Сочинение на тему платок

Обновлено: 04.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

… И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

Актуальность темы

Русские платки. С чем ассоциируется у большинства из нас это словосочетание? Правильно: с национальными традициями, чаепитиями долгими зимними вечерами, с тульским самоваром и пряниками. Вот я и решила разобраться, когда в России появились такие платки? Почему во все времена они пользовались спросом у женщин? Почему говорят "Русские платки – отражение души народа"?

Цель работы: Показать платок во всем его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного

костюма, как часть души русской.

Изучить историю появления платка;

Пробудить интерес к народным традициям;

Способствовать формированию уважения к труду и таланту мастеров, понимание красоты, вкуса.

Объект исследования: Русский платок.

Русский платок - украшение для женщин;

Русский платок - неотъемлемая часть русского традиционного костюма;

Русский платок-отражение души русской.

Краткий обзор используемых источников:

Методы исследования:

Опрос жителей села.

Сбор материала для Музея села.

Основная часть.

1.История возникновения русского платка.

И до сих пор платок с традиционными русскими узорами актуален в нашем 5

гардеробе. С конца 18 века в России успешно развивается производство больших платков и шалей. Стали изготавливать шали двусторонними, при ношении можно было использовать и лицевую и изнаночную стороны. На всех русских промышленных выставках, в том числе на первой международной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, эти шали были отмечены самыми высокими наградами.

В подражание цветным шалям, дорогим и недоступным широкому кругу людей, стали выпускать набивные платки. Главными центрами производства стали Москва и Павловский Посад.

2. Правила ношения платка на Руси.

Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Платок - древняя часть

Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Платок - древняя часть женского гардероба. Степень распространения платка зависела от климатических условий, от религиозных традиций, обычаев.

Тканый платок сначала носил название "лор", затем "убрус". Славянское слово "убрус" сохранилось у западных славян до сих пор. Под платок женщины надевали шапочки, так называемые "подубрусники" или "волосники", которые с одной стороны утепляли голову, а с другой предохраняли дорогие расшитые платки от загрязнения и, соответственно, от частой стирки. Женщины стягивали волосы головным убором так туго, что им было тяжело даже пошевелить веками. Зимой поверх платка надевалась меховая шапочка. Бедные покрывали голову платком из крашенины (грубой ткани домашнего изготовления) и шерстяными платками.

В городской и купеческой среде укоренился обычай покрывать шалью плечи,

что соответствовало русской традиции костюма скрывать формы женского

Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Со временем платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Платки стали превращаться в шарфы, галстуки, палантины и самые разнообразные накидки, которые уже в большей степени напоминают элементы нарядов современных женщин. Платки и сегодня используются девушками и женщинами, как в будние, так и в праздничные дни. Только способы ношения их разные.

3. Правила ношения платка и традиции в с. Новоалександровка.

Значение бытования платка широко известно на Руси, но есть в каждой местности и свои обычаи, традиции и обряды, связанные с платками. В нашем селе свои обычаи ношения платков и шалей. По – разному повязывали платки девушки и женщины разных возрастов.

Девушки завязывали платки под подбородком или на затылке (по – кулынки, по девушкам). (Приложение 1)

Замужние женщины нашего села носят платки, интересно повязав концы его вокруг шеи, и завязывали сзади двумя узлами, некоторые завязывают концы платка на голове (как Солоха). (Приложение 2)

Иногда одновременно одевают два платка.(Приложение 3)

Девушки носили шали, свернутые широкой полосой, которая накладывается серединой на лоб и обертывается вокруг головы, концы ее сзади перекручиваются и искусными завитками переводятся снова наперед, получается нечто вроде короны, высокой спереди и понижающейся сзади; темя остается при этом открытым. Замужние женщины оставляли угол шали не завернутым для прикрытия темени, пожилые распускали концы шали по спине. Кстати, в дворянских семьях, девочек учили носить шаль, повязывать её и даже танцевать с ней. (Приложение 4,5)

Свадьба Молчановой Веры Николаевны и Мокрогузова Петра Васильевича состоялась 20 августа 1978 года. Они вместе уже 39 лет, и все 39 лет хранится у них свадебный платок невесты.

Свадебный платок хранится и в семье Головчановой Любови Ивановны тоже 39 лет как память о счастливых годах, прожитых с Головчановым Николаем Антоновичем, ушедшим из жизни в 2007 году.

Из бесед со старожилами села я узнала, что во время крещения младенца в старину использовался также большой мягкий платок, который матери старались сберечь, как святыню, как оберег.

Бытует в народе поверье, что платок или косынка приносит помощь больному, если ими раньше прикоснулись к мощам святых или к иконе в церкви во время богослужения.

Платок играет большую роль и когда человека провожают в последний путь. Обычно женщинам, занятым организацией этого траурного мероприятия, в знак благодарности дают платки, платками перевязывают венки, в дни

поминовения близких (40 дней, год) в старину, а в некоторых семьях и сегодня раздают платки.

Одни платки носили в будни, во время работы, другие только по праздникам. Эти платки удивляли своей красотой, богатством красок, разнообразием и обилием цветов и узоров, чем покоряли взоры окружающих. Платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными. Для многих женщин — это лучший подарок.

В школьном краеведческом музее хранится целая коллекция платков, и каждый из них таит в себе свою историю.

4. Платок сегодня и в далёкие времена. (Из история платков школьного музея.)

Бордовый кашемировый платок с угловым узором принадлежал Гунько

Ольге Алексеевне, жительнице села Новоалександровка, родившейся в 1906 году. Куплен был в годы её девичества родителями и служил как приданое. В ту пору такие

платки были редкостью и говорили о достатке в семье.

Есть в музее шаль из далёкой Германии. История её такова.

Д еркун Семён Ксенофонтович прошёл Великую Отечественную войну и

из Берлина в победном 1945 году привёз в подарок своей молодой

жене Татьяне Степановне великолепную шаль. В музей эта вещь по

пала, когда Татьяны Степановны не стало, а до этого она храни

лась у её племянницы Козаченко Светланы Ивановны.

Родина платка, который хранится у Гончаренко Раисы Михайловны,

- далёкий холодный Магадан. Именно там её родители жили в 1978 –

1981 г.г. Мама Анна Андреевна работала в столовой санатория. В знак

уважения и благодарности за хорошую работу и ей был подарен

чёрный кашемировый платок удивительной красоты. После смерти

мамы платок так и хранится в семье дочери.

Интересна и трогательна судьба другого платка, который тоже хранится у

Раисы Михайловны. Его хозяйка Стрельцова Мария Ивановна родилась и

в ыросла на Украине в городе Ворошиловграде. Когда началась Великая

Отечественная война, она в первые же дни ушла на фронт и до

конца войны была старшей операционной сестрой. Ещё 2 го

да ей пришлось работать и жить в Болгарии, и потому домой

она вернулась только в 1947 году с маленьким сыном на ру

ках. Надеялась Мария Ивановна, что потеря мужа будет

самым тяжёлым испытанием для неё. Но страшный голод

послевоенных лет заставил её, работавшую вновь старшей операционной

сестрой, сдать маленького сына в детский дом, чтобы спасти от голодной смерти. Когда стало легче с питанием, она забрала его домой.

Шли годы, сын обзавёлся семьёй, жили в Ворошиловграде, и не думала

Мария Ивановна, что на закате лет война снова войдёт в её жизнь. Уехать из

родного дома они с сыном решились, когда уже всё вокруг горело, рвались

снаряды и гибли люди. В первый день им не удалось выйти из-под обстрела, и они вернулись назад.

Когда уезжали из родного дома под звуками выстрелов и взрывов, она захватила с собой самые дорогие для неё вещи: редикюль с документами, медали и белый платок, что купили ей родители ещё в пору её юности и который она так долго и бережно хранила.

Она и сегодня хранит платок, связанный мамой, как реликвию, как светлую память о ней. (Приложение 6)

5.Сельские рукодельницы.

Первую шаль связала 7 лет назад. Это большая белая шаль. За эти годы связала Ирина Алексеевна более 10 шалей разных цветов и узоров, но неизменно красивых, нарядных. По словам Ирины Алексеевны, можно вязать и обыкновенной столовой вилкой, и узор получается воздушный, объёмный. Модный сегодня шарф (снут) вяжется на согнутой в локте руке примерно за 2 часа.

Отрадно осознавать, что платок сегодня не только не вышел из моды, но и всё больше женщин увлекается его вязанием. Кутовая Наталья Алексеевна умеет вязать всё, но больше всего покоряют своей красотой и оригинальностью шали,

связанные ею. Вязать именно шали Наталья Алексеевна начала в 2006 году.

6. Заключение.

Меняются времена, но только платок остается лучшим подарком. Ведь платок не просто головной убор, а символ любви и красоты, традиции народа. Это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир.

Всё это в целом - душа и память народа, наполнявшая внутренним смыслом его размеренную жизнь, протекавшую согласно мудрым установлениям, выработанным трудовой жизнью, общением с природой и почитанием заветов отцов и дедов.

Национальные традиции сегодня являются надёжной основой для преумножения и развития отечественной культуры, выражаются в разумном отношении к культурному наследию наших предков.

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслится.

Слава русскому платку, который неразрывно был связан с девичьей любовью, женской верностью и страданием, культурой русского народа. Он является символом женственности, элегантности и очарования и поэтому любовь к нему проносится через века!

Список использованной литературы:

1.Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М.:ТЦ Сфера,2002.

2. Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка [в 4 т.] / [соч.]

3. Кабинетская Т.Н. Традиционные русские праздники в начальной школе. - Переизд. - Псков,1998.

4. Материалы школьного музея.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М .: Мир и Образование, Оникс, 2017. — 736 с.

6. Терещенко А.Т. История культуры русского народа- М.: Эксмо, 2007. – 736с.

1.Моя бабушка очень интерестный и весёлый человек.Несмотря на то молодая она или пожилая бабушка не отстаёт от моды.Все её вещи очень красивые и изысканные.Больше всего мне нравится её платок.Он небольшой на нём изображены разные узоры есть даже такие узоры какие человек может очень редко встретить.Края этого платка красиво вышиты кружевами.Иногда я примеряю этот платок и не могу устоять перед красотой и грацией этого платка.Я думаю такой прекрасный платок только у одного человека - это моя бабушка.
2. Моя бабушка жива и ее коллекция платков, в том числе павло-посадских платков достаточно большая. Моя любовь к различным шарфам, палантинам и шалям родом из моего детства. Мне всегда нравились уютные и красивые вещи из бабушкиного комода. И сейчас я с удовольствием пополняю коллекцию любимых и красивых вещей подобного рода, хотя ношу их далеко не все. Павлопосадские платки - не исключение, хотя у меня есть пашмины и из далеких экзотических стран - из Индии, Шри-Ланки, Тайланда.
3.Помню, что когда была маленькая, мы с бабушкой на лето уезжали в деревню, и там, в отличие, от города, многие женщины носили платки. Были они и у моей бабушки. Она их умела красиво носить, много про них рассказывала. И словом называла очень сложным тогда для меня: павлопосадские платки. Для меня это было что-то вроде заклинания. Я выросла, а слова эти для меня все еще волшебные. Теперь бабушка показывает эти платки моей маленькой дочке, и она пытается произнести такое сложное название: павло-посадские платки.
4. Для меня павлопосадский платок это не просто красивая тёплая вещь, это дорогая мне память из детства. Это то что врезалось мне в память в детстве. Когда приезжали к бабуле зимой, она каждый раз встречала меня в белом платке с красивым и ярким рисунком, уже потом дома я рассматривала их. Это были и цветы, как настоящие , цветущие летом и интересные , затейливые узоры. Теперь у меня от бабушки остался один платок и я берегу его. Конечно у меня есть новые павлопосадские платки и шали, красивые и яркие, но дороже бабушкиного платка ничего нет.
Выбери который больше всего понравился.
Ну как .
Если что добавь что то от себя .
Сделай лучшим. Пожалуйста. Ну сделай.

Новые вопросы в Русский язык

1. Прочитай. Подели текст на абзацы. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найди и подчеркни местоимения. . … В лесу. Мы (с) бабушкой уходим всё дальше (в) лес. Скр..пят кл..сты. Смеётся кукушка. Св..стит Иволга. Л..гушки прыга- ют между кірней. (Под) н..гами пышным к..вром стелется мох. Гр..бы дразнят св..им запахом. Вдруг я пров..лился в глубокую яму, распорол себе бок и разорвал кожу (на) затылке. Я (по) звал бабушку. Она ж..во выт..Щила меня и пов..ла (к) руч..ю, где вымыла и перев..зала раны. Бабушка отв..ла меня в железнодорожную бу..ку. (До) дома я (не) мог дойти, сильно осл..бел. По М. Горькому(Даю 20 баллов)​

1) Работая в горячем цеху, Иван привык кжару и грохоту. 2) Поддерживаемый парашют потоком воздуха может долго находиться в небе. 3) Некоторое время во … шедшего в класс пристально рассматривали. 4) Благодаря мастерства пилота вертолёт был посажен прямо на палубу танкера. нужно найти от 2 предложений в которых ошибка​

Разобрать имя числительное девятом (морфологический разбор) с объясненением.Живет в девятом подъезде.​



Цель: формирование уважительного отношения к родному народу, его традициям, как духовно-нравственному наследию, национальному символу культуры нашего народа.
Задачи:
- напомнить о духовности и культуре, свойственной для русского народа;
- изучить популярность Павлово посадских платков, которые отображают все особенности национального русского характера - широту, открытость и щедрость;
- рассказать о традициях своей семьи и событиях, связанных с этим удивительным, красивым платком.


На посадском платке-
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров!
Эту русскую сказку
Каждый видит здесь рад.
Это сказка с названьем
Павлов Посад.
Словно счастья букеты
На посадском платке.
Их теплей и роднее
Не найти нам нигде!
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. Признанием высокой художественной и культурной ценности изделий является тот факт, что предприятию придан статус народного художественного промысла России.
Издавна Россия славилась платками, красивыми, яркими. Их носили и богатые и бедные. Меняются время и мода, но неизменными остаются цветы России на плечах русских красавиц. На Руси ни одно народное гуляние, ни один хоровод не обходились без нарядного, узорчатого платка. И всегда самый красивый, самый нарядный платок был припасён для особого случая или праздника. А когда наступал праздничный день, то, собираясь на гулянье, вынимала крестьянка из сундука свои лучшие платки.





Воссияло солнце красное
Да на небушко на ясное,
Уж вы гости, добры молодцы,
Вы, голубушки, красны девицы,
Выходите вы скоро
Да во чисто поле
Песни петь да сказы сказывать,
Платки русские показывать!
Моя бабушка пронесла через всю жизнь воспоминания и любовь! Берегла фотокарточку и колечко! И я буду беречь её подарок! И может быть когда-нибудь, на Семеновской земле, на берегу реки Керженец будет моя свадьба в русском народном стиле и на моих плечах будет именно этот платок! Который потом я накину на плечи своей дочери! Берегите любовь!

Учащаяся рассказывает осемейной реликвии - платке, который передается в семье по женской линии.

ВложениеРазмер
sochinenie_semeynaya_relikviya.doc 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Малыхина Анна Александровна

Руководитель Малыхина Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

Осенний долгий вечер. За окнами уже темно. По стеклам нудно моросит мелкий холодный дождь. Скучно…Я брожу по коридору и вдруг решительно направляюсь в бабушкину комнату. Она сидит в своей обычной позе: надвинув на нос очки, вяжет что-то, изредка грозя пальцем маленькому котенку, который охотится на ее клубок. В ее комнате так тепло и уютно. Я забираюсь с ногами в кресло и прошу ее:

- Бабуль, расскажи мне что-нибудь.

- Но что же, моя ласточка? – ласково спрашивает она.

- Даже и не знаю, что бы тебе рассказать.

- А расскажи мне еще раз про шаль, а?

Бабушка улыбается, снимает очки, откладывает в сторону вязание и медленно идет к пузатому шкафу. Я уже знаю, что будет дальше, но от этого мне становится еще любопытнее. Чуть покопавшись в шкафу, бабушка Маша достает сверток и бережно прижимает его к груди. Мы с ней вместе торопимся в зал.

Бабушка этим платком очень дорожит. Ей уже 66 лет, но она рассказывает мне все так, как будто это было вчера.

У этого платка своя долгая история.

В начале 19 века в одной не очень богатой семье жила девушка Евдокия. Она была очень трудолюбивая, на радость матери и отцу. И вот, благословляя дочь на брак, родители подарили ей чудесный платок. Евдокия в браке было счастлива, они с мужем много трудились. У них родилась дочь Наденька, в которой они души не чаяли. И Надежда пошла в мать, такая же трудолюбивая, веселая, первая заводила в хороводе. Когда она выросла, родители хотели ей найти жениха. Но Наде приглянулся парень из соседнего села. Молодые люди полюбили друг друга. Родителям не по нраву был выбор дочери: жених был очень беден. Но, присмотревшись к нему, они поняли, что он хороший человек. Не стали они прекословить дочери, и дали свое согласие на брак.

И повезла Надежда в соседнее село Моховое вместе с родительскими пожеланиями и заветную мамину шаль. У них с мужем вскоре родились три дочери. На свадьбе старшей Надежда, помня, как ее благословляли родители, с любовью и заботой накинула на плечи Анны шаль.

Трудная жизнь была у Анны Павловны. На годы ее молодости выпала война, у нее родились три сына и умерли еще совсем маленькими. Муж четыре долгих года был на войне. Нечего было кушать, ее подруги меняли на хлеб и муку вещи. Ездила с ними и Анна. Но шаль все время прятала подальше, не желая с ней расставаться. Она ее считала своим талисманом. Ей казалось, что шаль оберегает ее от несчастий. Пока платок с ней, все у нее будет в порядке. И смогла пережить трудности. Муж живой пришел с войны, жизнь стала налаживаться. В 1946 году у них родилась дочь Маша – моя бабушка Мария Егоровна.

Когда она выходила замуж, шали уже не носили, не модно было. Но мама все равно отдала ей этот платок. Анна Павловна сказала, что дочь потом все поймет сама.

Вот теперь прошло уже много лет. У бабушки родились и выросли дети, подросло пятеро внуков.

Мы сидим с бабулей рядышком. Она говорит, а я слушаю. Я все так ярко представляю себе, как будто смотрю захватывающий фильм.

Бабушка, закончив рассказ, вздохнула:

- Вот тебе, внученька, я и передам этот чудесный платок. Будет память обо мне , да и о наших родственниках, хотя ты их и не знала. Может быть, ты, Аннушка, сможешь сохранить эту вещь и передать ее своим детям, рассказав им обо всем.

Бабушка бережно сворачивает платок и несет его в свой шкаф. На сегодня воспоминания закончены. Но я уверена, что услышу этот рассказ еще ни один раз и постараюсь его запомнить как можно точнее.

1.Моя бабушка очень интерестный и весёлый человек.Несмотря на то молодая она или пожилая бабушка не отстаёт от моды.Все её вещи очень красивые и изысканные.Больше всего мне нравится её платок.Он небольшой на нём изображены разные узоры есть даже такие узоры какие человек может очень редко встретить.Края этого платка красиво вышиты кружевами.Иногда я примеряю этот платок и не могу устоять перед красотой и грацией этого платка.Я думаю такой прекрасный платок только у одного человека - это моя бабушка.
2. Моя бабушка жива и ее коллекция платков, в том числе павло-посадских платков достаточно большая. Моя любовь к различным шарфам, палантинам и шалям родом из моего детства. Мне всегда нравились уютные и красивые вещи из бабушкиного комода. И сейчас я с удовольствием пополняю коллекцию любимых и красивых вещей подобного рода, хотя ношу их далеко не все. Павлопосадские платки - не исключение, хотя у меня есть пашмины и из далеких экзотических стран - из Индии, Шри-Ланки, Тайланда.
3.Помню, что когда была маленькая, мы с бабушкой на лето уезжали в деревню, и там, в отличие, от города, многие женщины носили платки. Были они и у моей бабушки. Она их умела красиво носить, много про них рассказывала. И словом называла очень сложным тогда для меня: павлопосадские платки. Для меня это было что-то вроде заклинания. Я выросла, а слова эти для меня все еще волшебные. Теперь бабушка показывает эти платки моей маленькой дочке, и она пытается произнести такое сложное название: павло-посадские платки.
4. Для меня павлопосадский платок это не просто красивая тёплая вещь, это дорогая мне память из детства. Это то что врезалось мне в память в детстве. Когда приезжали к бабуле зимой, она каждый раз встречала меня в белом платке с красивым и ярким рисунком, уже потом дома я рассматривала их. Это были и цветы, как настоящие , цветущие летом и интересные , затейливые узоры. Теперь у меня от бабушки остался один платок и я берегу его. Конечно у меня есть новые павлопосадские платки и шали, красивые и яркие, но дороже бабушкиного платка ничего нет.
Выбери который больше всего понравился.
Ну как .
Если что добавь что то от себя .
Сделай лучшим. Пожалуйста. Ну сделай.

Читайте также: