Фипи вебинар итоговое сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Утверждены направления итогового сочинения 2021/22

3. Преступление и наказание — вечная тема

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ
  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ
  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉

Материалы совещания:

        • Презентация к совещанию
        • Презентация к совещанию

        Материалы совещания:

        Материалы совещания:

        Материалы совещания:

        Материалы совещания:

        Материалы совещания:

        Материалы совещания:

              • Презентация к совещанию
              • Презентация к совещанию

              Материалы совещания:

              Материалы совещания:

              Материалы совещания:

                    • Итоги ГИА в 2020/2021 учебном году
                    • Совершенствование системы организации и проведения ГИА в Москве в 2022 году

                    Материалы совещания:

                    Материалы совещаний с руководителями пунктов проведения экзаменов и членами государственной экзаменационной комиссии, привлекаемыми при проведении ГИА-9 и ГИА-11 в городе Москве в 2021 году

                          • Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в 2021 году
                          • О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году
                          • Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году
                          • О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году

                          23 июня 2021 - cовещание по процедуре проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме

                          Материалы совещания:

                          12 мая 2021 - вебинар по вопросам организации и проведения тренировочного экзамена по информатике и ИКТ в компьютерной форме с участием обучающихся 11-х классов

                          Материалы совещания:

                                • Презентация к вебинару
                                • Ответы на вопросы вебинара

                                11 мая 2021 года в 17:30 - совещание с членами государственной экзаменационной комиссии, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году

                                29 апреля 2021 года в 16:00 - совещание с членами государственной экзаменационной комиссии, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году

                                29 апреля 2021 года в 17:30 - совещание с членами государственной экзаменационной комиссии, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году

                                27 апреля 2021 года - совещание с руководителями пунктов проведения экзаменов, привлекаемыми при проведении ГИА-9 в городе Москве в 2021 году

                                      • Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в 2021 году
                                      • О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации в 2021 году

                                      27 апреля 2021 года в 17:30 - совещание с руководителями пунктов проведения экзаменов, привлекаемыми при проведении ГИА-9 в городе Москве в 2021 году

                                      26 апреля 2021 года - совещание с руководителями пунктов проведения экзаменов, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году

                                            • Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году
                                            • О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации в 2021 году

                                            26 апреля 2021 года в 17:30 - совещание с руководителями пунктов проведения экзаменов, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году

                                            Материалы совещания:

                                            12 апреля 2021 года - вебинар по вопросам организации и проведения тренировочного мероприятия по английскому языку (письменная и устная часть) с участием обучающихся 11-х классов, с применением технологий передачи ЭМ по сети Интернет, печати ЭМ в аудиториях ППЭ, сканирования ЭМ в штабе ППЭ

                                            Материалы совещания:

                                                  • Презентация к вебинару
                                                  • Ответы на вопросы вебинара

                                                  7 апреля 2021 года в 15:00 - вебинар по вопросам организации работы предметных комиссий на пунктах проверки заданий при проведении тренировочных мероприятий ГИА-9 в 2021 году

                                                  Материалы совещания:

                                                        • Презентация к вебинару
                                                        • Ответы на вопросы вебинара

                                                        Материалы совещания:

                                                              • Проведение итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году
                                                              • Организация и проведение итогового сочинения (изложения)
                                                              • Ответы на вопросы вебинара

                                                              31 марта 2021 года - вебинар по вопросам организации и проведения тренировочного мероприятия по математике с участием обучающихся 9-х классов, с применением технологий передачи ЭМ по сети, печати ЭМ в аудиториях ППЭ, сканирования ЭМ в штабе ППЭ

                                                              Материалы совещания:

                                                                    • Организация и проведение тренировочных мероприятий по математике с участием обучающихся 9 х классов 10 и 17 апреля 2021 года
                                                                    • Организация работы предметных комиссий на пунктах проверки заданий при проведении тренировочных мероприятий ГИА-9 в 2021 году
                                                                    • Ответы на вопросы вебинара

                                                                    19 марта 2021 года - вебинар по вопросам организации и проведения тренировочного мероприятия по математике без участия обучающихся 9-х классов, с применением технологий передачи экзаменационных материалов по сети, печати ЭМ в аудиториях ППЭ, сканирования ЭМ в штабе ППЭ

                                                                    Материалы совещания:

                                                                          • Презентация к вебинару
                                                                          • Ответы на вопросы вебинара

                                                                          10 марта 2021 года - семинар по вопросу взаимодействия образовательных организаций с региональным центром обработки информации города Москвы по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации

                                                                          Материалы совещания:

                                                                          6 ноября 2020 года - вебинар по вопросу подготовки и проведения тренировочного экзамена по информатике и ИКТ в компьютерной форме с участием обучающихся 11-х классов

                                                                          Материалы совещания:

                                                                          22.05.2017 - Селекторное совещание Мособрнадзора

                                                                          На селекторе были рассмотрены вопросы:

                                                                          • соблюдения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;
                                                                          • подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в основной период;
                                                                          • организационной схемы подачи документов в региональный центр обработки информации города Москвы по вопросам допуска участников к ГИА, замены работников ППЭ.

                                                                          15.05.2017 - Селекторное совещание Мособрнадзора

                                                                          На селекторе были рассмотрены вопросы:

                                                                          • соблюдения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;
                                                                          • подготовки и проведения единого государственного экзамена в основной период;
                                                                          • организационной схемы подачи документов в региональный центр обработки информации города Москвы по вопросам допуска участников ГИА, замены работников ППЭ;
                                                                          • подготовки работников пунктов проведения экзаменов к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

                                                                          Материалы вебинара:

                                                                          Материалы вебинара:

                                                                          Материалы совещания:

                                                                          10.02.2017 - II этап сбора сведений в региональную информационную систему ГИА-9. Выбор предметов обучающимися 9 классов

                                                                          Материалы вебинара:

                                                                          • О проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году.
                                                                          • II этап сбора сведений в РИС ГИА-9.
                                                                          • Организация обучения лиц, привлекаемых к проведению ГИА в городе Москве в 2017 году. Информирование образовательных организаций.
                                                                          • Организация работы ЦПМПК г. Москвы по определению специальных условий ГИА в 2017 году.
                                                                          • Ответы на вопросы чата вебинара.

                                                                          19.01.2017 - II этап сбора сведений в региональную информационную систему ГИА-11. Завершение формирования региональной информационной системы итоговой аттестации. Подготовка к итоговому сочинению в дополнительные сроки (февраль) 2017 года

                                                                          Материалы вебинара:

                                                                          5.12.2016 Организация и проведение итогового сочинения (изложения) 7 декабря 2016 года

                                                                          Материалы вебинара:

                                                                          • Порядок проведения итогового сочинения (изложения) 7 декабря 2016 года.
                                                                          • Итоговое сочинение (изложение): оценка готовности.
                                                                          • Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях 7 декабря 2016 года.
                                                                          • Итоговое сочинение как форма контроля.

                                                                          16.11.2016 - Алгоритм внесения сведений в РИС по участникам ГИА с ОВЗ, организация ППЭ на дому и специальных условий для участников ГИА с ОВЗ. Организация и проведение итогового сочинения (изложения)

                                                                          Материалы вебинара:

                                                                          • Внесение сведений в РИС по участникам с ОВЗ, организация ППЭ на дому и специальных условий. Организационные мероприятия по подготовке образовательных организаций к проведению итогового сочинения (изложения).
                                                                          • Организация проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях.обновлена информация на слайде № 8 и 16

                                                                          05.04.2016 - Семинар по вопросам подготовки председателей, заместителей председателей и ответственных секретарей конфликтных комиссий к участию в проведении единого государственного экзамена



                                                                          В 2020-2021 году выпускники снова будут писать итоговое сочинение, как сообщили на сайте Рособрнадзора. ФИПИ представили 5 направлений сочинений, и в этой статье мы даем свои рекомендации по направлениям, а также по каким произведениям можно писать сочинения

                                                                          Как проходит итоговое сочинение?

                                                                          Итоговое сочинение было введено пять лет назад; оно направлено на проверку коммуникативных навыков и умения логично мыслить и связно излагать свои мысли в письменной форме. Работа проверяется в своей школе, а затем экспертами, получает первичные баллы и на их основании — "зачет" или "незачет". В 2020 году старшеклассники напишут сочинение 2 декабря; для тех, кто почему-либо не смог получить зачет (не справился, был болен и т.д.), будут еще два дополнительных дня.

                                                                          Сколько слов должно быть в итоговом сочинении 2020-2021 г.?

                                                                          Объем сочинения должен составлять 3500 слов и более;

                                                                          Сколько времени дается на написание итогового сочинения?

                                                                          На его написание дается 3 часа 55 минут.

                                                                          Школьники с ОВЗ по своему желанию могут писать итоговое сочинение или изложение.

                                                                          Направления и темы сочинения в 2020-2021 уч.г.

                                                                          На сайтах Рособрнадзора и ФИПИ опубликованы направления. В рамках каждого из них будут сформулированы темы, которые в декабре будут в случайном порядке (не готовым комплектом) предложены выпускникам. Пять направлений — пять тем на итоговом. Тема не будет сформулирована так же, как направление, она может быть у́же, конкретнее; может даже рассматривать проблематику направления с совершенно неожиданной точки зрения.

                                                                          Направления, предложенные для подготовки к сочинению в 2020 году, приведены ниже. Они сформулированы не в виде пар понятий (как это бывало прежде), и при этом очень широко и предполагают, по-видимому, знакомство школьников с самой современной литературой и публицистикой. Комментарии к направлениям можно найти на сайте ФИПИ. В этот раз их трудно назвать не то что исчерпывающими, но даже более-менее подробными.

                                                                          Тема №1."Забвению не подлежит"

                                                                          Очевидно, что речь пойдет о событиях (трагических или героических), возможно, также личностях, память о которых будет жить в веках. В такой формулировке годится почти что угодно (хоть про Пушкина пиши!), но навязывается, конечно, военная тематика. Неизвестно, как будут сформулированы темы и все ли они будут предполагать возможность раскрытия на материале литературы о войне. В связи с этим нам кажется целесообразным включить в список чтения какое-нибудь произведение, в котором рассматривается тема памяти как таковая.

                                                                          Тема памяти о войне поднимается во всех "школьных" произведениях Б. Васильева ("А зори здесь тихие. ", "В списках не значился", "Завтра была война"); можно порекомендовать ребятам также "Облачный полк" Э. Веркина и рассказ В. Астафьева из сборника "Затеси" "Поросли окопы травой".

                                                                          Тема №2. "Я и другие"

                                                                          В пояснениях сказано, что могут быть затронуты фактически любые взаимоотношения человека и социума: взаимосвязь, конфликты, влияние, самодостаточность и т.д. Поэтому угадать тему трудно. Но, думается, можно представить себе три варианта:

                                                                          • взаимосвязь, взаимовлияние, формирование личности в социуме (можно взять, например, произведения Н. В. Гоголя или, скажем, рассмотреть образ Онегина, презирающего свое окружение, но взращенного этим обществом и потому зависимого от него);
                                                                          • противостояние личности и социума (от Чацкого и фамусовского общества до Ларры);
                                                                          • "самостоянье человека", выражаясь словами Пушкина, его способность быть собой, не сливаясь с безликой массой (например, тот же Чацкий, антиутопии, "В списках не значился").

                                                                          Можно порекомендовать книги:

                                                                          Тема №3."Между прошлым и будущим: портрет моего поколения"

                                                                          Это тоже интересное направление, но тема может попасться какая угодно. В пояснениях Рособрнадзора сказано, что там и интересы, и пристрастия, и взаимоотношения. Очевидно одно: необходимо прочитать и обсудить с ребятами что-то из современной литературы (желательно без мата и чернухи). Мы порекомендовали бы "Сестру четырех" Е. Водолазкина. Произведение новейшее, прямо-таки "с пылу, с жару", поднимает много современных проблем, небольшое по объему, написанное великолепным языком. Минус только один — пьеса сложновата для самостоятельного изучения школьниками. Лучше бы найти время рассмотреть его вместе на уроке.

                                                                          Тема №4."Время перемен"

                                                                          Блажен, кто посетил сей мир

                                                                          В его минуты роковые!

                                                                          Его призвали всеблагие

                                                                          Как собеседника на пир.

                                                                          Рассуждая об этом направлении, мы обратились к лирике Тютчева. И это неслучайно: у классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений. Можно, например, обратить внимание на роман Пушкина "Капитанская дочка" или поэму "Медный всадник". Последнее произведение отчасти обращается и к теме перемен в обществе и государстве — в связи с личностью Петра Великого.

                                                                          Значительная перемена в сознании персонажа — это особенность сюжета еще ряда произведений. Наверное, стоит обратиться к романам:

                                                                          • "Отцы и дети" И. С. Тургенева;
                                                                          • "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.

                                                                          Они могут стать основой для рассуждений и по другим темам (по направлениям "Я и другие", "Разговор с собой"). Глобальным потрясениям посвящены и поэмы

                                                                          • А. А. Блока "Двенадцать";
                                                                          • В. В. Маяковского "Хорошо" и "Во весь голос";
                                                                          • стихотворение С. А. Есенина "Сорокоуст".

                                                                          Если же рассматривать направление в другом аспекте, надо сосредоточиться не на изменении мировоззрения героя под воздействием обстоятельств и размышлений, а на потрясениях, которые влияют на людей.

                                                                          Мы бы порекомендовали в этом случае обратиться к повестям В. Распутина "Прощание с Матерой" и, еще в большей степени, "Дочь Ивана, мать Ивана". Интересно наблюдать за тем, как не приняла перемены Тамара Ивановна и как по-своему принял их ее сын.

                                                                          От реальности нельзя убежать, просто разбив телевизор. Игнорирование изменений в обществе привело к тому, что семья оказалась беззащитна перед жизнью. Света огромными глотками пила эту отраву, не получив от родителей никакого противоядия: они-то сами просто игнорировали происходящее. Иван оказался вдумчивее, он принял реальность, но не захотел ей подчиниться. Его спасение — история, язык, культура. Но это не убежище изгоя. Иван нашел то вечное, что все равно вернется рано или поздно. И стал служить этому вечному, приближая его, возвращая ему то место в душах людей, которое незаконно заняли яркие импортные шмотки.

                                                                          Логичным кажется и обращение к творчеству современных писателей: Е. Водолазкина ("Сестра четырех"), Е. Чудиновой ("Мечеть Парижской Богоматери") и др.

                                                                          Направление "Разговор с собой" кажется очень широким. Строго говоря, любое произведение литературы — это разговор не только с читателем, но и (даже иногда в большей степени) с самим собой. То есть как бы любое произведение годится, но работать с таким соотношением (личность писателя — его произведение) старшекласснику не всегда легко. Разве что "Преступление и наказание" хорошо поддается анализу, ведь Достоевский тоже поменял свои воззрения во время "наказания": инсценировка казни заставила его задуматься о ценности человеческой жизни, а потом было достаточно времени пообщаться с реальными, а не книжными людьми и по-настоящему понять Россию.

                                                                          Но все же будет проще опираться на произведения, в которых присутствует диалог героя с самим собой. И подобрать такие произведения не так уж просто. Например, Чацкий говорит много, но в основном транслирует идеи окружающим. Сам с собой он говорит очень мало. Конечно, причина этого и в том, что перед нами драматическое произведение. Но и Онегин, например, особо не рефлексирует, и Базаров. И даже Мастер, хотя от него можно было бы ожидать.

                                                                          А вот Печорин очень много говорит с собой на страницах своего "журнала", и в результате "Герой нашего времени" — это просто находка для данного направления. Печорин делает все, что возможно в диалоге с собой:

                                                                          • строит планы;
                                                                          • выражает эмоции;
                                                                          • делится наблюдениями;
                                                                          • дает оценку окружающим;
                                                                          • подробно разбирает свои поступки;
                                                                          • даже анализирует собственную личность.

                                                                          То есть к любой, вроде бы, теме можно найти аргументы. Кроме, разве что, мук совести — в нормальном смысле слова они Печорину не свойственны.

                                                                          Стоит обратить внимание на стихотворение С. А. Есенина "Черный человек". Оно, конечно, очень жесткое, но и старшеклассники — люди уже взрослые. К тому же, "черный человек" — это общепринятое наименование для темного альтер-эго человека. Можно было бы сослаться еще на "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского, но это произведение не изучается в школе и притом очень объемное.

                                                                          Из произведений современной литературы можно порекомендовать

                                                                          • "Сестру четырех" Е. Водолазкина, именно первую пьесу тетралогии;
                                                                          • "Крошек Цахес" Е. Чижовой.

                                                                          В первой люди говорят о сокровенном, полагая, что беседуют со смертью. Но на самом деле они говорят с самими собой.

                                                                          Во втором героиня-рассказчица, хотя и притворяется просто хроникером, в реальности вторая главная героиня романа. И у нее тоже есть темное альтер-эго — "ночные няни".

                                                                          В целом это направление выглядит наиболее обнадеживающим наряду с первым, "Забвению не подлежит".

                                                                          Направления известны, книги доступны. Будем надеяться на высокие результаты.

                                                                          Список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 г.

                                                                          В завершение предлагаем небольшой список произведений, которые кажутся интересными и полезными в связи с направлениями сочинения (в скобках указаны номера направлений).

                                                                          Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

                                                                          Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
                                                                          стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
                                                                          и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

                                                                          Читайте также: