Сочинение марка аврелия к самому себе

Обновлено: 03.07.2024

Философия, особенно в Античном Риме всегда была почитаема, поэтому её разветвление на разные школы, зарождение новых направлений, в каждом из которых появлялись новые идеи, создавали ту силу философствования, без которой не мог обойтись практически никто, особенно римляне.

В древнем Риме возникло развитие эллинистических школ, направления которых были настолько влиятельны на историю, что дали миру ряд известных личностей. В одном из направлений эллинистических школ, стоицизме, такой культ личностью являлся Антонин Марк Аврелий, который в свою очередь был последним представителем в этом направлении. Что касается самого возникновения стоицизма, то её основателем был Зенон, прибывший с Кипра в IV веке до нашей эры, и развивший это направление ещё задолго, до того момента, когда наступит полный распад этого направления и которое уйдёт навсегда после смерти Марка Аврелия.

Непосредственно философия в Римской империи занимала очень важное место и имела особое влияние на жизнь и культуру римлян. Влияние философии Античного времени на человека и всего целого общества в Риме означало выполнение функции религии, наставления. Поскольку религия продолжала охранять и освящать данный государственный порядок, она сосредоточивалась в культе личностей императоров. Но как любой Император греческого мира того или иного времени, опирающийся на философию, получал те знания, почитая которые в дальнейших своих действиях, он поступал мудро, и тогда за все поступки, которые он совершал, были удостоены честью, уважением, признанием, то такие действия были по-настоящему достойны правителя. Таковым являлся Император Марк Аврелий.

Антонин Марк Аврелий (121-180), из династии Антонинов был последним философом-стоиком, философия которого могла рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно его полный распад. С 161 по 180 Римский Император и завоеватель, расширивший границы Римской империи.

Марк Анний Вер, ставший впоследствии, после того как Антонин усыновил его, Марком Аврелием Антонином, родился в 121 году, в Риме, в богатой патрицианской семье. Его отец умер в весьма юном возрасте, и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера, который был дважды консулом, и, по-видимому, пользовался расположением императора Адриана, состоявшего с ним в отдаленном родстве.

Марк Аврелий всегда был, проникнут чувством благодарности к людям, которым считал себя обязанным.

Марк Аврелий: биография

. был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия Фаустиной. Марк отказался от дальнейших занятий риторикой, посвятив себя философии. В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи . и культ населения империи, начиная с Рима, как нельзя более отражал ее этнографическую и культурную пестроту. БИОГРАФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года н.э. .

Марк получил домашнее образование и еще в детстве подпал под влияние своего главного учителя — стоика. Этим учителем был стоик Луций Юний Рустик. Но с другой стороны филосовское образование ему довелось получить также и у Диогнета, под влиянием которого Марку Аврелию довелось спать на голых досках, прикрываясь звериной шкурой; у того же Диогнета, Марк выучился живописи. Своё образование он также совершенствовал под руководством софиста (с греческого — мудрец) Герода Аттика, платоников (последователи Платоника) Александра и Секста Херонейского, перипатетика (последователя Аристотеля) Клавдия Севера, стоика Апполония Халкедонского. В Смирне он слушал софиста Элия Аристида, но главным всё же для него оставался Луций Юний Рустик.

Увлечённый стоицизмом, Марк станет величайшим почитателем и поклонником философии Эпиктета. Видимо, поэтому по прошествию времени будут названы только две выдающихся личности в римском стоицизме – это Эпиктет и Марк Аврелий, последний который почерпнул для себя важность философских мыслей, написанных стоиком Эпиктетом, поняв из его записей, что необходимо исправлять и подлечивать свой нрав. Марк Аврелий даже был рад, что из-за знакомства с записями Эпиктета, он не свернул в софистику, в разбор силлогизмов и не занялся внеземными явлениями. Более того, он был рад, что не поверил россказням колдунов и кудесников, поставив своей целью философию.

Марк Аврелий, из-за своей влюблённости в стоическую философию, оставался ее приверженцем до конца своих дней. Его необыкновенные способности были вскоре замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил приходящегося ему племянником Марка, дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки. Однако Антонин прожил дольше, чем ожидалось, и поэтому, Марк стал во главе державы только в 161 году.

Марк Аврелий отличался бескорыстием, презирал доносы, с успехом вел войны, с добротой управлял провинциями. Он учредил в Риме несколько философских школ, приблизил ко дворцу известных философов того времени. В Афинах он основал четыре кафедры философии, соответственно каждому направлению — академическому, перипатетическому (означало совершаемое обучение во время прогулки у последователей Аристотеля, который создал логику), стоическому и эпикурейскому.

Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка Аврелия – первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойствен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познание фатальной необходимости, правящей миром.

Философия Марка Аврелия оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан.

Марк аврелий наедине с собой размышления

. винить самого себя в том, что ты не ждал от такого человека такого рода проступков. Ведь разум побуждал тебя к размышлению о . можешь сделать этого, то вини себя или. же не вини никого (4). Что бы ни случилось с тобой – оно предопределено тебе . наслаждений, ни о местности, стране, благодатном климате, ни о согласии с людьми? Будешь ли ты довольствоваться настоящим положением, радоваться всему, что .

И, несмотря на то что, стоики отдавали целый ряд своих созвучных христианству идей, сами оставались язычниками, при этом, осуществляли гонение на христиан, не подозревая, что всё это не могло не сказаться, на такое родство. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась, и история христианства началась.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ МАРКА АВРЕЛИЯ

Вселенная управляется разумом, который есть Бог

В разумно устроенной вселенной все, что случается, является не только необходимым, но и благим.

Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом.

Хотя действия индивида причинно обусловлены, он достигает свободы, действуя разумно.

Дурные поступки других не причиняют нам вреда; скорее нам вредят наши мнения об этих поступках.

Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства.

Разумный индивидуум не должен бояться смерти, так как она естественное событие жизни.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАРКА АВРЕЛИЯ

Марк Аврелий занимается исключительно этическими проблемами и очень далек от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в исследовании земных и подземных глубин, а в общении с внутренним “Я” и честном служении ему.

Философия Марка Аврелия возникла из чувства постоянной борьбы с окружающим миром, с мыслями внутри себя, воспринимая все превратности судьбы как должное.

У Марка Аврелия при всей его доброте и, напротив, настроения воевать, от, казалось бы, нахлынувшей радости, печали, или горя, то эти чувства, никак не отражались на выражении его лица. Это говорит о том, что его можно и нужно назвать стойким, мужественным, и что, среди своей армии, за все войны, он потерял многих, кто был ему близок.

Из-за этого, обостренное чувство тоски у Марка Аврелия в невероятной степени возрастает обращение к божеству, вера в божественное откровение. Одна из самых замечательных сторон личности Марка Аврелия: он как нельзя более далек от всяких утопий и он сознательно их отвергает. Философия остается законом жизни, но философ должен понимать все несовершенство человеческого материала, всю крайнюю медленность усвоения людьми высших моральных и интеллектуальных истин, всю громадную силу сопротивления, заключающуюся в историческом быте. Понятие судьбы представляло для стоической философии проблему. Если, как признавал Марк, вселенная управляется разумом и в силу этого всему случающемуся определенно случаться именно так, а не иначе, то остается ли место для свободы человека? Марк разрешает эту проблему, проводя тонкое различие. Если понимать под свободой выбор между равно открытыми альтернативами, то такой свободы, конечно же, не существует. Но у свободы есть и другое значение: принимать все происходящее как часть благого миропорядка и отвечать на события разумом, а не эмоциями. Индивидуум, живущий таким образом, настаивает Марк, является подлинно свободной личностью. Такой человек не только свободен, но еще и праведен. Так как разумность вселенной является основанием его благости, все происходящее во вселенной должно только укреплять эту благость. Следовательно, разумная личность, принимая события, не только отвечает на внешнее благо, но и вносит личный вклад в ценность мирового целого.

Философия аврелия

. ”. “Размышления” К произведениям подобным “Размышлениям” нужно относится с крайней осторожностью. Но у Марка Аврелия философия не расходится с текущей работой, и опыт императора ни в чем не . единый закон, а самый случай, если все сводится к игре атомов, побуждения человека к добру этим не устраняются и привязанность к миру не усиливается. Эта .

Марк был теистом, ибо он постоянно говорит о Боге словами, подразумевающими существование благого космического ума.

Другой теологический вопрос, которому Марк уделяет немало места, это вопрос о смерти и бессмертии. Человек разумный не будет бояться смерти. Будучи природным явлением, смерть не может быть злом; напротив, она причастна к благу, которое свойственно всякому природному явлению. После смерти мы просто перестаем существовать.

Марк разделяет стоическую теорию бессмертия. Согласно этому взгляду, история космоса развивается не линейно, а циклически. Эту доктрину часто называют учением о “вечном возвращении”.

Будучи существами разумными, мы подчиняемся также более высокому закону — закону природы. Этот закон касается каждого из нас, каким бы ни было общество, в котором мы живем. Согласно природному закону, все люди равны, будь ты император, раб или кто еще. Следовательно, правдиво утверждение, что, как существа разумные, все люди — члены одного государства, управляемого одними и теми же законами. Знаменитый тезис Марка гласит: “Я Антонин, и мое отечество — Рим; я человек, и мое отечество — мир”.

Особенно заметным в мировоззрении Марка Аврелия является гераклитовская характеристика бытия: естество, подобно реке, в непрерывном течении; в естестве целого, словно в потоке, передвигаются все тела; вечность – это река из становлений; течение и перемена постоянно молодят мир и т. д. Течение, в котором пребывает бытие,— круговое. Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, записывает Марк Аврелий. Мир управляется по определенным кругооборотам. Из круговращения бытия следует, во-первых, то, что ничто не гибнет, все вновь возрождается. Во-вторых, следует то, что все происходящее так происходило, будет происходить и происходит сейчас.

О человеке Марк Аврелий говорит следующее: я — это плоть, дыхание и ведущее ими тело, душа, ум; телу — ощущения, душе — устремления, уму — основоположения. Все это человек получил от природы и поэтому может считаться её созданием. Состою из причинного и вещественного, говорит Марк Аврелий. Ни у кого ничего нет собственного, но и тело твое, и сама душа оттуда пришли. Разум каждого – бог, и проистек оттуда.

Идеал человека в философии стоиков

. рассмотреть идеал человека в философии стоиков, потому что, на мой взгляд, стоики выделяли самые главные философские аспекты идеала человека. В своем реферате сначала я бы хотела рассмотреть аспекты философии стоиков и выдающихся стоиков, затем сами представления стоиков о человеке, .

Таким образом, можно сформулировать другой важнейший принцип морального наставления Марка Аврелия: жить под руководством разума и в согласии с ним. Его далее можно переформулировать в положение: жить в согласии с природой, так как для разумного существа, что содеяно по природе, пишет Марк Аврелий, то и по разуму. Получается, что человек должен жить как согласно своей природе, так и общей. По мнению Марка Аврелия, природа является источником благой жизни, так как все, что сообразно природе,— не зло.

По мнению Марка Аврелия, для человека естественно творить добро, творить его инстинктивно, бессознательно, и не требовать за это никаких наград.

Примеры похожих учебных работ

Философия аврелия

. относится с крайней осторожностью. Но у Марка Аврелия философия не расходится с текущей работой, и опыт императора . и поклонником Эпиктета был Марк Аврелий, последний значительный римский стоик, философия которого может рассматриваться как последнее .

Философия как учение о целостной личности

. эмпиризма — Джон Локк (1632—1704) первым в философии Нового времени выделил теорию познания как специальную дисциплину. Локку принадлежит учение о первичных и вт Агностицизм Юма, поставивший под вопрос .

Философия Л. Шестова

. поскольку в этих запасах идей и мировоззрений “философы стремятся “объяснить” мир, чтоб все стало . классической метафизики, точнее, против метафизического разума, Шестов призывает признать реальность непостижимого, иррационального, абсурдного, не .

Проблема жизни, смерти и бессмертия

. различных религий к смерти и бессмертию. 1. Нравственно-философский смысл жизни, смерти и бессмертия человека Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни – ситуации, которые в философии и литературе исследовались глубже и тщательнее, чем .

  • Анализ социологических данных
  • Антропология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Возрастная психология
  • Гендерный анализ
  • Демография
  • Дифференциальная психология
  • Зарубежная философия
  • Зоопсихология
  • Истории и теории мировой культуры
  • Истории русской философии
  • История и теория религии
  • История психологии
  • Клиническая психология
  • Конфликтология
  • Культурная антропология
  • Логика
  • Логико-комбинаторные методы
  • Методологические проблемы психологии
  • Методология и методы социологии
  • Методы измерения в социологии
  • Общая психология
  • Онтологии и теории познания
  • Основы нейропсихологии
  • Основы психодиагностики
  • Педагогика
  • Педагогическая психология
  • Политология
  • Психогенетика
  • Психология личности
  • Психология сознания
  • Психология труда и инженерная психология
  • Психология
  • Психофизиология
  • Современная социальная политика
  • Современные теории деятельности и практической рациональности
  • Социальная и экономическая антропология
  • Социальная история
  • Социальная психология
  • Социальная структура и социальная стратификация
  • Социальная теория и прикладное социальное знание
  • Социальная теория семьи и семейных отношений
  • Социальная философия
  • Социально-экономическое поведение домохозяйств
  • Социолингвистика
  • Социологическая теория
  • Социологическое исследование
  • Социология
  • Социология культуры
  • Социология маркетинга
  • Социология науки и научного знания
  • Социология образования
  • Социология политики
  • Социология предпринимательства
  • Социология профессий
  • Социология религии
  • Социология труда и занятости
  • Социология хозяйственного развития
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Физиология высшей нервной деятельности
  • Философия
  • Философия и методология науки
  • Философия образования
  • Философия политики и права
  • Философия религии и религиоведения
  • Философия языка и коммуникации
  • Философская антропология
  • Экономическая и социальная статистика
  • Экономическая социология
  • Экспериментальная психология
  • Эстетика
  • Этика

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Все, что происходит, происходит правильно. Внимательно наблюдая окружающее, ты убедишься в этом; все свершается, говорю я, сообразно не только естественному порядку вещей, но и справедливости, как если бы это исходило от существа, распределяющего все по достоинству.

Действуя, я руководствуюсь интересами благополучия людей. Если при этом на мою долю выпадают испытания, я терплю их и соотношу их происхождение с богами и общим первоисточником, из которого вытекают, тесно связанные, все события.

Кто поступает несправедливо, тот кощунствует. Ибо природа создала разумные существа для того, чтобы они приносили пользу Друг Другу, а не вредили.

Люби человеческий род, следуй божеству.

Если утром тебе не хочется вставать с постели, внушай себе: я просыпаюсь для свершения человеческих дел.

Находи свою полную радость и удовлетворение в том, чтобы, всегда помня о боге, идти от одного общеполезного дела к другому.

Самый лучший способ отмщения - не отвечать злом на зло.

Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет. К такому выводу ты придешь, внушая себе, что люди - существа одного с нами рода, что они по невежеству и против собственной воли совершают ошибки, что и нас и их через короткое время настигнет смерть.

Добро с необходимостью полезно, а поэтому добрый и благородный муж должен о нем беспокоиться.

Никто не устает в поисках полезного для себя. Пользу же приносит нам естественная деятельность. Итак, неустанно ищи для себя пользу, принося ее другим.

К животным и вообще всем существам, не наделенным разумом, относись как разумный человек великодушно и благородно, к людям же, поскольку они наделены разумом, - с общительной любовью.

Как часть целого пришел ты в жизнь и после смерти вновь обретешь жизнь в том, что уже однажды произвело тебя на свет, вернее, посредством некоего преобразования вновь взойдешь, подобно ростку жизни.

Многие зерна фимиама предназначены для одного и того же алтаря. Одни попадают в огонь раньше, другие позже, но это ничего не меняет.

2. ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ

2. ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ Исходя из вышесказанного, теперь следует выявить бытийный способ существования в этом более точно определенном смысле. Всеобщие формальные фундаментальные определения здесь вновь присущи всей экзистенциальной философии. Первым таким

37. Стоицизм Марка Аврелия

37. Стоицизм Марка Аврелия Марк Аврелий (121–180) – римский император, один из наиболее значительных представителей римского стоицизма.Марк Аврелий прежде всего размышляет о бренности жизни. Свою оценку он выводит из понимания времени: время есть река, стремительный поток.

ПРЕДИСЛОВИЕ МАРКА УОТСА

ПРЕДИСЛОВИЕ МАРКА УОТСА В настоящий сборник вошло несколько эссе и лекций Алана Уотса. Материал книги образует представительную выборку его произведений – от первого эссе по дзэн-буддизму до последнего семинара, проведенного за несколько недель до смерти в 1973 году. В

Любовь к самому себе, или истинное себялюбие*

Любовь к самому себе, или истинное себялюбие* ПредисловиеСтремясь к краткости и определенности, буду основываться только на тех научных данных и гипотезах, которые считаю наиболее вероятными.Километры (кило) иногда я буду называть верстами, гектары — десятинами.

В. Кузнецов. Пересмотреть отношение человека к обществу и к самому себе

В. Кузнецов. Пересмотреть отношение человека к обществу и к самому себе Философские концепции редко обретают массовую популярность или становятся политическим событием. Но если это происходит, их влияние становится грандиозным и может длиться столетиями. Ярчайшими,

Ф. ЭНГЕЛЬС МАРКА[214]

Глава XIV О ТОМ, ЧТО НАШ ДУХ ПРЕПЯТСТВУЕТ СЕБЕ САМОМУ

Глава XIV О ТОМ, ЧТО НАШ ДУХ ПРЕПЯТСТВУЕТ СЕБЕ САМОМУ Забавно представить себе человеческий дух, колеблющийся между двумя равными по силе желаниями. Он несомненно никогда не сможет принять решение, ибо склонность и выбор предполагают неравенство в оценке предметов. И если

Глава XIV О том, что наш дух препятствует себе самому

Глава XIV О том, что наш дух препятствует себе самому Забавно представить себе человеческий дух, колеблющийся между двумя равными по силе желаниями. Он несомненно никогда не сможет принять решение, ибо склонность и выбор предполагают неравенство в оценке предметов. И

Физика как духовное упражнение, или Пессимизм и оптимизм у Марка Аврелия

ЭТИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СЕНЕКИ

ЭТИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СЕНЕКИ Ни один человек не благороднее другого, даже если его духовная сущность более высоко организована и более способна к благородному знанию. У всех нас одна прародительница - природа; до этого первоначального предка можно проследить родословную

ЭТИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ЭПИКТЕТА

ЭТИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ЭПИКТЕТА Природа удивительна и полна любви к любому своему творению.Люди, ждите бога. Когда он вас призовет и освободит от ваших бед, тогда идите к нему; но до тех пор спокойно оставайтесь на том месте, на которое он вас поставил.Ты носишь в себе бога и

5. Любовь к самому себе

Глава 11 ПРЕДОСТАВИТЬ [КАЖДОГО] САМОМУ СЕБЕ

Марк Аврелий - римский император (161-180), философ-стоик, автор своеобразной автобиографии "К самому себе".

1. От Вера, моего деда - у меня хороший характер и негневливость.
2. От славы моего родителя и памяти о нем - моя скромность и мужественность.
3. От матери - благочестие и щедрость. И воздержание не только от дурных дел, но даже и от того, чтобы в мыслях возникало что-нибудь подобное. Вдобавок простота в образе жизни, далекая от роскоши, принятой у богачей.
4. От прадеда - то, что мне не пришлось посещать общественных школ; я пользовался хорошими учителями на дому и понял, что на это стоит тратиться.
5. От воспитателя - то, что я не стал ни зеленым, ни синим [1], ни пармуларием, ни скутарием [2]. Кроме того - выносливость и неприхотливость, и самостоятельность, и несуетливость. И невосприимчивость в клевете.
6. От Диогнета - нерасположение к пустякам и недоверие к рассказам шарлатанов и кудесников о заклятиях и изгнании демонов и ко всем подобным россказням. Ему я обязан и тем, что не разводил перепелов и не увлекался такими занятиями [3]. И что я выносил свободное, откровенное слово. И что я освоил философию и слушал сперва Бакхия, затем Тандасида и Маркиана. И что с малолетства писал диалоги. И что полюбил походную кровать, шкуру и все прочие особенности эллинского способа воспитания.
7. От Рустика [4] я получил представление о необходимости исправлять и вырабатывать свой характер и не уклоняться в сторону софистической изощренности, не писать умозрительных сочинений, не составлять ничтожных увещательных речей и не изображать из себя напоказ человека, работающего над собой и творящего добро. И избегать риторики, поэтических прикрас и изысканных ухищрений в речи. И не расхаживать у себя дома в сто́ле [5], и не делать ничего подобного. И писать письма простым слогом, как, например, письмо, написанное им из Синуэссы [6] к моей матери. И относиться снисходительно и примирительно, если кто рассердится и поступит неправильно, чуть только он пожелает вернуться к нашим прежним с ним отношениям. И читать тщательно, не довольствоваться общим рассмотрением. И не спешить соглашаться с болтунами. И благодаря ему же мне попались в руки "Воспоминания об Эпиктете" [7], которые он уделил мне из своей домашней библиотеки.
8. От Аполлония [8] - свободомыслие и осмотрительность. И чтобы не руководствоваться, даже ненадолго, ничем иным, кроме разума. И чтобы быть всегда ровным: и при острой боли, и при потере ребенка, и при тяжелой болезни. И то, что я на живом примере наглядно убедился, как один и тот же человек может быть и очень настойчивым и снисходительным. И чтобы не быть раздражительным при истолковании - ведь я воочию видел человека, который считал свою опытность и мастерство при передаче отвлеченных знаний самым малым из своих прекрасных свойств. И то, что я научился, как надо принимать от друзей то, что считается угождением, не принижая себя, но и не проявляя бесчувственности.
9. От Секста [9] - приветливость; у него я наблюдал пример такого дома, где отец - всему глава; там можно было составить себе представление о жизни согласно природе и видеть подлинное величие, заботу о друзьях, угадывание их нужд, способность терпеливо выносить невежество, оставлять без внимания самомнение и уживаться со всеми, так что общение с Секстом было приятнее всякой лести; да и у самих льстецов он пользовался величайшим почетом, вопреки собственному желанию. От него я научился, посредством удобопонятного приема, находить правила, необходимые для жизни, и устанавливать между ними связь, не выказывать признаков гнева или какой другой страсти, умению сочетать невозмутимость с самыми нежными и почтительными привязанностями, соблюдать благопристойность, но без подчеркивания, и не выставлять напоказ свою широкую образованность.
10. От Александра-грамматика [10] я научился не прибегать к резким порицаниям, не упрекать за встретившиеся варваризмы, за коверканье речи, за неблагозвучие, а просто предложить правильное, надлежащее выражение, в виде ли ответа, подтверждения или совместного разбора самого предмета, а не оборота речи, или же посредством какого-либо иного подходящего попутного упоминания.
11. От Фронтона [11]-понимание того, что тирания влечет за собой клевету, изворотливость, лицемерие и что вообще наша так называемая знать - люди бессердечные.
12. От платоника Александра я научился избегать частого и без нужды упоминания о своей занятости в разговоре с кем-нибудь или в письмах - прием, когда под предлогом неотложных дел беспрерывно отказываются от должного отношения к окружающим людям.
13. От Катула [12] - не быть невнимательным, когда друг жалуется на что-нибудь, даже если он жалуется без основания, но стараться все уладить, а об учителях говорить только хорошее, и притом с сердечностью, как это сделано, например, в воспоминаниях о Домиции и Афинодоте; и подлинно любить детей.
14. От брата моего Севера - любовь к родным, любовь к истине, любовь к справедливости. Через него я познакомился с Тразеей, Гельвидием, Катоном, Дионом, Брутом [13] и получил представление о государстве с одинаковыми для всех законами, устроенном на началах равноправия и свободы высказывания, и представление о царской власти, уважающей больше всего свободу своих подданных. И от него же еще - неизменное, неослабное почтение к философии, и благотворительность, и постоянная щедрость, и надежды на лучшее, и доверие к дружеским чувствам друзей. И откровенность по отношению к тем, кого осуждаешь, чтобы друзьям не надо было догадываться, чего ты хочешь или чего не хочешь, - это должно быть и, без того ясно.
15. От Максима [14] - самообладание и неподатливость к чужим влияниям, бодрость в трудных обстоятельствах, в том числе и в болезнях, уравновешенный характер, обходительность и чувство собственного достоинства. И выполнение очередных задач не кое-как.
Что бы ни говорил Максим, все верили в его искренность, и что бы он ни делал, - в его добрые намерения.
Я научился не удивляться, не поражаться, нигде не спешить, не медлить, не теряться, не падать духом, не расточать любезности, вслед за которыми сердишься или питаешь подозрения.
И оказывать благодеяния, и быть снисходительным, и чуждаться лжи, и больше иметь в виду непоправимое! ь, чем последующие поправки.
И никто никогда не чувствовал презрительного отношения с его стороны, но никто и не считал себя выше его. И уметь шутить.
16. От отца [15] - кротость и непоколебимое терпение при тщательно взвешенных решениях. И отсутствие тщеславия при так называемых почестях. И трудолюбие, и выдержка. И внимательность к тем, кто вносит что-нибудь общеполезное. И неизменное воздаяние каждому по достоинству. И опытность в том, где нужно подтянуть, а где отпустить. И прекращение любовных дел с юношами. Вдумчивое отношение к общественным делам, и разрешение друзьям вовсе не являться на его обеды, и не обязательно сопровождать его в путешествиях. В его отношении не замечалось никакой перемены, если кто почему-либо бывал вынужден оставаться дома. И тщательное расследование дел на совещаниях - упорное, так как он не прекращал разбора, довольствуясь первыми попавшимися выводами. И постоянство в отношениях с друзьями, ни в коем случае не пресыщение и не увлечение ими. И самостоятельность во всем, и ясный ум. И предвидение издалека, и предусмотрительная распорядительность в мелочах без всякого выставления напоказ. Приветственных кликов и всяческой лести стало при нем меньше. И неусыпная охрана того, что необходимо для правления, и бережливость в расходах, и выдержка, когда* это ему ставилось в вину. И не было у него суеверного страха перед богами, а что касается людей, то не было ни заискивания перед народом, ни стремления понравиться, ни угодливости перед толпой, а напротив - трезвость и основательность; и никогда - безвкусной погони за новизной. Всем тем, что делает жизнь легкой - а это судьба давала ему в изобилии, - он пользовался и скромно и вместе с тем охотно, так что он спокойно брал то, что есть, и не нуждался в том, чего нет. И никто не сказал бы про него, что он софист, вульгарный болтун или педант, а напротив, - что он человек сложившийся, совершенный, чуждый лести и способный руководить и своими и чужими делами. Вдобавок он ценил истинных философов, а остальных не порицал, хотя и. не поддавался им. Кроме того, общительность и обходительность, но не через меру. О своем теле он заботился надлежащим образом, не как какой-нибудь жизнелюбец и не напоказ, однако и не пренебрегал им, чтобы благодаря уходу за телом как можно меньше нуждаться в медицине, во внутренних и наружных лекарствах.
В особенности же он без всякой зависти уступал людям, в чем-либо выдающимся, будь то выразительная речь, исследование законов, или нравов, или еще чего-нибудь.
Он содействовал тому, чтобы каждый был в чести соответственно своим дарованиям.
Хотя он во всем соблюдал отеческие обычаи, однако никому не было заметно, чтобы он старался их соблюсти - то есть эти отеческие обычаи. Кроме того, в нем не было непоседливости и метаний, он проводил время в одних и тех же местах и занятиях. И после приступов головной боли он бывал сразу же свеж и полон сил для обычных трудов.
Не много у него бывало тайн, напротив, очень мало, да и редко когда; все они касались исключительно государственных дел. Он был благоразумен и умерен в устройстве зрелищ, в строительстве и в раздаче пособий. Он обращал внимание на самое выполнение долга, а не на славу, которую приносит выполнение его.
Он не был привержен к посещению бань не вовремя, к возведению чертогов; не думал о яствах, о тканях и цвете одеяний, о подборе красивых и молодых рабов. Парадная одежда у него была из Лория [16], из одного близлежащего поместья, а остальное по большей части из Ланувия; плащом он пользовался в Тускуле [17], прося извинения за это - в таком роде был весь его образ жизни.
Ничего жесткого, непристойного, порывистого, ничего такого, что можно было бы назвать "до седьмого пота", напротив, все подвергалось разбору и учитывалось, словно на досуге: невозмутимо, по порядку, крепко и соответственно своей сути. К моему отцу подошло бы то, что рассказывают о Сократе - о его уменье и воздерживаться и наслаждаться, между тем как большинство бывает не в состоянии воздерживаться и увлекается наслаждениями. Быть стойким и в том и в другом, быть сильным и трезвым - это свойство человека с совершенной и непобедимой душой, что обнаружилось, например, во время болезни Максима.
17. От богов - то, что у меня хорошие деды, хорошие родители, хорошая сестра, хорошие учителя, хорошие домочадцы, родичи, друзья, почти все. И то, что я никого из них ничем не обидел, хотя у меня и есть такая склонность, и при случае я мог бы это сделать.
Благодеяние богов, что не было такого стечения обстоятельств, которое посрамило бы меня.
И то, что я недолго воспитывался у любовницы моего деда. И что я спас свою юность; и что я не возмужал преждевременно, но еще и несколько отсрочил это.
Я научился подчиняться начальнику и отцу, который намеренно искоренял во мне всякую спесь и внушал мне, что даже при дворе не нужны ни телохранители, ни роскошные одеяния, ни факелы, ни статуи и тому подобная пышность, но что есть возможность ограничить себя, приближаясь как можно больше к быту частных лиц, и что от этого вовсе не сделаешься более медлительным и робким, когда надо проявить силу в делах правления.
Я имею такого брата, который по своим нравственным свойствам мог побудить меня к развитию и вместе с тем радовал меня и почетом и любовью.
Дети мои уродились неглупыми и без телесных недостатков. Хорошо и то, что я не оказал особых успехов ни в риторике, ни в портике, ни в остальных занятиях, которым я, пожалуй, предался бы, если бы чувствовал, что быстро иду в них вперед.
Я не замедлил обеспечить моим воспитателям то почетное положение, которого они, как мне казалось, желали, и не откладывал осуществление их надежд на последующее время под предлогом, что они еще молоды.
И то, что я познакомился с Аполлонием, Рустиком и Максимом. Часто и отчетливо возникало у меня представление о том, какова жизнь, согласная с природой, так что, поскольку Это зависит от богов и от исходящих от них даров, воздействий и внушений, ничто уже не мешает мне жить согласно природе, а если меня на это не хватает, то только по моей вине и оттого, что я не соблюдаю исходящих от богов напоминаний и чуть ли не прямых наставлений.
И то, что я настолько еще сохранил свое здоровье при такой жизни. И то, что я не коснулся ни Бенедикты, ни Феодота, да и впоследствии оставался здоровым, когда овладевали мной любовные страсти. Я часто сердился на Рустика, но ничего не сделал такого, о чем бы потом пожалел.
Родительница моя, которой предстояло умереть молодой, все же прожила вместе со мной свои последние годы.
Сколько бы раз я ни захотел помочь какому-нибудь бедняку или в чем-нибудь нуждающемуся, мне никогда не довелось слышать, что у меня нет денег для этого. Да и мне самому не приходилось впадать в такую нужду, чтобы занимать у другого.
И то, что жена у меня такая послушная, так нежно любимая, такая простодушная.
И то, что в изобилии имелись подходящие воспитатели для детей.
И то, что в сновидениях мне была дана помощь, в особенности - против кровохарканья и головокружения, что бывало и в Кайете [18].
И то, что когда я стремился к философии, я не наткнулся на какого-нибудь софиста, не сидел над сочинениями историков, не занимался разбором умозаключений и не предавался изучению небесных явлений.
Ведь все это нуждается в помощи богов и судьбы.
Писано в области квадов [19], на берегу Грануи [20].

Люди ищут для себя уединения поближе к простой сельской жизни, где-нибудь на берегу моря или в горах. Ты тоже мечтаешь о чем-нибудь подобном, между тем это явное недомыслие: ведь есть возможность в любое время уединиться в самом себе. Нигде человек не уединяется так спокойно и безмятежно, как в своей собственной душе. Особенно тот, у кого есть внутри нечто такое, во что стоит только пристально вглядеться, как сейчас же станет легче. Это облегчение, по-моему, не что иное, как душевная благоустроенность. Вот этому уединению ты и предавайся постоянно и таким образом обновляй себя.
Пусть будут кратки и просты те доводы, которые, чуть только к ним прибегнешь, уже оказываются достаточными, чтобы устранить всякое раздражение, так что ты вернешься к своим делам уже без досады.
Ведь что тебе тягостно? Испорченность людей? Но если ты поразмыслишь над тем, что разумные существа рождены друг для друга, что терпение входит в понятие справедливости, что люди заблуждаются лишь невольно, и сколько людей враждовавших, подозревавших, ненавидевших, сражавшихся уже умерло и обратилось в прах, - тогда ты перестанешь огорчаться.
Или тебе тягостен твой удел во вселенной? Возобнови в памяти взаимоисключающие утверждения: "или Провидение, или атомы", вспомни все доказательства, уподобляющие мир государству. Или тебя еще связывает твоя телесная сторона? И это после того, как ты уже заметил, что мышление, отрешенное ото всего и познавшее свои собственные возможности, не зависит от "пневмы" [21], движущейся то мягко, то резко? Вспомни и все прочее, что ты слышал и усвоил относительно страдания и наслаждения.
Или тебя увлекает жалкая слава? Посмотри, с какой быстротой все погружается в забвение, как зияет вечность, бепредельная в обе стороны, как пуст всякий отзвук, какая переменчивость и неразборчивость у тех, кто как будто бы хвалит тебя, и какое узкое очерчено для тебя пространство. Да и вся-то земля - точка. Какой же уголок на ней занимает твое местопребывание? И много ли здесь таких, что станут хвалить тебя, да и каковы они сами?
Вспомни же наконец о возможности удалиться в эту усадебку - часть тебя самого - и, главное, не рассеивайся, не напрягайся, но будь свободен, смотри на вещи как мужчина, как человек, как гражданин, как существо смертное.
Самыми убедительными доводами, которые всегда надо иметь в виду, пусть будут следующие два: первое - это то, что вещи не затрагивают души, они стоят вне ее, недвижно, а наши тягости происходят исключительно от нашего внутреннего представления. А второе - это то, что все видимое тобой так мгновенно меняется, что скоро его уже не будет. И скольких перемен ты и сам уже был свидетелем - постоянно думай об этом. Мир - изменение, жизнь - восприятие.

Некая река возникновений и все увлекающий поток - вот что такое вечность. Чуть только что-нибудь появится, как сейчас же оно и унеслось. На смену ему выплывает другое, но и оно тоже будет унесено.

Смотри во внутрь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета, ни его ценность.

В гимнасии кто-нибудь оцарапал тебя ногтем и внезапно нанес удар по голове. А мы и не придаем этому значения, не обижаемся и впоследствии не усматриваем в этом злого умысла; хотя и остережемся такого человека, но не как врага, и не из подозрительности, а по-хорошему - просто отстранимся от него. Так пусть то же самое будет и в остальных областях жизни. Многое надо спускать нашим как бы соучастникам в гимнастических упражнениях. Ведь есть возможность, как я сказал, отстраниться без подозрительности, без вражды.

Пустое стремление к показному, сценические действия, стада, отары, бой на копьях, щенятам брошенная косточка, крошки для кормления рыб, муравьи, надрывающиеся при переноске тяжестей, беготня испуганных мышей, марионетки на веревочках! И вот нужно среди всего этого выстоять, не теряя ровного настроения и не морщась. Притом надо учитывать, что каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Паучок, поймавший муху, уже гордится этим; а иной гордится тем, что словил зайчонка, или рыбешку сетью, или кабаненка, или медведей, или сарматов. Разве все они не разбойники, если разобраться в их побуждениях?

Приучайся даже к тому, чего не умеешь. Ведь и левая рука, по непривычке, слабее, однако она держит поводья крепче, чем правая - к этому она и приучена.
Пойми, наконец, что ты имеешь в себе нечто лучшее и более божественное, чем то, что возбуждает твои страсти, дергает тебя непрерывно. Что, например, сейчас у меня в мыслях? Разве это страх? Разве это подозрение? Разве это желание? Или что-нибудь иное в этом роде?

[1] Зеленые и синие — партии ипподрома, получившие название по цвету одежды наездников.
[2] То есть не был сторонником вооруженных на фракийский или галльский лад гладиаторов.
[3] Перепелиные бои — модное в то время развлечение.
[4] Философ-стоик, наставник М. Аврелия.
[5] Длинное просторное платье.
[6] Город в Лациуме.
[7] Философ-стоик. Эпиктет (I в.) не оставил после себя сочинений. Его ученик Арриан изложил систему своего учителя.
[8] Философ-стоик, воспитатель М. Аврелия.
[9] Стоик, внук Плутарха.
[10] Комментатор Гомера, обучавший М. Аврелия греческому языку.
[11] Знаменитый ритор.
[12] Философ-стоик.
[13] Тразея и Гелъвидий придерживались стоической доктрины и пострадали при Нероне за республиканский образ мыслей. Далее речь идет -о Катоне Утическом и М. Бруте — республиканцах, противниках Цезаря. Дион — друг Платона, изгнавший из Сиракуз тирана Дионисия Младшего.
[14] Философ-стоик.
[15] Речь идет об усыновившем М. Аврелия императоре Антонине Пие.
[16] Резиденция Антонина Пия, городок на границе Лациума и Этрурии.
[17] Ланувий, Ту скул — города в Лациуме.
[18] Город в Лациуме.
[19] Одно из германских племен, жившее на территории нынешней Чехии.
[20] Приток Дуная.
[21] Пневма — чувственно-жизненное начало.

Во второй половине II века, когда Марк Аврелий правил в Римской империи, не было Интернета. Именно поэтому император оформлял свои размышления о жизни не в виде постов в Фейсбуке или записей в блоге, а просто записывал их в дневник. Большая часть этих заметок формально представляют собой поучения, обращенные к некоему читателю, но на самом деле автор адресовал их самому себе. Вероятно, что тексты в дневнике в принципе не предназначались для публикации. Непонятно, где они провалялись сотни лет, но впервые записки Марка Аврелия были напечатаны лишь в 16 веке, то есть почти через полторы тысячи лет после их написания!

Небольшие заметки и высказывания автора по разным поводам никак не связаны между собой, но несколько основополагающих идей пронизывают значительную часть из них – именно они и позволили причислить Марка Аврелия к философам-стоикам. Идеи эти весьма просты: все, что ни делается – все к лучшему; на все воля Божья; от судьбы не уйдешь; делай, что должно, и будь, что будет; "донт ворри, би хэппи" ("не беспокойся, будь счастлив")… Ну, может быть с последним утверждением я погорячился, а остальные поговорки более-менее точно характеризуют мировоззрение римского императора…

Чтение философского дневника – занятие, разумеется, на любителя. Те, кто заимствует "мудрые мысли" из неисчерпаемой телевизионной говорильни, вряд ли почерпнет для себя что-то полезное в этой книге-дневнике. А вот остальные наверняка что-нибудь интересное для себя найдут. К примеру, из многочисленных высказываний Марка Аврелия о смерти, которой стоики всегда уделяли особое внимание (как говорил философский учитель Марка Аврелия Эпиктет: "человек – это душонка, обремененная трупом").

Император полагал, что незачем беспокоиться о приходящей смерти, поскольку "самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а, следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею. Настоящее – вот все, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает". - Логично излагает! Трудно возразить автору, хотя поспорить все-таки хочется.

Хорошо сказал Марк Аврелий и про посмертную славу: "Ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих ни самих себя, не то, что тех, кто давно покинул этот мир".

Приведу еще крайне актуальное высказывание, которое понравилось мне больше всего: "Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в горы. … Все это, однако, говорит лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, - это его душа". Сейчас, когда поехать к морским берегам или в горы простому россиянину весьма затруднительно, многим стоит последовать мудрому совету Марка Аврелия. И отдохнете, и денег не потратите ни копейки…

У читателя этой книги-дневника возможно возникнет вопрос: а хорошо ли, когда глава государства вместо ежедневной и беспрерывной работы на благо родной страны сидит целыми днями в тиши кабинета и размышляет о смысле жизни? Я думаю, что использовать мозг по прямому назначению полезно и для первых лиц в государстве. И если правитель так же мудр, как Марк Аврелий, то почему бы ему ни записывать свои мысли в дневник?…
Наоборот, если интеллект не является сильной стороной правителя – оставлять после себя дневники не стоит ("гулял и убил 4 вороны" – из дневников Николая Кровавого).

И еще немного о правителях-философах. Я не большой поклонник стоицизма, но считаю, что для народа лучше иметь правителя – стоика, чем правителя-циника. К сожалению, к числу последних можно отнести 99% всех ранее живших и ныне правящих вождей народов. Именно циники творят все безобразия в этом мире, и любой из них лишь посмеется над высказыванием наивного Марка Аврелия: "не приносящее пользу улью не принесет ее и пчеле"…

Читайте также: