Кто виноват в гибели оли мещерской сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Кто такая Оля Мещерская? Попрыгунья-стрекоза, заигравшаяся чужими судьбами, или смятый жестокими руками мотылёк?

Изображение из открытых источников: красота и очарование не спасли ещё одну жертву жестокого мира Бланш Монье, как и Олю Мещерскую.

Изображение из открытых источников: красота и очарование не спасли ещё одну жертву жестокого мира Бланш Монье, как и Олю Мещерскую.

За последние 30 лет я неоднократно вчитывалась в легендарные строки небольшого рассказа Бунина. И чем старше я становилась, тем сильнее мне хотелось сказать слова защиты в адрес Оленьки Мещерской.

Кто такая Оля Мещерская? Что она натворила? Это та самая бунинская девушка, которая рассуждала с подружкой о женской красоте, описанной в средневековом трактате, и убеждала, что всё, всё это есть у неё, в том числе и лёгкое дыхание.

Аааа - вспомнит читатель - ну конечно, Оля! Как же, читали в школе. Так что там она натворила? И от кого её нужно защищать? Напомните.

С осуждением Оли Мещерской я впервые столкнулась, когда изучала "Лёгкое дыхание" под началом нашего школьного учителя, Елены Николаевны. В её трактовке бунинская героиня - попрыгунья-стрекоза, которая погибла, едва начала свою взрослую жизнь, потому что играла-играла чужими судьбами и заигралась. Оленька кружит головы и кружится сама в вихре удовольствий. Бездумное порхание по жизни до добра не доводит.

С удивлением я смотрела в рот Елене Николаевне в буквальном смысле этих слов. Оленька мне понравилась. Она красивая и не кичилась этим. Мне было её жалко. Я с Мещерской была на одной волне. Меня тоже беспокоило: красивая я или нет. Мне тоже хотелось восхищения и любви. Но мне было уже 17, а ей 17 никогда не будет. Её застрелил взрослый любовник. В 16 лет! В 16 лет моим самым тяжким прегрешением были стянутые у матери помада и сапоги, чтобы явиться на дискотеку во всей красе.

Уже тогда мне хотелось заступиться за девочку с необыкновенно живыми глазами. Но кинув взгляд на одноклассников, которые согласно кивали с видом "не читали, но, конечно, осуждаем", на порозовевшую Елену Николаевну, я смолчала. Наверное, - решила я - как-то вскользь читала и что-то не так поняла в "Лёгком дыхании".

Позже я сталкивалась с осуждением Оли Мещерской, когда изучала это произведение со своими учениками. Удивительно, но чаще всего Олю называли ветреной и глупой девочки, которых я учила. Их первое впечатление от образа Мещерской я принимала к сведению, а затем с помощью вопросов подводила к пониманию, что с бунинской героиней не всё так просто.

Что можно вменить в вину Оленьке Мещерской?

Она сошла с ума от веселья. Будучи 15-летней барышней, бегает с детьми из младших классов, падает, при этом становятся видны её колени. Поразительное легкомыслие!

В гимназии про Оленьку говорят, что она ветрена, окружает себя поклонниками. Некий безумно влюблённый и более чем живой Шеншин покушался на самоубийство из-за Мещерской, потому что она вроде отвечает на чувства гимназиста, но слишком изменчива в обращении с ним.

Оленька стала женщиной в 15 лет с Малютиным, годившимся ей в отцы.

В 16 лет она завлекла некрасивого офицера, была с ним близка, клялась, что станет его женой, а потом на вокзале, провожая своего любовника, вдруг сказала ему, что она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним. Оля дала офицеру прочитать страничку из дневника, где она рассказывала о себе и Малютине. Офицер застрелил девушку прямо на платформе.

Итак, неужели перед нами юная профурсетка и её жизненный итог - гибель от руки взбешённого очередного любовника - закономерен? Это ли подразумевал Бунин, создав образ Оли Мещерской?

Вчитываясь в каждое слово, я не могу не задаваться вопросами. И отвечая на них, раз за разом я прихожу к одинаковым выводам.

До вмешательства в Олину судьбу Малютина в девушке не было ничего порочного и ветреного. Дневник Оли отображает нам девичий внутренний мир до того, как Малютин его походя разрушил. Девушка после отъезда родителей в город осталась в деревенском доме одна. Она не вертится перед зеркалом: как я красива и соблазнительна, не примеряет платья и украшения. Оля музицирует и гуляет по летнему саду. Она не тяготится одиночеством, очень счастлива, и даже мысли её были хорошие. 15-летняя Оля проста, чиста и гармонична. Не случайно её так любят дети из младших классов.

Из дневника и ряда эпизодов становится понятна ещё одна яркая черта личности Оли: она инстинктивно тянется ко всему красивому, будь то необыкновенно чистый и большой кабинет, так хорошо дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе, пара красивых лошадей Малютина или он сам: но он еще очень красив и всегда хорошо одет, пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная. Наверное, именно поэтому и ей самой хочется быть красивой в своих собственных глазах и глазах окружающих.

Вряд ли мы станем обвинять Олю Мещерскую в том, что она красива без всяких ухищрений и что ей хотелось это знать наверняка. Кого в 14-15 лет не волнует собственная изменяющаяся внешность?

Оля через год - это девушка, которая сошла с ума от веселья, казалась ( ключевое слово - казалась: казаться не значит быть ) самой беззаботной, самой счастливой, глядела на начальницу гимназии ясно и живо, но без всякого выражения на лице. Она отчаянно веселится среди гимназистов и надевает маску равнодушия, когда беседует со взрослыми. Почему? Она пытается не только окружающих убедить в том, как ей весело и как она безразлична к тому, что о ней думают, но и саму себя. Словно пытается усилием воли вернуться к себе прежней. Но в глубине души она знает, что это невозможно. Она несчастна и с трудом находит в себе силы, чтобы жить.

Кто в этом виноват? Она прямо называет виновника начальнице гимназии: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне.

Вопросы. Вопросы. К господину Малютину много вопросов.

Для чего было взрослому, точнее даже уже немолодому 56-летнему мужчине оставаться на несколько часов в доме одному с 15-летней Олей? Почему, узнав, что его сосед и друг уехал с семьёй, Малютин не откланялся и тут же не уехал к себе обратно? Дождь остановил? Мужчину, приехавшего в крылатке (плаще с пелериной) и на паре лошадей, а значит, была коляска. Очевидно, что дождь - это только предлог остаться рядом с Олей. Для чего были шутки о давней влюблённости в Олю и что они Фауст с Маргаритой? Для чего было, когда девушка сказалась нездоровой и прилегла на тахту, присаживаться рядом, говорить любезности, брать её за руку, целовать через платок?

Если Оля не вполне понимает, участницей какой игры вольно или невольно она стала, то уж 56-летний господин прекрасно отдаёт себе отчёт, что и зачем он делает. Если Оля и соблазняет Малютина (ведь не отталкивает же, не убегает с пылающими щеками, даже признается в дневнике до своего "сумасшествия", что считает его красивым и ей льстят ухаживания друга отца), то мы, взрослые люди, понимаем, что в 15 лет за этим стоит обычное любопытство, первая проба своих просыпающихся женских сил, не совсем пока понятное волнение плоти, стремление быть любимой. что угодно. Но уж, конечно, не приглашение в постель.

Дневник Оли не раскрывает нам, что случилось после её близости с Малютиным, утешил ли он юную женщину, объяснил ли ей, на ком ответственность за произошедшее. Знаем лишь, что почувствовала Оля после первой, такой важной для всей остальной женской жизни близости с, казалось бы, опытным мужчиной.

Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход. Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого.

Опыт, который она приобрела год назад в объятиях Малютина, новое знание о самой себе, о чувственной стороне своей натуры, которых она сознательно не искала, но приобрела не с тем, кого любила, и не тогда, когда была к ним готова, привели к тому, что Оля испытывает отвращение к Малютину и к себе. Именно отвращение к себе, ощущение того, что она испачкалась после близости с Малютиным, и делают Олю такой несчастной, словно ищущей себе погибели: теперь мне один выход .

А что же Алексей Михайлович, сосед и друг отца Оли? По возвращении домой пустил себе пулю в лоб в своём кабинете? Бросился перед семьёй Мещерских на колени в акте покаяния? Написал хотя бы Оленьке письмо с простым человеческим "милая девочка, прости меня"? Ничего. Оля ничего больше не пишет в дневнике про Малютина потому, что после их близости больше ничего не последовало. Он дождался, пока просохнет после дождя, и укатил домой.

Послушайте, человек из привилегированного слоя населения, скорее всего дворянин, для которого понятия мужской чести, репутации, девичества должны были бы иметь особенное значение, так не поступил бы даже с дочерью своего врага.

Для меня Малютин - главная причина гибели Оли, стареющий сатир, человек без чести, поправший законы дружбы и гостеприимства. Мерзавец, после которого хочется вымыть руки. Представьте себе, что друг вашей семьи сделал такое с вашей 15-летней дочерью. Какой бы развитой и ветреной она ни казалась, разве нам пришло бы в голову обвинять в произошедшем 15-летнюю девочку?

Олин убийца, некрасивый офицер плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская. К этому персонажу у меня тоже много вопросов. И я продолжу их задавать в следующей публикации .

Какое впечатление у вас осталось после школьного прочтения "Лёгкого дыхания"? Были ли мысли, о чём это произведнние? Что подумали об Оле Мещерской? Делитесь мыслями, мне интересно знать, есть ли у меня единомышленники.

По признанию самого Бунина, были и более глубокие предпосылки для написания новеллы. В глубоком детстве он стал свидетелем гибели своей сестры Саши, которую вся семья очень любила. Детская травма глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его голове образы зимы, облачного снега, невинной девочки и смерти, которые нашли отражение в будущем произведении искусства.

Вариант 2

Начальный этап работы над постановкой исполнительского дыхания

. дыхательной мускулатуры до тех пор, пока легкие не освободятся от воздуха. 2.2 Работа над развитием техники исполнительского дыхания Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это .

Как и у каждой другой семьи, у семьи Мещерских есть друг, а точнее друг отца – Алексей Михайлович Малютин – статный пожилой офицер, лет пятидесяти. Также он является братом директрисы гимназии, в которой и учится Оля. Можно подумать, как он влияет на весь рассказ и почему он в числе главных героев, но, все сомнения у вас сейчас же рассеются.

В один раз, когда Малютин вновь посещал семью Мещерских, они остались дома наедине с Олей. И там всё доходит до близости пожилого, но притяжательного офицера и юной девушки, которая так мало ещё осознаёт. После этого случая Оля возненавидела Малютина. При этом всём, в те времена дворянке грозила потеря репутации, если она имела связь с мужчиной в столь юном возрасте, да и ещё с мужчиной, который в несколько раз её старше. Тут читатель сразу чувствует отвращение по отношению и к самой Оле, и к Алексею Михайловичу.

Как таковой любви здесь нет. Даже когда Оля выходит замуж за неприметного казачьего офицера она говорит ему о том, что никогда его не любила и о том, что у неё была связь с Малютиным. Тот, в порыве гнева, убивает её на вокзале в толпе людей, когда Мещерская его провожала. Перед гибелью, Оля дала прочитать страницу из её дневника, которая была посвящена тому ужасному дню. Там всё и выясняется. Сначала Малютин и Мещерская мило беседовали, гуляли по саду, но, несчастье, Оле стало нехорошо и она прилегла к себе на кровать. Малютин, как уже можно понять, воспользовался её положением. Сначала он целовал её в руки, а потом перешёл и к губам.

Малютин хоть и хотел сделать Оле предложение руки и сердца, но он не любил её искренне, он любил её лишь за юную плоть.

Я считаю, что в данном рассказе не идёт речь о чистой и настоящей любви. Полагаю, что Иван Алексеевич хотел донести до нас лишь ту мысль, что не важен так возраст влюблённых, как чувства между ними. Многие и в современности считают, что не может быть мужчина намного старше девушки, или наоборот. Никто ведь не знает как закрутится жизнь, главное это найти действительно своего человека, которого вы полюбите душой, а не телом и это вы обязательно почувствуете.

Другие сочинения: ← Критика о рассказе Господин из Сан-Франциско↑ БунинПо рассказу Темные аллеи →

Краткое содержание

рассказ пойдёт о весёлой, жизнерадостной, оптимистичной девушке

По произведению Легкое дыхание Бунина

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий. Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет. Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа — простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Создание целостного облика героини – дело нашего воображения.

По рассказу Легкое дыхание Бунина

. основное. 11 класс Также читают: Картинка к сочинению По рассказу Легкое дыхание Популярные сегодня темы Произведение рассказывает о чудесах, . просто поесть. И радоваться тому, что есть! Могилу Мещерской сделали местом романтического поклонения. Именно здесь предпочитали читать . чувствам и смог сдержать свои эмоции. Таким образом, автор рассказывает историю, которая имеет поучительную сторону. Как .

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина… Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья).

К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша – А.Н., И.Н.).

Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом – знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне… Мы в недоумении: что это – ранняя испорченность? цинизм?

Дневниковые записи – важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование. Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство.

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя. Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта – классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, – она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Иван Бунин. Темные аллеи. Рассказы

. сделал своего хозяина успешным и богатым человеком. Сочинение: Иван Бунин. “Темные аллеи”. Рассказы , Иван Бунин. “Темные аллеи”. Рассказы. В школе по бунинским описаниям природы пишут диктанты, студенты филфака . нам, как счастье в жизни может пройти мимо, если не задумываться над своими поступками. По рассказу Темные аллеи Несколько интересных сочинений Жанровая направленность произведения .

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги. Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание // «Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 25-27.

Тема новеллы

роль любви в новелле отходит от классических канонов

Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание

Бок о бок с любовью в произведении раскрывается тема ценности и красоты жизни. Через образ Мещерской Бунин пытается показать, что нужно наслаждаться миром в сегодняшнем дне, смотреть на всё проще и не ограничивать себя правилами. Но в этом важно не переборщить, встав на путь безнравственности и безответственности, иначе можно разделить печальную судьбу Оли, чья непосредственность и открытость привела к её смерти.

Чего совсем нельзя сказать о её классной даме, маленькой женщине, в чёрных лайковых перчатках, с зонтиком из чёрного дерева, для которой в последние месяцы единственным смыслом жизни стало посещение могилы Ольги.

. ↑↑↑ На этой странице материал по темам: сочинение на тему герасим жизнь в москве из сказки муму что работа казалась герасиму шуткой иван сергеевич тургенев муму сочинение о герасиме подготовьте рассказ о счастливом годе жизни герасима сочинение жизнь герасима в городе Характер Герасима По .

Классная дама… немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь.

Как странно звучит это – немолодая девушка. Она каждый праздник приходит на могилу девочки, её ученицы, и вновь вспоминает ещё один эпизод, приоткрывший тайну Оли, её размышление о лёгком дыхании, которое является обязательным атрибутом настоящей женщины. Немолодая классная дама, так и оставшаяся старой девой, преклоняется перед этим буйством юной неугомонной души Ольги.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы раздела:

Основная проблематика , Основные из них:

Мельком автор останавливается на проблеме важности семьи. Некоторые цитаты Мещерской намекают на проблемы с родителями, а её воспитание говорит о заброшенности и неприспособленности к жизни в жестоком внешнем мире. Никто из старших не научил героиню ответственности и нормам приличия.

Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу

. природу, которая во все времена остается неизменно прекрасной. В рассказе Бунина затронута тема увядания дворянских поместий в ассоциации с . Также читают: Картинка к сочинению Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу Популярные сегодня темы Поэма была написана в . деревни, а её упадок хорошей мотивацией для её развития. Смерть близких людей главного героя произведения является ничем иным .

Фабула рассказа

Образ Оли Мещерской , Присущие ей черты характера:

  • лёгкость;
  • непосредственность;
  • открытость;
  • оптимизм;
  • стремление жить сегодняшним днём и во всём искать радость;
  • откровенность;
  • обаяние;
  • женственность;
  • безответственность;
  • неспособность воспринимать чувства других всерьёз;
  • беззаботность;
  • легкомыслие;
  • ветреность.

внутренний мир Оли — её не сковывают никакие правила, она делает то, что хочет

Фатальным недостатком Оли является её неспособность найти баланс между чувствами и разумом, свободой и скованностью, реальностью и мечтами. Она слишком откровенна и не стесняется говорить жестокую правду, за что в конце концов расплачивается жизнью. Трагедия героини заключается в том, что её определяющие черты характера — непосредственность, жизнелюбие, вера в мечту — в итоге приводят к её смерти. Она действует по воле чувств, а не разума, за что и расплачивается в конце истории.

Характер главной героини

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров

Характеристика остальных героев , . Большинство из них в какой-то мере противопоставляются образу Мещерской:

Своеобразие каждого персонажа новеллы состоит в неоднозначности его мотивов. Психология и глубокие размышления героев оставлены за кадром, что позволяет читателю понимать их по-своему.

Особенности композиции

Главная особенность композиции рассказа — отсутствие хронологической последовательности. Текст начинается с описания могилы Оли, затем перескакивает к описанию её детства, затем переходит последней зиме. После всего этого следует разговор с начальницей, где раскрываются некоторые из ключевых деталей сюжета, включая связь героини с Малютиным. Затем произведение возвращается к новостям о смерти гимназистки. Концом служит незначительный на первый взгляд эпизод из повседневной жизни Мещерской, где она рассказывает подругам-гимназисткам о смысле женской красоты.

Благодаря резкой перемене места и времени действия, автору удалось сохранить ощущение лёгкости. Несмотря на несправедливые удары судьбу и множественные сомнительные или трагические события, новелла не нагружает читателя тяжёлыми мыслями — он становится отрешён, дистанцирован от героев и их проблем.

Примеры похожих учебных работ

«Символика в рассказах И.А. Бунина «

. связаны положительные черты характера, то к рыжеволосым красавицам у Бунина часто негативное отношение: рыжие женщины, хотя порой . В бунинских стихах Знаковой в контексте нашей работы стала статья Зиминой-Дырды, в которой рассматривается роль цветовых .

Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание

Мой любимый рассказ И. А. Бунина

Анализ рассказа Холодная осень Бунина

Тема любви в рассказе Темные аллеи Бунина

. и приличное благосостояние чин и карьера. Также читают: Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Темные аллеи Бунина Популярные сегодня темы В. Маяковский, один из самых ярких представителей футуризма 20 века. .

Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина

. тем, что не подвластно расчетам. Со смертью и смерть оказывается сильнее, впрочем как и всегда. Сочинение на тему тема жизни и смерти в прозе бунина ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА Жизнь и смерть – вечные темы искусства, к ним .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели к уроку – диспуту ставились следующие: Подвести ребят к высказыванию соб.

Цели к уроку – диспуту ставились следующие: Подвести ребят к высказыванию собственной точки зрения по проблемным вопросам рассказа, сравнить ее с позицией автора, определить главную мысль рассказа; Развивать навыки устного высказывания оценочного типа, развивать культуру речи учащихся; Воспитывать у учащихся стремление понимать и уважать, любить неувядающие человеческие ценности: искренность, честность, отзывчивость, чуткость.

Задачи для учащихся на уроке: определить вопросы для обсуждения, открыто выск.

Задачи для учащихся на уроке: определить вопросы для обсуждения, открыто высказать свою точку зрения.

Темы учащихся для диспута: «Понравилось ли нам поведение Оли, соответствовал.

Темы учителя для диспута: «Почему свою последнюю зиму гимназистка Оля Мещерск.

Работа по теме урока. Диспут. По первым двум вопросам высказались учащиеся.

Выводы: В конце спора учащиеся пришли к выводу, что начальница гимназии совсе.

Заключение урока. Домашнее задание: ответить на проблемные вопросы (устно): 1.

Полный текст, аудиокнига и фильм

Аудиоверсию можно послушать на YouTube:

Краткое содержание

Девочкой Оля не выделялась среди подруг, но потом стала расцветать. Её красота, живость и непосредственность пленяли окружающих. Младшие девочки её обожали. Поговаривали, что влюблённый в Олю гимназист Шеншин покушался на самоубийство, измученный её изменчивым обращением.


А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил её на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.

Следователю офицер признался, что состоял в связи с Олей Мещерской. Она обещала выйти за него замуж, но в тот день на вокзале призналась, что никогда его не любила, и дала прочесть страницу дневника о том, как Малютин лишил её девственности.

Прочитав отрывок из дневника, отвергнутый казачий офицер застрелил Мещерскую прямо на платформе.


Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.


История рассказа

Произведение родилось легко и быстро, вспоминал сам Бунин:

Некоторые литературоведы считают, что Кузнецова неверно передает суть разговора, потому что это объяснение противоречит их пониманию рассказа.

Тема, проблема и трактовка

Тему рассказа можно определить по-разному: это и женская красота, и хрупкость человеческой жизни, и опасности юности.

При этом трактовка рассказа может быть разной: социальной, нравственной и философской. В первом случае можно считать, что Олю Мещерскую сгубило общество в лице похотливого Малютина и ревнивого казачьего офицера. Во втором — что девушка фактически совершила скрытое самоубийство, не пережив нравственного падения. На философском уровне можно поразмышлять о том, что красота и молодость оказываются обречены на гибель, а любовь ведёт к трагедии.

Читать рассказ можно также на психологическом и духовном уровне: любви и красоте суждено погибнуть, если плотские инстинкты в человеке побеждают высшее, духовное начало, объясняет Влащенко.

Оценка героини

При этом сам Бунин принципиально отказывается от моральных оценок, отмечал литературовед Александр Жолковский. Автор не говорит, хороша или плоха Оля, правильно ли поступают другие герои рассказа.

Нелинейность сюжета

События в рассказе расположены не в хронологическом порядке: сюжет сильно отличается от фабулы. Сначала показана могила Оли Мещерской, затем рассказывается о её взрослении и разговоре с начальницей, после мы узнаем о гибели Оли, читаем отрывок из её дневника, вновь возвращаемся к могиле вместе с классной дамой.


Читайте также: