Тема любви смерти и подвига в раннем творчестве горького сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Только те, кто готов умереть за нее, знают, что такое свобода.

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем писателем романтиком. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, но которая бы соответствовала действительности и которая выдвигала бы действительности исключительные требования. Герои Горького стоят на ступень выше всего общества и отвергаются им.

Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, ибо люди не принимают его,

По мнению Макара Чудры, человек, обрекший

себя на рабскую участь, не видит и не понимает главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода способна наполнить человека высшим счастьем и смыслом. О таких людях повествует рассказанная им легенда. Эта история о любви двух молодых цыган необычна тем, что ее трагический финал вызван не внешними обстоятельствами, а характерами героев, их отношением к жизни.

Перед влюбленными нет никаких препятствии: ни социального неравенства, ни ревности, зависти или подлости окружающих. Их любовь сильна и глубока, но каждый из героев еще больше любит свободу. He желая подчиниться друг другу, они попадают в тупик, который сами же создают.

Разрубить этот сложный, запутанный узел может только смерть. К такому решению приходит Лойко, убив Радду на глазах всего табора и погибнув сам. И девушка благословляет его поступок, улыбаясь ему. Для таких сильных, гордых, свободолюбивых натур невозможна тихая обыденная жизнь в кругу семьи. И они гибнут, смертью своей утверждая свободу.

Нo их смерть небесполезна. Смерть для них — своеобразный подвиг во имя любви и свободы.

Свобода… Это слово постоянно встречается в романтических рассказах и песнях Горького. К ней стремятся герои легенд, рассказанных старой молдаванкой Изергиль.

Подвиг героев Горького не обязательно связан с собственным счастьем. Данко тоже стремится к свободе, но это стремление порождено его любовью к людям своего племени, изгнанным в глубь темного непроходимого леса жестокими и злыми врагами. Данко не может видеть страдания своего народа — он решает вывести его к свету. Всеобъемлющая любовь Данко к людям поднимает его на ту ступень, которая заставляет преодолеть обиду и несправедливость. Герой идет на подвиг ради своего народа, ради него он жертвует собственной жизнью.

Спасая свой народ, он, в отличие от Ларры, находит — пусть на один ослепительный миг — свое счастье.

Только те, кто готов умереть за нее, знают, что такое свобода.
А. Сталь
В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем писателем романтиком. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, но которая бы соответствовала действительности и которая выдвигала бы действительности исключительные требования. Герои Горького стоят на ступень выше всего общества и отвергаются им.

Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, ибо люди не принимают его,

как не принимают его идеалов.
Именно такими мы видим героев ранних романтических рассказов Горького. Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже: его окружает “мгла осенней ночи”, которая “вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море”. На фоне романтического пейзажа изображена и старуха Изергиль: “Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, разрывал волосы женщины в фантастические гривы…”
По мнению Макара Чудры, человек, обрекший

себя на рабскую участь, не видит и не понимает главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода способна наполнить человека высшим счастьем и смыслом. О таких людях повествует рассказанная им легенда.

Эта история о любви двух молодых цыган необычна тем, что ее трагический финал вызван не внешними обстоятельствами, а характерами героев, их отношением к жизни. Перед влюбленными нет никаких препятствии: ни социального неравенства, ни ревности, зависти или подлости окружающих. Их любовь сильна и глубока, но каждый из героев еще больше любит свободу. He желая подчиниться друг другу, они попадают в тупик, который сами же создают.

Разрубить этот сложный, запутанный узел может только смерть. К такому решению приходит Лойко, убив Радду на глазах всего табора и погибнув сам. И девушка благословляет его поступок, улыбаясь ему. Для таких сильных, гордых, свободолюбивых натур невозможна тихая обыденная жизнь в кругу семьи.

И они гибнут, смертью своей утверждая свободу. Нo их смерть небесполезна. Смерть для них – своеобразный подвиг во имя любви и свободы.
Свобода… Это слово постоянно встречается в романтических рассказах и песнях Горького. К ней стремятся герои легенд, рассказанных старой молдаванкой Изергиль.
Подвиг героев Горького не обязательно связан с собственным счастьем. Данко тоже стремится к свободе, но это стремление порождено его любовью к людям своего племени, изгнанным в глубь темного непроходимого леса жестокими и злыми врагами. Данко не может видеть страдания своего народа – он решает вывести его к свету.

Всеобъемлющая любовь Данко к людям поднимает его на ту ступень (нравственную высоту), которая заставляет преодолеть обиду и несправедливость. Герой идет на подвиг ради своего народа, ради него он жертвует собственной жизнью. Спасая свой народ, он, в отличие от Ларры, находит – пусть на один ослепительный миг – свое счастье.
Тема любви, смерти, свободы и подвига присутствует во всех романтических рассказах Горького. Все четыре составные этой темы глубоко взаимосвязаны. Герой писателя идет па подвиг во имя любви и свободы, а финальным итогом подвига становится смерть. “Летальный исход” рассказов необходим для подчеркивания абсолютной преданности героя своей идее.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Своеобразие романтических рассказов М. Горького

М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.

Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц. Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана’прямо. Например, в конце рассказа перед слушателем является видение — тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.

Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, — Данко и Ларра — противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он — тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.

Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.

Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов — яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи — все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.

М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара — он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода — понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай — что хошь”. Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души — непостижимой и противоречивой.

По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта — это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4401 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Романтизм в творчестве М. Горького

Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького

… воздействие на становление Максима Горького. 2. Выделить традиции, которые Горький использует в своем раннем творчестве. 3. Проанализировать ранние произведения Максима Горького с учетом выявленных традиций русской литературы. Методы исследования: биографический, историко-функциональный. Практическая значимость: результаты полученных исследований по рассматриваемой теме можно использовать в …

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

… от третьего лица и формы живой народной речи позволили писателю передать в адекватных формах сам ход и строй народной мысли, раскрывая содержание народного общественного идеала. Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова проявляется и в способе построения образа героя и в организации повествовательного действия в них. Во многих рассказах А. Платонова кон­фликт основал на противопоставлении …

… Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко …

Герои ранних рассказов М. Горького

М. Горький относится к своим героям, та­ким как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако уже на раннем твор­ческом этапе писатель подметил явление, которое стало одной из проблем россий­ской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопо­жертвованию, порыву и его неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического орео­ла. Люди такого типа, как предугадал писа­тель, могут проявить себя в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, револю­ций, но они чаще всего нежизнеспособны при нормальном, обыденном течении че­ловеческой жизни. И сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его ранних про­изведениях, остаются актуальными и на­сущными.

В первую очередь, выделяется любовь Изергиль в молодости. Любовь была для главной героини определяющим компонентом жизни. Чувство любви мотивировало Изергиль на различные поступки. Искренняя любвь могла сделать так, что гордая и свободолюбивая Изергиль ползла, словно змея, за своим возлюбленным. Ради любви, которая для героини была смыслом жизни, Изергиль могла пойти на все, даже на убийство.

Старуха ассоциирует себя с Данко, ведь ею движет любовь к другим. Однако чувство Изергиль было основано на собственных наслаждениях, а не на принесение пользы другим людям.

Все же главным для нее в молодости была любовь другого человека к ней. Любовь Изергиль была эгоистична: когда героиня больше ничего не чувствовала к человеку, она уходила от него и никогда больше не встречалась, так как гордость не позволяла ей этого делать. В сорок лет Изергиль отказывается от бесконечных поисков любви, она понимает, что счастье заключено в служении людям. Поэтому она говорит рассказчику, что молодежь любит ее за то, что она многое рассказывает молодому поколению.

Тема любви также связана с любовью к жизни. Старуха Изергиль в разговоре с рассказчиком говорит о том, что она и проживающие рядом с ней люби безумно любят жизнь. Это проявляется в различных приключениях. Старуха осуждает повествователя за то, что он не ценит жизнь, не пользуется всеми ее возможностями, ведь потом уже будет поздно.

Ларра первоначально стремится к вечной жизни в мире, где ему все дозволено. Однако когда герой получает желаемое, ему надоедает такая жизнь. Он стремится умереть, однако Ларра не имеет на это права. М. Горький показывает, что эгоизм и жизнь без любви окружающих делает человека несчастным, стремящимся к настоящей гибели.

Данко любит жизнь, он стремится к тому, чтобы его народ обрел счастье, разрушив чары темных лесов. Однако жизнь других людей для Данко становится важнее собственной жизни. Любовь к людям становится главным двигателем поступков Данко, который совершает настоящий подвиг ради блага всего народа. Здесь поднимается другая проблема: любви к окружающим. Если Ларра не владеет таким чувством, то для Данко оно является самым ценным. Любовь к себе, характерная для Ларры, противопоставлена любви к ближним, которая свойственна Данко. Сочетание этих двух форм любви наблюдается у старухи Изергиль.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

Каждый человек задумывался над вопросом: насколько ценна его жизнь? Безусловно, это философский вопрос. Попытаюсь порассуждать на эту тему.

Дружба – отношения, построенные на бескорыстных мотивах и взаимной любви, основываются на общих увлечениях и взглядах на жизнь. Дружба – это то, что помогает выжить в непростых условиях жизни.

Знаменитый писатель Сергей Есенин зарекомендовал себя как искусный чуткий поэт. Он мог вызывать высокие чувства в душах разных читателей. Поэзия его восхитительна

Рассказы о потустороннем, у ночного костра пятью подростками завораживает и несколько настораживает. Ведь такие истории всегда наводят дрожь и трепет.

Иногда мы считаем животных чем-то более низким по сравнению с людьми, но ведь животные также могут представлять себя более благородными, если возможно так выразиться. К примеру, некоторые из животных

Читайте также: