Сочинение о воображаемом посещении загадочного города мохши

Обновлено: 03.07.2024

Летописные источники свидетельствуют, что в 1312 году хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды и получил новое имя Султан Муххамед. После восшествия на престол в течение 8 лет он проводил жизнь со своим илем и улусом в странах северного Дешт-и-Кипчака. На время, пока строилась столица нового улуса Сарай аль-Джадид, хан перебрался в город Нуриджан (современное село Наровчат), который переименовал в город Мохши. Позднее
к нему добавился эпитет "аль-Махруса", что означает "Мохши Богохранимый". Сюда же, после смерти хана Тохты и упадка Укека (под Саратовым), был переведен монетный двор, где лили серебряные дирхемы и медные пулы. По сути улус Мохши
(в русских летописях Наручадская Орда) являлся политическим центром Золотой Орды. Время правления хана Узбека историки называют эпохой наивысшего расцвета городской культуры и подъема военной мощи Золотой Орды, укрепления ее международного авторитета в странах Азии и Европы.

На территории Наровчатского района Пензенской области обнаружено много археологических памятников раннего средневековья, относящихся к 13-14 векам. Один из районов Наровчата, где скрыты под землей фундаменты архитектурных строений, имеет местное название "мизгить", которое в переводе с татарского означает "мечеть". В этом месте еще сохранились границы мусульманского кладбища с мечетью и
мавзолеями.

Такие памятники имеются в самом Наровчате и его окрестностях в достаточном количестве. В Наровчатском краеведческом музее есть план, где все археологические
объекты отмечены, но местные власти не хотят афишировать информацию, поскольку начнется "паломничество" черных археологов. Ученым эти памятники известны. Иногда, чисто в научных целях, они их "вскрывают" и обследуют, а затем закапывают. Когда возникает необходимость поднять тот или иной памятник, то жителей, на частных владениях которых планируются археологические работы, заранее предупреждают, чтобы не засевали картофель или другие культуры.

Ученые всегда считали, что мохшинские монеты датируются 1313 годом, но сейчас нашли динар 1309 года. Находка свидетельствует о том, что в тот период здесь было
городское поселение. Возможно и раньше.

"Наличие в городе мечетей, мавзолеев, караван-сараев, посольских представительств и общественных бань из резного камня и кирпича свидетельствовало о высоком экономическом развитии Мохши. Причем каждый кирпич имел индивидуальное клеймо с арабской символикой", - рассказал директор Наровчатского краеведческого музея Александр Сохряков.

"Интересный случай связан с остатками мечети, которые хранятся в нашем музее, - добавил он. - 12 июня, когда вся страна отмечает день России, мы празднуем день основания Наровчата. Во время этих празднеств к нам часто приезжают делегации из Казани. Один из ее представителей, увидевший резные камни, пришел от них в такой восторг, что сразу совершил около них намаз. Пока делегация находилась в
Наровчате, он приходил молиться еще два раза, но денег за вход мы уже с него не брали".

Хотя с 1926 года Наровчат имеет статус села, все жители райцентра знают, что 700 лет назад на его месте стоял город. Поэтому считают себя горожанами. Когда их в
окрестных селах спрашивают: "Вы где живете? - они всегда отвечают: "Мы живем в городе".

При археологических раскопках в годы советской власти в Наровчате были обнаружены фундаменты трех белокаменных мечетей. Одна из них была построена по образу и подобию соборной мечети в Булгаре. Но самое интересное, что строительным материалом для мечети служил белый резной известняк, который на территории Наровчатского района не встречается, а это указывает на то, что такую роскошь могла себе позволить только мусульманская знать: шейхи, сеиды и факихи. Возможно, что именно в Мошхи хан Узбек и принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.

Пензенский археолог Геннадий Белорыбкин показывал мне медные пулы. На них по-арабски было написано слово "Мохши". В переводе с древнеиранского оно означает "быстро текущая река". Даже одна монета говорит о многом. Если же прочитать
все найденные монеты, можно почерпнуть из них много полезной информации. Известно, что более половины обнаруженных в Наровчате джучидских монет были связаны с именем хана Узбека, - сообщил первый заместитель муфтия ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров.

Еще в советское время в Наровчате раскопали один из мавзолеев (гробницу). Об этом Забирову сообщили мусульмане из Мордовии и Татарстана, которые узнали информацию от жителей Наровчата, общавшихся во время раскопок с археологами. Один из очевидцев тех событий подтвердил, что имел беседу с директором Наровчатского краеведческого музея, рассказавшим ему, что мавзолей специально разрушили,
а все кости разбросали.

"Что уж говорить о ханах Золотой Орды, когда даже информация о захоронении царской семьи, расстреляной в Екатеринбурге, находилась под строжайшим секретом, -
считает Забиров. - Я думаю, что интерес к Мохше (Нуриджану, Наручади, Наровчату) будет возрастать. Со временем туда можно будет привлечь широкие потоки туристов и паломников, которым есть что показать, и есть куда их сводить. В этом вопросе у нас есть союзники в Татарстане, которые понимают всю важность и актуальность проблемы возрождения средневековой Мохши".

Летописные источники свидетельствуют, что в 1312 году хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды и получил новое имя Султан Муххамед. После восшествия на престол в течение 8 лет он проводил жизнь со своим илем и улусом в странах северного Дешт-и-Кипчака. На время, пока строилась столица нового улуса Сарай аль-Джадид, хан перебрался в город Нуриджан (современное село Наровчат), который переименовал в город Мохши. Позднее
к нему добавился эпитет "аль-Махруса", что означает "Мохши Богохранимый". Сюда же, после смерти хана Тохты и упадка Укека (под Саратовым), был переведен монетный двор, где лили серебряные дирхемы и медные пулы. По сути улус Мохши
(в русских летописях Наручадская Орда) являлся политическим центром Золотой Орды. Время правления хана Узбека историки называют эпохой наивысшего расцвета городской культуры и подъема военной мощи Золотой Орды, укрепления ее международного авторитета в странах Азии и Европы.

На территории Наровчатского района Пензенской области обнаружено много археологических памятников раннего средневековья, относящихся к 13-14 векам. Один из районов Наровчата, где скрыты под землей фундаменты архитектурных строений, имеет местное название "мизгить", которое в переводе с татарского означает "мечеть". В этом месте еще сохранились границы мусульманского кладбища с мечетью и
мавзолеями.

Такие памятники имеются в самом Наровчате и его окрестностях в достаточном количестве. В Наровчатском краеведческом музее есть план, где все археологические
объекты отмечены, но местные власти не хотят афишировать информацию, поскольку начнется "паломничество" черных археологов. Ученым эти памятники известны. Иногда, чисто в научных целях, они их "вскрывают" и обследуют, а затем закапывают. Когда возникает необходимость поднять тот или иной памятник, то жителей, на частных владениях которых планируются археологические работы, заранее предупреждают, чтобы не засевали картофель или другие культуры.

Ученые всегда считали, что мохшинские монеты датируются 1313 годом, но сейчас нашли динар 1309 года. Находка свидетельствует о том, что в тот период здесь было
городское поселение. Возможно и раньше.

"Наличие в городе мечетей, мавзолеев, караван-сараев, посольских представительств и общественных бань из резного камня и кирпича свидетельствовало о высоком экономическом развитии Мохши. Причем каждый кирпич имел индивидуальное клеймо с арабской символикой", - рассказал директор Наровчатского краеведческого музея Александр Сохряков.

"Интересный случай связан с остатками мечети, которые хранятся в нашем музее, - добавил он. - 12 июня, когда вся страна отмечает день России, мы празднуем день основания Наровчата. Во время этих празднеств к нам часто приезжают делегации из Казани. Один из ее представителей, увидевший резные камни, пришел от них в такой восторг, что сразу совершил около них намаз. Пока делегация находилась в
Наровчате, он приходил молиться еще два раза, но денег за вход мы уже с него не брали".

Хотя с 1926 года Наровчат имеет статус села, все жители райцентра знают, что 700 лет назад на его месте стоял город. Поэтому считают себя горожанами. Когда их в
окрестных селах спрашивают: "Вы где живете? - они всегда отвечают: "Мы живем в городе".

При археологических раскопках в годы советской власти в Наровчате были обнаружены фундаменты трех белокаменных мечетей. Одна из них была построена по образу и подобию соборной мечети в Булгаре. Но самое интересное, что строительным материалом для мечети служил белый резной известняк, который на территории Наровчатского района не встречается, а это указывает на то, что такую роскошь могла себе позволить только мусульманская знать: шейхи, сеиды и факихи. Возможно, что именно в Мошхи хан Узбек и принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.

Пензенский археолог Геннадий Белорыбкин показывал мне медные пулы. На них по-арабски было написано слово "Мохши". В переводе с древнеиранского оно означает "быстро текущая река". Даже одна монета говорит о многом. Если же прочитать
все найденные монеты, можно почерпнуть из них много полезной информации. Известно, что более половины обнаруженных в Наровчате джучидских монет были связаны с именем хана Узбека, - сообщил первый заместитель муфтия ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров.

Еще в советское время в Наровчате раскопали один из мавзолеев (гробницу). Об этом Забирову сообщили мусульмане из Мордовии и Татарстана, которые узнали информацию от жителей Наровчата, общавшихся во время раскопок с археологами. Один из очевидцев тех событий подтвердил, что имел беседу с директором Наровчатского краеведческого музея, рассказавшим ему, что мавзолей специально разрушили,
а все кости разбросали.

"Что уж говорить о ханах Золотой Орды, когда даже информация о захоронении царской семьи, расстреляной в Екатеринбурге, находилась под строжайшим секретом, -
считает Забиров. - Я думаю, что интерес к Мохше (Нуриджану, Наручади, Наровчату) будет возрастать. Со временем туда можно будет привлечь широкие потоки туристов и паломников, которым есть что показать, и есть куда их сводить. В этом вопросе у нас есть союзники в Татарстане, которые понимают всю важность и актуальность проблемы возрождения средневековой Мохши".

Реликвии древнего г. Мохши, бывшего 600 лет назад столицей улуса, в краеведческом музее с. Наровчат Пензенской области. Заселение территории Верхнего Примокшанья племенами буртас. Влияние мусульманства на традиции в период вхождения в состав Золотой Орды.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.10.2013
Размер файла 16,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История древнего города Мохши

Каждому, кто хоть раз бывал в селе Наровчат Пензенской области навсегда запомнится краеведческий музей, где хранятся камни и вещи древнего города Мохши, который 600 лет назад был столицей большого улуса. Но еще большее впечатление остается у тех, кто видел раскопанные на Наровчатском городище остатки кирпичных и каменных зданий. Впрочем, это можно сделать и общим достоянием. Для этого необходимо создать в Наровчате музей-заповедник и реконструировать сооружения, по примеру г. Болгара. Тем более, что город Мохши был не только экономическим и политическим центром Примокшанья, но и центром духовной культуры мусульман. Открыт же был город Мохши лишь в 20-х годах XX в.А. А. Кротковым и исследовался в 60-х годах XX в.А.Е. Алиховой, а в 90-х годах XX в. Ю.А. Зеленеевым и Г.Н. Белорыбкиным. Благодаря исследованиям археологов удалось установить следующее.

В XII в. племена буртас, жившие в Верхнем Посурье, начали активно заселять территорию Верхнего Примокшанья, где в это время жили мордовские племена. С собой буртасы принесли высокоразвитую ремесленную культуру, о чем свидетельствуют археологические памятники с коричнево-красной гончарной керамикой. На многих поселениях гончарная посуда буртас соседствует с мордовской лепной керамикой, что свидетельствует о постепенном смешении буртас с мордвой. В конце XII в. на р. Мокше возникает Наровчатское городище. Первоначально оно возникло как буртасская крепость-форпост в мордовских землях. По мере освоения новых земель городище превращается в полноценный город - экономический и административный центр Верхнего Примокшанья. В 1237 г. Наровчатское городище было разгромлено монгольскими войсками.

Персидский историк Рашид-ад-дин так описал эти события:". в год курицы, соответствующий 634 году хиджры, сыновья Джучи - Бату, Орда и Берке, сын Угетай-Каана - Кадан, внук Чагатая - Бури и сын Чингиз-хана - Кулькан занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими”. Другой персидский историк Джувейни, описывая завоевания Среднего Поволжья, отмечал: "От множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные”.

После завоевания территория Примокшанья вошла в состав Золотой Орды. С момента проведения ханом Берке ясачной реформы и переписи населения края Наровчатское городище стало вновь возвышаться как экономический центр Примокшанья. Этому способствовало сохранение богатых ремесленных традиций населением города и округи, а также удобное военно-стратегическое, торговое расположение и соседство с Русью. Край стал превращаться в форпост Орды в Волго-Окском междуречье. К концу XIII в. городище превратилось в крупный экономический и торговый центр Примокшанья. Он располагался на территории современного с. Наровчат между реками Шелдаис и Лапыжовка и занимал площадь около 250 га.

В 1312 г. умер хан Токта и власть в Орде захватил Узбек. Желая ослабить позиции столичной знати, он уезжает со своими приближенными из Укека на север в Нуриджан. Город получает новое имя - Мохши, которое начинает чеканится на монетах. После переноса в Мохши столицы Золотой Орды сюда стали стекаться богатства со всей округи. Начинается строительство жилых домов, мечетей, караван-сараев и других строений из кирпича и камня. Возможно, именно здесь хан Узбек решил принять ислам в качестве государственной религии. Не случайно тут была построена одна из первых золотоордынских мечетей.

В домонгольский период в Волжской Булгарии, в состав которой входил и Наровчатский край, был распространён ислам суннитского толка, ориентированный на традиции Средней Азии и Хорезма. (Сунниты признают законными: первых четырёх халифов, канонические сборники хадисов или рассказов о жизни пророка. Внешне это проявляется в отрицании божественности Мухаммада и возможности посредничества между людьми и аллахом.). Внедрялись и мусульманские традиции, такие как календарь или "лунная хиджра”, грамотность, искусство и архитектура.

Мусульманство в этот период допускало слияние с местными традициями. Для него характерны такие материальные следы как захоронения в грунтовых могилах без вещей. В XII-XIII вв. в Среднее Поволжье проникает суфизм - мистико-аскетическое течение, требовавшее строгого аскетизма и соблюдения мусульманских обрядов, исступлённого и частого совершения культовых действий для достижения главной цели - познания бога. В XIII-XIV вв. в Золотой Орде распространяется учение суфийского братства ал-Кубравийа из Хорезма, согласно которому хоронить стали в мавзолеях. Поэтому в Наровчате-Мохши обнаружены кирпичные мавзолеи, такие же как в Булгаре. По своей форме они относятся к центрично-купольным соединённым мавзолеям, которые уходят своими корнями в Среднюю Азию. Кроме этого в центре Мохши была построена белокаменная мечеть подобная мечети в Булгаре. Снаружи она была покрыта узорной резьбой по камню с чередующимися мотивами геометрической плетёнки, растительных побегов и символических "вечных узлов”. Встречаются также изображения животных. Возле мечети продолжали хоронить мусульман в обычных ямах. Вполне возможно, что в г. Мохши сосуществовали две ветви мусульманской религии. После походов Тамерлана (Тимура) в конце XIV в. мусульманство приходит в упадок.

Если же погрузившись в тьму веков, попытаться представить то, как выглядел древний город Мохши, можно получить следующую картину. Проезжая мимо низеньких изб мордовских и буртасских деревень, средневековый путешественник вдруг попадал в большой город. Город, где шумели базары, скакали военные отряды, перебирались с места на место посольства. В самом центре можно было увидеть большую Соборную мечеть из белого резного известняка. Возле мечети располагалось небольшое мусульманское кладбище.

древний город мохши орда

Ранним утром над городом слышался голос муэдзина, который с минарета призывал мусульман на молитву и они тянулись по улицам, сходившимся к мечети. Вскоре оживал и многоголосый, разноязыкий по-восточному пестрый базар. Здесь можно было встретить и русского купца, и персидского торговца. Каких только денег здесь не встретишь. Это серебряные дирхемы и медные пулы из золотоордынских городов - Сарай, Новый Сарай, Гюлистан, среднеазиатские дирхемы, западноевропейские динары. За базарной площадью находился караван-сарай, площадью в 400 кв. м. Для гостей были созданы различные удобства - водопровод, отопление, мусорные ямы. Рядом работала для приезжих общественная кирпичная баня с централизованным горячим водоснабжением.

Здесь же располагались и производственные комплексы - гончарные и кузнечные мастерские. Ремесленники изготавливали высококачественные изделия от топоров, оружия и горшков с зеленой поливой и голубой глазурью до замков, шкатулок и украшений. Город же был застроен усадьбами с кирпичными жилыми домами, надворными деревянными постройками, личными банями из кирпича.

На окраине города в районе под названием Мизгить находилось мусульманское кладбище с мечетью и мавзолеями из кирпича. Мавзолеи были самые разнообразные: одни состояли из четырех комнат, другие из одной. Разным было и количество погребенных, но все они совершены строго по мусульманским обычаям.

Так примерно выглядел город Мохши в середине XIV в. К этому времени уже не было никаких крепостных укреплений, как и в других золотоордынских городах, поэтому город раскинулся на большой территории. Нашлось здесь место и для монетного двора, который сначала чеканил медные монеты - пулы, на которых ставилась надпись - Нрджн, а с 1313 г. и серебряные дирхемы. Чеканка монет Мохши была грубой и они практически не имели орнамента. На монетах встречаются имена ханов Токты, Узбека, Кильдибека, Тогая, Пулад-Тимура.

Пережив в 30-50 гг. XIV в. вершину своего развития, город Мохши с началом в Золотой Орде феодальных войн или как писали русские летописи "замятни великой" стал яблоком раздора. Частая смена ханов привела к развалу Орды и город становится столицей улуса Мохши. На Руси это княжество получило название "Наручадская Орда”. В 1361 г. город захватывает князь Тагай. В 1365 г. он предпринимает удачный поход на Рязанское княжество, но на обратном пути у Шишовского леса князь был разбит русской дружиной и вынужден был бежать. Пришлось бежать ему и из города Мохши, В 1367 году Мохши попадает под власть Пулад-Тимура, но не надолго, так как правящая верхушка решила заключить союз с Рязанью. Ориентации на русские земли способствовала и потеря традиционных связей с южными и восточными городами и государствами. Их монеты перестали поступать в город Мохши из-за военных столкновений внутри Золотой Орды. Но остаться в стороне Мохши не удалось. В 1378 г. город подвергается разорению отрядами Арабшаха, а спустя четыре года и воинами Тохтамыша. Нет сомнений, что в эти годы город переживал тяжелые времена. Приходило в упадок ремесло и строительство, люди покидали насиженные места и уходили в более безопасные земли, как правило, на север.

Последний удар по существованию города Мохши нанес хан Тамерлан, который в 1395 г. во время погони за Тохтамышем все уничтожил. Пришел в упадок и весь улус. Крупные феодалы постепенно уходили из "Наручадской орды” и поступали на службу к московским князьям. Среди них были такие фамилии как Апраксины, Хитровы, Голицыны, Татищевы и другие, известные впоследствии российские деятели. Остается только надеяться, что эта древняя и богатая событиями земля, наконец, обретет статус историко-археологического музея-заповедника.

Подобные документы

Кочевые народы: племенные объединения и государства. Политическая история Золотой Орды и территориально-географическая оценка государства. Пышный расцвет градостроительства и архитектуры при ханах Узбеке и Джанибеке. Крымские города и Волжская Булгария.

реферат [31,5 K], добавлен 08.05.2009

Монгольский период в русской истории. Принципы правления и администрации Золотой Орды. Политическая история Золотой Орды. Административно-налоговые и торгово-ремесленные центры. Процесс централизации Русского государства. Освобождение Восточной Руси.

контрольная работа [36,5 K], добавлен 19.02.2009

Культура Волжской Булгарии в период Золотой Орды. Социально-политические изменения на булгарской земле в золотоордынский период. Исследования архитектурных памятников, сохранившихся на территории Булгарского городища. Древние раскопки Волжской Булгарии.

реферат [27,6 K], добавлен 11.12.2007

Государственный строй Золотой Орды. Социальная структура Золотой Орды. Органы центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой. Центральное правительство в Монголии. Влияние Орды на Русское государство и право.

курсовая работа [71,0 K], добавлен 02.03.2014

Периоды упадка и возрождения Рима. Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима. Развитие римского общества. Области проживания племени латинов. Установление системы домината. Представления об богоизбранности римского народа.

Читайте также: