Сочинение на тему пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста

Обновлено: 02.07.2024

На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них — пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX века, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.
Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” применяет деление героев этого мира на самодуров и “забитых личностей”. Самодуры — купчиха Кабанова, Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого достоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.
Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон — типичная “забитая личность”, человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недосягаемо.
Менее “забитые” личности — Варвара и Борис, они обладают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять (“Гуляй, пока твое время не пришло, — еще насидишься”), но даже если начинаются упреки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения.
Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника — значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью — значит, он достоин уважения.
Кабаниха и Дикой — люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.
Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо, а двуличие — в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издевательство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. “Здесь все как-то из-под неволи”, — говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису — человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.
Никому из представителей калиновского общества неведомо чувство человеческого достоинства, и никто не может понять и оценить его в другом человеке, особенно если это женщина, по домостроевским меркам -— домохозяйка, во всем слушающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.
Трагизм пьесы “Гроза” — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. “Гроза” — одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драматург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература 7 класс.

Учитель – Плетнева И. А.

Планируемые результаты

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— умение определить нравственные ценности произведения;

— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.

Метапредметные :

— умение понимать проблему и конфликт внутри её;

— умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;

— умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

— умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;

— умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Тип урока по форме: диалогический.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).

2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.

Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова?

Что значит почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

Что такое проблема?

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Что такое нравственность?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Запись на доске: Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Учитель: Над чем вас заставила задуматься повесть?

Учащийся: Над проблемой отношения детей и родителей (Запишем её в тетрадь.)

— Как вы понимаете смысл названия?

— Что такое станция во времена Пушкина?

Учащийся: Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.

Учитель: -Кого называли смотрителями?

Учащийся: Смотритель – начальник почтовой станции.

. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Учитель: — Зачитайте, что об этой должности говорит автор?

Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык. Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.

— В каком значении употреблено это слово?

— Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении?

Учитель: — Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?

Учитель: — Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? — Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется

Учащийся :Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает.

Учитель: – Что показал Пушкин во взаимоотношениях Вырина и Минского? (социальное неравенство, судьбу маленького человека)

– О каком эпизоде идет речь? ( смятые ассигнации )

– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)

Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Учитель: Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.

— Каким он увидел Самсона Вырина?

Учащийся: Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.

Учитель: Какие качества в характере Вырина вы бы отметили ? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

— Что изменилось в этом портрете? (

-Чем вызваны были эти перемены? ( Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

Очень несчастным человеком, униженным.

– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.

Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

— В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?)

Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение.

— А сам смотритель остался прежним или изменился? (Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.)

— В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?

Учащийся: На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке.

Учитель: — Как смотритель начинает бороться за свою дочь?

Учитель:— Что происходит в Петербурге?

Учащийся: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.

Учитель: — Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?

Всякое случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…

Учитель: Мы все время говорим о Самсоне Вырине, но героиней повести является Дуня. Составьте портрет Дуни. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах выражается это отношение?

Учитель: Как смотритель относится к дочке?

Учитель: Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. Что он увидел?

Учащийся: Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.

Учитель: Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?

Запись на доске: Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

Учитель: Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ)

— Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.

— Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью.

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Учитель: — Похожи ли эти истории?

Учащийся: И да, и нет.

Учитель: Жизнь Выриных — это зеркальное перевернутое изображение евангельского сюжета.) Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?

— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?

Учащийся: Проблему ответственности за свои поступки. Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель: — Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Учащийся: Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

Учитель: — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.

Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?

Подведение итогов.

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

Выводы записаны на доске:

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

– Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.

Учащийся: Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель: Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

— Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.

Распределение заданий по группам.

-Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

— Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

— Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

— Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

— Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

— Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

По мнению ученых, человек – самое высокоорганизованное существо на планете Земля. Однако при общении с некоторыми представителями этого рода хочется подвергнуть сомнению данное утверждение.

Автор приведенного текста – Ю. Золотарев – рассуждает на тему человеческого достоинства.

Достоинство – одно из важнейших качеств человека. Оно не зависит ни от социального статуса, ни от профессии, ни от уровня образованности. Один может закончить семь классов школы и быть по-настоящему достойным человеком, а другой может иметь два высших образования, но не представлять, что такое человеческое достоинство.

Я думаю, человек должен любить и уважать себя. В этом — залог его достойного поведения. Все мы должны стремиться к этому. И пусть примером для нас служат высоконравственные герои русской классической литературы.

Береги платье снову,

А честь смолоду.

Человек должен развивать в себе положительные качества: трудолюбие, доброту, милосердие и сострадание, уважение к другим, умение сдерживать свое слово.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Уважая себя, человек никогда не сделает больно окружающим его людям, поможет слабым, нуждающимся, обязательно проявит себя с хорошей стороны. Ведь каждому человеку хочется быть самым сильным, красивым, ловким, смышленым, остроумным и изобретательным. Все мы стремимся к идеалу и так радуемся, если что-то у нас получается.

Достоинство человека не измеряется его достижениями и победами. Скорее, оно зависит от человечности. Р. Гамзатов писал об этом так:

Он мудрецом не слыл,

И храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям благородство:

Пускай во всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной красоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

В любом обществе человек должен оставаться собой: не опускаться до низкого уровня интеллекта только для того, чтобы общаться в определенном кругу на равных. Сильный человек не уничижает себя, чтобы вызвать в другом сочувствие.

Беречь собственное достоинство – это не значит защищать себя, унижая других, а это – умение находить выход из любой ситуации, не опускаясь до подлости, жестокости, лицемерия, предательства.

Сочинения по русскому языку и литературе

Достоинством человека являются его внутренние ценности в жизни. Каждому индивиду присущи какие-то свои ценности и взгляды на происходящее, но существуют и общие, утвержденные годами, приоритеты. Это честь семьи, доброта к детям, уважение к сединам пожилых людей, стремление к самосовершенствованию. И неважно какие трудности приходится пережить за всю свою долгую жизнь и сколько раз нужно будет сделать трудный выбор, главное, это не потерять своего достоинства и смысла внутреннего мира. Это очень тяжело, но чувство удовлетворенности и гордости за себя невозможно заменить ничем.

Довольно часто люди ради материальных благ принимают недостойные решения, тем самым ощущая внутреннюю пустоту и унижение, хотя поставленная цель была и выполнена. В таком случае, чтобы не страдать от угрызений совести, следует прислушиваться к своим личностным убеждениям и не поддаваться манипулированию со стороны других людей. Нужно воспитывать силу характера. Конечно, не всегда получается сохранить чувство личного достоинства. Это можно наблюдать на примерах войн, репрессий и других неординарных ситуациях. Но не все люди теряют свой внутренний стержень даже в плохие времена. И можно наблюдать таких героев как в истории, так и в современном мире. Ведь они взваливают на себя весь груз достоинства. Да, именно груз. Потому что в истории есть случаи и с летальным исходом людей, которые отстаивали свою жизненную позицию, не подчиняясь атакам со стороны агрессоров. Они являются примером для подражания.

Тяжелые жизненные ситуации имеют место в жизни каждого человека. Сломаться, плыть по течению или с гордостью выйти из сложившегося обстоятельства – выбор самого человека. Он будет непрост, но в моменты неуверенности необходимо подумать о том, что внутренний стержень и чувство личного достоинства не смогут сломать временные проблемы. Ведь их можно решить, пусть и путем огромных усилий, зато характер и духовная сила только от этого окрепнут. Всем нужно пытаться жить достойно. Воспитывать в себе своего личного героя.

Похожие сочинения

О достоинстве человека и умении отстоять право на свободу собственной личности

О достоинстве человека и умении отстоять право на свободу собственной личности

Человеку всегда было свойственно стремление сохранить чувство собственного достоинства в сложном мире окружающих людей и обстоятельств.

В данном тексте Н.В. Гоголь доводит до сведения читателя важные нравственные проблемы. Первая состоит в том, что у людей, в частности у русских, порой очень заниженная са­мооценка. Из-за этого они высокомерно держатся с теми, кого они считают менее успешными в жизни, и унижают себя перед людьми более удачливыми.

С этой проблемой связана вторая — проблема внутренней свободы или несвободы человека. Если человек живёт в согла­сии с окружающими и чувствует свою значимость, он свободен. Но часто он несчастлив из-за того, что среда враждебна ему.

Я согласна с мнением автора. Русским людям, действительно, часто не хватает самоуважения, иногда же в них вовсе отсут­ствует чувство собственного достоинства. Это связано с тем, что в нашем отечестве на протяжении веков торжествовали культ силы, власть денег. Человека, считалось на Руси, легче подчи­нить и унизить, чем создать условия для свободного развития его личности.

Таким образом, честь и достоинство для каждого уважаю­щего себя человека должны быть превыше всего. Если богат­ство, деньги и успех в карьере достигаются ценой унижения и подлости, то они человека не возвысят и не украсят.

Родной язык (Ч. Айтматов)

необъяснимо. 4)Только
родное слово
, познанное и постигнутое в детстве,
может
напоить душу поэзией, рождённой опытом народа,
пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.
5)Детство не только славная пора, детство – ядро будущей человеческой личности. 6)Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи. 7)Именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, к окружающей природе, к определённой культуре.

8)Для меня русский язык

в неменьшей степени родной, чем киргизский,
родной с детства, родной на всю жизнь.
9)Мне было пять лет, когда я впервые оказался в роли переводчика.

10)Это случилось в горах, где я был с бабушкой.

11)В то лето стряслась беда. 12)Племенной жеребец

, купленный колхозом незадолго до этого,
внезапно околел
. 13)Табунщики переполошились: жеребец был ценный, донской породы,
привезённый из далёкой России
. 14)Послали гонца в колхоз, оттуда гонца в район. 15)И через день к нам в горы приехал русский человек. 16)Высокий, рыжебородый, с голубыми глазами, в чёрной кожаной куртке, с полевой сумкой на боку. 17)Я его очень хорошо запомнил. 18)Он не знал ни слова по-киргизски, а наши – по-русски. 19)Табунщики, недолго думая, решили, что переводчиком буду я. 20)А я в это время стоял в толпе ребятишек.

21)- Пошли, — сказал мне один из табунщиков. — Этот человек не знает языка, ты переведи, что он говорит, а то, что мы скажем, скажешь ему.

22)Я застеснялся, испугался, вырвался и убежал к бабушке в юрту. 23)Бабушка всегда была ласкова, а в этот раз строго нахмурилась.

24)- Ты что, стыдишься говорить по-русски или ты стыдишься своего языка? – она взяла меня за руку и повела.

25)Приезжий ветеринар сидел вместе с аксакалами. 26)Он поманил меня, улыбаясь:

— Заходи, мальчик. Как тебя звать?

27)Я тихо пробормотал. 28)Он погладил меня:

— Спроси у них, почему этот жеребец погиб, — и достал бумагу для записи.

29)- Дядя, — робко начал я, — это место называется Уу-Саз, ядовитый луг

, — и потом осмелел, видя, как радовались бабушка, и приезжий человек, и все в юрте. 30)Я на всю жизнь запомнил тот синхронный перевод разговора, слово в слово на обоих языках. 31)Жеребец, оказывается, отравился ядовитой травой. 32)На вопрос, почему не едят эту траву другие лошади, табунщики ответили, что
местные лошади не трогают эту траву, они знают, что она несъедобная
. 33) Так я и перевёл.

34)Приезжий похвалил

меня, аксакалы дали варёного мяса, горячего, душистого, я выскочил из юрты
с торжествующим видом
. 35)Ребята вмиг окружили.

36)- Ты по-русски шпаришь, как вода в реке, без остановки!

37)На самом деле я говорил, запинаясь

, но ребятам угодно было представить это так, как им хотелось. 38)Мы тут же съели мясо и побежали играть.

39)Стоит ли в литературной биографии

упоминать о таких вещах? 40)По-моему, стоит. 41)Надо начинать с того, что впервые в жизни запомнил человек, когда, как это было. 42)Некоторые помнят себя с трёх лет, другие едва припоминают свой десятилетний возраст. 43)Я убеждён, что
всё это много значит
. (По Ч.Т.Айтматову)

Айтматов Чингиз Торекулович

Просмотры

По мнению ученых, человек – самое высокоорганизованное существо на планете Земля. Однако при общении с некоторыми представителями этого рода хочется подвергнуть сомнению данное утверждение.

Автор приведенного текста – Ю. Золотарев – рассуждает на тему человеческого достоинства.

Достоинство – одно из важнейших качеств человека. Оно не зависит ни от социального статуса, ни от профессии, ни от уровня образованности. Один может закончить семь классов школы и быть по-настоящему достойным человеком, а другой может иметь два высших образования, но не представлять, что такое человеческое достоинство.

Я думаю, человек должен любить и уважать себя. В этом - залог его достойного поведения. Все мы должны стремиться к этому. И пусть примером для нас служат высоконравственные герои русской классической литературы.


С точки зрения банальной эрyдиции -- каждый индивидyyм, критически мотивирyющий абстракцию, не может игнорировать критерии yтопического сyбьективизма, концептyально интерпретирyя общепринятые дефанизирyющие поляризаторы, поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадогматических связях предикатов, решает проблемy yсовершенствования формирyющих геотрансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически кореллирyющих аспектов. Исходя из этого, мы пришли к выводy, что каждый произвольно выбранный предикативно абсорбирyющий обьект рациональной мистической индyкции можно дискретно детерминировать с аппликацией ситyационной парадигмы коммyникативно-фyнкционального типа при наличии детекторно-архаического дистрибyтивного образа в Гилбертовом конвергенционном пространстве, однако при параллельном колаборационном анализе спектрографичеких множеств, изоморфно релятивных к мyльтиполосным гиперболическим параболоидам, интерпретирyющим антропоцентрический многочлен Нео-Лагранжа, возникает позиционный сигнификатизм гентильной теории психоанализа, в резyльтате чего надо принять во внимание следyющее: посколькy не только эзотерический, но и экзистенциальный апперцепционированный энтрополог антецедентно пассивизированный высокоматериальной сyбстанцией, обладает призматической идиосинхрацией, но так как валентностный фактор отрицателен, то и, соответственно, антагонистический дискредитизм деградирyет в эксгибиционном направлении, посколькy, находясь в препyбертатном состоянии, практически каждый сyбьект, меланхолически осознавая эмбриональнyю клаyсторофобию, может экстраполировать любой процесс интеграции и дифференциации в обоих направлениях, отсюда следyет, что в резyльтате синхронизации, ограниченной минимально допyстимой интерполяцией образа, все методы онвергенционной концепции требyют практически традиционных трансформаций неоколониализма. Неоколонии, размножающиеся почкованием, имеют вегетационный период от трех до восьми фенотипических гомозигот, но все они являются лишь фyндаментальным базисом социогенетической надстройки криогенно-креативного процесса геронтологизации. Увеличить этот базис можно с помощью гектаплазменного yскорителя биоинертных коллоидных клеток контагиозной конкретизации, однако введение конкретизации влечет за собой применение методов теории множеств и дистрибyтивного анализа, что обyсловлено тем, что трансцендентальная поликонденсация нероноспоры в перплексном хаосе может инбабyлировать комплексный морфоз только тогда, когда конститyент доминанты квазитенденциально yниверсален, и происходит довольно внезапно. Очевидно, что все вышесказанное проливает свет на теорию предикативных ощyщений сyбьекта, абсолютно нефyнкциональных в yсловиях абстрактного хаоса.


Содержимое разработки

Ф. М. Достоевский

— продолжение знакомства школьников с творчеством А. С. Пушкина;

— закрепление знаний и представлений учащихся о реалистических произведениях А. С. Пушкина;

— введение понятия маленький человек;

— формирование представления о дочернем и сыновнем долге перед родителями.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя (желательно с компьютерной презентацией).

Что же объединяет все эти произведения? давайте попробуем разобраться.

В реалистических произведениях человек любого возраста показан в реальных условиях — исторических, социальных, бытовых, и поступает он соответственно этим условиям и своему возрасту; человек ХVIII века не мыслит и не рассуждает так, как мы в ХХI веке, тем более ребенок. Ребенок не может думать, чувствовать и поступать по-взрослому — это психологически неверно: каждому возрасту — свое. Да и вы всегда почувствуете в литературном произведении фальшь, когда встретитесь с персонажем лет 10—12, рассуждающим как взрослый человек!

Реали́зм (от лат. realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психология, психологии их среды, времени и места обитания.

Стремясь к адекватному, полному и очень похожему постижению реальности, в большинстве случаев прибегая к жизнеподобным формам, реализм создает у читателя иллюзию реальности.

Расска́зчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении.

Гумани́зм (от лат. humanus — человечный, человеческий) — признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений 1 .

4. Чтение произведения (с. 99—108 учебника).

5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

Расскажите о своих чувствах и мыслях, возникавших во время чтения.

— Найдите в начале произведения предложения, в которых явно проявляется авторская ирония.

Иро́ния (от греч. eirõneia — притворство, насмешка) — осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии — двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония 2 .

Вспомните, что осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны. Часто это прием, демонстрирующий авторскую отстраненность от повествования, от фигуры рассказчика.

— Что мы узнаем о станционных смотрителях во вступлении к повести? Какое чувство у вас вызвали эти люди? Почему?

— Как характеризует одной фразой Пушкин людей на данной должности?

— Как такое отношение характеризует самого писателя?

— От чьего имени ведется повествование о судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина?

(От имени рассказчика.)

— Каким предстает перед нами рассказчик в самом начале повествования о семье Выриных? Можно ли утверждать, что рассказчик и автор — одно лицо? Аргументируйте свой ответ.

— Что вы можете рассказать о Дуне — дочке станционного смотрителя? Опишите ее.

— Какое впечатление произвела Дуня на рассказчика? Чем она отличалась от своих деревенских сверстниц? Только ли красотой?

— Что сразу бросилось в глаза рассказчику по приезде в дом Самсона Вырина? Как вы думаете, почему?

— Опишите Самсона Вырина до и после печальных для него событий. Какие черты определяют характер Вырина? Почему он вызывает сочувствие у читателей?

— Как описывает старик Вырин свою дочку? Какие черты ее характера и поведения он подчеркивает?

— Есть ли в тексте слова, напрямую говорящие о сильной отцовской любви Самсона Вырина к дочери? Найдите их.

— Найдите в тексте фразы, говорящие о недалекости и недальновидности станционного смотрителя. Как вы думаете, почему он не заподозрил ничего дурного со стороны очередного проезжего?

— Расскажите, как вели себя проезжий гусар и дочь смотрителя Дуня. Какие моменты в их поведении могли бы насторожить Самсона Вырина? Почему этого не произошло?

— Реально ли описаны события и поведение героев? Интересно ли читать об этом?

— Опишите чувства главного героя после отъезда дочери в церковь. Достоверно ли они описаны?

— Что происходит с Самсоном Выриным после бегства дочери с гусаром?

6. Работа с учебником.

— Что нового вы узнали из данной статьи?

— Какие дополнительные сведения к услышанному сегодня вы из нее почерпнули?

— Перечитайте третий абзац статьи. Согласны ли вы с тем, о чем в нем говорится? Аргументируйте свой ответ.

7. Домашнее задание (если всего два урока).

Для всего класса:

— прочитать все произведение до конца;

— вопросы и задания из учебника № 1—3 (с. 112).

Для хорошо подготовленных учащихся:

1 По кн.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест. 2002. — С. 251.

2 См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 315—316.


-75%

Читайте также: