Сочинение отцы и дети антитеза

Обновлено: 02.07.2024

Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пах­ло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Со­вершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вку­се, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки.

Сочинения.Ру

Основной принцип построения романа — антитеза. Это заявлено уже в его названии, которое противопоставляет отца и детей, два поколения людей. Противопоставление в семье порождает общечеловеческий конфликт — семейный. Но в романе Тургенева непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров. Их несовместимость происходит по причине идейных расхождений. При таком положении может произойти нарушение преемственности поколений, а это грозит, по мнению затора, гибелью человечеству.

Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров, выразитель идей революционно-демократической интеллигенции, и Павел Петрович Кирсанов, главный защитник либерального дворянства. Их столкновения и споры, которые составляют основу сюжета романа, рождают еще один конфликт — социально-политический.

Естественно, что Павлу Петровичу, воспитанному на идеалах высоких и благородных, жизнь которого не мыслится без таких понятий, как достоинство и права личности, самоуважение, честь, свобода, христианская мораль и смирение, который в романе выступает как хранитель и накопитель всех культурных ценностей. Нигилизм Базарова чужд, абсурден, неприемлем.

Как антиподы показаны в романе и два друга — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров-убежденный нигилист, Аркадий же, находясь под влиянием друга, лишь увлечен идеей отрицания. Но ему чужды те крайности нигилизма, до которых дошел Базаров. Дружба двух по-своему прекрасных людей заканчивается крахом, и вина в этом лежит не только на совести Аркадия.

Автор противопоставил своего главного героя и самой жизни, которую, по его мнению, нельзя свести к какой-либо теоретической формуле. Он показывает готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений, то есть разрушать чтобы расчистить место для тех, кто будет строить Но Тургенев не дает ему возможности действовать потому что, с его точки зрения, Россия в таких разрушениях не нуждается. Симпатизируя своему герою, он не признаёт того дела, для которого готовил себя Базаров, поэтому заставляет его умереть.

Показав картину трагического противостояния русского общества, Тургенев надеялся своим произведением положить начало сплочению и объединению лучших сил России ради спасительного обнуления Родины, которую он так страстно любил.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ

Тургенев — великолепный мастер речевых характеристик. Его герои говорят так, что словами передаются не только их мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобразие.

Один из лучших пейзажистов в мировой литературе, Тургенев запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.

Еще по данной теме::

    РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО

РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ Особое место в творчестве Тургенева занимают — его повести и рассказы. Они как…

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ БИОГРАФИЯ Иван Сергеевич Тургенев родился в городе Орле 28 октября 1818 г…

Весь роман построен на противопоставлении разных взглядов на мир, разных идей, разных форм одного чувства, и именно такое противопоставление помогает понять авторскую мыль. Рассмотрим несколько примеров антитезы в произведении Тургенева, чтобы увидеть её роль.

Одним из основных конфликтов в романе является конфликт между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым. Именно на примере этого столкновения, автор показывает противоречия между идеями и взглядами двух поколений. Персонажи противопоставлены друг другу, Тургенев использует художественную деталь, чтобы усилить антитезу. Знакомя нас с героями, он обещает внимание на руки каждого из них. У Базарова они красные, это руки человека, привыкшего к труду и постоянной деятельности. Павел Петрович же обладает красивыми руками с длинными розовыми ногтями. Он явно ведёт исключительно аристократический образ жизни, ему не знакома тяжёлая работа. Так с помощью деталей автор показывает взгляды героев на жизнь. Базаров желает изменить мир, разрушить устаревший уклад, освободить место для нового и лучшего. Он считает, что время разговоров прошло, пришло время действий. А для Павла Петровича эти действия означают покушение на устойчивые правильные вещи, на привычные истины и нормы. Поэтому мы видим руки интеллигента, дворянина старых принципов. Антитеза здесь помогает читателю увидеть мир с разных точек зрения, понять обе позиции. Молодой доктор призывает разрушить старое во имя нового, пожилой аристократ отстаивает проверенные временем истины. Благодаря противопоставлению читатель может более объективно взглянуть на оба мнения. Антитезу можно увидеть также, сравнив чувства, возникающие между Анной Одинцовой и Базаровым с чувствами между Катей и Аркадием. В первом случае мы видим пример любви разрушительной, неспокойной, во втором – мягкой и созидательной, гармоничной любви. Евгений мучается глубоким и сильным чувством, его сжигает страсть, которую ему сложно принять, ведь она противоречит его убеждениям. А для Одинцовой покой является главной ценностью, поэтому она отвергает Базарова. Отношения между персонажами обречены на распад. Они приносят боль обоим героям. По-другому дела обстоят у Аркадия и Кати, эти герои принимают чувства, понимают друг друга, межу ними теплота и гармония. Антитеза в этом случае даёт понять какой должна быть любовь, какая любовь не приведёт к разрушению и мукам.

Таким образом, можно сделать вывод, что антитеза в романе помогает сформировать у читателя более объективный взгляд на вещи, понять авторскую позицию и позиции каждого героя в отдельности. Благодаря антитезе раскрываются характеры и взгляды персонажей, создаются более полные их образы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Под понятием “антитеза” подразумевается резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Прием антитезы используется Тургеневым уже в названии произведения — “Отцы и дети”, тем самым показывая, что поднимается вечная проблема взаимоотношений отцов и детей. Дети и родители живут в разное время, а новое время рождает новые ценности, идеи, мировосприятие, которые не могут быть приняты людьми предыдущего поколения.
Непонимание детей и отцов рассматривается автором на примере семьи Кирсановых и семьи Базаровых. И в той и в другой семье родители не в состоянии понять своих детей. В семье Базарова живут по давно устоявшимся традициям, в их семье ничего не меняется, и это их устраивает. Из-за этого главный герой не может находиться с ними долгое время, они ему неинтересны, хотя он и считает родителей людьми добрыми и хорошими.
У Кирсанова отец пытается понять сына и быть не только отцом, но и другом. Хочет, чтобы у них были одинаковые интересы и увлечения. Но р то же время Николай Петрович не может до конца следовать идеям, которых придерживается сын, так как это противоречит его отношению к жизни. А значит, и в той, и в другой семье существует проблема отцов и детей.
Ярче всего противостояние детей отцам изображается Тургеневым в сцене спора Павла Петровича Кирсанова и Базарова. У них разное отношение к крестьянству. Павел Петрович счи тает, что у крестьян есть свои исконно-русские традиции, пришедшие из глубины веков, которые будут сломлены крестьянской реформой. Он выступает за крестьянские общины, так как они олицетворяют семью и семейные отношения между крестьянами.
Базаров считает, что крестьяне глупы и невежественны, а непросвещенность из-за традиций и религии. “Народ полагает, что, когда гром грянет, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает”. Базаров также считает, что крестьянство будет следовать за тем, кто ему ближе, а ближе ему будут революционеры-демократы, такие, как Базаров, потому что их корни уходят в народ — “Мой дед землю пахал”. А к аристократии главный герой относится пренебрежительно. “Дрянь, аристо-кратишко”, потому что то, чем она занимается, — это “вздор и пустота”, ведь они не дают “место расчистить”. Павел Петрович выступает за конституционную монархию, хочет, чтобы в России была такая же политическая система, как в Англии. Павел Петрович — консерватор. Он считает, что дворяне должны четко следовать традициям. Он ведет традиционный образ жизни для аристократии, у него рафинированные манеры. У Павла Петровича традиционное отношение к искусству, хотя он ценит поэзию и природу в меньшей степени, чем Николай Петрович, но он считает, что искусством надо наслаждаться, а не рассматривать с позиции, полезно или нет. А Николай Петрович не понимает, как можно не любить и не восторгаться природой и поэзией, ведь они так прекрасны.
Базаров же считает, что от искусства нет никакого толка. Он не восторгается поэзией и не восхищается искусством. “Пушкин. ерунда”, “Рафаэль гроша медного не стоит”. Базаров не ценит духовного, главное для него, чтобы приносило пользу и было практично. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, а “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он занимается физикой и естественными науками. Главный герой посвящает свою жизнь медицине, при этом не из меркантильных целей. Он выбрал себе карьеру врача не из-за того, что модно, можно зарабатывать много денег, занимаясь практикой.
Так же (с точки зрения практики и физиологии) он относится к женщинам: “ эта анатомия. какое богатое тело ”. “ Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”. Базаров не признает и любовь: “это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше жука смотреть”. И главный герой не ценит индивидуальности в личности, он считает, что все люди одинаковые, как деревья в лесу, у всех одни и те же части тела, то есть, по его теории, выходит, что “человек — это. та же лягушка”.
Но с течением времени теория Базарова становится несостоятельной. Его теория не выдерживает испытания любовью. Базаров страстно полюбил Одинцову. Но сначала главный герой этого не понимает, он чувствует, что с ним происходит что-то странное, но что именно, не знает. “Какой-то я смирненький стал ”. Постепенно главный герой начинает осознавать свои чувства, он понимает, что страстно влюбился в Одинцову, но ему психологически трудно ей в этом признаться, да и себе самому тоже, ведь это не соответствует его жизненным принципам. Раньше Базаров считал, что любви не существует, “любовь считал белибердой и непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”. И, страстно влюбившись в Одинцову, он сам является противником, крушителем своей теории, главный герой осознает несостоятельность теории.
Базаров признается в любви Одинцовой, но та отвергает его. В отличие от Павла Петровича Кирсанова Базаров ведет себя более мужественно. Поняв, что Одинцова его не любит, главный герой не преследует любимую женщину, как это делал Павел Петрович. Павел Петрович Кирсанов также страстно влюбился в женщину, но ему было тяжело даже тогда, когда она его любила, а когда она к нему охладела, то он чуть с ума не сошел. Павел Петрович начал ездить'везде, где она появлялась, перестал думать о своей личной жизни, забыл все. “Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Павел Петрович не смог взять себя в руки, как это сделал Базаров. Базарову также было очень тяжело расставаться со страстно любимой женщиной. “Ты кокетничаешь, — подумал он, — ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне. ” Сердце у него, действительно, так и рвалось. “Я люблю вас глупо, безумно”.
В молодом поколении, поколении детей, Базарову противопоставлен Аркадий Кирсанов. Если теория Базарова, его убеждения связаны с жизненным опытом, это результат его переживаний, то Аркадий никогда не воспринимал эту теорию и идеи нигилизма серьезно. Для него это было лишь увлечением, следованием моде. Он как бы играл в нигилиста. Аркадий всегда оставался романтичным человеком, это замечал и подчеркивал Базаров, который упрекал Аркадия в излишней высокопарности и романтичности. Принятие нигилизма полностью было даже неестественным для Аркадия. Он всегда любил природу, музыку, поэзию и верил в любовь, в любовь возвышенную и романтичную.
С помощью антитезы автор подчеркивает черты характера героя, которые могут быть скрыты в обычной жизни, но ярко вырисовываются во время внешнего или внутреннего конфликта (антитеза выявляет конфликт) на контрасте с противопо ложными чертами характера того же героя, но на другом промежутке времени, или у другого героя. Антитеза вырисовывает те проблемы, которые актуальны в любое время.

Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена – люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов. Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.

В шестидесятые годы 19 века этот конфликт был особенно ярок. К спору поколений примешивался еще и конфликт уходящего старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. В романе – это конфликт между братьями Кирсановыми и Евгением Базаровым. Но я считаю ошибочным сводить весь спор отцов и детей к столкновению только лишь этих героев. Он гораздо глубже. Ведь это и конфликт между Аркадием и его отцом. Конечно, этот спор не так явен, но очень болезнен. Проблема отцов и детей скрывается также в той пропасти, которая легла между Базаровым и его родителями. От этого роман обретает особую остроту и пронзительность.

Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем не много: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам. Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.

Как бы Базаров не отрицал образ жизни своих родителей, именно его семья помогла Евгению найти себя в области науки, медицины. Только он, как всегда и бывает, в своем развитии пошел дальше своих родителей. Из-за этого Базаров отдалился от них, утратил способность понимать их, принимать такими, как есть, прощать. Евгений не хочет идти на встречу родителям, он считает это шагом назад. Я считаю, что в этом и заключается главная трагедия Базарова. Он нетерпим к людям, отвергает их, если они целиком и полностью не соответствуют его понятиям о жизни. Но таким образом он лишь обедняет себя. Зато сколько любви к сыну мы видим в душе Василия Ивановича и Арины Власьевны! Эти герои очень дороги автору. Возможно, если бы Базаров смог сблизиться со своими родителями, он остался бы жив…

Читайте также: