Сочинение егэ по тексту рощина вот моя школа

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту О.Л. Рожнёвой по проблеме приспособления человека к обществу.

(1)Мне скоро семь. (2)До школы остаётся полгода. (3)И меня решают отдать в детский сад, чтобы я успела привыкнуть к детям и научилась с ними общаться. (4)Но общаться со сверстниками для меня оказалось трудной задачей. (5)Сказывалась и разница в интересах: никто из них не умел читать, а я читала уже запоем. (6)В моём мире царили Джек Лондон, Майн Рид, Жюль Верн, Конан Дойл, Дюма. (7)И этот мир был гораздо интереснее, чем попытки девочек увлечь меня пластмассовой посудой, куличами в песочнице и одеванием пупсов. (8)Голые пупсы почему-то не вдохновляли.

— (21)Леночка, нельзя же так! (22)Мы тебе дали новую куклу, а ты вместо неё принесла стекло от бутылки!

— (23)А оно разноцветное. (24)И Маше кукла очень нужна. (25)У неё день рождения.

— (26)У Маши день рождения через полгода! (27)А таких стёкол мы тебе сейчас дадим целую кучу. (28)Вон на свалке битые бутылки валяются!

— (29)Леночка, деточка бедная, как же ты жить-то будешь! (30)Разве можно быть такой бесхитростной! (31)Похитрее нужно быть, похитрее! (32)Понимаешь?

(43)Да уж… (44)Сколько шишек набито бесхитростной деточкой. (45)Вспоминаю, как я менялась в течение многих лет, обучаясь всему тому, что называется жизнь в коллективе. (46)Хорошо это было или плохо? (47)Прогресс или деградация?

(48)Сейчас я бы хотела снова стать искренним и простодушным ребёнком из своего детства. (49)Ушла я в страну чужую. (50)И дом мой далече. (51)Нет давно того очага, к которому можно стремиться. (52)И горьки плоды, которыми питает меня моя жизнь. (53)А я всё иду в свой Изумрудный город, а он всё дальше и дальше. (54) Как мираж.

(По О.Л. Рожнёвой*)

*Ольга Леонидовна Рожнёва (род. в 1975г.) – член Союза писателей России, филолог, переводчик, преподаватель английского языка.

Мы все мечтаем о настоящей дружбе, о честности и понимании в отношениях. Но не всегда нас принимают такими, какие мы есть, обижают и отвергают. О.Л. Рожнёва поднимает проблему приспособления человека к обществу.

Писательница повествует от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство. Девочка жила словно в волшебной стране, где царило только добро. Бесхитростная и наивная, она могла отдать подруге куклу в обмен на разноцветное стекло от бутылки. Щедрость её не знала границ, и маленькие друзья, более искушённые в жизни, этим пользовались. Родители пытались изменить отношение дочери к миру, учили не доверять другим людям. О.Л. Рожнёва этим примером поясняет, что взрослые хотели подготовить ребёнка к суровым реалиям жизни.

О.Л.Рожнёва считает, что меняться надо, но не в ущерб себе, своим принципам и нравственным понятиям.

В предложенном для анализа тексте В. Рощин затрагивает несколько проблем, одна из которых наиболее актуальна в наше время — проблема взросления как высокой степени ответственности за себя и своё дело.

Герой-рассказчик повествует о своих школьных годах, о том, какими были ученики послевоенного времени, в особенности десятиклассники.

Ведь большинство ребят после седьмого класса уходили в техникумы или работать, а в десятых класса собирались действительно головастые, и каждый знал, чего хотел. Они чувствовали себя взрослыми и вели себя тоже как взрослые: иначе ходили, иначе опаздывали, свободно шутили с молоденькими учительницами, а главное — грызли гранит науки. Подчёркивая восхищение этими учениками, повествователь сравнивает их с королями, большая часть которых покинула школу с медалями.

Автор считает, что дети послевоенного времени рано становились взрослыми, и их взрослость проявлялась в высоком чувстве ответственности, заставлявшее делать выбор: работать или учиться; если и учиться, так с полной отдачей сил, выполняя свой долг.

Нельзя не согласиться с такой позицией автора, ведь каждому приходится сталкиваться с подобным выбором, каждый сам за себя решает, и именно в этом проявляется его взрослость.

Данная проблема волновала многих великих русских писателей. Например, в рассказе Л. Н. Толстого "Филиппок" повествуется о маленьком мальчике, стремящемся попасть в школу для того, чтобы получать знания вместе с братом. Он не боится ни запретов матери, ни злых собак, ни первоначальной суровости учителя. Именно его стремление к знаниям и осознанности способствует его взрослению.

В заключение хочу сказать, что автору удаётся убедить нас в том, что учёба является ценностью высокого уровня не только для послевоенных детей, но и для современного человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Выполняя задание С, экзаменуемый должен написать сочинение по прочитанному тексту. Это сочинение пишется в соответствии с целым рядом требований: экзаменуемый должен сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста; сформулировать позицию автора, высказать свою точку зрения (согласен ли экзаменуемый с точкой зрения автора) и объяснить собственную позицию, аргументируя свой ответ обращением к жизненному и читательскому опыту.

Сочинение оценивается по определённым критериям, согласованным с требованиями, предъявляемыми экзаменуемому.

Критерии оценивания можно посмотреть здесь>>

Термины и понятия

  • тематическое и композиционное единство всех частей текста;
  • наличие грамматической связи между частями;
  • смысловая целостность;
  • относительная законченность.
  • повтором ключевого слова (оно может обозначать субъект действия, действие, место действия, признак);
  • заменой слова из предыдущего предложения его синонимом в последующем предложении;
  • заменой слова местоимением;
  • повтором того или иного члена предложения;
  • грамматическим повтором;
  • семантическими и ассоциативными связями.

Как параллельная связь может сочетаться с элементами цепной связи, так и в цепную связь могут войти элементы параллельной.

Из теории вопроса

Стиль — свойство литературного языка обслуживать разные сферы общественной жизни, реагировать на ситуацию общения. Стили отличаются целями употребления, жанрами, языковыми средствами; каждый из них характеризуется собственными стилевыми чертами.


Тезис — положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.
Комментарии — рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Комментарий к сформулированной проблеме — это необходимый этап анализа текста. Комментируя сформулированную проблему, вы пытаетесь взглянуть на неё с позиции автора и задумываетесь, какие вопросы и почему интересовали писателя. Именно комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно вы поняли эту проблему, сумели ли вы проследить за рассуждениями автора.

Не следует заменять комментарий пересказом или цитированием текста.
Можно использовать два типа комментария. Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Можно сказать по-другому: тема — основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание автор в произведении.

В любом случае ответ на вопрос, о чём рассуждает автор в произведении, поможет определить тему произведения (текста).

Проблема возникает тогда, когда есть какое-либо затруднение. Иными словами, проблема возникает тогда, когда требуется анализ, оценка, формирование идеи, концепция для поиска ответа. Таким образом, проблемой называется вопрос, не имеющий однозначного решения. Именно тот вопрос, который автор исследует в своём произведении, является проблемой, заявленной в тексте. Совокупность таких вопросов является проблематикой произведения. Ответ на вопрос, что именно автор подвергает анализу, над чем размышляет, помогает верно найти проблему, поставленную в тексте.

Итак, согласно требованиям, экзаменующемуся необходимо сформулировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста.

Если вспомнить, что проблема — это вопрос, который исследуется автором в тексте, требует разрешения; вопрос, для разрешения которого автор предлагает свои способы; вопрос, по поводу которого автор имеет свою позицию, свою точку зрения, то проблему, поставленную Ф. Абрамовым, можно сформулировать, к примеру, следующим образом: проблема отношения человека к делу, которым он занимается. Проблему можно сформулировать и более узко: что необходимо сделать, чтобы вернуть в русские сады исконные отечественные сорта яблонь?

Сформулированную проблему надо прокомментировать. Ответьте на вопрос: Что автор сделал, чтобы поставить эту проблему?

Во-первых, автор обратился к собственным наблюдениям, осмыслил их, и это заставило его поставить целый ряд вопросов (предложения 1—5). В этих вопросах звучит озабоченность автора; кроме того, автор предъявил факт, связанный с особенностями хозяйствования на определённом этапе: сады вырубали, чтобы не платить налогов.

Во-вторых, автор объяснил, как происходит выведение новых сортов яблонь и подчеркнул важнейший для правильной селекции факт, что прививка яблони происходит на дикой яблоне, дичке.

В-третьих, автор привёл свидетельство опытного селекционера, сведущего человека, о том, что технология прививки яблонь нарушается.

В-четвёртых, автор указал, на каком этапе происходит нарушение правил селекции: прививка происходит на саженцах, выращенных из семян яблок —падалицы, и объяснил причину нарушения главного правила: так проще, быстрее; люди, занимающиеся такой селекцией, получают за результаты награды, не заботясь о том, что настоящих, чистых сортов не стало.

Таким образом, целый ряд глагольных конструкций помогает пишущему сочинение прокомментировать поставленную проблему. К данному тексту, к примеру, были подобраны следующие глаголы: автор поставил целый ряд вопросов…, автор объяснил…, автор привёл свидетельство…, автор объяснил причину, автор передал негодование… и т. д.

Со сформулированной и прокомментированной проблемой должна быть согласована позиция автора, то есть его собственное мнение по поводу того, как можно разрешить проблему.

Авторская позиция — точка зрения автора на поставленную проблему. Высказать свою точку зрения в произведении — одна из целей работы автора. Ответ на вопрос, для чего автор создал произведение, позволяет более точно определить авторскую позицию.

Концептуальная, то есть основанная на собственном авторском понимании различных явлений, процессов, причин, мысль автора является идеей произведения.

Как определить авторскую позицию, как найти поставленный автором вопрос?
Не ошибиться вам помогут ваши ответы на следующие вопросы:

  • Какова тема текста?
  • Для чего автор записал свои мысли, опубликовал их, обратился к обществу?
  • Какое явление общественной жизни вызвало его размышления?
  • Какие вопросы нравственного, этического, философского характера взволновали его?
  • За чем (за каким явлением) в жизни общества, окружающего мира наблюдает автор?
  • В каком из предложений открыто звучит позиция автора?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?
  • Есть ли в тексте оценочная лексика? С какой целью она используется?

Клише >>

Самой важной и в то же время сложной частью сочинения является аргументация собственного мнения по указанной проблеме (К4). В этой части сочинения вы должны сформулировать своё мнение по выделенной вами проблеме и убедить эксперта в справедливости выдвинутого вами тезиса. В качестве аргументов можно приводить факты, выводы науки, статистику, законы природы, юридические законы, данные экспертиз, свидетельства очевидцев, конкретные примеры (жизненные, литературные), цитаты, мнения специалистов и т. п.

  • конкретные факты (факт — самое убедительное доказательство);
  • ваше рассуждение, основанное на ваших наблюдениях, в котором устанавливаются причинно-следственные связи;
  • авторитетное мнение, которое вы можете привести в вашем сочинении,— мнение философа, писателя, художника и т. д., зафиксированное им в его сочинениях;
  • экспертная оценка — свидетельство человека, изучающего данный вопрос, зафиксированное им в его работе (статье, очерке, научном труде).

Будьте осторожны в выборе аргументов!

Они должны подтверждать главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что лучше ограничиться двумя. Больше всего баллов (2 балла) вам принесёт аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т. д.). За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию — 3.
Как вам известно, текст, по которому вы пишете сочинение, может быть публицистического или художественного, реже — научно-популярного стиля.

В четвёртой части сочинения вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Рассуждение - это тип текста, который отличается от других особым строением и более чёткой формой. Текст-рассуждение распадается на части: тезис, аргументы и вывод. Рассмотрим композицию сочинения

1. Вступление.
2. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
3. Комментарий к сформулированной проблеме текста.
4. Формулировка позиции автора по этой проблеме.
5. Аргументация собственного мнения по проблеме:
1) тезис;
2) аргументы:
а) первый аргумент;
б) второй аргумент
3) вывод.
6. Заключение.

Аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте. Развитие авторской мысли — ещё не ваш собственный аргумент. Вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными.

Поскольку точного текста цитаты у вас на экзамене не будет, лучше использовать косвенную речь, вводные конструкции. В таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведённой фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.

Поработаем с текстами

Прочитайте отрывок из повести М. Рощина, относящейся к художественному стилю речи. Сформулируйте проблему, продумайте, как можно прокомментировать сформулированную вами проблему, сформулируйте позицию автора.

(19) Когда они, кто при галстуке, кто во вполне взрослом пальто или костюме, с тяжёлыми портфелями — а мы и портфелей-то не носили: пихнёшь учебник да тетрадки за пазуху, и ладно,— стояли у школы перед уроками, свободно покуривая, важно говоря о своих важных делах, мы прошмыгивали мимо них, будто студенты перед профессорами.

(24) Они покинули школу как короли: из тридцати учеников шестнадцать получили медали — невиданно! (25) Все поступили к осени в институты, да не в какие попало, а на физматы, физтехи, филфаки, инязы.

(26) В школе прибили мраморную доску с их золотыми именами, и их примером, их славой, этой доской нас и идущих за нами вечно гвоздили по головам.


Задание 27 № 39834

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5)В класс заглянула Женя Румянцева:

— Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

— (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы. (11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

— (20)Давайте покатаемся на пруду, — предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. — (21)Будем воображать, что мы в Химках.

— (22)Или в Средиземном море, — вставил Павлик.

— (23)Или в Индийском океане, — восторженно подхватила Женя.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

— (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я. (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

— Где же и когда мы встретимся?

— (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю. М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920−1994) — русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Читайте также: