Сквозь осенний сумрак марина танаева сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Определение стиля и типа речи. Тематика и проблематика рассказа. Художественные особенности текста. Принцип противопоставления. Психологическое состояние героини. Образность языка. Используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 16.04.2014
Размер файла 1,3 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Анализ публицистической статьи О. Савельевой из газеты "Дыхание Земли". Особенности стиля, его информативная и воздействующая функции; экстралингвистические факторы. Морфологические, лексические и синтаксические особенности жанра журналистики - интервью.

контрольная работа [27,5 K], добавлен 01.08.2011

Особенности пунктуации русского языка, определение и доказательство функциональной принадлежности текста к стилю, его основные лексические, морфологические и синтаксические черты. Ошибки в употреблении существительных, прилагательных, числительных.

контрольная работа [13,7 K], добавлен 13.05.2010

Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Разновидности и жанры научного стиля, тематика текстов. Лексические, морфологические и синтаксические особенности данного стиля.

контрольная работа [30,9 K], добавлен 17.05.2011

Классификация научных текстов. Экспрессивность и образность в научном стиле английского языка. Синтаксические и лексические особенности и стилеобразующие факторы научного стиля в английском языке. Лексический состав научной и технической литературы.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 02.12.2014

Принадлежность текста к определенному стилю. Правильная расстановка знаков препинания. Основные лексические, морфологические и синтаксические черты текста. Ошибки в употреблении существительных, прилагательных, числительных. Расстановка ударения в словах.

контрольная работа [17,9 K], добавлен 24.05.2012

Общественные функции языка. Особенности официально-делового стиля, текстовые нормы. Языковые нормы: составление текста документа. Динамика нормы официально-деловой речи. Виды речевых ошибок в деловом письме. Лексические и синтаксические ошибки.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 26.02.2009

Анализ основных выразительных средств английской разговорной речи. Образность разговорной речи и ее эмоциональные параметры. Способы передачи стилистических средств английского языка при переводе художественного текста на примере произведений Эдгара По.

 Эпиграф: Если рядом нет меня, То ещё не значит: Ты забыт. М.Танаева

Слайд 2

 Сборники стихов и прозы

Слайд 4

 А 30. Определите стиль и тип речи. 1) художественный; рассуждение 2) художественный; повествование 3) публицистический; рассуждение 4) научный; рассуждение-объяснение

Слайд 5

А 30. Определите стиль и тип речи. 1) художественный; рассуждение 2) художественный; повествование 3) публицистический; рассуждение 4) научный; рассуждение-объяснение

 Тематика и проблематика рассказа Потеря близких; Одиночество; Поддержка; Понимание.

Слайд 7

 Идея Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь

Слайд 8

Идея Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь

 Конфликт

Слайд 9

 Глоссарий Актуальный – важный, существенный для настоящего времени Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

Слайд 10

Глоссарий Актуальный – важный, существенный для настоящего времени Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

 Художественные особенности текста: Использование символов нитка с иголкой – жизнь наладится пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта

Слайд 12

Художественные особенности текста: Использование символов нитка с иголкой – жизнь наладится пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта

 Принцип противопоставления: В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие

Слайд 13

Принцип противопоставления: В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие

 Психологическое состояние героини Угнетенное передается через действия: курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать Легкое и спокойное: свежая и бодрая, спокойна, я не одна

Слайд 14

Психологическое состояние героини Угнетенное передается через действия: курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать Легкое и спокойное: свежая и бодрая, спокойна, я не одна

 Образность языка метафора (занавеска билась на сквозняке); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком).

Слайд 15

Образность языка метафора (занавеска билась на сквозняке); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком).

 Опорная схема Потеря близких

Слайд 16

 Домашнее задание: Домашнее задание:

Слайд 17

 План рецензии 1. Определите тему, основную мысль. 2. Выделите микротемы, проблемы 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 4. Конфликт 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

Слайд 18

План рецензии 1. Определите тему, основную мысль. 2. Выделите микротемы, проблемы 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 4. Конфликт 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

 Интернет ресурсы: http://www.photoshop-info.ru/uroki/draw_an_icon_of_an_open_book_in_photoshop/FINAL.jpg раскрытая книга http://www.microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/97e7a6272f3c54b2cd9f78d29437c45d.jpg бумага и перо http://www.altair.net.ua/images/public/page%20Raznoe/Brown.jpg книга с вопросом http://www.asteza.by/show-12776.html мудрый филин http://files.rotatarot.webnode.cz/200000016-c6f0bc8e49/napi%C5%A1te%20n%C3%A1m.jpg перо и чернильница http://www.liveinternet.ru/users/ugneduk80/post249920046/ спасибо за урок

Слайд 20

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор Дук Т.И.
Дата 29.01.2015
Формат doc
Изображения Есть

For-Teacher.ru - все для учителя

Урок русского языка

«Лингвистический анализ текста

(по произведению М.Танаевой

Цель урока: формирование универсальных учебных действий через обучение лингвистическому анализу текста.

расширять лексический запас учеников;

воспитывать читательскую культуру;

Если рядом нет меня,
То ещё не значит:
Ты забыт.

I. Создание проблемной ситуации (мотивация)

- Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта работа очень трудная и важная, так как подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения, которое есть в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Таким образом, наш урок - очередной этап в подготовке к экзаменам.

II. Исследование текста

Исследовательская работа в группах:

1.группа - Знакомство с биографией М.Н.Танаевой

2 группа - Сборники стихов М.Н. Танаевой

3 группа - Основные темы творчества поэта

III. Обмен информацией

Танаева Марина Николаевна

Родилась 26 июня 1975 года в Кургане. В 1992 году окончила школу-лицей № 19, в 1997 году - факультет иностранных языков Курганского госуниверситета. Стихи начала писать с семи лет, но, только изучая в университете немецкую и английскую поэзию, поняла, что над стихами нужно серьёзно работать. Работала сначала учителем английского и немецкого языков, а затем заместителем директора в школе № 56, в настоящее время преподает иностранный язык в Курганском технологическом колледже.

В Союзе писателей России состоит с 2006 года.

Речевое оформление (речевая грамотность);

4. Работа с текстом.

(Приложение 1)

(Схема анализа на столах у каждой группы, Результаты анализа излагаются в виде связного высказывания.)

Работа в группах:

1 группа: указание основных признаков текста;

2 группа: указание типа и стиля текста;

3 группа: определение жанра данного текста.

Художественный, повествование - тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности)

А 30. Определите стиль и тип речи. (Слайд 6)

1) художественный; рассуждение

2) художественный; повествование

3) публицистический; рассуждение

4) научный; рассуждение-объяснение

Нахождение, преобразование, воспроизведении информации;

изобретение содержания речи;

умение полно и ясно излагать свои мысли;

владеть монологической и диалогической формами речи;

умение ставить вопросы и отвечать на них;

Давай поясним каждое слово заглавия:

РАБОТА В ГРУППАХ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(подчеркивают карандашом) выявление микротем

1 группа: 1 часть

Почему автор называет осень бессонной и бесслезной? (героиня теряет близких людей: подруга уехала, сестра вышла замуж, бабушка умерла, потерялся кот)

Автор делает акцент на слове бесслезной, как он это объясняет? (глаза девушки были сухими, но в них затаилась боль и непролитые слёзы)

Как автор передает внутреннее состояние своей героини, какие слова использует для этого? (дрожала, всматривалась в темноту, курила у окна)

Жизнь не стоит на месте, она продолжается и героиня живет, но все делает механически… Найдите описание таких механических действий (встала, выпила кофе, проделала утренние процедуры, пошла на работу)

На этом неприятности героини не заканчиваются. Найдите ключевые слова…Что происходит? (вернули отчет, на работе все безобразно, отвратительно, кто-то приглушенно рассмеялся, заявление об увольнении, просто бродила, одинокая квартира)

Ребята, здесь появляются символы….какие? (нитка с иголкой - символ помощи, пятно на стене)

Как можно озаглавить первую часть? (Все плохо!)

2 группа: 2 часть

Находим ключевые слова во 2 части (светлая, теплая, уютная комната, белый прозрачный свет, свечение, 2 силуэта, хорошо, легко, спокойно)

Ребята, какой новый образ появляется в этой части? Опишите (силуэты) Кто это? (Ангел-хранитель - защищает и оберегает человека от несчастий)они являются символом спасения человека, надежды, помощи

Каково состояние героини? (хорошо, легко, спокойно, легкость)

Озаглавили (Переходное состояние)

3 группа: 3 часть

Ключевые слова (вернулся кот, на работу, зазвонил телефон, свежий воздух, белоснежная тюль, Таня улыбнулась, пропела, свежая и бодрая)

У героини все налаживается, наступает белая полоса в ее жизни.

Кто приходит на помощь Тане? (соседка - бухгалтер. Именно она помогает, рассказывает о семейных проблемах, пишет заявление)

Как меняется состояние героини? (улыбается, поет, спокойна, свежая, бодрая)

Домысливание. Автор оставляет концовку рассказа открытой. Попробуйте домыслить, что дальше может произойти с Татьяной? (встретит человека, выйдет замуж, съездит в гости к подруге, навестит сестру, станут подругами)

Какие темы и проблемы мы можем выделить в рассказе? Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Слайд 8)

(Потеря близких, одиночество, поддержка, понимание)

Что хотел автор сказать этим произведением? Идея? (не стоит отчаиваться, жизнь как зебра есть темные и светлые полосы,, помощь придет, откуда ее не ждешь) (Слайд 9)

Конфликт (Одинокий и незащищенный человек и враждебный ему мир) (Слайд 10)

Работа со словарем

- Мы говорим о вопросах, волнующих современное общество. Как вы определите характер проблемы по значимости? (Актуальная.) (Слайд 12)

Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.

- Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы текста? (Нравственные и социальные).

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

РАБОТА В ГРУППАХ

1 группа Композиция текста (в основе прием антитезы: мир враждебный и мир защищающий) (Слайд 13)

Экспозиция - потеря близких;

Завязка - не вернулся кот;

Развитие действия - непринятый отчет - порванный свитер - смешок - увольнение - брожение по улицам - комната - сон4

Кульминация - явление ангелов

Спад действия - возвращение кота - порванное заявление - курсы;

использование символов (нитка с иголкой - жизнь наладится порванный свитер, пятно на обоях - символ опоры, защиты, спокойствия) (Слайд 14)

Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта (Слайд 14)

В основе сюжета: враждебный мир - защищающий мир;

Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне

Психологическое состояние героини (Слайд 16)

умение находить, преобразовывать, воспроизводить информация;

анализировать, выделять признаки;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

изобретение содержания речи;

умение полно и ясно излагать свои мысли;

владеть монологической и диалогической формами речи;

умение ставить вопросы и отвечать на них;

планирование учебного сотрудничества, умение вести диалог;

работа в группе;

развитие логического мышления;

Составление КЛАСТЕРА (подведение итогов) (Слайд 18)

Опорная схема, которая заполняется

при подведении итогов исследования

Боль и непролитые слезы

одинокая, брошенная, незащищенная

обновленная, спокойная, уверенная

Виден дальний свет

Почему стихи автор не закончил?

Универсальные учебные действия:

умение находить, преобразовывать, воспроизводить информация;

анализировать, выделять признаки;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

изобретение содержания речи;

умение полно и ясно излагать свои мысли;

владеть монологической и диалогической формами речи;

умение ставить вопросы и отвечать на них;

планирование учебного сотрудничества, умение вести диалог;

работа в группе;

развитие логического мышления;

- Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после проведённого лингвистического анализа?

К чему призывает нас автор? (ответы учеников)

Универсальные учебные действия:

изобретение содержания речи;

умение полно и ясно выражать свои мысли;

владение монологической формой речи;

Домашнее задание: написать рецензию, опираясь на записи в тетради. (Слайд 19)

(План рецензии) (Слайд 20)

- Урок окончен. Спасибо за сотрудничество. (Слайд 21)

Универсальные учебные действия:

синтез как составление целого из частей, самостоятельное достраивание;

подведение информации под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

расположение собранного материала;

Схема лингвистического анализа текста

1.Выразительно прочитайте текст, укажите признаки текста в нём. Что вы знаете об авторе, времени создания этого текста?

2. Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передаёт автор?

3. Определите тему, основную мысль, озаглавьте его.

4. Выделите микротемы, составьте план.

5. Укажите тип речи (иногда - форму), стиль, жанр. Как это связано с идеей автора?

6. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста.

7. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

Тематическое единство: тема, ключевые слова, основная мысль (идея) и развёрнутость текста: подтемы, микротемы.

Последовательность: композиция. Тип текста: повествование, описание, рассуждение.

а) лексический повтор,

б) синонимические замены,

в) употребление местоимений и наречий вместо предшествующего слова,

г) единство временных форм глаголов-сказуемых,

д) употребление союзов для связи предложений и частей текста

1. Определите тему, основную мысль.

2. Выделите микротемы, проблемы

3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора?

5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста.

6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

Эта осень была для неё бессонной и бесслёзной. Одного за другим теряла она близких людей: подруга уехала за границу работать гувернанткой, сестра вышла замуж, а старая бабушка однажды утром не проснулась. Глаза девушки были сухими, но в них затаилась боль и непролитые слезы. Когда не вернулся с прогулки её любимый рыжий кот - нервы не выдержали, она всю ночь курила у открытого окна, дрожала от осенней прохлады, но всё равно всматривалась в темноту. Потом сказала сама себе: ну вот и все.

Утром девушка встала, выпила кофе, механически проделала все утренние процедуры и пошла на работу.

Главный бухгалтер, Регина Сергеевна, серьезная сухощавая и сутуловатая женщина, покачала головой и вернула отчет, испещренный карандашными исправлениями и пометками:

- Безобразно, Татьяна, просто отвратительно! Где ваше внимание?

Домой она пришла уже вечером, очень не хотелось возвращаться в пустую одинокую квартиру, и она весь день просто бродила по улицам, скверам, дворикам, магазинам. Уже стемнело, отопление еще не дали, на обоях выступили пятна от сырости, одно пятно в углу напомнило ей силуэт покойной бабушки, Афанасии Ефремовны. Таня не испугалась, но, почувствовав её присутствие, обессилено повалилась не её кровать, и погладила сырое пятно на стене.

Она не заметила, как куда-то провалилась. Комната была той же самой, но светлой, уютной, теплой. Вдруг она наполнилась светом, похожим на лунный. Свет был белым и прозрачным, в середине свечения обозначились два силуэта. Таня прикрыла глаза рукой от их яркого света и попыталась подняться навстречу. Она удивилась, что изменилась комната, но, главное, поняла, что ей хорошо, легко и спокойно впервые за этот месяц.

- Татьяна Кирилловна! Привет, ты не спишь уже? Ну, ладно, я звоню сказать, Регина-то Сергеевна, оказывается, не такая уж стерва, порвала вчера твое заявление, когда я рассказала ей о некоторых твоих семейных обстоятельствах. И еще: с сегодняшнего дня тебя на курсы по бухучету направили, я сама за тебя заявление накатала…

-Да ты что, а сколько платить?

- Танюша, курсы от конторы - бесплатные. Ну, не опаздывай, тебе к десяти, улица Первомайская, дом 9. Пока!

Через час она, свежая и бодрая, шагала по тихой осенней улице и сочиняла стихи:

2 Эпиграф: Если рядом нет меня, То ещё не значит: Ты забыт. М.Танаева М.Танаева

4 Сборники стихов и прозы Сердцебиение Вензеля ночных дорог 2005 Вечерний город Малая родина Мысли цвета мандарина. 2008

5 А 30. Определите стиль и тип речи. 1) художественный; рассуждение 1) художественный; рассуждение 2) художественный; повествование 2) художественный; повествование 3) публицистический; рассуждение 3) публицистический; рассуждение 4) научный; рассуждение-объяснение 4) научный; рассуждение-объяснение Готовимся к ЕГЭ

7 Тематика и проблематика рассказа -П-П-П-Потеря близких; -О-О-О-Одиночество; -П-П-П-Поддержка; -П-П-П-Понимание.

8 Идея Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь Жизнь как зебра: есть темные и светлые полосы, и темная полоса обязательно сменится светлой; помощь придет, откуда ее и не ждешь

9 Конфликт Одинокий и незащищенный человек и враждебный ему мир

10 Глоссарий Актуальный – важный, существенный для настоящего времени Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

12 Художественные особенности текста: Использование символов Использование символов нитка с иголкой – жизнь наладится нитка с иголкой – жизнь наладится пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия пятно на обоях – символ опоры, защиты, спокойствия Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение конфликта

13 Принцип противопоставления: В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир; Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная комната во сне Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе – легкость и спокойствие

14 Психологическое состояние героини Угнетенное передается через действия: курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать курила у окна, дрожала от осенней прохлады, всматривалась в темноту, механически проделывала утренние процедуры, покачнулась, зацепила плечом старый шкаф, повалилась на кровать Легкое и спокойное: свежая и бодрая, спокойна, я не одна

15 Образность языка метафора (занавеска билась на сквозняке); метафора (занавеска билась на сквозняке); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); эпитеты (осень бессонная, бесслезная); перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком). перифраз (кот – рыжий разбойник, большой ком).

16 Опорная схема Потеря близких Потеря близких Враждебный мир Боль и непролитые слезы одинокая, брошенная, незащищенная Таня обновленная, спокойная, уверенная Ты не одна Дружеский мир Потерявшийся кот Потерявшийся кот Непринятый отчет Непринятый отчет Порванный свитер Смешок Смешок Увольнение Увольнение Память о близких Память о близких Сон про ангелов Сон про ангелов Возвращение кота Возвращение кота Участие коллеги Участие коллеги Порванное заявление Бухгалтерские курсы Бухгалтерские курсы Виден дальний свет

17 Домашнее задание: написать рецензию, опираясь на записи в тетради.

18 План рецензии 1. Определите тему, основную мысль. 1. Определите тему, основную мысль. 2. Выделите микротемы, проблемы 2. Выделите микротемы, проблемы 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора? 4. Конфликт 4. Конфликт 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции основной мыслью текста. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства. 6. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические средства.

20 Интернет ресурсы: раскрытая книга раскрытая книга бумага и перо бумага и перо книга с вопросом книга с вопросом html мудрый филин html мудрый филин html перо и чернильница перо и чернильница спасибо за урок спасибо за урок

Читайте также: