Митрофанов сергей в свои неполные пятнадцать лет был человеком вполне самостоятельным сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.


  1. Образовательные: формировать навыки работы с текстом; совершенствовать навыки правописания; укреплять навыки работы с тестовым материалом, формировать навыки работы по написанию сочинений.

  2. Воспитательные: воспитывать любовь к слову, русскому языку, формировать навыки контроля и самоконтроля.

  3. Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, задавать уточняющие вопросы; применять полученные знания в нестандартных ситуациях; выделять главное, сравнивать, обобщать.

  1. Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка

  2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

  3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям ).

  4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).

  5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения, текста).

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

Основные понятия на уроке: текст, тема, проблема, идея (основная мысль), микротема, лексический строй, грамматический строй текста.

Основные формы деятельности учащихся на уроке: коллективная работа над текстом, работа в парах по сжатию текста, работа в сменных парах по решению тестовых заданий.

Ход урока.
Целеполагание. Учитель объявляет цели и задачи урока, разъясняет основные методы и формы работы учащихся на уроке.


    1. Выявление впечатления от прочитанного. Учитель задает вопросы:

    Консультанты (наиболее успешные учащиеся): Арзуманова и Самаркин помогают группам.

    Контроль выполнения: группы отчитываются по заданиям, консультанты комментируют правильность выполнения.

    3.Этап. Сжатие текста. Работа в парах на ноутбуках. Учащиеся сжимают фрагменты текстов, результаты выводят на общий экран.

    Пары учащихся:

    1 – 8 предложение:

    9 – 16 предложение:

    17 – 20 предложение:

    21 – 27 предложение:

    28 – 31 предложение:

    32 – 34 предложение:

    35 – 44 предложение:

    Контроль выполнения: оценка одноклассников.


    1. Этап. Анализ орфографических и пунктуационных особенностей текста.

    1 группа – составляет словарный диктант из словосочетаний на наиболее трудные орфограммы текста. (8 – 10 словосочетаний) Задают вопросы классу по различным орфограммам, класс отвечает.

    2 группа – производит анализ грамматического строя и пунктуационных особенностей текста, устно.

    Методический комментарий: 1 группа работает самостоятельно, 2 группа озвучивает найденные особенности.

    Контроль выполнения работы 1 группы: словарный диктант записан на доске.

    4.Этап. Работа над тестовой частью. Работа в парах с электронной презентацией. Каждая пара выполняет свои задания, ответы сверяются с ключом на экране. Учащиеся отчитываются по заданиям.

    А1 – Нургалеева, Воеводина

    А2 – Евсеев, Родионов

    А3 – Митрюкова, Миняев

    А4- Клещова, Вертянкина

    А5- Самойлов, Самаркин

    А6- Родионова, Люлин

    В1 - Клещова, Вертянкина

    В2 – Родионова, Люлин

    В3 – Нургалеева, Воеводина

    В4 – Евсеев, Родионов

    В5 - Евсеев, Родионов

    В6 – Митрюкова, Миняев

    В7 – Самойлов, Самаркин

    В8 – Самойлов, Самаркин

    В9 – Маряскина, Арзуманова

    Контроль выполнения заданий: ключ проецируется на экран – учащиеся проверяют свои задания, ошибки исправляются и комментируются классом.

    Стадия рефлексии. 5.Этап.

    5.1. Работа по созданию сочинений. Класс делится на 2 группы по списку в журнале:

    С 1 по 7 пишут С2.1. по высказыванию Г. Степанова.

    Методический комментарий: каждая группа пишет одно сочинение.

    Контроль знаний: группы читают свои сочинения – учитель комментирует правильность написания.

    5.2. Учащиеся делятся впечатлениями о том, что им сегодня удалось, а что следует еще подучить, дают оценку своей деятельности и успешности на уроке. Оценки выставляются в журнал.


    1. Основная мысль текста: хорошо, что есть на свете люди пытливые, идущие своим путем, помогающие другим совершенно бескорыстно.

    2. Проблемы, поставленные в тексте: проблема выбора своего пути в жизни.

    3. Рассказ о необычном подростке Митрофанове Сергее.

    4. Микротемы отрывка:

    • М.С. – самостоятельный человек.

    • М.С. впервые пересекается с предыдущим чокнутым в лесу, на лыжне.

    • М.С. повторил поступок предыдущего чокнутого и спустился на месте обрыва.

    • М.С. снова столкнулся с чокнутым летом в спортивном лагере, когда помогал сторожу носить из деревни молоко для ребенка.

    • М.С. продолжает летние привычки зимой дома, на лоджии.

    • М.С. увидел чокнутого у себя дома, этажом выше.

    • М.С. понял, наконец, кто такой чокнутый.

    1. Особенности лексического строя текста:

    • много слов, обозначающих действие: глаголы, причастия, деепричастия – это создает динамичность и легкость тексту, свидетельствует о деятельной натуре главного героя.

    • Часто используются просторечные слова и выражения: влип, нужда, чокнутый, слабо, он тебе не указ, псих, полоумный, посудина и т.д. подобные слова могут говорить о простоте главного героя, его эмоциональности.

    • Экспрессивная лексика (грозя, карами, умоляя, позывные, взъярился) свидетельствует и о позитивном настрое героя, и о легкой самоиронии.

    1. Особенности грамматического строя текста:

    • Много предложений с однородными сказуемыми, деепричастными оборотами.

    • Бессоюзные предложения также способствуют быстрой смене событий.

    • Используются предложения с прямой речью.

    • В тексте 5 раз используется многоточие в конце предложений, это заставляет читателя самому поразмышлять

    1. Вариант словарного диктанта: предыдущий чокнутый, накатанной лыжне, неизвестно куда, неожиданно поднырнул, мысленно грозя, одновременно умоляя, загибался влево, оттолкнулся палками, кто-нибудь пытался, охраняет территорию, спешить на рассвете, старик не согласен, искупаться в речке, хотелось по-прежнему поглядеть, приобретенным привычкам, жалостный голос, растрепанный мальчишка, никто ж не заставляет, взъярился.

    2. Вариант сжатия текста.

    С предыдущим чокнутым он впервые столкнулся на зимних каникулах. Катаясь на лыжах, М.С. увидел след, уходящий в чащу, и последовал за ним. Скоро он понял, что впереди был чокнутый, т.к. шел к обрыву. Грозя неизвестному и умоляя его повернуться, М.С. дошел до знакомой горки, воодушевился.

    Не задумываясь, скатился с неё, миновав опасные предметы: сосну и столб. Он весело подумал о предыдущем, хотел его увидеть.

    Летом М.С. был в спортивном лагере, где ему пришлось помогать сторожу. Мальчик приносил молоко из деревни для маленького внука охранника. Ему говорили, что до него тоже один подросток носил молоко. По дороге из деревни М.С. успевал искупаться в речке. Ему все же хотелось увидеть предыдущего.

    В городе М.С. продолжал закаливаться: обливался водой, обтирался снегом.

    Однажды к нему обратился мальчик с верхнего балкона и спросил, долго ли М.С. будет закаляться. Мальчику хотелось подражать М.С.

    Обтираясь в ванной, М.С. взглянул в зеркало, улыбнулся и увидел предыдущего чокнутого.

    Текст к уроку.

    (1)Митрофанов Сергей в свои неполные пятнадцать лет был человеком вполне самостоятельным, и все знали: Митрофанов Сергей живёт своим умом.

    (21)Летом Митрофанов Сергей поехал в спортивный лагерь. (22)По соседству с лагерем виднелась лишь одна изба, в которой каждое утро плакал ребёнок. (23)А на крыльце избушки сидела собака суровой наружности, и, если кто-нибудь пытался подойти к калитке, собака начинала грозно рычать. (24)Митрофанову Сергею рассказали, что живёт тут одинокий старик, лагерный сторож, который зимой охраняет эту территорию. (25)На лето к нему приехала дочь с младенцем, да заболела, и её увезли в город, в больницу. (26)Вот старику приходится на рассвете спешить в деревню за молоком, а младенец остаётся с собакой. (27)Можно было бы молоко носить по очереди, но старик не согласен: собака на каждого новенького лает, младенец просыпается, плачет, а если собаку к каждому приучать, то из неё потом плохой сторож получится. (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый день до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип… (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а, возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. (31)Уже и старикова дочка вышла из больницы, и нужда в этих походах отпала, но Митрофанов Сергей привык, втянулся… (32)А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть.

    (33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ. (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом.

    (43)Мальчишка скрылся, а Митрофанов Сергей пошёл в ванную. (44)Растираясь жёстким полотенцем так, что тело горело, Митрофанов Сергей взглянул в зеркало, и ему вдруг стало смешно: из зеркала на него смотрел Предыдущий Чокнутый верхнего мальчишки! (По М.Борисовой)

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    (1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди еще люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

    (2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

    (3) - Говорят, она улыбается_, - сказал мальчик. (4) - Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

    (5)- Коли. уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год,- проговорил кто-то.

    (6)- Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

    (7)Люди шаркали ногами, медленно продвигаясь вперед по холодным камням мостовой.

    (8)- А зачем мы все тут собираемся? - спросил, подумав, мальчишка. (9)- Почему мы плевать в неё должны?

    (10) - Причин уйма. (11)Тут дело в ненависти. (12)Ответь-ка ты мне: как мы дошли до такого состояния? (13) Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость.

    (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников.

    (19)Мальчик вдруг услышал:

    (20) - Вот увидите: еще появится башковитый человек, который всё подлатает. (21)Попомните мои слова. (22)Человек, у которого душа лежит к красивому…

    (23)Наконец и они вступили на главную площадь. (24)Все, копя слюну, продвигались вперед, шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками. (25)Сердце мальчишки билось часто-часто, и земля жгла его босые пятки…

    (26)Мальчишка замер перед картиной, глядя на нее.

    (27)- Ну плюй же, парень!

    (28)У мальчишки пересохло во рту, стало не по себе.

    (29) - Давай! Долго тебя уламывать?!

    (30)- Но… она же… красивая… - медленно произнес ребенок.

    (31)- Ладно, я плюну за тебя! – сказал стоявший рядом.

    (32) Плевок блеснул в лучах солнца. (33)Женщина на картине улыбалась таинственно - печально, и мальчик, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

    (34)- Она красивая, - повторил он. (35) – Как ее зовут, сер?

    (38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении.

    (39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста. (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

    (45)Мальчишка стоял притихший в стороне от этой свистопляски. (46)Он глянул на

    свою руку. (47)Она судорожно притиснула к груди кусок разорванного холста, пряча его.

    (48)Не говоря ни слова, всхлипывая, мальчишка побежал прочь. (49)Он бежал, не оглядываясь, щеки его горели, сжатая в кулак рука была спрятана под куртку.

    (50)На закате он достиг силосной башни. (51)Здесь, под навесом, уже спали мать, отец и брат. (52)Тихонько он скользнул в узкую дверь и лег, часто дыша.

    (53)- Где ты болтался? - рявкнул отец. (54)- Погоди, вот я тебе утром всыплю.

    (55)Наконец все угомонились. (56)Мальчик дышал уже ровнее. (57)Кругом царила тишина. (58)Рука его была плотно-плотно прижата к груди. (59)Полчаса лежал он так, зажмурив глаза.

    (60)Потом ощутил что-то: холодный белый свет. (61)Высоко в небе плыла луна, и свет маленьким квадратиком полз по телу ребенка. (62)Только теперь его рука ослабила хватку. (63)Тихо, осторожно, прислушиваясь к движениям спящих, мальчик поднял ее. (64)Он помедлил, глубоко-глубоко вздохнул, потом, разжал пальцы и разгладил клочок раскрашенного холста.

    (65)Мир спал, освещенный луной. (66)А на его ладони лежала таинственная Улыбка.

    (67)Он смотрел на нее в белом свете, который падал с полуночного неба. (68)И тихо повторял про себя, снова и снова: (69)"Улыбка, чудесная улыбка. "

    (70)Час спустя он все еще видел ее, даже после того, как осторожно сложил и спрятал. (71)Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним - Улыбка. (72)Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру.

    1) (2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

    2) (19)Мальчик вдруг услышал:

    - (20)Вот увидите: еще появится башковитый человек, который всё подлатает. (21)Попомните мои слова. (22)Человек, у которого душа лежит к красивому…

    3) (10) - Причин уйма. (11)Тут дело в ненависти… (24)Все, копя слюну, продвигались вперед шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками. (25)Сердце мальчишки билось часто-часто, и земля жгла его босые пятки…

    (26)Мальчишка замер перед картиной, глядя на нее.

    (27)- Ну плюй же, парень!

    4) (48)Не говоря ни слова, всхлипывая, мальчишка побежал прочь. (49)Он бежал, не оглядываясь, щеки его горели, сжатая в кулак рука была спрятана под куртку.

    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

    1) Города – груды развалин; дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся…

    2) Все, копя слюну, продвигались вперед шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками.

    3) Женщина на картине улыбалась таинственно - печально, и мальчик, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

    4) Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы.

    5. Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

    9. Среди предложений 45–50 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

    Женщина на картине улыбалась таинственно - печально,(1) и мальчик, (2) отвечая на её взгляд,(3) чувствовал, (4) как колотится его сердце,(5) а в ушах будто звучала музыка.

    - Она красивая, (6)- повторил он. – Как ее зовут,(7) сер?

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

    12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения.

    Все,(1) копя слюну,(2) продвигались вперед,(3) шли,(4) изготовившись,(5) предвкушая,(6) с расширившимися зрачками. Сердце мальчишки билось часто-часто,(7) и земля жгла его босые пятки…

    13. Среди предложений 24 – 30 найдите бессоюзное(-ые) сложное(- ые) предложение(- ия). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    14. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1)Митрофанов Сергей в свои неполные пятнадцать лет был человеком вполне самостоятельным, и все знали: Митрофанов Сергей живёт своим умом.

    (21)Летом Митрофанов Сергей поехал в спортивный лагерь. (22) По соседству с лагерем виднелась лишь одна изба, в которой каждое утро плакал ребёнок. (23) А на крыльце избушки сидела собака суровой наружности, и, если кто-нибудь пытался подойти к калитке, собака начинала грозно рычать. (24) Митрофанову Сергею рассказали, что живёт тут одинокий старик, лагерный сторож, который зимой охраняет эту территорию. (25)На лето к нему приехала дочь с младенцем, да заболела, и её увезли в город, в больницу. (26) Вот старику приходится на рассвете спешить в деревню за молоком, а младенец остаётся с собакой. (27)Можно было бы молоко носить по очереди, но старик не согласен: собака на каждого новенького лает, младенец просыпается, плачет, а если собаку к каждому приучать, то из неё потом плохой сторож получится. (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый день до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип… (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а, возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. (31)Уже и старикова дочка вышла из больницы, и нужда в этих походах отпала, но Митрофанов Сергей привык, втянулся…

    (32)А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть.

    (33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ. (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом.

    (43)Мальчишка скрылся, а Митрофанов Сергей пошёл в ванную. (44)Растираясь жёстким полотенцем так, что тело горело, Митрофанов Сергей взглянул в зеркало, и ему вдруг стало смешно: из зеркала на него смотрел Предыдущий Чокнутый верхнего мальчишки!

    1) (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип…

    2) (31)Уже и старикова дочка вышла из больницы, и нужда в этих походах отпала, но Митрофанов Сергей привык, втянулся…(33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ.

    3) (35)В одно морозное утро Митрофанова Сергея окликнул сверху жалостный голос: «(36)Эй, ты что вовсе чокнутый?

    4) (43)Мальчишка скрылся, а Митрофанов Сергей пошёл в ванную. (44)Растираясь жёстким полотенцем так, что тело горело, Митрофанов Сергей взглянул в зеркало, и ему вдруг стало смешно: из зеркала на него смотрел Предыдущий Чокнутый верхнего мальчишки!

    3. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.

    1) Скоро он убедился, что тот, за кем он шёл, какой-то чокнутый…

    2) Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой.

    3) Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке.

    4) Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом.

    5. Из предложений 8 - 10 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределенной формы.

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

    9. Среди предложений 35–44 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.

    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложног предложения, связанными сочинительной связью.

    Справа по некрутому, (1)но длинному спуску можно было съехать как раз к дороге,(2) которая вела в посёлок и на станцию. Слева же с этой горки съезжать было опасно, (3)потому что тут были и обрыв,(4) и яма, (5) а внизу маячили огромная сосна и телеграфный столб,(6) но след Чокнутого загибался именно влево,(7) круто срываясь вниз.

    13. Среди предложений 17 – 23 найдите бессоюзное(-ые) сложное(- ые) предложение(- ия). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    14. Среди предложений 20 – 25 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение(-я) с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    Учитель МОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна


    Учитель МОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна


    Прочитайте текст и выполните задания А 1 – А 6 Текст


    А 5. В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление? 1) (1)Митрофанов Сергей в свои неполные пятнадцать лет был человеком вполне самостоятельным, и все знали: Митрофанов Сергей живёт своим умом. 2) (26)Вот старику приходится на рассвете спешить в деревню за молоком, а младенец остаётся с собакой. 3) (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. 4) «(41)Ага, значит, ты – можешь, а мне – слабо? ! – взъярился мальчишка


    А 6. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение. 1) (5)Скоро он убедился, что тот, за кем он шёл, какой-то чокнутый… 2) (8)Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой. 3) (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. 4) (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом.


    Задания B 1–B 14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В 1–В 14 записывайте словами или цифрами.


    В 1. Замените разговорное слово ВЛИП из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип…


    В 2. Из предложений 32 -35 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (32)А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть. (33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ. (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом. (35)В одно морозное утро Митрофанова Сергея окликнул сверху жалостный голос:


    В 3. Из предложений 2 -4 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (2)Предыдущий Чокнутый впервые пересек путь Митрофанова Сергея зимой, во время школьных каникул. (3)Митрофанов Сергей шел лесной просекой по накатанной лыжне и внезапно заметил лыжный след, решительно сбегавший в чащу: кто-то совсем недавно сошел с просеки, поднырнул под заснеженную еловую лапу и двинулся по лесу неизвестно куда и зачем. (4)Митрофанов Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.


    В 4. Из предложений 8 -10 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы. (8)Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой. (9)Справа по некрутому, но длинному спуску можно было съехать как раз к дороге, которая вела в посёлок и на станцию. (10)Слева же с этой горки съезжать было опасно, потому что тут были и обрыв, и яма, а внизу маячили огромная сосна и телеграфный столб, но след Чокнутого загибался именно влево, круто срываясь вниз.


    В 6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Справа по некрутому, (1) но длинному спуску можно было съехать как раз к дороге, (2) которая вела в посёлок и на станцию. Слева же с этой горки съезжать было опасно, (3) потому что тут были и обрыв, (4) и яма, (5) а внизу маячили огромная сосна и телеграфный столб, (6) но если Чокнутого загибался именно влево, (7) круто срываясь вниз.


    В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. А на крыльце избушки сидела собака суровой наружности, (1) и, (2) если кто-нибудь пытался подойти к калитке, (3) собака начинала грозно рычать. Митрофанову Сергею рассказали, (4) что живёт тут одинокий старик, (5) лагерный сторож, (6) который зимой охраняет эту территорию. На лето к нему приехала дочь с младенцем, (7) да заболела, (8) и её увезли в город, (9) в больницу.


    В 8. Замените словосочетание СТАРИКОВА ДОЧКА (предложение 31), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


    В 9. Выпишите грамматическую основу предложения 32. 32)А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть.


    В 11. Среди предложений 4 -8 найдите такое. в котором есть обособленное определение. Напишите номер этого предложения. (4)Митрофанов Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот. (5)Скоро он убедился, что тот, за кем он шёл, какой-то чокнутый… (6)Снег становился всё рыхлее, кусты – непролазнее, и Митрофанов Сергей ругал себя, говоря, что глупо идти вперёд, но повернуть назад ещё глупее. (7)Как полоумный, он продолжал тащиться по лесу, мысленно грозя Чокнутому всяческими карами и одновременно умоляя его выбраться поскорее на открытое место. (8)Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой.


    В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый день до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион.


    А 1 – 4 А 2 – 2 А 3 – 3 А 4 – 4 А 5 – 4 А 6 – 2 В 1 - попался (попасться) В 2 - обтирание В 3 – неизвестно, исцарапав В 4 – маячили В 5 – 3, 4 В 6 – 6 В 7 – 2, 3, 4, 6 В 8 – дочка старика В 9 – хотелось поглядеть В 10 – 38 В 11 – 8 В 12 – 3 В 13 – 19 В 14 – 24

    Презентация на тему: " Учитель МОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна." — Транскрипт:

    1 Учитель МОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна

    2 Прочитайте текст и выполните задания А1 – А6 Текст

    7 А5. В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление? 1) (1)Митрофанов Сергей в свои неполные пятнадцать лет был человеком вполне самостоятельным, и все знали: Митрофанов Сергей живёт своим умом. 2) (26)Вот старику приходится на рассвете спешить в деревню за молоком, а младенец остаётся с собакой. 3) (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. 4) «(41)Ага, значит, ты – можешь, а мне – слабо?! – взъярился мальчишка

    8 А6. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение. 1) (5)Скоро он убедился, что тот, за кем он шёл, какой-то чокнутый… 2) (8)Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой. 3) (30)Всю смену Митрофанов Сергей вставал с петухами, бежал в соседнюю деревню, а возвращаясь, успевал ещё искупаться в речке. 4) (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом.

    9 Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

    10 В1. Замените разговорное слово ВЛИП из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (29)Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип…

    11 В2. Из предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (32)А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть. (33)Вернувшись в город, Митрофанов Сергей не стал изменять приобретённым привычкам: вставал с первыми позывными радио и, сделав зарядку в лоджии, становился под холодный душ. (34)Сначала обливался ледяной водой в ванне, потом перешёл на обтирание снегом. (35)В одно морозное утро Митрофанова Сергея окликнул сверху жалостный голос:

    12 В3. Из предложений 2-4 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (2)Предыдущий Чокнутый впервые пересек путь Митрофанова Сергея зимой, во время школьных каникул. (3)Митрофанов Сергей шел лесной просекой по накатанной лыжне и внезапно заметил лыжный след, решительно сбегавший в чащу: кто-то совсем недавно сошел с просеки, поднырнул под заснеженную еловую лапу и двинулся по лесу неизвестно куда и зачем. (4)Митрофанов Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

    15 В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Справа по некрутому,(1) но длинному спуску можно было съехать как раз к дороге,(2) которая вела в посёлок и на станцию. Слева же с этой горки съезжать было опасно,(3) потому что тут были и обрыв,(4) и яма,(5) а внизу маячили огромная сосна и телеграфный столб,(6) но если Чокнутого загибался именно влево,(7) круто срываясь вниз.

    16 В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. А на крыльце избушки сидела собака суровой наружности,(1) и,(2) если кто-нибудь пытался подойти к калитке,(3) собака начинала грозно рычать. Митрофанову Сергею рассказали, (4) что живёт тут одинокий старик,(5) лагерный сторож,(6) который зимой охраняет эту территорию. На лето к нему приехала дочь с младенцем,(7) да заболела,(8) и её увезли в город,(9) в больницу.

    17 В8. Замените словосочетание СТАРИКОВА ДОЧКА (предложение 31), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    18 В9. Выпишите грамматическую основу предложения )А на небезызвестного Предыдущего Чокнутого хотелось ему по-прежнему поглядеть.

    20 В11. Среди предложений 4-8 найдите такое. в котором есть обособленное определение. Напишите номер этого предложения. (4)Митрофанов Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот. (5)Скоро он убедился, что тот, за кем он шёл, какой-то чокнутый… (6)Снег становился всё рыхлее, кусты – непролазнее, и Митрофанов Сергей ругал себя, говоря, что глупо идти вперёд, но повернуть назад ещё глупее. (7)Как полоумный, он продолжал тащиться по лесу, мысленно грозя Чокнутому всяческими карами и одновременно умоляя его выбраться поскорее на открытое место. (8)Лес наконец расступился, и Митрофанов Сергей очутился на горке, давно и хорошо ему знакомой.

    21 В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. (28)В первой смене, говорят, нашелся один чокнутый: каждый день до линейки в деревню бегал с посудиной, но таких чокнутых – один на миллион.

    24 А1 – 4 А2 – 2 А3 – 3 А4 – 4 А5 – 4 А6 – 2 В1- попался (попасться) В2 - обтирание В3 – неизвестно, исцарапав В4 – маячили В5 – 3,4 В6 – 6 В7 – 2,3,4,6 В8 – дочка старика В9 – хотелось поглядеть В10 – 38 В11 – 8 В12 – 3 В13 – 19 В14 – 24

    Читайте также: