Сочинение рассуждение художественный текст и нехудожественный обнаруживают разные типы

Обновлено: 02.07.2024

Художественные тексты имеют свою типологию, ориентированную на родо-жанровые признаки. Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления.в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план. функции - коммуникативно-эстетическая. Художественный текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи. Образ здесь конечная цель творчества.для художественного текста важна образно-эмоциональная, неизбежно субъективная. Конструктивную роль в художественных текстах выполняют структуры эмоционально-риторические(относят текст с интерпретацией действительности). Роль эмоционально-риторических структур характерна для текстов художественных, хотя она вполне ощутима и в текстах массовой коммуникации (в частности - в газетах), где принципиально важна установка на воздействующую функцию речевых средств и текста в целом.

Нехудожественные тексты имеют свою частную типологию: тексты массовой коммуникации; научные тексты; официально-деловые тексты. Нехудожественный строится по законам логического мышления. Нехудожественный текст, как правило, одномерен и однопланов, действительность реальна и объективна.функции - коммуникативно-информационная. в нехудожественном тексте словесная образность принципиально не необходима и при наличии является лишь средством передачи информации. Для нехудожественного текста важна логико-понятийная, по возможности объективная сущность фактов, явлений. Конструктивную роль в нехудожественных текстах признаны выполнять структуры рационально-логические(соотносят текст с действительностью). Роль эмоционально-риторических структур возрастает в разных текстах в движении от научного изложения к художественному. Такие тексты, как научные и деловые (относительно простые в структурном отношении) организуются в основном рационально-логическими структурами.

32.Формы представления авторства в нехудожественном тексте.

В разных видах текста обнаруживаются разные формы представления авторства. Выбор форм зависит от общих характеристик текста, назначения и функции. Эти формы могут быть личностными (когда субъект речи обозначен непосредственно, персонифицирован), безличностными, личностно-безличностными.

Тексты официально-деловые, инструктивные обычно ориентируются на безличностное представление авторства. Автор как субъект речи не обозначается, и глагольные формы, называющие различные действия, состояния, намерения или побуждения, имеют значения безличное, неопределенно-личное, или это формы, передающие повелительно-рекомендательное значение. Главная особенность построения таких текстов заключается в том, что субъект речи (автор текста или чаще – коллектив авторов) свои намерения никак не связывает с самовыражением, эти намерения коммуникативно-прагматически направлены на читателя, на необходимость вступить с ним в диалогические отношения. Субъект речи в деловом тексте не персонифицируется, однако он, будучи неперсонифицированным, стремится активно воздействовать на читателя, в частности эксплицитно выражая значение необходимости

Формы представления авторства в художественном тексте многообразнее и сложнее, чем в текстах деловом и научном, в речевом плане тяготеющих к стандартности.

Субъектом речи в художественном тексте может выступать сам автор, рассказчик, которому автор передает свои полномочия, наконец, различные персонажи.

Автор текста может передать свою роль вымышленному рассказчику, тогда он вынужден (но в этом и был его замысел) подлаживаться под речь этого рассказчика, воспроизводить особенности и его стиля, его манеру.

Как видим, и авторская речь во всех ее разновидностях и тем более прямая речь как принадлежность художественного текста – это всегда личностная речь, она ведется от чьего-то лица: от первого лица; от автора, рассказчика или персонажа. Субъект речи может быть не назван, растворен как некий повествователь, будто со стороны воспринимающий все происходящее. Или, наоборот, выдвинут на передний план рассказчик, но он всегда присутствует и имеет формы своего выражения.

33. Текст монологический - это текст, поданный от первого лица или лица (наблюдателя) со стороны; текст, поданный от лица неопределенного или безличностно. Диалогический текст обычно бывает представлен как сочетание реплик, принадлежащих разным лицам. Собственно диалог является основной формой речи в драматических произведениях, однако в принципе и монологический текст (от автора) может включать в себя диалогические фрагменты. Диалогические вкрапления в виде речи персонажей часто сопровождают тексты художественной прозы. Это прямое использование диалога. Диалогичность свойственна любым научным и научно-популярным текстам, хотя, естественно, формы диалогичности более плотно представлены в текстах дискуссионных, полемических. (вопросно-ответные комплексы, риторические вопросы, восклицания; вводные и вставные конструкции, разные формы обращения к читателю)

35. прозаический текст - это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает; стихотворный текст, или поэтический, - это речь периодическая, ритмически организованная. Членение в стихотворном тексте качественно отлично от членения в прозаическом тексте, воспринимаемом как сплошное текстовое пространство. Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а единицы ритмически организованные; это замкнутые компоненты, стянутые перекрестными рифмами. Единицы членения - это строка, строфа, четверостишие (или двустишие). Ритмически организованная речь в большей степени, чем прозаическая, использует фигуры - анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы, стыки, параллелизм

Художественный текст - прозаический и стихотворный. Речевая организация прозаического текста (речь отрывистая). Речевая организация стихотворного текста (речь периодическая, ритмически организованная). Художественный текст - прозаический и стихотворный. Речевая организация прозаического текста (речь отрывистая). Речевая организация стихотворного текста (речь периодическая, ритмически организованная). В основе этого делениялежит речевая организация тек-ста: прозаический текст – это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает; стихотворный текст, или поэтический, – это речь периодическая, ритмически организованная. Членение в стихотворном тексте качественно отлично от членения в прозаическом тексте, воспринимаемом как сплошное текстовое пространство. Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а единицы ритмически организованные; Единицы членения – это строка, строфа, четверостишие (или двустишие).

Текст для сочинения:

(1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг. (2) В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3) Полок семь или восемь. (4)Мама сказала:

— Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально… (6)Дедушка их очень любил.

(7) Журка растерянно оглядел полки…

(11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт… (14)Тихо вздохнул и сел на кровать.

(15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами:

в о кр у г ъ 3 е м н а г о шара

(26)3а открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги. (29) Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. (30) Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры… (31)Вошла мама.

— (32)Давай-ка закроем окно. (ЗЗ)Кажется, будет гроза.

(34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил:

— Ну и что? (37)Я не боюсь.

(38)Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила:

(40)Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза.

— (41)Ма… (42)Тут не только интересно. (43)Тут дело даже не в этом…

(44) Она ласково наклонилась над ним:

— А в чём, Журавушка?

(45) Но он не знал, как сказать. (46)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (47)Вот эти самые страницы. (48)Эти самые буквы. (49)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. (50)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (51)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (52)У не открытых ещё островов. (53)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (54)И у Журки холодела спина.

(По В.П. Крапивину*)

* Крапивин Владислав Петрович (1938 — 2020) — известный советский и российский детский писатель.

Пример сочинения 9.1:

Таким образом, высказывание языковеда Е. В. Джанджаковой справедливо, ведь в художественном тексте мы обращаем внимание не только на то, что сказано, но и на то, как сказано.


Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений на лингвистическую тему по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению.

Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1


ОГЭ готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е. В. Джанджаковой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

В художественном тексте мы получаем горадцо больше информации, чем непосредственно сказано словами, и это зависит от того, какие способы использует писатель для пе­редачи своих мыслей.

Приведем несколько примеров из текста О. Павловой, иллюстрирующих это утверждение.

Анализ приемов и средств художественной выразитель­ности текста позволяет раскрыть замысел автора, понять, почему именно их писатель использовал.

Как видим, для правильного восприятия текста важно не только его содержание, но и способы передачи авторской мысли.

На уроках русского языка и литературы довольно часто приходится сталкиваться с таким понятием, как художественный текст. Но что это такое? Каковы его основные признаки, и любой ли текст можно считать художественным? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы вместе.

Итак, говоря простым языком, художественный текст – это текст, написанный человеком и показывающий его отношение к тому или иному явлению либо к окружающему миру.

художественный текст

К примеру, таким может считаться любой рассказ, стихотворение, роман или поема. Довольно часто, когда мы слышим определение "художественный текст", мы вспоминаем Пушкина, Чехова, Лермонтова и прочих классиков русской литературы.

Но каковы его особенности? Что отличает его от других текстов? Во-первых, он относится к художественному стилю. Из этого вытекает ряд следующих признаков.

Художественный текст богат эпитетами, метафорами, сравнениями. Именно на этих средствах строится образ того или иного понятия, о котором идет речь в произведении. У каждого автора эти средства свои. Именно благодаря им можно узнать, кто написал то или иное произведение.

Кроме того, художественный текст, в первую очередь, эмоционален. Он не только передает эмоции своего творца, но и вызывает их у читателя. Довольно часто различные описания в произведении используются для того, чтобы передать настроение автора.

В тексте выражается фантазия литератора, его умение подать ту или иную информацию, свои чувства и ощущения, чего нельзя увидеть в сухом нехудожественном тексте, например, в научной статье или в деловом документе, будь то заявление, расписка или автобиография.

художественный текст это

Стоит отметить, что художественному тексту также присуща категория целостности. То есть, все элементы тесно связаны между собой и образуют единую целостную структуру. Кроме того, он имеет свою идею и главную мысль. Довольно часто невозможно выбросить из него даже одно предложение. В таком случае теряются внутренние связи между его частями.

Что еще нужно сказать о художественном тексте? Наверное, то, что он всегда кому-либо адресован и несет определенную информацию. Правда, здесь стоит отметить один немаловажный момент. Довольно часто такая информация может восприниматься искаженно. Причиной тому может быть отсутствие определенного жизненного опыта у читателя, наличие другой точки зрения и прочие факторы.

Анализом художественного текста занимается такая наука, как стилистика. Немало внимания уделяет ему и литературоведение. Благодаря стилистическому и литературоведческому анализу можно более точно понять, что именно хотел донести до читателя автор, зачем он использовал те или иные языковые средства и что, собственно говоря, подтолкнуло его к написанию того или иного текста.

художественный текст определение

Итак, мы разобрались с тем, что такое художественный текст. Определение, которое можно вывести из всего вышесказанного гласит, что это – сложная, многогранная текстовая структура, которая отображает видение автором окружающего мира и направлена к читателю.

Читайте также: