О ответ на уроке ч сочинение и изложение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ И ИЗЛОЖЕНИЕМ

Сочинение - творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетании, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии -- весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью .

В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правила грамматики, требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное выражение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.

На всех этапах развития школы сочинению, самостоятельным детским рассказам уделялось серьезное внимание. Особенно возросло оно в последние годы в связи с реализацией требований реформы школы по всестороннему развитию учащихся, развитию их мышления и речи.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т. е. по стилям).

В зависимости от источников материала выделяются:

во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;

во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По типам текста, как уже говорилось, сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в начальных классах чаще всего используются повествования с элементами описания и рассуждения.

Жанры в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства.

Так, устное или письменное сочинение о встрече перелетных птиц может быть проведено как до встречи (т. е. до Дня птиц), так и после нее.

Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в то же время в нужных направлениях.

Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.

Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина. Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина дает толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;

в) сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);

г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины дается в расширенном контексте;

д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику: во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;

во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;

в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы и манеру художника.

И.И. Шишкин в этом смысле отличный педагог. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют:

тему картины (что на ней изображено);

ее композицию - расположение главного и деталей; действие, сюжет картины; впечатление от нее.

К числу сочинений, опирающихся на опосредствованные источники материала, относятся сочинения на основе прочитанного. К их числу принадлежат, в частности, отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, спектаклю. Сегодня сложилась такая типология сочинений на литературном материале:

а) отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях. Это наиболее частый тип сочинения на литературном материале;

Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении - так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения рассматриваемого типа должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными текстами, а также словарями, справочниками .

Но, разумеется, обращение к тексту художественного произведения должно ограничиваться цитированием, не превышающим 10-15% объема сочинения.

Не менее половины устных и письменных сочинений должны опираться на ту или иную форму личного опыта учащихся.

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает.

Третьеклассники и четвероклассники учатся работать над текстом самостоятельно. Все меньшее место занимает подготовительная коллективная работа непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения. Все чаще учащиеся получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений (например,

Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование, поэтому в начальных классах преобладают повествовательные сочинения, а описание играет вспомогательную роль.

Подавляющее число сочинений - эмоционально-образные, художественные, а не деловые. Деловым языком пишутся лишь немногие сочинения, подытоживающие наблюдения. Важно, чтобы учащиеся с ранних лет обучения привыкали разграничивать свои тексты по стилю.

Сочинения в начальных классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за них ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинение выявляет практические языковые умения учащихся лучше, чем любое другое упражнение.

Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные; последние -- чаще, чем изложения; в течение учебного года проводится 12--15 письменных сочинений (кроме I класса, где письменные сочинения, рассчитанные на целый урок, не проводятся). Сверх указанного числа проводятся на уроках русского языка сочинения и изложения малых форм (миниатюры).

Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться в дальнейшем. Поэтому очень важно дать ясный ответ на вопрос: с чего начинается сочинение?

Изложения -- это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования -- и к содержанию, и к логике, и к композиции, и к языку. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены .

В сущности, любой вид пересказа можно выполнить письменно. Однако трудность изложений по сравнению с устными пересказами, а также медленный темп письма учащихся в начальных классах вынуждают учителя задавать учащимся для письменного изложения тексты и размерами меньше, и композиционно проще, и доступнее по языку.

Программа предусматривает для II класса изложение текста объемом в 30--45 слов (под руководством учителя) по вопросам или по данному плану из 2--3 пунктов; для III класса изложение текста и сочинение из 60--75 слов по плану, составленному коллективно, из 3--5 пунктов; для 4 класса изложение текста и сочинение из 80- 100 слов по плану, составленному коллективно и индивидуально, из 3- 5 пунктов.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов.

Письменное изложение оставляет глубокий след в душе школьника, поэтому следует использовать высокоидейные тексты, отражающие героические страницы жизни российских людей, картины родной природы, достижения российских науки, техники, культуры. Темы изложений должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу и изложению. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого учащегося; это значит, что образец необходим и в обучении. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит и оживляет работу.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

а) подготовка учащихся к определенному виду пересказа: пересказывать нужно будет подробно, с деталями, с использованием изобразительных средств языка, близко к тексту образца; пересказывать нужно будет выборочно, например лишь то, что относится к одному определенному действующему лицу; пересказ будет сжатый;

б) беседа -- анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе;

в) отработка выразительного чтения с целью переноса выразительности на пересказ;

г) логическое и композиционное расчленение рассказа; выделение частей, их озаглавливайте, составление плана текста, предназначенного для пересказа;

е) связь с жизнью самих учащихся (где это оказывается возможным): обращение к аналогичным случаям из жизни самих учащихся, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.

Иными словами, пересказу нужно от урока к уроку систематически обучать, помня постоянно, что в данном пересказе является учебной целью.

Виды выборочного пересказа:

1. Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя.

2. Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрации.

Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно; это относится - и к пересказу прочитанного. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Для краткого пересказа школьник должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно, без пропусков.

Сжатый пересказ -- необходимая ступень развития связной речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучить детей от использования художественных деталей.

Хотя в любом устном пересказе или письмен ном изложении может быть творческий элемент, но в методике выделяются несколько видов упражнений, которые получили название творческих, так как собственный вклад учащихся в них выше обычного. К числу творческих работ относятся пересказы и изложения с перестройкой текста и с дополнениями школьников.

Рассмотрим каждый вид творческого пересказа (или изложения).

Пересказ с изменением лица рассказчика (в оригинале повествование от первого лица, а в детском пересказе -- от третьего) требует не только грамматических изменений, но и значительных перестроек в содержании. Например, рассказ Ю. Гагарина о космическом полете (II класс) передается школьниками, конечно, не в первом, а в третьем лице, и местоимение я везде заменяется словами Юрий Гагарин или он. Но как пересказать такие строки:

Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями (как описанного типа, так и других) представляют собой продолжение соответствующей устной работы, которая описана выше. Однако в письменном варианте творческие дополнения и изменения должны быть более тщательно отработаны.

Так дети приходят к третьему виду творческого пересказа (изложения) -- к творческим дополнениям текста Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста, для развития воображения используется также словесное рисование, или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия?

Первый кадр. На экране улица. Полуразрушенные дома. Вдали дым -- что-то горит. На углу улицы стоит танк. Люк приподнят, оттуда выглядывает танкист.

Второй кадр. К танку подбегает мальчик. Он что-то кричит. Танкист помогает ему влезть на танк.

Третий кадр. Танк рванулся с места, помчался вперед. На броне стоит мальчик. Рубашонка надулась от ветра.

Четвертый кадр. Танк налетел на вражескую пушку, смял ее.

Пятый кадр. Танк стоит. Из люка высунулся танкист, он пожимает руку мальчику, благодарит его, улыбается.

Шестой кадр. Вдали дым, разрывы, танк уходит, он уже далеко.

Мальчик смотрит вслед танку.

Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

С изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования. На первое место выходит личностное развитие ребёнка. Важнейшими задачами становятся формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей, поскольку общение – это деятельность, обеспечивающая и сопровождающая все другие виды деятельности. Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом идёт в двух направлениях:

✓ формирование умений анализировать готовый текст;

✓ обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).

Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку. В методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи обозначено количество и объём обучающих работ данного вида на первой ступени общего среднего образования:

Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.

Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

Требования к изложению:

✓ самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

✓ использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

✓ полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.

Методика проведения изложения

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.

  1. 2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.

Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.

Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске .

  1. 5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний , требующих особого внимания учащихся.

  1. 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.

Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

  1. 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

  1. 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
  2. 11. Проверка изложения учителем.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

✓ точности и последовательности передачи содержания текста;

✓ ошибок в построении предложений;

✓ неправильного употребления слов;

✓ наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:

✓ учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

✓ учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

✓ учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

✓ учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

✓ осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

✓ организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

На электронном носителе представлена в помощь педагогу методика проведения изложения и памятка для ученика.

Методика проведения урока написания сочинения

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

  • понять и раскрыть тему сочинения;
  • подчинить своё сочинение определённой мысли;
  • собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;
  • определить границы сочинения;
  • составить план и писать по плану;
  • создать текст и записать его;
  • использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
  • совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Классификация сочинений по источникам материала:

  1. 1)на основе личного опыта учащихся:
  • сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися;
  • сочинения на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и др.
  1. 2)на основе опосредованных источников информации:
  • сочинения по картинам, которые делятся на три основных вида:

- повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану;

- повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;

  • сочинение на основе прочитанного;
  • сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

3)на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

4)на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.

2.Отбор и систематизация материала.

Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.

3.Словесное, речевое оформление сочинения.

Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работы. Первый и второй этапы выходят за рамки написания сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней (недель) до написания и может проводится во внеурочное время или на других уроках. Наблюдения на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.

Методика проведения урока включает:

На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

2.Беседа с целью упорядочения или накопления материала.

Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти накопленный материал или обеспечить его получение.

3.Составление плана или его уточнение.

В начальных классах рекомендуется простой план из 3 – 5 пунктов (без подпунктов). План сочинения записывается на доске .

4.Речевая подготовка текста.

Составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

5.Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста.

Коллективное или индивидуальное (1 – 2 ученика), учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

7.Самостоятельное написание сочинения.

Занимает основную часть урока и составляет в 3 классе – 20-25 минут, в 4 классе – 25-30 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Совершенствование написанного текста, исправление ошибок.

9.Проверка сочинений учителем.

Анализ и классификация допущенных ошибок для организации работы над ошибками:

  • несоответствие содержания сочинения его теме;
  • нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие связи;
  • неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие связи;
  • неправильная связь между отдельными словами в предложении, неправильный или неудачный порядок слов в предложении;
  • лексические недочёты: неправильное употребление слов и выражений;
  • грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.
  1. 10. Работа над ошибками.

Проводится на следующем уроке и включает в себя:

  • зачитывание лучших сочинений;
  • коллективный анализ сочинений:

построения целого текста и связи его частей;

построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;

порядка слов в предложении;

связи между словами в предложении;

употребление отдельных слов и выражений;

коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

индивидуальная работа над ошибками.

Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Уроки обучающего сочинения и изложения в начальной школе

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? И здесь на помощь приходит система планирования уроков развития речи на протяжении всех 4-хл.


ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе.

Методика проведения изложения в начальной школе

Изложение как вид орфографического упраж­нения характеризуется чётко выраженной направлен­ностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного.

Методическое пособие "Методика работы над изложением в начальной школе". Автор: Играева И. А.- учитель начальных классов Зерноградский район Ростовской области.

Материал для учителей начальной школы.


МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Развитие речи – одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В целом развитие речи – это и есть р.

Изложение в начальной школе, его виды и методика проведения

В работе рассказывается о видах изложений, которые используются в начальной школе и описывпется методика их проведения.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка письменных работ

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается:

– для V класса — 90—100 слов,

– для VI класса — 100—110 слов,

– для VII класса — 110—120 слов,

– для VIII класса — 120—150 слов,

– для IX класса — 150—170 слов.

(При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на ещё не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

ПРИМЕЧАНИЕ

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать:

в V классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограммы,

в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограммы,

в VII классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм,

в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух—трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть:

в V классе — не более 5 слов,

в VI—VII классах — не более 7 слов,

в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для V класса — 15—20 слов,

для VI класса — 20—25 слов,

для VII класса — 25— 30 слов,

для VIII класса — 30—35 слов,

для IX класса — 35—40 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не…; Не кто иной, как …; Ничто иное не…; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

Повторяющиеся ошибки (в одном и том же слове или в корне однокоренных слов) считаются за одну ошибку.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова – определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Однотипные ошибки (на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются так: 3 первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка.

Описки – это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, – самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объём текста для подробного изложения:

в V классе — 100—150 слов,

в VI классе — 150—200 слов,

в VII классе — 200—250 слов,

в VIII классе — 250—350 слов,

в IX классе — 350—450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений:

в V классе — 0,5—1,0 страницы,

в VI классе — 1,0—1,5,

в VII классе — 1,5—2,0,

в VIII классе — 2,0— 3,0,

в IX классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

– богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Учет ошибок при оценке письменных работ

Не учитываются ошибки:

1) в переносе слов,

2) в авторской пунктуации,

Негрубые ошибки две считаются за одну:

1) исключения из правил,

2) написание большой буквы в составных собственных наименованиях,

3) слитное и раздельное написание наречий, правописание которых не регулируется правилами,

4) раздельное и слитное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого,

5) написание Ы-И после приставок,

6) случаи трудного разграничения частиц НЕ и НИ в предложениях,

7) написание собственных имен нерусского происхождения,

8) постановка одного пунктуационного знака вместо другого,

9) пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности.

Повторяющиеся ошибки (в одном и том же слове или в корне однокоренных слов) считаются за одну ошибку.

Однотипные ошибки (на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются так: 3 первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка.

При составлении данных методических рекомендаций использованы следующие источники информации:

1. Баранов, М.Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности / М.Т. Баранов. – М., 1989.

2. Вестник образования 2003, № 8, с. 43-46. Письмо департамента общего образования Минобразования России: О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году.

3. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93.

4. Ивлева, В.Н. Направления работы учителей-словесников на современном этапе развития школы / В.Н. Ивлева. – М., 2004.

5. Ивченков, П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. / П.Ф. Ивченков. – М.: Просвещение, 1995.

6. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №364-М.

7. Народное образование, 2002, №5, с. 76-81.

8. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева – М., 1986.

9. Приложение № 3 «Программы восьмилетней и средней школы на 1986/87 учебный год “Русский язык”: методическое письмо “О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся”.- М. 1987. С. 41-44.

11. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11кл. / Сост. Е.И. Харитонова. – М., 2009. С. 207 – 220.

12. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М., 2001

13. Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов./ Сост. Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. – М., 2007

  • текст должен быть органическим компонентом системы учебных текстов, ориентированных на программный материал, на школьников определённой возрастной группы, на целостное усвоение текстовой информации, характеризоваться новизной и проблемностью;
  • в тексте присутствуют два пласта информации: поверхностный (точный, образный, одинаково понятный всем школьникам) и глубинный, скрытый пласт, который возникает из-за того, что автор преднамеренно или случайно допускает пропуск в изложении мыслей, пунктиром намечает смысловые опоры, помогающие ребёнку “развернуть” текст. Именно глубинный пласт текста активизирует мыслительную деятельность, образы памяти и воображение ребят, пробуждает их к поиску новых знаний, высказыванию догадок, фантазированию;
  • текстовая информация должна соединять то, что редко сочетается вне данного речевого произведения, в нём заложены неожиданное наложение планов, “смена голосов”, персонажей.

Изложение с элементами сочинения является работой комплексного типа и оценивается как одна работа двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Отметка записывается дробным числом. Качество содержания и речевого оформления, уровень орфографической, пунктуационной и языковой грамотности определяются по соответствующим критериям, отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку”. План при выставлении отметки не учитывается. Оценка может быть повышена на балл, если объём изложения значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2 раза) или понижена на балл, если объём не достигает среднего уровня. К объёму изложения всегда следует относиться как к примерному, более всего учитывать качество выполнения коммуникативно-речевой задачи, принимая во внимание точность, ясность мысли, адекватность её речевого оформления. Не следует принижать роль второй части работы – сочинение. Для оценки сочинения важно учитывать:

- соответствие работы ученика типу речи, преимущественному для данного высказывания;

- выдержанность стиля, избранного учеником для своего высказывания;

- достаточность аргументации в связном тексте-рассуждении;

- адекватность содержания ученического высказывания к исходному тексту;

- точность и глубина оценок в высказываниях учащихся.

Важен также гибкий подход учителя к работе каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт ошибок здесь неуместен). Комплексный характер работы может вызвать некоторые сложности, связанные с оценкой содержания и речевого оформления (первая оценка). Как быть, если, пересказывая текст, ученик успешно справился с поставленной задачей, а вторую часть работы написал довольно беспомощно? Это свидетельствует о том, что основная проблема, поставленная в тексте, понята неверно или ученик не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли и чувства. Как оценить работу, в которой вторая часть написана слишком кратко, однако ученик сумел при этом выразить правильное понимание основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие работы не может быть поставлена, даже если изложение отвечает всем требованиям, предъявляемым к отличным работам. Если же с задачей написать небольшое сочинение ученик не справился совсем, то за такую работу первая оценка не может быть выше, чем три балла (при условии, если изложение написано вполне удовлетворительно). Та часть работы, которая является небольшим сочинением, особенно ярко выражает творческие возможности ученика, уровень его речевого и интеллектуального развития. Поэтому оценка работы в целом в большей степени определяется успешностью написания сочинения.

  • воспроизведение прочитанного по вопросам;
  • связный пересказ прочитанного;
  • придумывание заглавий;
  • составление плана к прочитанному;
  • дополнение, продолжение, вставка эпизодов, творческие работы по прочитанному.

Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объёму и лёгких по содержанию прозаических произведений. После прочтения всего рассказа учитель задаёт детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Затем останавливается на самых существенных моментах. Таким образом, ученики уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.

Целям обучения детей охватывать содержание прочитанного и его обобщать служит составление плана. Навыки составления плана требуют умения в двух-трёх словах обобщать основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к текстам или частям текста, нахождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием и части прочитанного рассказа.

Для обучения учащихся написанию изложения может проводиться такая подготовительная работа:

Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала, средней части или конца) недостаёт в каждом из них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из копны соломы выскочил большой серый заяц и пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним, но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго смотрели вслед ему, а потом все стали говорить, какой был заяц и кто его первым увидел”. Проводится работа над начальной частью рассказа. В тексте непонятно без начала, кто именно из ребят оказался на поле около леса, как спугнули зайца; может быть, они были на прогулке, громко разговаривали.

“Ребята сели на бережок и стали разговаривать, играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни возьмись, показался ястреб и как бросится на утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба палкой. Но разве это так просто – попасть в летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал, ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как ребята оказались на берегу, какое у них было задание (а их послали стеречь утят). Учитель должен обратить внимание детей на то, что из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём говорится дальше, где и когда произошёл случай. Озаглавьте рассказ.

Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь, что может случиться дальше? Придумай и расскажи продолжение этих историй. “Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со мной произошёл такой случай. ”. “Однажды ребята позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся сказать и полез вместе с ними в воду. ”.

Подробно ли говорится в средней части этого рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе ёжик!”

На подготовительных уроках нужно обратить внимание детей на то, что, слушая текст, следует “настроится” не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения: как начинается текст; как завершается; какие языковые средства использует автор, чтобы выразить своё отношение; как осуществляется связь между предложениями, абзацами; какие слова в тексте можно считать ключевыми; как используется повтор; в каких случаях употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать учащимся, чтобы, делая на черновике наброски после первого прослушивания текста, они не только стремились составить план, но и записывали те слова, словосочетания, которые показались им особенно яркими, выразительными. Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что записывать. Надо сказать ученикам, что не следует записывать многое, возможно использование условных графических обозначений.

  • учитель читает текст
  • ученики составляют план, записывают опорные слова по памяти
  • устное изложение по плану выполняет один или несколько учеников
  • ученики приступают к самостоятельной работе над изложением в черновике
  • учитель повторно читает текст
  • ученики вносят дополнения и записывают изложение в тетрадь
  • возьми черновик и простой карандаш
  • начинай активно слушать с первого чтения текста учителем
  • слова – памятки каждого предложения записывай
  • между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений
  • окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста
  • помоги себе рисунками или схемой, сделав их на обратной стороне листа
  • из слов составь все предложения
  • активно слушай второе чтение текста, вноси изменения и дополнения на оставленной первой строчке
  • закончи работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запиши на второй строчке
  • прочитай написанное, исправь ошибки
  • запиши изложение в тетрадь
  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора.
  • Мне близка мысль о том что.
  • Я согласен с тем, что.
  • На мой взгляд.
  • По-моему.
  • По моему мнению.

Так можно предупредить вопросы учеников, продуманно снабдив их подходящими концовками и сберечь немало сил школьников, которые вынуждены пока находить средство завершение текста по интуиции.

  • постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста
  • чтение текста
  • беседа
  • план (составляется школьниками)
  • языковая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). В старых методиках рекомендован устный рассказ 2-3 человек до его записи. В новых – не рекомендуется из опасения, что рассказ ребёнка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих
  • составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах. Коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда ставится задача коллективно работать, редактировать или когда учитель знакомит школьников с новым для них типом текста, стилем, жанром
  • самопроверка, саморедактирование

К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причём исправления не считаются помарками и не приводит к снижению оценки.

  • мобилизовать свою память
  • рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование
  • попытаться представить себе своих читателей
  • подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана, следить за почерком, орфографией
  • стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления
  • продумать ту часть работы, которую надо сочинить самому
  • делить текст на абзацы, делая “красную строку”
  • проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обратиться к учителю

Учитель должен время от времени проходить вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать свою помощь, особенно на этапе редактирования.

Представляем конспекты уроков, посвящённых написанию изложения с элементами сочинения (3 класс).

Тема: Изложение – сочинение “Собака на плоту”

Цель: Написать изложение и придумать конец.

Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но это будет не простое изложение. Это изложение – сочинение. Вы должны будете написать изложение и придумать, сочинить его недостающую часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как можно его озаглавить? Какой части недостаёт? “Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное очень исхудало, и смотрело на всех жалобными, голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как же она оказалась в море?” Далее работа по вопросам:

- как можно озаглавить текст?

- на сколько частей можно разделить?

- как озаглавим каждую часть?

- составление плана, опорных слов

План Опорные слова
1 Собака на плоту Однажды, плот, издалека, подплыв, поближе, моряки, корабль
2. Животное накормили Исхудало, жалобные, голодные глаза, накормили, как же
3. История собаки

- какой части недостаёт? Что непонятно без неё? (недостаёт третьей части, в которой рассказывается, как собака оказалась в море)

- запишите по плану текст изложения, используя опорные слова и свой вариант истории. Помните о памятке к работе по написанию изложения с элементами сочинения.

В этом изложении – сочинении может быть и другой вариант работы: недостающую часть написать в начале изложения, изменив последнее предложение. При первичном знакомстве детей с текстом можно предложить приём активного слушания. Перед глазами детей должна висеть памятка, которую они повторяют до прочтения изложения. И учащиеся уже при первом прочтении текста начинают записывать, зарисовывать слова – памятки. Потом из этих слов составляют предложения, после второго чтения текста учителем, вносят изменения и дополнения, только потом записывают изложение – сочинение в тетрадь.

Проведённый нами урок по написанию изложения с элементами сочинения “Собака на плоту” был первой пробой пера учеников в этом виде работы. С заданием справились все учащиеся. Этому способствовали подготовительные уроки. Вот некоторые варианты концовок детей: “Мальчики строили на берегу плот. Они взяли с собой собаку. Она резвилась рядом, играла. Когда плот был готов, они спустили его на воду и привязали, чтобы не уплыл. Дети ушли домой. Собака запрыгнула на плот, верёвка развязалась. Так она оказалась в море”. “Деревенские ребятишки пошли купаться. С ними увязалась собака. На берегу они увидели плот, решили подшутить над собакой. Заманили её, отвязали верёвку. Собака попыталась спрыгнуть, но было поздно. Так она оказалась в море”.

Мы не остановились на достигнутом и нами была проведена дальнейшая работа с учащимися по написанию этого вида изложения.

Тема: Изложение – сочинение “Мёд в кармане”

Цель: Написать изложение, придумать и дописать концовку

Детям сообщается тема и цель урока. Учитель напоминает, что пользуемся приёмом активного слушания, вспоминаем соответствующую памятку. Далее учитель читает текст. “Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы. А Юре мама налила ещё маленькую бутылочку мёда. Мальчик подумал, что не будет хвалиться ребятам, а где-нибудь сядет один и съест. Положил Юра бутылочку в карман. Пришли ребята в лес, сели на полянку отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки, едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину, лезет в карман. За ней вторая, третья. ” Беседа по вопросам: О чём рассказ? Как можно озаглавить? На сколько частей можно разбить текст? Как озаглавить каждую часть? Назовите опорные слова каждой части, используя свои записи, рисунки.

Составление плана, опорных слов.

План Опорные слова
1. Мальчики собрались в лес пирожки, мамы, завернули в бумагу, положили в карман
2. Что мама дала Юре и что Юра подумал? маленькая бутылочка мёда, сяду один и съем
3. Мёд в кармане пришли в лес, достали пирожки, вдруг, пчела, за ней вторая, третья.
4. Чтоже дальше?

Вот один из вариантов детского творчества в написании концовки: “Мальчики очень удивились, почему это к Юре так пчёлы липнут? Спросили у него. Мальчику ничего не оставалось, как вытащить бутылочку мёда и поделиться с друзьями”.

Для написания следующего типа изложения – сочинения от детей потребуется умение анализировать текст и интерпретировать его.

Тема: Изложение – сочинение “Муравей”

Цель: Написать изложение, выразить своё отношение к поступку человека

Анализ работ показывает, что учащиеся справляются с этим заданием успешно. Например, вот как выразила своё отношение к человеку ученица: “Мне жаль, что муравей, трудясь весь день, пришёл в муравейник ни с чем. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и он теперь должен вернуться к своей семье с пустыми руками. Его семья осталась голодной. Если бы я встретила муравья с ягодой, то никогда бы не взяла её”. Такие задания нужны, полезны. В содержание текста “Муравей” можно заглянуть глубже: речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе. “Человек! Не будь так равнодушен и жесток к братьям нашим меньшим. Жестокость в малом рождает жестокость в большом. Бережно относись ко всему сущему на земле. О тебя лично зависит сохранение равновесия на земле”. Это текст, заложенный в подтексте, без специальной подготовки не осознаётся учениками. Так, глагол “тащил” ученики заменяют “нёс”, опускают определение “тяжёлую” и заменяют его на “большую”. А ведь большой не всегда тяжёлый. Для того, чтобы ученики глубже поняли смысл этого изложения можно предложить им такие вопросы и задания:

Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение в рассказе прямо, открыто?

Какие слова и выражения помогают понять отношение автора к происходящему?

Наиболее удачные работы: “Человек поступил неправильно. Он оказался злым и жестоким по отношению к муравью и всему его семейству. Нужно бережно и с любовью относиться ко всему живому на Земле”. Подобные задания способствуют формированию умений, необходимых для вдумчивого, аналитического чтения, пониманию и интерпретации текста.

Написание изложения с элементами сочинения не совсем привычное в повседневной школьной практике творческое упражнение. Оно поможет детям проникнуться творческим настроением, испытать первые муки речевого творчества, может стать для ребят праздником неожиданностей, удивления, радости. Каждое итоговое творческое задание в многообразной работе по развитию связной письменной речи в начальной школе, каждая детская работа – это результат осмысления какой-либо темы, связанной с грамматикой, с изучением конкретного раздела науки о языке. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уровне.

Читайте также: