Фипи вебинар итоговое сочинение
Обновлено: 02.07.2024
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Комментарий от ФИПИ
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Комментарий от ФИПИ
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Комментарий от ФИПИ
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий от ФИПИ
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):
Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.
Основные правила
1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
- Сочинение должно быть написано самостоятельно
- Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022
По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?
Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
5. Грамотность
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Из комментариев ФИПИЦивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Из комментариев ФИПИПримерные темы:
Преступление и наказание — вечная тема
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
- мораль и нравственность;
- совесть;
- честь;
- ответственность;
- вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Из комментариев ФИПИ- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Из комментариев ФИПИ- Какого человека можно назвать гражданином?
- Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
- Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
- Что делает граждан одной страны счастливыми?
- Может ли один человек повлиять на общество?
- Чего не хватает нашему государству?
- За что вы любите Россию?
- Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉
Материалы совещания:
- Презентация к совещанию
- Презентация к совещанию
- Презентация к совещанию
- Презентация к совещанию
- Итоги ГИА в 2020/2021 учебном году
- Совершенствование системы организации и проведения ГИА в Москве в 2022 году
- Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в 2021 году
- О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году
- Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году
- О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году
- Презентация к вебинару
- Ответы на вопросы вебинара
- Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в 2021 году
- О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации в 2021 году
- Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году
- О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации в 2021 году
- Презентация к вебинару
- Ответы на вопросы вебинара
- Презентация к вебинару
- Ответы на вопросы вебинара
- Проведение итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году
- Организация и проведение итогового сочинения (изложения)
- Ответы на вопросы вебинара
- Организация и проведение тренировочных мероприятий по математике с участием обучающихся 9 х классов 10 и 17 апреля 2021 года
- Организация работы предметных комиссий на пунктах проверки заданий при проведении тренировочных мероприятий ГИА-9 в 2021 году
- Ответы на вопросы вебинара
- Презентация к вебинару
- Ответы на вопросы вебинара
- соблюдения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;
- подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в основной период;
- организационной схемы подачи документов в региональный центр обработки информации города Москвы по вопросам допуска участников к ГИА, замены работников ППЭ.
- соблюдения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;
- подготовки и проведения единого государственного экзамена в основной период;
- организационной схемы подачи документов в региональный центр обработки информации города Москвы по вопросам допуска участников ГИА, замены работников ППЭ;
- подготовки работников пунктов проведения экзаменов к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
- О проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году.
- II этап сбора сведений в РИС ГИА-9.
- Организация обучения лиц, привлекаемых к проведению ГИА в городе Москве в 2017 году. Информирование образовательных организаций.
- Организация работы ЦПМПК г. Москвы по определению специальных условий ГИА в 2017 году.
- Ответы на вопросы чата вебинара.
- Порядок проведения итогового сочинения (изложения) 7 декабря 2016 года.
- Итоговое сочинение (изложение): оценка готовности.
- Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях 7 декабря 2016 года.
- Итоговое сочинение как форма контроля.
- Внесение сведений в РИС по участникам с ОВЗ, организация ППЭ на дому и специальных условий. Организационные мероприятия по подготовке образовательных организаций к проведению итогового сочинения (изложения).
- Организация проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях.обновлена информация на слайде № 8 и 16
- взаимосвязь, взаимовлияние, формирование личности в социуме (можно взять, например, произведения Н. В. Гоголя или, скажем, рассмотреть образ Онегина, презирающего свое окружение, но взращенного этим обществом и потому зависимого от него);
- противостояние личности и социума (от Чацкого и фамусовского общества до Ларры);
- "самостоянье человека", выражаясь словами Пушкина, его способность быть собой, не сливаясь с безликой массой (например, тот же Чацкий, антиутопии, "В списках не значился").
- "Отцы и дети" И. С. Тургенева;
- "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского.
- А. А. Блока "Двенадцать";
- В. В. Маяковского "Хорошо" и "Во весь голос";
- стихотворение С. А. Есенина "Сорокоуст".
- строит планы;
- выражает эмоции;
- делится наблюдениями;
- дает оценку окружающим;
- подробно разбирает свои поступки;
- даже анализирует собственную личность.
- "Сестру четырех" Е. Водолазкина, именно первую пьесу тетралогии;
- "Крошек Цахес" Е. Чижовой.
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещания:
Материалы совещаний с руководителями пунктов проведения экзаменов и членами государственной экзаменационной комиссии, привлекаемыми при проведении ГИА-9 и ГИА-11 в городе Москве в 2021 году
23 июня 2021 - cовещание по процедуре проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме
Материалы совещания:
12 мая 2021 - вебинар по вопросам организации и проведения тренировочного экзамена по информатике и ИКТ в компьютерной форме с участием обучающихся 11-х классов
Материалы совещания:
11 мая 2021 года в 17:30 - совещание с членами государственной экзаменационной комиссии, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году
29 апреля 2021 года в 16:00 - совещание с членами государственной экзаменационной комиссии, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году
29 апреля 2021 года в 17:30 - совещание с членами государственной экзаменационной комиссии, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году
27 апреля 2021 года - совещание с руководителями пунктов проведения экзаменов, привлекаемыми при проведении ГИА-9 в городе Москве в 2021 году
27 апреля 2021 года в 17:30 - совещание с руководителями пунктов проведения экзаменов, привлекаемыми при проведении ГИА-9 в городе Москве в 2021 году
26 апреля 2021 года - совещание с руководителями пунктов проведения экзаменов, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году
26 апреля 2021 года в 17:30 - совещание с руководителями пунктов проведения экзаменов, привлекаемыми при проведении ГИА-11 в городе Москве в 2021 году
Материалы совещания:
12 апреля 2021 года - вебинар по вопросам организации и проведения тренировочного мероприятия по английскому языку (письменная и устная часть) с участием обучающихся 11-х классов, с применением технологий передачи ЭМ по сети Интернет, печати ЭМ в аудиториях ППЭ, сканирования ЭМ в штабе ППЭ
Материалы совещания:
7 апреля 2021 года в 15:00 - вебинар по вопросам организации работы предметных комиссий на пунктах проверки заданий при проведении тренировочных мероприятий ГИА-9 в 2021 году
Материалы совещания:
Материалы совещания:
31 марта 2021 года - вебинар по вопросам организации и проведения тренировочного мероприятия по математике с участием обучающихся 9-х классов, с применением технологий передачи ЭМ по сети, печати ЭМ в аудиториях ППЭ, сканирования ЭМ в штабе ППЭ
Материалы совещания:
19 марта 2021 года - вебинар по вопросам организации и проведения тренировочного мероприятия по математике без участия обучающихся 9-х классов, с применением технологий передачи экзаменационных материалов по сети, печати ЭМ в аудиториях ППЭ, сканирования ЭМ в штабе ППЭ
Материалы совещания:
10 марта 2021 года - семинар по вопросу взаимодействия образовательных организаций с региональным центром обработки информации города Москвы по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации
Материалы совещания:
6 ноября 2020 года - вебинар по вопросу подготовки и проведения тренировочного экзамена по информатике и ИКТ в компьютерной форме с участием обучающихся 11-х классов
Материалы совещания:
22.05.2017 - Селекторное совещание Мособрнадзора
На селекторе были рассмотрены вопросы:
15.05.2017 - Селекторное совещание Мособрнадзора
На селекторе были рассмотрены вопросы:
Материалы вебинара:
Материалы вебинара:
Материалы совещания:
10.02.2017 - II этап сбора сведений в региональную информационную систему ГИА-9. Выбор предметов обучающимися 9 классов
Материалы вебинара:
19.01.2017 - II этап сбора сведений в региональную информационную систему ГИА-11. Завершение формирования региональной информационной системы итоговой аттестации. Подготовка к итоговому сочинению в дополнительные сроки (февраль) 2017 года
Материалы вебинара:
5.12.2016 Организация и проведение итогового сочинения (изложения) 7 декабря 2016 года
Материалы вебинара:
16.11.2016 - Алгоритм внесения сведений в РИС по участникам ГИА с ОВЗ, организация ППЭ на дому и специальных условий для участников ГИА с ОВЗ. Организация и проведение итогового сочинения (изложения)
Материалы вебинара:
05.04.2016 - Семинар по вопросам подготовки председателей, заместителей председателей и ответственных секретарей конфликтных комиссий к участию в проведении единого государственного экзамена
В 2020-2021 году выпускники снова будут писать итоговое сочинение, как сообщили на сайте Рособрнадзора. ФИПИ представили 5 направлений сочинений, и в этой статье мы даем свои рекомендации по направлениям, а также по каким произведениям можно писать сочинения
Как проходит итоговое сочинение?
Итоговое сочинение было введено пять лет назад; оно направлено на проверку коммуникативных навыков и умения логично мыслить и связно излагать свои мысли в письменной форме. Работа проверяется в своей школе, а затем экспертами, получает первичные баллы и на их основании — "зачет" или "незачет". В 2020 году старшеклассники напишут сочинение 2 декабря; для тех, кто почему-либо не смог получить зачет (не справился, был болен и т.д.), будут еще два дополнительных дня.
Сколько слов должно быть в итоговом сочинении 2020-2021 г.?
Объем сочинения должен составлять 3500 слов и более;
Сколько времени дается на написание итогового сочинения?
На его написание дается 3 часа 55 минут.
Школьники с ОВЗ по своему желанию могут писать итоговое сочинение или изложение.
Направления и темы сочинения в 2020-2021 уч.г.
На сайтах Рособрнадзора и ФИПИ опубликованы направления. В рамках каждого из них будут сформулированы темы, которые в декабре будут в случайном порядке (не готовым комплектом) предложены выпускникам. Пять направлений — пять тем на итоговом. Тема не будет сформулирована так же, как направление, она может быть у́же, конкретнее; может даже рассматривать проблематику направления с совершенно неожиданной точки зрения.
Направления, предложенные для подготовки к сочинению в 2020 году, приведены ниже. Они сформулированы не в виде пар понятий (как это бывало прежде), и при этом очень широко и предполагают, по-видимому, знакомство школьников с самой современной литературой и публицистикой. Комментарии к направлениям можно найти на сайте ФИПИ. В этот раз их трудно назвать не то что исчерпывающими, но даже более-менее подробными.
Тема №1."Забвению не подлежит"
Очевидно, что речь пойдет о событиях (трагических или героических), возможно, также личностях, память о которых будет жить в веках. В такой формулировке годится почти что угодно (хоть про Пушкина пиши!), но навязывается, конечно, военная тематика. Неизвестно, как будут сформулированы темы и все ли они будут предполагать возможность раскрытия на материале литературы о войне. В связи с этим нам кажется целесообразным включить в список чтения какое-нибудь произведение, в котором рассматривается тема памяти как таковая.
Тема памяти о войне поднимается во всех "школьных" произведениях Б. Васильева ("А зори здесь тихие. ", "В списках не значился", "Завтра была война"); можно порекомендовать ребятам также "Облачный полк" Э. Веркина и рассказ В. Астафьева из сборника "Затеси" "Поросли окопы травой".
Тема №2. "Я и другие"
В пояснениях сказано, что могут быть затронуты фактически любые взаимоотношения человека и социума: взаимосвязь, конфликты, влияние, самодостаточность и т.д. Поэтому угадать тему трудно. Но, думается, можно представить себе три варианта:
Можно порекомендовать книги:
Тема №3."Между прошлым и будущим: портрет моего поколения"
Это тоже интересное направление, но тема может попасться какая угодно. В пояснениях Рособрнадзора сказано, что там и интересы, и пристрастия, и взаимоотношения. Очевидно одно: необходимо прочитать и обсудить с ребятами что-то из современной литературы (желательно без мата и чернухи). Мы порекомендовали бы "Сестру четырех" Е. Водолазкина. Произведение новейшее, прямо-таки "с пылу, с жару", поднимает много современных проблем, небольшое по объему, написанное великолепным языком. Минус только один — пьеса сложновата для самостоятельного изучения школьниками. Лучше бы найти время рассмотреть его вместе на уроке.
Тема №4."Время перемен"
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Рассуждая об этом направлении, мы обратились к лирике Тютчева. И это неслучайно: у классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений. Можно, например, обратить внимание на роман Пушкина "Капитанская дочка" или поэму "Медный всадник". Последнее произведение отчасти обращается и к теме перемен в обществе и государстве — в связи с личностью Петра Великого.
Значительная перемена в сознании персонажа — это особенность сюжета еще ряда произведений. Наверное, стоит обратиться к романам:
Они могут стать основой для рассуждений и по другим темам (по направлениям "Я и другие", "Разговор с собой"). Глобальным потрясениям посвящены и поэмы
Если же рассматривать направление в другом аспекте, надо сосредоточиться не на изменении мировоззрения героя под воздействием обстоятельств и размышлений, а на потрясениях, которые влияют на людей.
Мы бы порекомендовали в этом случае обратиться к повестям В. Распутина "Прощание с Матерой" и, еще в большей степени, "Дочь Ивана, мать Ивана". Интересно наблюдать за тем, как не приняла перемены Тамара Ивановна и как по-своему принял их ее сын.
От реальности нельзя убежать, просто разбив телевизор. Игнорирование изменений в обществе привело к тому, что семья оказалась беззащитна перед жизнью. Света огромными глотками пила эту отраву, не получив от родителей никакого противоядия: они-то сами просто игнорировали происходящее. Иван оказался вдумчивее, он принял реальность, но не захотел ей подчиниться. Его спасение — история, язык, культура. Но это не убежище изгоя. Иван нашел то вечное, что все равно вернется рано или поздно. И стал служить этому вечному, приближая его, возвращая ему то место в душах людей, которое незаконно заняли яркие импортные шмотки.
Логичным кажется и обращение к творчеству современных писателей: Е. Водолазкина ("Сестра четырех"), Е. Чудиновой ("Мечеть Парижской Богоматери") и др.
Направление "Разговор с собой" кажется очень широким. Строго говоря, любое произведение литературы — это разговор не только с читателем, но и (даже иногда в большей степени) с самим собой. То есть как бы любое произведение годится, но работать с таким соотношением (личность писателя — его произведение) старшекласснику не всегда легко. Разве что "Преступление и наказание" хорошо поддается анализу, ведь Достоевский тоже поменял свои воззрения во время "наказания": инсценировка казни заставила его задуматься о ценности человеческой жизни, а потом было достаточно времени пообщаться с реальными, а не книжными людьми и по-настоящему понять Россию.
Но все же будет проще опираться на произведения, в которых присутствует диалог героя с самим собой. И подобрать такие произведения не так уж просто. Например, Чацкий говорит много, но в основном транслирует идеи окружающим. Сам с собой он говорит очень мало. Конечно, причина этого и в том, что перед нами драматическое произведение. Но и Онегин, например, особо не рефлексирует, и Базаров. И даже Мастер, хотя от него можно было бы ожидать.
А вот Печорин очень много говорит с собой на страницах своего "журнала", и в результате "Герой нашего времени" — это просто находка для данного направления. Печорин делает все, что возможно в диалоге с собой:
То есть к любой, вроде бы, теме можно найти аргументы. Кроме, разве что, мук совести — в нормальном смысле слова они Печорину не свойственны.
Стоит обратить внимание на стихотворение С. А. Есенина "Черный человек". Оно, конечно, очень жесткое, но и старшеклассники — люди уже взрослые. К тому же, "черный человек" — это общепринятое наименование для темного альтер-эго человека. Можно было бы сослаться еще на "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского, но это произведение не изучается в школе и притом очень объемное.
Из произведений современной литературы можно порекомендовать
В первой люди говорят о сокровенном, полагая, что беседуют со смертью. Но на самом деле они говорят с самими собой.
Во втором героиня-рассказчица, хотя и притворяется просто хроникером, в реальности вторая главная героиня романа. И у нее тоже есть темное альтер-эго — "ночные няни".
В целом это направление выглядит наиболее обнадеживающим наряду с первым, "Забвению не подлежит".
Направления известны, книги доступны. Будем надеяться на высокие результаты.
Список произведений для подготовки к итоговому сочинению 2020-2021 г.
В завершение предлагаем небольшой список произведений, которые кажутся интересными и полезными в связи с направлениями сочинения (в скобках указаны номера направлений).
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также: