Герой нашего времени как философский роман сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" считается первым психологическим романом в русской литературе. Произведение называется психологическим, потому что в центре событий находится не просто человек, а личность, ее чувства, эмоции, душевные переживания. Это объясняется тем, что М. Ю. Лермонтов жил в ту эпоху, когда общество находилось в состоянии потрясений, вызванных провалом восстания на Сенатской площади и последующим периодом реакции. Лермонтов уверял, что люди, совершающие добрые деяния во благо общества, в конце концов замыкаются в себе и погружаются в самоанализ.

В предисловии автор описывает главного героя как личность, составленную из пороков современного ему общества. Печорин - это собирательный образ всего молодого поколения того времени. Лермонтову удается показать, какое влияние общество и положение в государстве оказывают на человека. Хронология в романе нарушена, но это не мешают читателю окунуться в духовный мир Григория Печорина.

Сам Печорин — умный человек с высокими жизненными стремлениями и идеалами, романтик по своей натуре. Он всегда правдиво оценивает окружающих, но отличие его заключается в том, что он критикует не только других, но и самого себя. Сам Печорин в своем дневнике писал, что он двуличный человек: одна его личность спокойно живет, а другая — критикует и оценивает поступки первой. Причина такой неоднозначности заключается во влиянии людей. Когда-то Григорий любил всех, но его отвергали, так он научился ненавидеть, он говорил правду, но ему не верили — он научился врать. Так главный герой и стал злопамятным, черствым и эгоистичным человеком.

Однако, назвать героя абсолютно черствым нельзя, он способен к глубоким чувствам. Об этом говорит его любовь к Вере. Долгие годы он хранил свою любовь к женщине и не отступил даже после того, как Вера вышла замуж. Печорин сам признавался, что это единственная женщина, которую он по-настоящему любил. Его эгоизм, самолюбие, черствость — это лишь маска, за которой скрывается горячее сердце. Кто в этом виноват? Общество. Именно духовная пустота аристократического общества заглушили возможность развития Печорина как личности.

Самой главной проблемой произведения является проблема эгоизма и самолюбия. Печорин теряет возможность оценивать самого себя так же, как оценивает всех окружающих, нравственные и духовные ценности, определение добра и зла. Григорий словно питается горестью и болью других персонажей, так герой начинает ухаживать за Мери лишь от скуки. Главный герой возвышает себя над другими, он чувствует свое превосходство, поэтому позволяет себе бесчинствовать.

Печорин — это образ лишнего человека. Главный герой не может найти свое место в обществе, потому что ищет смысл жизни лишь во внешних признаках, отчего и оказывается везде лишним.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов — первый писатель в русской литературе, который сумел так четко и развернуто раскрыть духовный мир человека со всеми его противоречиями и трудностями.

2 вариант

Автору удалось исследовать то, как окружение влияет и непосредственно формирует личность человека, образ главного герой составлен по крупицам из изображений всего поколения молодежи тех времен.

Основной задача романа состоят в том, чтобы как можно ярче и детальнее показать состояние души Печорина, забраться в самые потаенные уголки, разобраться, что им движет. Несмотря на то, что хронология истории жизни главного действующего лица в романе нарушена, это никак не отражается на строгой и четкой хронологии повествования.

Главный герой обладатель критического мышления, незаурядного ума, воли и огромного стремления к свободе. Поражают его точнейшие оценки выходок людей.

Хочется также отметить и то, что главному герою не чужды добрые побуждения, Печорин способен чувствовать сердцем, это проявляется в сценах гибели Белы, в объяснении с княжной Мэри.

Но Печорин делает все, чтобы скрыть свои истинные и искренние устремления за равнодушием.

Многие действующие лица романа так или иначе страдают от действий Печорина. Бела лишается возможности вернуться домой, а затем погибает, княжна Мэри и Вера несчастливы, контрабандисты уезжают со своего места.

Печорин осознал, что в условиях господства такого общественного строя, хоть какие-то деяния, направленные на общее благополучия просто бессмысленны. Именно это и является основной причиной его маловерия, нигилизма и скепсиса. Главный герой просто - напросто страдает от бесцельной жизни, инстинктивно ищет идеал, но не видит его.

Также читают:

Картинка к сочинению Герой нашего времени - первый русский психологический роман

Популярные сегодня темы

Хлестаков - главный персонаж комедии Н.В.Гоголя Ревизор. Это очень хитрый человек, склонный к жульничеству. Он искусный врун, который получает удовольствие от своих выдуманных историй

Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Для Лермонтова, как и для многих других художников того времени, свобода и воля были основными ценностями. Поэтому неудивительно, что именно эта проблема встает также и перед героем романа.

Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ. Но и там он не находит счастья и душевной гармонии. Кажется, будто Печорин бежит от самого себя, но это ему не удается.

В чем же причина жизненной неприкаянности этого героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Интересно, что в Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Поэтому герой, первый в русской литературе, сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других. Чтобы подчеркнуть это, автор строит многие части романа в форме дневника Григория Александровича.

На мой взгляд, в романе можно выделить две основные философские проблемы: проблему взаимоотношений судьбы и человека и проблему добра и зла. Они тесно переплетаются в облике главного героя романа.

Трагическое происшествие с Вуличем показывает, что судьба все же существует. Герой не погибает от случайной пули в ходе своего эксперимента, но умирает от ножа пьяного казака. Такова его судьба. Печорин не хочет и не может принять того, что все в жизни решается какой-то внешней, потусторонней силой. Он в очередной раз пытается доказать себе, что это не так. Поэтому герой без оружия, один, берется усмирить казака, и это ему удается.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Для Лермонтова, как и для многих других художников того времени, свобода и воля были основными ценностями. Поэтому неудивительно, что именно эта проблема встает также и перед героем романа.

Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ. Но и там он не находит счастья и душевной гармонии. Кажется, будто Печорин бежит от самого себя, но это ему не удается.

В чем же причина жизненной неприкаянности этого героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Интересно, что в Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века — развитие общественного и личностного самосознания. Поэтому герой, первый в русской литературе, сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других. Чтобы подчеркнуть это, автор строит многие части романа в форме дневника Григория Александровича.

На мой взгляд, в романе можно выделить две основные философские проблемы: проблему взаимоотношений судьбы и человека и проблему добра и зла. Они тесно переплетаются в облике главного героя романа.

Трагическое происшествие с Вуличем показывает, что судьба все же существует. Герой не погибает от случайной пули в ходе своего эксперимента, но умирает от ножа пьяного казака. Такова его судьба. Печорин не хочет и не может принять того, что все в жизни решается какой-то внешней, потусторонней силой. Он в очередной раз пытается доказать себе, что это не так. Поэтому герой без оружия, один, берется усмирить казака, и это ему удается.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Лирический герой поэзии Лермонтова принадлежит двум временным сферам. Разочарованный дух, пессимистически размышляющий о бытии, направлен в прошлое, в героические эпохи, куда ушли титаны духа. Настоящее для автора и его героя – это миг вдохновенного ожидания опасности, мгновение, которое должно удостоверить готовность одинокой личности отстоять в борьбе высокие идеалы.

Элементы фольклора усиливают оптимистическое звучание произведения. Традиционный для народных сказаний зачин, использование постоянных эпитетов и сравнений, троекратные повторы, прием ретардации подчеркивают незыблемость героического мира, обрамляют сюжет идеей безотносительной этической ценности мужественного поступка.

Роман Лермонтова – опыт единения различных изобразительных эстетик. Изложение от третьего лица сменяется исповедальной монологической формой, что позволяет не только разнообразить ракурсы видения конфликта, но и подробно изучить идейные и эмоциональные коллизии, недоступные для раскрытия в одной повествовательной манере. Объективное видение рассказчика и субъективизм признаний героя намечают новые перспективы в развитии русского художественного сознания. Пожалуй, впервые в отечественной литературе трагедия героя была представлена во всей противоречивости побуждений, в контрастности свойств, составляющих характер, в глубине самопостижения, в отчаянии от самооткрытия.

Главный персонаж оказывается на пересечении различных событий и людских интриг, испытание которыми удостоверяет его верность исходному состоянию разочарованности и тоски. В романе предлагается реконструкция причин, приведших Печорина к душевной трагедии, однако нет оснований доверять словам героя, адресованным Мери и дневниковым записям, так как ламентации по поводу нескончаемой борьбы со светом противоречат истинному социальному происхождению героя и высказаны в большей степени из желания вызвать сочувствие девушки; а горестное самопризнание не может быть объективным сюжетным документом по той причине, что дневник как повествовательная форма в эпоху романтизма уже превратился в способ театрализации персонажем эмоционального мира, средством гиперболического живописания внутренних мучений.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Смерть Печорина не обставляется автором элегическими декорациями, привычными по романтическим романам. Герой умирает на дороге, неизвестный и ненужный никому. В этом, по мысли Лермонтова, заключен трагический пафос современности, безразличной к человеку, рожденному, возможно, для великих деяний. Печорин стал своеобразным символом русской культуры, персонифицирующим один из самых противоречивых моментов движения индивидуального и общественного самосознания.

Вопросы для размышления и обсуждения

Восприятие русской культурой классических образов как способ переоценки привычных литературных моделей.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Айхенвальд Ю. М. Силуэты русских писателей. – М., 1994

Анненков П. В. О литературном типе слабого человека. – СПб., 1993

Галаган Г. Я. Идейно-эстетические искания Л. Н. Толстого. – М., 1969

Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979

Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. – М., 1982

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Курляндская Г. Б. Тургенев и русская литература. – М., 1980

Никипелова Н. А. Тургеневские типы и образы в художественном творчестве Чехова // Творчество Чехова. – Ростов-на-Дону, 1977

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1979

Федюкова Н. К. Концепция человека в русской литературе XIX в. – Минск, 1982

Читайте также: