Сочинение о памятном событии 5 класс урок презентация

Обновлено: 28.06.2024

3 Современному ученику, который знает жизнь, который по-новому подходит к ней, ему будет что сказать в жизни. Ему надо будет в живых образах отображать то, что он пережил. Эпиграф

4 Задания на опережение Вспомните основные 3 типа речи, с которыми познакомились в начальных классах; Вспомните основные 3 типа речи, с которыми познакомились в начальных классах; Запишите с словарь данные типы (задание на дом). Запишите с словарь данные типы (задание на дом).

5 В повествовании говорится о действиях и событиях, его можно отличить по вопросу что произошло? Об этом типе речи поговорим подробнее Рассказ - одна из разновидностей повествовательного типа речи. Это небольшое литературное произведение, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя. Рассказ - одна из разновидностей повествовательного типа речи. Это небольшое литературное произведение, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя. Какие повествовательные рассказы составляли в начальных классах, на какие темы? Какие повествовательные рассказы составляли в начальных классах, на какие темы? Сколько частей в рассказе? Сколько частей в рассказе? С чего начинаем? ( с вступления) Дальше следует большая часть… ( основная) И последняя часть…( концовка, заключение)

6 В сочинении выделяются три части: В сочинении выделяются три части: Завязка - событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий; Завязка - событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий; Кульминация - момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа; Кульминация - момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа; Развязка - заключительное действие, которое явилось результатом развития событий. Развязка - заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.

7 ОБРАТИТИ ВНИМАНИЕ Мастерство рассказчика заключается в умении выделить центральное событие и именно ему уделить большое внимание, отсечь случайности и ненужные подробности; Мастерство рассказчика заключается в умении выделить центральное событие и именно ему уделить большое внимание, отсечь случайности и ненужные подробности; Описание места, времени, обстановки, природы, героев не главное и должно быть подчинено основному в рассказе, только пояснять его; Описание места, времени, обстановки, природы, героев не главное и должно быть подчинено основному в рассказе, только пояснять его; Не событие и не случай из вашей жизни заслуживают внимания, а то как вы его рассказали. Не событие и не случай из вашей жизни заслуживают внимания, а то как вы его рассказали.

9 Закрепим На какой вопрос мы должны ответить в своем сочинении? (что произошло?) На какой вопрос мы должны ответить в своем сочинении? (что произошло?) Ваше сочинение – это рассказ, и речь в нем пойдет лишь об одном важном дне в вашей школьной жизни. В его основе будет лежать эпизод, случай, происшествие. Ваше сочинение – это рассказ, и речь в нем пойдет лишь об одном важном дне в вашей школьной жизни. В его основе будет лежать эпизод, случай, происшествие.

10 Работа над построением сочинения Отберите из своих впечатлений и наблюдений самое главное. Отберите из своих впечатлений и наблюдений самое главное. Наметьте сердцевину своего рассказа. Наметьте сердцевину своего рассказа. Об этом главном расскажите подробно. Это будет основная часть вашего рассказа. Об этом главном расскажите подробно. Это будет основная часть вашего рассказа. После составления основной части составьте После составления основной части составьте начало – первое предложение рассказа(вступление). начало – первое предложение рассказа(вступление). Далее подумайте о концовке, в которой вы должны передать свои чувства, свое отношение ко всему происходящему. Далее подумайте о концовке, в которой вы должны передать свои чувства, свое отношение ко всему происходящему.

11 Работа над планом Поговорим о плане сочинения: Для чего нужен план? Отвечаем на вопросы: Когда и где произошло событие? Когда и где произошло событие? Кто участники, что в нем было самое интересное? Кто участники, что в нем было самое интересное? Как развивались события сначала, потом? Как развивались события сначала, потом? Чем все закончилось? Чем все закончилось? Составление плана.

12 Обобщение: Из скольких частей будет состоять ваш рассказ? Из скольких частей будет состоять ваш рассказ? В какой части расскажете о том, что произошло интересного и как проходили события? В какой части расскажете о том, что произошло интересного и как проходили события? В какой части сообщите, с чего все началось, когда и где это происходило? В какой части сообщите, с чего все началось, когда и где это происходило? Из какой части мы узнаем, чем все закончилось? Из какой части мы узнаем, чем все закончилось? Как выделяем на письме каждую часть? Как выделяем на письме каждую часть?

Презентация на тему "Написание сочинения" может быть использована на уроке по развитию речи. В ней представлен алгоритм работы над сочиненим, имеется дополнительный материал о типах и стилях речи.

ВложениеРазмер
napisanie_sochineniya.pptx 246.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Как написать сочинение?

Что делать? 1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.

Сравните попарно темы сочинений. Выберите из каждой пары более узкие темы. Осень. - Поздняя осень. Поздняя осень. - Поздняя осень в городе. День в парке. - Осенний день в парке.

Разместите темы в таком порядке, чтобы каждая последующая была ШИРЕ предыдущей. Наш лес в разные времена года. Наш лес осенью. Наш лес в один из дней ранней осени. Наш лес ранней осенью.

Правильный ответ Наш лес в один из дней ранней осени. Наш лес ранней осенью. Наш лес осенью. Наш лес в разные времена года.

Структура (строение ) текста У нас во дворе // живёт кошка. Кошку // зовут Мурка. Мурка // любит с нами играть. Игры // бывают самые разные … Цепной текст (известное - неизвестное)

Лесные жители готовятся к зиме . Медведи ищут подходящие ямы для берлоги. Белки проверяют запасы в дуплах. Мыши таскают зёрна в норки. Параллельный текст (общее - детали)

3. Пиши, соблюдая последовательность изложения. 4. Подбирай образные слова и выражения. 5. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания. 6. Покажи своё отношение к тому, что пишешь. 7. Не забудь сделать выводы!

8. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана. Д ополни те части сочинения , в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно. 9. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли. Внеси нужные исправления.

Как написать сочинение 1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении. 2. Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь план. 3. Пиши, соблюдая последовательность изложения. 4. Подбирай образные слова и выражения. 5. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания. 6. Покажи своё отношение к тому, что пишешь. 7. Не забудь сделать выводы. 8. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части сочинения , в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно. 9. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли. Внеси нужные исправления.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Восьмое ноября.
Классная работа.

Памятка стр.170
Как работать над сочинением
1. Прежде всего обдумайте тему сочинения. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чём следует писать в сочинении.
2. Обдумайте свой замысел, зачем, кому вы адресуете своё сочинение, какова его основная мысль. Что и как (в каком стиле и в какой форме) вы напишете, чтобы раскрыть свой замысел? Составьте, если нужно, план.
3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно; соответствует ли заголовок сочинения его содержанию.
4. Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства? Внесите исправления.
План отзыва о сочинении
1. Раскрыта ли в сочинении тема? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было бы не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
3. Удачно ли названо сочинение?
4. Уместно ли было использование в сочинении языковых средств с точки зрения стиля?

Приблизительная схема сочинения

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.
Осенью мы с мамой ходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.
Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!
На обратном пути мы увидели оленя с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олень была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.
По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!
Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Условия написания удачного сочинения:
Соблюдать структуру сочинения.
Продумать вступление и заключение.
Передать настроение и эмоции.

Обдумайте основную мысль своего сочинения
Итак, что же в нём было особенного, почему он запомнился?
Возможны варианты:
1) этот день подарил интересную встречу;
2) тот день принёс яркие впечатления;
3) в этот день - весёлое происшествие;
3) тем днём ты научился чему-то, узнал что-то новое, открыл для себя что-то интересное.

Сформулируйте основную мысль своего сочинения
Например, это был самый интересный день
Основная мысль (идея):
Один день многое изменил в моей жизни. У меня появилось новое увлечение. Во мне проснулся интерес к … (чтению, истории, спорту, музыке и т.п.). Теперь я с большим удовольствием … (что-то делаю).

Как писать?
Три части сочинения:
1) Вступление: где и когда это было?
2) Основная часть: что происходило в тот день, что вы чувствовали (завязка, развитие событий, кульминация, развязка)
3) Заключение: что вы узнали, что поняли (записать вывод = главную мысль = идею)
Каждую часть пиши с красной строки.

Из скольких частей будет состоять ваш рассказ?
В какой части расскажете о том, что произошло интересного и как проходили события?
В какой части сообщите, с чего все началось, когда и где это происходило?
Из какой части мы узнаем, чем все закончилось?
Как выделяем на письме каждую часть?

Домашнее задание
В тетр. Написать сочинение на одну из тем (упр. 157)

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
  2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
  3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной.

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было.

Всё начиналось как обычно.

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

– С чего всё началось?

– Как развивались события?

– Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;

сначала, потом, после этого. ;

в конце концов, наконец.

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что.

Ещё долго буду я вспоминать.

Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной.

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было.

Всё начиналось как обычно.

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;

сначала, потом, после этого. ;

в конце концов, наконец.

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что.

Ещё долго буду я вспоминать.

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

  1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
  2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
  3. Удачно ли названо сочинение?
  4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

Правильный ответ:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Подчёркивания элементов

Выберите из списка заголовок сочинения.

Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

Варианты ответа:

Первый день в новой школе

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Цель : закрепить знания учащихся о типах текста, подготовить к самостоятельной работе над сочинением; развивать творческие способности учащихся; показать значение умений собирать материал к сочинению, а также наблюдать и записывать свои наблюдения, формировать коммуникативные навыки.

Доброе утро, ребята! Совсем недавно мы на уроке писали сочинение , в котором описывали предмет. Думаю, вы прекрасно помните .

Какой тип текста мы выбирали?

А какие еще 2 типа текста вы знаете? (слайд 2)

Давайте вспомним особенности каждого из типов текста (слайд 2) .

Сегодня у нас тоже урок развития речи. И мы пишем сочинение, но на другую тему , да и тип текста будет отличаться. Давайте подумаем, а зачем вам – будущим врачам, инженерам, журналистам, директорам, спортсменам- нужно развивать речь? И что значит – развитие речи? (слайд 3)

Скажите, а разве нужно спортсмену говорить красиво? Нужно.

Правильно, ведь известные спортсмены – это лицо нашей страны. Они часто дают интервью. И , конечно, им просто необходимо красиво и грамотно говорить. Спортсмены часто ездят за границу, путешествуют по нашей стране. А вы часто выезжаете в другие города? Были ли в других странах?

Если обратиться к доске, то что мы можем увидеть? Названия городов. Все верно . Как вы считаете, какая у нас будет тема сочинения? Верно! Молодцы! Памятное путешествие!

ОБРАТИМСЯ К СЛОВУ ПУТЕШЕСТВИЕ , -я, ср. Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам

Путешествие-происходит от существительных путь и шествие, путем сложения основ (идти по пути, по дороге)

Итак, памятное путешествие - это может быть поездка в Москву, к бабушке в деревню или в Париж. У вас есть возможность самим выбрать , какое именно путешествие вы будете описывать. Кстати, а кто-то был в Париже?

Итак, давайте подумаем ,какой тип текста больше всего подойдет для нашего сочинения. Будем ли мы что-то описывать в сочинении? А рассказывать о событиях будем? Да. Значит, какой мы выберем тип текста? Верно. Повествование с элементами описания.

Сегодня на время мы становимся журналистами, корреспондентами, которые создают свой текст и несут в редакцию, чтобы именно ваш текст проверил корректор и отправил в печать редактор газеты.

Работа с текстом (10 минут) . У вас на столах лежат тексты. Давайте поработаем с ними, проанализируем, обратим внимание на особенности композиции. Что такое композиция? 9Слайд

Итак, читаем текст по цепочке. По одному предложению. Следим.

Беседа с классом . Из каких 3 основных частей обычно состоит сочинение? 1 – вступление, 2 -основная часть (самая большая), 3 – заключение.

Можно ли выделить эти части в предложенном тексте? Выделяем.

Какова тема данного текста?

Какой тип речи используется в этом тексте?

Поработаем редакторами (слайд 5) .Что мешаем восприятию текста? Ошибки. Исправим ошибки в 1 и 2 абзацах самостоятельно, а потом обменяемся с соседом по парте. И он перепроверит текст. Если найдет , исправит ошибки синей ручкой. Проверяем. Ставим друг другу оценки.Если 2 ошибки не исправлены , то мы ставим 4 , 3-5 – тройка. Больше 5 -2. Листочки подпишите.

Работа с текстом (слайд 7)

Выполните следующее задание. На экране даны предложения. Необходимо из них составить текст.

1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3.Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.

Текст появляется на экране:

Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить.

В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству.

Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище.

Так закончился один из летних дней моих каникул.

План будущего сочинения (слайд 9)

I. Вступление. Информация о времени и месте путешествия.

II.Основная часть. Описание посещенных мест (детали поездки, достопримечательности).

III. Заключение: почему именно эта поездка запомнится больше всего?

Заслушиваем варианты сочинений учеников. Три–четыре примера. Приступаем к написанию сочинения на черновик, но перед этим подведем итог урока.

Рефлексия . Что нового сегодня узнали на уроке? Какие трудности возникли в процессе работы? Как вы их преодолевали? Что запомнилось большего всего? Какое настроение у вас сейчас?

Читайте также: