строже, чем сам человек (если нет такого внутреннего контролёра, то нет высшего образования). Правда, не существует такой линии, которая отрезала бы от нас детство, отрезала потом юность. И элементы средней школы и детство часто вторгаются в университет: не будем делать секрета из того, что некоторые студенты подсказывают друг другу и даже видят некоторый спорт в том, чтобы поменьше выучить и получше получить. Это школьный подход. Но школьный подход нормален лишь в своё время: " Смешон и ветренный старик, смешон и юноша степенный ".

У вас сегодня может начаться другой возраст. Возраст - это не количество прожитых вами дней, а поведение, которое вы можете осуществлять.

Но давайте подумаем! Я не случайно так сказал, это слово любил философ Сократ. Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: "Поступайте так". Он говорил: "Давайте подумаем!". А что значит "подумаем"? - Вы не знаете, как поступить, я тоже не знаю, как вам поступить. Вы пришли не как школьники, получить правильный ответ, вы пришли к коллеге посоветоваться, подумать вместе. А вместе думать действительно лучше. Именно различия во мнениях помогают продвигаться к истине.

Посмотрите, вот кто мы с вами? Можно сказать, что мы очень умные и хорошие машины. Мы умеем делать много разных вещей. Но какая особенность у каждой машины? - У всех разные лица. А зачем? Казалось, было бы проще, чтобы у всех были одинаковые лица. Было бы легче во многом, может быть, было бы меньше ошибок. Но для чего-то нужно, чтобы у нас были разные лица, разные характеры, разный опыт, чтобы мы все были разными людьми.

Философ Руссо, написавший самую откровенную книгу в истории человечества, где не просто рассказал о себе, о своих положительных и плохих качествах (ими тоже можно гордиться, если такой характер), он рассказал о своих стыдных поступках, он всего открыл себя, написав сверху: "В коже и без кожи". В этой книге он написал: Я ТАКОЙ, КАК ВСЕ, И Я НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖ. Это очень глубокое замечание: человек, во-первых такой, как и все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. Поэтому он может сказать что-то такое, чего другие не знают. И потому вся наша жизнь, всё наше обучение находится на двух дорогах. По одному пути мы рдём, чтобы быть такими, как другие, для того, чтобы понимать других людей и чтобы они могли понимать нас. Но надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять. Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не знает или плохо о них осведомлён. А Пушкина все понимают одинаково? - Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие - неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши. И значительная часть вашего образования состоит в том, чтобы открыть глаза и уши и увидеть, как говорил Гоголь, чего не зрят равнодушные очи.

И тут мы подходим к одной вещи, которая вам известна по не очень литературному, но всем понятному слову - "наплевать": "А мне наплевать!". Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему не наплевать, что его не трогает.

Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека. Помните, как у Гоголя, " чего не зрят равнодушные очи ". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, в такое время жизнь ничего лёгкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог". Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали. "

Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: "Как вы решились на такое дело?" - отвечал: "Иначе я бы считал себя подлецом". Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор: либо эти руки в этих цепях, либо я сам cебя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность этих людей помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири. И физически они сохранились лучше, чем те, кто в ту же николаевскую эпоху своих друзей предал, потом сделал карьеру, и всё у них внешне шло хорошо и чудно.

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу. Я. надеюсь, что мы для этого и собрались здесь.

В данном тексте Юрий Михайлович Лотман ставит проблему совести.

Рассуждая над данной проблемой, автор сравнивает человека и животного. Рассказчик говорит о том, что человек, в отличие от животного, всегда находится в непредвиденной ситуации и может руководствоваться лишь интеллектом и совестью. "Как совесть без развитого интеллекта слепа, так опасен интеллект без совести", - подмечает повествователь. Автор считает, что в жизни человека возникает множество ситуаций, когда ему предстоит выбрать, как поступить. В такие моменты сделать правильный выбор нам помогает совесть. Лотман убежден в том, что совесть диктует нам, как поступить, когда есть выбор, а выбор есть всегда. В доказательство автор напоминает нам слова Пущина об участии в декабристском восстании. По словам Пущина, поступив иначе, он считал бы себя подлецом. Именно высокие нравственные качества помогли декабристам перенести тяжкие испытания. " Люди учатся знанию, памяти, совести и только тогда можно говорить о культуре человека", - считает рассказчик.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 2 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 2 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 2 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 23 из 24

Мо­ло­дец! Со­чи­не­ние в це­лом от­ве­ча­ет всем тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ля­е­мым к та­ко­му ви­ду ра­бо­ты. Успе­хов.

Лучше следовать определенному плану, не изобретая чего-то, что не будет оценено экспертом.

Риторический ? Именно эта проблема в центре внимания (кого?)

В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) (какая?) актуальная проблема (чего?)

Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)

В предложенном для анализа тексте(кого?) рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема (чего?)

Автор заставляет читателя

Автор ставит проблему чего?

до боли знакомая

нравственной прочности человека

духовного совершенствования человека

приобщения людей к чтению

глубоко задуматься о чем? над чем?

серьезнее относиться к чему?

оценить собственную позицию

по-иному посмотреть на что?

переосмыслить свое отношение к чему?

лучше понять себя и окружающих

подробно останавливается на проблеме чего?

мучительно размышляет над проблемой чего?

Проблему (чего?) автор раскрывает на примере… Писатель обращает внимание читателя на..

Рассматривая проблему (чего?) на примере жизни своего героя, писатель с иронией рассказывает нам о том…

концентрирует внимание читателя на

обращает наше внимание на

размышляет (над чем?)

высказывает интересное предположение

причину (чего?) видит в чем?

особо останавливается на

неоднократно возвращается к

возражает кому в связи с чем

обвиняет кого в чем

не соглашается с чем

соглашается с кем

разделяет мнение кого

убеждает кого в чем

сравнивает (сопоставляет) что с чем

противопоставляет что чему

Сформулировать: что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?

автор считает (полагает, утверждает), что

автор подводит читателя к выводу о том, что

автор отрицает, что

автор открыто заявляет о

автор с возмущением пишет о том, что

отношение автора к поставленной позиции неоднозначно

основная цель (задача) автора заключается (состоит) в том

Ваше суждение должно представлять собой микротекст-рассуждение:

-аргументация (2 аргумента)

с мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…

Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить..

Вряд ли кто осмелиться возразить автору…

При аргументации

Сошлемся, например, на

С одной стороны, с другой стороны, наконец.

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых, во-вторых..

В качестве аргументов

1. Реальные факты из жизни окружающих.

2. Свои собственные наблюдения и выводы.

Пословицы и поговорки, афоризмы

3. Примеры из художественной литературы.

4. Примеры из исторической и научно-популярной литературы.

5. Примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач.

6. Ссылки на авторитет ученого, специалиста по определенному вопросу.

В заключение хочу подчеркнуть(хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на

В заключение важно отметить

Следует сказать (отметить, подчеркнуть)

Обобщая сказанное, можно сделать вывод

Изложение собственного мнения по проблеме

· С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…

· По моему мнению разговор на эту тему актуален. Так как…

· По-моему, злободневность этой проблемы заключается в том, что..

· Нельзя не согласиться с автором текста в (чем?)…

· Нельзя оставаться равнодушным…

· Читатель растроган тем, что…

· Я разделяю точку зрения автора потому что, во-первых…, во-вторых…

· Мне кажется справедливым утверждение автора…, потому что, во-первых…, во-вторых…

· Я согласен с автором, утверждающим, что…, так как…

· Безусловной заслугой автора является…

· Я думаю(по-моему), утверждение автора (о чем?) ошибочно, потому что, во-первых…, во-вторых…

· Мне трудно согласиться с позицией автора, утверждающего, что…, так как…

· Однако не совсем точным является, на мой взгляд, оценка автором(чего?)…

· Мне кажется, что в этом автор не совсем прав…

· Я думаю, что автор не прав, утверждая…

· Я думаю, что с мнением автора можно поспорить…

· Позиция автора во многом близка мне, но я считаю…

· Безусловно, нельзя не признать правоту автора относительно…Но все-таки, на мой взгляд…

Заключение

· Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть…

· В заключение необходимо сказать…

· Итогом этих наблюдений является…

· Особо хочется выделить

· Данный текст имеет большое значение для…

· Автор сумел увидеть насущные проблемы и донести их до понимания читателя.

· Важно отметить, что…

· Прочитав такое рассуждение …, нельзя не задуматься о…

· Я думаю, что никто не может остаться равнодушным к этой проблеме…

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте культуролог и литературовед Юрий Лотман.

Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён(а) в том, что межнациональные войны - это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих поколений, просто ради сохранения жизни на земле.

В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на Кавказе, мы являемся свидетелями национального конфликта в Киргизии. К несчастью, время ничему не учит людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ

Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ

Цель урока Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ: отрабатыват.

Цель урока Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ: отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, делить текст на абзацы.

Эпиграф урока Жалкий человек! Чего он хочет. небо ясно, Под небом места мно.

Эпиграф урока Жалкий человек! Чего он хочет. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? М.Ю.Лермонтов

Повторение теории 1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнен.

Повторение теории 1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (56 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ). 2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №25 – сочинение-рассуждение по тексту? (23 балла) 3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов) 4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? 5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? (Из 7)

Композиция сочинения Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тек.

Композиция сочинения Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их. Проблема. Своя позиция. Позиция автора. Аргумент 1. Комментарий. Аргумент 2. Заключение.

Проверим себя Композиция сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ: Проблема. Комме.

Проверим себя Композиция сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ: Проблема. Комментарий. Позиция автора. Своя позиция. Аргумент 1. Аргумент 2. Заключение.

Работа с текстом Юрия Лотмана Прослушайте текст. Я – старый человек. Пережил.

Работа с текстом Юрия Лотмана Прослушайте текст. Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют, и что те, что сейчас из-за кулис разжигают кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (Юрий Лотман)

Сравните формулировки проблем. Все ли проблемы отражены в данном тексте? Укаж.

Задание к сочинению Не читая сочинения, определите нарушение требований к нем.

Задание к сочинению Не читая сочинения, определите нарушение требований к нему. Вспомните критерий К5 оценивания сочинения на ЕГЭ.

Сочинение. Культуролог и литературовед Юрий Лотман в своём тексте поднимает п.

Самостоятельная работа Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант а.

Самостоятельная работа Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.

Проверьте себя. Культуролог и литературовед Юрий Лотман в своём тексте подним.

Работа над сочинением №2 Прочитайте ещё одно сочинение по тексту Юрия Лотмана.

Работа над сочинением №2 Прочитайте ещё одно сочинение по тексту Юрия Лотмана. Можно ли данное сочинение оценить положительно? Если нет, то почему?

Сочинение. О человеческой жестокости друг к другу, о межнациональной розни ра.

Групповая работа Восстановите текст сочинения. Расположите фрагменты сочинени.

Групповая работа Восстановите текст сочинения. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов. Обоснуйте свой ответ.

Проверь себя! 1.Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем.

Домашнее задание Написать своё сочинение-рассуждение по тексту Юрия Лотмана.

Домашнее задание Написать своё сочинение-рассуждение по тексту Юрия Лотмана. Для тех, кто затруднится, я приготовила шаблон-подсказку. Материал для сочинения (шаблон-подсказка): Литературовед Юрий Лотман в тексте поднимает проблему… Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению, в наши дни… Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что… Невозможно не согласиться с автором. Данная проблема раскрывается писателем… в произведении…. Его герой… Я тоже убеждён в том, что… В заключение хочу сказать, что…

Дополнительный материал В конце ноября 2014 года Захар Прилепин получил преми.

Итоги урока 1. Что дал вам сегодняшний урок? 2. На каком уровне готовности к.

Итоги урока 1. Что дал вам сегодняшний урок? 2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока? 1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу. 2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка. 3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

Читайте также: