Преодоление канонов классицизма в комедии горе от ума язык комедии сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.

При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.

Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.

Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.

В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.

В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.

Вариант 2

"Горе от ума" - одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что "Горе от ума" в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье "Нечто большее, чем картина нравов" утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге "Горе от ума" говорит о том, что Грибоедов - настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт - социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого "fama", которое обозначает "молва". И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и "не сметь свое суждение иметь".

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как "Чадский", которая образована от слова "чад". Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает "повторять". У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных - ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой - Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий - герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Таким образом, "Горе от ума", соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой - резонер и носитель авторского мнения.

Про черты классицизма произведения Горе от ума

Также читают:

Картинка к сочинению Черты классицизма в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Иван Игнатьевич является милым старичком-офицером, который служит в Белгородской крепости. Он фактически стал частью семьи Мироновых, с которыми проводит много времени.

Человек должен много и целенаправленно трудиться, чтобы развиваться в обществе и выглядеть не хуже других! Иногда, человеку не хочется что - то выполнять. Возможно, это организм устал. Появился страх, что не получится результат.

Современная действительность позволяет человеку чувствовать себя комфортно и получать удовольствие от жизни. Человек покупает себе большую квартиру, смартфон последней модели, дорогую машину.

Моя мама самая красивая, чудесная, добрая, умная, милая, творческая, интеллигентная, понимающая, умная, чуткая, вдумчивая, модная, стройная, веселая, озорная и нежная.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт — социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных — ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой — Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий — герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

…Во-первых, не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное — поди-тка, послужи…

Про черты классицизма произведения Горе от ума

Популярные сочинения

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.

Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.

Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал: порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Чем возвышеннее и трагичнее становится образ Чацкого, тем более глупыми и пошлыми оказываются обстоятельства, в которые он попадает. Совершенно очевидно также, что образ Чацкого строится Грибоедовым на несовпадении лица и тех положений, в которых ему случается быть.

При этом сценические маски Чацкого – ложный жених, говорун, злой умник, герой-резонер, умный скептик – каждый раз по-новому совмещаются друг с другом и образуют подчас противоречащие друг другу сочетания. Нет никакого сомнения в том, что Грибоедов поставил перед собой цель всячески возвеличить Чацкого. Одновременно он вовсе не хотел сделать его книжным, искусственным персонажем, а стремился придать ему черты живого человека. Поэтому Грибоедов сообщил Чацкому наивность, восторженность, молодой энтузиазм, нетерпеливость и горячность.

Чацкий первоначально довольно шутливо и даже беззаботно воспринимает фамусовский мир, не видя в нем опасной и грозной силы. Но эта наивная легкость ставит его иногда в сомнительные и странные для положительного персонажа положения. Например, Чацкий произносит монолог на вечере у Фамусова, но не замечает, что его никто не слушает. Здесь его положение напоминает положение Фамусова, который заткнул уши и не слышит известия о прибытии Скалозуба. Конечно, Грибоедов вовсе не хотел, чтобы Чацкий выглядел смешным. Мысль Чацкого взлетела высоко, он находится во власти негодования и не может остановить поток переполняющих его слов правды. Ему важно высказаться в полный голос. Вот почему ему безразлично (он стоит лицом к зрительному залу и спиной к сцене), слушают его или нет Софья и гости Фамусова. В этом случае он мыслился Грибоедовым трагическим лицом, произносящим суровые истины ничтожному обществу. Но персонажи не внимают Чацкому. А раз так, то его слово адресовано не действующим лицам, с которыми он должен общаться на сцене, а зрителю, и потому Чацкий оказывается тут героем-резонером, рупором автора.

Грибоедов вывел Чацкого возвышенным лицом. Но то, что возвышенный положительный герой, не лишенный трагизма, попадает в смешные положения и что между его сущностью и этими положениями наметилось противоречие, вызвало сомнение в совпадении замысла комедии с его исполнением.

Пушкин усмотрел непоследовательность Грибоедова в том, что Чацкий замечает глупость Репетилова, а сам оказывается в таком же сомнительном и странном положении. Грибоедов, если следовать его замыслу, хотел представить Чацкого высоким героем, но этот герой попадает в комические положения, причем это отчасти предусмотрено, а отчасти не предусмотрено автором. Он произносит либеральные речи среди тех, кто понять его не может, и говорит тогда, когда его никто не слушает. Чем в таком случае он умнее Фамусова или Репетилова? Не получилось ли так, вопреки замыслу драматурга, что Чацкий на словах обвиняет Москву и ее обитателей, а на деле Фамусов и Репетилов разоблачают Чацкого? Или, витийствуя перед Фамусовым и его гостями, Чацкий невольно становится смешным и не очень умным? В этом случае он выглядит скорее ложным женихом, злым умником, т. е. комическим, сниженным персонажем, а не возвышенным и трагическим героем (эта роль ему уготована в финале комедии). Не годится он и на столь же высокую роль героя-резонера, рупора авторских мыслей, так как тому тоже неприличны комические положения.

С точки зрения Пушкина, это произошло потому, что Грибоедов не преодолел до конца правил драматургии классицизма. Реализм грибоедовской комедии еще очень условен, хотя в ней сделан огромный шаг вперед в направлении реализма, особенно в передаче нравов и характеров общества, в языке и стихе. Однако автор выглядывает из-под маски Чацкого, тогда как авторская мысль обязана вытекать из драматургического действия.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· обсудим главные особенности языка комедии;

· узнаем, в чём проявилось новаторство автора.

Чтобы понять, что же нового привнёс Александр Сергеевич Грибоедов в русскую драматургию, вспомним, что происходило в русской литературе в начале XIX века.

Первые десятилетия XIX века – это время активной смены трёх направлений: классицизма, сентиментализма и романтизма.

Сентиментальная проза постепенно уступала романтической, традиции классицизма уже считались устаревшими и смешными. В поэзии возвышенные оды классицизма сменялись на романтические элегии. И только драматургия жила по законам классицизма. Это легко понять, ведь такие пьесы легко ставить в театре. Так что же, идеал найден?

Возможно, некоторым так и казалось. Но не Грибоедову.


Удивительно, что при этом Грибоедов эти самые три единства в своей комедии соблюдает. Давайте посмотрим.

Единство места – все события происходят в доме Фамусова.

Единство времени – действие развивается в течение суток.

Единство действия – в основе сюжета лежат взаимоотношения в любовном треугольнике.

Какие ещё признаки классицизма есть в комедии?


У персонажей Грибоедова есть черты привычных для классицизма героев–масок.

Первое действие – это экспозиция и завязка сюжета. В начале первого действия мы знакомимся с положением дел в доме Фамусова. А из разговора Софьи и Лизаньки можно узнать характер главных действующих лиц. Это экспозиция. Неожиданное появление Чацкого – завязка.

Во втором действии идёт развитие конфликта.

Бал в третьем действии, где Чацкого объявляют сумасшедшим, – кульминация.

А в четвёртом действии происходит развязка.

Всё верно. Но единство действия соблюдается только формально. Главный конфликт комедии не любовный, который образует сюжет. Конфликт Чацкого и фамусовского общества здесь важнее, и в финале он выходит на первый план.

Теперь вспомним, что в пьесах классицизма персонажей должно быть не более десятка. У Грибоедова их вдвое больше.

И если говорить о системе амплуа, Грибоедов и тут ломает каноны классицизма. Герои–маски просты, в их основе только одна главная черта, которой подчинён весь образ. Персонажи Грибоедова сложны и многогранны.

Например, Фамусов не просто глуповатый отец.


Он умён, расчётлив, с хорошим чувством юмора. Фамусов обожает дочь и искренне желает ей счастья. Кроме того, он типичный чиновник-бюрократ своего времени. Молчалин совершенно не соответствует роли героя-любовника. А Чацкий совмещает в себе роли ухажёра–неудачника и резонёра – выразителя авторской мысли.

Характерна и реакция на падение Молчалина:

Поводья затянул, ну, жалкий же ездок.

Взглянуть, как треснулся онгрудью или в бок?

А плохую образованность выдаёт неумение строить фразы:

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Речь Чацкого, наоборот, по-книжному правильная.


В ней много риторических вопросов и восклицаний, иронии, сарказма, пламенной патетики и афоризмов.

Критик отмечает, что за эти годы комедия не потеряла своей свежести и остроты:


Критик говорит, что образ Чацкого вечен. Каждая эпоха перемен порождает своего Чацкого – глашатая новых идей.

Вторая часть статьи посвящена проблемам современного театра и постановки комедии на сцене.

Преодоление канонов классицизма в комедии Горе от ума. Язык комедии Грибоедова

Мы напишем - Преодоление канонов классицизма в комедии Горе от ума. Язык комедии Грибоедова. Подсказки школьнику

1. В комедии Горе от ума можно заметить черты Классицизма:

Быстрое развитие действия;

Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами;

Сохранение трех классических единств (действия, места, времени);

Особенности сценических амплуа (Чацкий резонер, Лиза субретка и т. д.);

Говорящие имена и фамилии.

Однако Грибоедов делает своих героев не однолинейными, как в классицизме, а более сложными и многогранными. Образы приобретают нарицательный смысл и символизируют русские общественные явления, которые впоследствии приобрели такие названия, как Фамусовщи-На, молчалинство, скалозубовщина, репетиловщина.

Грибоедов мастер речевых характеристик. Он наделяет каждого персонажа неповторимым характером, что подчеркивает хотя и условный, но отчетливо видимый реализм Горя от ума.

Условность реализма комедии заключается прежде всего в том, что автор обнаруживает себя, вкладывая в высказывания Чацкого свои собственные мысли и суждения.

II. Язык комедии Грибоедова

Анализ эпизода драматического произведения

События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.

Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.

Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.

Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и их связь с проблематикой пьесы.

Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).

Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.

Наличие авторских ремарок и их смысл.

Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Мысли и суждения автора, не свойственные героям пьесы. Подтекст эпизода.

Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.

Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.

Функции эпизода и его композиционная роль в пьесе.

Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.

Своеобразие авторского творческого метода, проявившееся в эпизоде, его связи с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.

Особое внимание следует уделить анализу финальных монологов Фамусова и Чацкого, возможен и их сопоставительный анализ (см. таблицу на с. 109).

Чем проблематика и образы комедии важны читателям XXI века?

Почему Горе от ума включено в репертуар многих современных театров?

В комедии Горе от ума Грибоедов преодолевает каноны классицизма, создавая произведение, предвосхищающее реализм в русской литературе. Важнейшим средством создания неповторимых образов и нравов общества является язык комедии. Проблематика пьесы и образы, ставшие символическим выражением общественных отношений между людьми начала XIX века, позволяют спроецировать их на наше время, быть интересными современным зрителям и читателям.

Читайте также: