Сочинение егэ по тексту казакевича здравствуйте

Обновлено: 05.07.2024

img

В уединенном блиндаже оставалась только радистка Катя. Что означал ответ Травкина на ее заключительные слова по радио? Сказал ли он "я вас понял” вообще, как принято подтверждать по радио услышанное, или он вкладывал в свои слова определенный тайный смысл? Эта мысль больше всех других волновала ее. Ей казалось, что, окруженный смертельными опасностями, он стал мягче и доступней простым, человеческим чувствам, что его последние слова по радио — результат этой перемены. Она улыбалась своим мыслям. Выпросив у военфельдшера Улыбышевой зеркальце, она смотрелась в него, стараясь придать своему лицу выражение торжественной серьезности, как подобает — это слово она даже произносила вслух — невесте героя.

А потом, отбросив прочь зеркальце, принималась снова твердить в ревущий эфир нежно, весело и печально, смотря по настроению:

— Звезда. Звезда. Звезда. Звезда.

Через два дня после того разговора Звезда вдруг снова отозвалась:

— Земля. Земля. Я Звезда. Слышишь ли ты меня? Я Звезда.

— Звезда, Звезда! — громко закричала Катя.— Я Земля. Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя.

Она протянула руку и настежь отворила дверь блиндажа, чтобы кого-нибудь позвать, поделиться своей радостью. Но кругом никого не было. Она схватила карандаш и приготовилась записывать. Однако Звезда на полуслове замолчала и уже больше не говорила. Всю ночь Катя не смыкала глаз, но Звезда молчала.

Молчала Звезда и на следующий день и позднее. Изредка в блиндаж заходили то Мещерский, то Бугорков, то майор Лихачев, то капитан Яркевич — новый начальник разведки. Но Звезда молчала.

Катя в полудремоте целый день прижимала к уху трубку рации. Ей мерещились какие-то странные сны, видения. Она опоминалась, дрожа от ужаса, что могла пропустить мимо ушей вызовы Травкина, и принималась снова говорить в трубку:

— Звезда. Звезда. Звезда.

До нее издали доносились артиллерийские залпы,гул начинающегося сражения.

В эти напряженные дни майор Лихачев очень нуждался в радистах, но снять Катю с дежурства у рации не решался. Так она сидела, почти забытая, в уединенном блиндаже.

Как-то поздно вечером в блиндаж зашел Бугорков. Он принес письмо Травкину от матери, только что полученное с почты. Мать писала о том, что она нашла красную общую тетрадь по физике, его любимому предмету. Она сохранит эту тетрадь. Когда он будет поступать в вуз, тетрадь ему очень пригодится. Действительно, это образцовая тетрадь. Собственно говоря, ее можно было бы издать как учебник, — с такой точностью и чувством меры записано все по разделам электричества и теплоты. У него явная склонность к научной работе, что ей очень приятно. Кстати, помнит ли он о том остроумном водяном двигателе, который он придумал двенадцатилетним мальчиком? Она нашла эти чертежи и много смеялась с тетей Клавой над ними.

И с ужасом Катя вдруг подумала, что, может быть, бесполезно ее сидение здесь, у аппарата, и ее бесконечные вызовы Звезды. Звезда закатилась и погасла. Но как она может уйти отсюда? А что, если он заговорит? А что, если он прячется где-нибудь в глубине лесов?

И, полная надежды и железного упорства, она ждала. Никто уже не ждал, а она ждала. И никто не смел снять рацию с приема, пока не началось наступление.

Реальный ЕГЭ 2017

Реальный ЕГЭ 2017

Сегодня, в мирное время, наше поколение даже представить себе не может, насколько тяжело было отпускать близких на войну и верить в их скорое возвращение, не имея с ними почти никакой связи. О проблеме сохранения надежды и веры в годы войны рассуждает в данном мне тексте Э.Г. Казакевич.

Э.Г. Казакевич восхищается стойкостью и преданностью женщин в нелегкое для нашей страны время. Он убежден, что вера и надежда давала людям в самые тяжелые времена не потерять рассудок и сохранить силы для дальнейшей жизни.

Безусловно, нельзя не признать правоту автора. Действительно, даже в моменты, когда никто уже не верит в возвращение человека, самые близкие люди своей надеждой продлевают ему жизнь. Ведь, пока мы ждем и дорожим памятью о ком-то, он остается живым в нашем сердце. А само ожидание, как лекарство, вкладывает смысл в каждую минуту нашего существования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование художественного текста. Цель данного урока: закрепление ЗУНов комплексного анализа текста как средства подготовки к ЕГЭ.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа села Найфельд"

Разработка урока

"Комплексный анализ художественного текста" (отрывок из повести Э.Г. Казакевича "Звезда")

Разработала: Залесская Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

I категория, стаж работы - 21 год.

Тема: Комплексный анализ художественного текста. (Отрывок из повести Э.Г.Казакевича "Звезда")

Предмет – русский язык, литература ЕАО

Тип урока: интегрированный; урок закрепления знаний, умений и навыков

Форма урока: практическая работа

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

Закрепление ЗУНов комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.

Повторение стилистических, лексических, синтаксических особенностей художественного текста.

Развитие творческого и познавательно-поискового интереса обучающихся, мыслительной деятельности, творческих способностей.

Задачи:

совершенствовать умение комплексного анализа текста;

совершенствовать умение выявлять проблему и идею в прочитанном тексте;

логично и доказательно выстраивать устный ответ, вести дискуссию на учебную тему;

развивать навыки критического слушания и критического мышления обучающихся ;

развивать устойчивый интерес к литературе ЕАО, формировать нравственные ориентиры в жизни;

развивать способность ценить богатство русского языка.

Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, технологические карты урока, алгоритм определения проблемы текста, ПК и м/м проектор, музыкальные файлы и презентация, толковый словарь С.И. Ожегова)

1. Организационный момент. Определение целей и задач урока.

Сегодня нам предстоит:

-Закрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.

-Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.

2. Мотивация деятельности. Обратимся к высказыванию (Слайд № 3 ) :

- Как вы понимаете эти слова? (высказывания обучающихся)

Иными словами, сегодня, ребята, мы продолжаем учиться рассуждать, анализировать, познавать свойства русского языка, формулировать свои мысли в устной и письменной речи.

3. Лексическая работа.

Прочитайте слова, знание которых нам понадобится сегодня при комплексном анализе текста, выясним их значение.

! (сначала самостоятельная работа в технологических картах, при необходимости можно воспользоваться толковым словарём)

Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе и выполнение их, поведение.

Патриотизм - (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Интерпретация – истолкование смысла, содержания чего-то.

4.Комплексный анализ текста (Слайд № 5 )

Перед вами автор повести "Звезда", с отрывком из которой мы будем сегодня работать - Э.Г. Казакевич - писатель,100-летний юбилей которого отмечает в этом году наша область. Вы знакомы уже с биографией писателя и с содержанием повести "Звезда". Но я предлагаю ещё раз вспомнить моменты жизни Э.Г. Казакевича, связанные с Великой Отечественной войной .

- Отрывок из повести "Звезда", её финальную часть, мы сегодня будем анализировать

Учитель (или заранее подготовленный ученик) читает текст (Приложение ). На последних строчках начинает звучать музыка из кинофильма "Звезда" ( видеоряд)

4.1.Стилистический, проблемный анализ текста.

- Какие чувства и мысли возникли у вас, когда слушали текст? (ответы обучающихся)

- Докажите, что перед нами текст.

Текст - произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

! - Вспомните и запишите в карту урока основные признаки текста (самостоятельно, с последующей проверкой)

2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.

3)тематическое и идейное единство.

4)грамматическая связь между предложениями.

5)абзацное членение – выделение микротем.

6)композиционная стройность, завершенность.

Определите тип речи. Докажите. (Повествование с элементами описания и рассуждения)

-Найдите признаки художественного стиля речи.

- Художественный стиль используется в художественной литературе.

-Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

- Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию.

- Для создания образов используются все языковые средства.

- Определите тему текста, подумайте , как его можно озаглавить? (ответы обучающихся)

Что автор сообщает о героях повести?

В каком(-их) предложении(-ях), на ваш взгляд, выражена основная мысль текста?

Найдите ключевые слова. ("Но просто пора, чтобы людей перестали убивать". "И, полная надежды и железного упорства, она ждала. Никто уже не ждал, а она ждала")

- Какую же проблему (проблемы) ставит Э.Г. Казакевич, над чем заставляет задуматься нас, читателей? (Социальная проблема: война лишает человека права на жизнь, права на будущее. Нравственная проблема: патриотизм людей на войне, способных пожертвовать жизнью; любовь и вера).

! Обучающиеся записывают в карте формулировки проблем (в ходе работы пользуются алгоритмом определения проблемы текста)

-Прокомментируйте с помощью предложений текста основную проблему.

4.2. Авторская позиция в тексте.

- Какова авторская позиция Э. Казакевича? Согласны ли вы с ним ?

! Приведите аргументы, запишите в карту урока

Что же хотел сказать Казакевич всей повестью "Звезда" (и этим эпизодом в частности)?

Он сумел раскрыть характерные черты облика нашей армии, людей на войне, духовный секрет Победы. Повесть "Звезда" выявила специфическую склонность автора к лирико-драматическому повествованию, неизменно окрашенному светлой грустью и романтически-рыцарственным представлением о герое своего времени, способном на самопожертвование.

4.3. Какие зыковые средства художественного текста помогают раскрыть идейную проблематику ? (Слайд № 10)

Художественно – изобразительные средства.

! Исследовательская работа (по вариантам):

а) художественная деталь: полудрёма, сны, видения.

б) антитеза: мир - война; "смеялась" - "заплакал"; тишина - гул начинающегося сражения

в) эпитеты: "застывшая улыбка", "напряжённые дни", "уединённый блиндаж"

г)символы: звезда - символ света, жизни; письмо матери.

д)метафора: "железное упорство", "звезд а закатилась и погасла"

Синтаксические средства

! Найти, записать несколько номеров предложений в карту (Слайд № 11 )

а) Предложения сложные.
б) Предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами.

в) Предложения с однородными членами.

д) Восклицательные, вопросительные предложения.

- Какие выводы вы можете сделать? Какие синтаксические конструкции преобладают? (Преобладают односоставные предложения, предложения с однородными членами. Напряжённость и трагичность придают тексту восклицательные и вопросительные предложения)

Морфологические средства (Слайд № 12)

! Найдите и запишите глаголы и слова с частицами (приставками) не-ни, характеризующие состояние героев

а) Глаголы: "закричала", "схватила" - волнение, ужас Кати; "сохранит", "будет поступать"- глаголы будущего времени, но вся трагедия в том, что у Травкина этого будущего уже нет!

в) Слова с частицами (приставками) не ни: "никого не было", "не говорила", "снять с дежурства не решался", "не устал, но..", "никто не ждал", "никто не смел снять с рации. "

- Как вы думаете, что придаёт тексту употребление этих морфологических форм? Помогают ли читателю ярче и полнее представить происходящее?

- Каким образом комплексный анализ художественного текста помог нам понять идею отрывка и всего произведения в целом? (Выслушиваются ответы обучающихся.)

Грамотный анализ направлен на постижение того, как в строе речи, в эпитетах, сравнениях, метафорах, в особенностях синтаксиса, объединенных в единую словесно-художественную, образную систему, выявляются мировосприятие писателя, его идеи, мысли. Любой художественный текст представляет собой образ или систему образов (образов-персонажей, образов-пейзажей, образов-символов), которые выбраны и описаны автором из желания вызвать у читателя определенные чувства, переживания, мысли, идеи, из стремления в чем-то убедить его.

Я надеюсь, ребята, что наша работа способствовала более глубокому прочтению , проникновению в мысль художника, пониманию внутреннего смысла произведения

"Звезда" - память и памятник, реквием миллионам безвестных героев, закрывших собою нашу страну" - писал в воспоминаниях об Э.Казакевиче известный кинорежиссёр Николай Лебедев.

6.Рефлексия. Заполните, пожалуйста, последний пункт в технологической карте урока (Слайд № 13 )

я почувствовал, что…

(ребята заполняют карту) - музыкальный фон - скрипка

7. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту (задание часть С)

Технологическая карта урока по теме

"Комплексный анализ художественного текста" (отрывок из повести Э.Г. Казакевича "Звезда")

1. Словарная работа.

Запишите лексические значения слов.

2. Стилистический, проблемный анализ текста.

Запишите основные признаки текста

Определите тему текста, подумайте, как можно озаглавить данный отрывок.

Определите проблемы, которые поднимает автор текста.

Определите авторскую позицию. Приведите свои аргументы.

3. Анализ языковых средств.

Художественно- изобразительные средства

Синтаксические средства (запишите номера предложений)

Предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами :

Предложения с однородными членами:

Вопросительные, восклицательные предложения:

Слова с частицами (приставками) не-ни:

я понял, что…

я почувствовал, что…

меня удивило…

Алгоритм определения проблемы текста

1. Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие, конфликт. По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора, полемики.Проблема часто скрывается за поступками и речью героев, фактами биографии, историческими событиями, которые являются как бы иллюстрацией проблемы.

2. Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст.

- Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни.
- Социальные: устройство и жизнь общества, создание правового государства, соблюдение прав человека.

- Политические: деятельность государственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.
- Нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и предательство, интеллигентность и хамство, конфликт поколений).
- Экологические: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, экология культуры, экология языка.
- Эстетические: восприятие человеком искусства, воспитание художественного вкуса, роль книги в жизни человека, влияние интернета и телевидения на детей и подростков.

3. Выберите способ формулирования проблемы.

- Во-первых, ее можно сформулировать своими словами. (Например: "Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути". Для этой цели можно использовать вопросительные предложения: "Что влияет на формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?".)

- Во-вторых, можно использовать цитирование. (Например: "Чем должно быть в нашей жизни телевидение?" - на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий".)

- В-третьих, можно указать номера предложений из текста, если проблема уже сформулирована автором.

4. Подберите типовые конструкции.

- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) - (какая?) проблема (чего?).
- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)

Приложение №1

(3)Через два дня после того разговора Звезда вдруг снова отозвалась:

-(4) Земля.(5) Земля.(6) Я Звезда.(7) Слышишь ли ты меня? (8)Я Звезда.

- (9)Звезда, Звезда! - громко закричала Катя.- Я Земля. (10)Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя.

(11) Она протянула руку и настежь отворила дверь блиндажа, чтобы кого-нибудь позвать, поделиться своей радостью. (12) Но кругом никого не было. (13)Она схватила карандаш и приготовилась записывать. (14)Однако Звезда на полуслове замолчала и уже больше не говорила. (15)Всю ночь Катя не смыкала глаз, но Звезда молчала.

(16)Молчала Звезда и на следующий день и позднее. (17) Изредка в блиндаж заходили то Мещерский, то Бугорков, то майор Лихачев, то капитан Яркевич - новый начальник разведки, заменивший снятого Барашкина. (18)Но Звезда молчала.

(19) Катя в полудремоте целый день прижимала к уху трубку рации. (20) Ей мерещились какие-то странные сны, видения, Травкин с очень бледным лицом в зеленом маскхалате, Мамочкин, двоящийся, с застывшей улыбкой на лице, ее брат Леня - тоже пoчему-то в зеленом маскхалате. (21)Она опоминалась, дрожа от ужаса, что могла пропустить мимо ушей вызовы Травкина, и принималась снова говорить в трубку:

-(22) Звезда.(23) Звезда. (24)Звезда.

(25) До нее издали доносились артиллерийские залпы, гул начинающегося

(26) В эти напряженные дни майор Лихачев очень нуждался в радистах, но снять Катю с дежурства у рации не решался. (27) Так она сидела, почти забытая, в уединенном блиндаже.

(28) Как-то поздно вечером в блиндаж зашел Бугорков. (29) Он принес письмо Травкину от матери, только что полученное с почты. (30) Мать писала о том, что она нашла красную общую тетрадь по физике, его любимому предмету. (31) Она сохранит эту тетрадь. (32) Когда он будет поступать в вуз, тетрадь ему очень пригодится. (33) Действительно, это образцовая тетрадь. (34) Собственно говоря, ее можно было бы издать как учебник,- с такой точностью и чувством меры записано все по разделам электричества и теплоты. (35) У него явная склонность к научной работе, что ей очень приятно. (36) Кстати, помнит ли он о том остроумном водяном двигателе, который он придумал двенадцатилетним мальчиком? (37) Она нашла эти чертежи и много смеялась с тетей Клавой над ними.

(38) Прочитав письмо, Бугорков склонился над рацией, заплакал и сказал:

-(39) Скорей бы войне конец. (40) Нет, не устал. (41)Я не говорю, что устал. (42) Но просто пора, чтобы людей перестали убивать.

(43) И с ужасом Катя вдруг подумала, что, может быть, бесполезно ее сидение здесь, у аппарата, и ее бесконечные вызовы Звезды. (44) Звезда закатилась и погасла. (45) Но как она может уйти отсюда? (46) А что, если он заговорит? (47)А что, если он прячется где-нибудь в глубине лесов?

(48) И, полная надежды и железного упорства, она ждала. (49) Никто уже не ждал, а она ждала. (50) И никто не смел снять рацию с приема, пока не началось наступление.

Приложение №2

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Все привыкли считать, что война – это мужское дело, но так ли это на самом деле? В своё время этот вопрос взволновал писателя Эммануила Генриховича, и поэтому в своём тексте он поставил проблему роли женщин на войне.

Эммануил Генрихович, безусловно, восхищается мужеством и упорством героини. Его поражает то, что война не сломала девушку, что она всё также готова быть сильной и не терять веры в лучшее.

Позиция автора мне близка. Несомненно, женщины на войне внесли огромный вклад, ведь они способны сочетать в себе хрупкость, и вместе с тем неизмеримую стойкость. И это как раз то, чем они отличаются от мужчин на войне – объединением в себе таких, казалось бы, несовместимых качеств.

Военные подвиги женщин запечатлены в произведениях художественной литературы.

Когда война забрала у неё самое ценное – мирную жизнь, семью и дом, Мария не только нашла в себе силы выжить, но и помогла другим сделать это. Эту женщину, совершившую невообразимый подвиг, можно заслуженно назвать символом жизни, природы и доброты.

Следуя из всего вышесказанного, хочется сказать, что женщины, также как и мужчины, могут иметь в себе огромную духовную силу. Они отказываются от обычного женского счастья ради защиты своей родины и не перестают являться образом мира и надежды, которые так необходимы на войне!

Читайте также: