Ю ракша биография кратко самое важное для сочинения

Обновлено: 04.07.2024

Юрий Михайлович РАКША пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980 года. Он был хорошим советским художником – прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком, графиком. Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения. Природа всегда оставалась для него храмом и мастерской, в которой он был прихожанином и мастеровым. Он много, плодотворно работал и остался для нас прежде всего в полотнах собственных картин, ныне хранящихся во многих известнейших музеях.
Он родился в семье служащих на окраине Уфы. Первые годы его жизни схожи с детством большинства его сверстников. Это сходство было в страшном постоянном чувстве голода, которое человеческая память хранит потом всю жизнь.


"Восхождение" кадр из фильма

"Восхождение" кадр из фильма

"Восхождение" Kазнь. - кадр из фильма

Плакат к кинофильму "Восхождение". 1977


"И поет мне в землянке гармонь. " 1973


"Рожденным – жить" 1971
Эта картина родилась после вести о гибели во Вьетнаме на поле боя вьетнамского кинооператора, друга Юрия Ракши, сокурсника по ВГИКу. Это побудило художника к созданию полотна, тема которого давно зрела в его душе. Рожденным — жить, в этом смысл картины; несмотря на войны, плач и горе — жизнь на земле и исконный мирный труд должны продолжаться. На полотне — изображение мадонны, матери, восходящее к традиционным трактовкам этой темы в итальянском Возрождении, классицизме.


"Уральские горы" 1972


"Женский портрет" 1973


"Писатель Василий Шукшин" 1973


"Портрет с шоколадницей" 1974


"Васильки. Лето" 1974


"Весна в Приморье" 1975


"По белу снегу" 1975


"Земляничная поляна" 1977


"Анюте 13 лет" 1978

"Премьера" Центральная часть триптиха 1977

"Арсений Тарковский" 1978


"Жужа и Янош из Будапешта" 1979

Юрий Ракша О “Джоконде” 12 августа 1980 года ( за 20 дней до смерти)

Все думал, в чем феномен “Джоконды” да Винчи? Первое — огромная жизненная энергия, заложенная в образе. Она неиссякаемо действует на нас, на людей — из поколения в поколение. Энергия эта закодирована в художественной форме произведения. Благодаря уникальной способности Леонардо использовать полутона кажется, что вся картина состоит только из света и этих меняющихся, бесчисленных живых полутонов. Вся фигура Джоконды, лицо, руки благодаря этому средству словно купаются в воздухе. И очертания фигуры — зыбки и неуловимы. И когда мы вновь возвращаемся к глазам Джоконды, нам кажется, что она только что двигалась, что она только что встала в эту позу для вас, чтобы остановить ваше внимание и говорить с вами. И эта связь со зрителем очень интимна. Кажется, что ее взгляд — только для вас, ее полуулыбка — только для вас. Но все это в том случае, когда ты один на один с картиной. Но такое в условиях современного музея — исключение. Хорошо помню свои ощущения в Лувре перед “Джокондой” и свое острое чувство разочарования. Не получилось у нас с ней встречи, не получилось интимности, не оправдалось ожидаемое. В бронированном стекле отражались десятки людей, лиц. И в глубине этого бетонного бункера проглядывали только ее глаза. Долгожданной встречи не состоялось.
Есть и еще причины, которые мешают сегодняшнему зрителю понять ее, закрывают путь к подлинному постижению этой картины. Лик ее примелькался. Она — сама духовность — стала принадлежностью бездуховного быта: косынки и брошки, ручки для автомобилей и сумки, джинсы и майки. Все это опрокидывает, взрывает ее подлинную сущность. Сюда же надо отнести и засилие дурного качества репродукций, не имеющих с подлинником ничего общего. Пишем же мы “осторожно, окрашено”, тем более нужно просто кричать: “Осторожно, Джоконда”, оберегая ее чистоту, а также вкусы людей. И еще есть одна помеха на пути зрителя к “Джоконде”, к ее пониманию. Это избыток информации о ней, с одной стороны, вульгаризация, упрощение — с другой; тенденция к формированию фетиша. А в результате этого как раз и исчезает интимность, первозданность восприятия, при долгожданной встрече с подлинником их сменяет неожиданное разочарование. “Да ничего, собственно, особенного в ней и нет”. Это значит, что все системы, указанные выше, сработали и воздвигли невидимый, но непреодолимый барьер между зрителем и портретом.
Есть, правда, и еще аспект. Большая часть людей неспособна к восприятию “божественного”, потому что никогда не соприкасалась с ним в жизни. Прагматизм бытия преобладает и вытесняет Бога, духовность. И тогда, конечно, просто — женские руки, просто — глаза, лицо совсем некрасивой женщины, скупые, невыразительные краски. И все же “Джоконда” живет! И даже далеко от нее мы чувствуем на себе ее взгляд, ее улыбку — она с нами, она живет.
Надо сказать, что этому способствует и соотношение фигуры с пейзажем. Каноническое для того времени сочетание портрета и общего плана пейзажа здесь работает (при восприятии) самым активным образом, подчеркивая и вечность, и сиюминутность. То есть — вечный смысл бытия и сиюминутность происходящего. Джоконда как бы вошла в этот пейзаж с его огромной глубиной, и остановилась, и посмотрела на нас.

Этот пейзаж имеет и символическое, философское значение, говорящее о единстве и гармонии природы и человека, о божественной бесконечности мироздания. Для меня, и я не могу отделаться от этого ощущения, поверхность водных гладей в пейзаже — это как глаза самой земли, смотрящей на нас.

"Предстояние". Центральная часть триптиха "Поле Куликово" 1980

"Благословение на битву". Левая часть и "Проводы ополчения". Правая часть Триптиха "Поле Куликово" 1980

5229398_sd78sNg3eME (598x700, 323Kb)

5229398_OyGf322y_00_1_ (405x699, 70Kb)

Триптих "Кино" Идея, в центре Л. Шепитько

5229398_eCRJNaWmtTE (505x700, 68Kb)

Триптих "кино" Премьера

5229398_KZW1LTUTWe8 (399x699, 73Kb)

Триптих "Кино" Работа

5229398_JneTpYWodFw (700x372, 99Kb)

Первая встреча с Дерсу. Эскиз к кинофильму ''Дерсу Узала''


Воспоминания А.Александрова:

Юрий Михайлович РАКША (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов) пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980-го… Он был хорошим советским художником – прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком, графиком. Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения. Природа всегда оставалась для него храмом и мастерской, в которой он был прихожанином и мастеровым. Он много, плодотворно работал и остался для нас прежде всего в полотнах собственных картин, ныне хранящихся во многих известнейших музеях. ..

5229398_ZYwHHWgE (700x614, 135Kb)

Часть комнаты девичьего общежития в дощатом бараке-времянке. Одна из железных казённых кроватей покрыта лоскутным, явно деревенским одеялом. Мужчина, расположившийся в терпеливом ожидании, видится за окном. Он ждёт ту, светловолосую и босоногую, которая спиной к нам стоит в центре комнаты. Картина принесла Юрию Ракше огромную популярность.

За несколько дней до своей кончины он успел закончить главное, как сам считал, произведение – полотно, посвящённое 600-летию Куликовской битвы.

5229398_zJDailrkktA_1_ (700x336, 73Kb)

Триптих, посвящённый 600-летию Куликовской битвы

5229398_JOVER_SALON_MURO (684x700, 185Kb)

Ныне этот триптих хранится в знаменитой Третьяковской галерее.

Умер Юрий Ракша в 1980 году от острой формы лейкоза в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище

5229398_Mogila_hydojnika_Uriya_Rakshi (525x700, 300Kb)

Могила Ракши на Ваганьковском кладбище.

Семья: жена Ирина Евгеньевна, писатель, и дочь Анна. Сестра — искусствовед Валентина Мефодьевна Сорокина (Теребилова) (1940 г. р.), главный хранитель Художественного музея им. М. В. Нестерова (Уфа).

Картины Ракши (более 200) хранятся в Третьяковской галерее, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, частных собраниях.

Выставки
При жизни Юрий не провёл ни одной своей персональной выставки. Все состоялись после его смерти.

Работы Юрия Ракши экспонировались на девятнадцати выставках, в том числе и персональных, в городах и странах: Москва, Ленинград, Загорск, Иркутск, Париж, Лондон, ГДР, Монголия, Польша, Голландия, Токио.

5229398_original_25_ (455x700, 264Kb)

5229398_original_26_ (672x496, 20Kb)

Сотников. Кадр из фильма.


"Сотников перед казнью" Б. Плотников в фильме "Восхождение"

5229398_original_27_ (451x700, 319Kb)

AKIR7tMyrnc (540x699, 145Kb)

Портрет Ларисы Шепитько - режиссера фильма "Восхождение"

У человека тело
Одно, как одиночка.
Душе осточертела
Сплошная оболочка
С ушами и глазами
Величиной в пятак
И кожей - шрам на шраме,
Надетой на костяк.

Летит сквозь роговицу
В небесную криницу,
На ледяную спицу,
На птичью колесницу
И слышит сквозь решетку
Живой тюрьмы своей
Лесов и нив трещотку,
Трубу семи морей.

Душе грешно без тела,
Как телу без сорочки, -
Ни помысла, ни дела,
Ни замысла, ни строчки.
Загадка без разгадки:
Кто возвратится вспять,
Сплясав на той площадке,
Где некому плясать?

И снится мне другая
Душа, в другой одежде:
Горит, перебегая
От робости к надежде,
Огнем, как спирт, без тени
Уходит по земле,
На память гроздь сирени
Оставив на столе.

Дитя, беги, не сетуй
Над Эвридикой бедной
И палочкой по свету
Гони свой обруч медный,
Пока хоть в четверть слуха
В ответ на каждый шаг
И весело и сухо
Земля шумит в ушах.

5229398_original_20_ (444x700, 210Kb)

Арсений Тарковский. 1978

5229398_original_19_ (527x700, 238Kb)

Писатель Савва Дангулов. 1978

5229398_original_21_ (505x700, 237Kb)

Писатель Василий Шукшин. 1973

5229398_original_28_ (485x700, 244Kb)

Судьба у этого советского художника была будто из советского же кино: мать рабочая, отец 10 лет ходил по красным войнам, а сам Юрий после восьмого класса отправился из Уфы один-одинёшенек учиться в Москву, где для прокорму пришлось пролетарничать грузчиком. Но и поднявшись на ноги (Ракша стал художником на Мосфильме), Юрий не забывал черпать коммунистически духовного, путешествуя по тайге и тусуясь со всякими геологами-нефтяниками. Хоть и определяют творчество Ракши как соцреализм, его картины такие тёпло-ламповые, что невольно веришь в неангажированную любовь автора к своим моделям. Кроме отважных покорителей севера и дружественной богемы, Ракша обожал писать свою жену: в одежде и без, разными техниками, весёлую и печальную, молодую супругу и мать – короче, любовь длиною в жизнь.

5229398_original_5_ (433x700, 236Kb)


Моя Ирина. 1969


Swbka1kAqOs (467x699, 215Kb)

s9VQN0iQRFo (497x700, 328Kb)

Добрый зверь и добрый человек

Вы - Легкая, но легкость эта
Не мотылька, что жить спешит,
То легкость внутреннего света
Большой и ласковой души.

То легкость мысли, пониманье,
Не легкомыслие, нет!
Уменье чувствовать, вниманье,
На нежность - нежностью ответ.

Не словом даже, только взглядом,
Но уводящим далеко…
Вот почему мне с вами рядом
Светло, и просто, и легко!

Александр Перфильев (Ли)


0SwaldUT3D0 (446x700, 233Kb)

DonmRN2H65o (560x700, 342Kb)


Васильки.Лето.

Автопортрет (524x700, 150Kb)


Юрий Михайлович РАКША

Юрий Михайлович РАКША пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980 года. Он был хорошим советским художником – прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком, графиком. Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения. Природа всегда оставалась для него храмом и мастерской, в которой он был прихожанином и мастеровым. Он много, плодотворно работал и остался для нас прежде всего в полотнах собственных картин, ныне хранящихся во многих известнейших музеях.
Он родился в семье служащих на окраине Уфы. Первые годы его жизни схожи с детством большинства его сверстников. Это сходство было в страшном постоянном чувстве голода, которое человеческая память хранит потом всю жизнь.

С серебряной медалью выпускника художественной школы Ракша поступил на факультет художников кино ВГИКа, который с отличием окончил в 1963-м.


"Восхождение" кадр из фильма

"Восхождение" кадр из фильма

"Восхождение" Kазнь. - кадр из фильма

Плакат к кинофильму "Восхождение". 1977

И поет мне в землянке гармонь. 1973 (537x700, 77Kb)


"И поет мне в землянке гармонь. " 1973

Воскресение. 1968 (541x700, 142Kb)


"Воскресение" 1968

Настроение. 1968 (700x486, 133Kb)


"Настроение" 1968

Ракша. Моя мама. 1969 (567x493, 98Kb)


"Моя мама" 1969

Моя Ирина. 1969 (433x700, 91Kb)


"Моя Ирина" 1969

Подснежники. 1969 (421x700, 175Kb)


"Подснежники" 1969

Ю. Ракша. Август 1969 (553x393, 66Kb)


"Август" 1969

Ожидание. 1965 (431x700, 80Kb)


"Ожидание" 1965

Современники. 1970 (545x700, 136Kb)


"Современники" 1970

Рожденным – жить. 1971 (500x577, 106Kb)


"Рожденным – жить" 1971
Эта картина родилась после вести о гибели во Вьетнаме на поле боя вьетнамского кинооператора, друга Юрия Ракши, сокурсника по ВГИКу. Это побудило художника к созданию полотна, тема которого давно зрела в его душе. Рожденным — жить, в этом смысл картины; несмотря на войны, плач и горе — жизнь на земле и исконный мирный труд должны продолжаться. На полотне — изображение мадонны, матери, восходящее к традиционным трактовкам этой темы в итальянском Возрождении, классицизме.

Уральские горы. 1972 (700x419, 137Kb)


"Уральские горы" 1972

Женский портрет. 1973 (409x700, 117Kb)


"Женский портрет" 1973

Писатель Василий Шукшин. 1973 (505x700, 96Kb)


"Писатель Василий Шукшин" 1973

Портрет с шоколадницей. 1974 (467x700, 110Kb)


"Портрет с шоколадницей" 1974

Васильки. Лето.1974 (560x700, 158Kb)


"Васильки. Лето" 1974

Весна в Приморье. 1975 (510x700, 139Kb)


"Весна в Приморье" 1975

По белу снегу. 1975 (509x700, 161Kb)


"По белу снегу" 1975

Земляничная поляна. 1977 (700x526, 228Kb)


"Земляничная поляна" 1977

Анюте 13 лет. 1978 (438x700, 149Kb)


"Анюте 13 лет" 1978

Премьера. Центральная часть (505x700, 80Kb)

"Премьера" Центральная часть триптиха 1977

Арсений Тарковский. 1978 (444x700, 60Kb)

"Арсений Тарковский" 1978

Жужа и Янош из Будапешта. 1979 (552x700, 125Kb)


"Жужа и Янош из Будапешта" 1979

Юрий Ракша О “Джоконде” 12 августа 1980 года ( за 20 дней до смерти)

Все думал, в чем феномен “Джоконды” да Винчи? Первое — огромная жизненная энергия, заложенная в образе. Она неиссякаемо действует на нас, на людей — из поколения в поколение. Энергия эта закодирована в художественной форме произведения. Благодаря уникальной способности Леонардо использовать полутона кажется, что вся картина состоит только из света и этих меняющихся, бесчисленных живых полутонов. Вся фигура Джоконды, лицо, руки благодаря этому средству словно купаются в воздухе. И очертания фигуры — зыбки и неуловимы. И когда мы вновь возвращаемся к глазам Джоконды, нам кажется, что она только что двигалась, что она только что встала в эту позу для вас, чтобы остановить ваше внимание и говорить с вами. И эта связь со зрителем очень интимна. Кажется, что ее взгляд — только для вас, ее полуулыбка — только для вас. Но все это в том случае, когда ты один на один с картиной. Но такое в условиях современного музея — исключение. Хорошо помню свои ощущения в Лувре перед “Джокондой” и свое острое чувство разочарования. Не получилось у нас с ней встречи, не получилось интимности, не оправдалось ожидаемое. В бронированном стекле отражались десятки людей, лиц. И в глубине этого бетонного бункера проглядывали только ее глаза. Долгожданной встречи не состоялось.
Есть и еще причины, которые мешают сегодняшнему зрителю понять ее, закрывают путь к подлинному постижению этой картины. Лик ее примелькался. Она — сама духовность — стала принадлежностью бездуховного быта: косынки и брошки, ручки для автомобилей и сумки, джинсы и майки. Все это опрокидывает, взрывает ее подлинную сущность. Сюда же надо отнести и засилие дурного качества репродукций, не имеющих с подлинником ничего общего. Пишем же мы “осторожно, окрашено”, тем более нужно просто кричать: “Осторожно, Джоконда”, оберегая ее чистоту, а также вкусы людей. И еще есть одна помеха на пути зрителя к “Джоконде”, к ее пониманию. Это избыток информации о ней, с одной стороны, вульгаризация, упрощение — с другой; тенденция к формированию фетиша. А в результате этого как раз и исчезает интимность, первозданность восприятия, при долгожданной встрече с подлинником их сменяет неожиданное разочарование. “Да ничего, собственно, особенного в ней и нет”. Это значит, что все системы, указанные выше, сработали и воздвигли невидимый, но непреодолимый барьер между зрителем и портретом.
Есть, правда, и еще аспект. Большая часть людей неспособна к восприятию “божественного”, потому что никогда не соприкасалась с ним в жизни. Прагматизм бытия преобладает и вытесняет Бога, духовность. И тогда, конечно, просто — женские руки, просто — глаза, лицо совсем некрасивой женщины, скупые, невыразительные краски. И все же “Джоконда” живет! И даже далеко от нее мы чувствуем на себе ее взгляд, ее улыбку — она с нами, она живет.
Надо сказать, что этому способствует и соотношение фигуры с пейзажем. Каноническое для того времени сочетание портрета и общего плана пейзажа здесь работает (при восприятии) самым активным образом, подчеркивая и вечность, и сиюминутность. То есть — вечный смысл бытия и сиюминутность происходящего. Джоконда как бы вошла в этот пейзаж с его огромной глубиной, и остановилась, и посмотрела на нас.

Этот пейзаж имеет и символическое, философское значение, говорящее о единстве и гармонии природы и человека, о божественной бесконечности мироздания. Для меня, и я не могу отделаться от этого ощущения, поверхность водных гладей в пейзаже — это как глаза самой земли, смотрящей на нас.


Предстояние. Центральная часть. (684x700, 220Kb)

"Предстояние". Центральная часть триптиха "Поле Куликово" 1980

Проводы ополчения. Правая часть (377x700, 116Kb)

Триптих Поле Куликово. Благословение на битву. Левая часть. 1980 (379x700, 114Kb)

"Благословение на битву". Левая часть и "Проводы ополчения". Правая часть Триптиха "Поле Куликово" 1980

Эскиз к Проводам ополчения (500x700, 40Kb)


Эскиз к картине "Проводы ополчения"

Продолжение. 1979 (584x700, 183Kb)


"Продолжение" 1979


Он пришёл в этот мир 2 декабря 1937 года и покинул его 1 сентября 1980-го… Был хорошим художником – прекрасным живописцем, известным кинопостановщиком, графиком. Его часто можно было видеть то в дальневосточной тайге, то на площадках нефтяников, то у геологов, то на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвращаясь в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения.

Природа всегда оставалась для него храмом и мастерской, в которой он был прихожанином и мастеровым. Он много, плодотворно работал и остался для нас прежде всего в полотнах собственных картин, хранящихся во многих известнейших музеях.

За несколько дней до своей кончины он успел закончить главное, как сам считал, произведение – полотно, посвящённое 600-летию Куликовской битвы. Этот триптих хранится в знаменитой Третьяковской галерее. В той самой Третьяковке, по репродукциям картин которой он учился рисовать в Уфе, в далёком и голодном военном детстве.




Основательна и кропотлива была подготовка автора к работе над фильмом. Полтора года жил он героикой и энтузиазмом первых пятилеток, создавая эскизы к ленте по раннему произведению В. Катаева. Изучал документальный и кинохроникальный материалы, образную структуру довоенных произведений А. Дейнеки, Г. Ряжского, А. Самохвалова, Ю. Пименова. Примечательно, что побудили к живописи, оказали влияние на Ракшу как художника его преподаватели по ВГИКу Ю. Пименов и Б. Неменский.


. Художник и его герои остались молодыми. Быть может, не одно поколение будет считать их своими современниками.

Жизненные наблюдения в картинах Ракши освещены торжественной манерой подачи. Но эта торжественность чужда ложной театральности, а сродни интенсивному и сложному духовному миру. Жанровая природа картин художника заключается в сознательном противопоставлении состояния героев сюжетному действию. Поэтому для большинства полотен автор тщательно продумывал различные, но непременно фронтальные построения, способствующие беспрепятственному диалогу героев и зрителей.


Биение времени ощущается и в камерных по характеру произведениях Ракши. Он любил писать детей, природу. В его творчестве часто звучат мотивы семейного счастья. Но, изображая жену, дочь, друзей, художник вновь говорил о современниках, только на этот раз не о тех, которых встретил в поездках, на стройках, в киноэкспедициях, а о тех, кто был с ним рядом всю жизнь, кто согревал его помощью, заботой, участием.

Читайте также: