Сочинение на тему диалогическая речь

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диалог (от греч. diálogos - разговор, беседа), диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Д. противопоставляется.

Монолог , монологическая речь (от моно. и греч. lógos - слово, речь), вид речи, совсем
или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко, что дало основание Л. В. Щербе предположить её производность от диалогической (в историческом плане).

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи коммуникативного процесса.

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому. Для того, чтобы понять сущность коммуникации хотя бы в самых общих чертах, необходимо рассмотреть эту проблему в комплексе с другими проблемами, тесно с нею связанными. В этой связи интересно было бы рассмотреть различные предпосылки, обусловившие возникновение функции коммуникации, специфические особенности звуковой речи, в частности проблему слова и его взаимоотношения с понятием, роль различных ассоциаций в образовании словарного состава языка, причины различия структур языков мира при единстве законов логического мышления, специфику отражения предметов и явлений окружающего мира в мышлении человека и проявление этого отражения в языке и т. п.

Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ………………………………………………..5
1.1. Сущность монологической речи. ………………………………………..5
1.2. Монологические формы публичной речи………………………………..9
1.3. Устная монологическая речь…………………………………………….10
1.4. Письменная монологическая речь………………………………………14
2. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ………………………………………………. 17
2.1 Сущность диалогической речи…………………………………………. 17
2.2. Устная диалогическая речь………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Реферат - Монологическая и диалогическая речь (2).docx

1.1. Сущность монологической речи. ………………………………………..5

1.2. Монологические формы публичной речи………………………………..9

1.3. Устная монологическая речь………… ………………………………….10

1.4. Письменная монологическая речь………………………………………14

2. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ……………………………… ………………. 17

2.1 Сущность диалогической речи…………………………………………. 17

2.2. Устная диалогическая речь………………………………………………20

Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.

Монологическая речь преимущественно контекстна. В силу контекстности она должна пониматься без помощи экстралингвистических средств, которые часто играют большую роль в диалогической речи. В отличие от диалогической ситуативной речи монологическая речь характеризуется последовательностью и логичность, полнотой, завершенностью и ясностью мысли. При анализе лингвистических особенностей монологической речи следует обратить внимание на ее синтаксические и стилевые особенности и характеристики.

Любая речь, письменная или устная, кому-то адресована, каждый текст имеет адресата. Если говорящий активен, а адресат пассивен, т. е. не участвует в речи, то текст имеет монологическую форму. Но и монологический текст рассчитан на восприятие (слушание, чтение).

Устная монологическая речь, как и диалогическая, в известных пределах может допускать неполноту высказывания (элизии или эллипсы), и тогда ее грамматическое строение может приближаться к грамматическому строению диалогической речи.

Цель данной работы:

1) раскрыть сущность диалогической речи;

2) дать понятие монологической речи;

3) рассмотреть устную и письменную монологическую речь;

4) охарактеризовать устную диалогическую речь;

Объект работы - монологическая и диалогическая речь.

Актуальность выбранной темы заключается в важности непосредственного восприятия речевой деятельности говорящего собеседника, а также понимание речи, полностью или частично не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

По своему построению работа традиционна и состоит из введения, где формулируется цель исследования, двух глав, рассматривающих основные теоретические вопросы. Далее следуют выводы. Завершает исследование список использованных источников, позволяющих судить о представленной работе.

1. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

1.1. Сущность монологической речи

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).

По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности - проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).

Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют следующие типы монологов:

- монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:
- начало события;

- развитие события,
- конец события.

Пример монолога повествовательного типа:

Когда-то, в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом.

Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки - цыплята.

Хозяйка посчитала цыплят — ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.

- монолог - рассуждение, для которого типичны синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений ( конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом:
- тезис основная мысль;

Пример монолога – рассуждения:

Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.

Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.

А знаешь ли ты, что листок папоротника вытягивает яд, притупляет боль?

Родная природа должна быть первым учителем жизни.

- монолог-исповедь, который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений.

Пример монолога-исповеди: Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало.

Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы.

Все таки я счастлив, что живу на этой земле.

Ориентируясь на устное высказывание, монологи разных типов свободно допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной лексики междометий, разговорных и разговорно-экспрессивных синтаксических построений (конструкций диалогической речи).

Лекция, доклад и т.д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. И искусство этой формы устной речи включает в себя использование и этих выразительных средств; вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, последнюю нельзя превращать просто в чтение некоторого текста. Речь-лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи.

Монологическая речь включает в себя всё многообразие функций, которые вообще выполняет речь, осуществляя, однако, каждую из них в особой форме. Самое специфическое и характерное для монологической речи заключается в том, что ею человек, не общаясь реально с другими людьми, создает себе социальный резонанс. Монологическая речь, располагающая в качестве громкой речи всеми экспрессивными средствами, является средством выражения и эмоциональной разрядки. При монологической речи говорящий воздействует на самого себя всей той гаммой лирических и риторических средств, которыми располагает эта речь. Монологическая речь - это речь, в которой слушающий всегда солидарен с говорящим. Это речь с собеседником, который всегда слушает и всегда соглашается. В монологической речи говорящий, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой - воздействует на свои эмоции средствами, заимствованными из процесса общения.

Монологическая речь может выполнять функцию осмысливания, но и ее она выполняет специфическим образом: мысль, произнесенная вслух, приобретает большую осязательность. Как бы материализованная в звуках, в словесных формулах, она доступнее осознанию и проверке. Монологическая речь удовлетворяет при этом потребн ости придать своей мысли или своему переживанию ту осязательность и действенность, которую она обычно приобретает в процессе общения. Средством мышления монологическая речь служит в тех случаях, когда интересует не столько доказательность, т.е. объективная истинность мысли, сколько ее убедительность, т.е. сила воздействия.

1.2. Монологические формы публичной речи

Монологическая форма речи – это одно из проявлений диалогизированности публичного общения.

Монолог – это выступление одного человека: лекция, доклад, выступление на митинге и т. д. Чтобы монолог был эффективным, он, как правило, включает средства диалогизации – обращение каудитории, вопросы, вводные слова и выражения.

Публичная речь – это наиболее эффектная форма монолога, основа ораторского искусства. Публичную речь характеризует искусное владение живым словом. Публичная речь должна отличаться четким построением и оказывать нужное воздействие на аудиторию.

К монологическим формам публичной речи можно отнести высказывания, носящие пропагандистскую направленность, ораторскую речь как вид искусства, публичное чтение стихов, актерских монологов, поздравительных тостов.

Пропагандистское выступление относится к публицистическому стилю и имеет характер призыва. Пропаганда обычно имеет определенные цели: возбудить в слушателях желание следовать за кем-либо или привлечь внимание к чему-либо. Авторское начало в пропагандистском выступлении имеет собирательный образ, так как высказывания обычно делаются либо от всей партии, либо от всей компании. В такой речи обязательно присутствуют восклицательные предложения.

Ораторская речь – это выступление, в котором проявляются умение автора правильно и красочно владеть языком, его способность донести информацию и заинтересовать аудиторию. Ораторская речь должна быть в меру эмоциональной, выразительной и четкой. От оратора требуются высокий уровень подготовки, умение общаться со всей аудиторией сразу и с каждым человеком в отдельности.

Следующий вид публичной речи – это чтение стихов. Стихотворение могут читать сам автор или человек, специально обученный декламированию стихотворных произведений. В данном случае имеют значение выразительность речи, умение четко произносить звуки в соответствии с фонетическими нормами языка.

Чтение стихов значительно сложнее для произнесения, чем другие формы монологической речи, оно требует эмоционального напряжения.

Понятие и характеристика диалогической речи, особенности ее оформления на письме. Значение диалога и монолога с точки зрения специфики языка. Коммуникативные особенности диалогической речи. Виды диалога, рекомендованные для обучения диалогической речи.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 03.10.2017
Размер файла 108,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие и общая характеристика диалогичекой речи

Диалог - это подготовленный или неподготовленный разговор двух собеседников. Устная диалогическая речь имеет своеобразную грамматическую структуру. Порождение диалогической речи всегда ситуативно обусловлено, т.е. мотивируется условиями конкретной ситуации общения.

диалогический речь диалог язык

Особенности и значение диалогической формы речи

Диалогическая форма общения - наиболее естественная и привычная.

Однако у диалогической речи есть и другие существенные особенности, отличающие ее от монологической речи. Существенным является тот факт, что отвечающий на вопрос уже знает, о чем идет речь и это знание общей темы беседы, а иногда и общего содержания беседы имеет решающее значение. Чаще всего беседа протекает в определенной ситуации, и знание ситуации определяет речевое высказывание. Именно понимание условий ситуации и является вторым существенным признаком, определяющим грамматический строй устной диалогической речи.

Недаром говорят, что нужно уметь слушать другого, нужно научится слушать, - прервать другого не нужно уметь, потому что это естественно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалог является психологически относительно простым видом речи:

· Предъявляет к говорящему сравнительно небольшие требование в отношении умения строить связанное и развернутое высказывание;

· Имеет ярко выраженную внешнюю мотивацию.

Понимание собеседника при непосредственном общении облегчается рядом факторов. Оно происходит не только за счет произносимых фраз. Огромное значение имеют интонации голоса, мимика, жесты, вся обстановка, в которой происходит разговор. Собеседник понимает сказанное не только потому, что воспринимает речь, но и потому, что видит говорящего, находиться с ним в общей ситуации.

В тоже время, разговорная диалогическая речь - довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопрос и реплики собеседника, соотнося с ними свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления и вопроса.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоения разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развития диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Однако взрослым (учителям и родителям) следует помнить, что для ребенка первостепенное значение имеет овладение диалогической речью - необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и с ровесниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относится к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Таким образом - овладение связной диалогической речью, одна из главных задач речевого развития детей, так как овладение разговорно-диалогической речью - это непременное условие перехода к связной речи и социализации в дальнейшем. А если проводится целенаправленная и систематическая работа с ребенком, следовательно и дальнейшее развитие будет более успешным и продуктивным. Ее успешное решение зависти от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которое необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Коммуникативные особенности диалогической речи

Коммуникативные особенности диалогической речи: партнеры по общению прибегают к диалогу в следующих типичных ситуациях:

1) Когда один из них испытывает дефицит в сведениях, а собеседник, как предполагается компетентен в данной области и способен восполнить информационный пробел;

Когда раскрытие сюжета (темы) не может быть реализовано одним собеседником ввиду его языковой или мнемонической неспособности, дефицита сведений или в связи с необходимостью поэтапной проверки адекватности высказываемых положений;

Когда партнеры по общению испытывают потребность во взаимном обмене мнениями, впечатлениями, переживаниями;

4) Когда существует необходимость согласовать различные подходы к решению конкретной проблеме, устранить разногласие, разрешить спор и так далее.

Диалог, как и любой коммуникативный акт, протекает в конкретной ситуации общения и является ее продуктом. Также, необходимо заметить, что для развертывания диалога важное значение имеет инициативная (первая) реплика. Она является и изначальным речевым стимулом, и носителем темы. Темой диалогической речи может быть широкий круг вопросов. Это: человек (внешность, поступки и так далее), событие, вещь.

Факторами формирующими тему диалога, является отношение между собеседниками, уровень их коммуникативной общности, внешние события, ситуация в широком смысле.

Следующие важные особенности диалогической речи - психологические.

На содержание и характер диалогического общения влияют следующие психологические аспекты:

процессы восприятия речи собеседника и ориентировка в ситуации;

процессы формирования содержательной стороны высказывания;

процессы языкового оформления мысли и восприятия реплик партнера по общению.

Наблюдение за диалогизированием показывает, что любое осмысленное высказывание является результатом непосредственного контакта между людьми. Содержательная сторона высказываний в диалогическом контакте формируется на основе жизненного опыта общающихся и целого ряда стимулов, например, собеседник может испытывать потребность или необходимость:

1)сообщить что-то партнеру по общению;

запросить у партнера нужную информацию;

привлечь внимание партнера к какому-либо объекту или событию;

сообщить о своих наблюдениях, впечатлениях, выводах;

констатировать какой-либо факт, касающийся одного из своих собеседников;

высказать свои положительные или отрицательные эмоции.

Также, в ходе диалогической речи каждому из участников контакта приходится решать целый ряд задач психологического характера, а именно:

помнить все предыдущие беседы с партнером, не повторяться;

помнить все, что сказал собеседник в ходе диалогического контакта и все, что сказал сам;

мгновенно оценивать всю сумму сведений;

уметь вовремя вставить свое слово;

уметь слушать собеседника;

выдерживать определенный эмоциональный тон;

следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысль;

слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, внести в уже отзвучавшую часть фразы соответствующие изменения, поправки;

уметь извлекать информацию из ситуации.

Психология диалогизирования обусловлена частой сменой ролей говорящего и слышащего, использованием различных способов речемыслительной деятельности от непроизвольного клиширования до обдумываемого построения высказывания

Итак, мы рассмотрели коммуникативные и психологические особенности диалогической речи.

Виды диалога

Очень трудно в процессе диалога перейти от одной темы к другой, в учебных условиях более естественен однотипный диалог. Принимая во внимание эти соображения, можно рекомендовать для обучения диалогической речи в школе следующие виды диалога:

Диалог - планирование совместных действий.

Диалог - обмен впечатлениями, мнениями при совпадении взглядов, при расхождении мнений.

Нужно заметить, что каждый вид диалога требует специфичного набора языковых средств и различного уровня сформированности речевых механизмов и поэтому связан с определенными этапами обучения.

Диалог, направленный на обмен предметной информации может быть использован на самых ранних этапах обучения, как только усвоены элементарные виды вопросов и простые повествовательные предложения.

Диалог - планирование несколько сложнее по форме и по содержанию. Для того, чтобы участвовать в таком диалоге, нужно уметь пользоваться глаголом в будущем времени, владеть набором побудительных реплик, уметь отвергнуть предложение партнера и отстоять свое, соотнести предложенное с реальными возможностями, предусмотреть возможные последствия предлагаемых действий. Этот вид диалога можно рекомендовать, начиная со среднего этапа обучения.

Диалог - спор, дискуссия требует употребления сложноподчиненных предложений для установления причинно-следственных связей, использование различных средств выражения модальности. Участвуя в таком диалоге, нужно не только понять собеседника, уяснить ход рассуждений, критически оценить сказанные, но и убедительно построить свое высказывание, доказать ошибочность, обосновать свои доводы. Говорящему приходится свое внимание направлять на содержание речи. Участвовать в диалоге такого типа можно после того, как необходимый достаточно сложный материал доведен до высокого уровня автоматизма.

Возрастание требований к диалогической речи учащиеся от класса к классу осуществляется также за счет развернутости и разнообразия реплик, изменения характера связи начальной и ответной реплик в рамках диалогического единства, увеличение общего объема диалога. Постановка более конкретных задач перед каждым классом и их последовательность непосредственно связаны с изучаемым материалом.

Обучение диалогической речи

Следует учитывать некоторые особенности этого способа общения: участие в нем двух лиц, которые обмениваются мыслями на определенную тему общения;

· невозможность полностью запрограммировать ответную реплику партнера по общению;

· краткость реплик, образующих диалогическое единство;

· свободное от строгих норм речи синтаксическое оформление высказывания;

· преобладание простых предложений, разговорных формул и клише.

Единицей обучения является диалогическое единство - несколько реплик, связанных по содержанию, на определенную тему, которыми обмениваются участники общения. Такие реплики определяют тему общения, которая является предметом диалога.

- участвовать в диалоге-расспросе, диалоге-обсуждении, диалоге-уточнении, диалоге-унисоне;

- участвовать в полилоге-обсуждении, подводить итоги дискуссии, обобщив информацию, предъявленную в ходе обсуждения;

Оформление диалогической речи на письме

1. Прямую речь нужно выделять кавычками.

2. Если слова автора предшествуют прямой речи, то после них нужно поставить двоеточие. Прямую речь начинать писать с большой буквы. Таня, нежно обняв мать за плечи, пыталась успокоить ее: "Ты не переживай, мама".

3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или восклицательный знак и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с большой буквы. Предложения с прямой речью: "Я тебя никому не отдам", - взволнованно прошептал Антон. "Кто там?" - испуганно спросил Пашка. "Бежим скорее!" - крикнул Сережа. Оформление прямой речи на письме, когда авторские слова находятся в середине прямой речи, предусматривает следующие случаи: 1. Если на месте, где прямая речь разрывается, не должно стоять никакого знака препинания или должно быть двоеточие, тире, запятая или точка с запятой, то авторские слова следует с двух сторон выделять запятыми и тире. "Знаете ли вы, - начал он, - о Вильямсе Гоббасе и его интересной судьбе?"

"Помнишь, - с грустью начала разговор Маша, - как в детстве с папой ходили в лес?" Оформление прямой речи на письме 2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов - точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так: "Все закончилось так печально, - в слезах договорила Маша. - Но я даже не предполагала этого". 3. Если на том месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить восклицательный или вопросительный знак, то перед авторскими словами следует поставить данный знак и тире, а после авторских слов - точку и тире. Вторую часть следует писать с большой буквы. "Почему в семь? - спросил Ваня. - Ведь сменяются в восемь". "А, это ты, Надька! - сказал Даня. - Посмотри-ка на это. Ну как? Хороша?" 5. Оформление прямой речи при передаче диалога. В этом случае обычно каждую реплику необходимо начинать с новой строчки. Перед репликой нужно ставить тире, а кавычки не использовать. Пример оформления диалога: Предложения с прямой речью - Ты ничего не ешь и все молчишь, хозяин. - Опасаюсь неприятельских встреч. - А далеко ли еще до Якупова? - Четыре лье. - Ха! Всего-то какой-нибудь час езды! - Дорога прекрасная, поднажмешь на педали-то, а? - Нажму! - Ууу! Поехали

Вопрос правильного оформления в тексте (ПР) не вызовет затруднений, если вовремя понять ряд важных моментов. В первую очередь стоит понять, что между понятиями прямой и косвенной речи (КС) есть разница. Первая дословно повторяет оригинальные высказывания, введенные в рассказ или повествование автора без изменения индивидуального характера и стилистики (диалектных особенностей, повторов и пауз).

ПР вводится в текст без использования союзов или местоимений, которые значительно упрощают употребление КС.

КС: Учитель заметил, что время истекло.

В тексте ПР чаще всего:

· пишется в кавычках;

· выделяется в отдельный абзац, начинающийся с тире.

Вопросы относительно того, как правильно писать прямую речь в тексте, возникают при усложнении её структуры. Например - прерывания словами автора.

Об этом поговорим далее по тексту. А сейчас спешу сообщить хорошую новость, связанную с темой этого блога и высокой актуальностью заработков в интернете.

Прямую речь, находящуюся в начале предложения, нужно заключить в кавычки, захватив знаки вопроса, восклицания и многоточия. Точка выносится за пределы кавычек. Тире выделяет авторские слова и стоит перед ними.

ПР в конце предложения выделяют вместо запятой и тире двоеточием, при этом слова автора пишут с большой буквы.

С примерами пока завершим. Схематически правила можно изобразить следующим образом:

Если начало ПР -- логически завершенное предложение, авторские слова следует ограничить точкой, а завершающую часть начать с тире.

Условные схемы таковы:

ПР вписана в авторское повествование

После слов автора перед прямой речью ставят двоеточие:

Если же ПР находится в начале предложения, после неё следует тире:

Условные схемы оформлений:

Правила написания диалогов

· кавычки не ставятся;

· каждая из реплик переносится на новую строку и начинается с тире.

-- Отец приехал!

-- И теперь надолго, -- радостно ответил Юрий. -- Экспедиция закончилась.

Зачастую в одном предложении ПР с определённым глаголом используется дважды. Это означает, что перед завершением ПР должно находиться двоеточие.

-- Отец приехал, -- медленно проговорил Вова, и вдруг громко вскрикнул: -- Папа, а ты надолго?

Если реплики короткие, допускается их вписывание в одну строчку с использованием в качестве разделительного знака тире:

-- Сынок? -- крикнула мама. -- Это ты?

Список литературы:

1. Якубинский Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функионирование. - М.: Наука, 1986, с. 17-58

2.Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи / Г.Л. Соловьева // Дефектология, 1996. №6. с.67-71

3. Короткова Э.Я. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 1999, с.560.

Подобные документы

Анализ особенностей обучения диалогической речи в 5-6 классах на уроках французского языка. Уровни овладения учащимися знаниями и умениями в говорении. Типология диалогической речи. Трудности овладения диалогической речью и возможные пути их преодоления.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 21.01.2017

Характеристика связной диалогической речи и ее особенности, особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении слуха. Опыт инклюзивного обучения и коррекционной работы по формированию диалогической речи детей.

дипломная работа [559,4 K], добавлен 24.10.2017

Понятие и подходы к изучению диалогической речи, ее становление и специфика формирования у дошкольников. Сущность коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Система упражнений для обучения и развития диалогической речи в детском саду.

дипломная работа [101,8 K], добавлен 21.02.2012

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, методика и подходы к ее развитию, а также значение беседы в данном процессе. Содержание и принципы педагогической деятельности в направлении формирования диалогической речи дошкольников.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 16.06.2014

Понятие диалогической речи и факторы, влияющие на ее развитие. Психологическая характеристика и особенности младшего школьника, критерии оценки развития. Совместная деятельность у детей и значение уровня развития диалогической речи на ее формирование.

Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Обладая ярко выраженной социальной направленностью, она служит потребности прямого живого общения.

ВложениеРазмер
publikatsiya.docx 18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Диалогическая речь как вид связной речи, ее характеристика

В ходе общения двух или более партнеров создается диалогическая речь. В разговоре, речевое поведение одного собеседника, находится в зависимости от речевого поведения другого. В диалогическом общении каждый из партнеров преследует собственную цель. Характерной чертой диалогической речи считается то, что она, как правило, проходит в тесном контакте соучастников разговора, неплохо понимающих обстановку, где совершается общение.

Одной из наиболее известных форм устной разговорной речи является диалогическая речь. В разговорной речи монологическая форма речи занимает меньше места, как правило, монологу предшествует диалог. Диалог представляет собой взаимообмен высказываниями, порожденными одно другим в ходе разговора между двумя либо несколькими собеседниками.

Психологические особенности и то, какое они оказывают влияние на лингвистические свойства диалогической речи, необходимо знать, чтобы целенаправленно управлять процессом обучения диалогической речи.

Можно выделить такие важнейшие характеристики диалога: реактивность; ситуативность.

Диалогическая речь в психологическом плане неизменно обладает рядом характеристик: мотивированность; обращенность; эмоциональность; ситуативность; реактивность.

Смирнова Л.Н [41] показывает сущность этих характерных черт диалогической речи.

Речь всегда ситуативно обусловлена, так как она протекает в определенной ситуации. Речь не может быть вне ситуации; и в монологе, и в диалоге непосредственно ситуация определяет мотив говорения, который является источником порождения речи. Ситуативность составляет сущность и предопределяет логику говорения.

Ситуативность предполагает, что успешность диалогического общения на уроке зачастую находится в зависимости от заданной ситуации и понимания обучающимися речевой задачи общения. Иначе, никакие опоры не помогут успешно выполнить задание. Учитывать это в школьной практике необходимо. Учителю на уроке надлежит приобщить детей к обучению на английском языке посредством применения настоящих ситуаций либо посредством организации учебно-речевых ситуаций при помощи наглядности: игрушек, предметов, картинок, рисунков, аппликаций и т.д., а также вербально-словесным отображением ситуации.

Реактивность объясняет конкретные проблемы освоения говорением как формой общения на иностранном языке для обучающихся, в основе которых находится несколько факторов .

В обоих случаях нужно в ходе общения менять первоначально намеченную логику разговора, подключать разные дискурсивные приемы с целью осуществления намеченной цели общения.

Во-вторых, зачастую , если у обучающихся нет нужных социальных навыков диалогического общения не только на иностранном, но и на родном языке, а, стало быть, учитель иностранного языка должен уметь их формировать практически заново. Недостаток таких навыков выражается не столько в незнании лексики, грамматики и т.д., сколько в неумении вступать в контакт с людьми, корректно отвечать на вопросы, проявлять интерес к тому, о чём говорит собеседник, поддерживать разговор при помощи обычных реплик реагирования, правильно использовать мимику, жесты, интонацию и иные паралингвистические средства.

В-третьих, в отличие от монолога, где автор непосредственно устанавливает не только логику высказывания, а также выбор языковых и речевых средств, в разговоре партеры неизменно зависят друг от друга.

Кроме мастерства говорить, диалог подразумевает способность аудировать. С целью эффективного ведения разговора в этой связи следует иметь определенный уровень развития речевого слуха, компенсаторных умений, вероятностного прогнозирования и т.д. В связи с этим, обучающимся нужно освоить определенный набор реплик реагирования, сформировать готовность к взаимодействию в непредвиденных ситуациях, освоить необходимые компенсаторные технологии.

Свои лингвистические особенности имеет диалогическая речь, вследствие этого, к обучению нужен дифференцированный подход. Различные высказывания лежат в основе любого диалога, комбинирование которыми составляет его сущность.

Такими типами высказываний охватывается бесконечное многообразие определенных высказываний, которыми обмениваются говорящие в ходе беседы. Проведение специальных исследований показывает, все они очень распространены в диалогической речи на разных языках.

Следовательно, особенностью диалогической речи является то, что она формируется в ходе общения двух либо более партнеров. Употребление вводных слов, междометий, штампов, выражений оценочного характера характерно для диалогической речи.

Читайте также: