Культура мордовского края сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

Димитрий Максимов

DELETED

DELETED

Мордовия – это замечательная Республика, которой в этом году исполняется семьдесят пять лет.Если посудить логически, срок не очень-то и большой, но это срок образования Мордовии как республики, а как нация она была образована много веков назад.Народ же мордовский известен с древнейших времён.В нашей республике проживают многие народы, представители разных национальностей и религий.Каждый народ вносит в культуру Мордовии что-то своё неповторимое и уникальное, именно из-за этого она так многогранна и многолика. Тесное общение, любовь и уважение друг к другу, к религии и культуре привели нас к тому, что Мордовия стала им общим родным домом, где нет места недружелюбному отношению и неуважению друг к другу, ведь в наши дни, когда в мире идут межнациональные и межрелигиозные войны, это очень важно. Гуманное отношение даже к самой малочисленной расе государства – вот что является причиной мира, покоя и согласия в стране. Неотъемлимой частью каждого народа является его язык. Он является духовной ценностью и моего народа, и всего человечества, это орудие мышления, инструмент познания, живая связь поколений.
Нельзя не сказать и о людях, проживающих на территории нашей республики. Сколько героев Советского Союза, России, прославленных деятелей являются выходцами из Мордовии, например Степан Дмитриевич Эрьзя – скульптор.Величайшие писатели – Андрей Куторкин, Кузьма Абрамов, Владимир Кижняев, Александр Щеглов, да многие другие, если рассказывать о всех, нужно много времени, каждый из них замечателен и неповторим.А наши спортсмены показали на Олимпиаде в Афинах, что Мордовский народ силен и вынослив – об этом говорят призовые места. Мордовия – моя малая родина, она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И я, и все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями.

Ирина Судуткина

DELETED

Машулька Андронова

Татьяна Марьянкина

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.

Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой.
Недаром ты и названа
Великой и святой.
С. Д. Дрожжин

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних-это большой город, у других - ма­ленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее.
Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок вашего города, поселка. У меня есть свое излюбленное местечко. Это бабушкин домик в деревне. Нет ничего прекраснее этого уголка России. Каждые каникулы я стараюсь навестить бабушку, особенно летом. Мне нравится валяться на зеленой травке, греясь под солнышком на берегу речки. Рядом щебечут птички, и кажется, что время останавливается. Жизнь замирает, и ты забываешь обо всех проблемах. Прекрасный вечер!Хорошая погода, садится солнце, и на небе появляется луна. Тишина, только стрекочут кузнечики. Посмотришь на небо, и звезды кажутся такими близкими, что если протянуть руки, то можно дотронуться до них. Бабушка говорит:, это из-за того, что река близко.
Так же великолепно в деревне зимой. Сядешь дома около печки. Тепло, а за окном сугробы намело…, даже дверь на улицуоткрыть сложно. Снег на солнышке переливается, словно гора алмазов. Выйдешь на улицу - холодно, мороз так и пробирает. Дойдешь до хлева, а животные тянутся к тебе, как бы говоря о том, что и им тоже нужна ласка.
Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она принимает меня в свои объятия,всегда ласкова со мной, приветлива. Как хорошо дышится мне у нее в гостях. Мы уходим, умираем, а наша родина всегда живет. Приходят другие,и она становится родной им, живет в каждой капле росы поутру, в тихой иве у реки, в широких, вольных полях.
О, как милы мне белоснежные хрупкие кувшинки. Когда мне плохо и я хочу забыться, я всегда иду к этому месту около реки. Мне кажется, что природа слушает и понимает меня. Она хороший слушатель. Она только поймет и не будет критиковать.
За рекой через дорогу стоит величавый лес. Когда наступает вечер, лес покрывается розовой краской. Возникает ощущение, что все это я уже где-то видела, чувствовала этот приятный душе запах, но вот только где, не помню. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не когда не забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни.

Екатерина Соломанина

Наша небольшая по размерам Мордовия является маленькой частичкой огромной и необъятной Российской Федерации. Мордовия, хотя и небольшая доля России, но является неотъемлемым связующим звеном. Мордовия тесно связана узами дружбы, союза и братства с другими республиками, областями, городами. Эту тесную связь можно наблюдать на примере различных межрегиональных конференций, спортивных состязаний, которые проводятся довольно часто на территории нашей республики.
Но нельзя не упомянуть о традициях, существующих у мордвы. Большое количество обычаев дошло до наших дней, хотя и с изменениями. Любой обрядовый праздник у мордвы – это всегда ярко, красочно и интересно, а главное, захватывает полностью, ты становишься частью всего действия на протяжении обряда. Обрядовый праздник всегда значителен по своей сути. Он всегда связан с потребностями людей в укреплении моральных устоев общества, в поддержании положительного начала самой жизни. Таковыми были для мордвы и те праздники, которые отображены художниками на их картинах (художники В. Беднов и В. Попков). Большинство наших празднеств определяет быт человека. В них наблюдается тенденция расширения обыденного, повседневного до философско-общезначимых вопросов, для расширения которых применяются различные формы обрядового творчества.
В своей работе мне бы хотелось затронуть и тему нравственных ценностей мордвы. В последнее время в общественном сознании возрос интерес к проблемам духовности, которые корнями уходят в глубину истории народной культуры. Много пишут и говорят о сохранении мордовского языка, что является также одной не из последних проблем, памятников исторического прошлого, лучших народных обычаев и традиций. Но никто еще не поднимал проблему нравственных ценностей мордовского народа. История морального сознания мордвы не была предметом специального изучения, хотя этот вопрос затрагивался, в какой-то степени, этнографами обычаев и нравов, историками в исследованиях по истории народной культуры, а ведь неотъемлемой частью народной культуры является нравственность. У каждого народа есть свои опорные пункты духовности, нравственности. Одним из них у мордовского народа является устное поэтическое творчество. Оно зафиксировано в пословицах, поговорках, колыбельных песнях, сказаниях, преданиях. Собранное устно-поэтическое творчество, безусловно, является важнейшим вкладом в развитие духовной культуры мордовского народа, которое представляет ценность и для других народов. Так, мордовское устное поэтическое творчество богато колыбельными песнями. В них отражены народная мудрость, внушение через напев и слово красоты, уважения к труду, простому, элементарному, без чего не может быть ни самой жизни, ни радости, ни удовлетворенности. Нельзя не сказать и о людях, проживающих на территории нашей республики. Сколько героев Советского Союза, России, прославленных деятелей являются выходцами из Мордовии. Наши потомки будут вечно помнить и гордиться своими земляками, теми, кто внес большой вклад как в победу над врагами в Великой Отечественной войне, так и в тылу, достижениями культуры, искусства, величайшими и талантливыми писателями, художниками и спортсменами. Степан Дмитриевич Эрьзя – скульптор, знаменитый не только в Мордовии и России, а даже за рубежом - великий скульптор, мечтавший создать галерею человечества. А наши спортсмены показали на Олимпиаде в Афинах,на чемпионате мира в Хельсинки , что Мордовский народ силен и вынослив:– об этом говорят призовые места.
Свое сочинение мне хотелось бы закончить такими строками : Мордовия – моя малая родина. я, и все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями. И мы молодое поколение сделаем все для того что бы наша Мордовия процветала!

DELETED

Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их неяркая красота трогает до слез. Этот край имеет свои достопримечательности — исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей.
Республика Мордовия расположена в центре европейской части России в бассейне реки Волги, на перекрестке важнейших путей из Центра на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию, граничит с Нижегородской, Ульяновской, на юге — с Пензенской, Рязанской областями и Чувашией.
Столица Мордовии — город Саранск.


Мордва – это коренные жители России, проживающие в центральной части страны. Под единым наименованием скрываются две народности: эрзя и мокша. Основное количество проживает в Мордовии. На территории Российской Федерации насчитывается примерно восемьсот тысяч человек данной национальности. Традиции мордовского народа тесно переплетаются с культурами иных этносов, сохраняя при этом свою самобытность.

История


Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.

В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.

Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.

Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.

В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны.

Религия

До начала христианизации населения мордвы исповедовали язычество и поклонялись природным силам. Материального изображения идолов не было. У нации имелось основное божество, ряд второстепенных богов и многочисленные духи.

Среди магических существ особое значение имело женское начало. Например, покровителя земли, леса, огня, ветра, воды и дома почтительно именовали матерью. Согласно документальным источникам, в те времена имело место многоженство. Тем не менее у мордовского народа женщина и мужчина обладали одинаковыми правами.

После крещения некоторые языческие традиции сохранились и перемешались с новыми обычаями. Наиболее ярко это прослеживается при праздновании Светлой Пасхи и Рождества. Ряд старинных ритуалов четко выделяется при проведении свадебного торжества или на похоронах.

В древности религия Мордвы предполагала тесное сплетение мира мертвых и живых. При выборе нового погоста первого человека хоронили в вертикальном положении, вручая в руки посох. С этого момента он носил статус старейшины кладбища.

Национальная одежда и внешность


На первые взгляд, одеяния мокши и эрзи абсолютно идентичны, но в реальности между ними имеются существенные различия. Например, представительницы второго этноса носили головной убор, украшенный выступом, который по форме напоминал рог.

Наряд эрзянок включал в себя белоснежную сорочку и расшитый кафтан. Взрослые барышни надевали пояс пулай, декорированный бахромой из шерсти и бисером. Обязательным элементом являлась застежка на груди под названием сюлгамо.

Одежда мокши немного напоминала костюм тюркских племен. Помимо двурогого головного убора, на волосы часто накручивали тюрбан из платка. Пояса пулай у них не было, вместо кафтана люди облачались в яркие платья.

Представители сюлгамо также имели свой национальный наряд. Помимо вышеперечисленных элементов в одежде, они надевали наколенники из шерсти.

Этнос Мордвы отличался и по внешнему виду. Эрзя имели вытянутое лицо, светлые вьющиеся волосы и глаза серо-голубого оттенка. Основная часть представителей мокши – это темноокие брюнеты с широким лицом.

Язык и письменность

Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.

Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.

Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.
Вернуться к оглавлению

Весёлые мордовские праздники

На Новый год, до крещения республики, мордовский народ выкладывал на стол разнообразные яства и возносил молитву божествам, прося у них здоровья и хорошего урожая.

На Масленицу парни предлагали девушке, которая им нравилась прокатиться на саночках. Парочками перекидывались между собой шуточками, устраивали бои снежками. Обязательное лакомство праздника – блины с разнообразными начинками.

Весенние празднества мордовского народа также уникальным образом объединили в себе язычество и христианские традиции. На Пасху люди вспоминают о покойных, просят у них счастья и долголетия.

Подобный ритуал помогал избавиться от домашних вредителей, сверчков и тараканов. За труды женщин награждали вкусными пирогами.

Свадьба по-мордовски

Древней народ России отмечает день бракосочетания с размахом. Их свадебные традиции необычны и разнообразны. В некоторых селениях молодожёнов в первую брачную ночь отправляли в хлев. Конечно, предварительно его тщательно мыли и чистили.

Откуда появилась такая традиция? Одни утверждают, что подобным образом гости хотели спровадить пару из дома, чтобы продолжить веселье. Вторые уверяют, что данный обряд помогает молодухе привыкнуть к мужу, новой обстановке.

Традиции и обычаи мордовского народа

Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.


Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.

Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций.

Легенда о Хозяине погоста

До шестнадцатого века мокша и эрзя исповедовали язычество. Отголоски прошлых лет порой наблюдаются во время свадебных или погребальных церемоний. Например, символическое вознесение молитвы возле штатола. Это священная свеча из дерева.

До начала двадцатого века в мордовских селениях сохранялась традиция хоронить первого покойника на новом кладбище в вертикальном положении с посохом в руках. После проведения священного обряда усопший становился хозяином погоста.
Вернуться к оглавлению

При этом у каждого божества имелся супруг, являющийся покровителем аналогичной стихии или предмета. Однако мужчины играли второстепенную роль.

Ножницы под подушкой

Каким образом в древние времена определяли, мальчик или девочка родится у беременной женщины? Легко и просто. Если на коже появились пигментные пятнышки, значит, нужно готовиться к появлению еще одного мужчины в семье.

После родов девушки обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги. Считалось, что подобный оберег принесет крохе счастье и достаток.

Конечно, процедура носила символический характер. Затем мать обратно забирала малыша за несколько копеек.

Заключение

Мордва стоит на 9 месте по численности среди всех народов, проживающих на территории современной России. Живёт мордовский народ преимущественно в Приволжье и в Центральном федеральном округе. Только 1/3 обитает в Мордовской республике, а остальные расселены по другим регионам РФ. Для туристов и гостей Мордовии часто становятся открытием мордовские традиции, которые снимают покров с глубин истории и обычаев этой этнической группы.

Мордовские традиции

Мордва состоит из двух основных групп: эрзя и мокшане. У каждой из них есть уникальные языковые черты, но всё же их объединяют в общий мордовский язык. У них есть несколько интересных для русского человека особенностей. Например, полностью отсутствуют префиксы, слова не изменяются по родам, а склонения всего два. В большинстве слов ударение падает на первый слог, что придаёт говору особую ритмику.

Но по слуху заметно, что этот язык не очень далёк от русского, ведь в нём много заимствований из русской речи, а также из иранского и балтийского. Несмотря на то, что мордва бережёт свою языковую среду, здесь все отлично разговаривают на русском, даже официальная документация дублируется на двух языках. Поэтому туристы всегда чувствуют себя комфортно в такой двуязычной среде.

Национальный костюм

Мордовская культура и традиции включает в себя национальные костюмы, которые и сейчас можно видеть в республике во время праздников и проведения народных обрядов.

В прежние века мокшане и эрзяне одевались по-разному. Мокшанки облачались в штаны с широкими удобными штанинами и в рубашку, которую подпоясывали на талии. Головными уборами служили особые шали или платки, их скручивали наподобие черемисской чалмы.

Мокшанки

Эрзянки

В последние десятилетия традиционный наряд мордовского народа переживает бурное возвращение. Его носят не только на праздники, но и на важные мероприятия, приёмы, политические встречи и т.д.

Плетение

Плетение на территории Мордвы остаётся одной из давних традиций, которые дошли до наших дней. Это ремесло совершенствовалось на протяжении веков, поэтому сейчас мордовские мастера очень ценятся во всём мире. Они прославились двумя техниками — лозоплетение и плетение из бересты.

Из лозы изготавливали большинство домашней утвари: короба, корзины, даже крупную мебель. В качестве лозы использовали любые природные материалы, которые способны после обработки хорошо гнуться и не становятся слишком хрупкими. В Мордве изготавливают не просто качественные изделия, но и красивые, изящные, поражающие оригинальным декором.

Плетеные изделия

Плетение из бересты было развито из-за смешанных лесов, которые росли на этих территориях. Техника съёма с дерева, просушки, прессования, отделения солей и нарезки передавалась из поколения в поколение. Сейчас во многих музеях Мордовии можно увидеть плетённые предметы обихода. Они украшались особым орнаментом в центральной части, что отличало их от таких же изделий других народов. Во многих туристических центрах тут продаются берестяные сувениры или поделки из плетёной лозы.

Кухня

Первыми по достоинству любой турист оценит мордовские традиции и обычаи, связанные с национальной кухней. Несмотря на то, что во многом блюда похожи на русские, есть в них свои черты, которые можно распробовать уже при первом знакомстве. В основном рацион состоял из продуктов земледелия. Интересен хлеб, который и сейчас готовят в ресторанах национальной кухни: это кислый хлеб, выпекаемый в печах на капустном листе. У него особый аромат, который особенно любят дети.

Готовили много различных каш, делая их по консистенции как современные каши-размазни, заправляя при этом маслом конопли. Поэтому блюда были не только вкусными, но и полезными. Особое место занимали блины из пшеницы, их выпекали очень толстыми, чтобы заворачивать разную начинку.

Но самая главная роль отводилась творогу. Можно сказать, что творог – это своеобразный белый хлеб в Мордовии, потому что его комбинируют с разными продуктами и добавляют в большинство блюд. Из напитков очень популярными были простокваша и квас, которые до сих пор не утратили актуальность.

Традиционная кухня Мордвы

Представители этого народа очень любят поесть. И сейчас считается, что вкусное кушанье на праздник порадует любого мордвина больше, чем другие сюрпризы и приятные неожиданности.

Уклад жизни

Раньше мордва проживала на берегу рек и по опушкам лесов. В этих деревнях не было улиц, дома строили хаотично по мере захвата свободной земли. Обычно родственники селились рядом со своими родными, так получались небольшие кварталы, состоящие из представителей одного рода. Они объединялись в крупные дворы, внутри которых располагались дома, а периметр обносился плетёным тыном или забором.

В домах были сени и одна большая комната, где жили и спали все члены семьи. Семейства были очень большими, обычно в них насчитывалось до 3-4 десятков человек. Представители разных поколений отлично уживались между собой, каждый из них выполнял свои функции: старики смотрели за детьми, а представители среднего возраста работали в огороде, в садах, занимались промыслом.

Традиционный мордовский дом

Все размещались в нескольких домах, а чуть подальше стояли хозпостройки, где держали животных и птицу. Хозяйство не делилось для каждой семьи, а было общим для всего рода.

Дома отличались от русских изб. В них единственное небольшое окно делали так, чтобы оно смотрело не во двор, а на улицу. Под чердаком всегда прибивали скворечник, и если в нём селились скворцы, считалось, что в доме обязательно будет счастье.

Семейные роли

Историки полагают, что у мордвы долгое время был матриархат, и это сказалось на мордовских традициях и обычаях. Женщины оказывали огромное влияние на мужей даже тогда, когда матриархальный уклад ушёл в прошлое.

Дети, женщины и мужчины садились за обеденный стол в разное время. Но связано это не с дискриминацией, а с тем, что большая семья не могла одновременно разместиться вместе.

Воспитание не было пущено на самотёк. С детьми тут много общались, большое внимание уделяли вопросам уважения к старшим, прививанию любви к труду, духовному развитию.

Трудолюбие

На самом деле умение рационально трудиться можно считать народной традицией Мордовии, которая передаётся из поколения в поколение.

Дружелюбие

Радушие и щедрость считаются главными чертами этих людей. Угостить и отменно накормить гостя считалось долгом хозяина не только в том случае, если они знакомы, но и когда в гости забрёл незнакомец. Каждый чувствовал себя желанным и долгожданным в мордовских деревнях. Русские из соседних регионов знали эту особенность мордвы, поэтому с удовольствием приезжали на их территории к праздникам.

Встреча гостей

Также любой мордвин любит петь песни. Тут звучат песнопения в любых условиях: хоть на праздники, хоть в тяжёлую минуту. Поэтому туристу, попавшему в дом к местным жителям, нужно быть готовому к тому, что большая часть застолья будет отведена песням.

Валяние

Мордовский край известен валенками из шерсти овец. Испокон веков такое мастерство передавалось по мужской линии, так как процесс был очень трудоёмким. В прежние века этим промыслом занимались сезонно — осенью и зимой, когда сельскохозяйственные работы были на паузе. Но потом все инструменты изменились, и валяние уже не привязано в определённому сезону.

Мордовские валенки

Теперь в Мордовии есть три центра валяния: село Жабино, Старое Ардатово и Урусово. Все эти сёла соседствуют между собой, и в них работают потомственные валяльщики. В Урусово функционирует музей валенок Мордовии. Они считаются одним из национальных брендов республики, так как до сих пор изготавливаются по традиционным технологиям.

Свадебные обряды

Мордовские традиции свадьбы — одно из самых самобытных явлений этого народа. Свадебные традиции тут сложны и многочисленны. Скорее их можно охарактеризовать как народную музыкальную драму, в которой горечь прощания с любимой дочерью и её уходом в чужой дом переплетаются со счастьем жениха и его родственников.

Выбор пары был делом родителей жениха. Главные факторы, на которые обращали внимание, это здоровье девушки, богатство её семьи и трудолюбие будущей невесты. В первую очередь шло сватовство. Сначала отец жениха преподносил пожертвования богам, а потом снаряжал свадебный поезд, если вторые родители давали добро. В этом поезде было много участников, каждый выполнял свою роль.

Традиционная свадьба

После сватовства шло приготовление к свадьбе. Подготовка была серьёзная, так как само празднество состояло из многих этапов:

  • свадьба в семье жениха;
  • свадьба в семье невесты;
  • переезд свадебного поезда из дома жениха к невесте;
  • свадьба после обряда венчания в доме жениха.

Последним был день ряженых, после чего праздник считался завершённым.

Традиции и обычаи мордовского народа, связанные с детьми и многодетностью, очень интересные. Забота о потомстве начиналась с того момента, как молодые вступали в брак. С первых месяцев беременности все пытались определить пол будущего малыша. Если по лицу беременной появлялись пигментные пятна, значит, стоит ожидать мальчика. Живот немного сдвинут влево – к девочке, вправо – к мальчику.

Две богини считались ответственными за беременность и деторождение. Вирьава помогала забеременеть, поэтому ей несли жертвоприношения молодые семьи. Если у пары не было детей, это считалось происками второй богини — Ведьавы, которая воровала новорожденных и даже нерождённых. Тогда подарки и молитвы устремляли к ней.

Богиня Ведьава

И если эти традиции уже ушли в прошлое, то обычай истопить баню для молодой матери с малышом сохраняется до сих пор. Раньше в это вкладывали магический смысл, а теперь остались только соображения гигиены. Первое омовение вместе с мамой происходит намного комфортнее для новорождённого.

Смерть и погребение

С этим моментом было связано много суеверий и страхов. Такие приметы, как треснувшее зеркало, крик совы, нашествие муравьёв или мышей, говорили о возможной скорой кончине кого-то из семейства.

Если в доме кто-то умер, на стол клали хлеб-соль, а на подоконник ставили стакан с водой и полотенце. Мордовцы верили, что душа должна помыться и отдохнуть перед уходом. Ближайшие родственники не должны были участвовать в похоронной процессии, чтобы не уйти на тот свет вместе с усопшим. На прощание являлись все дальние родственники и односельчане, которые приносили продукты и деньги.


В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной.

Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с, васильками, ромашками, колокольчиками; луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их неяркая красота трогает до слез…

Да, наш народ - мордва по численности не так велик, но он имеет богатейшую и бесценную культуру и традиции своего народа.

Каждый из нас должен быть благодарным своему народу за родной язык. Ведь на нем, родном, каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мама, папа (тядяй, аляй). Видимо, поэтому его называют еще языком, впитанным с молоком матери.

Народ же мордовский известен с древнейших времён.

Большинство из нас даже не догадывается, что очень, очень многие известные люди одной шестой части Земли – мордва.

Мордовия богата и своей природой, где поля часто чередуются с тенистыми лесами и дубравами, где множество рек протекает по обширной территории, и своими талантами: писателями, краеведами, учеными, музыкантами и художниками, спортсменами. Они прославили Мордовию.

Имя скульптораЭрьзи (Степана Дмитриевича Нефедова) широко известно и в нашей стране и за рубежом. Псевдоним не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта исходят их национальной самобытности и исконной народности. Скульптор всегда оставался сыном своего народа.

Главная тема творчества Ф. В. Сычкова — жизнь русских и мордовских крестьян, их будни и праздники.

Л. П. Кирюков — первый мордовский композитор. Он первым на мордовской земле научился волшебству сочинения музыки.

Фёдор Ушаков – выдающийся русский флотоводец, адмирал. Он причислен к лику святых как праведный воин.

Сколько героев Советского Союза, России, прославленных деятелей являются выходцами из Мордовии. Наши потомки будут вечно помнить и гордиться своими земляками. Да, если рассказывать обо всех, нужно много времени, каждый из них замечателен и неповторим. А скольким нашим землякам еще предстоит покорять вершины и прославлять Мордовию! А наши спортсмены показали на Олимпиадах в Китае, в Англии, что Мордовский народ силен и вынослив – об этом говорят призовые места. Так держать! Богата земля мордовская талантами.

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры.

У мокшан язык мокшанский, у эрзян – эрзянский, оба относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков.

Мордва – самое крупное объединение финно-угорских народов России.

Если проанализировать все события, всю работу, проделанную за эти годы, то можно убедиться в том, что мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага республики и всего проживающего здесь населения, люди с большим трудолюбием, умеющие ставить цель и делать всё возможное для её реализации.

У Республики славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Сила России – в единстве ее народа. В нашей республике проживают многие народы, русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы, представители разных национальностей и религий. Но, несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной России.

Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.

Свадьба состоит из следующих действий-этапов:

1) сватовство (ладяма (м.), ладямо (э.);

2) приготовление к свадьбе (свадьбанъаноклама (м.), свадьбанъанокстамо (э.);

3) свадьба в доме жениха (свадьбасьцеранъкудса (м.), свадьбасьцерантькудосо (э.);

4) свадьба в доме невесты (свадьасьстиренькудса (м.), свадьбасьтейтеренъкудосо (э.);

5) приезд свадебного поезда к невесте (куданъсама-валгома (м.), валгомо (э.);

6) свадьба в доме жениха после венчания (свадьбасьцёрань кудса (м.), свадьбасьцёранъкудосо (э.), венцямдамеле (м.), венчамодомейле (э.);

7) день потех или ряженых (потиха ши (м.), потихачи (э.)

Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.

Число поезжан (э. кудат) обязательно должно было быть нечётным. Главным лицом считалась сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом.

Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Чтобы узнать пол будущего ребёнка, наблюдали за беременной женщиной: наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки, и наоборот.

Таким образом, следует, что родильные обряды мордвы к настоящему времени изменились, но кое-где еще сохраняются. Например, сохраняется обычай топить баню и мыть роженицу и ребенка после возвращения из роддома. Раньше этому омовению придавался магический смысл, то теперь оно носит больше сугубо гигиенический характер. Одновременно возникают и новые традиции, например, обычай отмечать дни рождения детей, которые являются поводом для сбора за столом всех родственников. Нередко в этот день устраивают два стола: для сверстников ребенка и для взрослых. Основная идея современной родильной обрядности сводится в один семейный праздник в честь рождения ребенка.

Для мордвы характерно сочетание норм православного христианства и дохристианских представлений о загробном мире.

Похоронные обряды мордвы, по народным верованиям, обеспечивали переход души в мир иной, доброе отношение умершего к живым. Поэтому в ритуале погребения прослеживается забота о покойном: его обмывали, одевали в лучшую одежду, клали в гроб предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни (еду, деньги, орудия труда и др.).

Наряду с ними сегодня сохраняются многие традиционные обычаи.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

В настоящее время широко празднуется – Масленица.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху. В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

В своей работе мы постаралась рассказать про традиции и обычаи народов мордвы, про мордовский народ. Таким образом, обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. Благодаря нашим талантливым людям, нашу национальность стали узнавать не только на карте полушарии, но и на всех странах мира. Оказывается, народ мордва живёт на прекрасных и живописных просторах земли. Своим голосистым пением мордовский народ доносит всю красоту своей родины и народа. Ах, как красив, наш народ в мордовском костюме! В наряде отражается весь быт и талант моего народа. Но сейчас мало видим людей, которые повседневно носят мордовскую одежду, в основном в наряде ходят наши бабушки и прабабушки. Однако, ещё не потерялся мордовский наряд в мордовских свадьбах. Каждая женщина старается одеть на себя самый лучший свой народ и погордиться перед другими. Многое в традициях народа изменилось. Всё чаще в свадебный обряд входят обычаи других народов, проживающих на территории Мордовии.

В настоящее время на смену лошади пришёл автомобиль и украшается он лентами, шарами и куклой. Ну, что удивительно, кукла одета в мордовский наряд. Многие люди у себя дома наряжают кукол в мордовскую одежду и у нас дома есть кукла, одетая в мордовский наряд, которая подчеркивает красоту костюма. Мы восхищаемся своей малой Родиной. Она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И мы, и все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями. Свою работу нам хотелось бы закончить такими строками из песни:

Живи, Мордовия моя, Храни небесный свет Твои прекрасные поля Осыпал лунный свет Живи, Мордовия моя, Не зная горьких бед Мне без тебя в чужих краях

Другого счастья нет!

Список использованной литературы

1. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. — Саранск, 1931; 1954; 1990;

2. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000; Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск, 2001;

3. Смирнов И. Н. Мордва. — Саранск, 2002.

5. Шахматнов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910. С. 139.

6. РФ. ГУНИИГН. И-219. Отчет о работе и другие материалы мордовской историко-этнографической экспедиции 1955 г. под руководством В. М. Белицер. Л.

7. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007 г.

Читайте также: