Сочинение добро и зло в сказке колобок

Обновлено: 02.07.2024

Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.

Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.

А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.

Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло.

Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница.

Но у зла тоже большое войско. Это зубастая Баба-Яга в ступе, ее подруги — злые ведьмы, которые едят маленьких детей. А еще Кощей Бессмертный, Змей Горыныч с тремя головами, его мать Змеиха и другие.

Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры и владеют колдовством. Но добро все равно одолеет его!

Я заметил, что добрые герои в русских сказках побеждают не только благодаря своей силе и храбрости. Ведь любая сила, например, бесполезна против Кощея Бессмертного: его просто так не убьешь. Положительные герои используют в борьбе против зла еще и ум, изобретательность, ловкость.

А еще у них по-настоящему доброе сердце, они жалеют других, и помогают им. Поэтому даже звери и птицы станут на сторону добрых героев. Например, как Серый волк служил Ивану-царевичу. Или как утка, заяц и рак помогли отыскать ему Кощееву смерть в иголке и спасти Василису.

красная шапочка. . мама издевается нитолько над бабушкой, заставляя ее жить в глухомани, но и над дочкою, заставляя ее носить туда аппетитные пирожки. А волк добродетель! ведь молодую сочную Красну Шапу не тронул, а избавил от страданий бабушку и Шапочке предотвратил вероятность того, что какой-нибудь другой волчара ее съест. Вывод: мама~зло, волк-добро. Следующая сказка: Колобок.. .Обычные бабка с дедкой пропили пенсию (она и так никакая). . чё делать: голодные. по сусекам-по амбару собрали что-то наподобии муки (они же не знали, что щас везде ГМО..) слепили хлебец и положили на подоконник. а он ни будь дураком подвергся мутации и ожил, типа клона. . убежал от бабки с дедкой, и кличку себе взял Колобок (типа если кто будет рыпаться на меня, то сразу же получит кол в бок) ..ну ходил он, козырял по полям-лесам. зайцы, волки, медведи его не трогали, хотя аппетит им раззадоривал этот клон. многие получили болезни желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, нервы и психика пострадали у многих животных. Но лиса всё поставила на свои места. она хоть и хищница, но всё же нашла в себе силу не обрыгаться и съесть это мучное ГМО по имени Колобок. тем самым избавила всех от этого зла. Вывод: лиса - добро. пенсионный фонд, который мало дал деду с бабкой - зло. следущая сказка: Теремок. . нет, всё, хватит. . а то останусь без пенсии, как дед с бабкой..

Красная шапочка, мама издевается над бабушкой заставляя её жить в лесу, но и над дочкой заставляя носить пироги. А волк хороший! Молодую сочную Красную Шапку мог кто-нибудь съесть, а он предотвратил это. И бабушке помог!

Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.

Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.

А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.

Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. В них отображена жизнь народа, его мечты и ожидания лучшей судьбы, и борьба с угнетателями. Еще из седой давности народ придумывал и устно передал потомкам замечательные фантастические мечты о добре, правде и всечеловеческом счастье. Темой, которая объединяет все народные сказки в отдельный жанр, является утверждение человека как личности, его борьба против сил, которые мешают его счастью. Выразителями, носителями этой основной темы являются сказочные персонажи, которые по народным представлениям делятся на добрых и злых. Злотворцы - это те, которые делают людям зло, лишают их духовных и материальных благ, удручают или покушаются на их жизнь. Это Змей, лев, мачеха, бабья дочь, разбойник, богатый брат, господин… Образы злотворцев бывают аллегорическими (в сказках о животных) , реалистическими (в бытовых сказках) и фантастическими (в сказках волшебных) .

Особую категорию представляют те, кто творит добро. Это богатыри и помощники главного героя: женихи, невесты, волшебники, пророки, домашние и дикие звери, птицы, рыбы, муравьи, то есть те образы, которые сформировались под влиянием фантазии. Характерным проявлением народного представления о роли личности в обществе являются образы героев-богатырей - поборников добра, свободы, справедливости. Это представители простых трудовых слоев - Котигорошко, Кирилл Кожемяка, Иван - мужицкий сын, Чабанец и прочие.

Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.

Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.

А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.

Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

Добро это религия ислам а зло это атеизм и язычество!

Сказки всегда несут скрытый смысл. Дети не любят нравоучений, поэтому именно через истории можно донести до них что-то важное. В сказке о Колобке можно выделить несколько важных тезисов, которые понятны ребенку.

Содержание статьи

Чему учит детей сказка о Колобке?

Добро и зло

Самое базовое понятие, которое раскрывает любая сказка, это что такое добро и зло. В истории о Колобке можно сразу понять, кто хороший герой, а кто нет. Баба и дед выглядят бедными уставшими стариками, которые имеют доброе желание завести ребенка. В них можно разглядеть общую массу заботливых родителей. Колобок выступает положительным героем, так как он ведущий персонаж, пусть и со своими недостатками. А вот звери из леса сразу показывают себя как прямые враги. Они сразу заявляют о своем желании нанести вред Колобку. Поэтому сказка учит детей разграничивать понятия добра и зла.

Преодолевание препятствий

В сказке с самого начала видно, что Колобок смелый. Он не боится трудностей. Когда он видит их на своем пути, он не теряется, а поет песенку, которая его выручает. Сказка показывает, что даже в стрессовой ситуации не нужно терять самообладание.

Избегание неприятностей

Колобок хитрит, когда поет зверям песенку, чтобы удрать. Здесь видно, что лучше избежать дурного с помощью смекалки, чем хорохориться и попасть в ловушку. Увидев противника, который намного сильнее и больше, Колобок убегает, имея преимущество в скорости. Это урок, который может пригодиться детям, если они встретят опасность на улице.

Непослушание

Окончание сказки свидетельствует, что идея главного героя уйти из дома была неудачной. Его стремление выйти из-под родительской опеки привело лишь к тому, что он попал в беду. Сказка о Колобке раскрывает детям неверные мотивы поведения. Если бы он остался с бабкой и дедом, все бы сложилось иначе. Комфорт и любовь были ему обеспечены, но он предпочел неизвестность и приключения, обернувшиеся негативно. С другой стороны, все случилось по недосмотру бабки и деда. Это уже урок, который сказка преподает родителям, которые могут не уследить за проказами малышей.

Хитрость

Персонажи сказки ведут себя по-разному. Лиса представляет собой собирательный образ зла в обличии добра. Хитрость лисы сродни лицемерию. Она обманом заставляет Колобка поверить, что заинтересована его красотой. Лесть дает ей преимущество и помогает добиться цели, то есть съесть жертву. Сказка о Колобке учит детей, что лживые комплименты могут навлечь беду. Не всегда слова оказываются правдой, а те, кого считали друзьями могут оказаться страшными врагами. Доверие к незнакомцам и малознакомым людям может привести к катастрофическим последствиям. Лучше вынести этот урок из сказки, чем столкнуться на личном опыте.

Мы привыкли, что положительный герой – добрый, красивый (Хаврошечка), отзывчивый, мужественный, смелый, находчивый (Иван-царевич), иногда немножко глуповатый (Емеля), но он всегда достигает своей цели - Добро побеждает Зло.

Отрицательный герой – хитрый (Лиса), сильный, страшный на вид (Змей Горыныч), злой (Кощей Бессмертный), в конце сказки его обязательно побеждает положительный герой. Например, сказка “Заюшкина избушка”. Лиса сумела напугать и Зайца, и Собаку, и Быка, а вот Петух не испугался, прогнал Лису. Как ни кричала Лиса, как ни топала ногами: “Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам!”, ей это не помогло. А иначе и быть не могло, потому что Петух – положительный герой, а Лисица – отрицательный.

Мы привыкли, что Лиса, Волк, Медведь, Баба Яга – чаще всего, отрицательные герои, а Заяц, Петух–положительные. Положительные герои и являются главными героями сказки.

В своей работе я попытаюсь доказать, что не всегда главный герой сказки – положительный герой.

Цель исследования: доказать на примере русской народной сказки “Колобок”, что не всегда главный герой сказки – положительный герой.

Задачи исследования:

I. КОЛОБОК – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ?

Действие сказки начинается в деревне. Время года неуказанно. Но, скорее всего, это весна: апрель или май, потому что у стариков есть нечего, все запасы кончились.

Старик предлагает старухе испечь Колобок.

Колобок (по Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова) – небольшой круглый хлеб.

Старуха вначале отказывается печь, так как не из чего. Старик настаивает: “А ты по сусекам помети, по амбару поскреби”. И вот из пыли и не весть из чего возникает Колобок – главный герой русской народной сказки “Колобок”.

Я – Колобок, Колобок.

По сусекам метен, по амбару скребён,

На сметанке мешон, в жаркой печке печён.

Колобок получился румяным, красивым, что вполне соответствует образу положительного героя. В слове “колобок” 3 раза повторяется буква “о”. Три – это волшебное число многих сказок. Оно всегда рядом с положительным героем. Буква “о” похожа на круг, а у круга нет углов. Круг – совершенная и красивая фигура. Мы видим, что русский народ сделал все возможное, чтобы Колобок был положительным героем.

Колобок получился не только румяным, но и вкусным. Как же такого не съесть? Конечно, дед и бабка должны съесть Колобка! Они ведь хотят есть! А мы начинаем сочувствовать Колобку. Но мы-то знаем, что Колобок – главный герой, с ним плохого ничего не должно случиться, значит, старики его не съедят.

Вот лежал-лежал на окошке Колобок, да и покатился. Почему Колобок покатился? Я предлагаю три версии:

  1. Колобок понял, что его съедят, решил избежать смерти.
  2. Колобок захотел “на мир посмотреть и себя показать”.
  3. Колобок решил поозорничать, спрятаться от деда с бабой.

Из трех причин только первая говорит, что Колобок – положительный герой. В остальных случаях мы видим, что у нашего “героя” проявляются и нехорошие черты характера – непослушание, хвастовство, озорство, эгоизм.

… Катится Колобок по дороге. Катится он не по лесной тропинке, не меж деревьев и кустов, не по кочкам болотным и буреломам непроходимым, а по накатанной, добротной дороге. Почему? Да потому, что Колобок боялся испортить свой внешний вид, которым он очень дорожил. Значит, он владел только внешней красотой, а о внутренней даже не догадывался. Она ему вообще была не нужна! Какой же это положительный герой? Не случайно в конце сказки судьба накажет Колобка, его съедят. Значит, он все-таки отрицательный герой.

Во время своего путешествия Колобок встречается с другими героями сказки: с Зайцем, Волком, Медведем и Лисой. Попробуем проанализировать поведение Колобка.

Сначала Колобок встретился с Зайцем. Заяц во всех русских народных сказках – трусливый, слабый, всегда кого-то боится, просит помощи. А в нашей сказке Заяц хочет съесть Колобка. Наш “герой” страшно пугается и начинает петь, чтобы песней разжалобить Зайца. Это не просто песня – это описание его жизни. Колобок решил, что песенка заменит Зайцу обед. Мы опять переживаем за Колобка, нам его жалко. И очень рады, что Колобок спас себя с помощью песни. Да ведь, если быть правдивым, то Зайца обмануть не так уж сложно.

В этом эпизоде Колобок показал себя ловким и находчивым. Это черты положительного героя.

Покатился Колобок дальше. И вдруг. навстречу ему Волк. Это - не Заяц травоядный, это - хищник. Правда, Волк какой-то странный: он согласен съесть тесто. “Колобок, Колобок, я тебя съем!” Колобок не бросается наутек, он просто поет опять свою песенку. И опять это срабатывает! Колобок становится очень уверенным в себе.

При встрече с медведем Колобок сначала насмехается над ним: “Где тебе, косолапому меня съесть!” А потом поет свою песенку, хоты медведь и не просит его это делать.

Колобок уже в третий раз выходит “сухим из воды”. Ему бы пора остановиться, насторожиться, отдохнуть. Но Колобок смело катится вперед навстречу приключениям. Колобку неведомо чувство опасности. Он становиться высокомерным и постепенно превращается в отрицательного героя.

Русский народ – умный народ. Все его сказки поучительны. Вот и здесь кто-то должен был остановить самоуверенного Колобка. Это сделала Лиса. Почему на эту роль выбрали Лису? Лиса - хитрая, ловкая, находчивая, умная, красивая. А это черты положительного

героя, но в нашей сказке Лиса – не положительный и не отрицательный герой. Лиса – орудие судьбы. Именно она остановит самоуверенного эгоиста.

Сначала Лиса льстит Колобку. “Здравствуй, Колобок. Какой ты хорошенький!” Колобок показал себя невежливым и некультурным. Он даже не поздоровался и не поблагодарил за комплемент. Разве так поступает положительный герой?

Колобок сразу же запел восхваляющую себя песню. Он не видит опасности, которая исходит от Лисы. Лиса – рыжая, с пушистым хвостом, очень красивая! Колобок увидел только ее внешнюю красоту. Именно от Лисы он ждет похвалы, потому что и себя считает очень красивым!

“Какая славная песенка!” - говорит Лиса, - “Стара я стала! Сядь ко мне на язычок да пропой еще разок!” …

К концу сказки, обычно, даже если главный герой глуповат, то он становится умным. Здесь же все по-другому: из-за глупости своей Колобок поплатился жизнью. Лиса его съела.

II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своей работы я рассмотрела соответствие внешнего вида Колобка образу положительного героя, попыталась выявить положительные и отрицательные черты характера, провела анализ действий и поступков Колобка и пришла к таким выводам.

Внешне Колобок очень красивый, румяный, с хрустящей корочкой. Но это лишь внешняя оболочка. На самом деле Колобок непослушный, хвастливый, самовлюбленный, невежливый, некультурный, высокомерный. Его действия не подходят к образу положительного героя. Своими поступками Колобок превратил себя из положительного героя в отрицательного.

На примере русской народной сказки “Колобок” я доказала, что не всегда главные герои сказки – положительные герои.


В детстве мне очень нравилась сказка про Колобка. В ней были говорящие животные, находчивый Колобок и приключения. Недавно я после долгого перерыва перечитал ее и сделал неожиданные выводы, о которых раньше не думал.

У этой сказки есть определенная мораль. Она учит тому, что мы, во-первых, должны быть благодарны своим родителям и не должны их бросать. Во-вторых, пример Колобка показывает нам, что родителей нужно слушать, потому что они старше, умнее и желают нам добра. Самонадеянный Колобок решил, что все может сам и не нуждается в поддержке старших, поэтому он и попал в беду.

Могла ли эта сказка закончиться иначе? Думаю, да. Если бы Колобок остался с дедом и бабкой, они рассказали бы ему, что в лес одному ходить нельзя, что разговаривать с незнакомцами опасно. Они бы объяснили, что хорошо, а что плохо. Тогда бы Колобок уцелел и стал помощником для стариков.

Оказывается, в любимых с детства сказках заложен определенный смысл, который мы можем не разглядеть сразу. Для этого нужно перечитать их снова спустя какое-то время, чтобы посмотреть свежим взглядом. Эта сказка не перестала мне нравиться, просто я стал воспринимать ее иначе.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Читайте также: