Что такое сильная личность сочинение преступление и наказание

Обновлено: 06.07.2024

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совершил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.
В трактире Раскольников подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно убить. Но возникло непредвиденное обстоятельство — роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее, Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить. " В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.
Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача писателя заключается в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея.
Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь победила теорию. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Рас-кольникова звучат не очень убедительно.
Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман "Преступление и наказание".

Эта теория сформировалась в голове бедного студента, но из-за бесчеловечности ничего хорошего и ему самому не принесла, а разрушила его жизнь, помутила рассудок, заставила страдать.

Родион изложил свои основные мысли по этой теории в одной статейке, которая, кстати, попалась следователю. Опытный в своем деле человек сразу почувствовал, что такие идеи не доведут до добра. Особенно автора статьи! Поэтому ещё тогда он обратил внимание на Раскольникова, а статью отложил.

По логике Раскольникова гении ведь продвинут человечество на шаг вперед, поэтому они ценней и полезней для него, чем сотни обывателей.

Этой теории противопоставляется христианство с его человеческими ценностями, жалостью к слабым. Там есть мысль о том, что все достойны Рая, но по своим поступкам, а судить уж не другим людям, а Высшим Силам.

Раскольников думал сам решать, кто имеет право жить, а кто – нет. Кто достоин, кто гений. Никакой жалости, человечности, конечно, в этой теории нет. Сам Родион чуть с ума не сошел, сколько был в бреду из-за своего преступления. И на каторгу пошел в итоге, много раз пожалей о своей необдуманной, жестокой теории, которую он практически сделал практикой.

К сожалению, подобные теории иногда рождаются в умах. К счастью, у людей есть не только ум, но и сердце.

2 вариант

Созданная теория сильной личности Раскольникова представляет собой типичный вариант классификации людей на противоположные лагери. Люди часто склонны делиться по признаку свой/чужой и подобным признакам. Теория Раскольникова представляет собой вариацию, в которой мир разделяется неравномерно, то есть существует часть избранных людей, к которым герой, конечно, относит и себя и есть часть большая, которая представляет собой нечто совершенно никчемное и заслуживающее презрения.

Трудно сказать являются ли подобные теории сугубо больными фантазиями голодного студента, однако отсутствие точности в классификации Раскольникова мы видим явно. Здесь, например, он запинается, когда нужно говорить о Дуне, которая вроде бы и не тварь, но и не высший человек. Причем, почему не высший, по мнению Раскольникова – она слишком проста при душевном благородстве, которое трудно отрицать.

Прежде чем начинать превосходить какие-либо принципы или нечто подобное автору теории вполне разумно было бы превзойти недостатки собственных рассуждений. Тем более, он является студентом-юристом и должен понимать, как составляются законы и документы, формирующие норму. Герой в свою очередь только погружается в собственные вариации проекций расшатанной психики и рассуждения, которые в сути своей сводятся к простому факту в потребности получить деньги от старушки и ничего больше.

Вся теория сильной личности Раскольникова сводится в итоге к моральному оправданию собственных поступков. Человеку свойственно торговаться с собственной совестью, искать возможность заключить наиболее выгодную сделку. Родион просчитался и понял собственную ошибку, но также, вполне возможно, он просто не смог вынести той тяжести, которую на себя взвалил, а есть такие, которые могут и терпят и поэтому в мире столько несчастья.

Также читают:

Картинка к сочинению Теория о праве сильной личности Раскольникова

Популярные сегодня темы

В книге совмещены два романа, они разные по времени, но пересеклись в одном произведении. Один роман описывает жизнь в Москве, современной Булгакову. Другой жизнь в Иерусалиме времён Христа.

Месть — это намеренное причинение зла кому-либо за нанесённое оскорбление или обиду. Люди, которые мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте

Образ Родиона Раскольникова и его теория в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Родион Раскольников - недоучившийся студент юрист. Он знает жизнь с самой худшей стороны: раздавлен бедностью, живет в ужасных условиях, всем должен, вынужден прятаться от хозяйки, ушел из университета. Это типичный представитель разночинцев 60-х годов XIX века, который живет в столице, оторван от народа, не знает его настоящих ценностей. Раскольников молод, тщеславен и образован, он создает свою философию под влиянием нигилизма. Но этот нигилизм не такой, как у Базарова: Раскольников отрицает Бога и преклоняется перед человеком индивидуалистом.

Портрет Раскольникова
Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"
Раскольников

Незадолго до совершенного убийства Раскольниковым была написана статья "О преступлении", где признавался, что существуют люди, которым совершать убийства можно, "если идея и ее исполнение (будет спасительная для всего мира) этого требует". Он утверждал, что Кеплеру или Ньютону разрешалось жертвовать сотнями невинных, ненужных людей, чтобы все могли узнать об их значимых открытиях. Затем перечень "избранных людей" продолжается: Ликург, Солон, Магомет и Наполеон, их деятельность и род неизбежно запятнан кровопролитиями. Здесь герой делает логическую ошибку: в одном ряду по расплывчатому критерию "великости" оказались совершенно разные люди. Все они, по мнению Раскольникова, были "законодателями и установителями человеческого общества", они давали миру "новый закон", при этом "нарушали древнейшие, свято почитаемые обществом и перешедший от дедов". Так герой пришёл к выводу, что гений и злодеяния неизбежно связаны.

Главная идея теории Раскольникова о разделении людей на "право имеющих" и "материал" антигуманна по своей сути, поскольку деление людей на неравные по количественному и качественному составу группы происходит на биологической основе (по неизвестному природному закону), оно фатально (нельзя перейти из одной группы в другую) и не имеет точных критериев. Результат, который теория может принести человечеству, герой видит во сне на каторге. Его идея овладела умами всех людей и привела к всеобщей вражде и массовым преступлениям. Ее действие и приводит мир к Апокалипсису. Доказательством губительного влияния теории Раскольникова на человека является и его опыт.

Литературоведы неоднократно давали оценку причинам, на основании которых Раскольников совершил убийство. Д. Писарев в своей статье "Борьба за жизнь" (1867) заявлял, что "теорию не за что нельзя относить к причине преступления". Критик считал, что на приступные действия Раскольникова натолкнули "сложившиеся безвыходная ситуация". Н. Страхов излагал "Наша изящная словесность" (1867): "Главным корнем, из которого проросло ужасное убийство Раскольникова, находится в. теории. само убийство спровоцировано из непосредственного желания причастности к делу своей теории". Еще много других критиков - В. Кирпотин, В. Кожинов, В. Набоков и др. - утверждали, что на самом деле причин множество (психологические, социальные, философские – все эти причины подробно описывает Соне и сам герой) они и толкнули Раскольникова на ужасный эксперимент.

В романе "Преступление и наказание" автор показывает, что сама теория Раскольникова была болезнью, подхваченной в Петербурге. Начало ее совпадает с появлением замысла преступления, а убийство - что-то вроде кризиса, после которого начинается выздоровление или наступает смерть. Герой находится в лихорадочном состоянии: он не может адекватно воспринимать время, его сознание выхватывает из реальности только ужасные картины (обманутая девочка в парке, женщина-самоубийца на мосту), он постоянно спорит с самим собой, пытаясь убедить себя в неизбежности и правильности своих действий. Постепенно Раскольников осознает, что напрасно совершил преступление, пытаясь "внедрить" свою философию в жизнь. Но герой разочаровывается не в теории, а в себе самом, понимая, что он не принадлежит к числу избранных. Только на каторге произойдет "выздоровление" Раскольникова, освобождение его от власти ложной идеи. Герой выйдет из острожной больницы и впервые почувствует настоящую жизнь, увидит не отвратительный Петербург, а широкие степи с юртами кочевников и, по-новому ощутив свою любовь к Соне, вновь станет перед ней на колени.

Фамилия героя вызывает ассоциацию с раскольниками, которые отъединились от общества ради своей веры. Сам герой тоже живет уединенно, а после преступления отгораживается от мира, объявляет матери, что уходит навсегда. В "говорящей" фамилии подчеркивается противоречивость натуры главного героя, которую подмечают все персонажи романа. Порфирий Петрович видит в нем "человека удрученного, но властного, гордого и нетерпеливого". Разумихин говорит, что "в нем два характера противоположные друг другу и поочередно сменяющиеся".

Раскольников - трагический тип. Он, гуманный Человек, пытается уничтожить саму идею человечности - главную божественную заповедь. Его преступление обернулось духовным самоубийством и показало герою собственную ничтожность, так как его теория не подтвердилась на практике. И все-таки убийца Раскольников оказывается ближе писателю, чем порядочный и нравственно идеальный Разумихин. Авторская симпатия объясняется философией Достоевского, считавшего страдания выражением чистой человечности, залогом возрождения, проявлением личности.

Говоря о произведении Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", нельзя не обратить внимание на главного героя - Родиона Раскольникова. Он привлекает внимание, его размышления и взгляд на мир заставляют задуматься. Знакомясь с романом, я пришла к выводу, что сила Раскольникова состоит во врожденной доброте и сострадании, решимости идти до конца.

Однако его слабости: гордыня, честолюбие и самолюбие, не дают ему идти по светлому пути, держат его в тисках бедственного состояния своей семьи.

Мои слова подтверждает ситуация, кардинально изменившая жизнь Раскольникова. Его гордыня, стремление получить признание приводят к тому, что он решает проверить теорию "тварь дрожащая или право имею". Писатель демонстрирует, как он использует свою решимость не в благих целях, а поддается своим слабостям. Стремясь стать "свободным", кем-то значимым и видя в этом свое спасение, ведь после этого он будет освобожден от долгов, Раскольников готовится совершить убийство. Он совершает преступление, но не рассчитывает собственные силы. Его сострадание, совесть и доброта приводят его к нравственным мучениям, будто наказывая самого себя. Родион осознает, что все это время был не "право имею", а "тварью дрожащей", что открывает ему глаза на собственное бессилие. Он отдаляется от общества, с трудом переживает совершенное и, в конце концов, сдается полиции. Мне кажется, таким образом, автор хочет донести до нас мысль, что никто не способен полностью преодолеть нечто человеческое в своей натуре, никому не следует пытаться стать "право имею", а сама эта теория не имеет никакого смысла.

Прочитав произведение, осознаешь, что Ф. М. Достоевский хотел донести до людей. Писатель на примере своего героя пытается предупредить читателя, показать какие ошибки могут случиться в его жизни и к чему они приведут. Произведением "Преступление и наказание" он показывает, что нравственные и моральные ценности нужно ставить превыше всего, а за деянием всегда следуют последствия. Но вместе с тем автор пытается донести до нас мысль, что даже в такой трудной ситуации можно найти счастье и покаяние.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: