Сочинение на тему слушая осеннюю песнь п и чайковского

Обновлено: 30.06.2024

Незаметно наступает осень! Мы узнаем ее приход по характерным осенним приметам: листья на деревьях и кустарниках приобретают радужную окраску, по утрам становится холоднее, дни короче. Но любители природы смогут насладится прекрасными звуками осени, хоть их не так много, как весной или летом.

Осенью чаще встречаются пасмурные деньки. В ненастную погоду, вой ветра сочетается с монотонной барабанной дробью капелек дождя. Людям приходиться идти по мокрому асфальту и шлепать обувью по лужам. Получается довольно своеобразный звук.

У леса свое особое осеннее звучание. Это приятное шуршание опавшей листвы, редкие удары по земле желудей. В основном лес замирает, стоит тишина, которая очень приятна и в то же время, вспоминая прошедшее громкоголосое лето становится грустно, только изредка можно услышать голос синицы, пролетевшей вороны или сороки.

На пруду тоже стоит тишина, но бывает, что покой нарушает утка, свистя крыльями, перелетая с одного водоема на другой, или проквакает в теплую погоду лягушка. Но это лишь сольная песенка, а не весенний лягушачий хор.

К осенним звукам относят и прощальный клекот улетающей журавлиной стаи. Всматриваешься в высь на выстроившийся клин и как бы машешь им на прощание рукой.

Звуки осени прекрасны по-своему, только необходимо уметь к ним прислушаться.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями

У каждого времени года свои звуки. Они такие неповторимые и яркие, что многих композиторов вдохновляли на создание музыкальных произведений на темы времен года. Осенние мелодии самые впечатляющие. Какие же звуки осени вспоминаются прежде всего? Звук первого школьного звонка — дети отправляются в школу осенью. Звук будильника — теперь приходится вставать рано, а так хочется еще поспать. Звук чайника, который закипает, потому что нужно успеть до школы выпить чаю. А едва выйдешь из дому, как тебя окружает другая симфония звуков. Идешь через парк и ветер с шумом срывает листья и бросает тебе под ноги. Ты специально немного шаркаешь ногами по этим упавшим листья и получается такой приятный громкий шорох — один из самых любимых звуков. Птицы, которые улетают на зимовку в дальние южные края делают круг на родными просторами и громко кричат. Особенно впечатляет курлыканье улетающих журавлей: если повезет увидеть и услышать такое, долго не забудешь. Это настоящий звук осени. Если в резиновых сапогах шлепать по лужам, то тоже получается характерный звук. А во второй половине осени лужи по ночам уже покрываются морозной корочкой льда и эта ледяная корка так звонко и весело хрустит под ногами. Если выехать в поле или в лес, то звуков гораздо больше, звучат они гораздо романтичнее. Вот только погожих дней осенью не так-то много. Иногда целыми днями приходится сидеть дома у окна и слушать мерный стук дождя — самый частый и повторяющийся звук осени, немного грустный.

Эссе педагога. Природа в музыке, музыка в природе

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе Эссе педагога дополнительного образования Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Педагогическое эссе учителя начальных классов

Похожие статьи:

Пословицы о природе для детей

Пословицы о растениях

Игра счастливый случай для младших школьников

Викторины для школьников с ответами. Тема: Природа

Загадки о природных явлениях

Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

Гайдн Симфония № 103 – финал

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: преподаватель БОУ ДО

«Детская школа искусств № 2

Родина Елена Александровна

Приступая к работе над сочинениями великого композитора, перед нами открываются разнообразные картины природы, народные сцены, мы проникаем в жизнь детей того времени, как в сказку, внимаем интонациям народных песен, народных танцев, звучанию птичьих переливов, журчанию ручейка, звону бубенцов. Каждый раз, когда произведения Чайковского, включаются в репертуар моих учеников, мне приходится много импровизировать как в методах обучения, так и в создании ассоциативного восприятия у воспитанников для достижения необходимого звучания и их погружения в необычайную сказку творчества этого композитора. Так, целью данного комментария является желание поделиться с коллегами опытом в работе.

Общее настроение – грустное, элегическое, не смотря на возникающие порой светлые и радостные эпизоды. Смена месяцев вызывает, где-то в глубине сознания мысли об уходящей молодости, об уносящейся жизни. Обрисовать вечно текущий поток жизни природы помогает Чайковскому программа, удачно подобранная Бернардом, и эпиграфы, взятые из произведений поэтов, близких композитору (Пушкин, Фет, Толстой, Майков, Плещеев).

Осень для Чайковского связана со смертью, с умиранием родной и близкой природы. Это вызывает глубокую тоску, мысли об одиночестве, об уходящей молодости.

2) полифоническое обогащение ткани (дополнительные мелодические линии). Эти приемы письма были развиты последующими композиторами: Рахманиновым, Скрябиным, Метнером.

Трудности, возникающие в процессе работы над произведением:

1) В развитии пьесы сопоставляются более спокойное дуольное движение и более активное звучание триолей. Хотя в конце, все-таки, триоли.

2) Везде важно ощущение тональностей.

d – g в крайних частях

в средней части F – d – g , F – d

5) Но особенно трудно взять педаль так, после секундового хода, чтобы она не была грязной и все-таки успела связать бас с аккордом. Тут нужно. кроме всего прочего, - не спешить, притормаживать движение. Что гармонирует с настроением конца фразы.

Это произведение ставит перед исполнителем ряд задач:

1) кантилена (пение на рояле);

2) ритмическое разнообразие – сопоставление дуольного ритма и триолей и встречающиеся нисходящие синкопы;

3) полифоническое обогащение ткани;

4) акценты на dim ;

6) ощущение тональностей.

Работа над звуком.

Необходимо найти большое количество оттенков форте и пиано, добиваться певучести, воспитывать протяжный, певучий звук тянущихся звуков, тончайшие градации педали для достижения тембрового разнообразия.

1. Коган Г. М. У врат мастерства. - М.: Классика-ХХI, 2004 ;

2. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М.:Музыка, 1975;

3. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Части 1, 2. - М.: Музыка, 1988 ;

4. Писаренко Ю. Г. Фортепианная педагогика - Изд. 2-е, испр. и доп. - Магнитогорск : Магнитогорский дом печати, 2015 ;

5. Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М.: Классика-XXI, 2001. ;

6. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - 4-е изд. - М.: Музыка, 1982 ;

7. К новым берегам: материалы образоват. проекта / Учеб.-метод. центр М-ва культуры Челяб. обл., Магнитог. гос. консерватория им. М.И. Глинки, Упр. культуры, Дет. шк. искусств № 6; [сост. С.В. Дылькова, Ю.Г. Писаренко]. - Магнитогорск, 2008г.;

8. Перельман Н. В классе рояля: короткие рассуждения. - издание пятое дополненное. – М.: Музыкальный Вестник, 1999;

Краткая история

Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

Интересные факты

Содержание


Для композиции, пленяющей мелодической выразительностью и звучащей как сокровенное задумчивое повествование, автор выбрал тональность ре минор, четырёхдольный размер и темп Andante doloroso e molto cantabile (спокойно, жалобно и весьма певуче). При этом музыкальный материал произведения, представляющий собой кружевное переплетение поющих голосов, он заключил в трёхчастную форму.

Пьеса открывается с бархатного ре минорного аккорда, на который накладываются интонации вздоха, напоминающие вопрос без ответа. Выразительность этого грустного мотива усилена тем, что музыкальная тема, построенная на ниспадающих соседних звуках, зарождается на слабой доле. Далее напряжение усиливается из-за синкопированного изумительного мелодического рисунка, который впоследствии раскрашивается ещё и триолями. В следующем построении, которое так же, как предыдущее представляет собой восьмитактовый период, основная тема опускается на октаву вниз, то есть переходит в теноровый регистр. Музыка становится драматичнее и экспрессивнее, так как вновь появившаяся уверенная верхняя мелодическая линия, тоже наполненная синкопами и триолями, начинает превосходствовать над нижним голосом.

Следующая далее средняя часть, развитие которой построено на секвенциях, вносит в унылое настроение произведения небольшое просветление. Первые пять тактов композитор озаряет мажорной тональностью, а мелодическую линию всплесками поднимает вверх. Такое воодушевление приводит к кульминации, которая приходится на пятый такт раздела. Далее возвращается минорная тональность, но музыкальный материал, построенный на нисходящих секвенциях с опеванием звуков и изображающий вальсирующее кружение листьев, звучит прозрачно и романтично. Затем вскоре вновь появляется тематический материал, который репризно повторяет первую часть. Рисующий образ октябрьской холодной осени, он опять возвращает печальные вздохи.

Композиция завершается небольшой семитактовой кодой. Мелодия в триольном движении опускается всё ниже и в верхнем голосе заканчивается на третьей ступени основной ре-минорной тональности. Это создаёт впечатление незавершённости повествования.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Чайковский. Времена года. Октябрь - Осенняя песнь

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.

Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.

Илья Остроухов. Золотая осень (1886 г.)

Василий Поленов. Золотая осень (1893г.)

Исаак Левитан. Золотая осень (1895 г.)

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
(А. К. Толстой)

В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот строки Тургенева:

Осенний вечер. Небо ясно,
А роща вся обнажена —
Ищу глазами я напрасно:
Нигде забытого листа
Нет — по песку аллей широких
Все улеглись — и тихо спят,
Как в сердце грустном дней далеких
Безмолвно спит печальный ряд.

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы.

Чайковский лучше чем кто бы то ни было другой в музыке выразил это состояние грусти и меланхолии.

Здесь, в первой фразе, есть еще легкая грусть, но в развитии пьесы экспрессия усиливается, звеньев синкоп становится больше, и мы ощущаем усиление напряжения. Композитор дает в начале пьесы ремарку: Andante doloroso e molto cantabile (в темпе спокойного шага, печально и очень певуче). Все внимание слушателя сосредоточено именно на мелодии, ничто не отвлекает от нее, она покоится на бархатных аккордах аккомпанемента. И пьеса эта являет собой чистейший образец мелодии с аккомпанементом. Причем эту истинно фортепианную пьесу легко можно представить себе в качестве соло скрипки с аккомпанементом струнных инструментов. С равным успехом это мог бы быть романс, а по ходу пьесы даже дуэт мужского и женского голосов.

С переходом мелодии в теноровый регистр, то есть с того момента, когда монолог сопрано превращается в диалог этих голосов, ритмические комбинации становятся более разнообразными, появляется большая драматическая напряженность. Инструментальная пьеса превращается в оперную сцену. Отдельные хроматические ходы нисколько не нарушают ладовой основы минора, но, как это часто бывает у Чайковского, свидетельствуют о полноте раскрытия всех внутренних возможностей лада.

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники (1879 г.)

Возвращается музыкальный материал первой части пьесы (реприза). И хотя формально ноты здесь те же, нельзя не почувствовать душевной усталости после драматических коллизий средней части. От исполнителя требуется эмоциональная чуткость, чтобы передать тончайшее различие в том, что формально выглядит идентичным.

Постепенно всё успокаивается, звучание переходит в низкий регистр. В предпоследнем такте аккомпанемент (тонический аккорд) истаивает раньше, чем заканчивает свою фразу солирующий голос: на сей раз этот голос мужской, в отличие от женского, фразой которого пьеса начиналась. Здесь П. Чайковский воспользовался нечасто встречающимся приемом: пьеса формально кончается не на тонике (главном звуке тональности), а на звуке V ступени гаммы — на доминанте. Так это выглядит для глаза (в нотах). Но на слух — чуткого слушателя, способного продлевать слышимое внутренним слухом, то есть в своем сознании, — тоника еще жива, она ощущается…

Чайковский замечательно создает впечатление вопроса, на который как бы нет ответа. И разве не бывает так в истинной драме, в сложных человеческих отношениях?

Читайте также: