Сочинение к 200 летию достоевского

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение написано по впечатлениям от поездки по маршруту "Санкт-Петербург Ф.М. Достоевского".История Петербурга и его достопримечательностей переплеталась с жизнью Ф.М. Достоевского. Незабываемое путешествие в город на Неве оставило много впечатлений и эмоций.

Санкт-Петербург – город удивительной красоты. Замечательный подарок в рамках Национальной программы детского туризма по маршруту "Петербург Достоевского", учреждённой Министерством культуры Российской Феде рации, получили ученики нашей школы за хорошую учёбу, активную работу, участие и победы в различных конкурсах и олимпиадах районного, областного и Всероссийского уровней. Мы посетили город на Неве и увидели великолепные архитектурные ансамбли Университетской набережной, Стрелки Васильевского острова, Марсова поля, Дворцовой и Сенатской площадей, знаменитый и воспетый писателями Невский проспект, Исаакиевский собор, Мариинский театр, Петропавловскую крепость. Это было своеобразным свиданием с городом-музеем.

Прошлись экскурсанты маршрутом по улицам, на которых разворачивается действие романа "Преступление и наказание". Заглянули на лестницу, по которой Раскольников шёл к старухе-процентщице, постояли в довольно мрачном дворе-колодце, остановились на мосту, с которого герой романа хотел броситься в воды Невы.

По окончании пешеходной экскурсии направились в мемориальный музей-квартиру в Кузнечном переулке, где ребята смогли почувствовать себя гостями великого писателя. Среди подлинных вещей, принадлежащих семье Достоевского, особенно остро ощущается причастность к эпохе, в которой Фёдор Михайлович творил великие шедевры. Здесь он работал над ранней повестью "Двойник", здесь был написан его последний роман "Братья Карамазовы".

Посещение бастиона Петропавловской крепости, где Достоевский находился в заключении, произвело гнетущее впечатление. Хотелось поскорее покинуть это мрачное помещение и проявить искреннее сочувствие к политическим узникам одиночных камер.

В граде Петра мы провели два незабываемых дня, ночевали в четырёхзвёздочном отеле "Москва", из окон номеров которого открывается прекрасная панорама Александро-Невской лавры. На Тихвинском кладбище лавры похоронен Фёдор Михайлович Достоевский.

Незабываемое путешествие в город на Неве оставило много впечатлений и эмоций. Во-первых, встреча с удивительным городом-музеем под открытым небом, во-вторых, прикоснуться к жизни великого писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Нам представилась уникальная возможность пройти улицами, по которым ходил писатель и курсировали герои романа, который мы будем изучать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Человек – целый мир. Человек есть тайна. Её надо разгадать…

Фёдор Михайлович Достоевский. ФМД — любимый писатель. Без формального места в рейтинге. Просто любимый. Автор книг, зачитанных и перечитанных. Создатель образов, ставших объёмными и самостоятельно дышащими даже после ухода сотворившего их Достоевского.

Чему учат книги Достоевского тех, кто хочет учиться? Думаю, тому, как важно всмотреться в душу свою. Именно душу человеческую и старался постичь всю жизнь Фёдор Михайлович.

Чтобы тайну разгадать, нужно многое пройти. Спорить о том, прав ли Мышкин в своём человеколюбии. Страдать вместе с Настасьей Филипповной, переживая почти её сумасшествие. Плакать вместе с Соней над ничего пока не понимающим Родей. Жалеть Шатовых в момент почти получившегося их воссоединения. Ненавидеть Верховенского Петрушу и презирать Лебядкина.

Удивление, с которым в себе обнаруживала такой клубок эмоций, чувств и переживаний — от щемящих, страдающих до приподнято-восторженных. Способность писателя словом переворачивать души людей — в этом, может, и есть талант автора?

Такие современные Лиза из романа "Бесы" и Полина из "Игрока". Словно сошедшие со страниц жёлтых газет герои романа "Бесы", вся эта круговерть тусовочная. Те же потуги создания имиджа чиновника. ПИАР, одним словом. Неразгаданная пока Мария Тимофеевна Лебядкина. Есть несколько её фраз в романе, которые мне не дают покоя.

Считаю "Бесы" одним из лучших произведений автора. Ошеломляет, поражает, увлекает. Зная историческую основу романа, особенно тяжело принимать факты, описанные художником слова и знатоком чувств и страстей человеческих. Каждый раз, читая, плачу над судьбой Шатова. Приезд жены Марии, рождение чужого ребенка, и при этом столько любви в его действиях, без осуждения. Умеем ли мы так прощать и любить?

Молодой Верховенский! Человек, привыкший чужими руками жар выгребать. Интриги, замыслы, заговоры. Мелкий бес. Сейчас очень много вокруг верховенских. За их улыбками прячется внутренняя желчь и ненависть к людям. И ведь понимают, что не дано им ни ума особого, ни сердца. Одна только страсть властвовать. Верховенским всегда будут нужны Ставрогины. Умные, сильные, талантливые, но не нашедшие своего доброго пути. Потерянные и уставшие.

Для меня Верховенский самый неприятный, страшный человек, которого описал Достоевский. Ни уважения к нему, ни приятия. В отличие от Ставрогина, который прекрасен в своем понимании греха. Ведь только подумать, насколько полно Ставрогин отдавал себе отчет в том ужасном своем состоянии, которое довело его до уничтожения и девочки малой, и себя.

Может, слишком наивно и неправомерно, но я часто и в себе черты вот этого обостренного восприятия плохого ощущаю. Гордые. сложно нам. И желание возвыситься над людьми есть, хоть даже и в хорошем возвыситься, но это уже гордость. Гордыня. Пока не прочитала роман, не осознала вот эту грань между гордостью как самоуважением и гордыней как самовозвеличиванием. Знаете, стало многое понятно в поступках собственных.

Ставрогин — воплощение гордости и ума человеческих. С утратой сущности человека, гордость его съела. И настигло угрызение совести, без раскаяния. Было бы искреннее раскаяние, смог бы жить дальше.

Ставрогина и князя Мышкина нечасто сопоставляют, находя в них общее. А меня вот что удивило! Обоих объявляли сумасшедшими. Оба имели странные, по мнению окружающих, отношениями с Мариями: Лев Николаевич жалел больную Мари в Швейцарии, Ставрогин женился на Хромоножке, Марье Тимофеевне Лебядкиной. Женитьба Ставрогина на Хромоножке — пощечина и себе, и обществу. Момент самонаказания своеобразный был в этом поступке. Смерть Хромоножки на его совести.

Оба — Ставрогин и князь Мышкин — схлопотали пощечины от мужчин! И оба не ответили на оскорбление. Сходство в самом факте получения пощёчины от мужчины есть, в отсутствии мести — есть. Но объяснения такому поступку князя Мышкина и "князя" Ставрогина настолько различны, что боязно ставить их рядом. И Лизу Ставрогин погубил. Знал, что не любит ее, а все-таки не преминул воспользоваться пакостной услугой сводничества Верховенского.

Достоевский, на мой взгляд, просто имел дар провидения, настолько ему удалось ярко увидеть будущее страны. Очень грустное будущее. Монархическая ли Россия, демократическая ли, а вот с подобными бесами совладать ей сложно. Бесы — это не только прямая угроза для страны в образе революционеров. Это первый пласт ассоциаций. Но есть и второй: бесы в каждом, и вот именно об этом стоит задумываться чаще.

Вот, например, только совсем недавно я обратила внимание на то, что Вера Лебедева любила Льва Николаевича Мышкина. Их отношения сначала вообще не воспринимала, настолько сильно было впечатление от Настасьи Филипповны. Любить заведомо сумасшедшую — это, знаете ли, подвиг душевный. Мне кажется, что Достоевский как несомненный знаток и исследователь чувства с именем Любовь очень честно описал сложные отношения Льва Николаевича Мышкина, Настасьи Филипповны и Парфена Рогожина. Любовь — это не просто влечение, страсть двух людей. Это - величайшее чувство, дающее толчок всему, творчеству, жизни. Рогожин - воплощение любви земной, страсти физической, любви собственнической, его любовь — амок. Мышкин любит любовью-жалостью, любовью-милостью, любовью ребенка к матери и матери к ребёнку. Это любовь, всеобъемлющая — всех люблю и одного люблю.

Да и женщин своих любимых он любит не как физические создания, а как образ женственности, красоты. Есть в этом что-то от Софии Соловьева, Незнакомки Блока. Состояние такое, когда в одном человеке весь мир.

И представьте себе, насколько сильно проник в душу Настасьи Филипповны своими чувствами Мышкин, если он любил в ней даже то, как её любит и мучает Рогожин. Мне кажется, что в этом странном треугольнике (Аглая пока не считается) соединяются разные ипостаси любви, потому и тянет их друг к другу. Ведь и Рогожин следил за Мышкиным, и Мышкин всегда ощущал присутствие Рогожина. А уж описание единения Мышкина и Рогожина в их безумстве после убийства любимой женщины — это, пожалуй, одно из самых леденящих душу мест в мировой литературе. Меня дрожь пробирала. Людей невротичных и страстных не может не привлекать этакая же особенность в другом человеке.

Жизнь Достоевского. Она сама как роман. Мифы, легенды, анекдоты вокруг его имени существуют и до сих пор. Собираю литературу о нём, изучаю. Чтобы знать. Потребность знать больше и больше.

Достоевский прожил насыщенную жизнь, и в творчестве его можно найти множество совпадений с фактами биографии.

"Записки из мертвого дома" — воспоминания о каторге.

"Идиот" — история не только жизни, но и болезни. Хотя это и не самое главное в романе. Мышкину Достоевский "подарил" не только падучую, но и красивый почерк. Вспомним, Лев Николаевич каллиграфически умел писать. А это достоинство и самого Достоевского.

Тот факт, что Достоевский при подготовке к открытию памятника Пушкину решил убрать из черновика речи все претензии к Тургеневу, пойдя на полное примирение, вызывает уважение. Образец человеколюбия. Но факт остаётся фактом: Тургенев оклеветал Фёдора Михайловича, и шлейф этого оговора до сей поры заметен.

При внимательном чтении действительно стоит обращать внимание на то, связано ли написание произведения каким-либо образом с жизнью автора или нет, ведь нередко знание биографических фактов о писателе способно добавить второй и третий планы при чтении.

Достоевский препарировал мир чувственный, мир страстный. Он показал, насколько сложным является эмоция человеческая. И ещё, как наблюдение уже из своей жизни: мы часто вглядываемся в лица тех, кого любили или с кем были в отношениях наши близкие. Это некое чувство сопричастности, сопереживания. А через сопереживание и тайна души человеческой становится хоть немного, но понятнее.

К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского

Игорь ЯНИН, Заслуженный работник культуры РФ, доктор исторических наук

МЕЧТАТЕЛЬ И ПРОРОК

И вот настал наш черёд разгадывать тайну творчества самого Достоевского, его личности, глубинного смысла созданных писателем великих произведений.

Нам интересен весь Достоевский, без изъятия, поскольку и жизнь Фёдора Михайловича, и его творчество – одно неразрывное целое. В его книгах отражено всё – и трагические повороты его личной судьбы, и эволюция убеждений, и философские искания. И не только. Кажется, вся наша человеческая жизнь с её светом и тьмой представлена в его творениях.

Алберт Эйнштейн признавался, что Достоевский даёт ему больше, чем любой учёный, вызывая этический порыв непреодолимой силы.

И это лишь накалило протестные настроения в обществе, разночинная и студенческая молодёжь собиралась в кружки, выступала против самодержавия. В апреле 1866 года в Петербурге студент Караказов стрелял в царя и был казнён. Но это лишь усилило революционные настроения. В России поднялась волна террора и только на самого царя-освободителя было совершено шесть покушений.

Ответная реакция власти не минула судьбы также и Фёдора Михайловича Достоевского, который, конечно же, не мог оставаться в стороне от политических событий, охвативших Россию, оказался причастным к кружку "петрашевцев". И сначала ему довелось выслушать приговор к смертной казни, а затем пройти сквозь каторгу и ссылку (". много раз швыряла меня жизнь туда и сюда и изумляла иногда своими вариациями. " – скромно подытожит он потом).

И всё же этот самый загадочный роман затем оставался одним из самых любимых произведений писателя.

А что касается Европы, то на французский, английский и немецкий языки Достоевского начинают переводить со второй половине 80-х годов ХIХ века. Одновременно стали появляться и значительные исследования его творчества. А в ХХ веке уже и изучался феномен всемирной моды на Достоевского. Так что когда уже в наше время римский понтифик Франциск у себя в резиденции принимал высшее руководство нашей страны, то на самом видном месте его стола лежал том Достоевского, и этим подчеркивался как особо высокий именно культурный статус России.

Поводом для написания романа "Бесы" стали события 1869 года: группа молодых людей, которыми руководил анархист Нечаев, убила в Петровском парке Москвы студента Иванова, подозревая его в предательстве революционных идей. Дело имело большой резонанс в обществе, поразило оно и Достоевского.

А как известно, нет пророка в своём Отечестве. И в наше время тоже.

Читайте и разгадывайте романы нашего великого писателя. Пусть также и в вашем личном ощущении всего нашего человеческого мироздания наравне с реальными, вам известными историческими личностями и вашими современниками живут также и его герои, светлые и темные тайны которых великий писатель сумел приоткрыть.

О романе Достоевского наверняка много говорили на уроках литературы. Повторять известное: вспоминать философские и социальные источники преступления, развенчивание теории – смысла нет. Зато можно обратиться за разъяснениями основных постулатов романа к литературоведам.

Внимательно прочитайте отрывки из монографических статей и ответьте на вопросы своими словами. Это поможет вам в будущем оформить собственные рассуждения по теме.

? Как критик объясняет причины, толкнувшие героя на преступление?

? Как критик объясняет психологическое состояние героя после убийства? Можно ли происходящее с Раскольниковым назвать раскаянием?

? Почему, с точки зрения критика, Раскольников не сможет раскаяться? Согласны ли вы с этим утверждением?

«Но фанатизм идеи только одна сторона его характера. В нем есть и нежность, и любовь, и жалость к людям, и слезы умиления. Вот в чем его слабость, вот что его губит. Разумихин говорит правду: в Раскольникове "точно два противоположные характера поочередно сменяются". В нем живут и борются две души. Он убивает и плачет, умиляется над своими жертвами; если не над старухой, то над Лизаветой с "кроткими и тихими" глазами. А настоящие герои, великие преступники закона не плачут и не умиляются. После преступления Раскольников содрогнулся не потому, что у него руки в крови, что он преступник, а потому, что он допустил сомнение: "не преступник ли он?". Это сомнение - признак слабости, и на него неспособны те, кто имеет право преступать закон. Автор не думает скрывать или прикрашивать его слабости. Он показывает, что гордость, одиночество, преступление Раскольникова происходят не от силы и превосходства его над людьми, а, скорее, от недостатка любви и знания жизни.

? Что же может спасти героя? И в каком случае наказание приведет к раскаянию?

Федор Михайлович Достоевский и его жена Анна Григорьевна, ее отношение к роману.

Жертвенность Сонечки была по сердцу Анне Григорьевне, но и неприемлемая ею убийственная логика Раскольникова казалась неодолимой. В борении этих крайних идей, которыми одержимы двое, может быть, самых близких во всей вселенной, самых родных по духу людей, казалось Анне Григорьевне, принимают участие все жившие когда-либо на земле, живущие, и те, кому только предстоит жить и через десять, и сто, и тысячу лет. Потому что тут шла борьба двух духовных начал природы человеческой, обнаженных, доведенных до крайности катастрофической эпохой.

В конце концов побеждает в романе христианская правда Сони, правда, оказывающаяся у Федора Михайловича, к удивлению Анны Григорьевны, по существу, народной правдой: Соня-то звала Раскольникова покаяться не в церковь, а на людную площадь, и не перед иконой, но перед матерью-землей, перед народом русским. Но как-то так уж выходило у Федора Михайловича, что именно это-то преклонение перед народной правдой вместе с тем как раз оказывалось и преклонением перед правдой христианской. Эта-то народная правда, правда совести, и сокрушит изнутри кривду Раскольникова, которая притворилась правдой, и он поверил в нее. Крушение в Раскольникове лжепророка вместе с тем — чувствовала Анна Григорьевна — оборачивалось и победой в нем великой силы человеческой правды, а путь в каторгу — дорогой к его духовному воскресению.

И еще одна истина глубоко, на всю жизнь вкоренилась тогда в ее сердце: даже в великом страдании, страдании добровольного самопожертвования собой ради другого, есть свое счастье, своя великая радость; но нельзя построить счастье за счет страдания или гибели даже одного человека, пусть и последнего человека. Нельзя — ни для всего человечества, ни даже для себя лично. Если, конечно, ты Человек, а не наполеон.

? Что в образах Раскольникова и Сони видела супруга писателя, его помощница, Анна Григорьевна? Согласны ли вы с ее восприятием романа?

Читайте также: