Сочинение о церкви ян гус

Обновлено: 18.05.2024

Великий чешский религиозный деятель Ян Гус родился около 1369 г. в местечке Гусинец, на границе Богемии и Баварии. Родители его были, видимо, незажиточными крестьянами. Гус рано лишился отца, и воспитанием его занималась мать. Закончив находившуюся неподалеку от Гусинца Прахатицкую школу, Гус около 1390 г. отправился учиться в столицу, где записался студентом на факультет свободных искусств Пражского университета. В 1393 г. он получил степень бакалавра свободных искусств, а в 1396 г. - магистра. Вскоре после этого, около 1401 г., его рукоположили в священники и в том же году избрали деканом факультета искусств. Наконец, в октябре 1402 г. Гус был в первый раз избран на высшую академическую должность ректора университета.

Партия уиклифистов в Чехии терпела поражение и вскоре должна была совсем исчезнуть, но тут, к счастью для нее, между королем и архиепископом возникли серьезные трения. Причиной их стал церковный раскол: в то время как архиепископ Збынек со всем капитулом продолжал ориентироваться на Рим, король Вацлав (выступавший за низложение обоих соперников – как римского Григория XII, так и авиньонского Бенедикта XIII) потребовал от своих подданных соблюдения нейтралитета. (Предполагалось, что на Пизанском соборе, созыв которого Впацлав активно поддерживал, будет наконец избран законный папа, который положит конец многолетнему расколу). Споры о нейтралитете имели важные последствия для Пражского университета. С самого своего основания он не был чисто чешским национальным учреждением, поскольку служил главным умственным центром не только для чехов, но и для немцев. Согласно уставу, личный состав университета – как профессора, так и студенты – разделялся на четыре нации: чешскую, польскую, баварскую и саксонскую. Во всех делах внутреннего самоуправления каждая нация имела один голос. Формально этим провозглашалось равенство наций, но фактически такая организация обеспечивала полное господство немецкой партии, ибо баварцы и саксонцы были природными немцами, а в польскую нацию записывались по преимуществу выходцы из Силезии.

В результате чешские последователи Уиклифа вновь усилились. Победа над немцами сделала имя Гуса необычайно популярным в Чехии, а особенно в Праге. В октябре 1409 г. прошли выборы первого после раскола ректора университета. Им вторично стал Ян Гус. Собравшийся в то же время при поддержке Вацлава собор прелатов в Пизе, избрал (в пику Григорию и Бенедикту) новым папой Александра V. Архиепископ, после тщетной борьбы с королем, вынужден был признать этот выбор. Но он продолжал оставаться врагом Гуса. В марте 1410 г. Збынек добился от папы буллы, осуждавшей ересь Уиклифа и дававшей ему самые широкие полномочия в ее искоренении. Спустя четыре месяца он велел публично сжечь все книги Уиклифа, которые ему удалось заполучить, а вслед затем изрек проклятие Гусу и его сторонникам. Но когда священники стали, согласно его распоряжению, провозглашать отлучение Гуса, народ силой воспротивился этому во всех церквях. Большинство пражских священников было так запугано, что уже не осмелилось повторять проклятие. Но кое-где сторонники архиепископа осилили. Почти целый месяц в пражских церквях продолжались беспорядки и замешательство. Наконец король строгими мерами прекратил их. В общем в Чехии победа осталась за последователями Гуса. На его стороне всецело был университет и королевский двор, его горячо поддерживали жители Праги. Но за пределами королевства отношение к нему оставалось прямо противоположным – под влиянием папских булл здесь постепенно утверждалось мнение, что Гус настоящий еретик. Его стали требовать в Рим для разбирательства, но Гус не поехал, так как опасался расправы. Тогда в феврале 1411 г. его предали папскому проклятию. Однако Гус, не обращая внимания ни на архиепископские, ни на папские отлучения, продолжал проповедовать в своей часовне. В последние годы своей жизни он, подобно Уиклифу, много сил отдал переводу на чешский язык Библии. К этому времени уже имелись чешские переводы многих книг Св. Писания, но они были разного (часто неудовлетворительного) качества, разнились по стилю и языку (единого литературного чешского языка в то время еще не существовало, бытовало несколько диалектов). Гус внимательно просмотрел все эти переводы, исправляя неправильности и огрехи, и, подобно Уиклифу, создал наконец для народа Библию, которую тот мог читать с радостью и без затруднений.

Осенью 1414 г. по требованию императора Сигизмунда в Констанце собрался церковный собор, который должен был покончить с затянувшемся расколом западной церкви. (Пизанский собор не смог этого сделать; фактически он даже усилил его, так как вместо двух пап оказалось три). Попутно в Констансе решались другие запутанные церковные дела. Дело Гуса было одним из них, и император отправил ему личное приглашение на собор. Сигизмунд писал, что предоставит Гусу полную возможность высказать свои взгляды и обещал отпустить его на родину даже в том случае, если Гус не подчинится решению собора. Многие друзья Гуса, зная непостоянный и просто ветреный характер Сигизмунда, отговаривали его от этой поездки. Однако Гус решил ехать. Ему казалось, что явившись на собор, он не только оправдает себя от ложных обвинений, но и доставит полное торжество правде – убедит в истинности своих идей не только мирян, но и прелатов.

Когда Гус приехал В Констанс, здесь уже было шумно и многолюдно, хотя собор еще не открылся. Первое время на него не обращали внимания, и казалось, никому нет до него дела. Но это была только иллюзия. Враги слишком ненавидели его, чтобы позволить вырваться из своих рук. Расправа над чешским реформатором была предрешена. Гус ожидал справедливого суда или публичного диспута и был уверен в своем успехе. Однако судьба его решилась совсем другим способом. 28 ноября 1414 г. кардиналы, собравшись к папе Иоанну XXIII, келейно обсудили учение Гуса и решили, что он должен быть взят под стражу. В тот же день несчастного заключили в доминиканском монастыре, в мрачной сырой камере, примыкавшей к клоаке. Это произошло без ведома императора и даже вопреки его желанию. Поначалу Сигизмунд пришел в сильный гнев и объявил о своем намерении силой извлечь узника из заключения. Но, спустя некоторое время, он резко сбавил тон и предоставил духовенству полную власть над судьбой своего подзащитного. Гуса перевели в замок Готтлибен, принадлежавший констанскому епископу, заковали в цепи и держали в большой строгости.

В июне 1415 г. начался публичный суд над Гусом. Всего было три заседания, но ни на одном из них Гусу не дали свободно высказаться. Чтобы придать законный вид готовившейся расправе, ему старались приписать распространение еретических положений Уиклифа. Гус искусно защищался, хотя находился в очень трудном положении – ему приходилось в одиночку противостоять целому собору враждебных епископов. Формально вина его так и не была доказана. Большинство членов собора готовы были удовлетвориться пожизненным заключением обвиняемого. Но для этого требовалось, чтобы Гус признал свои заблуждения. - Он отказался наотрез. Прелатом ничего не оставалось как объявить его упорным еретиком и приговорить к сожжению на костре. Казнь состоялась 6 июля 1415 г.

Гус был сожжен не за ересь, а за свою устную и письменную проповедь, содержавшую резкую критику господствующей церковной системы. Необходимо поэтому сказать несколько слов об этой критике.

Нравственная сторона учения Христа и правильная организация церкви – таковы две основные идеи, вокруг которых вращаются все рассуждения Гуса. Для него главным чудом является само христианское учение о любви к ближнему. Веру во внешние чудеса, и особенно требование чудес, он считает доказательством маловерия. В деле церковной реформы Гус выступает не как решительный противник всякой организации, но как обличитель всех нехристианских действий духовенства. В вопросе об источнике христианской истины Гус не является рационалистом в новейшем смысле этого слова, то есть он не отвергает откровения; но Гус уже дает почетное место разуму и личному убеждению, утверждая, что разум и самостоятельное логическое мышление являются такими же источниками познания истины, как и откровение, и что само откровение может быть усвоено лишь при посредстве разума. Если Гус иногда утверждает, что Евангелие есть единственный источник истины, то этим он вовсе не ставит авторитет книги выше авторитета разума, так как проводит различие между самой истиной и средством ее познания; а таким средством является разум по отношению к евангельской истине, как всякой другой. Гуса поэтому нельзя упрекнуть в том, в чем упрекали Лютера, говоря, что этот последний создал нового “бумажного папу”, заменив авторитет папы авторитетом Библии. Стоит прочесть полемическое сочинение Гуса против Станислава, чтобы убедиться в том, что, по мнению Гуса, евангельская истина усваивается посредством разума и разумных доводов. Евангельский авторитет поэтому противопоставляется в сочинениях Гуса не внутреннему нравственному авторитету – с этим последним он, наоборот, постоянно совпадает, – а единственно внешнему авторитету церковной иерархии. Этот последний отвергается Гусом безусловно. По его мнению, суждения как отдельного иерарха, так и целой совокупности иерархии нисколько не более непогрешимы, чем суждения любого члена церкви. Ни один человек, будь то священник или мирянин, не обязан без разумных доводов, основанных на изучении писания, поверить на слово ни папской булле, ни даже изречениям отцов церкви. Опровергать евангельской истины нельзя, так как божество не может заблуждаться; но даже целый собор иерархов может заблуждаться и, что еще того хуже, может силою заставлять других верить в свои заблуждения.

В тесной связи с этой критикой церковного авторитета находится и учение Гуса о самой церкви.

Исходя из известных слов одного из отцов церкви, Августина, что церковь есть совокупность “избранных”, Гус дает этому положению весьма своеобразное истолкование. У Августина избранные “предопределяются” фаталистическим образом; у Гуса это понятие играет совсем иную роль. По мнению Гуса, истинными членами церкви являются не люди, внешним образом к ней принадлежащие, но все праведники от самого сотворения мира. Одна внешняя принадлежность к христианской вере, хотя бы сопряженная с высоким духовным саном, не включает человека в число “избранных”. Люди, внешним образом числящиеся среди христиан, а на деле распутные или негодные, на самом деле члены “антихристовой церкви”. Папа, стремящийся стать на место Христа, есть не апостолический папа, а “наместник Иуды Искариота”. Если члены коллегии кардиналов живут не по-христиански, они хуже язычников, совершающих грехи по неведению.

Повиновение папской и вообще церковной власти должно быть условным. Если духовная власть идет против учения Христа, ей надо сопротивляться. Любой мирянин не только может, но должен проверять повеления духовной власти Писанием.

Если духовная власть оскверняет храмы и грабит народ, светские правители имеют полное право изгонять таких пастырей из храмов и даже конфисковать неправильно расточаемые церковные имущества.

Таковы главные положения, развитые Гусом в его сочинениях. Нечего и говорить, что это учение шло вразрез с духом и стремлениями католицизма и что оно было, в социальном отношении, более опасно для Рима, чем любая догматическая ересь. Но осудить Гуса за одно его учение о церкви было бы трудно, так как в этом случае пришлось бы открыто защищать злоупотребления. Вот почему враги Гуса избрали кратчайший и вернейший путь, приписывая ему такие догматические положения (например, об евхаристии), о которых он и не помышлял. Для Гуса вопрос о догме постоянно стоял на втором плане. Он являлся, прежде всего, реформатором в области чисто нравственной и именно поэтому был для господствующей церковной системы опаснее других, даже более смелых и резких реформаторов.

Гус погиб; но, по известному изречению, пламя от его костра охватило все чешские земли и потрясло основания самой Римской Империи. Гуситские войны, победы Жижки и других гуситских вождей были ответом палачам Гуса. Влияние Гуса на умственное развитие чешского народа сказывается до сих пор. В минуты великих национальных бедствий гуситский дух, живущий в чешских народных массах, не раз спасал их от материального и нравственного порабощения.


“Johannes Hus Magister in atribus”. Автограф Яна Гуса


Ян Жижка. По старинной гравюре

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ февраля 1795 года в своем деревенском уединении Михаил Ковалинский дописал последнюю строку биографии покойного учителя. После этого он недолго прожил в Хотетове. Возвратившись в столицу, вскоре получил назначение губернатором в Рязань, а в начале нового века

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Главная военная прокуратура явно поспешила со своим заключением о необоснованности обвинения Тухачевского и его коллег. Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла 31 января 1957 г. крайне сомнительное и плохо мотивированное решение о полной реабилитации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Давным-давно пора воздвигнуть в лице Арины Родионовны прочный вещественный памятник этой светлой силе русского простонародья. Е. Поселянин Много воды утекло с тех пор, немало режимов и поколений миновалось, но кардинально менявшая свой облик Россия — «земля

Заключение

Заключение Умом Россию не понять, аршином общим не измерить;У ней особенная стать! В Россию можно только верить!Ф.ТютчевОставив границы СССР, я увез в сердце громадную, глубокую, неизмеримую любовь к России, к ее народу, терзающую тревогу за нее и за ее будущее.Партия, МВД,

Заключение

Заключение Смерть Гаршина вызвала широкий отклик в самых разнообразных кругах читающей России. Потрясенный и скорбный Репин два дня провел у изголовья Гаршина; он писал его последний портрет. Своего друга он изобразил лежащим в гробу, усыпанном красными цветами; по

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нам дорого имя каждого художника-реалиста.Шишкин, Саврасов, Левитан помогают нам еще сильнее полюбить родные леса, поля, реки, почувствовать их неповторимую красоту и прелесть.Крамской и Ярошенко дают нам возможность ощутить особенности их времени, характер

Заключение

Заключение Учение Гуса и его историческая рольГус был сожжен не за ересь, а за свою устную и письменную проповедь, содержавшую резкую критику господствующей церковной системы. Необходимо поэтому сказать несколько слов об этой критике.Нравственная сторона учения Христа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Прошло более двадцати лет c того памятного дня, как участники белой Вандеи покинули родину. За эти долгие годы я много и мучительно думал о том, в чём кроются причины и корни того, что Белое движение потерпело неудачу, в результате которой Россия на десятки лет

Заключение

Заключение Одно мучило меня все эти годы. Это моя тайна. И в первую очередь я должен был рассказать все моей жене. Но это не так легко. Именно поэтому я сел писать эти записки, чтобы в первую очередь дать их прочесть ей. По другому у меня не получалось, я не мог сказать обо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … Жизни годы Прошли не даром, ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой! И. Гёте, Перевод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Толстой начал свою литературную деятельность в 1851 году, выступив “Детством” в “Современнике” Некрасова. “Детство” обратило на себя внимание, хотя преимущественно лишь в кружках, прикосновенных к литературе. “Севастопольские рассказы” сделали имя

Заключение

Заключение В 1955 году за рубежом одним из русских эмигрантов-политологов, Александром Уайтом, была написана небольшая работа под названием "Русская политика самосохранения". Через два года она была опубликована, но не полностью, в парижском журнале "Грядущая Россия", а в 1959

Заключение

Ян Гус был сожжён на костре 6 июля 1415 года. Сожгли за ересь. Если кратко описать идеи Гуса, то можно сказать, что он лишь хотел, чтобы церковь поступала так, как она сама же учит.

Его проповеди против зла, причиняемого католическим духовенством, завоевали народное сердце. Сейчас Ян Гус является одним из самых популярных исторических героев Чехии.

Он запомнился как ярый критик церкви и защитник национальной самобытности. Неудивительно, что его казнь, в итоге, привела к Гуситским войнам.


Image Hosted by PiXS.ru

Ян Гус был выдающимся человеком не только в религиозном плане. Он также сделал многое для науки. Ректор Пражского университета, мастер свободных искусств, он написал множество научных работ по лингвистике.

В частности, именно он придумал диакритические знаки над буквами (как тут: ž), которые позволили передавать каждый звук речи отдельной буквой. Он провёл реформу чешского правописания: книги стали более понятны народу.




Ян Гус


Критика церкви и императора

С 1402 года Ян Гус проповедует в Вифлеемской часовне при Пражском университете, где он с 1398 года преподавал богословие. В том же 1402 году он впервые становится на год ректором университета.

Итак, как можно догадаться, центром вольнодумства в Праге становится Вифлеемская часовня. В это время друг Гуса Иероним Пражский привозит в Прагу сочинения Джона Уиклифа, которые были запрещены церковью.

Гус восхищён Уиклифом до такой степени, что открыто называет себя его сторонником. Надо сказать, что Уиклифа чуть не ждала участь Яна Гуса. Первого тоже вызывали на собор для дачи показаний, однако тот остался в Оксфорде под защитой короля Англии.

Итак, будучи под влиянием английского богослова, Ян Гус начинает открыто осуждать развращённые нравы духовенства и призывает лишить церковь собственности. Кроме того, он выступал за чешскую самобытность против немецкого засилья в Чехии.

Image Hosted by PiXS.ru



Интерьер Вифлеемской часовни в Праге

Эта часть критических проповедей Гуса очень импонировала шляхте, желавшей получить в свои руки церковные земли. Бюргерам, в свою очередь, нравилась идея бедной церкви.

Критические проповеди Гуса нравились дворянам и бюргерам
Ян Гус проповедовал то, что собственность должна принадлежать справедливым. А несправедливый богач то же, что и вор. Христиане же должны искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

В 1409 году король Богемии Вацлав IV подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Это был явный знак поддержки Яна Гуса.

Image Hosted by PiXS.ru



Приготовления к казни Яна Гуса


Изгнание Яна Гуса из Праги

С 1409 года проповеди Яна Гуса становятся всё более радикальными. Как и Уиклиф, Гус поставил Библию выше папы, церковных соборов и папских постановлений, противоречивших Библии.

В этом плане Ян Гус был фундаменталистом: его идеалом была раннехристианская церковь. К 1412 году положение Яна Гуса ухудшилось настолько, насколько это возможно.

В это время Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу.

В 1413 году Яна Гуса отлучили от церкви и наложили интердикт, то есть запрет вести службы, на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Гус бежит и в течение двух лет живёт в замках дворян, покровительствовавших ему.

Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково.

Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Яна Гуса начали причащать простой народ и вином.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор. В Констанце пытались объединить Римско-католическую церковь, переживавшую тогда Великий западный раскол, который привёл к троепапству. То есть сразу три человека объявили себя понтификами.

Ян Гус согласился поехать на собор только после того, как брат чешского короля, император Священной Римской империи Сигизмунд I, лично пообещал Гусу, что с ним ничего не случится.

Однако по прибытии в Константц выяснилось, что император его обманул. Вместо охранной, он дал ему обыкновенную подорожную грамоту.




Ян Гус на костре — рисунок Яничека Змилелы в Йенском кодексе.
Ян Гус изображён в образе Христа

В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключён в одной из комнат дворца.

Гуса сожгли, нарушив императорскую клятву о безопасности

Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император.

Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им слове, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в 1419 году он стал королём Чехии и был вовлечён в опустошительные Гуситские войны.

Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он стал словоохотнее, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться.

Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был передан констанцскому архиепископу, посадившему его на хлеб и воду.

Image Hosted by PiXS.ru



Памятник Яну Гусу на Староместской площади в Праге,
возведен в 1915 году по проекту Ладислава Шалоуна


Ян Гус — предтеча Мартина Лютера

8 мая 1415 года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце.

Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило с 5 по 8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 года Ян Гус по приговору собора был сожжён на костре.

Говорят, на костре он предсказал появление через сто лет Мартина Лютера, великого реформатора, чьи труды не будут уничтожены:

Ян Гус, это самый важный религиозный реформатор 15-го века, чья работа была переходной между средневековым периодом и периодом Реформации. Он был вовлечен в ожесточенные споры о Западном расколе, его обвинили в ереси на соборе в Констанце и сожгли на костре. Но его идеи живы по сей день. Как и в средневековье, многие священники купаются в роскоши, а простые люди продолжают нести им подаяния. Мы вновь переживаем этот период и иногда кажется, чтобы мы очнулись нам нужен свой Ян Гус, который расскажет массе о зажратости церкви.

Ранняя жизнь и педагогическая карьера

Ян Гус родился в семье бедняков в Гусинце на юге Чехии, откуда и взял свое имя. Около 1390 года он поступил в Пражский университет, а через два года после его окончания в 1394 году он получил степень магистра и начал преподавать в университете. Он стал деканом философского факультета в 1401 году.

В это время Пражский университет переживал период борьбы с иностранным, главным образом немецким, влиянием, а также интенсивным соперничеством между, с одной стороны, немецкими мастерами, которые поддерживали номинализм и считались врагами церковной реформы, а с другой, националистические чешские мастера, которые были склонны к реалистической философии и являлись восторженными читателями философских сочинений Джона Уиклифа, критика номинализма. Гус изучал работы Уиклифа, а затем и его богословские труды, которые были привезены в Прагу в 1401 году. Ян находился под влиянием основополагающих принципов Уиклифа, хотя он никогда не поддерживал его крайностей и был особенно впечатлен предложениями Уиклифа о реформе римско-католического духовенства.

Клерикальное имение владело примерно половиной всей земли в Богемии, а богатство высшего духовенства вызывали ревность и негодование среди бедных священников. Богемское крестьянство тоже были недовольны духовенством и оное воспринималось как будто это жестокий землевладелец. Таким образом, существовало потенциальное основание для поддержки любого движения за церковную реформу в то время, когда авторитет самого папства был дискредитирован западным расколом. Попытки реформирования были предприняты чешским королем Карлом IV, и работы Уиклифа были избранным оружием национального реформаторского движения, основанного Яном Миличем из Кромержижа

Лидер чешского реформаторского движения

В 1391 году ученики Милича основали Вифлеемскую капеллу в Праге, где публичные проповеди проповедовались на чешском (а не на латыни) в духе учения Яна. С 1402 года Гус отвечал за часовню, которая стала центром растущего национального движения за реформы в Богемии. Он все больше погружался в публичные проповеди и в конце концов стал популярным лидером движения. Несмотря на свои обязанности в Вифлеемской часовне, Гус продолжал преподавать на факультете искусств университета и стал кандидатом на степень доктора богословия.

В 1403 году немецкий университетский университет составил список из 45 статей, предположительно выбранных из произведений Уиклифа, и назвал их еретическими. Поскольку у немецких мастеров было три голоса, а у чешских - только один, немцы легко переиграли чехов, и 45 статей отныне были расценены как попирание православия. Основным обвинением против учения Уиклифа был его принцип постоянства - то есть, что хлеб и вино в Евхаристии сохраняют свою материальную сущность. Уиклиф также объявил, что Писание является единственным источником христианской доктрины. Гус не разделял всех радикальных взглядов Уиклифа, таких как взгляды на оставшуюся жизнь, но некоторые члены реформаторской партии сделали это, в том числе учитель Гуса, Станислав из Знойма, и его сокурсник Штепан Палеч.

Ян Гус и западный раскол

С 1378 года римская католическая церковь была разделена западным расколом, во время которого папская юрисдикция была разделена между двумя папами. Как лидер реформ, Гус без колебаний поссорился с архиепископом Збинеком, когда последний выступил против Пизанского собора (1409 г.), который был призван для того чтобы свергнуть противников и реформировать церковь. Совет получил поддержку чешских мастеров в Пражском университете, тогда как немецкие мастера были против. Немецкие мастера, имевшие большинство голосов в университетских делах, поддержали архиепископа, который настолько разозлил короля Вацлава, что в январе 1409 года он нарушил законы университета, предоставив чешским мастерам по три голоса каждому и немцам только один; Результатом стала массовая эмиграция немцев из Праги.

Осенью 1409 года Гус был избран ректором ныне доминирующего в Чехии университета. Окончательный разрыв между архиепископом Збинеком и Гусом произошел, когда Пизанский собор сверг и папу Григория XII, власть которого была признана в Богемии, и Бенедикта XIII, и на их месте избран Александр V. Однако свергнутые папы сохранили юрисдикцию над частями Западной Европы. Таким образом, вместо двух стало три папы. Архиепископ и высшее духовенство в Богемии оставались верными Григорию, тогда как Гус и партия реформ признали нового папу. После принудительных мер царя, направленных на то, чтобы признать Александра V законным папой, архиепископ, получив большую взятку, заставил Александра запретить проповедовать в частных часовнях, в том числе в Вифлеемской часовне. Гус отказался подчиняться приказу папы, после чего Збинек отлучил его от церкви. Несмотря на его осуждение, Ян продолжал проповедовать в Вифлеемской часовне и преподавать в Пражском университете. В конечном счете король заставил Збинека пообещать Яну Гусу свою поддержку перед римской курией, но затем он внезапно умер в 1411 году.

Последнее испытание философа

Западный раскол не ослабевал, и венгерский король Сигизмунд, будучи вновь избранным (1411 г.) королем Германии, увидел возможность обрести престиж как восстановитель церковного единства. Он заставил Иоанна XXIII созвать собор в Констанце, чтобы найти окончательное решение раскола и положить конец всем ересям. Поэтому Сигизмунд послал эмиссара, чтобы пригласить Гуса присутствовать на совете, чтобы объяснить его взгляды - приглашение, которое Гус, естественно, не хотел принимать. Но когда Джон угрожал королю Вацлаву за несоблюдение запрета, и после того, как Сигизмунд заверил Яна Гуса в безопасном поведении для поездки в Констанцию ​​и обратно (независимо от того, какое решение может быть), реформатор наконец согласился пойти.

Он уехал в Констанц, в ноябре 1414 года. Вскоре после прибытия в Констанц он с молчаливого согласия Сигизмунда был арестован и помещен в заключение, из которого он никогда не выходил. Враги Гуса преуспели в том, что он предстал перед Советом Констанции как еретик. Все, что мог бы получить за него серьезное вмешательство богемской знати, - это три открытых слушания, на которых ему было позволено защищаться, и ему удалось опровергнуть некоторые из выдвинутых против него обвинений. Совет призвал Гуса отречься от своих убеждений, чтобы спасти свою жизнь, но для большинства его членов совета он был опасным еретиком, которого ждала одна судьба- смерть. Когда он отказался отречься, он был торжественно приговорен 6 июля 1415 года и сожжен на костре.

Верования и сочинения

Было много споров о том, в какой степени Гус был обязан Уиклифу за его богословские убеждения. В Констанции он отказался подчиниться требованию совета полностью отказаться от Уиклифа и, несомненно, поддержал доктрину предопределения и отстаивал верховенство библейской власти над католической церковью. Однако взгляды Гуса могут быть истолкованы как кульминация чешского национального движения за реформы. Его последователи и последующие богемские религиозные реформаторы приняли имя гуситов.

Во время изгнания в 1412–14 годах Ян Гус заменил своей популярной проповедью в Праге серию сочинений на чешском языке. С тех пор они стали классикой чешской литературы и одинаково важны в истории чешского языка, потому что Гус разработал новую и более простую орфографию. Самым важным из этих произведений является его популярный трактат Vyklad viery, desatera a patere. Писания Гуса на чешском и латинском языках включают другие религиозные трактаты, научные трактаты и лекции, сборники его проповедей и личные письма.

Спасибо за просмотр. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а также читайте и другие мои статьи:

Читайте также: