Сочинение на тему солдатенок

Обновлено: 05.07.2024

*кошара- помещение для стрижки овец: и то же, что овчарня.

*джигит- искусный наездник.

*кинопередвижка- передвижное устройство для показа фильмов.

*дразнить- умышленно злить.

*поза- положение тела.

*реальный-действительно существующий (реальная жизнь).

*иллюзия- обман чувств, нечто кажущаяся.

РАССКАЗ- повествовательное произведение небольшого размера.

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Актуализация знаний.

Слово учителя. Сейчас наше поколение живет в 21 веке. Мы радуемся жизни, получаем образование, работаем. Но благодаря кому мы способны все это делать? Благодаря кому наша страна сохранила свою независимость?

Этих людей сейчас все меньше и меньше. Их уже почти не встретишь в магазинах, на улице, в метро. Ветераны Великой Отечественной войны – уже очень пожилые люди. Но именно благодаря их невероятному подвигу наша страна осталась великим государством.

Я считаю, что победа пришла к нам благодаря глубокому патриотизму бойцов. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдавать свою Родину, свою деревню, свой дом. Именно благодаря духовному сплочению всех людей мы победили, не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили фашистов.

Чингиз Торекулович Айтматов- один из самых известных писателей нашего времени . Он родился в 1928 году. Рано потерял родителей и жил в детском доме. В годы войны будущий писатель работал в колхозе; он встречал в те годы много солдатских вдов, детей, потерявших отцов на войне, поэтому ему были близки и понятны страдания людей. Он полюбил этих людей и, когда начал писать, сделал их главными героями своих произведений.

После окончания Высших литературных курсов в Москве Чингиз Айтматов пишет книги как на русском, так и на киргизском языках.

На доске запись. Главные герои рассказа:

- Когда, в какое время происходило это событие? О ком говорится?

-Как вы думаете, почему мать решила назвать солдата из фильма отцом мальчика?

(Ответ: Возможно, просто так, случайно, возможно, смотря фильм, разволновалась, вспомнила мужа, а может просто хотела, чтобы её сын никогда не забывал своего отца, который тоже погиб на фронте, он знал своего отца только по фотографии, которая висела на стене под стеклом.

- Действительно ли был он его отцом? Почему мать подтвердила и после окончания фильма, что солдат- артиллерист был его отцом Авалбеку?

(Ответ: чтобы сын гордился своим отцом; …чтобы он был похож на отца;… чтобы он был достоин своего отца)

- Что можно сказать о матери мальчика? Чего она хочет?

(Ответ: Возможно, она хотела показать как погиб отец, и Авалбек понял

почему его нет с ними)

- Как вы думаете, что стал понимать Авалбек о войне?

Ответ: С той минуты, когда мать шепнула ему, что это его отец, в его душе что-то перевернулось. И война уже не казалась, ему забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьёзней, тревожней, страшней, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, которого ему так не хватало. А ещё хочется добавить, что война- это смерть, это разруха.

-Слушая рассказ, не возникло ли у вас желание помочь герою фильма? Если да, то почему и как?

(Ответ: Да, мне хотелось помочь герою фильма, так как их осталось только двое и потому что силы были неравные. А ещё, потому что каждый человек должен беречь свою Родину. Я могу сражаться.)

- Почему после такого страшного фильма Авалбек испытывает радость?

(Ответ: - это боль, горе, смерть, обида за погибшего отца;

- это слёзы, одиночество;

- это когда дети остаются сиротами)

- На какие части можно разделить рассказ? (на 2 части)

Реальная жизнь людей События Великой

в киргизском селе, жизнь Отечественной войны

Авалбека и его матери.

- Какими словами в данном предложении наиболее точно выражается идея рассказа?

(Ответ: Отец на экране словно знал, что за ним следит сын, и словно хотел за свою мгновенную жизнь в кино показать себя таким, чтобы сын вечно помнил о нём и вечно гордился им- солдатом минувшей войны).

- Каким станет Авалбек?

(Ответ: Хорошим, добрым и любящим человеком. Он станет настоящим солдатом своей страны).

- Итак, какова ИДЕЯ рассказа? Что хотел сказать Айтматов своим рассказом?

(Ответ: - чтобы дети помнили о своих отцах, героях войны;

- чтобы дети гордились ими, продолжали их дело;

- чтобы дети стали достойны отцов)

- Как бы вы назвали это произведение? Почему?

VI. Работа над вопросом учителя.

VII. Заключительное слово учителя. Итог.

- Вы должны знать и помнить, что ваши отцы, матери хотят одного- чтобы вы стали хорошими людьми, и они ничего не пожалеют для вас. И в свою очередь вы сами должны стараться, подтянуться, чтобы не огорчать их, чтоб они действительно гордились вами. Вот, Авалбеком мама будет гордиться: он станет опорой, защитником, надеждой матери.

Солдатенок

Первый раз он увидел отца в кино. Тогда он был малышом лет пяти.

Произошло это в той большой белой кошаре, где каждый год проводят стрижку овец. Кошара эта покрыта шифером и поныне стоит за совхозным поселком, под горой, у дороги.

Сюда он прибегал с матерью. Его мать, Джеенгуль, телефонистка почтового отделения в совхозе, каждое лето с началом стригального сезона устраивалась подсобной работницей на стригальном пункте. Для этого она брала свой отпуск и отгул за сверхурочные дни и ночи, проведенные у коммутатора во время посевной и окот ной кампаний, и работала здесь до последнего дня стрижки. Оплата на стрижке сдельная, тут можно было неплохо заработать. А для нее, солдатской вдовы, ой как нужна была каждая лишняя копейка! Хотя семья и невелика - сама да сын, но все одно: семья есть семья - топливо надо запасти на зиму, муки надо купить, пока не вздорожала, приодеться надо, обуться. Да и мало ли чего надо.

Сына оставлять дома было не с кем, и потому она брала его с собой на работу. Здесь он и бегал целыми днями, чумазый и счастливый, среди стригал ей, чабанов и лохматых пастушьих собак.

Он первым увидел, как во двор кошары приехала кинопередвижка, н первым пустился оповещать всех об этом чрезвычайно радостном событии:

- Кино приехало! Кино!

Картину начали показывать после работы, когда стемнело. А до этого он просто истомился от ожидания. Но зато муки его были вознаграждены. Фильм был про войну. На белом полотнище, повешенном между двумя столбами в конце кошары, началось сражение, загрохотали выстрелы, со свистом взмывали ввысь ракеты, добела освещая истерзанную всполохами тьму и приникших к земле разведчиков. Ракеты гасли, и разведчики снова бросались вперед. А пулеметы строчили среди ночи так, что у мальчика дух занимался. Вот это была война!

Они с матерью примостились на тюках шерсти, позади других. Отсюда было виднее. Ему, конечно, хотелось сидеть в самом первом ряду, там, где подле экрана устроились па полу прибежавшие из совхоза ребятишки. Он было кинулся к ним. но мать одернула:

- Хватит, носишься с утра до вечера, побудь со мной, - и усадила его к себе на колени. Киноаппарат стрекотал, война шла. Люди напряженно следили за ней; Мать вздыхала, порой испуганно вздрагивала и крепче прижимала его к себе, когда танк метил прямо в них. Какая-то женщина, сидевшая рядом на тюках, то и дело горестно цокала языком и бормотала:

- Боже мой, что творится, боже мой.

А ему было не очень страшно, напротив, иногда даже очень весело, когда падали фашисты. А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. Вообще-то забавно падают люди на войне. Точь-в-точь как они, когда играют в войну. Он тоже умеет так падать, с разбегу, будто дали тебе подножку. Больно, правда, расшибаешься, но ничего, встанешь - и снова в наступление, и забудешь об ушибах. А эти не встают, остаются лежать на земле темными неподвижными бугорками. Он умел падать и по-другому, как те, кому пуля попадала в живот. Они падают не сразу, сперва схватятся за живот, потом согнутся и медленно валятся на траву, роняя из рук оружие. После этого он объявлял, что не убит, и снова воевал. А эти не поднимались.

Война шла. Киноаппарат стрекотал. Теперь на экране появились артиллеристы. Под шквальным огнем, среди взрывов и дыма, они выкатывали противотанковое орудие на прямую наводку. Они толкали орудие вверх, по склону оврага. Склон был долгий и широкий, почти вполне ба. И по этому долгому и широкому склону, вскипающему черными всплесками взрывов, двигалась кучка артиллеристов. В их движении, в их облике было нечто такое, отчего сердце гудело в груди, переполнялось гордостью, болью и ожиданием страшного и великого. Их было человек семь. Одежда на них тлела. Один из артиллеристов обличьем не походил на русского. Быть может, мальчик и не обратил бы на него внимания, если бы не мать. Она шепнула:

- Смотри, это твой отец.

- Мама, это мой отец? - переспросил Авалбеку матери.

- Что? - не поняла она. - Сиди тише. Смотри.

- Ты же сказала, что он мой отец.

- Да, конечно, твой отец. Только ты не разговаривай, не мешай другим.

Почему она так сказала? Зачем? Возможно, просто так, случайно, не подумала в ту минуту, возможно, разволновалась, вспомнила мужа. А он, несмышленым, поверил. И очень обрадовался, растерялся от этой неожиданной и незнакомой ему радости и по-детски возгордился им, своим отцом, солдатом. Вот это настоящий отец! Это он и есть, его отец, а мальчишки дразнят, что у него нет отца. Пусть увидят они теперь его отца, и чабаны пусть увидят! Эти чабаны, скитальцы гор, никогда толком не знают ребят. Он им помогает загонять отары во двор стригального пункта, он разгоняет их собак, когда те дерутся, а они донимают его расспросами. Каждый чабан, сколько их есть на свете, обязательно спросит:

- Ну, джигит, как же тебя звать?

- Чей же ты будешь?

- Я сын Токтосуна!

Чабаны не сразу понимают, о ком речь.

- Токтосуна? - нагибаясь с седла, переспрашивают они. - Это какого же Токтосуна?

- Я сын Токтосуна, - твердит он.

Так велела отвечать мать, и слепая бабушка наказывала не забывать имя отца. Она уши надирала ему за это. Злая.

- А-а, постой, постой, так ты сын телефонистки, что на почте, так ведь, а?

- Нет, я сын Токтосуна! - продолжает он стоять на своем.

И тогда чабаны начинают догадываться, в чем дело.

- Верно, ты и есть сын Токтосуна! Молодец! Это мы просто испытать тебя решили. И не обижайся, джигит, мы круглый год в горах, а вы тут растете, как трава, трудно узнавать детвору.

И потом они между собой долго припоминают его отца. Перешептываются, говорят, что он совсем молодым ушел на фронт и многие уже не помнят его. И хорошо, что остался сын, а сколько ребят ушли холостыми, и некому теперь носить их имя!

А в тот час Авалбек смотрел на отца глазами сына, н в его детской душе поднималась горячая волна неизведанной сыновней любви и нежности. Отец на экране словно бы знал, Что за ним следит сын, и словно бы хотел за свою мгновенную жизнь в кино показать себя таким, чтобы сын вечно помнил о нем и вечно гордился им - солдатом минувшей войны. И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьезней, тревожней, страшней. И он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.

Сыну казалось, что и сам он там, рядом с отцом, в огне и грохоте войны. Он подпрыгивал на коленях матери, когда танки горели черным дымом, когда гусеницы их слетали с колес, когда они слепо и злобно крушились па одном месте. Он притихал, собирался в комок, когда падали наши солдаты у орудия. Их становилось все меньше и меньше. А мать плакала, лицо ее было мокрым и горячим.

Киноаппарат стрекотал, война шла. Бой разгорался с новой силой. Танки подходили все ближе и ближе. Пригнувшись у лафета, отец яростно и громко что-то кричал в трубку полевого телефона, но ничего нельзя было разобрать в грохоте. Вот упал еще один солдат у орудия; он пытался встать, но не мог, ткнулся в землю. И земля почернела от его крови. Вот они остались только вдвоем - отец и еще один солдат. Они дали еще один выстрел, затем два подряд. Но танки, наседали. Вот ухнул еще один снаряд - подле пушки. Взрыв. Огонь и тьма. С земли поднимается теперь только один, это его отец. Он снова кидается к орудию. Сам заряжает, сам наводит. Это последний выстрел. Снова взрыв окутывает экран. Пушку отца искорежило и отбросило в сторону. Но сам он еще жив. Он медленно встает с земли и идет, обгоревший, в дымящихся клочьях одежды, навстречу танку. В руках у пего граната. Он уже' ничего не видит и не слышит. Он собирает в себе последние силы.

- Стой, не пройдешь! - Он замахивается гранатой. И замирает на секунду в этой позе, с искаженным от ненависти и боли лицом.

Мать так сильно стиснула сыну руку, что он чуть не задохнулся. Он хотел вырваться и броситься к отцу, но из дула танка плеснула длинная пулеметная очередь, и отец упал, как срубленное дерево. Он покатился по земле, пытался встать и снова упал навзничь, широко раскинув руки.

Киноаппарат смолк, война оборвалась. Это был конец части. Киномеханик включил свет, чтобы перезарядить ленту.

Когда в кошаре вспыхнул свет, все зажмурились и заморгали глазами, возвращаясь из мира кино, из войны в свою реальную жизнь. И в этот момент мальчик скатился с тюков шерсти с ликующим криком:

- Ребята, это мой отец! Вы видели? Это моего отца убили.

Никто такого не ожидал, и никто не мог сообразить, что произошло. А мальчик бежал с торжествующим криком к экрану, где в первых рядах сидели друзья-мальчишки, мнение которых было для него самым важным. На короткое время в кошаре воцарилась странная, неловкая тишина. До людей пока не доходил нелепый смысл радости этого маленького человека, никогда прежде не видевшего своего отца. Никто ничего не понимал, все растерянно молчали и пожимали плечами. Киномеханик выронил из рук коробку от киноленты. Она звякнула и покатилась, разделившись на две половинки. Но никто не обратил на это внимания, и сам киномеханик не бросился поднимать. А он, солдатенок, сын погибшего солдата, продолжал доказывать свое:

- Вы же видели, это мой отец. Его убили! - говорил он, возбуждаясь тем больше, чем дольше молчали люди, и не понимал, почему они не радовались и не гордились его отцом так же, как он.

Кто-то из взрослых недовольно шикнул:

- Ч-ч, перестань, не говори так.

Но другой ему возразил:

- А что такого? Его отец погиб на фронте. Не правда, что ли?

И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решился сказать ему правду:

- Да это не твой отец. Что ты кричишь? Вовсе не твой отец, а артист. Спроси вон у дяди-киномеханика.

Взрослые не хотели лишать мальчишку его горькой и прекрасной иллюзии, и потому они надеялись, что приезжий киномеханик запросто скажет все, как есть. Все обернулись к нему. Но и тот промолчал. Уткнулся в аппарат, будто занятый очень.

- Нет, мой отец, мой! - не унимался солдатенок.

- Какой твой отец? Который? - снова заспорил соседский парнишка.

- Он шел с гранатой на танк. Ты разве не видел? Он упал вот так!

Мальчик бросился на землю и покатился, показывая, как упал его отец. И сделал это в точности, как было. Он лежал перед экраном навзничь, широко раскинув руки.

Зрители невольно рассмеялись. А он лежал как убитый и не смеялся. Снова наступила неловкая тишина.

- Да что же это, куда же ты смотришь, Джеенгуль? - с упреком проговорила старая женщина-чабан, и все увидели, как мать шла к сыну, скорбная и строгая, со слезами на глазах.

Она подняла сына с земли.

- Пойдем, сынок, пойдем. Это был твой отец, - тихо сказала она ему и повела его за собой из кошары.

Луна стояла уже высоко. В темно-синей ночной дали белели горные вершины, а степь внизу лежала громадная и непроглядная, как омут.

И только теперь, впервые в жизни, он познал горечь утраты. Ему вдруг стало до невозможного обидно, больно, горестно за убитого в бою отца. Ему вдруг захотелось обнять мать и заплакать, и чтобы она плакала вместо с ним. Но она молчала. И он молчал, сжав кулаки, сглатывая слезы.

Он не знал, что с этого часа в нем начал жить отец, давно погибший на войне.

Авалбек впервые увидел своего отца, погибшего на войне, когда ему исполнилось 5 лет. Всё случилось во время просмотра кинофильма в совхозной кошаре, стоящей у дороги. Туда он пришёл вместе с матерью – местной телефонисткой. Она одна растила сына, поэтому в сезон часто подрабатывала стрижкой овец. За мальчиком некому было приглядеть, потому она брала его с собой.

Фильм показывали художественный. На экране солдаты бежали в атаку, умирали. Однако паренёк не осознавал степень трагизма происходящего. Его забавляло то, как падали бойцы. Он тоже так делал, играя с мальчишками.

Но вот отец-актёр погиб. Первая часть фильма окончилась и Авалбек громко закричал, что это его отец убит. Окружающие взрослые не захотели лишать ребёнка горькой красивой иллюзии. Мать увела его домой. И только тогда мальчик ощутил боль утраты.

Рассказ учит беречь в своих сердцах память о тех, кто отдал жизнь во имя мирного неба над головой других.

Читать краткое содержание Солдатенок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Айтматов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Солдатенок

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Метаморфозы, или превращения – частый мотив античных мифов, чьи персонажи обращались то в звёзды, то в горы, то в растения.

Волшебная сказка Виталия Губарева повествует о девочке Оле, которая попадает в зазеркалье и знакомится там со своим отражением Яло. Девочки проникают через книгу в сказку, находят новых друзей

В одном селе, название которого Ламанчской, жил некий Дон Кихот. Этот идальго был очень необычным человеком, он любил читать романы о разных рыцарях, которые долгое время странствовали по земле

Рано потеряв родителей, наша героиня проходит множество трудностей и разнообразных увлекательных приключений. В шестилетнем возрасте она теряет родную мать.

Пикуль вышел из простой крестьянской семьи. Когда он родился семья жила в Ленинграде. А произошло это 13 июля1928 года. Его воспитанием занималась бабушка, благодаря которой он полюбил читать. В школе он любил рисование и акробатику.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык

Урок внеклассного чтения по литературе

разработала и провела

Саая Саида Хензиг-ооловна

учитель русского языка и литературы

-познакомить с Чингизом Айтматовым как писателем, личностью;

-формировать навыки сознательного чтения, умение воспринимать,

понимать литературный текст;

-развивать логическое мышление через анализ произведения;

-донести идею рассказа; дети должны быть достойны своих отцов,

надо помнить о них.

Стихотворение о солдате.

*кошара- помещение для стрижки овец: и то же, что овчарня.

*джигит- искусный наездник.

*кинопередвижка- передвижное устройство для показа фильмов.

*дразнить- умышленно злить.

*поза- положение тела.

*реальный-действительно существующий (реальная жизнь).

*иллюзия- обман чувств, нечто кажущаяся.

РАССКАЗ- повествовательное произведение небольшого размера.

Организационный момент. Мотивация.

Слово учителя. Сейчас наше поколение живет в 21 веке. Мы радуемся жизни, получаем образование, работаем. Но благодаря кому мы способны все это делать? Благодаря кому наша страна сохранила свою независимость?

Этих людей сейчас все меньше и меньше. Их уже почти не встретишь в магазинах, на улице, в метро. Ветераны Великой Отечественной войны – уже очень пожилые люди. Но именно благодаря их невероятному подвигу наша страна осталась великим государством.

Я считаю, что победа пришла к нам благодаря глубокому патриотизму бойцов. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдавать свою Родину, свою деревню, свой дом. Именно благодаря духовному сплочению всех людей мы победили, не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили фашистов.

Изучение нового материала. Слово о писателе.

Чингиз Торекулович Айтматов- один из самых известных писателей нашего времени . Он родился в 1928 году. Рано потерял родителей и жил в детском доме. В годы войны будущий писатель работал в колхозе; он встречал в те годы много солдатских вдов, детей, потерявших отцов на войне, поэтому ему были близки и понятны страдания людей. Он полюбил этих людей и, когда начал писать, сделал их главными героями своих произведений.

После окончания Высших литературных курсов в Москве Чингиз Айтматов пишет книги как на русском, так и на киргизском языках.

На доске запись. Главные герои рассказа:

Мальчик Авалбек, сын фронтовика

Джеенгуль, его мать

Токтосун, отец, погиб на фронте

Знакомство с текстом. (Тема новая, первичное чтение было дома)

Работа над текстом.

- Когда, в какое время происходило это событие? О ком говорится?

-Как вы думаете, почему мать решила назвать солдата из фильма отцом мальчика?

(Ответ: Возможно, просто так, случайно, возможно, смотря фильм, разволновалась, вспомнила мужа, а может просто хотела, чтобы её сын никогда не забывал своего отца, который тоже погиб на фронте, он знал своего отца только по фотографии, которая висела на стене под стеклом.

- Действительно ли был он его отцом? Почему мать подтвердила и после окончания фильма, что солдат- артиллерист был его отцом Авалбеку?

(Ответ: чтобы сын гордился своим отцом; …чтобы он был похож на отца;… чтобы он был достоин своего отца)

- Что можно сказать о матери мальчика? Чего она хочет?

(Ответ: Возможно, она хотела показать как погиб отец, и Авалбек понял

почему его нет с ними)

- Как вы думаете, что стал понимать Авалбек о войне?

Ответ: С той минуты, когда мать шепнула ему, что это его отец, в его душе что-то перевернулось. И война уже не казалась, ему забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьёзней, тревожней, страшней, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, которого ему так не хватало. А ещё хочется добавить, что война- это смерть, это разруха.

-Слушая рассказ, не возникло ли у вас желание помочь герою фильма? Если да, то почему и как?

(Ответ: Да, мне хотелось помочь герою фильма, так как их осталось только двое и потому что силы были неравные. А ещё, потому что каждый человек должен беречь свою Родину. Я могу сражаться.)

- Почему после такого страшного фильма Авалбек испытывает радость?

(Ответ: - это боль, горе, смерть, обида за погибшего отца;

- это слёзы, одиночество;

- это когда дети остаются сиротами)

- На какие части можно разделить рассказ? (на 2 части)

Реальная жизнь людей События Великой

в киргизском селе, жизнь Отечественной войны

Авалбека и его матери.

- Какими словами в данном предложении наиболее точно выражается идея рассказа?

(Ответ: Отец на экране словно знал, что за ним следит сын, и словно хотел за свою мгновенную жизнь в кино показать себя таким, чтобы сын вечно помнил о нём и вечно гордился им- солдатом минувшей войны).

- Каким станет Авалбек?

(Ответ: Хорошим, добрым и любящим человеком. Он станет настоящим солдатом своей страны).

- Итак, какова ИДЕЯ рассказа? Что хотел сказать Айтматов своим рассказом?

(Ответ: - чтобы дети помнили о своих отцах, героях войны;

- чтобы дети гордились ими, продолжали их дело;

- чтобы дети стали достойны отцов)

- Как бы вы назвали это произведение? Почему?

VI . Работа над вопросом учителя.

Проверить 2-3 работы учащихся и одновременно поработать над эпиграфом.

VII . Заключительное слово учителя. Итог.

- Вы должны знать и помнить, что ваши отцы, матери хотят одного- чтобы вы стали хорошими людьми, и они ничего не пожалеют для вас. И в свою очередь вы сами должны стараться, подтянуться, чтобы не огорчать их, чтоб они действительно гордились вами. Вот, Авалбеком мама будет гордиться: он станет опорой, защитником, надеждой матери.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок совершенствует навыки формулирования оценочных вопросов по изучаемому произведению. Формируются знания о возвратных глаголах.

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана:

Характер и внешность человека

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 6 Я2

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

6.3.3.1-формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечать на вопросы, выражая своё мнение по теме и/или поднимаемой проблеме

6.4.1.1- создавать тексты художественного стиля (стихотворение) и официально-делового стиля (поздравление);

6.5.2.1- использовать возвратные глаголы

-формулирует вопросы, направленные на оценку содержания текста, и отвечает на вопросы, выражая своё мнение по теме и/или поднимаемой проблеме

- создает тексты художественного стиля (стихотворение) и официально-делового стиля (поздравление);

-использует возвратные глаголы;

Привитие ценностей

Осуществляется посредством включения материалов русской классической литературы: проведение аналитической работы по содержанию рассказа.

Межпредметные связи

Межпредметная интеграция на уроке реализуется через сравнительный анализ произведений русской и казахской литературы;

Навыки использования

Использование словарей, иллюстраций к рассказу.

Предварительные знания

Что учащиеся уже знают или что им нужно знать перед этим уроком? (основные понятия, факты, формулы, теории)

Как Вы можете активизировать уже имеющиеся знания?

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Побуждение

- Как вы понимаете эту пословицу?

И сегодня мы познакомимся с произведением Ч. Айтматова, но называть это произведение я не буду, хочу, чтобы это сделали вы в конце урока.

Тема и постановка цели урока.

Г. Учащиеся работают с отрывком из рассказа

Предтекстовый этап.

Чингиз Айтматов

Фильм был про войну. На белом полотнище, повешенном между двумя столбами в конце кошары, началось сражение, загрохотали выстрелы, со свистом взмывали ввысь ракеты, добела освещая истерзанную всполохами тьму и приникших к земле разведчиков. Ракеты гасли, и разведчики снова бросались вперед. А пулеметы строчили среди ночи так, что у мальчика дух занимался. Вот это была война!

…А мальчику было не очень страшно, напротив, иногда даже очень весело, когда падали фашисты. А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. Вообще-то забавно падают люди на войне. Точь-в-точь как они, когда играют в войну. Он тоже умеет так падать, с разбегу, будто дали тебе подножку. Больно, правда, расшибаешься, но ничего, встанешь - и снова в наступление, и забудешь об ушибах. А эти не встают, остаются лежать на земле темными неподвижными бугорками. Он умел падать и по-другому, как те, кому пуля попадала в живот. Они падают не сразу, сперва схватятся за живот, потом согнутся и медленно валятся на траву, роняя из рук оружие. После этого он объявлял, что не убит, и снова воевал. А эти не поднимались.

Война шла. Киноаппарат стрекотал. Теперь на экране появились артиллеристы. Под шквальным огнем, среди взрывов и дыма, они выкатывали противотанковое орудие на прямую наводку. Они толкали орудие вверх, по склону оврага. Склон был долгий и широкий, почти вполне ба. И по этому долгому и широкому склону, вскипающему черными всплесками взрывов, двигалась кучка артиллеристов. В их движении, в их облике было нечто такое, отчего сердце гудело в груди, переполнялось гордостью, болью и ожиданием страшного и великого. Их было человек семь. Одежда на них тлела. Один из артиллеристов обличьем не походил на русского. Быть может, мальчик и не обратил бы на него внимания, если бы не мать. Она шепнула:

- Смотри, это твой отец.

…Он действительно чем-то очень походил на военную фотографию отца, молодого солдата в пилотке. На ту самую фотографию, которую они йотом увеличили н повесили в рамке под стеклом.

А в тот час Авалбек смотрел на отца глазами сына, н в его детской душе поднималась горячая волна неизведанной сыновней любви и нежности. Отец на экране словно бы знал, Что за ним следит сын, и словно бы хотел за свою мгновенную жизнь в кино показать себя таким, чтобы сын вечно помнил о нем и вечно гордился им - солдатом минувшей войны. И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьезней, тревожней, страшней. И он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.

Киноаппарат стрекотал, война шла. Бой разгорался с новой силой. Танки подходили все ближе и ближе. Пригнувшись у лафета, отец яростно и громко что-то кричал в трубку полевого телефона, но ничего нельзя было разобрать в грохоте. Пушку отца искорежило и отбросило в сторону. Но сам он еще жив. Он медленно встает с земли и идет, обгоревший, в дымящихся клочьях одежды, навстречу танку. В руках у пего граната. Он уже' ничего не видит и не слышит. Он собирает в себе последние силы.

- Стой, не пройдешь! - Он замахивается гранатой. И замирает на секунду в этой позе, с искаженным от ненависти и боли лицом.

…Из дула танка плеснула длинная пулеметная очередь, и отец упал, как срубленное дерево.

… Когда в кошаре вспыхнул свет, все зажмурились и заморгали глазами, возвращаясь из мира кино, из войны в свою реальную жизнь. И в этот момент мальчик скатился с тюков шерсти с ликующим криком:

- Ребята, это мой отец! Вы видели? Это моего отца убили.

… Мальчик бежал с торжествующим криком к экрану, где в первых рядах сидели друзья-мальчишки, мнение которых было для него самым важным. На короткое время в кошаре воцарилась странная, неловкая тишина. До людей пока не доходил нелепый смысл радости этого маленького человека, никогда прежде не видевшего своего отца. Никто ничего не понимал, все растерянно молчали и пожимали плечами. Киномеханик выронил из рук коробку от киноленты. Она звякнула и покатилась, разделившись на две половинки. Но никто не обратил на это внимания, и сам киномеханик не бросился поднимать. А он, солдатенок, сын погибшего солдата, продолжал доказывать свое:

- Вы же видели, это мой отец. Его убили! - говорил он, возбуждаясь тем больше, чем дольше молчали люди, и не понимал, почему они не радовались и не гордились его отцом так же, как он.

Текстовый этап.

Учащиеся определяют основную мысль, стиль и тип текста.

Основная мысль ______________________________

Тип текста ___________________________________

1.Прочитайте текст. Как вы думаете, какова главная мысль текста?

4. Как вы думаете: Почему, после такого страшного фильма, Авалбек испытывает радость?

Ф комментарий учителя

Задание №1. Составьте в группах 2 вопроса низкого порядка и 2 вопроса высокого порядка.

Тонкие начинаются со слов: Кто? Что? Когда? Может? Мог ли? Согласны ли вы? Верно ли?

Толстые начинаются со слов: Дайте три объяснения. Объясните, почему… Почему вы думаете/ считаете? В чем различие? Что, если…

Учащиеся обмениваются своими вопросами с другими группами, а сами отвечают на их вопросы.

Ф взаимооценивание группами

Учитель выявляет наиболее интересные вопросы, лучшие ответы, наиболее активную группу

Послетекстовый этап.

Учащиеся письменно дают ответ на вопрос.

Задание№3. Выберите один из предложенных вопросов и дайте письменный ответ.

1.Как вы думаете, что стал понимать мальчик о войне?

3.Слушая рассказ, не возникло ли у вас желание помочь герою фильма? Если да, то почему и как?

Ф оценивание учителем по критериям.

Конец урока. Рефлексия.

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Читайте также: