Образ гоголя в поэме гоголя мертвые души сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Поэма “Мертвые души” – одно из лучших творений Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое произведение в русской литературе. В ней автор показал разные стороны русской жизни, начиная от провинциального общества помещиков, и заканчивая картинами Петербурга.­ Образная система произведения строится на трех основных сюжетно-композиционных линиях: общество помещиков, российские чиновники и образ главного героя, Павла Ивановича Чичикова.

из помещиков, с которыми сталкивается Чичиков, посвящена отдельная глава. Не случайно они появляются именно в таком порядке. От помещика к помещику все глубже просматривается оскудение человеческой души.

Эти персонажи изображены двусторонне: с одной стороны – как они себя видят, с другой – какими они на самом деле являются. Так, например, Манилов считает себя высокообразованным и культурным человеком, а на деле является пустым и праздным мечтателям. Его речь насыщена такими бестолковыми фразами как “какую-нибудь этакую”, “в некотором роде” и т. д.

Следующая помещица, Настасья Петровна

Коробочка, более практичная и деятельная, но необыкновенно глупа. Когда Чичиков предлагает ей продать “мертвые души”, она не хочет этого делать, наивно полагая, что они и ей могут пригодиться в хозяйстве. Далее Чичиков попадает к разбитному помещику Ноздреву. Этот человек тоже деятельный, но его действия не просто бесцельны, а часто оборачиваются бедой для окружающих.

Его нельзя назвать мелочным, но он ужасно легкомысленный. Ему и дела нет до собственных детей, а интересуют только азартные игры и пьяные застолья с друзьями.

Сущность Собакевича отражена в его внешности. Человек “с бульдожьей хваткой” и напоминающий “средней величины медведя”. Этот помещик расчетлив, сообразителен, но довольно прижимист.

С ним Чичиков торгуется о покупке “мертвых душ” дольше всех. Последняя стадия распада человека просматривается в образе соседа Собакевича – Степана Плюшкина. Этот когда-то хозяйственный и практичный помещик превратился в болезненно жадного скрягу. Он не только сам ходит в лохмотьях, но и морит своих людей голодом.

Собственно это и привлекло внимание мошенника Чичикова. Для него, чем больше “мертвых душ” в хозяйстве, тем лучше.

­”Мертвая бесчувственность” присутствует не только в душах помещиков, но и в образах городских чиновников. Их автор описывает не так детально, но некоторые персонажи представляют собирательный портрет всего чиновничества России. Так, например, они ни “толстые”, и ни “тонкие”.

Попадая на солидное место, они становятся “толстыми”, а перед лицами, занимающими более высокий пост, кажутся “тонкими”. Интересно описан чиновник Иван Антонович, живущий на одних взятках. Этот персонаж готов продать собственную душу, если хорошо заплатят, да души то у него нет.

Своего главного героя Гоголь изобразил предприимчивым, практичным и сообразительным человеком. Он знал с кем и как разговаривать, о чем вести беседу, как добиваться желаемого. В образе Чичикова просматриваются качества, нарождающиеся в новом буржуазном обществе. Это, в первую очередь, беспринципность и эгоизм.

Неуемная жажда приобретательства убивает в нем лучшие человеческие качества. Таким образом, знание и сила ему нужны только для того, чтобы совершать свое подлое дело, то есть скупать “мертвые души”, которые он впоследствии может заложить за приличную сумму. По задумке автора такой герой должен пройти через путь очищения и возрождения души.

Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек.

К тому же его второй натурой стало приспособленчество, для достижения своих мошеннических целей он готов вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.

Н. В. Гоголь коротко показывает читателю, как сформировался характер Чичикова. Уже в детстве он был предприимчив и беспринципен. Его целью была только нажива, нажива любой ценой. Только деньги его интересовали, до людей ему не было никакого дела.

Возможно, он стал таким, поскольку был из достаточно бедной семьи, не имел тогда доступа в высшее общество, а ему этого очень хотелось.

Именно это отсутствие сомнений в своем праве творить все, что хочешь, и делает лицо Чичикова таким гладким и безмятежным. Павел Иванович ведет себя на публике крайне прилично. Гоголь сообщает:

Эта благопристойность – маска, скрывающая истинную натуру Чичикова: натуру хищника, холодного, расчетливого, равнодушного.

Благопристойность Чичикова со стороны читателю кажется какой-то ненастоящей. Он так ведет себя потому, что очень хотел освоить светские манеры, а когда освоил, стал их применять неумеренно.

Манеры уже есть, не хватает только денег. А их Павел Иванович готов добывать любой ценой. Это делает его ещё более опасным. Сам Гоголь считал Чичикова подлецом. И я с ним согласен.

Образы помещиков в поэме

Первым герой встречает помещика Манилова. Это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. Но это впечатление обманчиво: на самом же деле Манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. Его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире.

Коллежская секретарша Коробочка другая, можно сказать, она противоположность Манилова. Героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность.

Всю абсурдность происходящего в России того времени Гоголь представил в своей галерее образов. С помощью изображения людских пороков он попытался донести современникам простые истины.

Живые души в поэме Мертвые души

Вариант 1

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

Вариант 2

Многие, наверное, задаются вопросом, есть ли в поэме живые души ведь мертвые есть значит где-то в станицах произведения, прячутся и живые? И вообще есть ли те живые души или все люди обладают только злом как помещики?

Если вы внимательно углубитесь в поэму, то вы увидите те самые живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего не хотел сразу раскрывать их и поэтому он совсем немного сделал акцент на них.

Мертвыми душами считаются не только чиновники и помещики, но и все обыватели. Они являются духовно убитыми людьми. Но так же в поэме встречаются не только одни мертвые души, но и светлые образы простых людей, которые трудолюбивые честные и свободолюбивые.

Именно беглые и умершие крестьяне, мастер Михеев печник, Милушкин и некоторые другие персонажи являлись живыми душами в этой мрачной поэме. На образы этих людей почти не обращают никакого внимание, так как они достаточно редко встречаются и наверняка, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами.

Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и чиновников бессмысленна они растрачивают свою жизнь на обман и мошенничество. В повседневной жизни помещиков одни ничтожные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси писатель сравнивает именно с народом.

Как бы крепостное право не калечило и не уничтожало людей, оно не может уничтожить их душу и их нравственные понятие. Но, не смотря на это, крестьяне изображены не во всех хороших красках. Например, Лакей Петруша спит, даже не раздевшись, и от него исходит некий запах Селифан наоборот любитель выпить. Но даже для них у Гоголя находятся какие-то добрые и теплые слова.

По мнению Гоголя именно народ смог сохранить в себе те, самые кажется которые, характерны живым душам, они честны, добры и самолюбивы. Именно из-за этого он связывает народ с будущим и светлым Руси. Об этом автор хотел написать в продолжение своего произведения, но он не смог, он просто не успел. И нам остается лишь догадываться, о чем именно, о хотел нам рассказать.

Вариант 3

Главное действующее лицо поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме образ России раскрывается в первую очередь через его мировоззрение. Посетив усадьбы помещиков он пришел к выводу, что души у этих помещиков довольно скверные и черствые.

На первый взгляд кажется, что Коробочка, Манилов, Ноздрев и Собакевич абсолютно не похожи, но кое – что их все – таки связывает. Это их бесполезность. Собственно, эта бесполезность характеризует жизненный уклад помещиков России. Автор описывает помещиков как гниющую часть государства, а не как его опору, ведь на мертвые души нельзя положиться.

Взять в пример хотя бы Плюшкина, у которого полно всякого добра, включая не одну сотню душ. Но добро это никому не приносит пользы. Из – за скупости Плюшкина и его страсти к накопительству, все его хозяйство пришло в упадок. Все, что его заботит это вещи, к людям он относится враждебно и с недоверием.

В своем произведении Гоголь подобно прорицателю показывает читателю тяжелые события того времени, а затем указывает путь хоть и не к близкому, но все же благоприятному будущему. Самое большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура.

В отличие от помещиков они не никчемны, они постоянно что – то создают не только для себя, но и для других, они приносят пользу всей России. Несмотря на свое бесправие и отсутствие свободной жизни, они добросовестны и талантливы.

По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новую идею и все более проясняет авторский замысел. Они отличаются друг от друга по содержанию: иногда становится сложно определить, чьи рассуждения мы видим, потому что голос автора включается в думы Чичикова. Например, в момент перечисления купленных у Собакевича крестьян, писатель останавливает внимание на некоторых мужиках и с догадками повествует об их судьбе, но внезапно в тексте появляется Елизавета Воробей, и уже Чичиков сетует на свою невнимательность. Таким образом, образ Гоголя встраивается в общее повествование и смешивается с ним.

Раздумья Гоголя о нравах общества получают развитие благодаря описанию дорожных впечатлений героя. И если Чичиков восхищается прекрасной блондинкой, встретившейся на его пути, то автор с горечью размышляет о собственной утрате свежих чувств и холодном безразличии ко всему окружающему. То есть образ автора неотделим от сюжета, так как в лирических отступлениях он оценивает поступки героев, иронизируя над ними.

Несмотря на обилие негативных наблюдений, писатель вводит в конец поэмы образ Руси-тройки, утверждающей мысль о бесконечном движении родины. Так, Гоголь выражает мечту о ее будущем, и надеется на появление настоящих людей, способных спасти страну. И в этом выражается оптимизм автора по отношению к России.

Таким образом, лирические отступления выступают в поэме не только для раскрытия конкретных черт эпохи, но и создают образ автора-критика, потешающегося над российским обществом 19 века, но, тем не менее, верующего в его светлое будущее.

Автор: Софья Брудкова

Автор: Самый Зелёный · Published 06.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.03.2019

Сочинение: Сатира в произведениях Салтыкова-Щедрина (два варианта)

Автор: Самый Зелёный · Published 20.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Образ Руси в поэме стоит наравне с ключевыми образами: Чичиковым, Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным. Можно даже сказать, что все портреты помещиков также играют на создание полной картины русской жизни с ее бытом.

С самых первых строк поэмы показан быт обычных губернских городов, которые и составляли большую часть нашей страны. Н.В. Гоголя в большей степени интересуют не окрестные пейзажи, им как раз внимание уделяется в последнюю очередь. Образ Руси он создает через портреты людей, ее населяющих. В самых первых строках мы видим жуликоватого хозяина трактира, его важного слугу, смотрим на других жителей.

Для Гоголя — символом необъятной Руси является бесконечная дорога, путь. Деревни на пути Чичикова сменяют друг друга одна за другой, но помещичий быт остается неизменным. Деревенька с деревянными избами, вокруг бескрайние поля, чуть в стороне, обычно на холме помещичий дом. Все это мы бы увидели, если бы оказались в России времен Гоголя, причем в любой ее точке. Постепенная дергадация помещиков, встречающихся Чичикову словно показывает, по какому пути движется Русь и куда придет, если ничего не изменится.

В одиннадцатой части поэмы содержится лирическое отступление, в котором автор сравнивает Русь с тройкой. Описывает этого простого мужика-кучера, который сидит непонятно на чем, но залихватски свистит, затягивает песню и лошади мчат неизвестно куда. В этом, по мнению автора вся Россия. С ее незамысловатостью, простотой, отсутствием блеска и пафоса, но неукротимой силой духа. Сила Руси именно в ее простоте. Словно на неукротимых конях несется она, являя собой силу, с которой нельзя не считаться. Но куда ведет этот путь? Ответа никто не знает.

Помимо русского духа, писатель настолько точно описывает русский быт XIX века, что можно говорить об энциклопедичности. Здесь повсеместная бедность, разбитые дороги, сбежавшие крестьяне, не желающие терпеть угнетателей-помещиков.

Можно сказать, что Н.В. Гоголь в поэме написал портрет Руси без прикрас, но именно из-за своей реалистичности он и трогает душу, вызывая в ней истинный патриотизм, когда свою родную землю принимаешь и любишь со всеми ее недостатками.

2 вариант

Писатель в поэме "Мёртвые души" смог полностью и правдиво изобразить эпоху крепостничества в стране. Русь в поэме Николая Васильевича Гоголя является одним из ключевых образов, раскрывающих суть и замысел произведения. Картину того времени дополняют и передают персонажи: Чичиков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, крестьяне. Многообразие характеров помещиков и пейзажей позволяют читателю окунуться в то время, посмотреть на мир глазами человека, живущего в ту эпоху. Автор уделяет внимание не столько пейзажам, сколько описанию помещиков, их быта, характеров и нравов.

Всю необъятность земли русской Н.В.Гоголь передаёт с помощью дороги, по которой едет Чичиков. Путь Павла Ивановича, занимающегося скупкой "мёртвых душ", долог. Читатель может без каких-либо проблем заметить, что быт помещиков, которых посещает Чичиков, во многом схож: деревянные избы, бескрайние поля, помещичий дом и пассивный образ жизни самих хозяев. Этим автор хочет сказать, что путь, по которому тогда двигалась Русь, приводит к упадку нравственности и деградации личности. Ведь кому как не помещикам нужно развиваться, стремиться улучшать хозяйство и быт своих крестьян?

Быт русского народа занимает далеко не последнее место в описании образа Руси. У одного помещика крестьяне живут бедно (даже на пороге нищеты), у другого - чуть лучше. Практически везде, где проезжал Павел Иванович, разбитые дороги, которые превратились уже в грязь. В этом вся Русь, по мнению автора: деградирующие помещики, угнетаемые крестьяне, застой в развитии хозяйств, нежелание что-либо менять.

Однако Николай Васильевич верит, что рано или поздно Русь пойдёт по правильному пути. Именно для этого и создавалось это произведение. Автор хотел показать читателям, к чему приводит лень, жадность и праздная жизнь "верхушки власти". Пока простые люди трудятся, помещики лишь пожинают плоды их труда. У помещиков нет какой-либо цели в жизни. Единственное, чего они хотят, это хорошая и сытая жизнь. Не важно, что происходит вокруг. Главное - поддерживать стабильность и смотреть, чтобы крестьянин работал как следует.

Стоит вернуться к роли дороги в поэме. Путь не всегда бывает лёгок и прост, всегда есть свои препятствия и тернии. Пусть Русь пока терпит упадок, однако рано или поздно она возвысится, крепостничество падёт и начнётся новая эпоха в жизни не только страны, но и каждого человека.

Русь в произведении Мертвые души

Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь. Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.

Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла. В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом. Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка. В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни. Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность. Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого. Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.

В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Руси в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Москва тридцатых годов в самом начале романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита встречает читателей раскаленной жарой, несмотря на то, что на улице май. Это вызывает напряжение, ожидание странных

Я собака по кличке Тучка. Порода — русский охотничий спаниель. Мне пять лет, и я живу в человеческой стае, она называется семья.

Первый смысл прост — это прямое название, имеющее реально существующее значение в контексте переписей населения. Проходила она в то время не часто, раз в десятилетие, а то и реже. И каждый раз задача её была фиксировать реальное количество “живых душ”, за которые каждый помещик был обязан платить налог. Вне переписи изменить количество уплачиваемого налога было нельзя, поэтому часто бывало так, что помещики были обязаны несколько лет продолжать платить за реально умершего человека, что, конечно, крайне им не нравилось, но ничего сделать было нельзя.

Второй смысл тоже заключал в себе “мертвые души”, но относились они уже не к крестьянам. Автор по очереди показывает нам жизнь помещиков, дворян и чиновников своего времени, и мы видим, что эти жизни ничего не стоят, что они духовно мертвы, пали душами, что и даёт поэме второй метафорический смысл. Чичиков сталкивается с “мертвыми душами” поочерёдно не случайно — мы понимаем, что автор начинает с малого и идёт к большему: возрастает порочность и омертвение душ среди героев.

Следующий герой — Ноздрев — азартный игрок, лжец, сплетник и любитель охоты. Самая ярая страсть героя — это охота. Он не умеет вести хозяйство, заботиться о достатке в доме, у него нет системы жизненных ценностей, даже на судьбу своих детей ему совершенно наплевать. Он живёт лишь в своё удовольствие, беспокоясь о винном погребе, хорошо обустроенной псарне и коллекции ценного оружия, развешенной по стенам.

И в завершении этого “хоровода” мы видим ещё двух персонажей — Собакевича и Плюшкина. Не просто так Чичиков посещает этих помещиков последними. Когда мы видим их, читаем описание их жизни и узнаём характер — мы понимаем, что здесь описана самая низшая ступень душевной деградации, или омертвелости. Так, Собакевич, в погоне за материальной выгодой, обманывает и предает, его поступки зачастую выглядят просто крайне бесчеловечно. Низость его души удивляет, о совести он давно забыл, да похоже уже и не помнит такого слова. Другой герой — Плюшкин — стал просто апофеозом всего упадка дворянского сословия. Его мания накопительства граничит с сумасшествием, а возможно, уже давно пересекла эту грань. И самое печальное в этом то, что на страдания он обрекает не только самого себя, но и своих крестьян, которые обязаны потакать его безумию.

Кроме того, автор в своей поэме указывает на то, что “омертвелым” стал весь аппарат чиновников. Он показывает его нам пышным, праздным, полным дичайшего абсурда. Чиновники тут делятся лишь на два вида: толстые и тонкие. Этим гротескным приёмом Гоголь как бы говорит нам, что золотой середины для этих людей не существует, вся их сущность наполнена лишь бюрократией и погоней за новыми чинами. Они подхалимы, взяточники, скупердяи и казнокрады. Они сплетничают и пакостят друг другу, не стесняясь регулярно писать доносы на коллег. Все их разговоры не более чем поверхностная болтовня о новостях в газетах, погоде и собаках.

Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что реальные “мертвые души” в поэме Гоголя конечно же не крестьяне. Прочитав поэму и осмыслив её, мы понимаем, что бездуховностью страдают лишь те люди, которые которые ни дня в своей жизни не трудились, а наживались на крепостном праве в стране. Помещики являлись настоящим непосильным грузом, вываленным на плечи русского народа — крестьян. А чиновники ужасают своим безразличием к простым людям, особенно к нуждающимся.

Читайте также: