Сочинение мцыри характер мцыри

Обновлено: 04.07.2024

Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями, к которым он стремится, несмотря на невзгоды и преграды. Он не боится отдать свою жизнь за свободу и любовь к своей Родине.

Еще давно его в монастырь привез русский военный, который взял мальчика в плен. Мцыри был ослаблен, физически уставший, но он уже в ту пору был силен волей. Монахи в монастыре ухаживали за мальчиком, в результате чего он поправился, и жил с ними долгое время. Но там он был несчастен, так как постоянно тосковал по свободе, по своей Отчизне. Монастырь он считал тюрьмой, которая была для него важной преградой для пути на свободу. Он мечтал оказаться на своей Родине, и постоянно жил этой мечтою. Мечта была осуществима лишь тогда, когда темной ночью Мцыри убегает из монастыря. Ему кажется, что вот путь к свободе, но обитатели монастыря спустя немного после совершения побега, его находят почти умирающим. Они пытаются ему помочь, возвратить его к жизни, но молодой человек умирает. Многим кажется, что он сделал большую глупость, убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя.

Мцыри, имея своеобразный нравственный пыл, был полон тревог и надежд на свободу, мечтал воссоединиться к природе, познать окружающий мир. Он был наделен достоинством, гордостью, мечтал быть независимым, а не обитателем тюрьмы. Каждое действие за пределами окрестностей монастыря делало юношу счастливым и свободным. Он восхищался, и одновременно горько разочаровывался, все эмоции для него были ценны, потому что неискушенный горец никогда в жизни не ощущал.

Его дорога была сложна, но он стремился добиться цели и преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Он смог одолеть горного барса, с которым у него была смертельная схватка, будучи уставшим и истощенным. Но его мечты не сбываются, он умирает с мыслью о далекой Родины. Он был по-своему счастлив, находясь на природе, поэтому вернувшись в обитель, жизнь для него сера и скучна. Перед своей кончиной юноша произносит просьбу схоронить его в дивному саду, откуда виден Кавказ.

Облик Мцыри предстал читателю сильным и стойким духом, гордым и независимым мужественным юношей. Автор жалеет своего персонажа, восхищается и любуется им. Он проявляет сочувствие горному мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров.

Сочинение 2

Мальчик был очень пугливым, нелюдимым и диковатым. Он всего боялся. Однако Мцыри никогда не жаловался на свою судьбу и не доверял никому свои мысли.

Мцыри физически был слаб, он перенес тяжелую болезнь и другие испытания, но уже тогда можно было понять, что сила воли его сильна. Здесь прослеживаются две основные характеристики главного героя: сильный волевой дух и слабое физическое тело.

Местные монахи выходили Мцыри, и мальчишка остался жить в монастыре. Однако его существование в монастырских стенах было наполнено лишь болью и тоской. Юноша совершенно не чувствовал себя счастливым. Монастырь он считал тюрьмой и преградой на пути к своей цели – возвращению на Родину своих предков.

Однажды ночью Мцыри решается на побег, который заканчивается весьма плачевно. Через некоторое время монахи находят юношу в предсмертном состоянии, истощенным и раненным.

Однако пока Мцыри находился за стенами монастыря, это был как будто другой человек, ощутивший величественный дух свободы. Юноша замечает каждую мелочь, каждое природное явление: столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы. В тот момент юноша наслаждался каждым дуновением ветерка. Никогда еще Мцыри не был столь внимательным. Теперь он чувствовал себя счастливым.

В этом эпизоде автор дает понять, что его главный герой не лишен человеческих чувств. Мцыри знакома и любовь к Родине, и любовь к близким. На своем пути он встречает девушку, спустившуюся за водой. Она будоражит внутренние чувства юноши. Однако даже эта девушка не способна заставить Мцыри отказаться от своей мечты.

После нахождения Мцыри монахи изо всех сил пытаются вернуть его к жизни, но юноша не выздоравливает и с каждым днем чувствует себя все хуже. Окружающие делают вывод о том, что Мцыри потерял жизненный смысл. Перед смертью юноша делится своими душевными терзаниями. Этот свободолюбивый юноша так и не смог смириться со своей нынешней жизнью в стенах монастыря. На протяжении всего времени он тосковал по своей далекой Родине. В монастырь вернулось лишь тело Мцыри, а душа его так и осталась за воротами в мире свободы.

Гордость и отвага

Главный герой никому не показывал своих слез. Плачет он только во время побега, но только потому, что этого никто не видит. Воля главного героя закалена во время пребывания в монастыре. Не случайно для побега выбрана грозовая ночь – эта деталь также характеризует Мцыри как романтического героя. То, что вселяло страх в сердца монахов, для него стало привлекательным. Душа Мцыри наполнялась ощущением братства с грозой. В наибольшей степени мужество главного героя проявилось в его схватке с барсом. Но гибель его не пугала, ведь он знал – возвращение к прежнему образу жизни являлось бы продолжением прежних страданий. Трагический финал произведения говорит о том, что смерть не ослабила духа главного героя и его вольнолюбия. Слова старого монаха не провоцируют его на раскаяние.

Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

Шестилетним мальчиком он попал в плен к одному генералу, который забрал его из родного кавказского аула. В дороге ребёнок заболел и был оставлен в монастыре, где и получил своё прозвище – Мцыри. Его насильно удерживали в монастыре, поэтому он выучил язык и обычаи местного народа, однако не перестал скучать по родине. Его жизнь была полна мучений и страданий из-за пребывания в неволе. Это был гордый и сильный духом человек, настоящий воин, в жилах которого текла кавказская кровь. Даже будучи ребёнком, он никогда не плакал и не жаловался на судьбу. Ему было тяжело находиться в монастыре в самом расцвете лет, ведь, в отличие от него, другие монахи сделали свой сознательный выбор сами, ему же не довелось узнать другой жизни, с детства его насильно держали взаперти, вдали от других людей, в окружении одних лишь старых монахов. Единственной мечтой юноши было покинуть монастырь и вернуться в родной аул, потому спустя много он сбегает из монастыря и отправляется на поиски дороги домой. Высшей ценностью и величайшим счастьем для Мцыри была свобода. Он мечтал жить в гармонии с природой и другими людьми свободным, вольным человеком. Во время побега юноша чувствует себя счастливым. Он чувствует, что, наконец, находится в своей стихии, восхищается красотой и гармонией природы, которых ему так не хватало в заточении.

Мцыри отвык от людей. Встретив у ручья прекрасную грузинку, чьё пение он услышал, Мцыри может лишь наблюдать издалека, как она набирает воду и уходит. В его груди разгорается огонь первой в его жизни любви, однако юноша не знал, что с этим делать. Он не смог перебороть свои смущение и страх, а потому не пошёл за девушкой.

Мцыри – смелый, отважный воин. На пути ему встречается барс, опасное животное, которое нападает на него, однако юноша вступает в схватку и даже побеждает зверя, что говорит также о его физической силе. После страшного боя, в котором Мцыри получил сильные раны, он всё равно не сдаётся и идёт дальше. Мы видим, что это стойкий человек, выносливый физически и духовно.

История создания

Поэт путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге, которая идет через Главный Кавказский хребет. Там, в городе Мцхета, Лермонтов разговорился с неким монахом, который поведал поэту историю собственной жизни. Монах этот происходил из семьи горцев и еще в детстве попал в плен. Генерал Алексей Ермолов вез ребенка с собой, но мальчик по дороге заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре на попечении братии.

Мцыри


Мцыри

Ребенок рос в монастыре, но не мог свыкнуться с новыми условиями и несколько раз пытался бежать назад в горы. После очередной попытки ребенок серьезно заболел и едва не погиб. Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму. Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.

Мцыри – главный герой известной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, отображающий мужество и стремление быть свободным. Герой систематически бьётся с жизненными невзгодами, причем не заостряет внимание на препятствия. Действие поэмы происходит на Кавказе.

В поэме преобладает романтический эпизод, когда Мцыри встречает около горной речки молодую грузинку. Причем, несмотря на сердечность, герой отворачивается от личной жизни, радости, страсти, ради истинной любви к отчизне. Его разумом владеет жажда воли, которая стала значимее других моментов в его собственной жизни.

Лермонтов описал Мцыри мужественным и стойким, об этом говорит эпизод битвы героя с хищником – барсом. Герой не боится смерти, он мужественно принимает схватку. Он прекрасно понимает, что в монастыре его ожидает уныние, одиночество и прежние мучения.

В своей исповеди он в полной степени раскрыл свой внутренний мир. Читатель глубоко понимает переживания, чувства и мучения главного героя, его несчастное бедное детство и отрочество.

Завершение пьесы повествует о том, что близящаяся кончина Мцыри не ослабевает его в храбрости и смелости. Причем в момент трагической смерти он не раскаивается в своих грехах, а наоборот готов быть свободным. Он побежден, но его сильный дух не сломлен. Автор наделил Мцыри неистовым героизмом и охарактеризовал его мужественным и храбрым человеком. Он сделал акцент на незаурядности его характера, силе и свободолюбии сумрачного и одинокого человека. Он ярко охарактеризовал психологическую сторону, в точности душу и внутренний мир главного героя, стремящегося к свободе и борьбе за свою отчизну.

Другие темы: ← Образ Мцыри в поэме Лермонтова↑ ЛермонтовВ чем трагедия Печорина? →

Образ главного героя в произведении


Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами — лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.


Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.

Популярные сочинения

Романтичность характера Мцыри

Почему Мцыри – романтический герой, какие именно черты делают его принадлежащим к данной категории? Во-первых, он бунтует против устоявшейся системы – монастыря, в котором ему довелось жить. Во-вторых, у Мцыри ярко выражена индивидуальность. Читатель имеет возможность наблюдать за исключительным героем в самых неординарных обстоятельствах. Между ним и обществом случается конфликт – это также черта романтического героя. Мцыри испытывает разочарование в тех условиях, в которых он жил, всей душой он стремится к идеалу. И таким совершенным миром становится для него Грузия. Горячая кровь представителя горного народа очень хорошо подходит для создания образа романтического героя.

черты романтического героя мцыри

Тоска по дому

сочинение чем мне близок образ мцыри

Готовимся к суммативному оцениванию по литературе

Для полного и всестороннего выполнения задания необходимо помнить, что эпизод в художественном строе произведения несет определенную функцию:

  • проясняет ту или иную мысль автора;
  • раскрывает характер действующих лиц;
  • создает настроение у читателя.

Анализ его ставит своей целью понять, какую роль играет данный эпизод в идейном и художественном пространстве всего произведения и как помогает понять авторскую позицию.

Необходимо правильно представлять структуру эпизода:

Определив границы эпизода, анализируем его содержание, обращая внимание на

  • героев
  • их поступки
  • диалоги и монологи
  • авторские размышления.

Итогом предварительной работы становится правильное понимание того, что делают герои и почему они поступают именно так. Что при этом чувствуют? Почему?

Не оставляем без внимания художественные средства, которые использует автор для раскрытия основного смысла эпизода:

  • пейзаж
  • лирические отступления
  • особенности композиции

Отмечаем изобразительные и выразительные средства (тропы и стилистические фигуры).

Внимательно прочитайте статью до конца. И у вас сложится правильное представление обо всех ключевых эпизодах поэмы


Далеко не один раз на протяжении всей поэмы монастырь сравнивается Лермонтовым с тюрьмой, что придает этому образу метафорическую наполненность. Главный герой, конечно, не испытывает злости и ненависти по отношению к спасшим его монахам. Однако та противоположность, которая существует между пленом монастырских стен, и свободой, и миром безграничной свободы. Именно там, на просторах безграничной природы герой имеет возможность ощутить гармонию души и предметов материального мира. И этот конфликт на протяжении всего произведения не может ослабнуть.

сочинение образ мцыри в поэме

Роль пейзажа в раскрытии характера

мцыри как романтический герой лермонтов

Отношение Мцыри к монастырю

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова повествует читателю о молодом грузинском юноше, заключенным с раннего детства в монастыре, о его совершенном побеге и в завершении поэмы трагической смерти. Поэма исповедует сильные желания и стремления бедного юноши о свободе и о огромном желании увидеть окружающий мир.

Мцыри привезли еще ребёнком, которого взяли в плен. Он не помнил ни матери, ни отца, но мечтал их увидеть снова. Мечтал вернуться в свой аул, обнять свою родню.

Каков же образ Мцыри? Юноша по характеру нелюдимый, но обладает сильной волей характера. Он скрытен, и в тоже время страстен. Он горяч, как все молодые кавказские мужчины. У него поэтичная и романтичная душа, только такая тонкая душа способна увидеть красоту природы, страдать от переживаний и радоваться, оказавшись на свободе. Монахи не могут понять страстную натуру Мцыри, недоумевают, почему он так ищет свободы. Он для них чужд и скрыт. Мцыри так мечтал обрести свободу и волю, но так до конца не приблизился к своей мечте. Он думал, что сможет быть счастливым, но это не случилось. Оказавшись на свободе, он был счастлив на свободе всего лишь три дня. Он вдыхал в свежий глоток воздуха, наслаждался звонким пением птиц, наблюдал, как красиво качаются деревья. Он не мог поверить в своё счастье. Он был настолько воодушевлен, что, встретив юную красавицу грузинку, почувствовал, что в сердце вспыхнули любовные чувства. Но день сменялся ночью, и для Мцыри оказалось не так уж прекрасным. Он был изнеможенным и голодным, к тому же он сбивается со своего пути. Хотя Кавказ был очень близок, он мог его видеть, но он не знал туда путь. Он понял, что на Родину ему уже не попасть.

Мцыри сражается с барсом, которого побеждает. Казалось бы, свобода близко, путь свободен, но трагический эпизод поэмы очевиден. Даже эпизод с барсом показывает, что у юноши еще есть силы, чтобы бороться, но судьба распорядиться иначе. Образ Мцыри встал перед читателем, как свободный и несломленный, гордый и целеустремленный кавказец, который до конца своей жизни был верен своей заветной мечте. Перед трагической смертью Мцыри видит родной Кавказ, надеясь посмотреть на него хотя бы с высот. Он прощается с родными горами, прощается со своими родными. Его хоронят в прекрасном саду, где он велел его схоронить. Обстоятельства смелого героя Кавказа погубили, но так и не смогли подчинить своей воле. Он умер, но остался непокоренным судьбе и своему характеру.

Вариант 2

Образ Мцыри в этом произведении является самым ключевым, поскольку в нём заключается главная идея произведения. По ходу прочтения мы узнаём, что Мцыри оказался в монастыре ещё в детстве, потому что его родной горный аул был разрушен войной. Затем также узнаётся, что он перенёс тяжелую болезнь и был воспитан монахами как послушник.

Однако все эти горести жизни не сломили его, а, напротив, сделали сильнее.

Мцыри представляет собой юношу очень чуткого и восприимчивого, с тонкой душевной натурой. Любые движения природы откликаются в его душе.

В Мцыри бушует кровь горцев, стремление к независимости и свободе. Мир, который состоит из монастырских молитв, смирения и послушания для него чужд и неприятен. Он был рождён не для отшельничества и вечного служения богу. Окружающие его люди, монахи, не способны его понять из-за своей религии.

Для свободолюбивого Мцыри такая жизнь является отягощающей и ненастоящей. Поэтому он совершает побег из монастыря. Он остался в одиночестве, но это вовсе не беспокоит Мцыри, потому что ему открылся целый мир с его простором и великим естеством природы. Но этого недостаточно, он желает большего, что было бы для него, действительно, важным. Его настоящее его желание – это вернуться туда, где он вырос, на родину. Пытаясь отыскать свою родину, Мцыри заблуждается. Он видит горы, Кавказ, знает, что там его дом. Но Мцыри не знает, как туда попасть. Проведя долгие годы в монастыре, он забыл дорогу назад. Даже если Мцыри сможет вернуться на родину, что его там ждет, в давно разрушенном ауле? Все его близкие погибли. У него не осталось ни одного дорогого человека на всём свете.

Постепенно Мцыри осознаёт, что ему не удастся вернуться домой, и он также осознаёт своё чудовищное проклятье – абсолютное одиночество.

Далее в ходе действия поэмы происходит битва с барсом. Мцыри сражался с ним яростно и самозабвенно, как дикий зверь.

Мцыри выходит победителем, но слишком много ранений ему нанесли. Смерть неизбежна. И Мцыри это полностью понимает. Он не боится смерти. Он сознательно пошёл на этот шаг, потому что дальнейшая жизнь для него бессмысленна. Мцыри утратил всё ценное, что у него было в этой жизни.

Мцыри является очень ярким и запоминающимся на долгое время героем, достойным сострадания.

Сочинение Характеристика и образ Мцыри

В этом сочинении я собираюсь поднять тему образности персонажа Мцыри в произведении М. Ю. Лермонтова. Произведение повествует нам о нелегкой судьбе юного мальчика попавшего в плен и украденного из своего аула.

Вследствие долгого путешествия мальчику нездоровится, и он остаётся в безымянном монастыре. Проходит время, и мы видим вполне себе подросшего Мцыри. Однако ему с самого начала не нравилось в монастыре, из-за чего как только он подрос, он попытался сбежать из монастыря, однако вскоре его находят изнеможенного в лесу. После между стариком в монастыре и Мцыри завязывается диалог. Мцыри говорит о его родине, о желании вернуться, о жестокой схватке с барсом из которой он вышел победителем.

Исходя из вещей, о которых говорит Мцыри, его можно назвать свободолюбивым человеком, который больше всего хочет вернуться туда, откуда его силой забрали в детстве. Он буквально страдает от воспоминаний о своем родном ауле, из-за того что ему туда никогда не вернуться. Также он говорит о девушке, которую он увидел во время своего побега, в которую, видимо, он влюбился. Буквально разрываемый воспоминаниями о родине и о своей семье он рассказывает это старику, и поведав ему о ранах нанесённых барсом, он умирает, говоря старику не забывать о его былой пылкости и о том, каким был Мцыри в юности.

Исходя из всего сказанного Мцыри, его можно охарактеризовать как стремящегося к свободе и независимости человека, очень сильно скучающего по своей родине, и понимающего своё безвыходное положение. Также если проанализировать его бой с барсом, то можно увидеть что он очень смелый человек, который не боится смерти, а напротив готов принять её с распростёртыми объятьями. Даже находясь на смертном одре также как и в детстве, он старается не показывать слабости или страха. Говоря старику свои последние слова, он отправляется в мир иной.

В конце концов, мы видим удивительную историю рассказанную нам М. Ю. Лермонтовым, эта история о борьбе совсем ещё юного мальчика со всем остальным миром. В своём стремлении найти свой родной аул он нашёл гораздо большее, он нашёл себя. Пусть это и грустная повесть, но она показывает нам всё несправедливость положения Мцыри и его борьбу с ней.

Для 8 класса

Знакомство с героем происходит в самом начале поэмы, где автор рассказывает о его прошлом. Здесь сразу можно отметить необычность и трагизм ситуации, а также некоторую закономерность событий. Мцыри оказался в плену, будучи еще ребенком, сначала к русскому генералу, затем – в монастырь. Образ героя строится на противопоставлении слабости физического облика и силы его души. Обстоятельства сказались на его внешности, но не сломили дух.

На протяжении всего произведения не раз используется прием сравнения: монастырь сравнивается с тюрьмой. У главного героя нет ненависти по отношению к монахам, которые все же спасли его. Но ему чужд их образ мыслей и мировосприятия, поэтому монастырские застенки неизбежно воспринимаются им как препятствие между ним и свободой. И этот конфликт не ослабевает до самого конца.

Мцыри – сирота. Он мечтает о семье, о том, как бы сложилась его жизнь, если бы волей судьбы он не оказался вырван из привычной среды. Он родился в гордом горном племени, где пленение приравнивалось к бесчестью. Он ни с кем не мог поделиться сокровенным своей души, поэтому его побег оказался полной непредвиденностью для монахов. Они считали, что наш герой полностью готов к монастырской жизни. Им не дано было понять главного смысла, к которому он стремился – это жизнь и свобода. Более того, такие мысли казались монахам богопротивными и противоестественными. Мы видим, что даже предсмертная исповедь не была выслушана ими с должным пониманием и снисхождением. Отсюда замкнутость главного героя.

Центральное место в поэме занимает схватка с барсом. Автор дает возможность рассмотреть ее с двух позиций: с одной стороны показано несомненное бесстрашие Мцыри, вступившего в схватку с опасным хищником, с другой – бессмысленная трагичность ситуации, когда два живых существа, в силу обстоятельств, вынуждены сражаться друг с другом. В конце концов, герой путем невероятных усилий одерживает победу над диким зверем.

Романтизм характера Мцыри является трагичным еще и потому, что ему не дано воплотить в жизнь свои идеалы. Он романтик и поэтому безнадежен. Главный герой отдает предпочтение смерти, нежели жизни в заключении, и только после смерти он в некотором смысле обретает желанную свободу.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Мцыри

Популярные сегодня темы

На самом деле вопрос о жанровой принадлежности Мертвых душ является вполне однозначным. Произведение является поэмой постольку, поскольку автор отнес свое творение именно к этому жанру.

Человек возомнил себя венцом эволюции и теперь платит за это. Сейчас люди поняли, как важно использование альтернативной энергии для их жизни. А используется ли она в России?

Во все времена любовной тематикой интересовались философы и литераторы. Поэтам и писателям удавалось отразить свои рассуждения о любви, они выясняли ее происхождение или воспринимали как нечто обычное

Мцыри родился на Кавказе, его предками были могучие воины. Монахом герой стал не по своей воле. Когда юноше было примерно 6 лет, он оказался в плену у русского генерала. Так как мальчик был слаб и вряд ли бы перенес трудности долгого пути, генерал оставил его в стенах монастыря, где один монах пожалел ребенка и приютил его. Монах вырастил мальчика, крестил в христианство. Первое время жизни в монастыре Мцыри тосковал по родному краю, был нелюдим. Затем он стал привыкать к своему плену, стал понимать чужой язык. Перед принятием монашеского обеты Мцыри внезапно исчезает. Его поиски продолжались три дня: на третий день монахи нашли умирающего юношу в степи.

Послушники принесли Мцыри обратно в обитель. С каждым днем силы покидали юношу, он ничего не ел и не говорил. Когда Мцыри почувствовал, что скоро умрет, он исповедался монаху, который когда-то спас его. Юноша рассказал, что сбежал из монастыря, чтобы вернутся в родной край. Герой всегда хотел жить как его предки, вольный горский народ. Он был счастлив за стенами монастыря в окружении дикой природы, которая была прекрасна и доброжелательна к юноше. Три дня, которые он провел на свободе, стали лучшими в его жизни. Мцыри не сожалел о том, что покинул обитель. Единственное, что терзало его душу, было то, что он так и не смог отыскать дорогу к родному аулу.

Исповедь героя раскрывает его характер. Мцыри говорит монаху о своем пребывание за стенами обители не для того, чтобы раскаяться в своем поступке. Он хочет еще раз, пусть и мысленно, но пережить те ощущения, которые испытал, находясь среди дикой природы. Встреча с барсом стала судьбоносной в жизни Мцыри. Герой победил зверя, но эта победа стоила ему жизни. Позабыв о ранах, он снова отправился в путь в надежде дойти до Кавказа. Однако оказалось, что дорога выбранная героем привела его обратно к монастырю. Мцыри оказывается снова в том плену, из которого убежал. Тщетность усилий добраться до родного аула убивают в нем стремление жить.

Сочинение 2

Мальчик был очень пугливым, нелюдимым и диковатым. Он всего боялся. Однако Мцыри никогда не жаловался на свою судьбу и не доверял никому свои мысли.

Мцыри физически был слаб, он перенес тяжелую болезнь и другие испытания, но уже тогда можно было понять, что сила воли его сильна. Здесь прослеживаются две основные характеристики главного героя: сильный волевой дух и слабое физическое тело.

Местные монахи выходили Мцыри, и мальчишка остался жить в монастыре. Однако его существование в монастырских стенах было наполнено лишь болью и тоской. Юноша совершенно не чувствовал себя счастливым. Монастырь он считал тюрьмой и преградой на пути к своей цели – возвращению на Родину своих предков.

Однажды ночью Мцыри решается на побег, который заканчивается весьма плачевно. Через некоторое время монахи находят юношу в предсмертном состоянии, истощенным и раненным.

Однако пока Мцыри находился за стенами монастыря, это был как будто другой человек, ощутивший величественный дух свободы. Юноша замечает каждую мелочь, каждое природное явление: столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы. В тот момент юноша наслаждался каждым дуновением ветерка. Никогда еще Мцыри не был столь внимательным. Теперь он чувствовал себя счастливым.

В этом эпизоде автор дает понять, что его главный герой не лишен человеческих чувств. Мцыри знакома и любовь к Родине, и любовь к близким. На своем пути он встречает девушку, спустившуюся за водой. Она будоражит внутренние чувства юноши. Однако даже эта девушка не способна заставить Мцыри отказаться от своей мечты.

После нахождения Мцыри монахи изо всех сил пытаются вернуть его к жизни, но юноша не выздоравливает и с каждым днем чувствует себя все хуже. Окружающие делают вывод о том, что Мцыри потерял жизненный смысл. Перед смертью юноша делится своими душевными терзаниями. Этот свободолюбивый юноша так и не смог смириться со своей нынешней жизнью в стенах монастыря. На протяжении всего времени он тосковал по своей далекой Родине. В монастырь вернулось лишь тело Мцыри, а душа его так и осталась за воротами в мире свободы.

Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

Шестилетним мальчиком он попал в плен к одному генералу, который забрал его из родного кавказского аула. В дороге ребёнок заболел и был оставлен в монастыре, где и получил своё прозвище – Мцыри. Его насильно удерживали в монастыре, поэтому он выучил язык и обычаи местного народа, однако не перестал скучать по родине. Его жизнь была полна мучений и страданий из-за пребывания в неволе. Это был гордый и сильный духом человек, настоящий воин, в жилах которого текла кавказская кровь. Даже будучи ребёнком, он никогда не плакал и не жаловался на судьбу. Ему было тяжело находиться в монастыре в самом расцвете лет, ведь, в отличие от него, другие монахи сделали свой сознательный выбор сами, ему же не довелось узнать другой жизни, с детства его насильно держали взаперти, вдали от других людей, в окружении одних лишь старых монахов. Единственной мечтой юноши было покинуть монастырь и вернуться в родной аул, потому спустя много он сбегает из монастыря и отправляется на поиски дороги домой. Высшей ценностью и величайшим счастьем для Мцыри была свобода. Он мечтал жить в гармонии с природой и другими людьми свободным, вольным человеком. Во время побега юноша чувствует себя счастливым. Он чувствует, что, наконец, находится в своей стихии, восхищается красотой и гармонией природы, которых ему так не хватало в заточении.

Мцыри отвык от людей. Встретив у ручья прекрасную грузинку, чьё пение он услышал, Мцыри может лишь наблюдать издалека, как она набирает воду и уходит. В его груди разгорается огонь первой в его жизни любви, однако юноша не знал, что с этим делать. Он не смог перебороть свои смущение и страх, а потому не пошёл за девушкой.

Мцыри – смелый, отважный воин. На пути ему встречается барс, опасное животное, которое нападает на него, однако юноша вступает в схватку и даже побеждает зверя, что говорит также о его физической силе. После страшного боя, в котором Мцыри получил сильные раны, он всё равно не сдаётся и идёт дальше. Мы видим, что это стойкий человек, выносливый физически и духовно.

Мцыри – главный герой известной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, отображающий мужество и стремление быть свободным. Герой систематически бьётся с жизненными невзгодами, причем не заостряет внимание на препятствия. Действие поэмы происходит на Кавказе.

В поэме преобладает романтический эпизод, когда Мцыри встречает около горной речки молодую грузинку. Причем, несмотря на сердечность, герой отворачивается от личной жизни, радости, страсти, ради истинной любви к отчизне. Его разумом владеет жажда воли, которая стала значимее других моментов в его собственной жизни.

Лермонтов описал Мцыри мужественным и стойким, об этом говорит эпизод битвы героя с хищником – барсом. Герой не боится смерти, он мужественно принимает схватку. Он прекрасно понимает, что в монастыре его ожидает уныние, одиночество и прежние мучения.

В своей исповеди он в полной степени раскрыл свой внутренний мир. Читатель глубоко понимает переживания, чувства и мучения главного героя, его несчастное бедное детство и отрочество.

Завершение пьесы повествует о том, что близящаяся кончина Мцыри не ослабевает его в храбрости и смелости. Причем в момент трагической смерти он не раскаивается в своих грехах, а наоборот готов быть свободным. Он побежден, но его сильный дух не сломлен. Автор наделил Мцыри неистовым героизмом и охарактеризовал его мужественным и храбрым человеком. Он сделал акцент на незаурядности его характера, силе и свободолюбии сумрачного и одинокого человека. Он ярко охарактеризовал психологическую сторону, в точности душу и внутренний мир главного героя, стремящегося к свободе и борьбе за свою отчизну.

Характеристика Мцыри

Популярные сочинения

Летние ночи гораздо короче зимних. Самый длинный день и самая короткая ночь бывает 22 июня, эта ночь длится всего 6 часов. Ночь в городе отличается от ночи в деревне или на даче.

Мой летний день начинается в шесть часов утра. Наверное, на первый взгляд такое раннее пробуждение кажется странным, ведь в городе я просыпаюсь намного позже. Однако летом все меняется.

Испокон веков книги играли очень важную роль в жизни людей. Раньше книги были везде. Они всегда и всем ценились и их всегда уважали. Ведь в книги всегда содержится мудрость. В любой книги, даже если она вам кажется не разумной

Мцыри – характер и образ главного героя

Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.

Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле.

За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь — то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.

Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.

В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.

Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

Характеристика главного героя Мцыри

Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями, к которым он стремится, несмотря на невзгоды и преграды. Он не боится отдать свою жизнь за свободу и любовь к своей Родине.

Еще давно его в монастырь привез русский военный, который взял мальчика в плен. Мцыри был ослаблен, физически уставший, но он уже в ту пору был силен волей. Монахи в монастыре ухаживали за мальчиком, в результате чего он поправился, и жил с ними долгое время. Но там он был несчастен, так как постоянно тосковал по свободе, по своей Отчизне.

Монастырь он считал тюрьмой, которая была для него важной преградой для пути на свободу. Он мечтал оказаться на своей Родине, и постоянно жил этой мечтою. Мечта была осуществима лишь тогда, когда темной ночью Мцыри убегает из монастыря. Ему кажется, что вот путь к свободе, но обитатели монастыря спустя немного после совершения побега, его находят почти умирающим.

Они пытаются ему помочь, возвратить его к жизни, но молодой человек умирает. Многим кажется, что он сделал большую глупость, убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя.

Мцыри, имея своеобразный нравственный пыл, был полон тревог и надежд на свободу, мечтал воссоединиться к природе, познать окружающий мир. Он был наделен достоинством, гордостью, мечтал быть независимым, а не обитателем тюрьмы.

Каждое действие за пределами окрестностей монастыря делало юношу счастливым и свободным. Он восхищался, и одновременно горько разочаровывался, все эмоции для него были ценны, потому что неискушенный горец никогда в жизни не ощущал.

Его дорога была сложна, но он стремился добиться цели и преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Он смог одолеть горного барса, с которым у него была смертельная схватка, будучи уставшим и истощенным. Но его мечты не сбываются, он умирает с мыслью о далекой Родины.

Он был по-своему счастлив, находясь на природе, поэтому вернувшись в обитель, жизнь для него сера и скучна. Перед своей кончиной юноша произносит просьбу схоронить его в дивному саду, откуда виден Кавказ.

Облик Мцыри предстал читателю сильным и стойким духом, гордым и независимым мужественным юношей. Автор жалеет своего персонажа, восхищается и любуется им. Он проявляет сочувствие горному мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров.

Краткая характеристика по плану

План:

1)Время и место действия.

2) Отношение героя к личной свободе.

3)Отношение героя к свободе.

4) Отношение Мцыри к религии и ее служителям.

5) Мое отношение к герою (чем близок мне герой Лермонтова).

Характеристика Мцыри:

1) Все это происходило на Кавказе.

2) Мцыри очень хотел вырваться на свободу, так как жизнь в монастыре была ему чужда. Он не был готов к такой жизни, ведь до этого он жил на свободе.

3) Для Мцыри свобода — это жизнь. Он не видит иного образа жизни. А жизнь в неволе для него лишь существование.

4) Мцыри верил в Бога, так как он не раз обращался к нему в этой поэме. Также, он не держал зла на служителей этого монастыря, потому что они спасли его от смерти и воспитали его.

5)Мне нравится Мцыри за свои черты характера. Он был сильным, храбрым и мужественным человеком. Несмотря на то, что ему не удалось воплотить в жизнь свою мечту, он не испугался бросить вызов судьбе и сумел прожить несколько дней так, как и хотел.

Характеристика образа Мцыри с цитатами

Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник.

Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет:

«Но в нем мучительный недуг

Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни:

«Что за нужда? Ты жил, старик!

Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры.

Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле?

Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть!

Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830‑х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что

«Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Кто такой Мцыри – характеристика героя

В литературе 18–19 веков одним из главных направлений был романтизм. Увлечение мистикой, обращение к душевному миру героев, воспевание свободы, ярких, сильных чувств, описание необыкновенных событий, приключений – все это привлекало к романтическим произведениям.

Все русские литераторы работали в этом направлении, создавая в своих произведениях образы неординарных, сильных личностей. Лермонтов также создал романтические образы, среди которых Мцыри, герой одноименной поэмы.

Шестилетним мальчиком герой поэмы оказался в плену. Русский генерал вез его из Грузии, но в дороге пленник тяжело заболел, и его оставили на попечение монахов одного из монастырей. Больного вылечили, и в обители он провел детство, отрочество.

Главное чувство, которое наполняло смыслом монотонную жизнь Мцыри в обители, была тоска по родному краю, родителям. Он жил воспоминаниями о горах, о мудрых стариках, о воине-отце, о любимых сестрах. И мечта вернуться в родное селение росла и крепла вместе с ним. Поэтому, став старше, он бежит из монастыря.

Три дня на воле стали самыми счастливыми в жизни. Буйство грозы, прекрасное тихое утро, молодая грузинка, идущая за водой, и даже схватка с диким барсом – все это дало столько потрясающих впечатлений, сколько он не получил за всю свою недолгую жизнь.

Раны от когтей барса отняли у Мцыри последние силы. Его, потерявшего сознание, нашли монахи и опять вернули в обитель. Здесь юноша умер, поведав на предсмертной исповеди всю свою историю старому монаху.

Мцыри воплотил в себе все основные черты романтического героя: погруженность в мечту и тоску по родине, страстное стремление к свободе, слияние с природой во время побега, храбрость и мужество в борьбе с барсом.

Романтично и само место, где разворачиваются события: монастырь в горах Кавказа, мрачный, непроходимый лес, горное ущелье с шумящим потоком… Все в поэме рисует читателю прекрасный образ юного героя, пожертвовавшего жизнью ради трех дней свободы.

Такой романтический, полусказочный герой был актуален в 30–40 годы 19 века, когда стремление к свободе подавлялось реакционной властью Николая I, и о воле, гармоничном мире можно было только мечтать.

План поэмы Мцыри Лермонтова

  1. Предыстория Мцыри.
  2. Побег Мцыри во время грозы.
  3. Встреча девушки у ручья.
  4. Схватка с барсом.
  5. Возвращение в монастырь и смерть.

Произведение начинается с описания монастыря, стоявшего в месте слияния рек Арагви и Куры. Мимо этого места проезжает русский генерал, который везет с собой пленного шестилетнего мальчика-горца, подхватившего тяжелую болезнь, но стойко переносившего боли.

Генерал оставил больного ребенка одному из монахов, который его вылечил и воспитал. Мальчик ни с кем не общался, но вскоре свыкся с участью пленника, и даже намеревался постричься в монахи. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает из монастыря. Мальчика находят умирающим неподалеку от монастыря через три дня и приносят обратно. Воспитатель Мцыри, видя, что мальчик совсем слаб и скоро умрет, умолял его исповедаться.

Исповедь Мцыри начинается с упреков монаха в том, что тот зря спас мальчика от смерти, ведь тем самым он обрек его на одинокое существование вдали от родных земель в стенах унылого монастыря, в то время как сердце юноши жаждет любви и свободы.

Ночью Мцыри просыпается и решает продолжить путь. Он видел впереди горы и знал, что там его родина. Он был измучен и голоден, но желание попасть в родные края побеждало все остальные желания. Мальчик шел вперед, вскоре потерял очертания гор из виду и заблудился в лесу. Его охватило страшное отчаяние, он зарыдал, хоть и никогда не плакал в детстве.

В лесу происходит схватка Мцыри с огромным барсом. Бой был долгим и трудным, Мцыри смог одолеть зверя, но получил страшные раны. Выйдя из леса, юноша с ужасом понимает, что вернулся к ненавистному монастырю. Охваченного отчаянием его находят монахи.

Исповедь окончена. Смерть совсем близко. Но Мцыри не сожалеет о своем побеге, он сожалеет лишь о том, что не смог увидеть родные края и что его тело останется в чужих землях. Мальчик просит вынести его в сад, чтобы он в последний раз смог полюбоваться красотой природы и увидеть родной Кавказ. Мысли о родных землях успокаивают его перед смертью.

Что значит жить для Мцыри

Будучи ребёнком Мцыри попал в монастырь с его жёсткими законами, где ему было даже не с кем поговорить. У юноши нет ни друзей, ни врагов и он не может открыто выражать свою неприязнь к монахам. Между монахами и Мцыри не было взаимопонимания, поскольку душа Мцыри стремилась к реальному миру, в результате чего он чувствовал себя пленником.

Положение его было безвыходным, поэтому пришлось учиться всему, что знали монахи. Но как истинное дитя природы, хотел жить совсем другой жизнью, той о которой всегда мечтал. Страдал от того, что кругом видел лишь ограничения и препятствия, поэтому пошёл на риск и покинул монастырь.

Оказавшись посреди дикой природы юноша любуется красотой леса, слушает чарующее пение птиц, в нём просыпаются инстинкты. Но сосредоточенный на внешней красоте окружающего его мира, молодой человек забывает об опасностях, на юношу нападает снежный барс. Мцыри победил в этом поединке, но был тяжело ранен. Обессиленного юношу нашли монахи, однако спасти его не смогли.

Перед смертью Мцыри вспоминает о тех счастливых днях, которые прожил за стенами монастыря. Конечно, герой этой поэмы забыл об осторожности, поскольку был очень молод и неопытен, тогда как монахи уже имели представление о всех искушениях, которые преподносит жизнь. С раннего детства мальчик мечтал вернуться в родной аул, часто вспоминал своих родителей и сестёр.

Он поклялся, что вернётся домой, но у него это не получилось. Зато всё же смог ощутить вкус свободы, хотя за пределами монастыря находился не более трёх дней. Мальчик ощущает дискомфорт от нахождения среди сумрачных стен, которые кажутся ему тюрьмой. У него нет ничего из того, что может сделать человека счастливым.

Он мечтал о человеческом взаимопонимании, соприкосновении с родственной душой, часто вспоминал свою родину. Ему чужда монастырская жизнь, поскольку из–за своей предсказуемости она напоминает стухшее болото, где уютно разве что лягушкам. Мцыри проживает не свою жизнь и поэтому сильно страдает.

Когда юноша вырвался на свободу, оказалось, что долгое проживание в плену заглушило врождённый инстинкт горца, то самое чутьё, которое может подсказать верную тропу, а без этого в лесах среди гор на Кавказе не могут выжить ни люди, ни звери.

Да, ему удалось вырваться из монастырской крепости, но не из внутренней тюрьмы. Он умирает не из–за ран нанесенных барсом, а от осознания того, что вновь оказался в этом убивающем инстинкт жизни месте. Всю свою жизнь Мцыри стремился обрести собственную независимость в этом был смысл всей его жизни.

Жить в представлении Мцыри сочинение с цитатами

Прошли годы, и казалось, молодой человек свыкся со своим существованием в монастыре. Но однажды он исчезает. Спустя три дня его находят, умирающего, монахи обители. Перед смертью Мцыри говорит старому монаху, пришедшему его исповедовать:

Эта реплика, а также сам побег героя из монастыря убеждают читателя в том, что молодой послушник не в этом месте видит смысл жизни. Несмотря на годы, проведенные в обители, он не смог забыть своей родины, своей семьи, своего народа. Для него жизнь – это когда рядом отец, мать, сестры, память о которых он хранит в своем сердце; это горы с их ущельями и водными потоками; это стада домашних животных, простор родных полей, живое общение с сородичами и обычаи своего народа.

В нем оказалась очень крепка любовь к своим корням. Без всего этого ему тоскливо и одиноко. Кроме того, будучи кавказцем, по природе своей он горяч, отважен, горд. В его сердце живет жажда борьбы, сражений и побед. Именно это ассоциируется в сознании героя поэмы с настоящей жизнью:

Подвигнув себя на побег, Мцыри пробыл на свободе недолго, всего три дня. Но и за это небольшое время он сумел испытать все те чувства, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни: влечение к женщине, робость, радость от обретения свободы, боль, отчаяние, слезы, бессилие, борьбу, победу, голод, жажду. Молодой герой поэмы все-таки сумел прожить ту жизнь, к которой он стремился всей душой. И в этом он обрел пусть недолгое, но счастье:

Однако, неведомым промыслом, молодой человек не смог окончательно убежать и обрести свободу. Блуждая, он возвращается обратно, к стенам монастыря. Очертания родных горных вершин по-прежнему остаются для него недосягаемыми. Сознание невозможности воплощения своей мечты, своих душевных стремлений, приводит к его гибели. Мцыри умирает.

Герой честен перед собой. Простое существование для него неприемлемо. Жизнь, лишенная родного края, семьи, любви, надежд, подвигов, простых человеческих стремлений для него лишена всякого смысла.



Юный послушник Мцыри, живущий в монастыре в одной из грузинских долин — главный герой одноименной романтической поэмы М.Ю. Лермонтова.
Разочарование в окружающей реальности и отсутствие людей сильных духом, Лермонтов создает свой собственный идеал, способный на настоящие поступки в нестандартных жизненных ситуациях. Ему хотелось описать сильного и мужественного человека с четкими жизненными принципами и целью, к которой он идет несмотря на все препятствия и готов отдать за неё свою жизнь.

Характеристика главного героя-монаха


Подросток оказывается в монастыре еще ребенком, здесь его оставляет проезжавший мимо русский генерал, который взял его в плен в далеком горном ауле. Мальчик всего пугается и дичится, находится в очень ослабленном физическом состоянии, но уже тогда его отличает сильная воля и огромное внутреннее достоинство. Монахи выходили его и он остался жить с ними, но его существование здесь было полно тоски и боли, он не был счастлив. Монастырские стены он считал тюрьмой и всего лишь досадным препятствием к осуществлению его цели — вернуться на Родину, в страну его предков.

Глухой ночью он совершает побег, спустя несколько дней монахи находят его израненного, истощенного, практически умирающего. И хотя они прилагают множество усилий чтобы вернуть его к жизни, выздоровление не наступает и юноша понемногу угасает. Всем кажется, что он потерял что-то настолько важное и ценное, что просто не видит смысла жить дальше. Перед смертью он открывает свою душу наставнику и перед читателем открывается его внутренний мир, который помогает лучше узнать юношу и понять причины его побега.


Каждый шаг, любое действие в этой новой жизни за пределами его приносили юноше только счастье и удовольствие, даже если они не всегда были простыми и радостными. И дикий восторг, и безмерное восхищение, и горькое разочарование — все они для неискушенного горца были одинаковы ценны и памятны, потому-что ничего подобного он никогда не испытывал.

Его путь не был прост и усыпан розами, его преследовали усталость, голод и отчаяние, но сила духа и стремление достичь цели помогли преодолеть все трудности и даже одержать победу над свирепым горным барсом. Истощенный голодом и измученный трудностями Мцыри, благодаря бесстрашию и горячей крови своих предков, сумел убить сытого и сильного хищника. Отравленный духом рабства мужественный и храбрый юноша возвращается в место своего заточения и умирает с мыслями о своей далекой и такой желанной Родине.

История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.

Тест по произведению

Образ главного героя в произведении


Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами — лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.


Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.

Мини-сочинение. Основные черты характера Мцыри, которые проявляются: А) в окружающей обстановк…

Три дня на воле позволили юноше вдохнуть жизнь. Этот монах, который по своему происхождению горец, встретил свою стихию: буйство природы, опасность, необъятные масштабы полей и лесов – только здесь может обрести гармонию его смелый бунтарский дух. Мцыри готов был все отдать, только бы жить жизнью, полною тревог. Он помнит родной дом, семью и свое детство, и хочет возродить жизнь в своем существовании, потому как для горца нет худшего наказания, чем аскетичная жизнь наедине с собой и Богом. Такой человек как Мцыри не способен сидеть на месте и мириться со спокойным тихим укладом. Тревоги, переживания, опасность, страсть – это источники жизни для горца, и именно тяга к ним заставляет его решиться на отчаянное бегство, которое впоследствии приводит к смерти юноши.

Посещение Кавказа

В 1937 году, побывав на Кавказе, поэт проникся его красотой, ознакомился с горским фольклором. Он лег в основу многих его произведений. Как пишет литературный историк Висковатов П. А., особенно на творчество Лермонтова повлияла старая военно-грузинская дорога, полная старинных легенд и преданий.

В основе сюжета поэмы лежит история мальчика. Он был пленен русским генералом. По дороге он заболел и был оставлен в мужском монастыре. Однако его тяга к родине не покидала его. Постепенно он обосновался у монахов и хотел принять постриг. Здесь он вырос. Но в семнадцатилетнем юноше возникает душевный порыв, Мцыри начинает скучать по своей семье и пытается сбежать. После побега он истощен духовно и хочет умереть.

Перед смертью он рассказывает своему духовному наставник все его приключения на воле. У него была только одна страсть, которую он перенес в течение всей жизни – страсть к свободе. Свобода для него представлялась в виде Родины, родной речи, друзей. Он не хочет умирать одиноким и сиротой. Для него было важно увидеть свои родные просторы, горы, которые окружали всю его жизнь.

Выход в свет

Почему Мцыри погибает

Читайте также: