М ю лермонтов бородино итоговое сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Особое место в творчестве Михаила Юрьевича Лер­монтова занимает тема патриотизма. Отечественной войне 1812 года он посвятил стихотворение “Бороди­но”. В нем Лермонтов рассказывает о знаменитом Бо­родинском сражении.

Стихотворение написано в форме диалога молодого и старого солдат. Но первому из них принадлежат толь­ко семь строк. Остальная часть произведения – это рассказ бывалого солдата о битве на Бородинском поле.

Это придает стихотворению особую искренность

В начале своего рассказа старый солдат говорит со­беседнику:

– Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Этими строками Лермонтов показывает свое отно­шение к молодому поколению солдат того времени и

одновременно воспевает подвиг участников Отече­ственной войны.

От лица старого солдата автор передает свое вос­хищение русскими воинами. Они, как и сам рас­сказчик, вызывают у нас симпатию и уважение. Лер­монтов описывает такие их качества, как патрио­тизм, храбрость, мужественность, веру в победу. Об этом говорят слова:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Солдаты самоотверженно готовятся к бою, в то вре­мя как враги предвкушают победу, которой не будет! С особой гордостью Лермонтов пишет о том, что фран­цузы узнали, “Что значит русский бой удалый, // Наш рукопашный бой. ” Словом “наш” автор показывает единство и силу всего русского народа. Даже то, что русская армия оставила Москву французам он объ­ясняет не превосходством противника, а “Господней волей”.

Старый солдат рассказывает, как тяжело было в бою: “…Рука бойцов колоть устала…”. Но в его рассказе нет хвастовства, в нем – скорбь о тех, кто погиб. Осо­бенно он сожалеет о гибели полковника, который лич­ным примером доказал верность родине, призывая сдержать “клятву верности”.

Все стихотворение пронизано необычайной любовью к родине, гордостью за героическое поколение солдат – участников Бородинского сражения. Этому “могучему, лихому племени” Лермонтов противопо­ставляет “нынешнее племя”. Своим произведением ав­тор призывает все будущие поколения так же служить родине и совершать ради нее настоящие подвиги.

В истории нашего народа и в истории всего человечества есть такие события, которые оказали огромное воздействие на всех людей или на определенную группу людей. Забвению не должны подлежать те события и те деятели истории, которые оказали воздействие на целый народ и его представителей или на все человечество. Воздействие это может носить совершенно разный характер: положительный или отрицательный. Каждое поколение должно помнить о тех славных подвигах и о тех страшных явлениях, с которыми пришлось столкнуться определенному народу или всему человечеству.

О необходимости сохранения исторической памяти писали многие русские и зарубежные писатели, поэты и драматурги, произведения которых стали настоящими художественными памятниками определенным историческим событиям или историческим деятелям.

Те события, с которыми пришлось столкнуться Григорию Мелехову, который в финале произведения потерял почти всех родных и близких людей, оставшись лишь с сыном Мишаткой, никогда ему не забудутся. Все исторические события, в которых пришлось участвовать центральному персонажу, не подлежат забвению как для самого Григория Мелехова, так и для целого народа, который был задействован в войне против других государств и в войне против представителей собственного народа. Никогда не забудут произошедшего те члены семейств Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Кошевых, Астаховых, которые остались в живых.

Центральными персонажами становятся Сотников и Рыбак. Повествование построено на принципе сравнения и противопоставления: и Сотников, и Рыбак – представители советского народа, участники Великой Отечественной войны, состоящие в партизанском отряде, однако в одной и той же жизненной ситуации Сотников и Рыбак поступают по-разному. Герои оказываются в плену у полицаев, которые перешли на сторону немцев. В. В. Быков показывает, что война демонстрирует истинное лицо каждого человека. Оказавшись перед нравственным выбором, Сотников и Рыбак принимают разные решения.

Рыбак, предавший Родину, не желая умирать, планировал сбежать из плена, однако ему это сделать не удалось, как не удалось и повеситься после осознания своего предательского поступка. Рыбак остается в живых, теперь он обязан помнить о том поступке, который он совершил. Автор наказывает Рыбака, показывая читателю, что предательство Родины, когда она находится в действительно тяжелом положении, не может привести человека к благополучным результатам и счастью.

В романе четко прослеживается мысль о том, что политический режим и события, происходящие в стране, не могут не оставить следа на жизни представителей народа. Жизнь каждого советского гражданина зависит от исторической эпохи. Жизнь героев-жителей Москвы зависит от единоличного правления И.В. Сталина.

Центральными персонажами повести становятся 5 девушек: Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Б.Л. Васильев показывает, как 5 хрупких и невинных девушек борются за Родину, не боясь отдать ради нее собственные жизни. В повести не просто поднимается тема войны, а рассматривается война с точки зрения женщин, которым наравне с мужчинами приходилось выполнять тяжелую работу. Совсем молодые девушки, которые еще толком не успели пожить и обрести счастье, вынуждены были попрощаться с личной жизнью и пойти воевать, чтобы спасти Отчизну от врага. Б.Л. Васильев подчеркивает, что судьбы пяти главных героинь не единичны, женщин, принимающих непосредственное участие в военных действиях, было много. Все они храбро и отважно рисковали и жертвовали своими жизнями, желая помочь Отечеству.

То, что В.А. Каверин обращается к довольно необычной теме географических открытий, и то, что прототипом капитана Татаринова, как признавался сам писатель, являются известные исследователи Севера Г.Я. Седов и Г.Л. Брусилов, говорит о том, что В.А. Каверин хотел обратить читательское внимание на значение географических открытий, о которых представители человечества никогда не должны забывать, ведь эти открытия в большей или меньшей степени повлияли на жизнь каждого человека.

С.А. Есенин выражает собственную позицию относительно гражданской войны: это конфликт, который имеет братоубийственный характер, который облит кровью представителей одного и того же народа. В есенинском произведении показано, что война – жестокое, беспощадное явление, которое не может принести конкретному человеку, отдельному народу и целому человечеству пользу.

В поэме новая власть, пришедшая в результате революций, описывается С.А. Есениным иронически. У власти оказываются подобные Лабуте, которые умеют лишь обманывать окружающих людей и приспосабливаться к происходящим событиям.

В одном эпизоде продемонстрировано, как деревенские жители собственными силами воздвигли памятник тем людям, которые жертвовали своими жизнями во время войны с врагом. В повествовании показано, что жители деревни не стали ждать, когда представители власти станут инициаторами создания памятника участникам Великой Отечественной войны, жители сами захотели увековечить подвиг своих близких людей, которые принимали непосредственное участие в войне. Герои фиксировали на созданном памятнике фамилии, имена, отчества, дату рождения и дату смерти всех деревенских жителей, которые отдали свои жизни за Родину. Всего планок, на которых писалась информация о каждом жители деревни, было 64. В повести показано, что представители народа с помощью создания памятника хотели оставить память о тех страшных событиях, с которыми пришлось столкнуться всему русскому народу. Жители воздвигли не просто памятник, посвященный военным событиям, они воздвигли памятник, посвященный каждому жившему в деревне человеку, отдавшему жизнь во время войны за сохранение благополучия Родины. Желание создать памятник солдатам связано с желанием запомнить и передать последующим поколениям информацию о тех деревенских жителях, которые участвовали в войне. То, что к созданному памятнику пришли все жители деревни, говорит о том, что для них этот памятник играл действительно важную роль, что для них память о погибших в войне деревенских солдатах была особенно важна. Воздвижение памятника связано с искреннем желанием жителей деревни рассказать последующим поколениям о героических подвигах участников войны.

С.Д. Довлатов, рисуя довольно абсурдные истории из жизни Сергея Довлатова, демонстрирует абсурдность жизни в эпоху застоя. Воровство, бюрократизация власти, обвинения в шпионаже, борьба с инакомыслием, существование цензуры – это характерные признаки эпохи застоя, зафиксированные в сборнике рассказов. Автор показывает, что люди либо приспосабливались к существующим условиям жизни, которые были по-настоящему абсурдными, либо находили утешение в алкоголе, желая таким образом уйти от реальной действительности, либо уезжали из страны, не желая мириться с нелогичностью жизни в СССР. Главный герой Сергей Довлатов искренне пытается найти применение своим способностям в СССР, однако все попытки оказываются тщетными; в итоге Сергей Довлатов переезжает в США, и только чемодан с восемью предметами одежды напоминают ему о неудавшейся и нереализованной жизни в СССР.

В романе высказываются мысли о том, что война необходима только представителям власти, представители же простого народа ненавидят войну и не хотят в ней участвовать. Писатель выражает мысль о том, что люди, развязавшие войну, заставляют представителей простого народа участвовать в братоубийственных действиях, не оставляя им шанса на счастливую личную жизнь. Сначала центральный персонаж Фредерик Генри, будучи лейтенантом, то есть непосредственным участником военных действий, который добровольно стал частью итальянской армии, не задумывается о бессмысленности войны, однако со временем эта истина становится для героя очевидной.

Главный герой Фредерик Генри больше не хочет убивать других людей, он хочет попрощаться с оружием, которое символизирует участие в бессмысленной и беспощадной войне, он стремится обрести счастье вместе со своей возлюбленной Кэтрин Баркли, которая ждет от него ребенка. Однако Кэтрин Баркли умирает во время родов, и Фредерик Генри остается в одиночестве. У него нет счастливого будущего, его дальнейшая жизнь – бессмысленное существование. Автор показывает, что участники войны после всего пережитого не имеют возможности обрести счастливое будущее. Попытка Фредерика Генри уйти от трагичных страниц своей жизни и попытка обрести личное счастье, несмотря на прошлое, оказываются тщетными.

Повлиявшие на жизнь и мировоззрения людей исторические события, во главе которых находились конкретные деятели, не должны забываться. И героические, и трагические события, связанные с историей народа и человечества, должны преподавать уроки современному поколению, которое в свою очередь должно передавать человеческий и в частности народный опыт своим потомкам.

Примеры сочинений на тему

Главным героем этого произведения является молодой солдат, который впервые находится на поле сражения. И его глазами автор описывает все эти события. Каждое из сражений он описывает ярко и красочно. На них постоянно нападают и даже с тех сторон, с которых они не ожидали. А им приходится, каждый раз не думая кидаться в бой и отбиваться от врагов.

Лермонтов не выделяет ни одного солдата, потому что они все сражаются до последнего и выглядят настоящими героями.

Больше всего автор выделяет именно тех солдат, которые принимали участие в этой войне. Полковнику удается до последнего гордо и четко отдавать все приказы солдатам, а тем слаженно и быстро их выполнять. Он не только рисковал своей жизнью, но и давал надежду нашим солдатам, что совсем скоро это все закончится, и они обязательно уйдут отсюда с победой. Так и получилось.

Кроме этого автор описывает солдат того времени яркими, слаженными и настоящими солдатами. А те уже кто родился после этого сражения, не торопятся отдавать своей родине долг, да и вообще не торопятся идти в самое пекло войны. А лучше всего они будут в стороне тихо и мирно наблюдать за тем, что происходит на их родине и как она страдает. И если сейчас все эти события повторятся, то уже солдат будет намного меньше, а может быть, их вообще не будет и врагу для захвата нашей страны ничего делать и не придется.


Пример сочинения 2

На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.
В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.
Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.

Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.
Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу. Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.

Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам "горела", поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.

Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.

Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.

Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.


Пример сочинения 3

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.




Пример сочинения 1

Поэзия насыщена энергией и чувствами людей, которые пережили войну, как они молоды и хотят быть героями, совершать подвиги. В те времена многие парни хотели сделать что-то в своей жизни, чтобы это было значимо.

Автор в своем сочинении подчеркивает довольно страшные события, произошедшие в 1812 году.
Что может быть хуже войны? Ничего, война – это человеческая смерть, потеря родных и близких. Началась война между Францией и Россией. На Россию напал враг, и люди были вынуждены защищать свою родину, несмотря ни на возраст, ни положение, а Бородинское сражение – лишь малая часть страшных событий.

Именно эта битва осталась в великой истории, где на первый взгляд, французы одержали победу, но это только на первый взгляд. Несмотря ни на что, русские победили своего врага, хотя и казались слабее противника. Так много людей погибло с обеих сторон, но все они умерли, защищая свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это никак не повлияло на описание событий сражения, как будто Лермонтов сам участвовал в сражении. Автор проделал большую работу, описывая действия того трудного боя, эмоции, которые испытывали люди в то время.

Вы, конечно, поймете, что война страшна, но еще страшнее бояться и не защищать свою Родину, никто не предавал.
Лермонтов подошел к этому произведению иначе, чем к другим своим стихотворениям. Эта работа имеет другую структуру.

Лермонтов решил, что было бы интереснее, если бы рассказ о событиях был от обычного солдата, который рассказывает все внуку. Он повествует об этих страшных событиях и акцентирует внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодые люди были совершенно другими, более смелыми и готовыми отдать жизнь за свою семью и друзей, свою землю.

Прочитав это стихотворение, можно сделать вывод, что храбрость и смелость молодых людей всегда ценилась, ценится и будет цениться. Надо быть верным честным перед своим народом, а главное быть таковым перед самим собой. Огромное счастье, что мы сейчас живем под мирным небом, и надеемся, что никогда не прочувствуем все невзгоды прошедших войн.

Пример сочинения 2

Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!

В данном стихотворении описываются события Бородинской битвы, состоявшейся в 1812 году, и в которой принимали участие русские солдаты. Естественно, что в этом произведении большая часть посвящена именно русскому солдату и тому, как он сражался за родину против врагов. Анализировать образ русского солдата достаточно интересно, впрочем, стоит отметить, что он наделен преимущественно положительными чертами и характеристиками.

Практически не называя имен и не давая информации о военных званиях солдат, автор дает общую характеристику русскому солдату. Что же характерно для него в первую очередь? Думается, что основной характеристикой русского солдата является патриотизм. Подавляющее большинство из солдат, описанных в этом стихотворном произведении, чрезвычайно сильно любили свою родину и были готовы отчаянно за нее бороться, чего бы это им ни стоило. Да, война – это время, когда люди погибают, и автор дает понять это достаточно отчетливо. Тем не менее, данный факт никоим образом не сказывается на русском солдате, ведь он смел, отважен, бесстрашен и готов умереть за интересы своей страны, если это будет надобно.

Важность великих битв в истории России велика, и множество соответствующих произведений, дающих образ русских солдат, было написано. Образ русского солдата в данном произведении Лермонтова интересен и вызывает гордость во всех русских людях.

Читайте также: