Сочинение по картине в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье речь идет о развитии коммуникативных навыков у младших школьников через написание сочинения по картине. Автором раскрывается основная схема работы по картине и приемы для увеличения успешности такой деятельности. Также подчеркивается важность использования данного приема на уроках русского языка.

Главной задачей начальной школы является развитие связной речи учащихся, что повышает уровень их коммуникативных способностей в повседневной жизни. Сочинение по картине – достаточно популярный метод развития речи, практикуемый учителями на протяжении всего курса русского языка в начальной школе. Таким образом, можно предположить, что данный метод наиболее эффективен для развития речи учащихся и их коммуникативных способностей.

Искусство является источником ярких впечатлений. Живопись сильно воздействует на эмоциональное состояние людей. Она помогает сконцентрировать наше внимание на чем-то определенном, создавая базу для передачи какой-либо информации. Помимо того, картины являются средством познания объективного мира. Они способствуют расширению словарного запаса и кругозора, формированию художественного вкуса.

Как и было сказано А. В. Текучевым, сочинение по картине способствует развитию умения написания вех существующих видов сочинений (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение и т.д.), кроме того, сочинения по картине бывают как устными, так и письменными.

В первом классе написание сочинения, как фактический вид работы, отсутствует. Вместе этого используется устное описание картин через беседу между учителем и учениками и последующее составление устного рассказа. Во втором классе школьники учатся писать сочинения по сюжетным картинам (по серии картин или описании одной представленной сцены). В третьем и четвертом классах происходит более углубленный анализ. Ученики знакомятся с автором полотна, с историей создания и уже анализируют работу.

Работу с картиной можно разделить на несколько основополагающих этапов:

  1. Вывешивание картины: многими программами советуется вывесить картину за несколько дней или за неделю до самого урока, чтобы ученики могли наиболее подробно ознакомиться с полотном, рассмотреть все детали.
  2. Вступительные слова: учитель и подготовленные заранее ученики рассказывают основную информацию об авторе и его работе.
  3. Диалог: во время диалога подбираются слова и словосочетания, на которые ученики смогут опираться во время написания сочинения, составляется примерный план для дальнейшей работы учеников.
  4. Самостоятельное написание сочинения и последующий анализ работ учащихся.

Кроме того, некоторые методики предлагают провести с младшими школьниками социализацию, т.е. взять опору на личный опыт учеников, на их впечатления по картине. Как раз этот этап и выразит эмоциональный фон учеников по отношению к картине. С помощью данного приема ученики смогут проанализировать картину, не только с точки зрения автора, но и со стороны смотрящего, смогут рассказать, какие эмоции могут наполнить зрителей, что заставит почувствовать рассмотрение картины.

Успешность данного вида деятельности во многом зависит от отобранной преподавателем репродукции, от уровня понимания картины самим педагогом.

Выбор картины зависит от того, какие задачи были поставлены учителем, на отработку каких умений нацелена деятельность учеников. Если целью учеников является отработка умений к художественному описанию, в уместном использовании прилагательных, то подбирается репродукция пейзажа, портрета или натюрморта. Если же перед учениками поставлена задача обучиться выстраивают логику сюжетных действий, грамотному использованию каких-либо изученных ранее выражений, то более уместно использовать репродукции картин в жанре исторической, бытовой живописи. Таким образом, у учеников будет сюжет, на который они смогут опираться в работе.

При отборе картин также следует учитывать их эстетическую и воспитательную функции, интерес учеников к изображенному. Через искусство мы формируем у учеников понимание о красоте, добре и зле, справедливости, отношение к родине и т.д. Что касается интереса учащихся к изображенным объектам или действиям, заинтересованность повышает эмоциональный уровень, усиливает продуктивность работы.

Не всегда у учителя получается заинтересовать всех учеников. В таком случае можно использовать приемы, которые направлены на усиление эмоционального фона учеников и более подробное восприятия полотна. Среди таких методов можно выделить:

Главной особенность сочинений по картине является то, что она развивает коммуникативные навыки и способствует развитию видов речевой деятельности учащихся.

Картины, как правило, ограничены какой-либо темой, поэтому ученики не могут писать обо всем, что им вздумается. Они будут обязаны писать сочинение в рамках тематики полотна и замысла художника. Рассмотрение и обсуждение картины происходит под руководством учителя, который помогает учащимся выделить тему и замысел, указывает на идейную основу.

На картинах достаточно часто изображены ситуации из реальной жизни, происходившие когда-либо в прошлом. С помощью данного метода мы можем ввести учеников в ситуацию общения, приближенную к действительности. Это повышает речевую активность учеников во время урока.

Кроме того, сочинение по картине формирует у младших школьников такое коммуникативное умение, как сбор необходимого материала к высказыванию. Картина стимулирует поиск различных слов и словосочетаний, которые помогут ученикам передать смысл изображенного, т.е. учениками проводится объемная словарная работа.

Таким образом, сочинение по картине облегчает формирование у учеников начальных классов коммуникативного навыка, является прочной основой для дальнейшей работы с сочинения всех видов. А наработанный с помощью этого метода словарь служит базой для общения с окружающими в повседневной жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как написать сочинение по картине? (Для начальной школы)

Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описания - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

Работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение . Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов: "Передо мной картина (художника) (название картины)."

В заключении сочинения написать ответ на вопрос: Понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление. Назовите автора картины и расскажите о художнике, об истории написания картины.

( Перед нами картина…)

Основная часть.

1.Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?

3. Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Зачем?

Заключение. Покажи своё отношение к картине: нравится ли она вам или нет?

Примечание. Помните, что писать надо только о том, что видите на картине, не добавляя от себя лишнего, чего в картине нет.

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

Словарь:

"художник изобразил. "

художник - живописец - мастер кисти - автор

"детали сюжета позволяют понять. "

картина - полотно - репродукция

"колорит картины. "

изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал

"краски создают ощущение. "

тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся. Картина может служить одним из эффективных средств развития речи, внимания и наблюдательности учащихся, активизирует и направляет мысль детей. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию воображения и эстетического вкуса. Рассматривание картин, беседа по их содержанию способствуют развитию у учащихся глубокого восприятия произведений искусства. Дети не только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б. М. Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая произведение, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально переживая его.

На уроке русского языка при написании сочинения-описания художественного произведения можно использовать не только учебные картины, а также репродукции художественных произведений и презентации, разработанные по теме. Для более детального рассмотрения картины отдельные ее участки можно увеличить. Это позволит конкретно рассмотреть образ героя, его выражение лица или даже какой инструмент художник использовал – кисть или мастихин. На уроке важным моментом является знакомство детей с профессиональными инструментами художника. Так, мы можем показать кисти и мастихины, палитры, краски, которыми пользуются профессиональные художники. Отдельное внимание уделяется личности художника его биографии и творческой деятельности.

Последовательность анализа картины может быть разной и зависит от возраста учащихся, уровня развития у них художественного восприятия, от особенностей самой картины и от поставленных целей. На первых этапах анализа картины иногда используют следующую последовательность: первый план (то, что расположено на картине ближе к зрителю), композиционный центр картины, второй план (то, что расположено далеко от зрителя). Второй вариант требует определённых знаний от учащихся: жанр картины, ее предметное содержание (кто или что изображено на первом и на втором плане), настроение, которое хотел передать художник, изобразительно-выразительные средства, которые он использовал для передачи образа (свет, цвет, композиция и др.). Как правило, чаще всего используется второй вариант, наиболее полно раскрывающий анализ картины.

Рассматривая произведения художников, следует обращать внимание детей на реалистическое изображение природы, учитель помогает почувствовать и понять красоту русской природы, безгранично любить ее. Учитывая возрастные особенности младших школьников, при описании картины, педагог должен дать общую характеристику, доступно рассказать о ее содержании и выразительных средствах, которые использовал художник. Отдельное внимание мы уделяем цвету в живописи, ведь через цвет можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, которое отражает материальные свойства предметов, передающее многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Каждый художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое страдание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные. В картинах с радостным, оптимистическим настроением художник выбирает яркие, сочные цвета. В процессе описания картины развивается умение видеть гармоничные цветовые сочетания, колорит, красоту ярких и нежно-блеклых цветов.

При подготовке к уроку учителю следует составить план работы, подготовить зрительный ряд.

Примерный план работы над сочинением:

1. Рассказ о художнике и истории создания картины, технологические особенности, которые использовал художник при написании картины.

2. Беседа по картине.

3. Словарная работа по теме урока, знакомство с новыми искусствоведческими терминами.

4.Составление плана сочинения.

5. Составление устного коллективного высказывания по картине.

6. Самостоятельное написание сочинения.

7. Анализ творческих работ школьников.

Одним из самых сложных этапов урока – беседа по картине. Учителю необходимо создать особую атмосферу, благодаря которой дети смогут погрузится в мир художника и прочувствовать картину.

Для анализа картины, рекомендовано использовать следующие упражнения, которые определенным образом влияют на развитие речи и формирование коммуникативно-речевых умений у детей младшего школьного возраста:

- рассматривание картины под музыкальное сопровождение;

- работа с карточками, обозначающих черты характера (для характеристики героев картины).

- Что изображено на картине? Выделение главных героев.

- Кто из богатырей привлекает ваше внимание больше всего? Как вы считаете, кто из богатырей Илья Муромец? Добрыня Никитич? Алеша Попович? (См. Рис.1)


Рис. 1

- Давайте обратимся к былинам. После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей. Пробуем коллективно описать внешний вид богатырей, одежду, вооружение, отдельное внимание уделяется выражению лиц каждого героя. Например, выражение лица Ильи Муромца спокойное и в тоже время взгляд его мужественный, он внимательно всматривается в даль. Не уйдет враг от пристального взгляда богатыря. (См. Рис.2)


Рис. 2

Отдельное внимание следует уделить композиционному решению картины.

- Как изображены богатыри? Богатыри стоят в центре композиции и изображены крупным планом, плечом к плечу – они едины. Художник изображает богатырей так, что зритель смотрит будто снизу вверх на них, подчеркивая тем самым силу, мощь главных героев. (См. Рис. 3)


Рис. 3

- Что изображено на втором плане картины? За богатырями просторы родной земли, степь широкая, что конца и края ей нет. (См. Рис. 3)

- Какие краски использовал художник, чтобы передать второй план? Художник использовал темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые цвета. (См. Рис. 3)

- Какие чувства и эмоции вызывают у вас эти цвета? Чувство тревоги, настороженности, беспокойства – нет ли врага поблизости.

- Как вы думаете, что хотел сказать художник, написав это художественное полотно? Васнецов прославляет защитников Родины. Художник напоминает нам о том, что нужно знать историю своей страны, гордится предками, любить землю, где родились.

Учитель подводит итоги по беседе.

- Итак, богатыри предстают перед нами яркими, сильными защитниками Родины, за ними как за каменной стеной. Несмотря на то, что богатыри былинные персонажи, зритель воспринимает их как живых людей. Композиционным решением художник передает силу и мощь богатырей. Цвет в картине играет важную роль, художник использует цветовые решения, которые помогают почувствовать настроение художника его замысел. Так, мы чувствует некоторое напряжение, настороженность глядя на полотно, тем самым Васнецов передает нам, о том, что враг не дремлет, он может напасть в любой момент, но есть защитники Родины, которые всегда стоят на страже. Картина заставляет переживать нас самое хорошее чувство – чувство гордости за свою страну, за предков, любовь к родной природе.

Сочинение младшего школьника должно содержать три основных части: вступление, основную часть и заключение. Вступление, как правило, содержит одно-два предложения и начинается со слов: "Передо мной картина (художника) (название картины.)". Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Поскольку у учащихся данного возраста недостаточно сформированы не только коммуникативно-речевые, но и каллиграфические и орфографические умения, то необходима индивидуальная помощь учителя тем ученикам, которые испытывают затруднения. Особое внимание учитель обращает на соответствие содержания темы, структуру текста, на средства связи между предложениями, использование синонимов во избежание повторов.

Таким образом, сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Список использованной литературы

1. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2006. – (Библиотека учителя).


Сочинения по картине в начальной школе – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат школьников уже с первых шагов в искусстве глубоко воспринимать его произведения.

Сочинения по картинам отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения по картинам могут быть классифицированы по источнику материала, типу текста, степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов.

По источнику материала и типу текста могут быть выделены следующие виды сочинений:

- сочинение - повествование по сюжетной или пейзажной картине;

- сочинение - повествование по серии сюжетных рисунков;

- сочинение по рисункам, созданным учащимися и др.

При обучении учащихся написанию текста - рассуждения картина может быть использована как предмет для дискуссии или для того, чтобы поставить перед учащимися вопрос, требующий в качестве ответа рассуждения - объяснения.

Сочинения по картине по степени самостоятельности, по методике подготовки и проведения могут быть коллективными, групповыми, составленными в паре, индивидуальными. При общем содержании, которое определяется особенностями предлагаемого произведения изобразительного искусства, темы могут быть как едиными для всех учащихся данного класса, так и выбранными или составленными индивидуально.

Хочу более подробно остановиться на сочинениях по сюжетным и пейзажным картинам.

В методике обучения сочинению по сюжетным и пейзажным картинам можно выделить несколько основных этапов.

1 этап. Подготовка учителя к сочинению по картине.

- На этом этапе я определяю основные задачи урока, выделяю те коммуникативно - речевые умения, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.

- Выбираю картину в соответствии с задачами урока, типом текста будущего сочинения, возрастными особенностями и уровнем развития художественного восприятия моих учеников.

- Анализирую картину, определяю её предметное содержание, подтекст, основной замысел, средства художественной выразительности.

Анализируя картину, я обращаю внимание на формат картины, её содержание, композицию, цвет, свет, движение, основное настроение.

- Изучаю биографию и творчество художника, историю создания картины и её дальнейшую судьбу.

- Составляю плана урока, формулирую вопросы для беседы с учащимися, выявляю последовательность анализа картины, определяю языковые средства.

2 этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.

- Рассматривание детьми репродукции картины.

- Подготовительные упражнения на уроках русского языка. Такие упражнения я провожу за несколько дней до написания сочинения. Это могут быть диктанты, творческие изложения, сочинение по опорным словам, лексико - орфографические упражнения по заданной теме и др. На уроках литературного чтения проходим с детьми художественные произведения, близкие к картине по теме или основному настроению.

3 этап. Урок обучающего сочинения по картине.

- Определяю перед учащимися тему урока, ставлю задачи.

- Готовлю детей к восприятию картины. Знакомлю их с определённой эпохой, местом действия, историей создания картины, а также с биографией и творчеством художника.

- Дети молча рассматривают картину.

- Беседа по картине. Коллективный анализ картины под моим руководством.

- Выявление основных микротем.

- Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.

- Коллективное составление рассказа или устного описания.

- Совместное определение типа текста (описание, повествование, рассуждение), работа над языковыми средствами.

- Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистовом варианте.

- Самопроверка учащимися сочинения.

4 этап. Проверка сочинений, их анализ учителем.

- Анализирую и исправляю ошибки, допущенные учениками в речевом высказывании.

- Провожу урок работы над ошибками, где мы анализируем орфографические ошибки и редактируем предложения. Самые лучшие сочинения зачитываю вслух.

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Как научить ребенка писать сочинения?

1 . Во-первых , перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери - они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного "подтолкните" его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте "медвежьей услуги".

2 . Во-вторых , как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение - это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют "умные" фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.

3 . В-третьих , чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.

4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!

Как писать сочинение по картине?

Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:"Передо мной картина (художника) (название картины)."

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

Фразы-помощники: "художник изобразил. ", "краски создают ощущение. ",

"создается настроение. " и т.д.

Словарь: художник - живописец - мастер кисти - автор

картина - полотно - репродукция

изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал

тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:"Передо мной картина (художника) (название картины)."

Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.

Заключительная часть содержит в себе чувства, мысли автора сочинения и вывод.

И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.

Успехов вам в учебе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Как научить ребенка писать сочинения.

Как научить ребенка писать сочинения.


КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ

Ребенку очень полезно научиться выражать свои мысли как вслух, так и в письменной форме. Чтобы научить ребенка писать сочинения, нужно организовать ему систематическую работу, постоянно читать п.


Советы логопеда. Как научить ребёнка писать без ошибок?

Советы родителям - как помочь ребёнку писать без ошибок.

Консультация для родителей "Как научить ребёнка писать без ошибок?"

В статье содержатся рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку овладеть грамотным письмом.


Статья "Как научить ребёнка писать сочинение"

Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке есл.

Читайте также: