Церковь святого пантелеймона в галиче сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В прошлой части мы осмотрели центр Галича, что в Ивано-Франковской области Украины. Там же и рассказ об истории этого города, и его устройстве. Вкратце напомню: Галич - древняя столица Галицко-Волынского княжества, пережившая расцвет в 1140-1240 годах. В древнем городе, слободы которого были разбросаны на несколько километров, археологам известно 14 каменных храмов. Но только один из них уцелел до наших дней - церковь Святого Пантелеймона, что стоит в двух километрах от города в селе Шевченково. Единственный в своём роде памятник галицкой архитектурной школы и старейшее здание Западной Украины.

От Галича в Шевченково я решил идти пешком, тем более других способов и не было (разве что на такси). Погода располагала - солнечно и не жарко. А многое из увиденного по дороге в итоге попало в пост о сельской Галиции. Так как церковь Пантелеймона хорошо видна из города, путь к ней в общем понятен интуитивно. Я свернул близ этой стелы:

Оказавшись на мосту через Лукву - вот это по меркам Западной Украины довольно неплохая река:

У моста спросил шедшую навстречу селянку, как пройти. Женщина оказалась не по-сельски интеллигентной и хорошо говорящей по-русски - вероятно, учительница. Как оказалось, в маршруте есть одна хитрость, знание которой сильно упростило мой путь.
За Луквой - собственно, Залуква. Село это или часть Галича, я так и не понял, да и разницы никакой бы не было:

Очень красивая Дева Мария:

Булыжная труба не менее колоритна, чем срубы колодцев на Севере:

Вышеупомянутая женщина объяснила мне, что надо поворачивать направо близ памятника Богдану Хмельницкому, в неприметную с виду сельскую улочку. Если пойти прямо - то выйдет довольно большой крюк через поля, а здесь прямая дорога:

После Залуквы - примерно километр полей, в которых кипела работа:

А дальше - село Шевченково, встречающее часовней:

Там я еще километр шёл по узким улочкам села, причём за ближними домами и деревьями церковь была не видна. Ориентир я нашёл опять же интуитивно - вот эта площадка:

Около которой надо повернуть направо - и до церкви остаётся метров сто:

Но я уткнулся в запертые ворота под звонницей. Никаких признаков жизни на церковном дворе не было, и я решился на то, на что решаюсь вообще-то крайне редко - перелез через забор. Больше всего я боялся собак - забор был низким, но колючим, и быстро перелезть через него назад я бы не успел, а "имитация камня" бы вряд ли подействовала на собаку в её вотчине. С людьми, как мне казалось, я без труда смогу договориться.
Но собаки не случилось, и вскоре я спокойно осматривал церковь:

Хорошо видна главная особенность церкви - она построена не из плинфы (как киевские, новгородские, смоленские храмы), а из каменных блоков. Эту технологию впервые на Руси воплотили еще при строительстве церкви в Перемышле (не сохранилась, ныне Пшемысль в Польше), позаимствовав её из романского зодчества. После чего, вероятно, именно галицкие мастера занесли её во Владимирскую Русь - подобным образом строилось большинство среднерусских храмов 12-16 веков (включая соборы Московского кремля).
Какого времени порталы, я не знаю, но может быть и 12 век:

Все четыре фасада церкви украшают вот такие изображения святых. Возраст их также мне не известен, больше всего похоже на начало ХХ века:

И в общем, можно подумать, что церковь не так уж интересна - не шедевр в архитектурном плане, да еще и наполовину переделанная. Но подойдите ближе, вглядитесь в её стены:

Это граффити - один из самых ярких элементов древнерусского наследия. Просто некий безымянный прихожанин пришёл в церковь лет этак 800 назад, помолился Богу, и зачем-то нарисовал на стене. не то, что рисуют в наше время, а крест. Граффити можно увидеть и в Новгородской Софии, особенно богата на них София Киевская (так как в ней лучше всего сохранилось внутреннее убранство), а вот во владимиро-суздальских храмах граффити уже почти не встречаются.

Но, кажется, только в церкви Пантелеймона так хорошо сохранились граффити на внешних стенах - тянутся сплошной полосой на той высоте, до которой могла дотянуться рука. Учитывая, что в 1367 году церковь переделали в костёл, этим граффити не менее 650 лет.

Кем они были, авторы этих рисунков? Крестьяне, священники, воины? О чём думали, когда вырезали на стене крест, коня или какую-то непонятную картину? Надписей на церкви очень мало, и только в районе апсиды - вероятно, большинство авторов этих граффити были неграмотными. Догадывались ли они, что этот рисунок на церковной стене будет единственным, что от них останется через века?

Латинская надпись на апсиде снабжена датой - это уже работа францисканцев:

Где-то на этой церкви есть и изображения трезубца (того, что на гербе Украины) - но я его не нашёл, или нашёл, но не признал:

А за оградой двое крестьян пахали на лошади огород перед своим домом. Хотелось остаться тут на подольше, но надо было возвращаться в Галич:

. У моста через Лукву я вновь встретил ту же самую интеллигентную селянку, только на этот раз мы еще поговорили минут 10-15. Весь путь от площади до церкви - около получаса неспешной ходьбы.

Дальше мой путь лежал в Крилос - туда, где некогда был детинец княжьего Галича, а ныне музей.

В 1909 году церковь Пантелеймона была обследована исследователем Пеленским. Он нашел на ее фасадах многочисленные надписи XIII—XVII вв. Одна из них, наиболее интересная, касается ХIII в. и указывает на время постройки церкви. Эта надпись находиться на южном фасаде церкви, около третьего пилястра на высоте 1,5 м. от земли.

Текст надписи состоит из 8 строк, выцарапанных на каменном блоке острым предметом. Расшифровав его, Пеленский сделал вывод, что основателем храма был Галицко-волынский владыка Роман Мстиславич, который в честь своего деда, киевского князя Изяслава, христианское имя которого Пантелеймон, построил эту церковь.

Храм Святого Пантелеймона — это монументальная церковь с образцами изысканной белокаменной резьбы и многочисленными рисунками на стенах. Он располагался в центре хорошо укрепленного городища, возможно, монастыря.

После подчинения Галичины Польшей, церковь была освящена заново в кафедральный собор латинского католического архиепископа. Тогда она получила название костел Святого Станислава. Это название церковь носила вплоть до 1912 г. Первое письменное упоминание о храме Святого Пантелеймона датируется 1367 г.

С 1598 г. начинается новая страница в истории церкви. Согласно рескрипту короля Сигизмунда III от 05.05.1595 г. костел Святого Станислава был передан монастырю францисканцев с разрешением отреставрировать его и построить при нем свой монастырь.

Восстановление храма и строительство монастыря началось в 1598 г. Костел уже был отстроен вместе с монастырем в 1611 г. Церковь частично изменила свой внешний вид и превратилась в базилику в стиле барокко.

На осе главного входа в храм была возведена колокольня. Новый монастырский комплекс пообносили валами правильной квадратной формы, в результате чего он стал неприступной крепостью.

Уже, будучи в руках францисканцев, прежняя церковь Пантелеймона испытывала разные разрушения. Во время похода на Галич турков в 1676 г. она была частично разрушена. Больше вреда церкви нанес пожар 1802 г., во время которого сгорел костел, монастырь и много ценных документов. Однако наибольшее разрушение нанесла Первая мировая война. Во время пушечного обстрела в 1915 г. был почти полностью уничтожен западный портал, кроме двух капителей левых колонн, разрушены западный фасад, крыша, интерьер, пострадал верх колокольни.

После реставрации, которая закончилась в 1926 г., церковь приобрела почти свой предыдущий вид, за исключением сигнатуры. Не отреставрированным остался и главный портал. Во время этой реставрации в интерьере храма со стен сняли штукатурку и отслонили тесаный камень. Тогда же были обнаружены следы фресковой живописи (возможно, XVII в.).

Визит в Галич (14 апреля в 1991 г.) кардинала УГКЦ Мирослава-Иоанна Любачивского дал могучий толчок к возрождению древнерусской святыни.

Сразу после реставрации 1998 года церковь было освящена в греко-католический храм.

Западный портал самый красивый и декорированный. Он значительно выступает за предел фасадной стены и своими формами напоминает портал романской архитектуры Западной Европы. Портал украшают две пары колонок с капителями.

Южный портал более сдержан относительно скульптурного декора, но его архитектурное решение аналогично западному. Этот портал был сильно поврежден в 1915 г. Что касается апсид, то они декорированы тонкими полуколоннами. Резные капители центральной апсиды имеют разнообразный рисунок.

На осе главного портала церкви стоит квадратная в плане двухъярусная башня-колокольня с палаточной крышей. Колокольню построили одновременно с перестройкой церкви францисканцами в начале XVII века. Тогда она находилась посредине западной линии оборонных валов, которые окружали прежний монастырь. Нижний ярус служил въездными вратами, верхний — оборонной башней и колокольней. Через ров, который был расположен перед валами, к вратам вел мост.

Башня-колокольня стоит на фундаменте из тесаных блоков, которые остались, по-видимому, еще со времен перестройки церкви в базилику. Под фундамент монастырского дома также были использованы тесаные блоки, стены из того же кирпича, что и колокольня.

Рис. 29. Галич. Схема расположения памятников.

Рис. 29. Галич. Схема расположения памятников.

Здание подверглось существенной реконструкции в начале XVII в., когда его перестроили в базилику. Вся верхняя часть, включая своды, сделана заново.

Церковь четырехстолпная, трехапсидная (табл. 10). Ее длина 19.7 м, ширина 17.3 м, азимут 92—93°. Толщина стен 1.04 м. Участок западной стены между средними лопатками утолщен изнутри здания до 1.27 м. Столбы перетесаны; первоначальная их форма сложная, многоуступчатая. На внутренних стенах храма столбам отвечают лопатки, также в большинстве частично стесанные. Лопатки на наружных стенах плоские. Размер подкупольного пространства вдоль храма 5.7 м, поперек — 5.5 м.

Церковь имела 2 портала — западный и южный. Западный — перспективный, сложнопрофилированный, богато украшенный резьбой. Портал, очевидно, обновлялся в начале XVII в., поскольку за его колонками обнаружены процарапанные надписи на стене, исполненные в XVI в. Южный портал значительно скромнее, хотя тоже имеет колонки с капителями, украшенными резьбой. Перемычки порта¬лов первоначально были плоскими, а над ними располагались полукруглые тимпаны. На апсидах есть тонкие полуколонки с базами и резными капителями. По верху апсид проходит аркатура, а по низу всего здания — профилированный цоколь. В интерьере стены и столбы также снабжены профилированным цоколем. Вопрос о наличии в храме хор остается открытым.

Боковые стены древней церкви и ее боковые апсиды сохранились на высоту около 7 м, а средняя часть западного фасада — почти до 14 м. Здесь над западным порталом уцелела декоративная квадратная рамка с окном. Центральная апсида сохранилась на высоту 9.4 м; в ней имеется окно древней формы. Еще одно древнее окно — над западным порталом. Остальные окна растесаны. В церкви обнаружены остатки фресковой росписи.

Стены сложены из хорошо отесанных квадров известняка, соединенных тонким слоем раствора. Горизонтальная порядовка камней совпадает, обходя кругом всего здания. Вертикальные швы перевязаны. Фундаменты ленточные, из некрупных камней, лежащих на растворе того же типа, что и в стенах (известь с песком и мелким гравием). Фундаменты шире стен на 50—60 см. На углах они имеют прямоугольные расширения. Фундаментные рвы отрыты до материковой глины; их глубина около 1.4 м. Фундамент западного портала заложен одновременно с фундаментом стен.

Сохранившиеся участки верхних частей здания не позволяют предложить достаточно обоснованную реконструкцию первоначального облика храма.

Pelenski J. Halicz…, s. 1—35, 167—207; сведения И. Р. Могитича.

В этот день:

Дни рождения 1877 Родился Анри Эдуар Брёйль — французский католический священник, археолог, антрополог, этнолог и геолог, специалист по палеолиту и истории первобытного искусства. Изучал наскальную живопись в долинах Соммы и Дордони, изучал первобытные стоянки в Испании, Португалии, Италии, Ирландии, Эфиопии, Южной Африке, Британском Сомали и Китае. Доказал существование ориньякской эпохи верхнего палеолита Западной Европы, а также древнепалеолитических клектонских комплексов, характеризующихся отсутствием ручных рубил.


Неподалеку от Галича, на Виноградной горе, где ныне расположено село Шевченково, стоит легендарная святыня – храм святого Пантелеймона.

Здесь, в месте впадения Лимницы в Днестр, в 1194 году волынский князь Роман Мстиславич построил православный храм и назвал его в честь деда, киевского князя Изяслава, христианское имя которого – Пантелеймон. Это единственный и самый старый из храмов Галицко-Волынского княжества, сохранившийся до наших дней.


При обследовании церкви святого Пантелеймона в 1909 году известный историк, искусствовед Иосиф Пеленский нашел на фасадах многочисленные надписи 13–17 веков. Одна из надписей содержал дату, соответствующую 1194 году. Это – свидетельство того, что церковь уже была построена.


В конце 16 века началась новая эпоха в жизни храма. Костел передали Галицкому монастырю францисканцев, позволили отреставрировать и построить при нем монастырь. После восстановления церковь святого Пантелеймона несколько изменила свой внешний вид и превратилась в базилику в стиле барокко. Напротив входа в храм построили колокольню, обнесли весь церковный ансамбль валами.


Церковь святого Пантелеймона не раз подвергалась разрушениям и грабежам. Во время турецкого похода на Галич ее частично уничтожил Ибрагим Шайтан-паша. Во время пожара 1802 сгорел костел, монастырь и много ценных документов. Но больше всего пострадало сооружение в годы Первой мировой войны. Вследствие артиллерийского обстрела разрушился западный портал, крыша, интерьер, пострадал верх колокольни. После войны церковь отстроили, почти полностью вернув ей прежний облик.


Последний раз храм реставрировали в 1998 году, после чего он приобрел вид, приближенный к первоначальному, вернув все элементы, присущие галицкой архитектурной школе княжьего периода.


Хорошо видна главная особенность церкви - она построена не из плинфы (как киевские, новгородские, смоленские храмы), а из каменных блоков. Эту технологию на Руси позаимствовали из романского зодчества.


После чего, вероятно, именно галицкие мастера занесли её во Владимирскую Русь.

Храм Святого Пантелеймона, Шевченково

История

О закладке храма и о княжеском периоде его существования информации очень мало. Фактически, единственным источником являются кирилличные надписи-граффити, сохранившиеся на стенах церкви. Согласно официальным результатам исследований ученых, храм святого Пантелеймона закончили строить в 1194 году. В то время он был расположен в центре хорошо укрепленного городища, возможно, монастыря.

Латинский приход был перенесен в Галич в первой четверти 15 века, а костел святого Станислава с тех пор выполнял функции летней резиденции епископов.

Первое упоминание

В конце 16 века началась новая эпоха в жизни храма. Костел передали Галицкому монастырю францисканцев, позволили отреставрировать и построить при нем монастырь. После восстановления церковь святого Пантелеймона несколько изменила свой внешний вид и превратилась в базилику в стиле барокко. Напротив входа в храм построили колокольню, обнесли весь церковный ансамбль валами. Он стал неприступной крепостью.

Церковь святого Пантелеймона не раз подвергалась разрушениям и грабежам. Во время турецкого похода на Галич ее частично уничтожил Ибрагим Шайтан-паша. Во время пожара 1802 сгорел костел, монастырь и много ценных документов. Но больше всего пострадало сооружение в годы Первой мировой войны. Вследствие артиллерийского обстрела разрушился западный портал, крыша, интерьер, пострадал верх колокольни.

После войны церковь отстроили, почти полностью вернув ей прежний облик. Только главный портал остался неотреставрированным. Во время этих работ в 1926 году внутри храма со стен сняли штукатурку, приоткрыли облицовочный кирпич и обнаружили следы фресковой живописи, а на каменных блоках – граффити.

Последний раз храм реставрировали в 1998 году, после чего он приобрел вид, приближенный к первоначальному, вернув все элементы, присущие галицкой архитектурной школе княжьего периода. Сейчас церковь переосвящена в греко-католический храм.


Архитектурные особенности

Церковь святого Пантелеймона – это четырехстолпный крестовобанний храм, в центре которого возвышается круглая баня с купольным завершением.

Ценным и самым богатым по форме и по декору является западный портал. Он значительно выступает за лицо фасадной стены и своими формами напоминает порталы романского стиля Западной Европы.

На одной оси с главным порталом церкви стоит квадратная в плане двухъярусная башня-колокольня. Ее нижний ярус был (и остается) въездными воротами, а верхний выполнял оборонительную функцию и служил непосредственно колокольней.

Когда-то через ров, расположенный перед валами, к воротам вел разъемный мост.

Исследования и гипотезы


Храм в Шевченково продолжает привлекать внимание многих ученых: украинских, польских, российских. Он интересен во многих аспектах: историческом, искусствоведческом, техническом.

Как доехать

Доехать или дойти до храма святого Пантелеймона в Шевченково можно из Галича, населенные пункты разделяет всего 4 километра. От трассы Н09 (ориентиры – визит-центр и автозаправка ОККО) к западу есть дорога местного значения, которая приведет в село. На пути увидите несколько указательных знаков.

Читайте также: