Сочинение на тему дела давно минувших дней преданья старины глубокой

Обновлено: 30.06.2024

Вчера вечером долго не мог уснуть, и рассматривая старые фотографии я случайно нашёл фото которое считал давно утраченным, а оно вот оно, лежит и смотрит на меня, улыбается и говорит:
- Привет, что, вот так встреча да?
- Ты думал я исчезло, а я вот оно.
Это фото дней моей юности, на нём меня нет, но там те о которых я со временем стал забывать. В то время мне было 17 лет. У ямы куча земли, на которой сидят мой друг Ключенко Иван, а ныне мой кум, и старый, уже пенсионер, строитель Макарыч, не фамилии, не имени его я не знаю. И вот это фото заставило меня проникнуться воспоминаниями ушедших лет. Как говорится - дела давно минувших дней, преданье старины глубокой.

В 1984 году мы с другом Иваном окончив ПТУ, поступили на работу в районное ПМО в бригаду В. Жилякова, это была самая лучшая строительная бригада того времени. В бригаде нас было много, всех поимённо уже не помню, пожилые люди были, в живых на данное время осталось только трое. Работали во дворе районного военкомата, ( он тогда располагался в том здании, где сейчас находится редакция газеты "Слава Труду"), строили тир из красного кирпича, и гараж на три отсека, плюс сливная яма над которой и сидят на фото друзья.Внутри военкомата была наша "бендюга", так мы называли комнату в которой переодевались, обедали и играли картами в козла, в самую популярную игру того времени.Комиссаром военкомата был капитан С. Высокий, стройный мужчина средних лет, который очень не ровно дышал ко мне, не любил меня одним словом, да наверно и было за что. Самая страшная его угроза в мой адрес была такая, он говорил:
- Я тебя в Афгане сгною.
Не любил он меня крепко, всегда косо смотрел, или с ненавистью поедал глазами.

Работала с ним одна девушка Таня Кравцова, с которой мы вместе росли и играли на кулугурах, она была немного старше меня, и я общался с ней, шутил, а комиссар очень ревновал меня к ней. А зря. Мы просто друзья детства, даже до сих пор. Сейчас Татьяна живёт на улице Зои Космодемьянской. Он заставлял меня подметать лестничные пролёты, мыть в коридоре пол, и я мыл по незнанию, подчинялся ему по неразумению юности, ведь я не обязан был, и даже присягу ещё не принимал. Была у меня привычка стрелять кафельной плиткой. Берёшь кусочек плитки, крошишь на него серу от спичек, сверху ложишь второй, опираешься носком ноги и массой тела и бьёшь другой ногой подталкивая пятку и раздаётся мини взрыв. Бабахал я в коридоре военкомата, в подвале и на улице. Комиссар не приветствовал это, ругал меня, но я то думал что его нет. Взрывал патроны от мелкашки начинённые серой, и бывало латунные охотничьи патроны, наполнишь патрон серой и порохом, за плескаешь его, проковыряешь дырку, привяжешь спичку к ней, об спичечного коробка тёрку тернёшь и кидай. Один раз такой разорванный патрон залетел в окно, и упал на стол к комиссару. Он выглянул в окно и позвал меня.

Был у нас Лёха Степанов, я ему на выходе из дверей сделал "растяжку" из медной проволоки, шутил над ним как мог, и мы вместе от всего смеялись, и об эту проволоку вместо Лёшки споткнулся капитан, и он знал что это я. Чуял своей прозорливостью. Помню намазал я солидолом дверную ручку инструменталки, чтобы мой друг Иван взялся за неё. Мы все шутили каждый по своему, кто словом, кто присказкой. Но влип комиссар. За чем он туда попёрся я не знаю. Но выговор был мне. При военкомате работала старая женщина фельдшер, она же и медсестра. И вот я прибыл на работу, она увидев меня подозвала к себе и отправила проходить в поликлинику некоторых врачей по номеру какой то справки, по моему номер 17 или 16, точно не помню. Я прошёл быстро, и без очереди, так как был от военкомата, и вернувшись на работу, хотел немедленно найти своего самого близкого друга Ивана. Спрашиваю у ребят, а где Иван? Да тут только что был, отвечает Пётр Шевченко, наверно в туалет пошёл. Точно, он там. Во дворе военкомата стоял одиночный дощатый туалет, если дверь открыта настежь, значит там ни кого нет, а закрыта, то занят. И вот Лёха Степанов придумал такую шутку, если кто то из бригады за шёл по какой либо нужде, он брал битые кирпичи и бросал в стены нужника, грохот внутри ужасный. Вы только представьте, сидит там человек делает свои дела, думает о чём то, и тут внезапный грохот, бу бум, ба бах, трах тарарах! Страх, крик, нецензурная брань, оскорбления, и уверенные угрозы. И вот эту привычку перехватили все, и друг другу из подтишка бросали кирпичи и камни. Да, Иван был в нужнике, так как дверь была закрыта. Я набираю полные руки битого кирпича придерживая его на груди, и изо всех сил бросаю об стены несчастного туалета. Я так старался, всю силу тратил для броска, радовался своему приколу, меня душил смех, я ржал во всё горло. И тут открывается дверь, и из неё выбегает до смерти перепуганный комиссар, ловя и поправляя на ходу свою фуражку, а я стою закинув руку с кирпичом для очередного броска. Как он на меня смотрел, как он меня хвалил, что он мне только не говорил. А Иван ходил в киоск "СОЮЗПЕЧАТЬ" за своими любимыми сигаретами Искра. Потом спустя какое то время моего "любимого" капитана за чем то перевели на другое место службы. И он там я думаю очень сильно по мне скучал.

"ВОТ, ПОМНЮ, БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ. "

БЕЗ РУК, БЕЗ НОГ, А РИСОВАТЬ УМЕЕТ. быль.

Иду я как то домой из центра села, жарко, два часа дня, и думаю, скорее бы до дома дойти да водички попить из холодильника. Иду солнце палит, дождика захотелось. Справа сочная трава в пояс стоит, слева деревья с густыми кронами, но тени от них к сожалению нет. Подхожу к железному мосту, утки дикие голос подают, они настолько привыкли к человеку, что даже стоя на мосту с ними разговаривать можно, обопрёшься на перила, и стоишь, а они рядом плавают смотрят на тебя и не боятся. Перед мостом с левой стороны в деревьях есть небольшая просека, кто то вырубил поросль, и появилось удобное место, где можно отдохнуть в тени, или просто посидеть с другом за бутылочкой пива. Так вот, проходя мимо этого места, я вспомнил вот какой случай. Была осень, иду я привычной дорогой домой, смотрю в "местной забегаловке" на бревне сидят два мужика, одного я маломальски знаю, я с ним часто пересекаюсь и здороваюсь, редко когда бывает перебросимся двумя, тремя словами, я если честно даже имени его до сих пор не знаю, и он не местный, а второго не знаю совсем. Я поздоровался, и пошёл дальше. Меня окликнули, я подошёл. Опять, привет, привет, рукопожатия. Знакомый мне предложил выпить. Я отказался, с лукавил одним словом, сославшись на то, что таблетки пью. Он попросил посидеть не много с ними. Я остался. Разговор шёл о том, о сём, и дискуссия до шла до школы, и школьных заданий. Знакомый мой говорит:
- У учителей вообще крыша едет.
- Детю моему задали вопрос, "без рук , без ног, а рисовать умеет", написать кто это, и написать о нём сочинение.
- Прикинь, - без рук, без ног, а рисовать умеет, и думай кто это. Второй говорит:
- О, а я знаю кто это, я про него по телевизору глядел.
- У него ни рук, ни ног нету, а он рисует, карандаш в рот берет и рисует.
- У этом, как его? в Австралии живёт. Знакомый:
- Ну вот как про него писать, если моё детё его не видело? - ещё и живет кто его знает где. Я идиот взял и ляпнул не подумав.
- Это мороз! Знакомый:
- Хаа, понял Мороз, это ты! Незнакомец глянул на меня, поднялся с бревна, и идёт на меня с кулаками.
- Я что, без рук, без ног, да?
- Я что на калича похож?
Знакомый ему на перерез, останавливает его, а тот вообще распаляется.
- Нееет, пусть он ответит, я что калека? Без рук, без ног, да?
Я развернулся и пошёл домой. Иду и слышу за спиной голос:
- Где он?
- Куда он убёг?
- Нет пусть он ответит мне.
Позже я узнал, что мороз это кличка, а фамилия Морозов. Долго я вспоминал эту историю, и понял как рождаются на свет анекдоты. Всё просто, они берутся из нашей повседневной жизни.

2. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золоченые, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.)

3. А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? (“Он ведь кушает-то хлеба по единому, по единому кушает одному ломтю!”)

1. Как звали мать Ильи Муромца? (Ефросинья Поликарповна.)

2. В какой последовательности заседлывает Илья Муромец коня? (Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек – седло черкасское.)

ТРЕТИЙ АГОН

Вопросы для розыгрыша дорожек

1. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)

2. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.)

3. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

1. Какого цвета волосы у Ильи Муромца? (Желтого: “Он берет Илью да за желты кудри…”)

2. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)

3. Кто так похваляется: “Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой – прихлопну, и останется от него грязь да вода!” (Идолище поганое.)

4. А кто возил Илью Муромца вместе с его богатырской лошадью у себя в кармане более двух суток? (Святогор-богатырь.)

1. Как звали крестного отца Ильи Муромца, главного богатыря на заставе Киевской? (Самсон Самойлович.)

2. А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко? (Тринадцать.)

3. Кто из противников Ильи Муромца в былине охарактеризован так: “Ростом как сенная копна, глазищи как чашищи, в плечах косая сажень”? (Идолище поганое.)

1. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: “Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович”. А чьим сыном был Соловей Разбойник? Что об этом говорится в былине? (“Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, сидит Соловей Разбойник, Одихмантьев сын…”)

2. Вспомните любимое “ругательное” слово Ильи Муромца. (Собака: “Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?” – говорит коню; “Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!”)

ФИНАЛ

Вопросы для розыгрыша дорожек

В былинах встречается много устаревших слов и выражений. Объясните лексическое значение слов:

– полянина (женщина-богатырь; реже – богатырь, войско) ;

– шелепуга (плеть, кнут) ;

– ратовище (древо копья, рогатины) .

1. Какой первый подвиг совершает Илья Муромец? (Побивает силушку великую под Черниговом.)

2. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.)

3. Как называл своего коня Илья Муромец? (Бурушка: “Мне-ка служит верой-правдою мой старый Бурушка косматенький”.)

4. Кто с такими словами обращается к Илье Муромцу:

Ай же старый казак да Илья Муромец!
Да садись-ка ты со мной за единый стол,
Ешь-ка ествушку мою сахарную,
Пей-ка питьица мои медвяные,
Одевайся ты в мою одежду драгоценную
И держи-ка мою золоту казну!
(Калин-царь.)

1. Перечислите доспехи богатырские Ильи Муромца. (Брал с собой доспехи крепки богатырские: брал он палицу булатную, брал копье он мурзамецкое, а еще брал саблю вострую, брал шалыгу подорожную…)

2. Все вы помните картину В. М. Васнецова “Богатыри” и ее героев – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском – с Добрыней Никитичем или Алешей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина “Бой Добрыни с Ильей Муромцем”.)

3. Как долго длился этот поединок? (Более двух суток.)

1. В какой былине все три богатыря с васнецовского полотна являются ее героями? (“Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром”.)

2. Наехал Илья Муромец на развилку трех дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: “Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать”. По двум дорогам Илья проехал, очистил их. А одну решил оставить кому-нибудь молодому. Какую же именно? (“В третью сторону не поеду.

Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется”.)

2. В каком произведении А. С. Пушкина они встречаются?

3. Как на Севере называли былины?

1. Откуда родом Илья Муромец?

2. Как долго сиднем просидел Илья Муромец?

3. Где встретился Илья Муромец с Соловьем Разбойником?

4. Какая былина начинается таким зачином:

Из того ли города из Мурома, Из того ли села да Карачарова Как была тут поездка богатырская:

Выезжает из села да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец…

1. Кто же исцелил Илью Муромца?

2. Сколько их было?

3. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько верст ему пришлось по ней проехать?

1. Вспомните отчество Ильи Муромца.

2. Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют, А и славу поют ему век по веку!

ВТОРОЙ АГОН

Вопросы для розыгрыша дорожек

1. Как называется первая былина об Илье Муромце?

2. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце?

1. Как появился у Ильи Муромца богатырский конь?

2. В какой былине конь предупреждает Илью о подстерегающей его опасности?

3. В какой былине конь Ильи Муромца так описывается:

Его добрый конь да богатырский С горы на гору стал перескакивать, С холма на холм стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерки промеж ног пускать…

4. Кто же холил, обихаживал коня Ильи Муромца, пока богатырь сидел в глубоком погребе?

1. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб желтым песком?

2. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира?

3. А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец?

1. Как звали мать Ильи Муромца?

2. В какой последовательности заседлывает Илья Муромец коня?

ТРЕТИЙ АГОН

Вопросы для розыгрыша дорожек

1. Кого на Руси называют крестовыми братьями?

2. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца?

3. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца?

1. Какого цвета волосы у Ильи Муромца?

2. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе?

4. А кто возил Илью Муромца вместе с его богатырской лошадью у себя в кармане более двух суток?

1. Как звали крестного отца Ильи Муромца, главного богатыря на заставе Киевской?

2. А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко?

ФИНАЛ

Вопросы для розыгрыша дорожек

В былинах встречается много устаревших слов и выражений. Объясните лексическое значение слов:

1. Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

2. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное?

3. Как называл своего коня Илья Муромец?

4. Кто с такими словами обращается к Илье Муромцу:

Ай же старый казак да Илья Муромец! Да садись-ка ты со мной за единый стол, Ешь-ка ествушку мою сахарную, Пей-ка питьица мои медвяные, Одевайся ты в мою одежду драгоценную

И держи-ка мою золоту казну!

1. Перечислите доспехи богатырские Ильи Муромца.

3. Как долго длился этот поединок?

1. В какой былине все три богатыря с васнецовского полотна являются ее героями?

Лулу_Прада все записи автора
6 июня замечательный праздник – Пушкинский День России и День русского языка.

Трудно представить отечественную литературу без произведений великого русского поэта. Его книги объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий и национальностей, а язык его произведений до сих пор остается основой русской литературной речи. "Пушкин стал хозяином языка литературного, постигши все разнообразие сказок и пословиц, прибауток и присказок…"
"Пушкина не обоймешь словами. Так многопланово, разнообразно и безгранично его творчество, что человечество ещё века будет разбираться в оставленном им наследстве". (Н. Асеев).




Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

!!Adа3 (700x557, 121Kb)

Эта гениальная поэма Александра Пушкина, написанная с моцартианской легкостью и изяществом ровно 200 лет назад (1819) , является одной из главных отечественных детских книг. Не будет большим преувеличением сказать, что для многих знаменитое сказочное вступление "У Лукоморья дуб зеленый…" было первым переживанием настоящей поэзии. "Руслан и Людмила" не стареет, но подобно многим классическим текстам сопровождает нас всю жизнь, открывая новые грани в своей мерцающей глубине.


"Автору было двадцать лет от роду, когда кончил он “Руслана и Людмилу”!
Он начал свою поэму, будучи еще воспитанником Царскосельского Лицея, и продолжал ее среди самой рассеянной жизни. Этим до некоторой степени можно извинить ее недостатки", — писал Пушкин в 1828 году в предисловии ко второму изданию поэмы. Отрывки из "Руслана и Людмилы" публиковались в журнале "Сын Отечества" весной 1820 года; летом того же года она вышла отдельным изданием. Это был первый публичный успех — и первая, подчас несправедливая, публичная критика.

!!Adа7-1 (700x536, 167Kb)


И.Н.Крамской. А.С.Пушкин "У Лукоморья".
Следуя за поэтическим вдохновением Пушкина, мы начинаем знакомство с сюжетом поэмы с иллюстрации И. Н. Крамского к прологу, где рядом с "котом ученым" художник изобразил самого поэта. Здесь лес с лешим и русалкой, избушка на курьих ножках, выходящие из морских вод витязи, колдун, несущий по воздуху богатыря, царевна в темнице, Баба Яга в ступе, Кащей со своими сокровищами… Каждый фрагмент этого "раздробленного" фантастического мира может быть развернут в самостоятельную сказочную историю.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету.
Кажется, давно бы пора поэме Пушкина перейти в разряд "детского чтения", но она не перестает удивлять читателей всех возрастов своими новыми и весьма неожиданными гранями. Именно в этом разнообразии и неувядающей новизне впечатлений, по мнению авторов выставки, и состоит ценность "Руслана и Людмилы" — ироничной литературной сказки для взрослых.

По замыслу поэта "Руслан и Людмила" — героическая поэма, подводящая итоги патриотическим настроениям 1812 года. В образе Руслана… намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость.
Победа Руслана над Черномором изображается как торжество "русской силы". "Преданья славы и любви" — вот основной предмет поэмы, по собственному определению Пушкина.

Посмотрим еще несколько прекрасных иллюстраций Николая Кочергина, 1956 г.

!!Adа9 (496x700, 93Kb)

!!Adа10 (486x700, 118Kb)

!!Adа12 (499x700, 185Kb)

!!Adа11 (498x700, 80Kb)

!!Adа14 (483x700, 111Kb)

!!Adа13 (495x660, 75Kb)

!!Adа8 (496x700, 120Kb)

Теперь смотрим фильм поэтической красоты


!!РиЛ08 (700x393, 32Kb)

"Руслан и Людмила" – советский двухсерийный фильм режиссёра Александр Птушко 1972 года по мотивам поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Это последний фильм мастера, создавшего большое количество киносказок. По мнению кинокритиков, "Руслан и Людмила" является вершиной творчества режиссёра. Двухсерийная экранизация одноимённой поэмы включает масштабные батальные сцены, использует большое количество оригинальных декораций и костюмов. В фильме использовались трюки каскадёров и новаторские приёмы комбинированных съемок: летающий карлик Черномор, говорящая голова Великана-богатыря и прочее.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Но как теперь в обстановке вскрывшейся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать преданность Отечеству и гордость за него? Наверное, самый благоприятный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и авторской культуры. Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на одной и той же территории и имеющих кровное родство.

Таким образом, национальная культура находится в гармонии с национальным характером (вспомним различия темпераментов северянина и южанина). Она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме.

Опираясь на свой многолетний опыт по данной теме, могу с уверенностью сказать, что воспитатель детского сада имеет значительно больше возможности для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель. Потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.

Думаю, перед каждым воспитателем, начинающим работать с детьми должен, прежде всего, встать вопрос: А что такое для него самого русская культура?

Ощущает ли он себя ее носителем?

Но что же такое та самая ностальгия?

-Стремление к земле предков? О которой мы слышали от эмигрантов не только первого, но и второго, и третьего поколения.

Генетическая память? Факт остается фактом: история, образ жизни предков продолжают отзываться эхом в человеке через несколько поколений. В каждом районе, а раньше и в каждой деревне, существуют свои особые традиции в песенном, декоративно – прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности того места, где вы живете.

Фольклористы выделяют северную, южную и среднерусскую традиции пения. Но из моих бесед со старыми жителями выяснилось, что даже жители двух соседних сел, деревень, принадлежащие, несомненно, к одной традиции, могли по- разному петь одну и ту же песню, причем это передавалось из поколения в поколение так же, как узоры, вышивки или украшения наличников окон.

Русская культура, это интереснейшая и богатейшая славянская культура, которая отходит от ствола древней индоевропейской единой культуры. Она имеет собственную мифологию, не уступающую греческой. К сожалению, в наше время мало кто может гордиться хорошим знанием славянской мифологии и истории.

Мне кажется естественным, если для многих детей этой розой, единственной во всем свете, станет родная русская культура. А когда они вырастут, то смогут услышать многоголосье культур, звучащих в едином Хоре Человечества, и различать совершенно неповторимую, теплую, нежную и радостную интонацию звучания культуры своего народа.

Читайте также: