Где лучше учиться в россии или за границей сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Что такое университет, институт и академия, основные модели университетов. Высшее образование в России: история, современность и перспективы, плюсы и минусы выбора отечественного вуза. Высшее образование за рубежом: зарубежные вузы, статистика обучения россиян за рубежом, особенности поступления и системы поддержки обучения в рубежном вузе. Что же в итоге мы имеем в итоге

Что такое университет, институт и академия

Основные модели университетов

Высшее образование в России

История

Современность и перспективы

Плюсы и минусы выбора отечественного вуза

Высшее образование за рубежом

Зарубежные вузы, почему лучше?

Статистика обучения россиян за рубежом

Особенности поступления

Системы поддержки обучения в рубежном вузе

Итак, что же в итоге?

Судя по тому, что вы зашли на эту страничку, перед вами уже не стоит вопрос, куда идти после школы (вы определились и выбрали высшее образование), сейчас вас очень интересует, какой это будет вуз, российский или зарубежный.

Что такое университет, институт и академия

Мы как-нибудь в отдельном посте разберем разнообразие вузов современной России (Вузы России, какого статуса они бывают, Вузы России, какого типа они бывают), пока ограничусь тем, что на долю университетов приходится около 400 организаций из 700 аккредитованных вузов (без учета филиалов). При этом только 30 университетов являются негосударственными, а 370 университетов учреждены Минобрнауки РФ, иными федеральными или региональными органами исполнительной власти.

Основные модели университетов

Поскольку львиная доля как российских, так и зарубежных студентов обучаются в вузах, относящих себя к категории университетов, остановимся именно на этой институции.

В XIX веке эта модель университета стала испытывать конкуренцию со стороны университета нового типа, исследовательского, более известного как Гумбольдтовский университет (в честь Берлинского университета, основанного инициативе Вильгельма фон Гумбольдта в 1809 г.). В отличие от предыдущей модели в основе Гумбольдтовского университета лежат горизонтальные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, частная собственность на знания, передаваемые студентам, а само высшее образование рассматривается не как статус, а как набор приобретенных знаний и умений.
В настоящее время в мире наиболее распространена гибридная модель университетов, где на фоне доминирования признаков гумбольдтовского исследовательского университета с его партнерством преподавателя-исследователя и студента присутствуют элементы классического университета с его формальными отношениями и статусами. Эта модель обычно называется американским исследовательским университетом, так как она завоевала Старый свет во второй половине ХХ века именно из США.

В России и еще в ряде стран бывшего СССР господствует обратная гибридная модель, когда в основе университета лежит нечто отдаленно подобное классическому средневековому университету (отличия заключаются в смещении фокуса с теологии на государственную службу) с его иерархией, статусами и формальными отношениями, который немного разбавлен элементами исследовательского университета.

Высшее образование в России

История

Становление системы высшего образования в царской России и советском периоде достаточно подробно описано нами в отдельных постах о классических университетах, технических, аграрных, медицинских и экономических вузах. Поэтому здесь ограничимся только несколькими тезисами.

Современность и перспективы

Эти вузы в соответствии с программными документами Минобрнауки должны трансформироваться в вузы европейского (гумбольдтовского) типа, которые обеспечивают конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда не только за счет формируемых компетенций, но и за счет встраивания их в систему профессиональных лифтов. При этом реформаторам необходимо будет приложить серьезные усилия, чтобы эти вузы, приняв лишь внешние формы западного образования, сохранят под этим мимикрическим обликом традиционное для России распределение статусов и связанных с ними социальных благ.

Конкурс на бюджетные места в большинстве этих вузов достаточно серьезный и будет только расти (например, средний балл ЕГЭ по федеральным вузам, участникам проекта 5-100, должен составить в 2020 году не менее 80 баллов). Стоимость внебюджетного обучения также проявляет тенденцию к росту и уже сейчас стремится перешагнуть 200 тыс. руб. в год, что для большинства домохозяйств посильно только с привлечением кредитных средств (которые придется возвращать уже после окончания вуза).

Плюсы и минусы выбора отечественного вуза

Попытаемся подытожить все плюсы и минусы выбора в качестве места своего обучения одного из отечественных университетов.

Преимущества обучения на российской программе высшего образования:

Минусы обучения на российской программе высшего образования:

Поэтому, делая выбор в пользу обучения в российском вузе, необходимо четко понимать, с какой целью (что хотите получить в итоге) и какой вуз вы выбираете, либо вообще подумать над иным жизненным треком, где не будет высшего образования, или оно появится уже потом в заочной или даже дистанционной форме.

Высшее образование за рубежом

Зарубежные вузы, почему лучше?

Выше, вводя понятие университета (а, как правило, говоря о зарубежном вузе, если речь не идет о вузах спортивной, творческой или иной очень специальной направленности, говорят об университетах), мы сравнивали его с корпорацией преподавателей-ученых. Последняя получает определенные привилегии от государства и иных общественных институтов, в обмен на которые она выполняет следующие социально важные функции:

  • занимается научными исследованиями (за рубежом за редким исключением нет нашего аналога государственных Академий наук со своим бюджетом на исследования);
  • передает научные знания студентам, подготавливая специалистов для общества и воспроизводя самих себя (новых преподавателей-ученых);
  • готовит элиту общества, воспитывая новое поколение в духе базовых ценностей этого общества.

Ряд стран на уровне государственной политики сделали свои национальные системы образования максимально открытыми для выходцев из других стран. В первую очередь это развитые страны (США, Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия и Италия), извлекающие миллиарды долларов от экспорта своего образования.

По соотношению цена-качество выгодным является также обучение в Гонконге (из 7 его университетов 4 входят в первую сотню) и Сингапуре (из 3 его университетов 2 входят в первую сотню), где качественное англоязычное образование, основанное на научных и технологических разработках мирового уровня, сочетается со вполне демократичными по мировым меркам ценами.

Статистика обучения россиян за рубежом

По последним опубликованным данным за 2015 год (ЮНЕСКО публикует их с задержкой в два года), за рубежом обучаются 56,3 тысячи россиян, что составляет около 1% от общего числа студентов в России (порядка 5,5 миллиона человек). В страновом разрезе это выглядит следующим образом:

  • Германия – 10 тыс. чел.,
  • Чехия – 5,3 тыс. чел.,
  • США – 5,2 тыс. чел.,
  • Великобритания – 3,9 тыс. чел.,
  • Франция – 3,6 тыс. чел.,
  • Финляндия – 2,8 тыс. чел.

Хотя больше всего граждане России уезжают за границу для обучения в магистратуре (она обходится в среднем примерно в два раза дешевле бакалавриата из-за более короткого периода обучения) после того, как получат высшее образование в России, немало едет и для обучения на программах бакалавриата.

Особенности поступления

При поступлении в государственный университет большинства европейских стран (Германия, Франция, Италия, Австрия, Бельгия, Финляндия), США, Канады и Австралии вы можете учиться на английском языке бесплатно, тратиться придется только на проживание, а также пользование библиотекой, спортзалом и прочими дополнительными опциями. Во многих других странах Европы, Азии гражданам России при определенных условиях также можно учиться бесплатно, но государственном языке этой страны (испанском, чешском, греческом, китайском и т.д.).

Системы поддержки обучения в рубежном вузе

Максимально допустимая сумма гранта составляет 2,76 миллиона рублей (47,8 тысячи долларов) в год на человека. Средства призваны покрыть не только стоимость учебной программы, но и другие расходы — дорогу, проживание, оформление медицинской страховки и покупку учебной литературы. При этом одно из главных требований при выдаче такого образовательного гранта — это возвращение на родину в течение месяца после окончания обучения и трудоустройство в трехмесячный срок в российскую организацию, где человек должен проработать не менее трех лет. В противном случае по условиям программы участник обязан будет возвратить сумму предоставленного ему гранта и уплатить штраф в двукратном размере от суммы гранта, т.е. вернуть троекратно от выданной суммы.

В сумме на ноябрь 2018 года статистика по программе выглядела следующим образом;

Помимо этой программы есть целый ряд своих стипендиальных программ по поддержке талантливых абитуриентов/студентов, полностью или частично покрывающих расходы на обучение и проживание, в самих странах пребывания или даже в самих университетах.

Итак, что же в итоге

Высшее образование, хоть в России, хоть за рубежом, по большому счету нужно всего для нескольких вещей.

Во-первых, диплом о высшем образовании необходим для того, чтобы получить право занимать определенный перечень должностей в государственных учреждениях и в негосударственных учреждениях, деятельность которых регулируется государством через процедуры государственного лицензирования и государственной аккредитации.

И только, в-четвертых, можно указать собственно закладку самих профессиональных компетенций. Именно по этой причине в соответствии с новым законом об образовании 2012 года высшее образование перестали называть профессиональным и убрали из образовательных стандартов присвоение профессиональной квалификации, как это было ранее.

Обучение в вузе за рубежом, на сегодняшний день по данным ЮНЕСКО за рубежом обучаются более 50 тысяч россиян, что составляет около 1% от общего числа студентов в России, т.е. порядка 5,5 миллиона человек (причем тренд положительный). Качество обучения там, чего греха таить, выше, а стоимость, если не брать топовые вузы, не так уж сильно превышает стоимость в ведущих российских вузах. Помимо этого в ряде случаев можно на бесплатное образование или получение гранта, который покроет стоимость обучения.

Вопрос, где учат лучше: у нас, или в Европе, обсуждается давно. Есть те, кто искренне верит, что за границей все качественнее, только потому, что это не у нас, а есть те, кто считает, что российская (или советская) система образования самая лучшая. Я решила просто рассказать о некоторых вещах, которые мне показались интересными или даже удивительными. ну а выводы каждый пусть делает сам.

1. В Европе учителем может быть любой выходец стран Евросоюза, и педагогический диплом ему необязателен. Главное - сдать в начале карьеры своеобразный экзамен на профпригодность и дальше ты можешь вести уроки, как тебе хочется. И я сейчас не шучу: старшая дочь моей подруги пару лет изучала английский (в качестве иностранного) исключительно по песням, не помню уже какого исполнителя. Ну нравились преподавателю эти песни! Поэтому все дети их учили. И все. Интерес у ребенка появился только когда, когда они поехали с классом в Лондон. Я даже не представляю, что бы было, если бы я на полном серьезе решила попробовать построить свои занятия в школе исключительно на текстах песен.😂 (Хотя, будем говорить прямо: сплошь и рядом у нас есть уроки, где не ведется ничего от слова "совсем" и учителям за это ничего не бывает.)

2. Экзамены. Наши детки сдают ОГЭ и ЕГЭ. Количество варьируется, но обычно не больше 3-4-х, редко 5-ти. В Европе ты можешь сдавать хоть все, и от этого зависит балл твоего аттестата, а во Франции, например, еще и премия. Да, да, я серьезно: если аттестат идет с отличием (балл должен быть максимальным), то ребенок получит премию размером в 2500 евро. Поверьте, для Европы это большие деньги, не только для нас. Кстати, я видела, как дети сдавали именно все предметы. В итоге каждый день (!!) в расписании стояло по два экзамена - утром и после обеда. Это действительно жесть, и наши ЕГЭ тут рядом не стояли. (Хотя я всегда переживаю и волнуюсь за своих учеников, но то, что я видела во Франции, вызвало у меня ТАКОЕ уважение к ребенку. 🙏)

3. Предметы. Я специально решила написать о них позже, потому что ситуация очень любопытная. Не знаю, помните ли вы, но, когда я лично училась в школе, среди нас ходила байка о том, что американцы учат таблицу умножения до седьмого класса. Мы посмеивались, но не очень верили. Что можно сказать теперь? Во-первых, мы (Россия) плавно идем к тому же (сразу оговорюсь, что не во всех школах и не со всеми детьми), а во-вторых, как это ни парадоксально, но это похоже на правду не только в Америке.

4. Куда идти после школы. Написала предыдущий абзац и поняла, что обязательно будут комментарии, что, мол, поэтому тогда и сдают так много, раз ничего не учат. Не все так просто. После средней школы все зависит от мозгов и амбиций ребенка и толщины кошелька его родителей. Те, кто действительно учил таблицу умножения до седьмого класса и особо не напрягался, могут и дальше продолжать в том же духе. А вот те, кто поставил себе какие-то цели. Например во Франции дальше есть два пути: бесплатные университеты и платные школы. Очень любопытно, но у них все наоборот: университеты потому и бесплатны, потому что знания дают так себе, следовательно шанс устроиться на престижную работу довольно слабый.

Со школами все наоборот. Обучение в них платное, гоняют будь здоров, но и претендовать потом можешь на многое. Вот только поступить туда сразу после лицея (10-11 класс) практически нереально. Поэтому дети идут на двухгодичные подготовительные курсы, с результатами окончания которых они могут подавать заявления в выбранные школы и ждать - зачислят их или нет. Школы, как вы понимаете, по уровню разные, как и курсы, которые туда готовят. То есть есть не особо сложные, а есть такие, где дети пашут без перерывов и выходных. Зато потом именно из стен этих школ выходят известные в будущем политики или государственные деятели.

Вот и получается, что все, как у нас: есть дети, которые не учатся, и которых не особо учат, а есть такие, кто вкалывает почище взрослых, и для них есть множество крутых возможностей.

5. Фундаментальность наших знаний. Это, пожалуй, самое главное отличие. Кто получал "вышку", наверняка помнят такую поговорку: "приходишь на работу, забудь все, чему тебя учили в ВУЗе". Наши специалисты знают очень много теории, причем не только о профильном предмете, но и о всех смежных. Но работать сразу после окончания института нашим трудно. Выпускники европейских ВУЗов готовы работать сразу на другой день после выпускного. Им не нужно адаптироваться.

Мой сын недавно сказал мне, что он прекрасно обошелся бы без своего диплома, который почти ничего ему не дал. И я не знала, как убедить его в том, что он не прав. То фундаментальное образование, что получила я, здорово расширило мой кругозор. Что лучше - сказать сложно, каждый, я думаю, выбирает по себе.

Подписывайтесь на мой канал и гуляйте по свету вместе со мной: не только по музеям и городам, но иногда и по школам.😉

Чтобы точно ответить на вопрос, где ребенку лучше учиться, стоит понять, что хорошего для детей разного возраста может предложить российское образование, а также чем от него отличается образование зарубежное. В этом пытались разобраться директора российских и британских школ, сами ученики и их родители, а также эксперты компании "Альбион", одного из ведущих операторов рынка зарубежного образования для россиян.

Лет двадцать назад, когда россияне начали отправлять детей на обучение за пределы России, они руководствовались простой мыслью, что в зарубежной школе в любом случае будет лучше, чем в российской. Подобные решения зачастую были вызваны соображениями безопасности. "Сегодня, когда отсутствует необходимость срочного изъятия детей из криминального общества, стремление во что бы то ни стало учить детей за границей без взвешенного выбора вариантов и должной подготовки школьника или студента – явный атавизм", – уверен Валентин Щукин, генеральный директор компании "Альбион".

Конечно, несмотря на то что система образования в России серьезно больна, у нас все еще остаются школы с крепкими традициями, которые сохраняют свой высокий уровень преподавания и весьма конкурентоспособны на мировом уровне. Смешно, что мы копируем системы обучения, от которых зарубежные страны уже отказались или отказываются, а за рубежом внедряют нашу систему работы с одаренными школьниками, которую у нас удушают. Так, американцы перестали создавать огромные школы и разукрупняют их обратно, а в Англии, например, внедряют наши принципы организации физико-математических школ.


Действительно, начав сравнивать возможности российских и зарубежных школьных программ, можно сразу обнаружить, что учебная программа начальных классов в большинстве российских школ, особенно столичных, не менее объемна и качественна по сравнению с тем, что могут предложить зарубежные школы. Так, педагоги частных британских начальных школ, занимающиеся с детьми из разных стран, отмечают, что россияне-младшеклассники традиционно лучше, чем их сверстники из многих государств, подготовлены по математике. Какое-то время назад к минусам российской начальной школы можно было отнести меньший акцент на преподавании иностранных языков, однако в последние годы ситуация изменилась к лучшему. Да и эксперты в принципе не советуют отправлять ребенка младше 10-11 лет на обучение за границу: младшеклассники, с одной стороны, еще не имеют языковой подготовки, достаточной для полноценного обучения (велик риск зарубежного "второгодничества"), с другой – рискуют уже никогда на получить навыки грамотной письменной русской речи, упустить значительный пласт национальной литературы и культуры. Уже не говоря о психологической неготовности большинства младшеклассников разлучаться надолго с родителями.

Пять лет назад мы отправили дочь в известную школу-пансион на севере Шотландии. Ей было тогда семь лет. Наняли опекуна, думали, что все будет хорошо. Однако это оказался худший год в нашей жизни. Ребенок совершенно не смог адаптироваться. Я переехала в Шотландию, чтобы проводить вместе с дочерью выходные, но даже это не спасло положения. Мы вернулись через полгода и еще долго отхаживали ребенка после стресса. Сейчас ей 13, и ни о каком обучении за рубежом она и думать не хочет

Наша математика сильнее?

В средней и старшей школе ответ на вопрос "ехать или не ехать", в том числе зависит от выбранной специализации. Если школьник делает выбор в пользу физико-математического направления и имеет соответствующие способности, вполне реально подобрать для него сильную российскую школу, которая будет как минимум не уступать большей части хороших зарубежных.

А возможно, и превосходить. В нашем лицее, например, известны лишь два случая, когда состоятельные родители отправляли детей после 9-го класса в лондонскую школу ради дальнейшей карьеры. Но дети были этому не рады, писали письма, как им там скучно, что они знаю математику лучше всех. Но что касается высшей школы, то стоит признать - случаев поступления в зарубежные вузы становится больше. Думаю, это связано с ухудшением положения науки в нашей стране, с унижением РАН, у которой отняли самостоятельность.

В появившемся в прошлом году рейтинге 500 лучших российских школ первые строки действительно занимают именно столичные школы с углубленным изучением физики и математики -- такие, как Лицей № 1535, школа-интернат Колмогорова при МГУ, школа №57. Их выпускники без труда поступают в лучшие вузы, причем как российские, так и зарубежные. "После 57-й школы я поступил в МФТИ, и к моменту получения степени бакалавра получил приглашения бесплатно отучиться в магистратуре лучших европейских вузов, - рассказывает 25-летний Константин Бушуев, живущий в Германии. – Выбрал Технологический Институт Карлсруэ, стал магистром, сейчас с удовольствием работаю научным сотрудником и пишу докторскую".

В английских школах рано, с 10 лет, начинается изучение теории вероятности, а 14-16-летние в рамках курса GCSE данную тему изучают уже очень глубоко, на примере сложных задач. Также более чем серьезно в школьной программе GCSE представлена математическая статистика и работа с данными. А вот тригонометрия в российской школе начинается в том же возрасте, что и в Великобритании, но в итоге изучается глубже. Свойства тригонометрических функций, уравнения с тригонометрическими функциями в российской школьной программе сложнее. Логарифмы и интегралы у нас изучаются в выпускных классах средней школы, в Великобритании – с 16 лет в рамках программы A-level.

Тем не менее, отмечают консультанты "Альбиона", случаи, когда российские школьники без труда сдают математику при поступлении в школу за рубежом, редки. "Многие спотыкаются на заданиях по теории вероятностей и математической статистике, на сложных задачах по планиметрии и стереометрии, - рассказывают в "Альбионе". – Так что в нынешней российской школьной программе по математике есть серьезные пробелы".

История XX века в школьных фотографиях

Больше практики за рубежом

Вместе с тем, естественнонаучные дисциплины (физика, химия, биология) британские школьники начинают изучать очень рано, и, в отличие от наших школьников, не только уделяют этим предметам больше времени, но и получают знания "из практики", в процессе многочисленных опытов, как удачных, так и не очень.

Хорошие частные английские школы добиваются глубокого усвоения программы блока естественнонаучных дисциплин (science), хотя сама программа, скорее, содержит более узкий набор тем, но имеющих применение в практической деятельности. Например, по биологии подробно изучается состав здоровой диеты, основные распространенные заболевания человека и приводящие к их возникновению факторы, ну и так далее.

Валентин Щукин, руководитель "Альбиона", отмечает, что химия и биология изучаются в британских школах с опережением на год-полтора, что создает для наших школьников большие сложности как на этапе подготовки к вступительным экзаменам в британские школы, так и в первые месяцы изучения этих дисциплин в Великобритании.

Мне было тяжело с химией. В наших школах она по-другому преподается, мне пришлось наверстывать и привыкать, все свои первые британские каникулы я посвятил занятиям химией. В целом же перейти с российской на английскую программу, мне кажется, не слишком сложно. Но зато уже в последних двух классах A-level предметы преподаются на уровне наших вузов, готовя школьника к будущей учебе в университете, у нас этого нет.

Сергей Рахманов рассказывает, что британские частные школы в целом добиваются более успешного усвоения учебной программы – "по сравнению с "обычными" школами". В первую очередь, на его взгляд, за счет создания среды, в которой учеба стоит на первом месте. Основополагающими здесь являются дисциплина, строгий распорядок дня, а оценка выставляется суммарная, зависящая от каждой выполненной домашней работы и от каждой промежуточной контрольной. Свои плоды приносит и разбиение учеников на группы по успеваемости, в результате чего каждый ученик занимается на своем уровне: "продвинутые" – сложными темами, отстающие – более простыми: тем самым ни те, ни другие не тратят попусту время.

Меня удивило распределение учеников по уровням знаний, я к этому не был готов. Нам сказали, что по результатам первых контрольных работ нас могут перевести в другие группы. То есть у вас нет одного определенного класса, в котором вы учитесь с момента поступления до окончания школы, как у нас. Вы перемещаетесь из группы в группу в зависимости от степени освоения предмета. Чем выше уровень знаний, тем более продвинутый класс. Мне это очень понравилось, действительно помогает успешно учиться.

Конечно, помогает учиться в частной британской школе не только это, но еще и высококвалифицированный преподавательский состав.

Все дело в учителе

Мы отбираем самых лучших и квалифицированных учителей. Успех школы и ее учеников обеспечивается именно ими. Каждый предмет у нас преподается профессионалом, например, музыка – профессиональным музыкантом, химия – ученым-химиком, мы берем не педагогов по специальности, а специалистов, которые способны стать педагогами и которые готовы развиваться сами.

Стоит отметить, что действительно, в десятках топовых британских школ от 10 до почти 40 процентов преподавателей – профильные специалисты, выпускники Оксфорда и Кембриджа.

Об огромной роли учителей в образовательном процессе говорят и в российских школах. "Хорошие учителя оценивают ученика не абсолютно, а в сравнении с самим собой, – растет ли он, работает ли в полную силу, – говорит Александр Ковальджи. – Принципиально важно, чтобы дети учились не для отметок и не для родителей, а для себя, а тогда меняется их точка зрения, – они пытаются понять чему и зачем их учат, откуда эти знания появились, где и как они применяется". Вот только, по словам Ковальджи, таких преподавателей сейчас в России становится все меньше.

Талантливая молодежь в учителя не идет, поскольку профессия не престижна, карьерный рост невелик, нагрузка большая, свободы мало. А без этого что, даже самая лучшая школьная программа не будет реализована. Критерии оценки деятельности нашего учителя нацелены на создание только видимого благополучия, и электронный дневник играет отрицательную роль, поскольку выпячиваются текущие отметки, и они считаются показателем качества обучения.

В противовес этому директор британской школы говорит, что "главный плюс британского частного образования – всестороннее развитие ребенка, в том числе благодаря многочисленным послеурочным занятиям – клубам, спортивным секциям, творческим лабораториям, – перечисляет Вудхауз. – Мы учим детей критически оценивать каждое событие, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения, искать выход из любой ситуации, и это, на мой взгляд, даже более важно, чем приобретение знаний". "Так и есть, – подтверждает Глеб Яшков. – Нет зубрежки, нет натаскивания, урок проходит в диалоге с учителем, и это помогает гораздо лучше понять материал".

Один из сложнейших предметов в британских школах, что очень странно для нас, – история. Как отмечает директор Malvern St James, "оценки по истории очень много значат для поступления в Оксфорд и Кембридж". Причина проста: в Британии эту дисциплину уже в школах стремятся изучать как науку, а не просто набор дат и фактов, и с помощью анализа факторов, определивших ход событий в прошлом, стараться научиться прогнозировать ход событий в будущем. По понятным причинам, такой анализ, а тем более аргументированный прогноз исторических событий, требует великолепных аналитических способностей.

В программе британской школы для меня самым сложным было изучение истории, точнее необходимость писать длинные эссе по каждой изученной теме. Вам дают факты, а вы анализируете и строите теорию. Вам не навязывают свои взгляды, у вас развивают способность мыслить и выражать свою точку зрения, то, что называется у них “критическое мышление”, - рассказывает Алия Айнетдинова, студент Bromsgrove School. - Если вы смогли аргументировать свое мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым, вам засчитывают работу. Это мне очень понравилось. Знания приобретаются в процессе обсуждения и анализа.

Впрочем, предупреждают эксперты, британская учебная программа, с ее ранней (с 16-17 лет) узкой специализацией, предполагающей в большинстве случаев изучение всего четырех предметов, несет в себе риск «недообразованности", особенно если это минимальное количество предметов будет преподаваться не выпускниками Оксфорда, Кембриджа и других именитых университетов, как в лучших частных школах Англии. Сейчас этому риску могут быть подвержены и российские школы, которые, согласившись на раннюю узкую специализацию, могут получить в итоге малограмотных выпускников – особенно, если речь идет о сельской школе. "Выбор нескольких предметов будущей специализации, которые изучаются в течение двух лет программы A-level, обусловлен дальнейшей учебой в университете, – оправдывает раннюю специализацию Вудхауз. – Если вы планируете там учиться, то такой выбор кажется логичным и разумным, и никак не может считаться недостатком. Другое дело, как и кем эти предметы преподаются и чем они дополняются после уроков".

Пообщались с волгоградцами, сменившими не только город, но и страну. Теперь уже граждане Турции, Германии, Франции и Голландии рассказали о том, что сейчас происходит в Европе

Дети вышли из класса, сказав, что не хотят учиться с русской

— Я живу в Германии уже много лет. Сейчас здесь происходит что-то невероятное. Здесь все вокруг вывешивают флаги Украины, подсвечивают всё вокруг, поток людей просто невероятный. Жителей Украины очень много, им всё оформляют быстро, порой даже документы не нужны никакие, достаточно устного какого-то объяснения. Здесь их обеспечивают всем, чем можно. Но это не беда. Но беда в другом: здесь начали притеснять россиян, при этом происходит это достаточно активно. За два дня обстановка разогрелась буквально до предела. Дети сейчас вышли с каникул. В одном из классов училась наша девочка. Дети вышли из класса, сказав, что не хотят учиться с русской, — рассказала волгоградка. — У нас здесь очень многие народы живут, есть и белорусы, и украинцы, и русские, и все говорят на русском. Сейчас стали банально бояться говорить на родном языке на улице, где-то в общественных местах. Говорим на русском только дома. Мы не знаем, как быть. Настолько всё это быстро случилось, настолько резко началось, что мы и правда не понимаем, как себя вести. Ситуация развивается стремительно.

Бросают какие-то косые взгляды

— У нас у всех до недавнего времени всё было нормально. В Турции очень много живет украинцев, русских и все друг с другом абсолютно нормально общались. Но а сейчас у нас у всех повестка дня одинаковая. Конфликтов у нас пока никаких ни с кем не возникало. Но сейчас уже понятно, что если ты русский, то тебя будут либо ассоциировать с тем, что произошло на Украине, либо набросятся с множеством вопросов. Я хожу в тренажерный зал, и каждый раз ко мне подходят люди и начинают спрашивать о том, что происходит там. Все пытаются понять, как ты к этому относишься. Бросают какие-то косые взгляды, — рассказывает переехавшая в Турцию волгоградка.

По словам девушки, одна из ее подруг — украинка.

Читайте также: