Глиэр эскиз сочинение 47 номер три

Обновлено: 05.07.2024

- воссоздать и наиболее п олно рас крыть замысел композитора.

Задачи: - раскр ыть особенности м елодии данног о произве дения, ладовог о и

и гармони ческого строени я, формы, фа ктуры и д ругих средств

- сочетание образно - эмоциональ ного и логическ и - смыслового

Глиэр Рейнгольд Морицевич (1875 -1956) – советский композитор и педа гог.

Воспитанник Московской консерватории, Глиэр развивался под непосредственным

воздействием таких своих современников, как Чайковский, Танеев, Рахманинов. В

меньшей не меньшей мере повлияло на формирование Глиэра творчество петерб у ргских

музыкантов – Бородина, Ри мского - Корсакова, Глаз у нова, Лядова. Об этом вспоминал сам

композитор: « Творческое общение с Н. Римским - Корсаковым, А.Ляд овым, А. Глазуновым

оказало огромное влияние на моё х у дожественное развитие и во многом определило

яркие и характерные че рты музыки Глиэра. Она привлекает прежде всего

непосредственностью л ирического высказывания, напевным выразительным ме лодизмом,

тонким гармоническим ч у тьём. Композ итору присуще живое ощущение н ационального

колорита в музыке, бле стящее мастерство оркестрового пи сьма. Широк о известны многие

произведения композитора – балеты, оперы, концерты, романсы, инструментальные

Творчество Глиэра продолжает традиции ру сской му зыкал ьной классики.

Эмоциональность, искренность, благородство образов, ясность формы, мастерство

Эта поэтическая картинка - настроение написана в жанре инструментального

романса. Она отличае тся задумчивостью лирического ч у вства, пев у честью мелодики ,

Эскиз – первонач альный набросок (фр ан.яз.). Poco agitato – не очень взволн овано

(сдержанное волнение). Выразительно.Тональность Ре мажор, ра змер 6/8.

Само название даёт нам право предполагать, ч то в пьесе б удет показана работа

художника над предварительным наброском к бу д у щей картине. С одержание и

настроение произведения подтверждают наши предположения и оправдыв ают название.

Пьеса написана в простой 3 - х частной репризной форме. В крайних ча стях п оказана

внешняя сторона работы х удожника с её увлечённостью, взволнованностью, стремлением

осуществить задуманное. Эт о подтверждается оживлённым движением шестнадцатых в

аккомпанементе (правая рука) построенном н а чередовании дву х зв у ков. Оно

Синкопированность второй и четвёртой долей придаё т у пругость этому движению и

одновременно нару шает и нерцию восприятия. Ес ли у брать с инкопы, то в движении сраз у

появиться монотонность, что ни как не соответствует творческой работе.

Первая часть написана в форме модулиру ющего периода повторной стру ктуры

(авав). В теме, наполненной оптимизмом, также показана устремлённость вперёд, к

достижению цели. Это ощущается в ритмическом построении фразы (2 – 5 такты) и в

начале (2 – 3 т) которой преобладают более крупные длительности четверт ь с точкой, а в

конце (4 - 5 т ) идёт движени е восьмых. Мелодия также у стремляется вверх и к конц у

(f ) усиливает эффект множес твенного воздействия и добавляет у веренность в движении

художника. Изменение зву ков в мелодии на фоне относительной звуковой стабильности в

аккомпанементе п риводит к п остоянной смене звуковых сочетаний и создаёт

многообразие гармонических красок, в которых преобладают светлые (мажорные,

В средней час ти показан внутренний мир х у дожника, его размышления в процессе

работы над картиной. В начале построения з вучит спок ой ная с ветлая тем а (18 – 20 т) в

доминантовой тональности (Ля мажор). Но у же в след у ющем такте (21) возникает вопрос:

как поступить дальше? Как практически решить воз никшу ю п роблему, чтобы реализовать

свою цель? Поиск ответа приводит к новому вариант у (зв у чание темы в другой Фа

мажорной тональности). Вскоре и здесь в озникает тот же вопрос (25 т), который

порождает ряд других вопросов – размышлений (26 – 31 т ).

Структура дроб ления (потактовые построения) отража ет способ мышления,

который необходим для анализа проблемной ситуации. После трёхк ратн ого

(трёхдольность сменяется ц еленаправленной поступью четвертных) работа продолжается

Завершается пьеса (42 – 46 т) постепенным торможением (42 – 43 т), замедлением

На мой взгляд, оригинальность пьесы з аключается в выборе темы, посвящённой

процессу создания х удожестве нного п роизведения. В то ж е время содержани е пьесы,

отражающее этот процесс, имеет большое обобщающее значение, типичное для любого

вида творчества и прису ще каждом у автору: художнику, поэту, композитору.

1.Показ преподавателем пьесы (выра зительное исполнени е произведения целиком).

2.Рассказ о содержании, форме, стиле произведения, об авторе.

3.Постановка п еред учеником задач, п риводящих к наме ченной цели (с одержательное,

4.Ознакомившись с произведением, ученик начинае т разбирать его, то есть приступае т к

тщательному изучению текста. Грамотный, музыкально осмысленный разбор закладывает

основу для дальн ейшей п равильной работы, поэтому значение его тр у дно переоценить.

Нельзя н и в коем случае доп ускать небрежного отн ошения к начальной сту пени в работе.

В связи с тем, что в некоторых редакциях встречаются ошибки и различные спорные

моменты, педагогу надо заранее вносить в ноты, если понадобится, ну жные исправления,

точную апп ликатуру. Это позволит сразу требовать от у чащегося необх одимой точности

прочтения текста. При разборе произведения необходимо добиваться сравнительной

полноты звучания и хорошо контролируем ой устойчивости звукоизвлечения. Само собой

разумеется, что при этом требуется непременное и постоянное вслу шивание в музыку и её

понимание. Игра ученика никогда не должна превращаться в бессодержательное чтение

Точность прочтения нотных знаков, тщательность в метроритмическом отношении,

выполнение у казаний, касающихся а ртикуляции, аппликату ры д олжны с облюдаться при

разборе любых произведений. Необходимо следить, чтобы, ещё разбирая, у чащийся

воспринимал каждую фразу (как и лю бое построени е) в развитии, чувствуя

направленность этого ра звития. Конечно, вду мчивая, часто весьма дли тельная работа н ад

фразировкой бу дет вестись позже, но важно, чтобы ученик созн ательно, как му зыкант, и

5.Надо при у чить видеть нача ло каждой фразы, ощ у щать её вершин у, иногда, казалось бы,

почти незаметную, и её окончание. Нередко, не у спев досл ушать фразу , у ченики

каких - либо больших построений. Пр ичина этого заключается в непонимании значения

элементарная осмысленность фразировки всегда б удет связана и с п равильным

ощущением дыхания. «Всякая м у зыка вс егда была рас членена дыханием, - сказано в

одной из статей А.Б.Гольденвейзера. – Живое дыхание, которое является нервом всякого

выразительного исполнения, должно быть неотъемлемым свойством и фортепианного

6.Звуковая выразительн ость является важн ейшим исполнительским с редством для

воплощения музыкально - художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна

занимать центральное место во всём процессе обучения.

Кантиле на происходит от итальянского слова канта – пение. На нашем

кантиленой, прежде всего сводим свою работ у к мелодии, з ву ку. При работе над мелодией

очень важно, чтобы ученик слышал интонаци онность музыкальной речи, её смысл,

выразительность, характер. От у мения передать этот смыс л музыкальной речи в боль шей

Одна из основных задач педагога – пианиста должна сводить ся к тому, чтобы

научить у ченика се бя слу шать, ибо умение слышать – основа пианистического

Работая над к антиленой, н у жно обратить особое внимание на полифонические

места, так как полифония – л учшее средство для достижения разн ообразия звука. Работа

над кантиленой, к ак работа над любым видом п роизведения, должна в ос обенности

звуковых красок. Игу мнов говорил: « Пени е – это главный закон му зыкального

Работа над звуком - прежде всего работа н ад его качеством – над пев у честью –

главным качеством зв у ка. « При исполнени и кантилены п альцы следуе т д ержать как

можно ближе к клавишам и стараться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой.

7.Крупнейшими педагога ми - пианистами рекомендуется работать над п роизведениями в

медленном темпе. Г.Нейга у з, работая над музыкальным произведением, всегда

рекомендовал у чащимся играть его медленно со всеми отт енками (ка кой бы не был темп,

даже очень медленный). При работе над п роизведением в з амедленном темпе у ученика

должна быть не только « полная ясность, но и пре у величение всяких деталей и все х

музыкальной и гры. Ученик , работая медленно, пол у чает возможность внимательно

художественной тщательностью добиваясь точности, тонкости исполнения. Тщательно

проверяя сл у хом каждую интон ацию, каждый зв у к, следя одновре менно за игр овыми

клавиатуре, выискивая, в соответствии с ри сунком и сполняемой мелодии, такие гибкие

движения, такие п оложе ния р у ки, при которых каждому пальцу было бы удобно и он смог

бы и звлечь зв у к именно такой - то насыщенности, такого - то х арактер а, тембра, оттенка и

т.п. Объединяя затем интонации в одну н епрерывную мелодию, ученик п риходит к

исполнению её как б ы на одном дыхании, притом к исполнению, обогащё нному уже

8. Одна из распространённых ошибок у учеников, на к оторую часто при ходиться обращать

внимание, - это динамическое сближение мелодии и аккомпанеме нта, недостаток

Выполнить эту задачу поможет ощущение горизонтального развития му зыки, а также

навыки кру пного, объединяющего дв ижения ру к. Следуе т иметь в вид у, что тембральные

различия зв у чания мелодии связаны с комплексным влад ением пальцевыми

прикосновениями и движе ниями всей ру ки. Быту ющие в и сполнительско - педагогическом

связь пианистической моторики с вокальным произнесением мелодии.

Часто появляется оп асная тенден ция аккопанемента подчинить себе мелодию . Это

выражается как в форсированном звучании аккомпанемента, так и в стремлении

рука должна вести свою мелодическую линию с яркой гр у зово й выразительностью и

ощущением живого развития му зыкальной фразы. Левая рука должна играть

сопровождение цельно, без промежу точных метрических опор, полностью подчиняясь

движению мелодии, дополняя её звуча ние и помогая её развитию.

9 . Развитие те мбро - динамического слуха. М у зыкальн ый сл у х в его проявлении по

отношению к тембру и дин амике называют тембро - динамическим сл у хом. Тембро -

динамический сл у х – одна из высших форм функционирования му зыкального слу ха, ибо

сама его природа предполагает здесь измерение кат егориями х у дожественно -

эстетического порядка. Оборин говорил: « Мне важно, чтобы ученик, какую бы он музыку

не и сполнял, слышал фортепиано темброво. Зв у к рояля может быть бесконечно

разнообразным: тёплым и холодным, мягким или острым, светлым или тёмным и т.д. Всё

динамическое слуховое воображение, - поскольк у в фортепианном классе речь всегда идёт

об интерп ретации, об образно - живописной задумке исполни теля, - поддаётся различным

Хорошо п редложить у ченику представить себе отрывки фортепианных

произведений – в зависимости от их характера – в исполнении струнного или д у хового

ансамбля, мужского, женского и ли смешанного х ора. Для того чтобы помочь ученику

вообразить себе вн утренним сл у хом зв уч ность того и ли др угого и нструмента и чтобы это

на уроке характерные з ву ковые особенности того или др у гого инструмента (штрихи у

струнных, удары стру и у деревянных, не вполне одновременное зв учание 2 - х валторн).

10 .Вопросы педализации. Говоря об исполнении к антилены, можно привести очень

характерное высказывание Игумнова: « Какое бы piano ни было, н у жно ощ у щать дно

Очень большое значение для певучести фортепи анного звука имеет правая педал ь .

Пианист лишен возможности долго держать звук, как это могут певцы, исполнители на

духовых и струнных инструментах. Фортепианный звук довольно быстро у гасает. Если

новую жизнь в этот звук. Получив поддер жку в резонировании освобождённых от

звук и способств ует его боль шей певучести. Важно при этом подчеркнуть, что она

позволять ученику использовать педаль лишь после того, как он достаточно поработал над

мелодией без педали. В этом сл у чае педаль у силит те элементы певучести, которых

ученик уже добился. Если же ученик сразу н ачинает работать н ад мелодией с педалью,

может возникн у ть опасность того, что исполнительское внимание б у дет направлено н е

столько на приёмы извлеч ения певучести звука, скольк о на то, чтобы подм ени ть их одной

лишь педалью. Этого не след уе т доп ускать. П едаль не должна компенсировать отс у тствие

11. Активизация эмоционал ьной сферы. Самое сокровенное в мелодии можно лишь

почувствовать. Эмоциональное отношение к мелодии – одна из важнейших сторон

музыкальности уче ника. В процессе работы уче ник воплощает своё вн утреннее

представление мелодии в реальное зв у чание. Лучшим средством п ротив проявлений

дурного вк у са сл ужит неустанное стремление к широкому охват у мелоди ческой ли н ии на

протяжении кр у пных разделов формы. Это способств у ет не толь ко большей ц ельности, но

и простоте, естественности исполнения. Важно прежде всего уяснить развитие мелодии,

её членение на построени я большего и меньшего масштаба, определить относительну ю

важность эт их построений. Полезно осознать в отдельных построениях наиболее

«Интонационные точки, - говорил Игумнов, - это точки тяготения, влеку щие к

себе, централь ные у злы, на которых всё строится. Они очень связаны с гармонической

основой. В предложении, в периоде – всегда есть центр, точка, к которой всё тягот еет,

Работа над кантиленой в отличие от др угих видов технической работы – не

эффективна при дремлющем музыкальном ч увс тве. Наоборот, эмоциональн ое отношение

к исполняемому, слу х – всё должно быть мобилизовано, обострено.

12. Преодоление учащимся трудностей, заключающихся в произведении.

В данной пьесе (из моей практики) вызыва ют трудности:

- мелодия в левой, аккомпанемент в правой ру ке (1 и 3 части);

- ритмическая трудность аккомпанемента ( правая рука 1 и 3 части);

- переход от взволнованной, быстрой 1 части к 2 медленной;

- ритмическая фактура изложения 1 и 2 частей, во 2 час ти мелодия звучит на фоне

Читайте также: