Урок сочинение по картине левитана март 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 3 классе по теме:

«Сочинение по картине И. И. Левитана "Март".

Цель деятельности учителя:

познакомить учащихся с творчеством И.И. Левитана; выявить особенности жанра сельского пейзажа, развивать культуру речи учащихся; развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной речи; продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают роль деталей в художественном описании; создают текст-описание.

Метапредметные : осознают цели учебной деятельности; выбирают адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; стремление к языковому самосовершенствованию.

Оборудование:

портрет И. И. Левитана,

репродукция картины И.И. Левитана “Март“,

муз.записи: П.И. Чайковский “Времена года. Весна“.

карточки с отрывками стихотворений русских поэтов о весне,

презентация

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Давайте прослушаем музыкальный фрагмент из альбома “Времена года“ великого русского композитора П.И. Чайковского.

Слушание музыки

- Как вы думаете, какое время года хотел передать композитор? Какими средствами?

Рассматривание картины И. И. Левитана “Март“.

-Что общего в музыкальном и художественном произведениях?

- П.И. Чайковский и И.И. Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувства любви и восторга. Чайковский передал в звуках то же, что Левитан – красками – пробуждение природы, наступление весны.

Постановка цели урока.

– Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием по картине И.И. Левитана “Март”.

Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию картины учащимися .

Рассказ подготовленного обучающегося об авторе картины.

Исаак Ильич Левитан занимает одно из первых мест среди русских художников как мастер пейзажа. Современники называли Левитана поэтом русской природы.

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Но несмотря на выпавшие на его долю тяготы и несчастья, он верит в красоту и веру свою воплощает в прекрасных полотнах. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое.

Исаак Ильич очень любил родную страну. Его картины учат нас понимать всю красоту русской природы.Пейзажи Левитана именуются “пейзажами настроения“. Они передают чувства, мысли и душевное состояние автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведения.

Исаак Ильич Левитан оставил нам богатое наследие написанных картин. Многие его картины находятся в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт – Петербурге и других городах России.

Картина “Март”написана в 1895 году.Известно, что пейзаж написан с натуры под Москвой. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности в игре всех цветов и красок. Картина полна воздуха и весеннего солнца и неуловимого движения.

Первичное усвоение новых знаний.

Беседа по картине И. И. Левитана “Март“.

- Каково общее впечатление от картины?

- По каким признакам можно определить время года? ( Яркое солнце; высокое голубое небо; капель с крыши дома; проталинка у дома; снег побурел, подтаял; ветки берез тянуться к небу; к нежным лучам солнышка.)

- Какой день изобразил художник?

- Как вы догадались, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет? (На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стенах дома, тени от деревьев, небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце.)

- Каким стал снег? Везде ли одинаково тает?

- Что вы можете сказать про цвет неба? (Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и прозрачный, что кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние.)

- Какие краски использовал художник, чтобы показать свое отношение к весне?

Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых, фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.

- Какие тона преобладают – теплые или холодные? (Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льют теплые желтые тона.)

- Обратите внимание на лошадь у крыльца. (Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравиться этот теплый весенний день. Она ждет тепла, свежей травки.)

Работа со словарем настроений.

- Какие чувства, желания рождает пейзаж?

- Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение.

беспокойство

- Каким одним словом можно выразить настроение создаваемое картиной? (Праздник)

- При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.

Рассказ учителя о картине.

Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне.

На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особенно тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит еще не тронутой. Небо – высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца теплый, желтый. Под действием солнечных лучей снег на крыше начал подтаивать и вот–вот, шурша, сползет с нее.

Удивительная тишина вокруг. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке и задремала. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

Первичная проверка понимания .

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

(Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца.)

- Чтобы бы вы могли там услышать? (Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст наста под ногами.)

Первичное закрепление.

- Весна – это пробуждение. Все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном народном творчестве, поэзии, живописи, музыке.

-Вам надо выбрать подходящие строки для эпиграфа сочинения.

Групповая работа по карточкам с отрывками стихотворений.

Дети читают стихи, выбирают их них наиболее подходящие строки для эпиграфа.

Запись эпиграфа в тетради.

Речевая подготовка к сочинению.

- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?( Сравнения: шапка снега; снег белый, как мел; ветви деревьев, как кружева на фоне неба.Красочные определения: чарующий, изумительный, превосходный, прекрасная картина, прозрачный воздух.Слова в переносном значении: береза радуется, царство зимы; лошадь призадумалась, снег играет.Олицетворение: солнце льет свое тепло, грустит зима.)

- Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

Плотный, серый, грязный, ноздреватый, рыхлый.

Зеленый, темный, манящий.

Хрупкие, стройный, тоненькие, изящные.

Рыжая, дремлющая, усталая.

Голубое, прозрачное, ясное, чистое, высокое.

Яркое, сияющее, ликующее.

- Найдите неточно употребляемое слово и замените его.

Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, голубоватого, зеленого.

Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение (настроение).

Художник показывает (передает) радость.

- Подберите синонимы к словам.

Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор.

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искриться, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

- Определите, в чем ошибка и исправьте её.

Солнечный свет отражается на снег(на снегу).

Полотно показывает прелести (прелесть) этой поры.

И на радость всех (всем) набухают почки.

Чистое весеннее небо радует глаза (глаз).

Орфографическая подготовка.

- Обратить внимание на написание слов, обозначающих местоположение, цвет:

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, коричневый, фиолетовый.

Цель: Научить писать сочинения-описания на материале непосредственных наблюдений.

Задачи урока:

Воспитывающие:
– привлечь внимание детей к красоте весенней природы;
– воспитывать самостоятельность;
– творческую активность;
– способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;
– эстетическое восприятие произведений искусства;
– любовь к природе;
– воспитывать чувства красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Развивающие:
– развивать способность внимательного отношения к изучению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
– способствовать развитию творческого воображения детей;
– формировать умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;
– развивать чувства прекрасного.

Оборудование урока:

  1. Репродукция картины И.И. Левитана “Март“.
  2. Альбом П.И. Чайковского “Времена года“.
  3. Выставка иллюстраций времени года – весна.
  4. Выставка рисунков детей.
  5. Выставка книг (пословицы, загадки, поговорки, о весне).
  6. Подготовительный материал для словарной работы (см. далее).
  7. Стихотворения поэтов о весне.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине И.И. Левитана “Март”).

Что значит написать сочинение-описание по картине?

Через проблемно-диалоговый метод подвести учащихся к следующим ответам:

  1. Определение ее предметного содержания, подтекста, основного замысла (идеи), средств художественной выразительности.
  2. Передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает.

II. Слово учителя об авторе картины

Левитан Исаак Ильич (1860-1890г.г.)

Левитан написал картину “Март” в 1895 году.

Известно, что картина написана с натуры под Москвой. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности в игре всех цветов и красок.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Картины Левитана можно назвать патриотическими. Чувство Родины рождается, как будто бы из незначительных вещей, хотя бы таких, как стоящие сани, запряженные лошадью. Все это крупицы, из которых создается великолепное целое, что зовется Родиной. О каждой из картин можно написать исследование и поэму. Они обладают свежестью, необыкновенной силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного. Художник не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзажи Левитана именуются “пейзажами настроения“. Они передают чувства, мысли и душевное состояние автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведения.

9 слайд

Давайте послушаем музыкальный фрагмент из альбома “Времена года“ великого русского композитора П.И. Чайковского.

Понравилась ли Вам музыка? Чем?

Слово учителя

П.И. Чайковский и И.И. Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувства любви и восторга. Чайковский передал в звуках то же, что Левитан – красками – пробуждения природы, наступления весны.

10 слайд

III. Рассматривание картины Левитана “Март“

Каково общее впечатление от картины, грустное или радостное?

11 слайд

IV. Работа со словарем настроений

Какие чувства, желания рождает пейзаж?

Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение.

радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес

Каким одним словом можно выразить настроение создаваемое картиной?

V. Анализ картины

Каков, по-вашему замысел картины?

Художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли. Все словно замерло вокруг, согретое ласковы солнцем.

Какой день изобразил художник?

День теплый и солнечный.

Как вы догадались, что день солнечный. Ведь самого солнышка здесь нет?

На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стенах дома, тени от деревьев,небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце.

По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

Яркое солнце; высокое голубое небо; капель с крыши дома; проталинка у дома; снег побурел, подтаял; ветки берез тянуться к небу; к нежным лучам солнышка.

Что вы можете сказать про цвет неба?

Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и прозрачный, что кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние.

Какие краски использовал художник, чтобы показать свое отношение к весне?

Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых, фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.

Какие тона преобладают – теплые или холодные?

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льют теплые желтые тона.

VI. Учитель подводит детей к обобщению

При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам.

Что вы можете сказать про ком снега на крыльце?

Ком снега подтаял и скоро с шумом упадет с крыши на землю.

Обратите внимание на лошадь у крыльца.

Лошадь пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравиться этот теплый весенний день. Она ждет тепла, свежей травки.

Рассказ учителя по содержанию картины.

Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне.

На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особенно тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит еще не тронутой. Небо – высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца теплый, желтый. Под действием солнечных лучей снег на крыше начал подтаивать и вот–вот, шурша, сползет с нее.

Удивительная тишина вокруг. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке и задремала. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

Предлагаются задания на развитие творческого воображения

Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца.

Чтобы бы вы могли там услышать?

Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст наста под ногами.

12 слайд

Работа над эпиграфом к уроку

Учитель напоминает детям определение эпиграфа.

Детям раздаются стихи о весне (cм. приложение)

Подумайте, что общего между картиной и стихотворениями.

Весна – это пробуждение. Все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном и народном творчестве, поэзии, живописи, музыке.

13 слайд

Дети читают стихи, выбирают их них наиболее образные выражения (цитаты) для эпиграфа.

Запись эпиграфа в тетради.

14 слайд

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

Сравнения: шапка снега; снег белый, как мел; ветви деревьев, как кружева на фоне неба.

Красочные определения: чарующий, изумительный, превосходный, прекрасная картина, прозрачный воздух.

Слова в переносном значении: береза радуется, царство зимы; лошадь призадумалась, снег играет.

Олицетворение: солнце льет свое тепло, грустит зима.

15 слайд

Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине? (Имя прилагательное).

Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.

снег лес
березы лошадь
небо солнце

Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

Словарная работа

Снег Плотный, серый, грязный, ноздреватый, рыхлый.
Лес Зеленый, темный, манящий.
Березы Хрупкие, стройный, тоненькие, изящные.
Лошадь Рыжая, дремлющая, усталая.
Небо Голубое, прозрачное, ясное, чистое, высокое.
Солнце Яркое, сияющее, ликующее.

16 слайд

Составление плана сочинения

О чем напишем в начале сочинения?

На картине изображена ранняя весна, природа в марте

Как художник показывает приближение весны?

Какую роль играет цвет в картине?

Какое впечатление производит картина?

17 слайд

Примерный план

  1. Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.
  2. Цвет и настроение картины.
  3. Небо, солнце, воздух.
  4. Снег, деревья.
  5. Мое отношение к картине.

Устное рассказывание по плану

Речевая подготовка

18 слайд

Найти неточно употребляемое слово и замени его.

Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, голубоватого, зеленого.
Яркие краски природы придают картине прекрасное ощущение (настроение).
Художник показывает (передает) нам радость.

19 слайд

Подбери синонимы к словам.

Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор.
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искриться, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.

20 слайд

Солнечный свет отражается на снег (на снегу).
Полотно показывает прелести (прелесть) этой поры.
И на радость всех (всем) набухают почки.
Чистое весеннее небо радуют глаза (глаз).

21 слайд

Орфографическая подготовка

Обратить внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение, цвет.

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, коричневый, фиолетовый.

22 слайд

Самостоятельная работа над сочинением

Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем, - на чистовике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в третьем классе "Сочинение по картине И. И. Левитана "Март". На уроке формируется умение составлять художественное описание на основе пейзажной живописи.

Урок русского языка в третьем классе

Учитель начальных классов

Набиулина Гульямал Ульмасбаевна

Цели: к концу урока учащиеся составлять текст – описание по картине.

Задачи: Формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение. Способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного.

Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Организационный момент.

«Улыбкой ясною природа

-Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?

Учитель: - Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана.

- Скажите, какие приметы Весны видны в природе?

- Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается. Ей поэты посвятили много стихов.

- Давайте вспомним стихи о весне.

- Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И нам с вами надо научиться понимать этот особый язык.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (пантомима): Представьте себя берёзками. Что делают берёзки, когда светит солнышко? Давайте и мы потянемся вверх! Вдруг подул слабый ветерок. Покажем кистями рук. Сейчас мы видим птиц. Покажем, как они машут крыльями. Пальчиками покажем, как стучит капель. 4. Подготовка к восприятию картины. Слово учителя о художнике.

- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

Первичное знакомство с произведением.

6. Беседа по содержанию картины.

- Расскажите, что вы видите на картине. ( Дом с крыльцом; лошадь, запряжённую в сани; деревья, снег, небо; скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.)

Учитель: - На картине художник изобразил самое начало Весны.

-Какой день изобразил художник? (солнечный, тёплый)

- Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.)

- Взгляните на небо. Какое оно? (Голубое, чистое)

- Опишите снег, лежащий на земле. ( Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.)

- Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)

- Какие краски являются главными на этой картине? ( жёлтый, голубой, зелёный).

- Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию.

- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)

- Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это? (открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? (покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца).

- Что бы вы могли там услышать? (весеннюю капель, крики птиц).

- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной? (тихую, спокойную).

7. ФИЗКУЛЬМИНУТКА: зарядка для пальчиков и кистей рук.

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:

День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.

Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.

Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.

Деревья (какие?) – стройные.

Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.

- Подберите глаголы к существительным:

Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.

Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.

Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.

Деревья (что делают?) – тянутся.

- Подберите синонимы к словам:

Художник – автор, живописец, пейзажист.

Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

9. Составление плана сочинения.

- Сколько частей будет в сочинении? (три).

- Как называются части? (вступление, основная, заключение).

- О чём будем рассказывать во вступлении? (Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.)

- О чём будем рассказывать в основной части? ( В ней будем давать описание картины).

- О чём будем рассказывать в заключении? ( В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею).

10. Устное составление описания картины по плану.

- Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).

11. Написание сочинения учащимися. Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал по написанию сочинения-описания картины И. Левитана "Март".

Цели: к концу урока учащиеся составлять текст – описание по картине.

Задачи: Формировать умение составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение. Способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного.

Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

Организационный момент.

«Улыбкой ясною природа

-Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?

Учитель: - Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана.

- Скажите, какие приметы Весны видны в природе?

- Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается. Ей поэты посвятили много стихов.

- Давайте вспомним стихи о весне.

- Природу можно изобразить по-разному. Поэты выражают своё отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. И нам с вами надо научиться понимать этот особый язык.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (пантомима): Представьте себя берёзками. Что делают берёзки, когда светит солнышко? Давайте и мы потянемся вверх! Вдруг подул слабый ветерок. Покажем кистями рук. Сейчас мы видим птиц. Покажем, как они машут крыльями. Пальчиками покажем, как стучит капель. 4. Подготовка к восприятию картины. Слово учителя о художнике.

- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

Первичное знакомство с произведением.

6. Беседа по содержанию картины.

- Расскажите, что вы видите на картине. ( Дом с крыльцом; лошадь, запряжённую в сани; деревья, снег, небо; скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.)

Учитель: - На картине художник изобразил самое начало Весны.

-Какой день изобразил художник? (солнечный, тёплый)

- Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.)

- Взгляните на небо. Какое оно? (Голубое, чистое)

- Опишите снег, лежащий на земле. ( Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.)

- Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)

- Какие краски являются главными на этой картине? ( жёлтый, голубой, зелёный).

- Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию.

- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)

- Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это? (открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)

- Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать? (покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца).

- Что бы вы могли там услышать? (весеннюю капель, крики птиц).

- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной? (тихую, спокойную).

7. ФИЗКУЛЬМИНУТКА: зарядка для пальчиков и кистей рук.

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:

День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.

Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.

Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.

Деревья (какие?) – стройные.

Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.

- Подберите глаголы к существительным:

Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.

Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.

Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.

Деревья (что делают?) – тянутся.

- Подберите синонимы к словам:

Художник – автор, живописец, пейзажист.

Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

9. Составление плана сочинения.

- Сколько частей будет в сочинении? (три).

- Как называются части? (вступление, основная, заключение).

- О чём будем рассказывать во вступлении? (Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.)

- О чём будем рассказывать в основной части? ( В ней будем давать описание картины).

- О чём будем рассказывать в заключении? ( В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею).

10. Устное составление описания картины по плану.

- Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).

11. Написание сочинения учащимися. Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель)

12. Итог урока

Глядя на это полотно, несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Озарённая солнцем, она, очевидно, задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.

На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег – тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами! Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.

Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа.

Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона! Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны! Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март!

Читайте также: