Шестая симфония шостаковича в блокадном ленинграде сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Блажен, но как же тяжёлы те минуты, дни, года. Откуда берется огромная сила духа, как включается она, когда человек истощен, голоден, болен? Необъяснимые факты времён Великой войны поражают весь мир.

После войны двое бывших немецких солдат, воевавших под Ленинградом, признались дирижёру Карлу Элиасбергу:

Что же произошло в этот день? Что привело фашистов к этой мысли?

9 августа 1942 в городе по всем репродукторам прозвучала музыка.

Исполнение Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича года в окруженном фашистами Ленинграде ― точно в эпицентре того последнего круга ада - драматическое и возвышенное событие.

Расскажу, с какими трудностями собирался оркестр, как это было горестно и как весомо.

Работу над Ленинградской симфонией Шостакович закончил в эвакуации в Куйбышеве в 1941 году. Там же состоялась ее премьера. Успех был ошеломляющим.

Ленинградцы ждали свою симфонию.

Дирижера Карла Элиасберга (немца по национальности) привезли на санях в конце зимы 42 года в управление культуры Ленинграда, привезли из стационара для дистрофиков, который располагался тогда в гостинице "Астория". Его задача была воссоздать оркестр радио.

Поначалу оркестр ещё работал, но обстановка блокадного Ленинграда требовала новых сил, часть оркестра ушла на оборону города, часть болела, голод брал свое.

2 июля 1942 года двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов под сплошным огнем немецких зениток, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме уже ждали ноты.

Увидев ноты, Элиасберг помрачнел: вместо обычных трех труб, трех тромбонов и четырех валторн у Шостаковича было вдвое боль­ше. Да еще добавлены ударные!

Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть.

Двадцать семь фамилий в списке оркестрантов — имена умерших. Остальные — дистрофики. Только восемь фамилий не были отмечены, как умершие или больные.

Однажды зимним утром Ольга Берггольц, войдя в одну из комнат радиокомитета, услышала, как художественный руководитель диктовал машинистке очередную сводку о состоянии оркестра:

— Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти…

Шостакович Ленинградская симфония

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Дмитрий Шостакович

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Шостакович Симфония №7 Ленинградская

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд . Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини . Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга . Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.





Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича



Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

Шостакович симфония №7 содержание

Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах

Использование музыки Ленинградской симфонии в кино

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

post thumbnail

25 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения одного из величайших композиторов ХХ в. Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. А 70 лет назад, 8 сентября 1941 г., началась блокада Ленинграда, унесшая жизни более 600 тысяч человек.

Первые три части 7-й симфонии написаны Шостаковичем в доме Бенуа в Ленинграде, а финал симфонии композитор создал уже в эвакуации, в городе Куйбышеве, в декабре 1941 г.


Симфония прозвучала впервые 5 марта 1942 г. в зале Дворца культуры на площади Куйбышева в г. Куйбышеве (сейчас там находится театр оперы и балета) в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Часть Рабочей улицы, по которой композитор ходил в театр репетировать симфонию (от Струковского сада до площади Куйбышева) переименовали в 2006 г. в улицу Шостаковича, к 100-летию великого композитора.

После премьеры симфония зазвучала по всему Советскому Союзу. В июле 1942 г. в Новосибирске симфонию четыре раза продирижировал Евгений Мравинский.

А 9 августа 1942 г. - в тот самый день, когда по приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в Ленинград, - в осажденном городе состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии под управлением Карла Элиасберга. В том же месяце измученные голодом музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета исполнили симфонию еще шесть раз.


Решение играть симфонию в блокадном городе казалось совершенно невыполнимым. Партитуру нужно было доставить на самолете, пролетев над вражескими позициями. После опустошительной зимы 1941 г. в оркестре осталось только 15 человек, а требовалось более ста. Был объявлен набор в оркестр. В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии.

На 355-й день ле­нинградской блокады, 9 августа, утром состоялась последняя репетиция, а вечером - готовился концерт. Говорили, что дирижер Элиасберг искал картошку, чтобы накрахмалить белый воротник и манжеты.

Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, - Леонард Бернстайн, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Артуро Тосканини, Марис Янсонс, Неэме Ярви.



Дмитрий Шостакович

Еще в середине сентября 1941 года гитлеровская армада подступила к стенам города. Офицеры вермахта в бинокли могли прекрасно видеть проспекты и памятники Ленинграда. Фюрер требовал как можно быстрее взять город. Уже были напечатаны билеты для нацистов на торжественный банкет 9 августа 1942 года в лучшей ленинградской гостинице. Однако очередной штурм захлебнулся, и планы фашистов рухнули. Взбешенные сопротивлением, они продолжили утюжить город тоннами снарядов, бомб и мин, душили его голодом.

Профессору Ленинградской консерватории композитору Дмитрию Шостаковичу власти неоднократно предлагали эвакуироваться. Но он категорически отказывался, более того несколько раз являлся в штаб народного ополчения и просил записать его добровольцем, чтобы с оружием в руках защищать город. К счастью ему отказали, прекрасно понимая, что гениальный композитор неминуемо погибнет в окопах.
Позже он написал в своем дневнике:

"Я начал работать над Седьмой симфонией в самые первые дни войны. В это время, я выполнял две обязанности: композитора и пожарного — дежурил на крыше консерватории и тушил зажигательные бомбы. При этом таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться. Не люблю такие говорить про себя слова, но это была самая вдохновлённая моя работа".

Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде.

1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония. Там же с огромным успехом премьера прошла 5 марта 1942 года. Оркестром дирижировал Самуил Самосуд.

29 марта симфония прозвучала в Москве, через несколько месяцев микрофильмы улетели в Нью-Йорк и Лондон.

В мае 1942 года четыре объемные нотные тетради были доставлены в Ленинград. Руководство города считало, что для поднятия духа ленинградцев очень важно исполнить симфонию в блокадном городе. Этот факт так же должен был показать врагу, что город не сломлен и сдаваться не собирается.



Театральные афиши, октябрь 1941 г.

Первая репетиция.

Для того, чтобы грандиозная музыка зазвучала в стенах филармонии, необходимо было собрать 80 музыкантов. За месяцы блокады многие из них умерли от голода, сотни воевали на фронтах, некоторые после ранения лечились в госпиталях. По просьбе дирижёра Оркестра Ленинградского радиокомитета Карла Ильича Элиасберга (именно ему поручили исполнение седьмой симфонии Шостаковича) по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. По фронтам прошел приказ командования об отзыве оркестрантов.

Шатаясь от слабости, бледный и изможденный Элиасберг обходил военные госпитали в поисках музыкантов.

Виртуоза ударных инструментов Жаудата Айдарова он отыскал в морге, где вдруг заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись.

- Да он же живой! Что же вы его в мертвецкую закатила? - воскликнул дирижер.

Это мгновение стало вторым рождением Жаудата. С огромным трудом медики выходили его.

На первую репетицию оркестра явились люди, обожженные войной, но не сломленные, не отчаявшиеся. Двух альтистов доставили из госпиталя. Тромбонист прибыл с передовой, где служил в пулеметной роте. Валторниста направил в оркестр родной зенитный полк. Раненый осколком контрабасист явился с забинтованной головой.

Огрубевшими непослушными руками музыканты касались струн. Истощенные духовики дрожащими губами пытались извлечь звуки труб, тромбонов и валторн.

Первая репетиция длилась всего полчаса. Ценой огромных усилий музыканты сумели сыграть первую часть симфонии.. Исполнение было далеко от совершенства, не хватало силы, мощи, слаженности. Но Элиасберг, стремившийся всеми силами удержаться с пультом, каким-то шестым чувством понял: симфония будет непременно исполнена.



Ленинград в блокаде

Артиллерийская прелюдия.

В течении 2-х месяцев шли репетиции. За это время дирижёру и музыкантам был увеличен паек. Все они находились под наблюдением медиков и постепенно набирали силу, к ним возвращались прежнее мастерство и уверенность.

С каждым разом оркестр звучал все слаженнее. Ударник Айдаров набрал форму и, держал железный ритм, своей вдохновенной игрой словно придавал коллегам дополнительной силы.

В начале августа 1942 года на улицах города появились афиши:

"Управление по делам искусств исполкома Лен горсовета, Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии сообщают, что в воскресенье 9 августа 1942 года, состоится концерт симфонического оркестра. Дирижер - К. И. Элиасбегр. Будет исполнена Седьмая симфония Шостаковича (впервые в Ленинграде)".

Точно в назначенный срок - 9 августа — зал Филармонии был до отказа заполнен публикой. В ложе разместились руководители города. Партер и балкон заняли пропахшие порохом балтийские моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие ленинградские блокадники - в мирное время завсегдатаи Филармонии, а так же известные литераторы: Николай Тихонов, Вера Инбер, Всеволод Вишневский.



Первое исполнение в Москве симфонии №7 в Колонном зале Дома Союзов.

Фашисты знали о готовящемся концерте и намеривались мощным артиллерийским огнем сорвать исполнение, "расстрелять музыку".

Однако за час до концерта наши артиллерийские полки обрушили на позиции гитлеровцев лавину огня. Пушечной прелюдией дирижировал генерал-майор Михаил Михалкин.

В результате ни один фашистский снаряд не упал рядом с Филармонией.
В назначенной время Карл Элиасберг взмахнул дирижёрской палочкой, и в зал полилась гениальная музыка Шостаковича.

Победа света и Добра.

Мирно и лирично звучали скрипки, рассказывающие о беззаботном и счастливом бытии.
Но в какой-то момент возникла тема войны — сухая, четкая, жёсткая и страшная. Тревога нарастала. Но в тревожном ритме уже возникала линия сопротивления, линия борьбы добра с вселенным злом. Скрипки и альты запели слаженнее и громче. Они оказались сильнее хаоса разрушения, ужаса войны. Тема нашествия зла сменилась мощной темой ренессанса, символизирующей возрождение красоты из праха и пепла. В заключительной части симфонии музыка звала в будущее, утверждая победу света, добра, гармонии.

Едва стихла последняя нота, на оркестрантов обрушился шквал аплодисментов. На глазах зрителей блестели слезы.

Музыка Шостаковича сумела выразить то, что объединяло людей в невыносимо трудное время: стойкость, жертвенность, любовь к своему городу и вера в победу.

Исполнение Седьмой симфонии транслировалось по радио, изнеможенные ленинградцы приникли к черным кругляшам радиоточек. Улицы и проспекты так же заполнила музыка. Ее передавали громкоговорители городской радиосети.

Музыку слышали не только жители города, но и осадившие Ленинград немцы.

Много лет спустя турист из ГДР Фриц Херман, попавший в плен в ходе прорыва блокады, прошедший сибирский лагерь и вернувшийся в родной Дрезден, разыскал Карла Элиасберга и в откровенной беседе признался ему:

"Тогда, 9 августа 1942 года, мы, немцы, поняли, что проиграем войну. Мы думали, что Ленинград после наших обстрелов и бомбежек мертв. Но когда зазвучала симфония, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть"

Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде имело огромный международный резонанс. Мировая пресса посветила этому событию сотни публикаций. В период 1942-43 годах она разлетелась по многим странам мира США, Нью-Йорк, Лондон, Латинская Америка.

Гениальная музыка Шостаковича стала символом стойкости жителей и защитников осажденного города на Неве.

Читайте также: