Развитие речи сочинение по разделу 2 4 класс

Обновлено: 25.06.2024

Конспект урока по русскому языку и развитию ре чи в 4 классе.

1 . Обобщать и систе матизировать знания, полу ченные на у роках и у читься

2 . Учить составл ять самостоятель но тек ст, соединяя разные типы в

Портрет П.И. Чайковского (презе нтация о композит оре)

доске портрет композит ора, записаны его высказыв ания)

«Я люблю нашу р у сскую природу боль ше всякой дру го й, и русский зимний

- Что же это за цвет ы н еобыч ной красот ы? (снежинки)

(убирает у чи тель первы й лист, н а втором изображены снеж инки)

Наша задача – п равильно м ыслить, общая цель – рассуждать. Мы будем

IV . Беседа. О бсуждение личных на б людени й и впечатлений.

1. Учитель показыва ет, обращает вниман ие на снежинки. Что скажет е?

(высказывани я д етей, они м огут быть разные, если д ети молчат; учитель даёт

- снежинки как ие? (чистые, хрупкие, х олодные, к р у пные, блестящие,

серебристые, пу шистые, белые, чудесн ые, прекрасн ы е, голу б ые, возду шные,

морозные, снеж ны е, лу чистые, маленькие, хру стальные, радостные,

мохнатые, тонк и е, резные, легкие, нежные, белос н ежные).

- Одинаковые л и снежинки в разну ю по году (наблю д ение)

3. Писатель И. Т ургенев п риветствовал снежинок таки ми словами:

- Как выразил о н свои чувств а? В каких словах их пе редал?

- Какие вы знаете ст ихи о снежинках? (по жел анию дети читают стих и ).

1. Мы с вами о мн о гом сейчас рассуждали, вспоминали, рассказывали. Как

- Для чего она нужна? Ка кая бывает? Из чего состоит ? (реч ь нужна человеку ,

чтобы сообщать , узнавать, говорить, общаться. Е сли мы разговариваем, т о

речь устная, зап исываем – письменная, со стоит и з слов).

- Что такое текст? (группа предложений, связанных по смыслу, записывается

- Что такое тема ? (это о к о м или о чём говорится в текст е).

- Посмотрите на доску. Прочитайте в нимательно (п р о себя) темы сочинений.

В) текст – рассу ждение (примеры, объя сн ение, д оказательс тва)

- Как вы думаете, на ши темы, каким текстам соответству ют?

- Если вы пишите сказку, то можно представ и ть сказо чн ый лес, с н еб а

падают снежинк и. Посмотрите на них гл азами сказочника.

- Если это описан и е, т о подберите кр асивые эпитеты и сравнения.

- Если рассужде н ие, то п р иведите п римеры, объясните, докажите.

VI . Лексико – стилистическ ая и орфографическая п о дго товка.

Каждое слово нашего языка та и т в себе особ ый смысл. Синонимы помогу т

избежать в тексте повторения одного и то го же слов а.

2. Сравнение пом о жет нам точно охарактериз о вать п редмет и выраз и ть

отношение к не му. Сверкают, блестят, и скрятся, как звёз д очка, слов н о

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока (4 класс)

Урок развития связной речи в 4 классе сочинение-описание с элементами рассказа на основе собственных наблюдений"Калина"

Цель урока: учить составлять текст-описание по воображению, расширить знания детей о значении слов; учить строить словесные характерные признаки, учить подбирать точные образные слова, расширить знания детей о калине, как растение – символ Украины, показать, как воспевал ее украинский народ, пробуждать познавательные интересы к истории своего народа; развивать у детей речь, коммуникативную компетенцию, образное мышление, умение и навыки в решении определенных вопросов; способствовать повышению культуры речи; воспитывать любовь к родной земле.

Оборудование: дидактический материал: мультимедийное сопровождение , схема, образцы грон, звукозапись .

Тип урока: развитие связной речи.

И. Организационный момент

- Дети, я очень счастлива работать сегодня с вами.

А работать мы под таким девизом:

Не просто слушать, а слышать!

Не просто смотреть, а видеть!

Не просто отвечать, а рассуждать

Дружно и плодотворно работать.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Что такое описание? (Слайд 2)

Описание-это один из типов речи, с помощью которого мы характеризуем предметы, называя наиболее важные для них признаки.

Поэтому нужно изучать действительность, наблюдая окружающий мир, видеть признаки, находить слова для самого точного его описания, постоянно обогащать свой словарный запас.

- Когда мы пользуемся описанием? (Слайд 3)

-Описанием мы пользуемся тогда, когда нужно, чтобы человек, к которому мы обращаемся, будто увидела, узнала то, о чем мы говорим или пишем.

- Что можно описывать?

Описывать можно все, что мы видим вокруг, с чем встречаемся в жизни: предметы, животных, людей, различные процессы, явления, имеющие присущие им признаки. Стол, дерево, шкаф и другие предметы имеют присущие им признаки. Но и каждое дерево, каждый шкаф отличаются своими особенностями. Например, стол может быть письменным, большим, тяжелым, дубовым, круглым, но он не может быть злым, шарообразным.

- Зачем человеку нужны умения описывать предметы, животных и других людей?

для развития связной речи;

для развития творческого мышления.

- Сегодня у нас урок связной речи. Мы будем составлять текст-описание.

1. Метод предсказания.(Слайд 4)

Прослушайте стихотворение и попробуйте отгадать, какой предмет мы будем описывать.

За домом в саду,

В зеленом венчике

И в красных бусах

Стала пава молода.

И совпадают все дети,

Чтобы на нее поглядеть.

За ожерелье каждый Смык –

Да и бросит на язык.

(На доске висит куст калины без гроздей)

- Посмотрите на наш куст калины. Чего в нем не хватает? (Грон)

- Злой зимний ветер налетел и посрывал гроздья. Остались люди без целебных ягод, а птицы без так необходимой зимой пищи. Но мы можем помочь и вернуть кустику грозди, если правильно выполним все задания урока.

-Предлагаю ознакомиться (а может, кое-кто уже это сделал) с теми задачами, которые ждут вас сегодня.

2) словарная работа

3) поэтическая минута

4) Народными тропами

8) самостоятельная работа в группах

9) Презентация работы в большой группе (классе)

IV. Работа над составлением текта-описания

1. Языковая разминка

(Упражнение "мозговой штурм". (Происходит Свободное накопление большого количества идей по определенной теме, сперва без критического осмысления. Сообщив тему урока, название текста или какое-то слово, ученикам предлагается в течение 2-3 мин записать все то, что они знают или думают об этом. Важно записать как можно больше сведений по определенной теме, не задумываясь над тем, насколько правильным является ответ).

-Щедро дарит калина свой бесценный дар — свои ягодки — и людям, и птицам. Удивительно красивое растение!

- Запишите сейчас все, что вы знаете и думаете о калине.

(Повесить 1 гроздь на калину )

2. Работа с толковым словарем (Слайд 5)

- А теперь прочтем, что говорит о Калине толковый словарь.

(Дети читают в тетради сведения о калине из толкового словаря)

Текст в словаре: кустовое растение, имеющее белые цветы и съедобные горькие или кисло-сладкие красные ягоды.

Издавна в Украине калину сажают возле колодцев, копанок, над прудами.

Красивая калина во все времена года. Весной, когда солнце щедро дарит тепло, калина впитывается в белые "букетики" из цветов. Присмотритесь к ним. Внешне в букетике цветы крупные, собраны в венчик, а внутри – мелкие, невзрачные. Интересно, что крупные цветы плодов не дают, а из маленьких осенью созревают плоды калины. Они словно горстями разбросаны среди роскошных зеленых листьев. До поздней осени и даже зимой, когда уже выпадает снег, висят они на ветках, украшая обнаженный лес и подкармливая пернатых обитателей.

Издавна существует обычай: возле только что возведенных жилищ, на примечательном месте, в первую очередь сажали калину.

(Повесить 2 гроздь на калину )

3. Поэтическая минутка (Слайд 6)

- Многие поэты и писатели посвятили свои строки Калине. А особенно много их у Тараса Григорьевича Шевченко. Прочитайте некоторые из них.

1. солнце греет, ветер веет

С поля на долину.

Над водой гнет с ивой

2. Течет вода из-под явора

Гордится над водой

- Найдите и подчеркните образные высказывания о Калине, которые использовал поэт.

(Повесить 3 гроздь на калину )

4. Народными тропами (Слайд 7)

- Мы знаем, что вдохновение для своих произведений Т. Г. Шевченко черпал из народного творчества. А там уже калине посвящено ой, как много страниц. Недаром говорят, что калина-символ Украины

1) послов*я и поговорки:

Любуйся калиной, когда цветет, а ребенком, когда растет.

Посади у дома калину, будешь иметь судьбу счастливую.

Без ивы и калины нет Украины.

2) сравнение девушек с калиной:

- Пышная и красивая, как красная калина.

- Нарядилась в белое платье, как калина в белый цвет.

- Щеки красные, как ягодки калиновые.

- Существует легенда, что когда-то давно, когда еще на Русь нападали татары, в одной деревне играли свадьбу. На нем собралось много красивых девушек. И именно в разгаре гуляния на деревню напали татары. Завоеватели увидели красавиц и начали ловить их, чтобы продать в Царьграде. Девушки, чтобы не попасть в неволю, бежали на болота. Ордынцы погнались за ними и попали в трясину. Там, где умершие враги, оказались гнилые кочки, а на том месте, где погибли украинские девушки, выросло много кустов калины. И с тех пор красоту девушек сравнивают с калиной.

4) лекарственные свойства. (Слайд 8)

(Повесить 4 гроздь на калину )

5. "Дождь" комплементов Калинке (Слайд 9)

- Дети, а у кого из вас дома есть калина? Кто ее посадил и ухаживает? Что вы думаете о калину? Давайте осыплем ее комплементами со слов. Какая она-наша калинонька? Какие красивые слова вы можете о ней сказать?

Работа в группах.

Задаче1. Подобрать прилагательные. (Слайд 10)

Куст густой, раскидистый, пышный, развесистый. (Слайд 11)

Ягодки — красные, круглые, вкусные, горьковатые, сочные.

Цветы-душистые, душистые, снежно-белые. (Слайд 12)

Гроздья-тяжелые, красные, роскошные.

Листья-темно-зеленые, изумрудные, багровые

Задаче2. Подобрать глаголы. (Слайд 13)

Калина — шелестел, угощает, смеялась, наклонилась,

держит, кормит, растет, выросла, будет буйствовать, зацветет, расцветет,

Задача 3. Прочитать словосочетания, подчеркнуть те, которые больше всего понравились. (Слайд 14)

Роскошный развесистый куст, веселит осенние и зимние краски,

- калина весной-расцветает белым цветом красавица, красивый белый обильный цвет, радует глаза белое кружево, будто девушка в белом платке;

-калина осенью - -ягодки сверкают, веселит глаз яркими красками, гордится огоньками, надела красные бусы .

(Повесить 5 гроздь на калину)

6. Физминутка (Слайд 15)

- Много песен сложено про калину. Под одну из них мы проведем физминутку

(Повесить 6 гроздь на калину )

7. Упражнение "Багаж знаний". (Слайд 16)

Составление рабочего материала по плану

1. Какая калина на вид? (куст, ветки, листья)

2. Чем привлекает куст весной и осенью?

3. Где растет калина?

4. Какую пользу приносит ?

5. Как народ величает калину?

( -Что ты знаешь о калину?

(Невысокий пышный куст, лекарственное растение, растет на влажных местах, о ней сложено много пословица*ел, стихов, сказок, легенд)

(Темно-зеленые, округленные, изумрудные, багровые)

(Белый собран в соцветия, белое кружево, будто девушка в белом платке, снежно-белый, душистый)

(Кисловато-терпкий вкус, тяжелые сочные грозди, целебный сок, горят, как фонарики)

8. Составление рассказа с элементами описания по представленному плану.

Работа в группах.

9. Презентация работ больших групп. Зачитывание составленных произведений.

(Повесить 7 гроздь на калину)

V. итог урока . Оценивание работы учащихся на уроке. (Слайд 17)

- Дети, что мы делали сегодня на уроке?

- Что мы научились делать?

- Для чего это нам нужно?

- Посмотрите на калину. Она пышно оделась в гроздья. Значит вы плодотворно поработали сегодня на уроке.

ТЕМА УРОКА: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ. ТИП УРОКА: Развитие речи ЦЕЛИ УРОКА:  закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;  знакомство с приемами сюжетосложения сказки;  знакомство с литературоведческими понятиями;  обучение приемам сочинительства сказок;  развитие связной речи;  развитие творческого потенциала обучающихся;  воспитание культуры общения;  воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_razvitiya_rechi_4_klass.docx 26.17 КБ

Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.

  • закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;
  • знакомство с приемами сюжетосложения сказки;
  • знакомство с литературоведческими понятиями;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие связной речи;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Вдох через нос – выдох через нос;

Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

Вдох через рот – выдох через рот;

Вдох через рот – выдох через рот; (частями)

-Ребята, давайте, послушаем отрывок из очень известной детской песенки.

- Куда нас позвала песня? (ответы детей).

-Действительно, нас позвала в гости сказка.

-Поднимите руку, кто любит сказки!

-Какие сказки вы знаете? (ответы детей)

-А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

-Ребята, какая фраза у вас получилась? (ответы детей)

Слайд 4 (тема урока)

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.

-А девизом нашего урока станут известные всем слова…

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

-Эти слова станут не только девизом нашего урока, но и разминкой.

-Прочитайте пословицу утвердительно !

-Прочитайте пословицу весело !

-Прочитайте пословицу удивленно !

-Как вы понимаете смысл данного выражения?

(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)

-Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках.

-Дальше мы будем работать в группах. Но сначала давайте повторим правила работы в группах.

Повторение правила работы в группах.

А) РАБОТА ПО ГРУППАМ.

РАБОТА ГРУПП ПО КАРТОЧКАМ (проверка на экране)

-Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос.

Слайд 7 .Что такое сказка?

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

1.Сказка – это смешное произведение.
2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Сказка , с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

-Какие виды сказок вы знаете?

Слайд 8 (ответы детей-народная и авторская)

-Чем отличается народная сказка от авторской?

-По видовым особенностям сказки бывают какие?

1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)

2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).

3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).

4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).

5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).

6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).

7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

А) СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СКАЗКИ.

-Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, давайте вспомним, из каких составных частей состоит сказка?

Зачин – эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.

Зачин – это обязательная часть любой волшебной сказки.

Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.

Основная часть - рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств , а далее преодоление трудностей
Ученик 2
Концовка – любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая, то есть носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.

Тогда вам следующее задание! Разделите строчки на слова.

Давайте прочитаем начало сказки:

Одна хилая мышка, что жила в библиотеке, вздумала как то навестить своих сородичей, которые ютились в подвале и были далеки от всего мира.

-Вы ничего не знаете про то, что делается на свете! – заявила она своим оробевшим сородичам. – Вы, наверное, даже читать не умеете?!

-Зато ты, конечно, много знаешь! – вздохнули те.

-Ну, к примеру, вы ели когда-нибудь кошку?

-О ком эта сказка? Назовите её тему. (О кошке, которая жила в библиотеке)

-Кто такие сородичи? (ответы детей)

-Развитие события раскрыто полностью?

-О чём могла бы рассказать своим сородичам библиотечная мышка?

-Какой конец вы сочините к своей сказке: грустный или счастливый? Почему?

1.Мышка навестила своих сородичей.

3.Очень вкусная кошка!

-Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь пусть наши глазки отдохнут. Закрыть глаза, посчитать до 5, открыть глаза-поморгать.

Слайд 15 Заставка

7.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Слайд 17
Красное – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс.


Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами".

Презентация к уроку русского языка. Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами" по программе Школа 2100.


Методические рекомендации и конспект урока по развитию речи, сочинение по наблюдениям в 3 классе.

Материал содержит методические рекомендации для учителя, как провести работу по подготовке и написанию сочинения по памяти или наблюдениям в начальных классах. А также содержит коспект урока, со.


конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии.

Презентация к уроку развития речи.Обучающее изложение по готовому плану

Презентация предназначена для обучения учащихся 2 класса написанию изложения. УМК "Школа России", Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Используется в конце изучения темы "Буквосоче.

В данных методических разработках представлены 2 конспекта уроков развития речи по созданию текстов повествовательного характера. Уроки разработаны в соответствии с личностно-ориентированным подходом, предлагаемым А. Плигиным. На уроках используется как индивидуальная форма работы (по технологическим картам ), так и групповая. Содержатся примеры детских групповых работ.
Предлагаются разработки уроков по картине Ф. Решетникова "Опять двойка" и создание сочинения на тему "Приключения осеннего листочка".

Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 4 класса

Два конспекта. Но очень хочется сопроводить данные уроки презентациями, тем более, что предлагаются разработки уроков по картине Ф. Решетникова "Опять двойка" и создание сочинения на тему "Приключения осеннего листочка". Не хватает визуального материала.

Спасибо за комментарии. Хочу объяснить отсутствие презентаций к моим урокам. Быть может со мной согласитесь.

На уроке по картине Решетникова предполагается использование демонстрационной репродукции и маленьких - на партах. При желании учитель может сам сопроводить урок небольшой презентацией, но все-таки сочинение - по картине и репродукцию на таком уроке дети воспринимают лучше.

Урок об осеннем листочке строится на детской фантазии, и иногда её полет не стоит сдерживать какими-либо конкретными визуальными образами, ведь у одного ребенка - осень яркая и золотая, а у другого - грустная и туманная. Для этого на уроке и предполагается использование индивидуальных технологических карт (кстати, пользоваться ими при подготовке к сочинениям очень удобно)

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: