Можно ли оправдать жестокость сочинение преступление и наказание

Обновлено: 30.06.2024

Добро и зло настолько тесно переплетены в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, что его непросто распознать с первого взгляда. Жестокость, прикрытая благородными мотивами, грех, за которым стоит необходимость прокормить близких – всё это грани, которые хочет показать автор в своём произведении. Жестокость Раскольникова скрыта за высокой идеей избавления людей от зла, но в реальности он просто убивает двух женщин, а чудесное спасение не происходит.

Ложная теория

То, что создало самолюбие, гордость и воспалённый разум загнанного в угол человека – теория Раскольникова. Она вполне состоятельна, возможно, даже герой действительно разгадал некий закон вселенной, но он неправильно интерпретировал его. Никто и никогда не смеет отбирать жизнь у другого человека – нет оправдания убийству, какими бы идеями оно не было мотивировано. Только тот, кто создал человека имеет право решать его судьбу: Раскольников замахнулся на нечто святое, возомнил себя “великим”.

Жестока сама мысль о том, что кто-то решит, что ты “материал” и будет строить и крушить его так, как ему захочется. Ту, категорию людей, которую Раскольников относит к “чинным”, послушным гражданам, он принижает, считая её общей массой, которая нужна лишь для распространения себе подобных. Человек же, имеющий талант, может распоряжаться чужими жизнями, исходя из своих целей и величия идеи. Поставив себя на место правящих историей, Раскольников даже не взглянул на теорию с другой “колокольни”. Если бы он понимал всю жестокость этой философии, её последствия в масштабе, он бы ужаснулся собственного детища.

Взгляд в самую суть

Жестокость в “Преступлении и наказании” далеко не вымышленная, она обусловлена эпохой. Всему есть причина: жестокость окружающего мира породила жестокость человека. Голодный, нищий, отчаявшийся 23-летний юноша решается на убийство от того, что всё вокруг устроено чудовищно несправедливо: одни люди умирают от нищеты и болезней, а другие купаются в роскоши, которая им не приносит счастья. В разговоре со следователем Родион пытается ему изложить свою статью доступно и без эмоций.

Порфирий Петрович внимательно слушает рассуждения Раскольникова и старается вникнуть в его постулаты. Однако даже такой опытный, видавший всякое в жизни человек удивляется жестокости, которая содержится в теории. Молодой человек проникается философствованиями студента и ужасается последствиям, которые могли бы быть, если теория стала бы жизнеспособной. Следователь горячо дискуссирует с Родионом, проникает в его взгляды и убеждения и понимает, что студент способен на убийство. Если бы он при первой встрече догадался насколько сильно поглотила подозреваемого его же собственная теория, то преступление было бы раскрыто сразу.

Убийство старухи

Милосердный и благородный юноша всё же способен на страшные поступки: в его душе соседствуют искренне добрые намерения с гордыней и самолюбием, жестокость и забота о ближнем. Решившись на роковой шаг, Раскольников двигается словно заведённый в нужном направлении: сцена, проигранная в его сознании работает в реальной жизни: топор на петле в пальто, фальшивый заклад, хладнокровное убийство.

Герой не испытывает угрызений совести, страха или волнения – он хладнокровен, спокоен, лишь слабое здоровье и балансирование на грани сумасшествия портит начальный план. Лизавета, которая случайно появляется в доме раньше времени, устраняется также педантично, как и её старшая сестра. Он чувствует себя наделённым особой властью, и старается не провалить “миссию”.

Обе женщины жестоко убиты, но Раскольников не чувствует себя виноватым. Только в конце произведения он раскаивается, столкнувшись с настоящей любовью.

Жестокость есть в каждом из нас и это несомненный факт. Она проявляется в наших поступках, словах и даже в наших мыслях. Кто из нас никогда не хотел наказать своего обидчика или не улыбался втайне, наблюдая за чьими-то неудачами. Да, жестокость есть у всех людей, но многие из них научились с ней успешно бороться.

Можно ли оправдать жестокость (итоговое сочинение)

Вариант 1

Как часто люди сталкиваются с жестокостью. Относятся этому по-разному: одни осуждают, другие пытаются найти оправдания, третьи остаются равнодушными. Как правило, равнодушны или ищут оправдания те, которые не испытали влияние жестокости на себе. Как бы там ни было, но вопрос, можно ли оправдать жестокость всегда остается актуальным. Я думаю, что все из-за того, что на него нельзя найти универсальный ответ.

Разве на такой шаг может решиться добрый человек? Я думаю, что нет, поэтому и считаю, что Родион стал жестоким под влиянием обстоятельств. Молодой человек убивает старуху, но жить с этим спокойно не может. Он раскаивается и, благодаря поддержке Сони Мармеладовой, становится на путь исправления.

Жестокость Родиона можно объяснить. Герой понимает, что такие люди, как старуха-процентщица, Мармеладов – причина бед таких, как людей он. Наблюдая за тем, как живут его родственники, Соня Мармеладова, Раскольников чувствует, как гнев в нем возрастает, порождает жестокость.

Жестокость людей, которые обижают, Юшку ни объяснить, ни, тем более, оправдать невозможно, ведь мужчина никому не сделал зла.

Таким образом, жестокость можно оправдать, если она вызвана действительно серьезными причинами. Но это единичные случаи, чаще жестокость заслуживает только осуждения.

Вариант 2

Жестокость в большинстве случаев вызывает негативную реакцию, но нередко возникают ситуации, которые люди оценивают неоднозначно. Некоторые из нас даже склонны оправдывать применение насилия, если оно мотивировано хоть какой-либо целесообразностью. Но я считаю, что агрессия в любой форме вредит обществу и развращает отдельно взятую личность, поэтому оправдывать ее нельзя. Чтобы доказать свое утверждение, приведу литературные примеры.

Конечно, восставших можно оправдать, ведь их требования и претензии справедливы: царская власть заботилась только об элите, а простому крестьянину она была самым настоящим врагом, отбирающим все, но не дающим ничего взамен. Но чего добился народ своей агрессией? Только новых репрессий и ограничений, нового горя. Многие люди погибли, остальных участников движения казнили. Очевидно, что волна насилия, даже мотивированного жаждой справедливости, принесла только вред обществу и государству, поэтому и оправдывать ее нельзя.

Продажные чиновники удовлетворяют несправедливое требование богача, и у бедняка отнимают дом. Несчастный Дубровский умирает от горя и невозможности защитить свои права. Троекуров раскаялся в жестоком поступке, но поздно: единственный честный его приятель ушел из жизни по его вине. Конечно, можно оправдать героя, ибо он не знал, что эта тяжба приведет к таким чудовищным последствиям. Но именно такое попустительское отношение к трагедии привело к тому, что Кирилла Петрович вновь проявил жестокость, но на этот раз к собственной дочери, выдав ее замуж за старика против воли. Из-за самооправдания мужчина так и не усвоил жизненный урок и продолжил тиранить близких людей, поэтому агрессию и насилие всегда необходимо осуждать, чтобы человек прекратил вести себя так, а не продолжал в том же духе.

Таким образом, нельзя оправдывать жестокость, потому что такой снисходительный подход к порокам вредит обществу, развращая его, и разрушает личность, которая уже не может по-другому реагировать на конфликтные ситуации и становится заложницей своей агрессии. Злость и насилие нельзя считать нормой человеческой жизни, ведь именно такое убеждение мотивирует людей выбирать легкий, а не правильный путь достижения цели, всегда применяя грубую силу, а не ум и понимание.

Вариант 3

Что же такое жестокость? Это бессердечное, грубое отношение к окружающим. Причины жестокости бывают разные: кто-то пытается отомстить тому, кто его обидел, кто-то считает это смыслом жизни, а некоторые совершают такое поступки из-за трусости. В любом случае она не красит человека, а делает его слабым по отношению к другим.

Такие поступки нельзя оправдать, так как мужчина такой же человек как и все, и он в равной степени с другими людьми имеет право жить в этом мире. Своим произведением автор хотел продемонстрировать читателям, что не нужно относиться жестоко к человеку, если он отличается от всех людей, ведь все разные и у каждого своя судьба, свои недостатки, к которым не нужно прибегать с грубой стороны, а наоборот, помочь человеку о них забыть.

Автор повествует, что такой поступок позволил ребятам относиться к ней ещё с большей жестокостью, так как они объявили ей бойкот. Дети начали называть ее предателем и считали, что такой человек не может сочетать в себе положительные качества. Автор пишет, что когда Лена собралась уехать домой, ребята поняли как были не правы и что натворили.

Раскаяние не делает их лучше, потому что они уже сделали все, чтобы показать, какие они есть на самом деле. Хоть это и дети, но такую жестокость оправдать нельзя, так как не стоит относиться к человеку плохо, если он не такой как все.

Своим произведением Владимир Карпович Железников хотел продемонстрировать читателям, что на жестокое отношение способны не только взрослые, но и дети. Таким образом, жестокость оправдывать не нужно, так как если это делать, то люди начнут больше приносить вреда, ведь за это им ничего не будет.

Можно ли оправдать жестокость? (сочинения с примерами из литературы)

Жестокость – это аморальные, бессердечные поступки по отношению ко всему живому. Жестокость – это бесчеловечие, отсутствие искренней доброты и стремления принести пользу человечеству. Но если жестокость – это безжалостные действия, то на ум мгновенно приходит вопрос. Можно ли оправдать такие деяния?

Талантливый художник Бэзил очарован красотой юного Дориана Грея, и потому решает написать его портрет. Молодой человек становится музой для мастера. В итоге получился шедевр, картина стала лучшей работой Бэзила. Как прекрасно восхищаться, тем, что навсегда останется очаровательным, тем, что никогда не увянет, и так ужасно осознавать, что физическая оболочка покроется морщинами, состарится и превратится в прах.

Так, Дориан неустанно говорит себе, что хочет остаться навеки молодым и красивым. Тем самым, сам того не осознавая, наивный юноша заключает сделку с дьяволом. Дориан, изображенный на полотне, стареет, а настоящий – нет. Отныне начинается порочная жизнь главного действующего персонажа романа. Открыв для себя новый, безнравственный мир, Грей становится демоном с ангельским обличием.

Очаровывая своей красотой, нестареющий Дориан влюбляет в себя каждого. Он не отказывает себе ни в чем: соблазняет девушек, употребляет наркотики, посещает публичные дома. Но все это лишь малая часть того, что он совершил. Дориан Грей окончательно и бесповоротно утратил человеческое начало, убив человека, которого называл другом. Грей убил Бэзила, решив, что именно художник, написавший роковой портрет, виноват во всех его грехах.

Чем можно оправдать этот поступок? Наивностью? Невинностью? Неопытностью? Простодушностью? Разве герой был наивен? Невинен? Разве он не понимал, к чему приведут ужасные деяния? Нет. Он видел, что портрет меняется после каждого жестокого поступка. Дориан-изображение стал неким отражением души Дориана-человека. Лицо мужчины на полотне окутывала чернота, подобно тому, как эта самая чернота поглощала душу героя. Как видим, данный пример отлично показывает то, как гниет все человеческое в людях при совершении аморальных поступков, и доказывает, что жестокие и порочные деяния оправдать ничем нельзя.

В заключение хочется сказать, что из всех преступлений самое тяжкое – это бесчеловечность. И оправдать жестокость не удастся ничем, ведь это деяния, которые человек осуществляет осознанно, осмысленно. Бессердечность не только приносить вред, гибель окружающим, но и портит самого человека изнутри.

Вариант 2

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, можно ли оправдать жестокость? Возможно, на этот вопрос найдутся разные ответы, но на мой взгляд, жестокость нельзя оправдать ни в коем случае. Жестокими поступками человек причиняет боль другим людям, обычно не заслуживающим такого обращения. К тому же, жестокость – показатель нравственной слабости человека, который не способен решить разногласия мирным путём, применив доброту.

Василиса опустилась на самое социальное дно, если можно так выразиться. Найти выход из сложившейся ситуации можно было не столь кардинальным методом. Нельзя оправдать Василису.

Его характер претерпевает существенные изменения, в конце романа перед нами предстаёт человек, который более не способен никого обидеть. Для этого он и принял на себя наказание, дабы измениться и больше не совершать жестоких, бесчеловечных поступков. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость не заслуживает оправданий, а только платы за содеянное.

Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что ни один бесчеловечный поступок не должен быть оправдан. Жестокость только рушит жизни и судьбы, а потому требует наказания. Люди должны нести ответственность за содеянное, а зло должно быть наказано. Человеку необходимо учиться на ошибках, чтобы не совершать их впредь.

Вариант 3

Можно ли оправдать жестокость? Для начала разберёмся, что значит жестокость. Я считаю, что нельзя оправдать жестокость, ведь это плохое качество человека. За доказательством своей точки зрения приведу пример из художественной литературы. Так, в произведении Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка” поручик Алексей Швабрин по обращению к своему сослуживцу-Петру Гринёву жесток. Они служили вместе в Белгородской крепости.

Швабрин, имея привычку нелестно отзываться об окружающих, частенько говорил о Маше, дочери капитана крепости, выставляя её полной дурочкой. Затем Гринёв сам знакомиться с дочерью командира и ставит под сомнение высказывания поручика. Он теснее начинает дружить с комендантом и его семьёй, а от Швабрина отдаляется.

Петру нравится Мария и он начинает писать ей стихи, содержанием которых делился со Швабриным. Но тот высмеивал его, и ещё пуще начинал унижать достоинство Марии. В итоге они ссорятся и дело доходит до дуэли, в котором Швабрин ранит Гринёва. За раненым Петром начинает ухаживать Маша, они признаются в чувствах друг другу и решают пожениться. Гринёв шлёт письмо родителям письмо, желая женится на ней. Но его отец, узнав о дуэли, не даёт согласия на женитьбу. О дуэли сообщил Швабрин.

Также, в борьбе против Пугачёва, Гринёв получает письмо от Маши, в котором узнаёт, что Швабрин хочет насильно на ней жениться. Он без разрешения покидает службу, прибывает в крепость и спасает Машу. Но позже по доносу Швабрина его приговаривают к казни. Итак, в произведении А. С. Пушкина нельзя оправдать жестокость Швабрина по отношению к Гринёву. Ведь он ничего плохого не сделал, а поручик хотел быть с Маше, которая любила Петра.

Также, в произведении Николая Семёновича Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” нельзя оправдать жестокость главной героини-Катерины Львовны. Она была очень жестоким человеком, ради достижения своих целей готовый на всё. Поэтому убивает собственного мужа, маленького мальчика, племянника и наследника мужа, и губит жизни ещё нескольких людей. Таким образом, в произведении Лескова нельзя оправдать жестокость героини по отношению к другим людям. Ведь она убивает их ради достижения своих целей. Их всего вышесказанного можно сделать вывод, что жестокость нельзя оправдать, потому что нельзя быть жестоким человеком и совершать плохие поступки. Ведь всё возвращается бумерангом.

Это интересно: Лучшие школьные сочинения Доброта и жестокость. Проявление этих противоположных человеческих качеств можно увидеть в произведениях многих авторов. Предлагаем изучить примеры, как можно написать сочинение на тему Доброта и жестокость в произведениях Чехова, Тургенева, Достоевского, Куприна, Платонова, Горького.

Уместна ли жестокость на войне? Мне кажется, что этот вопрос достаточно неоднозначен. С одной стороны, милосердие по отношению к врагу глупо, потому что вряд ли противник оценит по достоинству вашу мягкость и, скорее всего, при первой же возможности обратит ее против проявившего сострадание, особенно если война начата не вами.

Именно в этой ситуации звучит знаменитая фраза Кутузова о том, что пленных и пожалеть не грешно. Таким образом, на мой взгляд, жестокость на войне вполне уместна. Потому что война и есть война. Но жестокость излишняя, ничем не оправданная не нужна не только на войне, но и в мирное время.

Вариант 2

Я не случайно выбрал тему о доброте и жестокости. Проблема, которую она затрагивает, волнует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего поколения. Подумаем, Уместна ли жестокость на войне? На этот вопрос каждый отвечает по-своему.

По моему мнению, жестокость — это нечто дурное. Она уродует личность, портит отношения между людьми. Я считаю, что даже находясь на войне, нельзя проявлять жестокость в отношении кого-либо. Ведь где бы человек не находился, он всегда остается человеком.

Многие писатели посвящали теме жестокости свои произведения, но я хотел бы остановиться на произведении В. Кондратьева “Сашка”. В нем повествуется о человеке, который проявляет сострадание к своему врагу. Во время боя, рота, в которой служит Сашка, главный герой этого произведения, берет в плен одного из немцев. После небольшого допроса его велят вести в штаб. Там ему говорят, что все командиры уехали, а придя к комбату, Сашке приказывают убить этого немца.

Однако он, проявив сострадание и милосердие, не делает этого. Он решает вести его в штаб бригады, а там решат, что с ним будут делать. Этим поступком Сашка показывает, что, даже находясь на войне, необязательно быть жестоким. Он на протяжении всего произведения был добрым и отзывчивым, несмотря на все ужасы войны, которые его окружали.

Или вспомним произведение Л.Н. Толстого “Война и мир”. В этом романе также рассказывается про то, как люди проявляют сострадание в годы войны. Таким человеком как раз была Наташа Ростова, одна из главных героинь этого произведения. Когда война подбиралась к их дому, было принято решение оставить его и переехать в глубь страны. Из-за того, что война подходит к Москве, нужно увезти из нее раненых. Но так как их было огромное количество, мест не хватает. Тогда Наташа, проявив сострадание к людям, нуждающимся в помощи, предлагает часть своих подводов для перевозки раненых.

Семья Ростовых не была богатой семьей, напротив у них много долгов и они сами нуждаются в материальной помощи. Отдав свои подводы, Наташа оставляет себя без приданного, тем самым, возможно, лишая себя будущего. Здоровье людей для нее гораздо важнее, чем материальное благополучие. По этому поступку мы видим, как человек, оказавшийся в условиях войны, проявляет доброту и сострадание в отношении других людей.

На примере Наташи, мы видим, что жестокость отвратительна и не нужна не только в мирное время, но и военное тоже.

В заключение хочу сказать, что, даже находясь на войне, не нужно забывать про такие качества как доброта и великодушие. Именно они помогают оставаться нам людьми. Если человек по истине добрый, то он никогда не допустит проявление зла и жестокости со своей стороны, даже в условиях войны.

Личность Раскольникова

Родион Раскольников по природе добрый, мягкий человек, любящий своих родных, мать и сестру. Его милосердие проявляется в отношении к семье Мармеладовых, сочувствии к Соне. Сон главного героя возвращает читателя в детские годы, где он очень жалеет лошадь, которую избивают мужики. Теперь Родион, выходец из обедневших дворян, — студент, умный и талантливый, но из-за своего нищенского положения не имеющий возможности продолжить обучение.

Как раскрывается личность героя?

  • желание завладеть деньгами старухи, чтобы быстро разбогатеть, вылезть из ямы нищеты;
  • проверка разделительной теории.

Раскольников Родион

Убийство процентщицы, задуманное страшное преступление свершается не по точно рассчитанному плану, Раскольников убивает сестру старухи, кроткую и безобидную женщину.

Совершив одно преступление, его рука с занесенным топором готова совершать убийства еще и еще, без разбору. Убийство становится средством нападения и защиты. Только от кого?

Нравственные мучения героя

Родион рассказывает Соне о преступлении

Его рассказ о совершенном преступлении Соне Мармеладовой помог осознать его огромную вину, бесчеловечность и страшное бессердечие. Только такая чистая душа, готовая на самопожертвование для других, смогла выслушать горькую исповедь убийцы, помочь в осознании необходимости раскаяния.

Писатель на примере Раскольникова показал, как жестокий мир может привести к бесчеловечности, озлобленности, утрате жалости и способности к состраданию.

В литературе разных эпох найдет отражение тема проблемных столкновений высоконравственных людей с интересами людей, ставящих себя выше всех и думающих, что могут решать чьи-то судьбы. Жестокость, по сути, противна человеческой природе. Роман Достоевского служит тому главным примером.

 Ф. М. Достоевский

Положение героя

Раскольников — 23-летний молодой человек, бывший студент университета, бросивший обучение из-за недостатка денег. По описанию в романе он замкнутый и мрачный, всегда о чем-то думает и находится в болезненном состоянии. Положение и характеристика Родиона Раскольникова:

Причина жестокости Родиона Раскольникова

На таком этапе жизни у героя в голове возникает идея. Ее смысл был в разделении людей на 2 типа: простых и право имеющих.

Убийство старухи

 Мармеладова

В жизни такой поступок он совершил не по плану, поскольку Родион убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизу, пришедшую в это время домой. Герой считает, что ограбление не удалось, так как ему страшно и тошно пользоваться украденным. Теперь он понимает, что не надо было переступать эту нравственную черту и лишать людей жизни. Он замыкается в себе, ограничивает общение и заболевает.

После убийства персонаж общается с незнакомцами, помогает семье Мармеладова, отдавая деньги, присланные мамой на похороны чиновника, защищает девочку от развратных действий.

Благородные порывы сменяются одиночеством и раздражением. Судьба героя разделилась на два этапа: до убийства и после него. Раскольников старается запутать следствие и не чувствует своей вины в преступлении, но считает, что поступает неправильно, поскольку ложь и притворство опустошают его душу. Из-за этого он пребывает в болезни.

Аргументы для написания сочинения

Родион ей рассказал о преступлении и впервые заметил сочувствие. Он сознался в убийстве по совету приятельницы и пошел на каторгу. Любовь и забота девушки помогли персонажу покаяться и научиться жить заново.

Основная идея

Важно подумать, можно ли оправдать преступление Раскольникова, ведь его теория обоснована. Персонаж увидел новую закономерность во Вселенной, но ошибочно растолковал ее. По мнению Достоевского, никто и никогда не смеет лишать жизни людей под любыми предлогами, такие поступки не могут оправдываться. Родион разделял людей на 2 категории:

  1. Послушные граждане, являющиеся общей массой, необходимой для рождения себе подобных. Ужасно то, что кто-то посчитает такого человека за материал и будет использовать по своему усмотрению.
  2. Талантливые люди, распоряжающиеся чужими жизнями, чтобы достигать своих целей и исполнения великих идей.

Герой совершил зло ради добра, поскольку хотел убить старуху из-за денег и потратить их на благие дела. Он думал, что таким действием освободит людей от зла, но обстановка в городе стала опаснее, росли агрессия и насилие.

Персонаж мучается и страдает, но все-таки раскаивается за страшный поступок, однако людей уже не вернуть.

Доброта и жестокость в

В образе Раскольникова автор показывает, как в одном человеке могут жить рядом добро и зло. Родион – очень добрый по природе человек. Он любит своих близких – мать и сестру. Искренне по-родственному относится к Мармеладовым. Ему жалко отца Сони, он помогает устроить его похороны. Для доказательства доброты персонажа классик вводит в текст сон юноши. В нем мальчик жалеет лошадь, которую избивают жестокие мужики. Какие еще аргументы доброты и жестокости можно привести? Читателю сначала непонятно, как в голове такого юноши может развиться теория разных людей. Еще страшнее сцены убийства. Борьба двух начал противоположных качеств раздваивает личность, начинает уничтожать личность. Как не стать зверем, жестоким и беспринципным?

Раскаяние героя искренне. Хочется верить, что Родион понял, какое тяжелое деяние совершил, перешел через границу человечности. Классик подчеркивает: в одном характере могут уживаться разные люди. Это умение человека быть одновременно и добрым, и жестоким.

Свидригайлов – персонаж романа, о котором в большинстве преступных деяний догадываются. На страницах произведения нет детального описания злых поступков, но на совести героя их много: изнасилование, убийство, растление малолетних. Читатель видит настоящего преступника. Достоевский показывает, что и он способен на добрые дела. Свидригайлов протягивает руку помощи Соне, Катерине Ивановне. Что это?

По мнению автора, даже в самых страшных и жестоких людях в глубине души прячется добродетельность. В какой момент она выходит наружу иногда не знает и сам человек.

Пример сочинения 2

Всегда выступавший против насилия, Достоевский проводит главного персонажа романа от протеста и возмущения своим социальным положением через совершенное им преступление к пониманию того, что невозможно однозначно поделить мир на плохое и хорошее.

Но постепенно анализируя произошедшее, Родион начинает понимать, что все не так просто. Его начала мучить совесть: ведь при совершении преступления пострадал невинный человек. Теория Раскольникова, выстроенная перед самим собой, начала рушиться. На смену ей пришло осознание всего ужаса от совершенного им убийства.

Но Родион Раскольников не единственный персонаж романа Достоевского, в ком борются между собой доброта и жестокость. Их противостояние не было бы полным без сопоставления героев. Раскольникову писатель противопоставил Соню Мармеладову, которая проповедует добро, основанное на христианском смирении, вере и любви. Она приносит в жертву себя, продавая свое тело, чтобы мачеха и ее дети не умерли от голода. Но даже в этом случае, когда от поступков девушки никто не пострадал, добро тесно переплетено со злом. Делая благо для других, Соня совершает зло по отношению к самой себе, за которое ей тоже придется расплачиваться всю свою жизнь.

Таким образом, все персонажи романа проходят каждый свой путь от преступления через наказание к новому духовному воскрешению с убеждением, что ни один поступок в жизни человека не проходит бесследно.

Пример сочинения 3

Тема добра и зла в "Преступлении и наказании" Достоевского

Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.

Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть.

Ему принадлежит оправдание “идеи крови по совести”, когда почти каждого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать. Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро.

Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Раскольников и Соня -г- это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим. Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям. А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.

Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свид-ригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мармеладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом.

Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.

Читайте также: