Руссо у сочинение музыки новый подход

Обновлено: 04.07.2024

Музыка- это самое таинственное из всех искусств. Она способна выражать тончайшие движения души, неподвластные слову. Не каждому дано понимать музыку.

Для чего нужна музыка, какова её роль в жизни человека? Не всё в жизни измеряется силой мышц, есть силы искусства, приносящая нематериальные, а духовные плоды, делающая человека отличным от животных.

Музыка есть везде, где живет человеческая душа, нужно только её услышать. Она и в тёплом весеннем ветре, и в тихо падающих каплях дождя, и в шелесте трав.

Для меня музыка- это возможность уйти от обыденной суеты жизни. Я уверена, что музыка останется спутником человека ещё очень долго. Для меня музыка- это ощущение гармонии самых сложных переживаний, полноты во всем. Музыка- это радость и единение.

Вероятно, изменится музыкальные инструменты, станут иными и слушатели.

В детстве, когда человек не умудрен еще опытом и воспринимает музыку лишь поверхностно, не может понять, что делает неправильные выводы(ему кажется, что он хочет умереть), и во взрослом состоянии, когда человек знает, что такое смерть, насколько она чужда жизни, тогда он понимает, что музыка призывает его к обратному: к жизни, к миру, к борьбе со всем тем, что уничтожает жизнь. Знакомую с детства музыку автор стал воспринимать в военную пору совсем по-другому. Теперь, увидев смерть совсем рядом, он проклял само это слово.

Люди плачут, слушая музыку. Плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным.

ней, горечь утрат, даже боль ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.

От хорошей музыки мир становится добрее. Когда я слушаю произведения П.И. Чайковского предо

мной невольно возникают картины родной природы: заснеженные поля, весенние цветущие луга,

стихи, и картины, настолько эта музыка простая, ясная любому сердце.

В своей музыке Чайковский использовал русский фольклор. Он стремится к любимым местам,

которые создавали в его душе особый настрой.

Слушая музыку Чайковского, мы можем сказать, что она действительно глубоко народная. Родная природа питала его могучий талант, вдохновляла на создание истинно народных произведений. Музыка живет везде, где живет человек, нужно только её услышать. Музыка и природа- это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать. Но в жизни можно найти немало примеров, не настоящей музыки, а оглушительной вакханалии, которая закружила человека в безумной, дикой, пляске. И это очень часто мы слышим в обыденной жизни с экрана телевизора.

Музыка должна быть разной: радостной, веселой, грустной, тревожной, но она всегда служит единению.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Павлов Денис Николаевич

кандидат педагогических наук, член Союза композиторов России,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

высшей квалификационной категории

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

НА ЗАНЯТИЯХ СОЧИНЕНИЯ МУЗЫКИ

Современная ситуация музыкального образования характеризуется появлением новых технологий, принципов и методов, способов и средств решения профессио­нальных задач. На данном этапе развития общества перед отечественной музыкальной пе­дагогикой встают важные вопросы сохранения культуры и культурных тради­ций. Современность, отличающаяся прагматизмом и падением духовно­-нравственных идеалов, нуждается в ква­лифицированном противостоянии и крепкой педагогической позиции. Активная позиция преподавателя сочинения музыки актуальна в настоящее время, так как современное музыкальное искусство нуждается в защите. Одним из спосо­бов формирования убежденности в необходимости предметов сочинения музыки (импровизация, композиция) и их значения для развития духовности учащихся является художественное самообразование преподавателя, которое для него самого служит непрерывным творческим стимулом и способом наиболее эффективной реализации своих потенциальных возможностей. Современный композитор, занимающийся педагогической деятельностью, призван своей профессией воздействовать на духовный мир юных музыкантов-исполнителей, совершенствуя при этом свои знания и педагогическую компетентность.

Компетентностный подход в образовательной сфере неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков. В силу этих изменений возникают иные требования и к личности преподавателя сочинения музыки: психолого-педагогическая грамотность, методическая оснащенность, гибкость, самостоятельность в выборе верного решения, креативность и компе­тентность как некий интегративный признак.

В формировании творческой самореализации учащихся музыкально-исполнительских отделений средне-специальных учебных заведений ключевая роль принадлежит занятиям по сочинению музыки (импровизация, композиция), поскольку они призваны пробуждать и развивать музыкальную фантазию, образное видение, расширять кругозор, способствовать более осмысленному отношению к музыке и к изучаемым произведениям. Несколько лет преподавания сочинения музыки убедительно доказали, что учащиеся, посещающие класс сочинения, выгодно отличаются в своем музыкальном развитии от своих сверстников. Хотя данные занятия на исполнительских отделениях не ставят целью воспитание композиторов-профессионалов, но значительно воздействуют на расширение возможностей творческого мышления музыкантов-исполнителей.

Компетентность преподавателя сочинения музыки – это личное качество, которое достигается им в процессе профессиональ­ной деятельности по мере накопления творческого и педагогического опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации. Известно, что основу сложного и своеобразного комплекса требований, предъявляемых к преподавателю сочинения музыки, составляет необходимость специального композиторского образования. Это – личный профессионализм и глубокое знание мировой музыкальной литературы, широкий общий кругозор и понимание специфики других видов искусства, умение создать деловую и непринужденную атмосферу занятий, и педагогическая интуиция. Главное же – интерес к своему делу и стремление вести предмет творчески, в постоянном поиске действенных форм индивидуального подхода к каждому ученику.

Мир звуков с самого раннего возраста близок и доступен детям. Играя, они напевают что-то свое, импровизируют мотивы, ритмы, однако эта способность, не получая должного развития, может тормозиться и утрачиваться. Занятия по композиции, вовремя начатые, должны поставить естественную потребность к свободному музыкальному самовыражению, к сочинению, свойственную всем без исключения музыкально способным детям, в благоприятные для ее развития условия. Преподавателю сочинения музыки необходимо заботиться, чтобы занятия проходили в свободной, располагающей к творческой работе, атмосфере. Высказываемая критика должна побуждать учащихся к инициативе в нужном направлении. Важно, чтобы указания, которые даются ученикам, имели форму осмысленных рекомендаций, пожеланий; необходимо при этом следить, чтобы способы и возможности устранения недостатков были доступны их пониманию.

Остановимся на специальных требованиях, которым должен соответствовать преподаватель сочинения музыки: музыкальность, развитое творческое мышление, чувство нового, умение импровизировать и сочинять, разносторонняя музыкальная образованность, профессиональное самосознание, высокая музыкально-педагогическая интуиция, педагогический артистизм, личностная профессиональная позиция. Также важны показатели – гиб­кость, рефлексия, умение учиться на протяжении всей жизни, исследовательс­кая деятельность.

Художественно-эстетическая компетентность преподавателя сочинения музыки слагает­ся из следующих способностей: оперировать эмоционально-чувственными образами; включать воображение, фантазию; воспринимать эстетические объекты интегративно, уметь переносить внешние впечатления на музыку; соединять художественно-эстетическое начало с духовно-нравственным в процессе создания музыкальных произведений.

Объективной основой для понимания того, сформирована компетентность преподавателя сочинения музыки или нет, является, безусловно, эффективность его деятельности. Этот результат может выглядеть либо как интерес детей к музыке и ее созданию, либо как активность детей (желание организовывать внеурочные творческие ме­роприятия и участвовать в них с целью продвижения своих сочинений), либо как музыкально-исследовательская, концертно-просветительская, композиторская деятельность самого преподавателя. Во всех областях преподаватель сочинения музыки должен быть компетентен.

Согласно профессиональной квалификации, указанной в дипломе, композитор может преподавать сочинение музыки, дисциплины музыкально-теоретического цикла, руководить различными музыкальными проектами. Сама эффективность деятельности композитора, при наиболее оптимальной возможности выбора собственного жизненного пути, будет зависеть от компонента профессиональной готовности к работе в определенном направлении и уровня мотивации, присутствующей в его профессиональной подготовке. Основой же для профессиональной компетентности преподавателя сочинения музыки являются следующие: музыкально-теоретические знания, научные модели и методы; диалектическое сознание; передача научно обработанной информации.

Становится очевидным, что в образовательной сфере формируется новый подход к преподаванию сочинения музыки, представляю­щий собой организацию целостного процесса познания учащимися музыкально­го искусства на научной основе с преобладанием самостоятельности в добывании этих знаний.

Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) Текст. / В.И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. – № 11. – С. 3-13.

Рапацевич Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005. – 719 с.

Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.

Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.

Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Музыка – это один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Прослушивание музыки помогает сосредоточиться, настроиться на определенный лад. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим.

В наше время существует огромное количество разнообразных музыкальных жанров. Каждый человек отдает предпочтение определенному жанру. Конечно, классическая музыка никогда не выйдет из моды, это искусство, прошедшее испытание временем. Любая музыка способна влиять на человека. Кто-то не может сосредоточиться, и только определенная композиция помогает настроиться на нужный лад. Бывает так, что прослушивание музыки снимает стресс и даже помогает выбраться из тяжелого психологического состояния. Для кого-то звуки музыки – это дверь в счастливое и радостное прошлое, портал в приятные воспоминания и трогательные моменты.

В заключении стоит сказать, что музыка – это великое искусство, способное влиять на души и сердца людей. Музыка играет большую роль в жизни каждого человека, она способна подарить утешение или же вознаградить вдохновением.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №4

В дни войны и в мирные дни человек ищет для себя нечто такое, что поможет ему забыться или, наоборот, придаст сил жить и бороться дальше. Такими врачевательными свойствами обладает один из видов искусства, а именно… музыка.

И в заключение хочу сказать, что чудесная сила музыки благотворно влияет на человека. Только слушать надо настоящую музыку, которая может исцелить от любых недугов сердце и мысли человека.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №5

Как музыка влияет на человека? На этот вопрос каждый дает ответ по разному. Я считаю, что она влияет как положительно так и отрицательно, ведь хорошей музыки сейчас не так много, но есть исключения.

Положительное влияние оказывает в большей степени классическая музыка. Человек, слушая композиции в таком жанре, погружается в себя, в свои мысли. Каждый из нас слушает песни, ориентируясь на свой музыкальный вкус. Кому-то нравится рок, кому-то рэп, кому-то тот же Чайковский или Бетховен. Если вдруг человек проснулся в плохом настроении и включил свою любимую песню, то на душе становится тепло и приятно, и быстро поднимается настроение; хочется начинать новые дела, радоваться новому дню, и просто быть счастливым человеком.

Также можно привести в аргумент известного во всем мире исполнителя MiyaGi. Этот человек творит чудеса. Он залечивает души людей своими песнями. В них очень огромный и глубокий смысл, хотя многие говорят обратное. Я считаю, что этот исполнитель добился того, чего хотел и радует нас своими композициями.

Таким образом, действительно музыка сильно влияет на подсознание человека. Она заставляет задуматься о смысле жизни и помогать людям лечить их души.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №6

Как музыка влияет на людей? Любой вид искусства имеет свои сильные и слабые стороны. Так, книга передаёт какое угодно явление жизни, раскрывает с помощью слов характер героев или создаёт картины природы. Полотна художников то же самое передают своими средствами. С помощью красок чётко возникают пейзажи, люди, окружающая их обстановка. Но я считаю, что именно музыка занимает видное место в системе искусств. Своё мнение хочу подтвердить несколькими примерами.

Вот теперь я отвечу на вопрос: как же музыка влияет на людей? Музыка, не говоря ни слова, не пользуясь красками, способна лишь одним сочетанием звуков вызвать у людей любые переживания, создать настроение, любой образ, она зовёт к раздумьям, восхищает слушателей тем, что из набора звуков рождается прекрасное звучание. Музыка развивает людей, ведь слушатель домысливает недостающее, дорисовывает в своём воображении слышимое.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №7

Как музыка влияет на душевное состояние человека? Этим вопросом задаются многие писатели и публицисты. Не стал исключением и Л.Н.Толстой.

Таким образом, Л.Н.Толстой ставит проблему влияния музыки на состояние души человека. Автор пытается донести до нас мысль о том, что музыка играет большую роль в жизни человека, она отражает наши переживания и сомнения, счастье, влюбленность, скорбь, боль потери — все, что мы только можем чувствовать.

Практически все творческие личности, занимающиеся сочинением песен, рано или поздно сталкиваются с проблемой: откуда дальше черпать свое вдохновенье. Им кажется, что все их усилия напрасны и не приносят желаемых результатов. Всем, оказавшимся в подобной ситуации, несомненно, помогут некоторые идеи Дебби Пойзер, изложенные ниже.

Сочинению песен почти что нигде не учат. Для многих музыкантов это инстинктивный процесс, который зависит от состояния души и вдохновенья. И действительно, в большинстве случаев такой подход позволяет добиться отличных результатов. Но почему бы не попробовать сделать хорошую вещь идеальной?!

Если Вы поймете, что Ваше мастерство зависит не только от каких-то мистических явлений, которые Вы не способны контролировать, то относительно легко сможете подняться на новый профессиональный уровень в своем ремесле. Несомненно, Вы должны обладать какой-то долей таланта, но при желании Вы можете усовершенствовать свои навыки подобно тому, как отшлифовывают свое мастерство в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

Далее последуют 20 советов, которые заставят Вас задуматься о некоторых аспектах работы композитора, и помогут вылезти из трясины музыкального застоя.

1. Если у Вас получилась аккордовая последовательность, которая полностью отвечает Вашим запросам для какой-то определенной части песни, но в то же время Вы не понимаете, в каком направлении продолжать работу, то в этом случае можно поэкспериментировать с полным изменением последовательности аккордов и применить это в новой части.

Если же в своем ремесле Вы наоборот не расстаетесь с гитарой, присядьте за фортепьяно или другой клавишный инструмент и поэкспериментируйте с интересными мелодиями, о которых Вы бы и не вспомнили в обычном режиме работы. Еще один вариант: при создании куплетов попробуйте использовать клавишный инструмент, а при написании припевов – гитару.

3. Напишите перечень ориентировочных названий песен и поместите его на видном месте, например, на стене. Услышав интересное словосочетание или выражение, не полагайтесь только на свою память, добавьте их лучше в список и в дальнейшем используйте для создания нового материала.

4. Экспериментируйте с разными музыкальными размерами. Если Вы никогда не писали, например, в размере 3/4, то попробуйте поработать именно с ним.

5. Интересуйтесь песенным творчеством других народов. Особенно обратите внимание на классические произведения, хотя не стоит забывать и о лучших работах современных авторов.

Постарайтесь понять, какие именно детали классической песни сделали ее шедевром, и уловить мельчайшие особенности аранжировки и структуры произведения. Фокусируйтесь на том, что Вам действительно нравится, и не беспокойтесь о нравственном аспекте. Ведь Вы не воруете – Вы просто обучаетесь. В кинопроизводстве такой подход практиковался на протяжении многих лет, и никто этого не скрывал.

6. Поупражняйтесь со своими любимыми произведениями. Можно, например, сочинить новые слова для полюбившейся песни или написать новую мелодию под существующий текст.

Выберите какой-то фильм, не имеющий саундтрека, и напишите саундтрек для него. Можно также сделать альтернативную тему. Ознакомьтесь с классической песней незнакомого лично Вам жанра и попробуйте написать свое произведение в таком же стиле, но, не копируя при этом само содержание.

7. Всегда имейте при себе записную книжку, в которую можно в любой момент записать дельную мысль, посетившую Вас в процессе занятий текущими делами.

8. Если при создании мелодий Вы привыкли использовать большое количество аккордов, то попробуйте поупражняться только с тремя. Вы сможете понять, насколько хватит Вашей фантазии при таком ограниченном выборе. Если же Вы наоборот работаете, максимум с тремя аккордами, попробуйте для разнообразия поэкспериментировать, например с шестью.

9. Если Вы не знаете, с чего начать написание текста к какой-то определенной песне, попробуйте воспроизвести на бумаге или в компьютерном документе все словесные и эмоциональные ассоциации, возникающие у Вас по этому поводу. Этот метод поможет Вам по-новому посмотреть на эту тематику.

10. Несмотря на определенную сложность создания рифмованных текстов, не стоит пренебрегать рифмовкой. Упорные занятия помогут Вам научиться создавать рифму, способную, по словам известного поэта-песенника Janisа Ianа, загипнотизировать и самой пробиться в слушание.

Хорошая рифма, как верно заметили другие, позволяет слушателю ощутить спокойствие и уверенность, дарит чувство безопасности. Конечно, не во всех песенных произведениях будет актуальным именно рифмованный текст, но стоит обратить внимание на то, что рифму предпочитают многие из гениев музыки, а значит, это того стоит.

11. Используйте в своей работе словари. Словарь рифм позволит Вам найти рифму к самым трудным словам без умственных потуг вспомнить все подходящие словоформы. Чтобы сделать более интересными и разнообразными свои стихи, используйте также словарь синонимов, который является незаменимым помощником для поэтов-песенников.

12. Применение сложных второстепенных вокальных линий сделает Вашу работу более профессиональной. Покорное следование за фразами лидер-вокала не всегда себя оправдывает. Ведь именно в этой области возникает тесная связь между аранжировкой и сочинением песни.

13. Не пожалейте средств на литературу и пособия соответствующей тематики, которые активизируют мысленные процессы в Вашей голове и поведают о многих интересных вещах, неизвестных Вам.

Пусть в Вашей папке всегда будет чистая бумага и заправленная ручка, тогда Вы в любую секунду сможете записать очередную гениальную идею.

15. Если в своей работе Вы используете секвенсор, включайте его на запись и во время неторопливых раздумий за клавиатурой инструмента. Не рассчитывайте особо на свою память, нет никакой гарантии, что в нужный момент она вас не подведет и выдаст на-гора все удачные моменты, наигранные Вами.

Уже в процессе создания песни думайте о гитарных и басовых рифах, фортепьянных ходах между линиями произведения, о ярком изменении аккордов во время перехода с куплета на припев или при обычном состоянии ведущего вокала. Тогда, создавая демо-запись, Вы уже будете иметь хороший старт для аранжировки.

17. Не забывайте об интересных моментах динамического и ритмического характера в Ваших песнях. Не держите их на одном уровне, пусть они поднимаются максимально вверх и затем спадают. Если куплет состоит в основном из коротких слов в непостоянном ритме, то в припеве рекомендуется применение долгих и продолжительных нот.

Не делайте куплет и припев одинаковыми по длине, чередуйте длинные и короткие части, иначе структура Вашего произведения рискует стать слишком предсказуемой и банальной для слушателя.

18. Совершенно очевидно, что намного лучше получается делать то, что дается Вам легче всего. Но если использовать этот принцип постоянно, то Вас ждет плачевный результат: все песни будут похожи друг на друга.

19. Задумайтесь о соавторстве, которое может принести новые мелодические и лирические нюансы в ваши произведения.

20. И, наконец, если Вам не помогло ничего из выше перечисленного - воспользуйтесь современными технологиями. Вам могут помочь различные программы для алгоритмической композиции – автоаранжировщики или, в крайнем случае, арпеджиаторы.

Баннер для страниц

_______________________________________

Одним из самых острых чувств человека является слух. Благодаря слуху человек учится разговаривать и в дальнейшем общается на протяжении всей жизни. Жизнь без слуха никак нельзя назвать полноценной, поэтому люди просто обязаны максимально ценить свои слуховые органы. Потеря слуха может стать для человека настоящей трагедией.

В особенности огорчиться ухудшению или потере слуха могут те, кто любит музыку.

Музыка – вид искусства, который заключается в воздействии на слуховые органы человека путем создания звука и сочетания его с тишиной.

Музыка – одно из самых прекрасных явлений на нашей планете. Благодаря хорошему слуху человек может просто наслаждаться прослушиванием музыки.

Музыка бывает очень разной. В более давние времена ее могли создавать лишь те, кто умел хорошо играть на самых сложных музыкальных инструментах. Сегодня же благодаря развитию компьютеров и информационных технологий возникла электронная музыка, для создания которой использование музыкальных инструментов и вовсе не требуется.

Существуют различные формы прослушивания музыки. Некоторые предпочитают уединяться дома и прослушивать музыку в одиночестве,

другие хотят слушать музыку в компании, поэтому регулярно посещают концерты. Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки, разные люди вольны выбирать то, что им больше по душе.

В то же время стоит заметить, что музыка является более качественной и естественной тогда, когда она воспроизводится на концерте исполнителей.

Чем дольше существует человечество, тем больше музыкальных жанров появляется. Развитие мира и появление новых форм развлечений вовсе не привело к тому, что человек разлюбил музыку. В придачу к классической музыке современные люди также слушают рок-музыку, рэп-музыку, электронную музыку и многие другие жанры.

Такое серьезное развитие этой формы искусства лишь подтверждает то, что в человека просто-таки природой заложено наслаждаться музыкой, получать от нее удовольствие и стремиться создавать такую музыку, которую смогут оценить другие люди.

Каждый вид искусства хорош по-своему, но, по моему мнению, музыка достойна среди них всех действительного отдельного, особо важного места. Удивительная радость может быть доставлена человека прослушиванием музыки. Чтобы не потерять возможность слушать музыку, наслаждаться ею, важно беречь свой слух, заботиться о своих ушах и не злоупотреблять прослушиванием музыки на высокой громкости.

Читайте также: