Сочинение реальное и фантастическое в повести гоголя нос

Обновлено: 07.07.2024

Гоголевская фантастика занимает особое место в русской литературе 19-го века. Она была создана на бытовой, прозаической основе. Повесть “Нос” входит в третий цикл Петербургских произведений автора и, пожалуй, является наиболее абсурдной и в то же время социально-значимой. Перед читателем открывается столица Российской империи и жизни обычных людей, занимающих самые разные посты.

Повесть полна сатиры, гротеска и оригинальных неожиданных оборотов.

В этом произведении автор достиг вершины

своего мастерства в отображении реального и фантастического. Реальными были и остаются взаимоотношения чиновников, сам Петербург со своими дворцами, широкими проспектами и Невой, детали быта и общения. А к фантастической части относится факт утери носа, который пошел гулять сам по себе.

Такой поворот мастерски описан Гоголем, так как гротеск был одним из наиболее излюбленных его приемов. Проснувшись утром рано, майор Ковалев не обнаружил своего носа на месте, зато его нашел в своей булочке цирюльник Иван Яковлевич.

Это ли не чудеса? По сюжету Нос, одевшись в человеческие одежды, отправился путешествовать

по Петербургу, даже в Казанский собор заходил, чтобы помолиться. Одет он был в шитый золотом мундир, замшевые панталоны и шляпу с плюмажем, как у статского советника. Все, к кому Ковалев обращается за помощью, считают его, по меньшей мере, ненормальным.

В газете отказываются печатать объявление о пропаже носа. Частный пристав говорит, что у порядочного человека нос не украли бы и отказывается заниматься его делом.

Полицейским, наконец, удалось перехватить нос, когда тот направлялся в Ригу с фальшивым паспортом. Радости Ковалева не было границ. Однако нос упрямо не хотел вставать на прежнее место.

Даже призванный доктор не берется за это нелепое дело. Так или иначе, в апреле месяце нос все-таки встал на место, чему майор был бесконечно рад. Таким образом, можно сделать вывод, что фантастика и реальность во многих произведениях Гоголя идут рука об руку и служат только для того, чтобы обрисовать всю нелепость социальных взаимоотношений.

Повальное увлечение всякими загадочными, фантастическими явлениями, нелепые слухи, распускаемые вокруг таких явлений, – это то, с чем сам писатель сталкивается в своей повседневной жизни. Подтверждением, что все именно так и было можно найти в дневниковых записях Пушкина, друга Гоголя, который тоже со всем этим сталкивался.

Так что же могло бы ярче и художественнее передать всю нелепость окружающей Гоголя атмосферы, весь комизм слов и поступков верящих во всякую дребедень граждан, чем такой вот нелепый, фантастический, полностью бредовый элемент, как этот нос?

Получается, Гоголь просто-напросто подделывается под логику мысли и изложения и под манеру высказывания подавляющего большинства своих современников.

Сбежавший нос, согласно гоголевскому сюжету живет и действует, как человек. Остается непонятным, как хозяин сбежавшего носа, майор Ковалев, при встрече с неким господином в мундире, выпрыгнувшем из кареты, мог догадаться, что этот господин, почтенный статский советник, и есть его собственный нос. Гоголь умышленно не дает никаких разъяснений. Недоумевать по данному поводу должны все: и майор Ковалев, и все, кому он сообщает эту новость, и рассказчик, от лица которого идет рассказ, и сам автор, и, конечно же, читатель. Интригу эту Гоголь не раскрывает и в конце. Обычно авторы сочинений с подобным нереальным сюжетом в развязке заставляют главного героя проснуться и сообщают, что это был всего лишь сон, но Гоголь не идет по этому пути.

В сочетании реального и фантастического состоит художественное своеобразие повести.

2 вариант

В основе повести лежит фантастический сюжет: событие, которое произошло с главным героем – майором Ковалевым. Проснувшись утром, Ковалев обнаруживает загадочную пропажу носа со своего лица. В это же время цирюльник Иван Яковливович, находит нос майора в только что испеченном хлебе. Гоголь использует в повести прем гротеска. По мере развития сюжета, абсурдность событий связанных с носом Ковалева нарастает. Нос оказывается олицетворенным. Он ведет себя как человек, по мундиру и шляпе с плюмажем, Ковалев обличает в нем статского советника. Нос майора посещает церковь, гуляет по улицам, даже собирается уехать в Ригу. Но самое необычное, что жители города, да и сам Ковалев, относятся к этому обыденно, появление носа в мундире совершенно не удивляет и не трогает их.

Также читают:

Картинка к сочинению Реальное и фантастическое в произведении Нос

Популярные сегодня темы

Действия происходят в стране под названием Украина. Произведение поведает нам о жизни запорожских казаков. Главными героями являются отец по имени Тарас и два его сына: Андрий и Остап.

Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море

Пришвин отличается великолепным описанием природы и нередко в своих рассказах делает упор на гармонию с природой и возможность человека существовать в ладу с другими живыми существами.

Что касается реальных событий в повести, то автор поднимает здесь проблемы социализма и тему бюрократизма. Фантастика и реальность в повети гоголя слились в единое. Ведь то, что произошло с Ковалевым, это фантастическое событие, она обыденно принимается людьми, оно ни у кого не вызывает никаких чувств и эмоций. Да и сам герой относится к этому весьма спокойно.

В данном сюжете описывается то, что нос сам по себе ушел гулять по городу, и при этом он был одет, как обычный человек. Это ведь просто чудеса. Все люди, к которым Ковалев обращался за помощью, считали его просто сумасшедшим, а газеты отказались печатать его объявление про пропажу носа.

И вот милиция как- то схватила нос, когда тот пытался уехать в Ригу по фальшивым документам. Главный герой очень обрадовался такому событию. Это был уже отнюдь не прежний нос мелкого чиновника, а уже более высокого ранга. Но нос сначала совсем не хотел вставать на свое прежнее место, даже доктор не брался за это. Однако чуть позже нос все-таки оказался на своем месте.

Гоголь, соединив вымышленные события и реальные, попробовал объяснить читателю всю систему чиновников, где обитают лицемерные и черствые лица.

Гоголь таким фантастическим происшествием, описанным в своей повести, раскрывает многие недостатки нашего общества. И при чтении этого сюжета, читатель не может четко разделить все признаки прочитанного, так как они сплетаются меж собой и сливаются в единое и этим не выдают себя до конца.

Вариант 2

Фантастика заключается в факте потери носа, который отправился путешествовать сам по себе. Майор Ковалев, главный герой повести, модник и франт, как – то утром, после пробуждения, не нашел вдруг своего носа на обычном месте. Позже его обнаружил цирюльник Иван Яковлевич в своей булочке. Скажете, не чудо? Дальше дело было так: нарядившись в мундир, нос отправился гулять по городу, катался на извозчике, посетил даже Казанский собор, чтобы совершить молитву.

На Ковалева все смотрят как на умалишенного, когда он взывает о помощи. Редакция газеты отказывает ему в его просьбе напечатать объявление, что у него пропал нос. Пристав отказывает ему вести расследование, мотивируя это тем, что у людей порядочных носы не пропадают и их никто не ворует. Почти вся повесть описывает преследование майором Ковалевым своего носа. Он всячески уговаривает его вернуться, умоляет, но все его попытки бесполезны. Нос считает себя независимой личностью и вообще отказывает признавать свою принадлежность майору. Существует ли виновник столь необычного отсоединения носа от своего хозяина остаётся тайной.

К концу повести нос всё – таки удалось схватить, когда он, по липовому паспорту направился в Ригу. Но нос ни в какую не хочет возвращаться на положенное ему место. Даже профессиональный доктор не рискнул взяться за это абсурдное дело.

В апреле нос с горем пополам всё таки возвратился на прежнее место. Радости и счастью майора Ковалева не было предела.

На основании всего рассказа приходишь к выводу, что во многих шедеврах Н.Гоголя, не только в этом произведении, реальные и фантастические вещи происходят всегда где то рядом. Они помогают отобразить весь абсурд социальных отношений с помощью сатиры и гротеска.

Реальное и фантастическое в повести Нос

Несколько интересных сочинений

Данное произведение Достоевский опубликовал почти сразу после ссылки в 1857 году. Оно стало одним из первых произведений такого плана. В нем четко прослеживается жизнь людей тех времен.

Сентябрь - первый месяц осени, его воспевали в своих стихотворениях многие русские поэты, изображали художники, это месяц наполненный волшебством природы, месяц, который словно коктейль вобрал в себя всевозможные цвета красок

В моей семье довольно много военных людей. Некоторые служили и воевали в простых званиях, некоторые заслужили довольно высокие и получили разнообразные награды.

1. В основе повести лежит фантастический сюжет. Главный герой, коллежский асессор Ковалев не обнаружил собственного носа. В это время нос находился в доме у цирюльника, который недавно брил Ковалева. Главный герой ищет свой нос. Он видит его, но в странном виде – облаченного в мундир статского советника. История имеет счастливое завершение – нос возвращается на место к Ковалеву. С тех пор на лице главного героя окружающие видят не только нос, но и радостную улыбку.

2. Несмотря на фантастический сюжет, в повести отражены серьезные проблемы, существовавшие в тогдашнем обществе. Крепостное право с его грубым нарушением достоинства человека, нищета малоимущих граждан, бесцельная жизнь дворян – все это оказало существенное влияние на общественный строй, его мораль.

Гоголь описывает обыденную повседневную жизнь петербуржцев, в которой мы видим грубое поведение с низшим сословием и заискивание перед высшими чинами. Для главного героя и его окружения очень важен внешний вид, а человек без носа – не человек. Как же придет человек без носа на званый ужин? Главный герой готов лишиться руки, ноги, но только, чтобы в сохранности было его лицо. Без него он теряет всю свою значимость, хотя ценность человека в нем самом.

К примеру, нос в мундире статского советника с большим усердием молится в соборе, а Ковалев стоит перед ним в подобострастной позе. Забавно читать о том, как Ковалев заходит в различные организации с целью найти свой нос. Люди ходят по учреждениям – и это реальность, но в данном случае человек разыскивает свой нос, и смешно читать о том, как чиновники воспринимают заявление Ковалева. Мы представляем чиновника в издательстве газеты, который сочувственно предлагает понюхать Ковалеву табаку.

4. Мне нравится эта повесть тем, что она смешная и у нее счастливый конец. Так редко можно увидеть в классической литературе историю, закончившуюся благополучно. Обычно это или фантастические сюжеты, как в этом примере, или сказки. Хотелось бы, чтобы и в современном мире было больше радостного и позитивного – и в литературе, и на телевидении, и в жизни.

реальное и фантастическое в повести гоголя нос

Блистательный гротеск

повесть нос

Особенности реалистического гротеска

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Краткое содержание повести

краткое содержание повести нос

Хозяин же носа этому попустительствовал. Обидчики словно сговорились. А Нос, что же должен был терпеть, как цирюльник и майор никоим способом не могут договориться и достичь угодной ему гармонии нахождения на лице.

Первым признаком возмущения было, видимо, появление прыща…

Гоголь уверен: состоится и продажа и купля. Не только уверен, а хорошо знает.

Дело, казалось, оставалось за малым: водрузить нос на его законное место, законному обладателю. Однако и тут прохвост продолжал проявлять излишнюю самостоятельность. Безуспешными оказались и усилия явившегося доктора. Самое лучшее в эту минуту было то, что доктор советовал водворение носа предоставить самой натуре.

Так, в истинно гоголевской манере заканчивается эта невероятная история. И нет больше недоумения по ее поводу. Остается восхищение талантом, мудростью автора, который знает, как нужно рассказать о людях, общественных явлениях, чтобы высветить в них самое жизнеподобное.

  1. Анненский, И.Ф. Книги отражений / И. Ф. Анненский; Отв. ред. Б. Ф. Егоров, А. В. Федоров. — М.: Наука, 1979. — 680 с. — (Литературные памятники).
  2. Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь. – Художественная литература, 1969. – 208 с.
  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков. – Педагогика, 1988. – 416 с.

Тема произведения

тема повести гоголя нос

Характеристика главного героя

содержание повести нос

А тем временем, проснувшийся Ковалев обнаруживает пропажу собственного носа, и кое-как прикрыв лицо, отправляется на его поиски. Гоголь показывает нам, как коллежский асессор усердно разыскивает нос по всему Санкт-Петербургу, и его лихорадочные мысли о том, как ужасно оказаться в таком положении и не иметь возможности показаться знакомым ему людям на глаза. А когда Ковалев наконец-то встречает свой нос, тот попросту не обращает на него внимания, и никакие просьбы майора о его возвращении на место не действуют на нос.

Намеки гениального автора

проблематика повести нос

Многие литераторы о — это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича — это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.

Читайте также: