Районная электростанция на окраине сталинграда была участком фронта егэ сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В своем тексте Е.Кригер затрагивает проблему героизма людей, которые восстанавливали промышленность во время Великой Отечественной войны.

Автор рассказывает о тружениках, которые, несмотря на тяжелое военное время, поддерживали мирную жизнь. Не случайно Е.Кригер противопоставляет тревожный, яростный дым войны дыму индустрии, спокойному и плотному, который довелось увидеть солдатам. Именно он продолжает сохранять в сердцах людей веру и надежду. Автор также подчеркивает атмосферу домашнего быта, которую удалось устроить в рабочем помещении. Невзирая на трудные времена, люди сохраняют ту жизнь, которая вспоминается солдатам из забытого, милого прошлого. Делая все это, рабочие выстраивают начало в новое, светлое будущее и совершают великий подвиг.

Позиция автора ясна: люди, работающие на электростанции, действительно, являются героями.

Я согласна с Е.Кригером, ведь не только благодаря мужеству наших доблестных воинов мы одержали победу в этой кровавой войне, но и благодаря людям, которые каждый день трудились на фабриках и заводах, дабы поддержать не только фронт, но и мирную городскую жизнь.

Большой вклад в поддержание жизни в блокадном Ленинграде внесла Ольга Берггольц. Своими стихами она спасала людей от уныния и придавала им веру. Поэтессу можно назвать голосом блокадного Ленинграда. Лирика, которую она дарила народу, не позволила согнуться под тяжким бременем войны окруженному городу.

В своей исторической, публицистической книге, посвященной тому же Ленинграду, А.Адамович и Д.Гранин показали жизнь людей осажденного города. Страшный голод царил повсюду, но невзирая на это, больница продолжала принимать людей. Народ не прекращал помогать друг другу, изобретая все новые и новые способы, которые бы облегчили существование в блокадном Ленинграде. Все трудились и работали. Благодаря этому город продолжал жить и не сдался под напором армии врага.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что героизм и мужество людей, восстанавливающих промышленность. не уступает героизму и мужеству солдат, ушедших на фронт.

Текст Евгения Генриховича Кригера:

(1)Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью. (2)Отсюда, из этой трубы, командование управляло долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.

Лишь бы не было войны!

(6)Но вдруг мы остановились. (7)Мы увидели дым. (8)Это не был дым пожарища — дикий, тревожный, яростный, мечущийся из стороны в сторону вместе с огнём в поисках новой добычи. (9)Это был

плотный, спокойный дым больших печей, давно забытый нами дым индустрии.

(10)Только люди, побывавшие в Сталинграде в те месяцы, смогут понять, каким невероятным представилось нам это зрелище, в трёх-четырёх километрах от линии боя, посреди разбитых в щепы домов, вагонов, заборов, в каменной, разжёванной снарядами пустыне, на виду у немецких батарей. (11)Так же дико было бы увидеть человека, который вытащил на поле перед вражескими окопами концертный рояль и стал играть Шопена.

(12)На поле боя дымила заводская труба.

(13)Я не знаю, как назвать чувство, охватившее нас в эту минуту, но сопротивляться этому чувству мы не могли и, забыв обо всем, побежали к трубе.

(14)Мы увидели высокое, обожжённое, закопчённое войной здание. (15)Стены его были насквозь пробиты снарядами. (16)В воротах нас остановил седой, строгий старик, долго звонивший куда-то и спрашивавший, можно ли нас пропустить.

(17)Двор был изрыт воронками. (18)В другом его конце по дощатым ступеням мы спустились под землю.

(19)Бархатная, домашнего вида портьера отделяла узкий коридор от небольшого помещения, где на стенах висели контрольные приборы, сигнальные лампы, ещё непонятные нам циферблаты с дрожащими стрелками, рубильники, бегущие по карнизу провод.

(20)Следующее помещение представляло собой нечто среднее между обычным городским кабинетом и жильём аккуратного холостяка. (21)Многие вещи, видно, были принесены из дома. (22)Ковры, скатерть с цветной бахромой на одном из столов, шахматы, мандолина. (23)Как странно было видеть всё это в хаосе осаждённого немцами города! (24)Тут же стояли телефоны и радиоприёмник, лежали стопками технические справочники. (25)Между справочниками заблудилась и беллетристика, — значит, людям здесь часто не спится. (26)Чувствовалось, что люди не только работают здесь, но и живут, и живут прочно, отнюдь не собираясь отсюда уходить.

(27)Один из сидевших за столом проверил наши документы и сказал

  • (28)Вы находитесь на командном пункте Сталинградской электростанции…

(29)После всего, что произошло в те месяцы в Сталинграде, это знакомое прозвучало как из далёкого, забытого, милого прошлого. (30)Здесь, в огне грандиозной битвы, с дымом войны смешивала свой плотный, спокойный дым живая, работающая, излучающая свет электростанция.

Примеры похожих учебных работ

Великая Отечественная война в истории моей семьи

. коснулась своим черным крылом Великая Отечественная война. *** Лучшие школьные сочинения будут размещаться на сайте . сломило волю и веру близких моего прадеда. Отомстить за любимого . в годы войны… Бабушка долгое время скрывала от семьи смерть отца, .

По литературе : Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича .

. нашу личность. Патрик Эстрад Доклад о роли воспоминаний О значении памяти в жизни человека можно говорить много. Люди хранят в сознании накопленный опыт, используют эту информацию в своей деятельности, когда потребуется. Таким .

Человек сильный духом

. Ссоры, размолвки у каждого есть. Обычные люди, обычных семейств. СОЧИНЕНИЕ Сильные духом Автор творческой работы: Архипов Максим Я . что происходит, то никакая беда не страшна. СОЧИНЕНИЕ Сильные духом Автор творческой работы: Анпилова Александра Жизнь - .

Героизм на войне: о мужестве и самопожертвовании

. сочинения: ← Как я провел 9 мая↑ ВойнаПисьмо ветерану Великой Отечественной Войны → Героизм на войне. Сочинение-рассуждение Но кто же он – герой? Рассуждения о том, что же такое мужество . и героизм на войне, мы имеем полное .

Автор, размышляя над этим вопросом, приводит в пример события на электростанции на окраине Сталинграда во время войны. Е. Кригер рассказывает, что гитлеровцы начали охоту на неё с первых дней осады, за время боевых действий сбросив восемь бомб. Ужасна судьба была людей, работающих на станции. Особенно жаль пятнадцатилетнего ученика слесаря Колю, которому оторвало ногу осколком бомбы.

Автор убеждает нас в том, что война ужасна, что она несёт невероятные страдания людям. Е. Кригер восхищается работниками этой станции, которые несмотря на свои страдания и травмы продолжали работать во имя своей Родины. Именно благодаря этим героям Сталинград обеспечивался энергией и светом.

Так же, как и Е. Кригер, я считаю, что война – самое ужасное, что можно вообще представить, поэтому я не могу не согласиться с мнением автора.

Во-первых, она приносит невыносимые страдания не только защитникам, но и обычным людям. Примером этому является всем известная блокада Ленинграда. Тяжело осознавать число людей, погибших в это время. По разным данным, количество смертей колеблется от трёхсот тысяч до полутора миллионов, что заставляет поистине ужаснуться бременем войны.

Таким образом, каждый человек должен осознать бессмысленность и безумность войны. Именно от понимания этого людьми зависит, будут ли в дальнейшем продолжаться войны или нет

Текст Е. Кригера:

(1)Районная электростанция на окраине Сталинграда была участком фронта. (2)Болыне того, она была на передней линии фронта, гитлеровцы охотились на неё, чтобы погасить её свет.
(З)Охоту на электростанцию начали с первых дней осады. (4)В августе 1942 года гитлеровцы совершили воздушный налёт на Красноармейск и попутно на ГРЭС. (5)Первые две бомбы разорвались над третьей турбиной. (б)Разрушенные взрывом перекрытия, части крыши и свода обрушились на машину. (7)Там был человек, работавший на станции десять лет без перерыва. (8)Избитый осколками железа и камня, весь в ссадинах и в крови, он испытал на себе первый внезапный удар войны, но продолжал делать то, что делал все десять лет каждый день: он удержал машину в работе.
(9)Вторая бомба убила слесаря турбинного цеха и тяжело ранила любимца всей станции, пятнадцатилетнего ученика слесаря Колю. (Ю)Этот мальчик рвался на самое опасное дело, в часы тревог забирался на крышу, вызывался дежурить за других, чуть не плакал, если его силой стаскивали вниз. (П)Осколком бомбы ему оторвало ногу. (12)Его собирались эвакуировать, но он взмолился, чтобы его оставили вблизи станции, и его оставили дома. (13)Старики Сталинградской ГРЭС навещали его каждый день, носили ему хлеб из своего пайка, болтали с ним о своих делах, как с человеком бывалым, приятелем. (14)И он был с ними как равный.
(15)На территории станции разорвалось тогда восемь бомб. (16)Углеподача была разрушена. (17)Её восстановили. (18)Во дворе и в цехах смыли первую кровь. (19)Так электростанция вошла в войну. (20)Город был в бою, ему нужна была энергия, нужен был свет.
(21)Вскоре городу понадобилась вода. (22)Город умирал без воды. (23)После чудовищных бомбардировок он был в пламени. (24)Огонь перекинулся даже на Волгу: в реку стекала с холмов горевшая нефть.
(25)Своей энергией станция должна была добывать воду.
(26)А бой шёл уже в пределах города. (27)Линия электропередачи была под огнём, снаряды и бомбы по десять раз в сутки обрывали провода. (28)Но монтёры изо дня в день восстанавливали повреждённые линии и каким-то образом ухитрялись подавать энергию даже через кварталы, занятые противником.
(29)Это был уже настоящий бой за энергию. (30)Им руководил худой, молчаливый, скромный человек — главный инженер сетевого района. (31)Его называли человеком без сна и без нервов. (32)Он все дни проводил на линии, где стреляли уже из пулеметов, и однажды на станцию не вернулся.
(33)Электростанция вела бой за энергию, и, как во всяком бою, у неё были потери. (34)Но упрямые монтёры делали своё дело. (35)Там, где

нужна была энергия, была энергия. (З6)Там, где нужен был свет, был свет. (37)Люди оказались сильнее дальнобойных немецких орудий. (38)Они добывали свет Сталинграду, уцелевшим заводам южной окраины, подземным штабам, обороне. (39)Это был свет человеческой доблести. (40)И война не могла его погасить.

Писатель и журналист Е. Г. Кригер в своем повествовании обращается к проблеме героизма советских людей, которым довелось восстанавливать промышленность в период войны.

Автор показывает тружеников тыла, которые в сложное военное время поддерживали мирную жизнь, вкладывали все силы для скорейшей победы над врагом. Практически вся промышленность в те годы работала для фронта. Не случайно Кригер противопоставляет в тексте яростный дым войны и спокойный дым индустрии, который увидели бойцы.

Именно он позволяет солдатам сохранять в сердцах

Евгений Генрихович показывает, что, несмотря на тяготы и лишения, рабочие сумели сохранить на предприятии атмосферу, напомнившую бойцам довоенную жизнь.

Таким образом труженики тыла как бы заново прокладывают дорогу в светлое будущее и совершают этим великий подвиг.

Авторская позиция выражена четко: он считает трудовой коллектив электростанции настоящими героями. Я полностью разделяю мнение писателя, ведь без самоотверженного труда рабочих фабрик, заводов и других предприятий, поддерживающих фронт, победу пришлось бы ждать слишком долго. Советские граждане

организовывали также городскую жизнь. Ольга Берггольц внесла огромный вклад в поддержание духа жителей блокадного Ленинграда.

Стихи поэтессы спасали от уныния, давали веру в победу. Лирика Берггольц, словно голос самого Ленинграда, не позволяла окруженному городу согнуться под бременем войны.

А. Адамович и Д. Гранин в совместной историко-публицистической книге, посвященной подвигу Ленинграда, показали страшные реалии жителей во время блокады. Голод царил везде, но врачи больниц продолжали принимать пациентов, простые люди объединялись и находили все новые способы выживания в ужасных условиях. Предприятия не останавливались ни на миг, поставляя все нужное для фронта.

Благодаря общему бесстрашию город не дрогнул под напором вражеских армий.

Можно сделать вывод, что мужество и героизм восстанавливающих промышленность людей заслуживает не меньшего уважения, чем стойкость ушедших на фронт соотечественников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНТРОЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 2 (тестовая часть) Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2—141. (^Государственная районная электростанция на окраине Сталинграда была участком фронта. (2)Болыпе того, она была на передней линии фронта, гитле¬ровцы охотились на неё, чтобы погасить её свет.

КОНТРОЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 2

Прочтите текст и выполните задания 214 1 .

(^Государственная районная электростанция на окраине Сталинграда была участком фронта. (2)Болыпе того, она была на передней линии фронта, гитле­ровцы охотились на неё, чтобы погасить её свет.

(З)Охоту на электростанцию начали с первых дней осады. (4)В августе 1942 го­да гитлеровцы совершили воздушный налёт на Красноармейск, а попутно и на ГРЭС. (5)Первые две бомбы разорвались над третьей турбиной. (б)Разрушенные взрывом перекрытия, части крыши и свода обрушились на машину. (7)Там был человек, работавший на станции десять лет без перерыва. (8)Избитый осколками железа и камня, весь в ссадинах и в крови, он испытал на себе первый вне­запный удар войны, но продолжал делать то, что делал все десять лет каждый день: он удержал машину в работе.

(9)Вторая бомба убила слесаря турбинного цеха и тяжело ранила любимца всей станции, пятнадцатилетнего ученика слесаря Колю. (Ю)Этот мальчик рвал­ся на самое опасное дело, в часы тревог забирался на крышу, чтобы тушить огонь, вызывался дежурить за других, чуть не плакал, когда его силой стаски­вали вниз. (П)Осколком бомбы ему оторвало ногу. (12)Его собирались эвакуи­ровать, но он взмолился, чтобы его оставили вблизи станции, и его оставили дома. (13)Старики Сталинградской ГРЭС навещали его каждый день, носили ему хлеб из своего пайка, болтали с ним о своих делах, как с человеком бывалым, приятелем. (14)И он был с ними как равный.

(15)На территории станции разорвалось тогда восемь бомб. (16)Углеподача бы­ла разрушена, но её восстановили. (17)Во дворе и в цехах убрали осколки, смы­ли первую кровь. (18)Так электростанция вошла в войну. (19)Город был в бою, и ему нужна была энергия, нужен был свет.

(20)Вскоре городу понадобилась вода. (21)Город умирал без воды. (22)После чудовищных бомбардировок он был в пламени. (23)Оно перекинулось даже на Волгу: в реку огненными языками стекала с холмов горевшая нефть.

(24)Своей энергией станция должна была добывать воду.

(25)А бой шёл уже в пределах города. (26)Линия электропередачи была под огнём, снаряды и бомбы по десять раз в сутки обрывали провода. (27)Но монтё­ры изо дня в день неуклонно восстанавливали повреждённые линии, каким-то образом ухитряясь подавать энергию даже через кварталы, занятые против­ником.

(28)Это был уже настоящий бой за энергию. (29)Им руководил худой, мол­чаливый, скромный человек — главный инженер сетевого района. (ЗО)Его на­зывали человеком без сна и без нервов. (31)Он все дни проводил на линии, где стреляли уже из пулемётов, и однажды на станцию не вернулся.

(32)Электростанция вела бой за энергию, и, как во всяком бою, у неё были по­тери. (ЗЗ)Но упрямые монтёры делали своё дело. (34)Там, где нужна была энергия, была энергия. (35)Там, где нужен был свет, был свет. (Зб)Люди оказались сильнее дальнобойных немецких орудий. (37)Они добывали свет Сталинграду, уцелевшим заводам южной окраины, подземным штабам, обороне. (38)Это был свет человеческой доблести. (39)И война не могла его погасить.

(По Е. Кригеру 1 )

Ответами к заданиям 214 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

Им не хотелось обижать мальчика, который был тяжело ранен при бомбёжке электростанции.

Коля хотел казаться старше, чем он был, и старики подыгрывали ему.

Во время войны все в Сталинграде были равны — и дети, и старики.

Коля, как и старики, был членом единой рабочей семьи, преданным электро­станции человеком.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза, основанная на использовании контекстных антонимов.

Электростанция вела бой за энергию, и, как во всяком бою, у неё были потери.

Люди оказались сильнее дальнобойных немецких орудий.

Его называли человеком без сна и без нервов.

Огонь перекинулся даже на Волгу: в реку стекала с холмов горевшая нефть.

4. Из предложений 7—8 выпишите все слова, в которых правописание пристав­ки зависит от звонкости/глухости следующего за ней звука.

5. Из предложений 15—23 выпишите слово, в котором правописание Н/НН опре­деляется правилом правописания суффиксов краткой формы страдательных при­частий прошедшего времени.

8 Выпишите грамматическую основу предложения 28.
Ответ: .

9 Среди предложений 6—10 найдите предложение с обособленным распростра­
нённым согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

10 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Государственная районная электростанция на окраине Сталинграда была участ­ком фронта. Больше того, (1)она была на передней линии фронта, (2)гитлеровцы охотились на неё, (З)чтобы погасить её свет.

Охоту на электростанцию начали с первых дней осады. В августе 1942 года гит­леровцы совершили воздушный налёт на Красноармейск, (4)а попутно и на ГРЭС.

11 Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запи­
шите цифрой.

12 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите

цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного пред­ложения, связанными подчинительной связью.

Линия электропередачи была под огнём, (1)снаряды и бомбы по десять раз в сут­ки обрывали провода. Но монтёры изо дня в день неуклонно восстанавливали по­вреждённые линии, (2)каким-то образом ухитряясь подавать энергию даже через кварталы, (З)занятые противником.

Это был уже настоящий бой за энергию. Им руководил худой, (4)молчаливый, (5)скромный человек — главный инженер сетевого района. Его называли челове­ком без сна и без нервов. Он все дни проводил на линии, (6)где стреляли уже из пулемётов, (7)и однажды на станцию не вернулся.

13 Среди предложений 7—12 найдите сложное предложение с параллельным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14 Среди предложений 16—23 найдите сложное предложение с бессоюзной и со-

чинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Автор, размышляя над этим вопросом, приводит в пример события на электростанции на окраине Сталинграда во время войны. Е. Кригер рассказывает, что гитлеровцы начали охоту на неё с первых дней осады, за время боевых действий сбросив восемь бомб. Ужасна судьба была людей, работающих на станции. Особенно жаль пятнадцатилетнего ученика слесаря Колю, которому оторвало ногу осколком бомбы.

Автор убеждает нас в том, что война ужасна, что она несёт невероятные страдания людям. Е. Кригер восхищается работниками этой станции, которые несмотря на свои страдания и травмы продолжали работать во имя своей Родины. Именно благодаря этим героям Сталинград обеспечивался энергией и светом.

Так же, как и Е. Кригер, я считаю, что война – самое ужасное, что можно вообще представить, поэтому я не могу не согласиться с мнением автора.

Во-первых, она приносит невыносимые страдания не только защитникам, но и обычным людям. Примером этому является всем известная блокада Ленинграда. Тяжело осознавать число людей, погибших в это время. По разным данным, количество смертей колеблется от трёхсот тысяч до полутора миллионов, что заставляет поистине ужаснуться бременем войны.

Таким образом, каждый человек должен осознать бессмысленность и безумность войны. Именно от понимания этого людьми зависит, будут ли в дальнейшем продолжаться войны или нет

Текст Е. Кригера:

(1)Районная электростанция на окраине Сталинграда была участком фронта. (2)Болыне того, она была на передней линии фронта, гитлеровцы охотились на неё, чтобы погасить её свет.
(З)Охоту на электростанцию начали с первых дней осады. (4)В августе 1942 года гитлеровцы совершили воздушный налёт на Красноармейск и попутно на ГРЭС. (5)Первые две бомбы разорвались над третьей турбиной. (б)Разрушенные взрывом перекрытия, части крыши и свода обрушились на машину. (7)Там был человек, работавший на станции десять лет без перерыва. (8)Избитый осколками железа и камня, весь в ссадинах и в крови, он испытал на себе первый внезапный удар войны, но продолжал делать то, что делал все десять лет каждый день: он удержал машину в работе.
(9)Вторая бомба убила слесаря турбинного цеха и тяжело ранила любимца всей станции, пятнадцатилетнего ученика слесаря Колю. (Ю)Этот мальчик рвался на самое опасное дело, в часы тревог забирался на крышу, вызывался дежурить за других, чуть не плакал, если его силой стаскивали вниз. (П)Осколком бомбы ему оторвало ногу. (12)Его собирались эвакуировать, но он взмолился, чтобы его оставили вблизи станции, и его оставили дома. (13)Старики Сталинградской ГРЭС навещали его каждый день, носили ему хлеб из своего пайка, болтали с ним о своих делах, как с человеком бывалым, приятелем. (14)И он был с ними как равный.
(15)На территории станции разорвалось тогда восемь бомб. (16)Углеподача была разрушена. (17)Её восстановили. (18)Во дворе и в цехах смыли первую кровь. (19)Так электростанция вошла в войну. (20)Город был в бою, ему нужна была энергия, нужен был свет.
(21)Вскоре городу понадобилась вода. (22)Город умирал без воды. (23)После чудовищных бомбардировок он был в пламени. (24)Огонь перекинулся даже на Волгу: в реку стекала с холмов горевшая нефть.
(25)Своей энергией станция должна была добывать воду.
(26)А бой шёл уже в пределах города. (27)Линия электропередачи была под огнём, снаряды и бомбы по десять раз в сутки обрывали провода. (28)Но монтёры изо дня в день восстанавливали повреждённые линии и каким-то образом ухитрялись подавать энергию даже через кварталы, занятые противником.
(29)Это был уже настоящий бой за энергию. (30)Им руководил худой, молчаливый, скромный человек — главный инженер сетевого района. (31)Его называли человеком без сна и без нервов. (32)Он все дни проводил на линии, где стреляли уже из пулеметов, и однажды на станцию не вернулся.
(33)Электростанция вела бой за энергию, и, как во всяком бою, у неё были потери. (34)Но упрямые монтёры делали своё дело. (35)Там, где

нужна была энергия, была энергия. (З6)Там, где нужен был свет, был свет. (37)Люди оказались сильнее дальнобойных немецких орудий. (38)Они добывали свет Сталинграду, уцелевшим заводам южной окраины, подземным штабам, обороне. (39)Это был свет человеческой доблести. (40)И война не могла его погасить.

Читайте также: