Великие ученые казахстана сочинение
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: история Казахстана
Тема: Великие казахские ученые и просветители
- сформировать знания о значении деятельности Абая Кунанбаева, Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина, познакомить учащихся с основными фактами их биографии;
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение анализировать факты и самостоятельно делать выводы;
- вызвать уважение и интерес к жизни и творчеству великих просветителей, чувство гордости, что эти великие люди - наши соотечественники.
Каждая группа выбирает экскурсовода или экскурсоводов. Очень важно, чтобы выступление экскурсовода соответствовало экспонатам зала (т. е. картинкам на экране) и было эмоционально.
После посещения виртуального музея ученики выполняют самостоятельную работу в виде общего теста.
Методы и приемы: словесный, наглядный, приемы критического мышления, частично-поисковый.
Оборудование: слайд-презентации,
Мотивация познавательной деятельности:
Виртуальное путешествие - это возможность при помощи интерактивной доски увидеть какие-то новые места, города и страны. Виртуальное путешествие происходит при помощи фотографий или видео. Во время онлайн-прогулок можно ознакомиться с различными музейными экспозициями или побывать на виртуальной фото/видео выставке - увидеть что-то новое и интересное. Виртуальные путешествия удобны тем, что никуда не надо ходить или ездить, ни за что не надо платить.
Виртуальная экскурсия - это посещение городов, музеев, мавзолеев, не выходя из дома, класса, школы.
У вас появилась возможность очень быстро получить представление о великих людях — наших соотечественниках, которыми каждый из вас вправе гордиться.
Мы узнаем о жизни и творчестве Абая Кунанбаева, Шокана Уалиханова, Ибрая Алтынсарина.
О них можно говорить часами, но мы выделим только самые основные моменты их жизни и расскажем о них.
Что вы знаете об Абае, Шокане, Ибрае?
Сабит Муканов
Учитель: После посещения зала объясните, как вы поняли этот эпиграф.
Слайды 4—6. Путь Абая.
Абай родился в Шынгысских междугорьях Семипалатинской области в семье правителя рода тобыкты Ку-нанбая. Особую роль в воспитании мальчика сыграла его бабушка Зере.
Слайд 7. Годы учебы.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске. Одновременно Абай посещал русскую школу. К концу пятилетней учебы он начинает писать стихи.
Слайды 8—9. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. Будучи волостным правителем, Абай пытался решать все дела честно и справедливо. Но постепенно Абай приходит к мысли, что проблемы общества надо решать по-другому - путем получения казахами знаний и образования. В возрасте 28 лет Абай отходит от управленческой деятельности, целиком занявшись творчеством.
Слайды 10—11.
Дружба Абая с представителями русского освободительного движения позволила поэту познакомиться с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других. Абай сумел подготовить себе талантливых учеников. Его последователями были его близкие родственники Шака-рим, Акылбай, Магауйя.
Прослушивание песен Абая.
Слайд 12. Неожиданная смерть близких родственников и сыновей - Абдрахмана и Магауйи, травля поэта со стороны царских чиновников подорвали здоровье поэта. В 1904 году Абая не стало.
На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона.
При желании учитель может использовать и другие слова назидания (помимо тех, которые на слайдах):
• Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум.
• Безвреден, кто в гневе кричит, бойся того, кто в гневе молчит.
• Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.
• Пустая молодость - беда.
• Лентяй всегда ханжа и лицемер.
• Худший человек из числа людей - это человек без стремлений.
• Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком. • Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель -один ты сам.
Слайд 22. Можем ли мы сказать, что мысли Абая актуальны и сегодня? Почему?
Какие наставления вам запомнились больше всего, почему?
Какие слова в этом высказывании являются ключевыми?
- всесторонне одаренный человек,
- огромное чувство человеческого достоинства.
Слайды 25-26.
Учитель: Что вы знаете о Шокане Уалиханове?
Слайды 27—28. Шокан Уалиханов (настоящее имя -Мухаммед-Ханафия) - первый казахский ученый, историк, этнограф. Он родился в крепости Кушмурун, был потомком хана Абылая.
Слайд 29. В детстве мальчик посещал Кушмурунскую казахскую школу. Особую роль в воспитании мальчика сыграли его бабушка Айганым и его отец Шынгыс.
У Шокана с ранних лет ярко проявилась любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. В 1847 году, в возрасте 12 лет, Шокана Уалиханова отправляют на учебу в Сибирский кадетский корпус. Это учебное заведение было одним из лучших в регионе. Оно обеспечивало подготовку офицеров на высоком уровне. Помимо военных наук, выпускники хорошо знали всеобщую историю, литературу, географию, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, черчение, рисование, иностранные языки.
Слайды 30—31. Через 6 лет Шокан вышел из корпуса европейски образованным человеком, свободно владея несколькими восточными и западными языками.
По окончании кадетского корпуса он стал офицером Российской армии, получив чин корнета.
Добытые Шоканом Уалихановым сведения оказались настолько ценными, что сам царь Александр II лично принял его в своем дворце и вручил ему один из высших орденов Российской империи - орден Святого Владимира и произвел в чин штаб-ротмистра Российской армии. Прожив два года в Петербурге, Шокан работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии. Он участвовал в изданиях трудов Российского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. Здесь Шокан публиковал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока.
Слайд 43. Сын степей и офицер Российской империи Шокан Уалиханов за свою короткую и яркую жизнь многое сделал для просвещения своих соотечественников и оставил добрый след как на казахской земле, так и в России. Он прожил неполных 30 лет, но за это время сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь.
Как вы думаете, чему посвящены, экспозиции этого зала?
Ибрай Алтынсарин - великий сын казахского народа, выдающийся просветитель-педагог, крупный писатель и поэт.
Слайды 45—47. И. Алтынсарин родился 20 октября 1841 года. Он рано потерял отца и его вырастил дед -Бал гожа Жанбурчин. В 1857 году Ибрай с отличием закончил Оренбургскую школу при пограничной комиссии, готовившую писарей и переводчиков.
Слайды 48—50. В 1864 году по инициативе Алтынса-рина была открыта первая школа в Тургае. Алтынсарин открывал не только обычные школы. Им была открыта первая школа для казахских девочек, сельскохозяйственная школа в Кустанае, первая учительская школа.
Слайд 53. Казахский народ всегда высоко ценил деятельность и творчество своего выдающегося сына. Многие из последователей И. Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым. Именем Ибрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, учреждена медаль имени Ибрая Алтынсарина, во всех городах Казахстана есть улицы, названные его именем. На родине И. Алтынсарина в Костанайской области существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо именем И. Алтынсарина.
Как завещание будущим поколениям звучат слова Ибрая Алтынсарина:
То, что сделать не могли
Мы, седые старики, Вы теперь должны достичь, Вы - грядущего ростки! Как вы понимаете эти слова?
Выдающиеся личности Казахстана — гордость народа. Это люди, деяния которых записаны в анналы национальной истории. Их имена — визитная карточка Казахстана. Благодаря их усилиям прошло становление государственности и независимости страны. Эти имена и достижения должен знать каждый казахстанец.
Керей и Жанибек
Потомки Джучи-хана Керей и Жанибек правили в XV столетии. Для казахских племен это был золотой век. В тот период произошло объединение значительной части кочевых племен (около 200 тыс.), которые обосновались в землях Могулистана. Это было важнейшее звено становления государственности казахов.
Керей и Жанибек: YouTube/Express Analysis
Хан Касым
Хан Касым: YouTube/Pazl
Хан Касым был сыном Жанибека и потомком Чингисхана. Продолжая дело отца, он много сделал для обретения казахами независимости, укрепляя их государственную, военную и политическую мощь. Во времена его мудрого правления казахи как отдельный этнос стали известны в Европе, а казахское государство слыло как сильное и могучее политическое объединение.
Благодаря политической воле и мудрому руководству этого человека:
- численность казахов улуса Жошы-хана возросла до миллиона;
- были установлены дипломатические связи с Московией;
- создана законодательная база государства, касающаяся имущественных отношений, общественной жизни, уголовных наказаний;
- сформировалась дипломатическая (посольская) служба для сотрудничества с соседними государствами.
Мудрый и дальновидный правитель Касым-хан подготовил почву для развития ханства на столетия вперед.
Хан Абылай
Хан Абылай: YouTube/Тарих Марих
Благодаря этому мудрому военачальнику и государственному деятелю в XVIII веке во время противостояния джунгарам произошло объединение казахских племен. Хан собрал земли, принадлежавшие казахам, и установил на них централизованное управление.
Благодаря дипломатическим способностям и политической дальновидности хана Абылая казахские территории сохранили независимость:
- Он добился дружеских отношений с Китаем и Российской империей.
- Хан заключал военные союзы для процветания собственного народа и его защиты от внешних врагов.
- Чтобы развить экономические связи, поощрялось стремление казахов к оседлой жизни, занятиям земледелием и промыслами.
Чокан Чингисович Валиханов
Чокан Валиханов: YouTube/Олег Зар
Это имя знаменитому исследователю казахских земель, культуры, этнографии, языка и фольклора Мұхаммедқанафии Уәлихану дала мать.
Правнук хана Абылая, Чокан Валиханов (Шокан Уалиханов) был известен своей ученостью и любовью к народу. Сын старшего султана Чокан получил прекрасное образование — окончил казахскую школу, а потом военное училище в Омске. С юности в его окружении были лучшие певцы и поэты, ученые и мудрецы.
Уалиханов увлекался сказаниями, народными поэмами, легендами. Учеба в кадетском корпусе обеспечила его системными знаниями по географии родной земли. Валиханов много путешествовал по Казахстану, изучая мир животных и растений, природные ископаемые, экономику и фольклор.
Императорское географическое общество высоко оценило его исследования. На них были основаны научно-практические сведения о Средней Азии. Благодаря Чокану Валиханову стало возможным создание новейших географических карт этих территорий для дальнейшего освоения региона.
Абай Кунанбаев
Абай Кунанбаев: Wikipedia
Кунанбаева называют основоположником казахской литературы. Аристократ по происхождению и по духу, он был гуманистом и просветителем, талантливым поэтом и учителем.
Его лирику наполняет любовь к родным степям и горам. Абай Кунанбаев создавал образы гармоничной природы, противопоставляя ее жестокости и несправедливости людей. Поэт старался защитить бедных и униженных:
- Он открывал беднякам путь духовного развития.
- Мечтал о свободных, зажиточных и счастливых казахах.
- Ведомый гуманистическими идеями, занимался просветительской деятельностью.
Каныш Сатпаев
Каныш Сатпаев: YouTube/Қазақстан Тарихы
Каныша Сатпаева помнят в Казахстане как основоположника академической науки. Особой заслугой ученого стала разработка теории металлогении. Эта наука занимается исследованиями в области формирования месторождений полезных ископаемых.
Знаменитый геолог открыл богатейшие залежи меди в Джезказгане. Велик его вклад в развитие тяжелой металлургии в Казахстане и Советском Союзе, в строительство канала Иртыш — Караганда.
Сатпаев способствовал созданию и развитию казахстанского филиала Института геологии Национальной Академии наук. Он руководил академической наукой страны в 1946 году. Под его руководством наука пополнилась плеядой талантливых исследователей, среди которых Шафик Чокин (энергетик), Алькей Маргулан (археолог), Шахмардан Есенов (геолог), Евней Букетов (химик).
Динмухамед Кунаев
Динмухамед Кунаев: YouTube/Хроники Архивариуса
Имя этого человека связано с более чем сорокалетней историей развития Казахской ССР. В течение 22 лет он был руководителем Совмина республики и столько же работал первым секретарем ЦК советского Казахстана.
Это был скромный и толерантный человек. Он уважительно относился к людям труда. Динмухамеда Кунаева многие запомнили по таким моментам:
- каждый день в Дом правительства он ходил пешком;
- его трехкомнатную квартиру после переезда получил критик его деятельности — писатель Альжапар Абишев;
- надбавку за звание академика (в 1950-х гг. возглавлял национальную Академию наук) в 340 рублей каждый месяц перечислял молодым ученым и талантливым детям.
Период руководства Кунаева для Казахстана — время экономического расцвета. Он ознаменовался строительством мощных металлургических, горно-обогатительных и химических комбинатов, новым толчком в развитии аграрной отрасли, введением в эксплуатацию энергетических комплексов.
Нурсултан Назарбаев
Нурсултан Назарбаев: Flickr
Нурсултану Абишевичу пришлось в конце 1980-х гг. руководить демократическими процессами в Казахстане. В 1990-х для страны начиналась новая эпоха — становление независимости, развитие экономики, налаживание торговых связей, армии, формирование концепций национальной культуры и образования.
Широкий круг этих вопросов был успешно решен благодаря мудрому руководству Президента. Многонациональную страну не накрыли межэтнические и религиозные противостояния, сохранились дружеские отношения с европейскими и азиатскими странами.
Сейчас в стране продолжается воплощение в жизнь стратегической программы, озвученной еще в 1997 году. Тогда амбициозной целью стало выведение страны в список наиболее развитых в мире государств. С каждым годом РК приближается к этой цели:
Выдающиеся люди в истории Казахстана — важнейшая составляющая формирования национального самосознания. Эти знания помогают осознавать историю государственности народа, помнить о сложностях ее становления. Потомки гордятся знаменитыми людьми, прославившими Казахстан!
Одним из выдающихся ученых, просветителей казахского народа был Чокан Чингисулы Валиханов.
Чокан Валиханов родился в 1835 году в крепости Кусмурун. При рождении ему дали имя Мухаммед- Канафия. А Чоканом его ласково назвала Зейнеп Шорманова, мать будущего ученого. Его детские годы прошли в живописных местах - Кусмуруне и Сырым- бете. Предки Чокана принадлежали к известному султанскому роду. Его прадед, хан Среднего жуза Абылай, считался одним из могущественных казахских правителей XVIII века. Его дедом был Уали, последний казахский хан, официально признанный и утвержденный царским правительством. Его отец Чингис был выпускником Омского войскового училища, занимал должность старшего султана в Кокчетавском внешнем округе. Его родственниками по материнской линии были не менее известные и почитаемые люди Баянаульского края - Шормановы. Так, Муса Шорманов был полковником русской армии и известным казахским бием, собирателем фольклора, старшим султаном Баянаульского внешнего округа. Значительное влияние на его воспитание оказала бабушка – султанша Айганым.
Первые знания он получил в школе Сырымбета. В стенах начальной аульной школы Чокан овладел основами нескольких восточных языков: арабского, персидского и чагатайского. В формировании его мировоззрения большую роль сыграли и ссыльные декабристы, нередко гостившие у них дома. Они пробудили в любознательном мальчике неподдельный интерес к науке, литературе и искусству.
В 1847 году Чокан поступил в Сибирский кадетский корпус, считавшийся в то время одним из лучших учебных заведений Западной Сибири. С первых лет учебы юного кадета выделяли прилежание в учебе и строгая дисциплина. Чокан с огромным интересом изучал военные дисциплины, всеобщую географию, русскую и западноевропейскую литературу, историю, основы философии, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, строительное искусство, черчение, рисование, каллиграфию, иностранные языки и другие дисциплины. Здесь же он заметно углубил свои знания в области восточных языков. Много читал дополнительной литературы.
Чокан с увлечением читал произведения выдающихся русских и зарубежных поэтов и писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ч. Диккенса и других.
В 1853 году Чокан закончил кадетский корпус в офицерском звании корнета и начал службу в Сибирском казачьем войске. Затем был назначен адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири. В годы пребывания в Омске он познакомился с прогрессивно настроенными представителями русской интеллигенции. Он прекрасно знал исследователя Азии П.П. Семенова-Тян-Шанского, поэта- петрашевца С.Ф. Дурова. Большая дружба связывала Ч. Валиханова со ссыльным писателем Ф.М. Достоевским. Они оказывали самое благотворное влияние на формирование личности будущего ученого, просветителя.
Царское правительство высоко оценило научные заслуги молодого султана. В 1860 году в Санкт-Петербурге Чокана Валиханова награждают орденом и повышают в воинском звании. Его лично принимает русский царь Александр II. На этой встрече, воспользовавшись ситуацией, ученый обратился к нему с просьбой о более лучшем отношении царских чиновников к его народу.
В Петербурге Чокан Валиханов работает в различных военных и научных учреждениях (1859-1861). Он становится кумиром российских востоковедов и дипломатов, писателей и поэтов. Ученый трудится над составлением карт Казахстана, Средней Азии и Восточного Туркестана. Он занимается изучением восточных рукописей. Его приглашают читать лекции по истории Востока в Русское географическое общество.
Чокан оставил после себя более 150 зарисовок и картин из жизни и быта казахов и других народов Средней Азии. Он был одним из первых профессиональных казахских художников.
Казахские поэзия и музыка.
Эпические произведения первой половины XIX века описывают подвиги народных героев Абылая и Кенесары. С песен и кюев, как правило, начинались свадьбы, совещания руководителей родов и племен. Казахи отмечали ими откочевку на жайляу и кыстау. Казахская поэзия XIX-начала XX веков во многом была связана с культурой, традициями и обычаями казахского народа. Особенностью развития поэзии XIX-начала XX веков стало то, что в творчестве акынов наблюдается переход от патриотических и героических тем к проблемам повседневной жизни, национально-освободительного движения.
В развитие казахского поэтического и музыкального искусства заметный вклад внесли Махамбет Утемисулы, Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шигайулы, Таттимбет, Биржан-сал Кожагулулы, Жаяу Муса Байжанулы и другие.
Поэзия Махамбета Утемисулы (1803-1846) была полностью связана с восстанием под руководством Исатая Тайманулы (1836-1838). Махамбет родился в 1803 году в местности Бекетай Внутренней Орды. Его родители были состоятельными людьми и пользовались почетом и уважением при ханском дворе. Будущий поэт также был приближен к хану. Махамбет Утемисулы был прославленным батыром, поэтом и домбристом. Среди современников он выделялся и как пламенный оратор.
Он вырос в местности, где в свое время творили выдающиеся казахские поэты и музыканты Сыпыра-жырау, Казтуган, Шалкииз, Жиембет, Доспамбет и другие. М. Утемисулы прекрасно владел русским, татарским и арабским языками. С 1824 по 1829 годы поэт был воспитателем сына хана Жангира - Зулкарная, проживая в городе Оренбурге. В этот период поэт познакомился и сдружился с русским писателем и этнографом В. И. Далем, ученым и путешественником Г. С. Карелиным.
В 1838 году в бою погибает Иеатай Тайманулы. Но Махамбет не останавливается и продолжает борьбу за независимость казахского народа.
Поэт Шернияз Жарылгасулы (1817-1881) родился на территории современной Актюбинской области. Он вырос в бедной семье. С детства отличался талантом красноречия. Очень рано начал слагать стихи. Так же, как и Махамбет, он участвовал в восстании в Бокеевском ханстве. В своих пламенных стихах Шернияз воспевал волю и стремление народа к борьбе. Самым известным произведением поэта было обращение к султану-правителю Баймагамбету Айшуакулы, в котором Шернияз разоблачает его антинародную деятельность.
В первой половине XIX века были заложены основы нового течения в поэзии - воспевание жизни человека. К этому литературному направлению относятся произведения Жанака Сагындыкулы (1775- 1846), Шоже Каржаубайулы (1803-1884), Суюнбая Аронулы (1815- 1898). В основе их творчества лежали социальные и экономические проблемы казахского традиционного общества.
В это время жила и творила целая плеяда других не менее выдающихся поэтов-музыкантов: Шернияз Жарылгасынулы (1817-1881), Мади Бапиулы (1880-1921), Кудайберген Альсеитов, Сара Тастанбек- кызы (1853-1916), Асет Найманбайулы (1867-1923), Иманжусуп Кут- панулы (1863-1929), Базар-жырау Ондасынулы (1842-1911), Майлыкожа Султанкожаулы (1835-1889), Кемпирбай Богенбайулы (1834—1895) и многие другие.
Казахи всегда высоко ценили акынов и певцов. Их приглашали как почетных гостей на важные семейные и общественные праздники и щедро одаривали устроители торжеств.
В это время заметное распространение у казахов получил айтыс. Он представлял из себя импровизированное песенное состязание акынов - певцов-импровизаторов. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял свой род, его выдающихся представителей - батыров, биев, балуанов и т. д. Во время песенного состязания акыны без предварительной подготовки сочиняли стихи. Они поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа. Слава о таких акынах быстро распространялась по Степи. В XIX веке известными мастерами айтыса были акыны Орынбай, Жанак, Шоже, Биржан, Асет, Сара, Суюнбай и многие другие. С этого же времени айтысы стали записываться исследователями. В айтысах отражались наиболее злободневные проблемы традиционного казахского общества.
Оразак Исмагулов
Оразак Исмагулов — первый казахский антрополог и исследователь генетической структуры казахского народа. Ученый организовал первую в Казахстане лабораторию этнической антропологии. Оразак Исмагулов, автор около 100 научных работ, основная тема которых — генетическая преемственность между древним и современным населением Казахстана.
Раиса Кузденбаева
Доктор медицинских наук, профессор Раиса Кузденбаева внесла большой вклад в развитие фармакологической науки в Казахстане. Ею было написано более 500 научных работ и открыта собственная школа фармакологов. Раиса Салмаганбетова и сейчас проводит семинары и лекции по правильному применению лекарственных средств.
Сабит Досанов
Имя Сабита Досанова золотыми буквами вписано в казахскую прозу. Писатель и драматург, он издал несколько десятков художественных произведений, многие из которых переводились на мировые языки. Сабит Досанов достойно представлял казахскую культуру на мероприятиях в Индии, Англии, Германии, Китае, Греции и многих других странах.
Денис Тен
Жансая Абдумалик
Жансая Абдумалик завоевала свой первый титул в шесть лет. В последующие годы она одержала победу на турнирах в Украине, Турции и Иране. Титул международного гроссмейстера шахматистка получила в возрасте 14 лет. С открытием в 2014 году Академии шахмат, Жансая Абдумалик начала вносить вклад в развитие шахматной культуры в Казахстане. В этом году шахматистка добилась новой высоты — звания международного гроссмейстера, среди мужчин.
Димаш Кудайбергенов
Казахстанский певец и композитор Димаш Кудайбергенов завоевал мировую популярность, приняв участие в вокальном конкурсе Singer 2017 в Китае. В следующие несколько лет Димаш выступил с концертами в Москве, Токио, Киеве и Нью-Йорке. Благодаря певцу люди по всему миру узнают о Казахстане и учат казахский язык.
Иманбек Зейкенов
Геннадий Головкин
Казахстанский боксер Геннадий Головкин — действующий чемпион мира по версиям IBF и IBO. Мастер спорта и победитель множества турниров Геннадий Головкин — источник вдохновения для множества молодых спортсменов.
Данияр Алшинов
Читайте также: