Музыкальное сочинение чайковского и свиридова

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня предлагаю вспомнить безусловные хиты российских и советских композиторов. Эти яркие, выразительные композиции известны на весь мир. Все они очень разные, но каждая из них - потрясающее музыкальное приключение.

1. Полет Шмеля, Римский-Корсаков

Композитор приступил к работе над оперой зимой 1898 года. Он поставил цель: очень бережно следовать первоисточнику. Он бережно сохранил образы и сюжетную линию сказки Пушкина, изменив лишь некоторые имена героев и названия мест. В январе 1900 года оркестровка всех четырёх действий оперы была закончена. Премьерное исполнение спектакля успешно состоялось в октябре того же года в Москве.

Изначально известная композиция из оперы не имела названия. Только после выхода на сцену в качестве самостоятельного концертного произведения миниатюра получила своё имя "Полет шмеля".

В опере она буквально изображает полёт шмеля, в которого обратился князь Гвидон. Композиция короткая и очень энергичная: включает в себя 113 тактов и звучит всего одну минуту четырнадцать секунд. Её темп настолько высокий, что скрипачи обычно делят партию на небольшие отрывки и исполняют их по очереди.

Как всегда, интересно, разделить свои впечатления со слушателями со всего мира (переведу несколько комментариев):

  • SUA2 месяца назад Благодарность человеку, который записал это все столетия назад. Не имел бы возможности стать свидетелем такого шедевра без его преданности делу.
  • Daman Yocum4 месяца назад Каламбуры в этой теме просто невероятны . lol
  • Pokemon Person2 недели назад Жужжание жужжание Я чувствую себя пчелой, слушая эту композицию. Это очень расслабляет и пробуждает ваше воображение.
  • Primalee Bigornia5 месяцев назад Официальный саундтрек 2020 года
  • Rocket Groot2 месяца назад Я не очень люблю классическую музыку, но должен признать, что это работа чистого гения! Опережает время вау .

2. Итальянская полька, Рахманинов

Вот такие комментарии оставили под видео слушатели из разных стран (перевожу):

  • Eamonn Riko8 лет назад Восхитительно. Использовал эту музыку много лет назад на соревнованиях по фигурному катанию и выиграл !!
  • Mr. DSCH6 лет назад Самая лучшая полька!
  • Dania Alhamawi3 года назад Это заставило мое сердце улыбнуться
  • koka 342 года назад о боже мой, великолепно, идеально, так красиво. Гениально.
  • Franz Kieslich8 лет назад Драгоценная, я не знал ее. Мне очень понравилась версия Orquesta Aragonia. Спасибо, Рахманинов, что оставил нам эту жемчужину. Франц
  • anfidromico4 недели назад В маленьком и замкнутом музыкальном пространстве пальцы летают в ложной свободе, эфемерной субстанции. В небольшом и замкнутом музыкальном пространстве шут смерти, которую он выбирает, летит ко мне сегодня, а завтра .

3. Время вперед, Свиридов

Для исполнения композиции, отображающей безостановочное движение огромного механизма, композитору потребовался тройной оркестровый состав с обязательным включением в него фортепиано и большого количества ударных инструментов, с самыми разнообразными колористическими функциями.

Иностранных слушателей очень впечатлило произведение Свиридова (переведу их комментарии):

  • SMGJohn2 года назад В Советах были величайшие композиторы современности.
  • blueyoshikid7 лет назад Я не могу быть единственным, кто искал эту музыку из-за церемонии открытия (Олимпиада в Сочи), верно? Приветствую всех, кто участвовал в этой церемонии! Это была одна из лучших церемоний открытия, которые я когда-либо видел!
  • Ev13313 месяца назад Из этого получится идеальный саундтрек к современной эпохе
  • telmaryss7 лет назад Замечательная музыка! Такая оптимистичная и восторженная!
  • Matthew Constant3 года назад Безумно русская. Лучшая новостная тема!
  • mclaudtt10 лет назад Просто лучшая музыка из когда-либо созданных. Коротко, чрезвычайно мощно, а также строго и очевидно.

4. Концерт для фортепиано №1, Чайковский

Это произведения Петра Ильича Чайковского открыло новую эпоху в русской фортепианной музыке.

В 1874 году композитор начал работать над написаниием фортепианного концерта с использованием народных украинских тем. Концерт был написан довольно быстро.

Новое сочинение композитора понравилось не всем. Николай Григорьевич Рубинштейн раскритиковал партитуру, заметив, что не нашел ничего положительного в ней с технической и художественной стороны. Но Чайковский отказался менять что-либо в партитуре.

Впервые произведение исполнил Ганс фон Бюлов, которому Чайковский в итоге посвятил свой концерт. Премьера состоялась в Бостоне 25 октября 1875 года. Чуть позже концерт услышали в России. Публика очень тепло встретила работу композитора.

Исследователи отмечают, что это произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению.

Пианист Андрей Гаврилов:

Это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.

Перейдем к комментариям под видео:

  • Emmanuel Pacheco1 год назад Если вы это читаете, значит, у вас хороший музыкальный вкус.
  • Stravo Lukos4 года назад этот парень когда-нибудь писал что-то не великолепное?
  • Allison Isolde2 года назад Мой папа говорит, что это лучшая первая минута музыки, которая когда-либо была написана.
  • Gas Johnson4 года назад Нам так повезло жить в то время, когда у нас такой легкий доступ к этой музыке. Подумайте о том, чтобы услышать такую ​​прекрасную симфонию, как эта, а потом у вас не будет никакой возможности послушать ее снова. Сводит с ума.
  • Greggins The Guy4 года назад На мой взгляд, он лучший композитор, украсивший мир музыкой. Просто дайте человеку бумагу и ручку, он придумает шедевр.
  • Bakimos Kidane4 года назад Жизнь прекрасна! Миллионное спасибо Чайковскому!
  • Wendy Darling4 года назад , это то, что я называю музыкой для сердца, а не только для ушей

5. Основная тема из "Петя и Волк", Прокофьев

Музыкальная история появилась, благодраря Наталье Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, был также записан пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.

Сергей Прокофьев

Музыкальная сказка очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра.

Переведу несколько комментариев под видео:

  • flomine2 года назад Настолько знаковая, что это одна из первых мелодий, которую я услышал в своей жизни.
  • Cozmixcartoons9 лет назад Какая красивая песня. Невозможно даже описать словами то чудесное чувство красоты, которое она вызывает во мне. Хотел бы я пойти по этой проселочной дороге.
  • tkorko1 год назад Эта песня крутилась в моей голове с 8 лет. В школе был спектакль, с этими реалистичными куклами. Я был очарован всем этим, но с тех пор эта песня преследовала меня. Когда я умру на похоронах, я попрошу сыграть эту песню. Не бойтесь волка, который есть жизнь и смерть.
  • Cocoshunt11 лет назад Наконец! Наконец! Я нашел эту песню, ее название и композитора, и слушаю ее. Спасибо тебе за это. Просто нужно найти полную версию сейчас :)

Спасибо, что слушали эти шедевры вместе со мной!

Приятного просмотра, друзья. Подписывайтесь на канал, обещаю, будет интересно.

Цель урока: Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа осени через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, "Осень", "Пастораль" Г.В.Свиридова, "Осенняя песнь" П.И.Чайковского, "Осенние дожди" В.Попкова и вызвать интерес к этой области.

  • Воспитательная: Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.
  • Образовательная: Знакомство с новыми значениями: пастораль, лирика в поэзии и в музыке, сведения об А.С. Пушкине в селе Михайловском, знакомство с репродукцией картины Попкова В. "Осенние дожди" (Пушкин). Создание условий применения усвоенных знаний на практике.
  • Развивающая: Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.
    Пушкин в Михайловском: портрет, усадьба, "Осенние дожди" В. Попкова.
  • Аудиозапись "Осень", "Пастораль" Г. Свиридова, "Осенняя песнь" П. И. Чайковского.
  • Стихи А. С. Пушкина " Унылая пора", "Уж небо осенью дышало"
  • Осенние листья, букеты.

"Приветствую тебя пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"

1 часть Вступление:

- Приветствие: "Добрый день"

- С каким настроением встретила вас музыка? (грустным, печальным)

- Как вы поняли это? (музыка медленная, тихая, песенная)

- Какой инструмент пел эту мелодию? (скрипка - сродни человеческому голосу)

- Встретила нас "Осень" Г.В. Свиридова.

- Какое время года у нас за окном? (Осень)

- Созвучна ли настроение музыки Г. Свиридова с настроением осени за окном? (Почему?)

"- Осень - "Что в ней хорошего?"- спрашивают обычно. Она кажется многим унылой хмурой, холодной. Прогулки наши становятся все короче, а надоедливый дождь рано загоняет домой. - Скучное время, правда?"

Исполнение "Скворушка прощается" композитор Т. Попатенко, слова М. Ивенсена. (любую песню об осени)

Вывод: - Прозвучало два произведения: "Осень" Г. Свиридова и песня "Скворушка" Попатенко. Какую осень нарисовала нам музыка?

Однако, осень, как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов, поэтов и художников, они посвящают ей свои шедевры. Мы сегодня познакомимся с осенью, через художественное, поэтическое и музыкальное слово, попробуем увидеть краски осени, прочувствовать настроение, выразительность её, попытаемся понять, почему осень вдохновляла мастеров.

2 Основная часть. Пока скворушка улетает в теплые края, мы отправляемся в деревню, в гости к удивительному человеку узнайте его.

1. Портрет - Узнали? Кем он был? /

2. "Приветствую тебя мой уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья"

Мы с вами в Михайловском. Неброская, неяркая псковская природа, когда-то очаровала А.С. Пушкина, а он очаровал нас стихами,

3. Больше всех времен года поэт любил осень.

- Gослушайте, какими словами А.С. Пушкин изобразил осень?

"Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу:
Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора:"

- А какое душевное состояние выражают его слова?

- Чувство печали, спокойствия и неизбежности.

- Знаком вам образ такой осени? (да, как будто про нашу осень)

(ясно, доступно, просто - но как гениально!) - это А.С.Пушкин.

4. "Унылая пора! очей очарованье!" рисунок 4

- Послушайте, как меняется настроение? Сколько чувств?(первая фраза настраивает на минорный лад, печально, тихо на душе:.И вдруг - "Очей очарованье!"

Каждая строка у А.С.Пушкина звучит какой-то своей удивительной прекрасной мелодией.

"Слова, уложенные в форму стиха, - писал П.И.Чайковский - уже перестают быть просто словами: они омузыкалились"

- Созвучна ли "Осенняя песня" П.И.Чайковского со стихами Пушкина?

"Осенняя песнь" П.Чайковского - слушание

- Почему Чайковский назвал ее "Осенней песней"?

- Какими чувствами наполнена музыка? (передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?)

- Стонущие, поникшие, плачущие интонации которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.

- Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.

- Созвучны ли звуки музыки вашим чувствам? (я видела по вашим глазам, как вы переживали вместе с Чайковским такое состояние называется

ЛИРИКА (собственное переживание) в музыке, в поэзии, в живописи.

"Рекреационное занятие (ФИЗМИНУТКА)

- Задумчив и тих осенний лес.

- Представьте, что вы осенние листья(встаньте).

- Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)

- Ветер качает вас (наклоны в стороны).

- Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)"

5. Усадьба Михайловское.

Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: "Деревня - вот мой кабинет!" подразумевая под словом деревня и свой деревянный дом и избушку няни и всю природу вокруг. Здесь в усадьбе он создал драму "Борис Годунов", деревенские главы "Евгения Онегина", такие шедевры лирики как "Я помню чудное мгновенье", "Талисман", "Зимний вечер" - в общей сложности более 100 произведений.

Мы вместе с А. С. Пушкиным выйдем из кабинета и остановимся на крыльце дома.

6. В. Попков "Осенние дожди" (А.С. Пушкин).

- Что мы видим? Фон, линии, горизонт, главное действующие лицо - русский осенний пейзаж.

- В чем красота пейзажа? (в пространстве, тишине, простате.)

"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум, и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы".

- Глядя на картину, вы слышите какую музыку? (лад, мелодия, темп, тембр, динамика?) форма произведения?

Г.В. Свиридов "Пастораль"

- Такой деревенский пейзаж и музыка называется - пастораль

- Какой музыкальный инструмент подчеркивает деревенскую тему этого пейзажа.

- В каком жанре русской народной песни написано это произведение (лирическая)

Обобщение: И так, заканчивается наше путешествие, мы сегодня были в гостях у? (А.С. Пушкина), в его любимом деревне? (Михайловское), его любимое время года? (осень) Осень - гостья нашего урока, ей были посвящены художественные произведения? (перечислить) что общего между этими произведениями? (выражают чувства печали, безысходности Томления любовь, восхищение!), чем произведения непохожи друг на друга? (разными выразительными средствами). Мы познакомились с новым словом - пастораль, и лирика?)

- Вам понравились прозвучавшие произведения?

- Как же сильно и нежно можно любить свою Родину, чтобы создать такие Шедевры!

музыкальные произведения о природе

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

антонио вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

йозеф гайдн

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

Гайдн Симфония № 103 – финал

Пётр Чайковский

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

Камиль Сен-Санс

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

Модест Мусоргский

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

Урок музыки: Георгий Свиридов. Ласковая просьба; Пётр Ильич Чайковский. Новая кукла, Болезнь куклы.

Программное содержание . Учить детей различать и определять словесно разные настроения музыки: ласковое, весёлое, грустное; различать их оттенки.

П е д а г о г. Мы говорили о том, что музыка передаёт разные настроения человека - грусть и радость, нежность и тревогу.

Д е т и. Ласково.

О настроениях, выраженных в этой музыке, тоже можно догадаться по названиям. Какие это настроения? (Исполняет обе пьесы, дети различают характер музыки.)

Программное содержание . Учить детей передавать движениями различный характер пьес.

Д е т и. Ласковая, нежная.

П е д а г о г. Да, в музыке слышны просящие, ласковые, повторяющиеся мелодии, интонации. Так бывает и в жизни. Если ребёнку что-то очень хочется, он уговаривает маму, повторяя свою просьбу много раз. Эта пьеса очень ласковая, и движения рук у вас будут плавные и спокойные. (Напевает фрагмент и дирижирует). Дети слушают пьесу целиком и движениями рук передают характер музыки.

Д е т и. Весёлая.

П е д а г о г. Да, она очень радостная, стремительная, полётная. Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Хотите потанцевать под эту музыку так, будто это танцует девочка со своей новой куклой? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Грустная.

П е д а г о г. Да, пьеса очень печальная, грустная, нежная. Девочка горюет, что её кукла заболела, вздыхает, гладит её, хочет утешить, пожалеть. Может быть, это даже слезы капают из её глаз? (Исполняет фрагмент начала пьесы.) Как мы можем движениями передать характер этой музыки? Наверное, они должны быть нежными, как будто девочка гладит и ласкает заболевшую куклу. (Исполняет пьесу.)

Программное содержание . Привлечь внимание детей к выразительным интонациям музыки.

Д е т и. Она ласковая, ребёнок просит о чём-то.

Д е т и. Грустно.

П е д а г о г. Да, последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, ребёнку не разрешили того, о чём он просил, и он грустит. Но ведь такие огорчения бывают не очень часто. Мама так любит своего малыша. Она старается его порадовать всегда, когда это возможно: купить новую игрушку, сладости.

Читайте также: