Числа и библия сообщение
Обновлено: 08.07.2024
Числа, встречающиеся в Библии, очень интересны. Так, например, число семь отражает собой полноту, законченность, совершенство и даже святость. Смотритесемь дней недели, седьмой день Суббота. Енох — седьмой от Адама и т.д. Число десять более практично, связано с деньгами. Десять талантов, десятина. Число двенадцать тоже интересно. Двенадцать патриархов, двенадцать колен народа Израильского, двенадцать апостолов.
Эту игру можно преподать в разных вариантах. На карточках напишите то или иное число. Затем показываете по очереди эти карточки и просите участников назвать те события из Библии, которые связаны с этим числом. Можно все карточки разложить таким образом, чтобы они были обратной стороной вверх. Затем участвующие наугад вытаскивают карточки и называют известные им события, связанные с числом, попавшим им.
1. Один из десяти, исцелившихся от проказы, который возвратился, чтобы поблагодарить Иисуса (Луки 17:12-15).
2. Одна пропавшая овца (Луки 15:4).
3. Первый день творения (Быт. 1:5).
4. Одна дочь у Иакова — Дина (Быт, 30:19).
5. Одна дочь у Авессалома — Фамарь (2 Цар. 14:27).
6. Одна дверь и одно окно в ковчеге (Быт 6:16).
7. Один раз Павел был побит камнями (2 Кор. 11:25). 8. Одно дерево познания добра и зла (Быт. 2:17).
9. Один динарий за один день работы (Матф. 20:2).
10. Одно стадо и Один Пастырь Иоан (10:16).
1. Ангелы, явившиеся Лоту у ворот Содома (Быт. 19:1).
2. Разбойники, распятые с Иисусом (Матф. 27:37).
3. Две рыбки, которыми наелись пять тысяч (Матф. 14:16).
4. Два Ассария, за которые продавались пять малых птиц (Лук.12:6).
5. Две медведицы (4 Цар. 2:22).
6. Две скрижали (Исх. 31:18).
7. Два ученика по дороге в Эммаус (Лук.24:13).
8. Два столба, которые сдвинул Самсон (Суд. 16:29).
9. Парами животные заходили в ковчег (Быт. 7:1).
10. Двое сыновей из притчи о блудном сыне (Лук 15:11).
11. Две снохи Ноемини (Руфь 1:8).
12. Два сына Ноемини (Руфь 1:3).
13. Два разведчика, спрятавшихся в доме Раави (И.Нав.2:3).
14. Две лепты вдовы (Map. 12:41).
15. Дважды Моисей ударил в скалу (Чис. 20:11).
16. Два мужа в белой одежде после вознесения Христа (Деян.1:10).
17. Два сына Иосифа (Быт. 46:27).
18. Два дня пробыл Иисус в самарийском селении (Иоан. 4:39)
1. Три искушения Христа в пустыне (Матф. 4).
2. Три часа — тьма на земле во время распятия Христа (Map. 15:32).
3. Трое юношей в печи (Дан 3:23).
4. Три дня и три ночи Иона во чреве кита (Ионы 1:17).
5. Три раза в день Даниил молился.
6. Три раза Павел терпел кораблекрушение (2 Кор. 11:25).
7. Три раза Павла били палками (2 Кор. 11:25).
8. Три раза Петр отрекался от Христа (Матф. 26:75).
9. Три этажа в ковчеге (Быт. 6:16).
10. Три сына Ноя (Быт. 9:19).
11. Три раза ослица Валаама отказывалась идти (Чис. 22:31)
12. Три друга Иова (Нов. 2:11).
13. Три дня Савл ничего не видел (Деян. 9:8).
14. Три месяца прятала мать Моисея (Исх. 2:2).
15. Три дня продолжалась тьма в Египте (Исх. 10:22).
16. Три дочери Иова (Иов. 42:13).
17. Три раза выпускал Ной голубя из ковчега (Быт. 8:8).
18. Три кущи — гора преображения (Мар.9:2).
19. Три раза является Христос после воскресения (Иоан.21:14).
20. В три часа распяли Христа (Map. 15:23).
1. Четверо в огненной печи (Дан. 3:25).
2. Число дней, которые Лазарь был в могиле (Иоан.11:14).
3. Число рукавов, на которые разделялась протекавшая через Едем река (Быт.2:10).
4. Число ведер с водой, вылитых на жертвенник Илии (3 Цар. 18:20).
5. Число животных в видении Даниила (Дан. 7:2).
6. Число дочерей Филиппа (Деян. 21:8).
7. Число частей, на которые разделена одежда Иисуса (Иоан. 19:23).
8. Число людей, опускавших раслабленного через крышу (Мар.2:3).
9. Четыре якоря бросили с корабля с заключенными (Деян. 27:29).
10. Число Евангелий.
1. Число камней, которые взял Давид перед боем с Голиафом (1 Цар. 17:40).
2. Число девушек, имевших масло в светильниках (Матф. 25:11)
3. Число неразумых дев, не имеющих масла (Матф. 25:3).
4. Возраст, в котором Мемфивосфей стал хромым (2 Цар.4:4).
5. Число мужей у Самарянки (Иоан. 4:7).
6. Число малых птиц, продаваемых за два ассария (Лук. 12:6).
7. Число сыновей Дана, которые были посланы осмотреть землю (Суд. 18:2).
8. Пять раз по 39 ударов (2 Кор. 11:24).
9. Число талантов в притче Христа (Матф. 25:16).
10. Число царей, скрывавшихся в пещере от Иисуса Навина (И.Нав. 10:17).
1. Число дней, в которые была сотворена наша планета (Быт.1:31).
2. День, в который был сотворен человек (Быт. 1:26)
3. Число каменных водоносов в Кане (Иоан. 2:1).
4. Число мер ячменя, которое Вооз отмерил Руфи (Руфь 3:7)
5. Число ступеней, ведущих к престолу в храме Соломона (ЗЦар. 10:16)
6. Число городов-убежищ (Чис. 35:13).
7. Час, в котором Петр молился на крыше дома в Иоппии (Деян. 10:5).
8. Месяц, в котором явился Гавриил Марии (Лук. 1:26)
9. Число крыльев у животных, стоящих перед престолом (Откр.4:б).
10. Час, в котором земля покрылась тьмой (Матф. 27:44).
11. Число пальцев на руках и ногах великана из Гефы (2 Цар. 21:20).
1. Число лет, которое Иаков 2 раза отрабатывал за Рахиль (Быт. 29:18).
2. День, в который Бог покоился (Быт, 2:2).
3. Число поколений от Адама до Еноха (Иуды 14).
4. Число пар чистых животных, взятых в ковчег (Быт. 7:9).
5. Потоп начался через семь дней после заселения ковчега(Быт. 7:9).
6. Сон фараона: число коров и число колосьев (Быт. 41:17-25).
7. Семь раз вокруг Иерихона (И.Нав. 6:2-5).
1. Число неблагодарных, исцелившихся от проказы (Луки 17:12).
2. Длина (в локтях) кровати Васанского царя Ога (Втор. 3:11).
3. Время царствования Осии, последнего Израильского царя (4 Цар. 17:6).
1. Число заповедей (Исх. 20 гл).
2. Число дев в притче Иисуса (Матф. 25 гл.).
3. Число прокаженных, которых встретил и исцелил Иисус (Лук. 17,12-14).
4. Число Египетских язв (Исх. 7-12 гл.).
5. Число братьев Иосифа, отправившихся в Египет за хлебом (Быт.42:3).
6. Число лет, которые сыновья Ноемини вместе со своими женами жили в Моаве (Руфь. 1:3).
7. Наименьшее число людей, ради которых Господь обещал Аврааму пощадить Содом (Быт. 18:26)
8. Количество раз, которое Лаван обманывал Иакова (Быт. 31:2).
1. Количество корзин с пищей (Матф, 14:20).
2. Число сыновей Иакова (Быт. 35:22).
3. Число колен в Израиле (Откр. 21: l2).
4. Число апостолов (Map. 3:7).
5. Возраст Иисуса, потерявшегося в храме (Лук. 2,:U).
6. Возраст дочери Иаира, которая была воскрешена из мертвых (Лук. 8:41).
7. Число малых пророков (Осии — Малахии).
8. Число колодцев в Елиме (Исх. 15-27).
9. Числе урожаев дерева жизни в Новом Иерусаиме (Откр.22:2).
10. Количество драгоценных камней на нагруднике первосвященника (Исх. 28:21).
11. Число сыновей Измаила, ставших князьями (Быт. 25:16).
12. Число соглядатаев Ханаана (Чис.13:2)
13. Количество хлебов предложения (Лев. 24:5).
14. Количество оснований в Новом Иерусалиме (Откр. 21:14).
1. Возраст, в котором Иисус был крещен (Лук. 3:23).
2. Количество серебренников, за которые Иисус был предан (Матф. 26:15).
3. Возраст, в котором Иосиф стал правителем Египта (Быт.41:46).
4. Количество человек, которые должны были вытащить Иеремию из ямы (Иерем. 38:10).
5. Возраст, в котором Давид стал царем (Цар.5:4).
1. Число дней и ночей, в которые шел дождь во время потопа (Быт. 7:12).
2. Число лет, в которые израильтяне блуждали по пустыне (Чис. 12:2).
3. Число дней, проведенных Моисеем на горе Синаи (Исх.34:2.7).
4. Число дней, проведенных Христом на земле после воскресения (ДеянЛ:3).
5. Пост Иисуса Христа в пустыне (Матф. 4 гл.).
6. Время, в течение которого разведчики осматривали землю
7. Время, в течение которого Илий был судьей Израиля (1 Цар. 4:18)
8. Возраст, в котором Исаак женился на Ревекке (Быт.25.20).
9. Возраст, в котором Исав женился на Иегудифе (Быт.26:34).
10. Время, в течение которого Израильтяне ели манну в пустыне (Исх. 16:35).
11. Число лет, проведенных Моисеем в земле Египетской, затем в земле Мадиамской и в пустыне с народом Израильским (Деян.7:29).
12. Время царствования Давида и Соломона (2 Цар. 5:4).
1. Число учеников, посланных по двое по городам и селам Палестины (Лук. 10:1).
2. Численность семейства Иакова, когда оно двинулось в Египет (Быт. 46:27).
3. Число старейшин Израилевых, поднявшихся вместе с Моисеем на гору (Исх. 24:1).
4. Средняя продолжительность жизни человека (Псал. 89:10).
5. Срок вавилонского плена (Иерем. 25:11).
6. Численность конного войска, посланного в Кесарию для охраны Павла (Деян. 23:23).
7. Количество финиковых пальм в Елиме, где расположились станом сыны Израилевы (Исх. 15:27).
Другие числа, встречающиеся в Библии
11-Число звезд, поклонившихся Иосифу в видении (Быт. 37:9).
13-Время, в течение которого Соломон строил свой дом (ЗЦар.7.1).
15-Число лет, добавленных кжизни Езекии (4 Цар. 20:5-6).
17-Возраст, в котором Иосиф был брошен в ров (Быт. 37:2).
20-Сумма, за которую был продан Иосиф (Быт. 37:28).
21 -Число старцев, сидящих вокруг престола Божия (Откр. 4:4).
42-Число детей, растерзанных медведицей (4 Цар. 2:24).
46-Число лет, в течение которых строился храм (Иоан.2:20).
52-Число дней, в течение которых были восстановлены стены Иерусалима (Неем.6:15).
84-Возраст Анны-пророчицы, когда Иисуса принесли в храм (Лук. 2:37).
90-Возраст Сарры, когда Бог сказал, что у них будет сын (Быт. 17:17).
100 — Возраст Авраама, когда у него родился Исаак (Быт. 21:5).
150-Дней пребывала вода во время потопа (Быт. 7:24).
300-Число воинов в отряде Гедеона, разбившем Мадианитян (Суд. 7:5).
300-Количество лис, которых поймал Самсон (Суд. 15:4).
300-Сумма, которую Иосиф дал Вениамину (Быт. 45:22).
600-Колесниц, посланных Фараоном вдогонку Израильтянам (Исх. 14:7).
969-лет жил Мафусал (Быт. 5:27).
1000-количество пар волов и ослиц, которыми обогатился Иов после страданий (Иов. 42:12).
Нумероло́гия библе́йская – 1) учение об исторических и символических числах, содержащихся в Священном Писании; 2) ложное учение, основанное на предвзятой интерпретации чисел, встречающихся в Священном Писании, рассматривающее эти числа как элементы особого зашифрованного знания, доступного пониманию избранных (гностиков, нумерологов и т. п.).
В Священном Писании встречается две категории чисел – исторические и символические. Первая категория отражает факты прошлого, а вторая несет богословскую нагрузку.
Причем, исторические и богословские данные могут совпадать, а могут и не совпадать в одном числе. Например, указания на сроки царствования ветхозаветных монархов или указания на тот или иной год их правления есть чисто исторические датировки, которые не несут богословское содержание. Но указание на 40 дней пребывания Моисея на Синае больше чем историческая ремарка. Число 40 в Библии символизирует подготовительный период, предшествующий какому-либо важному событию. 40-летний период считался также сроком одного поколения.
Символическими числами в Библии являются: 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2, 1.
Иногда символический смысл числа 40 объясняют следующим образом. Число 40 выражает собой полноту испытания. Оно образуется путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. Насколько данное толкование применимо к значительной части случаев, где упоминается это символическое число, сказать трудно. Во всяком случае, мы не имеем достаточных оснований почитать его за безусловно истинное.
- Сорок дней и сорок ночей продолжалось наводнение, связанное со всемирным потопом ( Быт.7:17 ).
- Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ( Быт.25:20 ).
- Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ).
- На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет.
- Сорок дней и сорок ночей Моисей провел на горе Синай ( Исх.24:18, 34:28 ).
- После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев.12:2,4 ). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40+40).
- Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ( Нав.14:7 ).
- После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом земля покоилась сорок лет ( Суд.3:1-11 ).
- Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок ( 1Цар.17:16 ).
- Цари Давид и Соломон правили по сорок лет ( 2Цар.5:4 , 15:7:3Цар.2:11: 3Цар.11:42 ).
- Передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей ( 3Цар.6:17 ).
- Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива ( 3Цар.19:8 ).
- Сорок дней было дано жителям Ниневии на покаяние ( Ион.3:4 ).
- В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом 40 связаны два важных события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился 40 дней, ничего не вкушая ( Мф.4:2 ; Лк.4:2 ). До Вознесения воскресший Господь оставался на земле тоже 40 дней ( Деян. 1:3 ).
Число 12 означает число избранников. Производным от 12 является число 24 (24 священнические чреды, 24 старца в Откр.). Здесь, вероятно, можно говорить о символичности числа как о вмененной ему вследствие того, что оно соответствует количеству родоночальников колен Израиля, которых было 12. Делать обратный вывод (о том, что количество родоначальников было равно 12 именно в силу того, что в этом был изначально заложен некий таинственный смысл) — делать спорное заключение.
- 12 патриархов, сыновей Иакова.
- 12 колен Израилевых.
- 12 апостолов Христовых.
- По 12 тыс. на каждое колено избранных ( Откр.7:4-8 ).
- 12 хлебов предложения ( Лев.24:5-6 ).
- 12 камней, установленных в память о чудесном переходе Израиля через Иордан ( Нав.4:8 ).
- 12 врат в Небесном Иерусалиме ( Откр.21:21 ).
Число 10 – один из символов завершенной полноты:
- 10 казней египетских.
- 10 заповедей Декалога ( Исх.20:2-17 ), ( Втор.5:6-21 ).
- 10 условий для приближения к святилищу ( Пс.14 ).
- Десятина ( Лев.27:30 ).
- Притча о 10 девах ( Мф.25:1-12 ).
- Десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи ( Лев.26:26 ).
- Если в каком доме останется десять человек, то умрут и они ( Ам.6:9 ).
- Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет ( Лк.15:8 ).
Число 7 – более распространенная в Св. Писании форма обозначения полноты:
- История творения завершается 7‑м днем покоя ( Быт.2:3 ).
- Народы земли происходят от 70 предков ( Быт.10 ).
- Число 7 часто встречается в ветхозаветном культе (семикратное окропление кровью, 7‑мь жертвенных животных, семисвечник Скинии и Храма и т. д.).
- Согласно Иер.25:12 , Плен длился 70 лет (по Иез.29:11 – 40 лет).
- Христос избирает 70 апостолов ( Лк.10:1 ); апостолы – 7 диаконов ( Деян.6:3 ).
- В Откровении говорится о 7 церквах, 7 звездах, и сама композиция его построена на числе 7.
- Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро ( Быт.4:15 ).
- Семь агниц в свидетельство ( Быт.21:30 ).
- Семь лет труда Иакова за Рахиль ( Быт.29:18 ).
- Семидневный плач Иосифа по отцу ( Быт.50:10 ).
- Постились семь дней ( 1Цар.31:13 ).
- Семь дней и еще семь дней у построенного Храма ( 3Цар.8:65 ).
Число 4 знаменует вселенскость (по числу сторон света), иногда — завершенность, полноту. Отсюда:
Число 3 – знаменует Божественное Триединство, иногда трактуется как число, подчёркивающее святость, преданность Богу или отступление от Бога.
- Явление трёх Ангелов Аврааму ( Быт.18 ).
- Троекратное прославление святости Бога ( Ис.6:1 ).
- Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 )
- Бог как властитель прошлого, настоящего и будущего в ( Откр.1:8 ).
- Три наказания ( 2Цар.24:12 ).
- Две части на всей земле будут истреблены, а третья останется на ней ( Зах.13:8 ).
- Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня ( Мф.26:34 ).
- Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? ( Лк.13:7 ).
Число 2 обозначает нечто основополагающее:
- Две скрижали Декалога.
- Два столба у врат Храма.
- Закон и Пророки, олицетворённые на горе Преображения Моисеем и Илией.
- Отправление апостолов по двое.
- Два свидетеля Христова в конце времен ( Откр.11:3 ).
Число 1: Так же как число 1 является основой всей математики, так и Бог – начало всего. Поэтому, нередко число 1 в Св. Писании указывает на то, что Бог — един и один.
- Одно дерево познания добра и зла ( Быт. 2:17 ).
- Один закон ( Исх.12:49 ).
- Один суд ( Лев.24:22 ).
- Один устав ( Чис.15:15 ).
- Один Господь ( Сир.1:7 ).
- Господь один праведен ( Сир.18:1 ).
- Один у вас Учитель – Христос ( Мф.23:8 ).
- Один Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос ( Мф.23:9-10 ).
- Одно стадо и один пастырь ( Ин. 10:16 )..
- Один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им ( 1Кор.8:6 ).
- Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор.10:17 ).
- Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания ( Еф.4:4 ).
- Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ).
- Одна скиния собрания (откровения) для всего Израиля ( Исх.26:30 ).
- Один храм Божий для всех сынов Израиля ( 3Цар.6:2 ).
- Один ковчег откровения как место особого Божьего присутствия и величайшая святыня ( Исх.26:33 ).
- Один жертвенник всесожжений ( Лев.4:7 ).
Библию нельзя воспринимать как некий ребус, который требуется разгадать, но в то же время нельзя воспринимать и как нечто простое и понятное, вроде учебника истории или геометрии. В Библии, конечно, есть иносказание, но иносказание — это не то же самое, что шифр или ребус. Господь не прячет от нас в библейском тексте какие-то тайны, подобно тому как родители прячут в буфете конфеты от маленького ребенка. Просто до понимания разных смысловых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько сердцем. Поэтому попытки каким-то хитрым способом вычитать в Библии предсказания о тех или иных грядущих исторических событиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то естественнонаучные вопросы, не только бесплодны, но и душевредны. Люди, практикующие такое отношение к Священному Писанию, не только не удовлетворят своего любопытства, но и пройдут мимо тех библейских смыслов, которые им вполне доступны и необходимы для их спасения.
протоиерей Алексий Емельянов, зав. кафедрой библеистики ПСТГУ
Нумероло́гия библе́йская – учение об исторических и символических числах, содержащихся в Священном Писании.
В Священном Писании встречается две категории чисел – исторические и символические. Первая категория отражает факты прошлого, а вторая несет богословскую нагрузку.
Причем, исторические и богословские данные могут совпадать, а могут и не совпадать в одном числе. Например, указания на сроки царствования ветхозаветных монархов или указания на тот или иной год их правления есть чисто исторические датировки, которые не несут богословское содержание. Но указание на 40 дней пребывания Моисея на Синае больше чем историческая ремарка. Число 40 в Библии символизирует подготовительный период, предшествующий какому-либо важному событию. 40-летний период считался также сроком одного поколения.
Символическими числами в Библии являются: 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2, 1.
Число 40 образуется оно путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. В результате число 40 выражает собой полноту испытания.
Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп ( Быт.7:17 ); сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку ( Быт.25:20 ); странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет ( Исх.16:35 ; Чис.14:33 ; Втор.8:2 ); на три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет. Сорок дней и сорок ночей он провел на горе Синай ( Исх.24:18, 34:28 ); после рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение ( Лев.12:2,4 ). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40+40); Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю ( Нав.14:7 ); после победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом земля покоилась сорок лет ( Суд.3:1-11 ); сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (см.: 1 Цар.17:16 ); цари Давид и Соломон правили по сорок лет ( 2 Цар.5:4, 15:7:3 Цар.2:11:3 Цар.11:42); передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей ( 3 Цар.6:17 ); сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива ( 3 Цар.19:8 ); сорок дней было дано жителям Ниневии на покаяние ( Ион.3:4 ).
В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом 40 связаны два важных события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился 40 дней, ничего не вкушая ( Мф.4:2 ; Лк.4:2 ). До Вознесения воскресший Господь оставался на земле тоже 40 дней ( Деян. 1:3 ).
Число 12 означает число избранников – 12 патриархов, сыновей Иакова, 12 колен Израилевых, 12 апостолов Христовых, по 12 тыс. на каждое колено избранных в Откр.7:4-8 ). Производным от 12 является число 24 (24 священнические чреды, 24 старца в Откр.).
Число 10 – один из символов завершенной полноты (10 казней египетских, 10 заповедей Декалога, 10 условий для приближения к святилищу в Пс.14 ).
Число 7 – более распространенная в Св. Писании форма обозначения полноты. История творения в Быт.1 завершается 7-м днем покоя; согласно Быт.10 , народы земли происходят от 70 предков. Число 7 часто встречается в ветхозав. культе (семикратное окропление кровью, 7 жертвенных животных, семисвечник Скинии и Храма и т. д.). Согласно Иер.25:12 , Плен длился 70 лет (по Иез.29:11 – 40 лет). Христос избирает 70 апостолов ( Лк.10:1 ); апостолы – 7 диаконов ( Деян.6:3 ). В Откровении говорится о 7 церквах, 7 звездах, и сама композиция его построена на числе 7.
Число 3 – знаменует Божественное Триединство (явление трех ангелов Аврааму в Быт.18 ; троекратное прославление святости Бога в Ис.6:1 сл.; крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, Мф.28:19 ; Бог как властитель прошлого, настоящего и будущего в Откр.1:8 ).
Число 2 обозначает нечто основополагающее (две скрижали Декалога, два столба у врат Храма, Закон и Пророки, олицетворенные на горе Преображения Моисеем и Илией, отправление апостолов по двое, два свидетеля Христова в конце времен в Откр.11:3 ).
Число 1: Так же как число 1 является основой всей математики, так и Бог – начало всего. Поэтому, число 1 в Св. Писании относится к Богу:
Какие числа в Священном Писании и богослужении Церкви наделяются особым смыслом? Что это за смысл? Почему именно 3, 7, 9, 40. С чем связано особое внимание к ним?
О том, случайны ли числа, упоминаемые в Священном Писании, задумывались её христианские толкователи ещё в IV веке, а может, и ранее. Свидетельство Евангелия о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками и четырёх тысяч семью хлебами и рыбками многие восприняли бы просто как свидетельство. Но святителя Кирилла Александрийского (376-444 гг.) это упоминание заставило написать пространное размышление:
Неслучайные случайности
А ведь есть ещё 12 оставшихся после этой трапезы корзин с едой, 153 рыбы, вытащенные на берег апостолами во время чудесного улова по Воскресении Христовом (Ин. 21:1-11) и множество других чисел, которые евангелисты упоминали просто потому, что именно так всё и происходило. Подобные толкования нельзя назвать неверными — они служат своей особой цели: наводят на размышления о важных духовных вещах.
2
Две скрижали Завета, два столпа у ворот Иерусалимского храма, два свидетеля, свидетельства которых достаточно для установления истины — с этим связано отправление апостолов на проповедь по два (Мк. 6:7) и явление двух пророков в последние времена (Откр. 11). В христианстве два — символ двух природ, соединённых во Христе, Божественной и человеческой.
В том возрасте, когда всё вокруг казалось волшебным, а вселенная хранила множество неразгаданных тайн, этот числовой ряд казался зашифрованным кодом бытия, подобно ДНК, хранящим какую-то информацию об этом мире. Как и в ДНК, в нём чередовались сочетания трёх чисел, и первое из них было 1 — число Бога, а два следующих — другие Его числа, 2 и 3, в разных проявлениях…
Возможно, на заре человечества кому-то ещё показались неслучайными и необычными числа 1, 2 и 3, и с этим связано особое упоминание их на страницах Ветхого Завета.
Четыре реки, орошавших райский сад, четыре рога у ветхозаветного жертвенника, четыре животных и четыре огненных колеса в божественной колеснице из видения святого пророка Иезекииля (1 глава), четыре евангелиста. Можно ещё вспомнить четырёх всадников Апокалипсиса. На иконах Господа Вседержителя часто изображают в окружении этих животных-ангелов из видения пророка Иезекииля, в подножии Его помещают четыре огненных колеса с ликами херувимов.
Каждый из четырёх ангелов в образе животных стал символом одного из евангелистов: у апостола Матфея — человек, так как в его Евангелии раскрывается истина вочеловечения Христа, у Марка — лев, так как этот апостол показал Божественную силу и власть Спасителя, у Луки — телец, так как апостол раскрыл смысл Жертвы Христа, у Иоанна — орёл, как у приоткрывшего небесные тайны, недоступные человеку.
Фреска Богородицы, украшенная пятиконечными звёздами
Пять, пятьдесят и пятьсот часто встречаются и в указании размеров храма в пророческой книге Иезекииля. Пять сыновей Маккавеев, возглавивших освободительную войну израильтян против нечестивых царей-поработителей. Наконец, уже упомянутые пять евангельских хлебов на пять тысяч человек…
Графическое изображение числа 5 на иконах — пятиконечная звезда, которую ещё называют звездой Соломона. Считается, что она была на гербе государства в его время, а также украшала построенный царём Иерусалимский храм. Нередко пятиконечные звёзды украшают иконы Богородицы.
5 — половина от десяти, число так же лёгкое для счёта, как и десять, число архитектурной гармонии…
Шестиконечные звёзды на ризе Почаевской иконы
Когда святой апостол и евангелист Иоанн Богослов писал свою богатую поэтическими образами книгу Откровения (Апокалипсис), он использовал этот образ несметного богатства как олицетворение земного могущества Антихриста:
Этот образ не одинок в Апокалипсисе: земному золоту зверя противопоставляется золото духовное, которое даёт приобрести Господь всем Своим последователям:
К сожалению, многие, считающие себя христианами, но не желающие разбираться в священных текстах Писания, вынесли для себя только буквальное толкование этого образа: они боятся числа 666 и стараются избегать его в номерах телефонов, документов, в автомобильных номерах. И напрасно: по статистике, оно встречается не так уж и редко, что сильно усложняет жизнь…
Есть также версия, что изначально в Апокалипсисе стояло другое число — в найденном древнем папирусном списке Откровения примерно 225–275 годов число зверя указано как 616. Исследователи считают его зашифрованным именем Нерона — жестокого гонителя христиан, в годы правления которого жил святой апостол Иоанн Богослов.
7
Семисвечник (подсвечник с семью лампадами) стоял в скинии Завета, затем в храме Соломона и по сей день занимает место в алтаре православного храма.
Так как в седьмой день завершилось творение мира, семь — число полноты.
Вся композиция Апокалипсиса построена на числе 7 — в нём говорится о семи звёздах в руке Сына Человеческого, семи печатях книги, семи Ангелов, поочерёдно трубящих в семь труб, звере с семью головами, семи чашах гнева и звучат послания к семи Церквам…
Семь таинств в Православной Церкви (наряду с этим есть более широкий взгляд на таинства, согласно которому погребение, освящение воды и даже просто молитва могут быть причислены к таинствам).
Вместе с числом 7 в этом смысле используется и 70. Народы земли происходят от семидесяти предков, пророк Моисей избирает семьдесят старейшин, вавилонский плен длился семьдесят лет, от конца вавилонского плена и до Христа — семьдесят седмин (семилетий), в Новозаветной Церкви избираются семьдесят апостолов — учеников двенадцати, апостолы же избирают семь диаконов (Деян. 6:3).
Интересно, что само место Рождества в Вифлеемской пещере украшает 14-конечная звезда. Это уже католическая традиция. Звезду в XVIII веке установили монахи-францисканцы. 14 лучей означают 14 остановок на крестном пути Спасителя или 14 родов, прошедших от вавилонского плена до Христа.
Икона девяти чинов ангельских
«Когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за неё совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело. А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду.
В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых — Бог всех — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая.
По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них.
То, что в первую очередь может смутить в этом источнике — это возможное созерцание Бога грешной душой, а также то, что Господь попускает быть в раю душе всего девять дней, а затем посылает её в ад, где она находится все тридцать (представим на минуту, что перед нами душа праведника, которая заслужила рай, а не ад), это вступает в противоречие с учением о благости Божией, о том, что Бог есть Любовь.
При ближайшем рассмотрении, вне зависимости от того, достоверен этот текст или нет, он оказывается попыткой объяснить обычай Церкви возносить особые молитвы об умерших на третий, девятый и сороковой день. В действительности же Церковь поминает почивших именно в эти дни, так как на третий день умерший Христос воскрес из мертвых, на девятый день Он явился апостолам (Ин. 20:27), а по смерти и Воскресении Господь находился на земле с апостолами ещё сорок дней, вознёсшись на сороковой день на Небо.
10
Десять казней египетских, десять заповедей Божиих, десять праведников, благодаря которым Господь помилует мир (история о Содоме и Гоморре), десять рогов у зверя Апокалипсиса. На десятый день после Новолетия ветхозаветные люди отмечали Судный день — каялись в своих грехах и просили прощения перед Богом. Десятую часть урожая они отдавали в Храм. 10 — символ полноты и завершённости.
10 — это ровно столько, сколько нужно. Число круглое и оттого запоминающееся. Возможно, ещё и поэтому заповедей ровно десять (хотя ещё с древних времён скрупулёзные евреи отыскали в Ветхом Завете целых 613 заповедей, встречающихся в разных книгах!)
То, что у Иакова было двенадцать сыновей, а после от них произошло двенадцать колен Израилевых, можно объяснить случайностью. Но избрание именно двенадцати апостолов, а не 11 и не 13, 14 и т.д. — вряд ли уже случайно. В Царствии Небесном апостолы сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28). В Апокалипсисе также встречаются двенадцать тысяч избранных в каждом колене (Откр. 7:4-8), двадцать четыре старца (дважды по двенадцать) и двенадцать звёзд над головой Жены, облечённой в солнце.
Образ Богородицы с 12 звездами
Это число связано с более древними, чем десятичная, системами счисления — двенадцатеричной (счёт дюжинами) и шестидесятеричной. 6 было минимальным числом, а 12 считалось круглым и завершённым, как сегодня у нас 10. Таким образом, 12 — это также число полноты.
Сорок дней длился всемирный потоп, сорок лет странствовали израильтяне по пустыне, сорок дней Моисей молился на горе Синай перед тем, как получить скрижали завета, сорок дней дано было ниневитянам для покаяния, сорок дней постился Христос в пустыне. По последней причине сорок дней у нас продолжается Великий пост.
Сорокадневная гора в Иудейской пустыне (место искушения Христа)
Оказывается, это число в Библии символизирует завершившуюся веху и особенно употребляется тогда, когда точное число лет или дней за давностью событий осталось неизвестным. В этой связи Исаак и Исав, женившиеся в сорок лет, сделали это, достигнув зрелого возраста, а не обязательно исторически именно в сорок лет. Всего это число употребляется в Библии 150 раз — подсчитали библеисты.
Зная символическое толкование числа 40, интересно посмотреть на многие библейские события, связанные с ним. Например, почему Христос после Своего Воскресения сорок дней оставался на земле? Это был некий период, определённый для того, чтобы завершить что-то важное в деле нашего спасения.
Священные или символические?
Читайте также: