Сереньким мартовским утром 1787 года прибыл людвиг бетховен в вену егэ сочинение

Обновлено: 05.07.2024

(1)Было это в декабре 1944 года. (2)В воздухе уже веяло весной — благостной весной Победы.

(8)Но война еще шла. (9)Фронт жил своей огромной, бес­пощадной, несмолкаемой жизнью.

(10)В тот декабрьский вечер я подошел к небольшой сло­вацкой деревушке, в которой находились разведчики. (И)Разведчиков я разыскал быстро. (12)0ни собрались в блиндаже у радиоприемника.

(13)На мой приход они не обратили внимания — только кое-кто мельком оглянулся, кивнул и снова повернул голову к приемнику, из которого лилась музыка. (14)Возвышенная, чистая, полная мудрого спокойствия и мирной тишины.

(15)Адажио Девятой симфонии Бетховена.

(16)— Откуда передают? — спросил я.

(17)— Из Берлина, — отозвался от приемника Леша — радист.

(18)На нас прикрикнули:

(19)— Тише вы там… (20)Дайте послушать…

(21)Эти простые ребята, волею судеб живущие среди пу­шек, а не среди лир, не могли оторваться от бетховенской музыки. (22)Они слышали ее, наверное, впервые в жизни. (23)Но она наверняка западала им в душу на всю жизнь. (24)Великая музыка пела о счастье, когда вокруг беснова­лось горе. (25)Обращенная в грядущее, она, казалось, при­ближала его, стремясь неумолчным, широким и мощным потоком вперед, туда, где в туманной дали, разрывая суро­вую мглу горестей, уже все ярче вспыхивали зарницы гря­дущего счастья.

(26)Вдруг раздался взрыв. (27)Оглушительный и свире­пый, он ошеломил нас своей внезапностью и жестоким несо­ответствием доброй музыке, по-прежнему продолжавшей струиться из приемника.

(28)3а первым ударом последовал второй. (29)Еще более угрожающий.

(ЗО)Третий снаряд разорвался совсем рядом.

(31)Все, кто сидел или стоял, бросились на пол. (32)Музыка смолкла. (ЗЗ)Да если бы она и звучала, все рав­но ничего нельзя было расслышать: так сильны, близки и часты были разрывы.

(34)Время от времени обстрел стихал, чтобы через мину­ту вновь взбушеваться ужасающим грохотом.

(35)Сколько все это длилось, трудно сказать. (36)И лишь только жизнь вошла в свою колею, раздались голоса.

(37)— Давай радио… (38)Налаживай обратно музыку…

(39)Вскоре приемник заработал вновь. (40)И мы опять услышали Девятую симфонию. (41)Теперь уже финал ее.

(42)Ликуя и радуясь, хор торжественно призывал:

В поцелуе слейся, свет!

(44)И хотя почти никто не разбирал слов чужого, непо­нятного, а для некоторых, ослепленных войной, даже нена­вистного языка, смысл того, о чем пелось, для всех был ясен. (45)Его несла музыка — всесильная, ибо для звуков нет словесных препон и границ.

(46)Сквозь неумолимую чреду годов и десятилетий, сквозь надолбы и завалы ненависти, страха и унижения, че­рез траншеи и руины фронтов, сквозь колючую проволоку и рвы концлагерей, сквозь решетки зловонных гестаповских подвалов и камеры пыток, из самого логова фашистского зверя, уже близкого к издыханию, прорвалась эта прекрас­ная музыка.

(47)Могучий голос Бетховена, перекрывая зловещий рык войны, торопил победу света над тьмой, торжество человеч­ности, свободы, радости и счастья.

(48)В недобрую пору разгула смерти и разрушения бет­ховенская музыка звала к миру и братству.

(По Б. Кремневу)

А. «Воздействие бетховенской музыки на человека пере­дано (предложение 23). И это не удивительно: (предложение 24) помогает понять, что ждали от мирной жизни изму­ченные войной люди.

1) разговорные и просторечные слова

3) однородные члены предложения

6) сравнительный оборот

7) контекстные синонимы

8) развернутая метафора

9) риторическое обращение

2) синтаксический параллелизм

6) вводные конструкции

8) восклицательные предложения

Этой же цели подчинено и

6) сравнительный оборот

8) контекстные антонимы

9) вводные конструкции

Г. «Такое синтаксическое средство, как

Стремление к миру не могла убить даже реальная опасность: в предложении 33 по­могает воссоздать картину происходящего, а

3) обособленные члены

4) разговорная лексика

5) ряд однородных членов

6) риторическое обращение

7) торжественная лёксика

(1)Сереньким мартовским утром 1787 года прибыл Люд­виг Бетховен в Вену, чтобы попросить великого Моцарта стать учителем и наставником.

(2)Вена встретила Бетховена неприветливо. (З)Одинокий и неприкаянный бродил юноша по чужому городу, затерянный в каменной чащобе улиц и переулков, среди безучастных лю­дей. (4)Наконец он дождался того часа, когда, как ему каза­лось, удобно явиться домой к незнакомому человеку.

(5)Он поднимался по лестнице и чувствовал, как все в нем ходит ходуном. (б)Колотилось сердце, стучало в висках, мелкой дрожью тряслись колени. (7)И чем больше он ста­рался унять эту дрожь, тем она становилась сильнее.

(8)Служанка привела его в большую комнату и вышла. (9)В комнате стояли клавир и бильярдный стол. (10)На зе­леном сукне желтели шары.

(И)Бетховен как вошел, так и продолжал стоять посреди комнаты, охваченный оторопью. (12)И чем настойчивее он пытался прогнать ее, тем сильнее она овладевала им.

(13)Неловкий, вконец оробевший и растерянный, он не смог себя заставить пожать тонкую и изящную руку, протя­нутую ему маленьким, юрким человеком, внезапно появив­шимся в комнате.

(14)Моцарт недоуменно повел плечами и улыбнулся.

(15)0ни стояли и молча смотрели друг на друга, разные, непохожие. (16)Тонкое, нежного и мягкого рисунка лицо Моцарта контрастировало с резкими чертами лица Бетхове­на — квадратной нижней челюстью, тяжелым подбородком, взбугрившимися скулами с беспокойно ворочающимися желваками. (17)Один — открытый, непринужденно привет­ливый и чуть ироничный; другой — сумрачный, скованный, гневный и жалкий.

(18)Моцарт все так же молча указал рукой на клавир.

(19)Бетховен сел и заиграл. (20)Сколько он играл, он не помнил. (21)Вероятно, долго. (22)Борьба с волнением, ско­вавшим его, поглотила все душевные силы, и их не осталось на музыку. (23)Пальцы бегали по клавишам, душа же оста­валась неподвижной.

(24)Его остановил стук. (25)Стукнули, столкнувшись, два бильярдных шара. (26)Он поднял глаза. (27)Моцарт стоял с кием в руке и улыбался. (28)На этот раз виновато.

(29)Бетховен вскочил, захлопнул крышку инструмента и двинулся было к двери, но остановился. (ЗО)Уйти ни с чем… ничего не добившись… после того, как предпринято все это путешествие… деньги на дорогу добыты с таким трудом…

(31)Он принудил себя сесть и, не глядя на Моцарта, попро­сил тему для импровизации. (32)Моцарт подскочил к клавиру, открыл его и одним пальцем простучал несколько нот.

(ЗЗ)Растерянно и смятенно прозвучали они под руками Бетховена. (34)Грозные аккорды неотвратимо теснили не­сколько хрупких нот, придавливали их всею своею тяже­стью… (35)И тогда, когда они, казалось, уже были сломлены, расплющены, окончательно повержены ниц, вдруг дерзко взметнулся неукротимый, как вырвавшееся на свободу пла­мя, пассаж. (36)Он рассыпался в вышине мириадом искр — звонких трелей. (37)И в их сияющем венчике встала тема — радостная, ликующая, счастливая. (38)Свет пронзил тьму.

(39)В яростном единоборстве сшиблись непримиримые антиподы — тьма и свет, свет и тьма. (40)Их борьба ширит­ся, сокрушает все мироздание. (41)Еще немного — и не ос­танется ни победителей, ни побежденных — мир будет ввергнут в хаос…

(42)3вучат аккорды… (43)Один, другой, третий… (44)Пронзительные, режущие ухо, они подобны воплям ужаса… (45)И наступает тишина… долгая, бесконечная…

(46)А потом из тишины возникает все та же тема. (47)Жизнь неукротимо стремится дальше, вперед. (48)На фоне бурного и светлого, как журчанье весенних потоков, аккомпанемента вольно плывет знакомая мелодия, соткан­ная из света и тепла, она несет с собой ничем не омрачен­ную радость и счастье.

(49)Окончив импровизировать, Бетховен еще с минуту сидел за инструментом, низко опустив голову. (50)Когда он встал со стула, Моцарта в комнате не было. (51)Не подни­мая головы, Бетховен понуро двинулся к выходу. (52)Уже стоя в дверях, он обернулся, привлеченный шумом, раздав­шимся за его спиной.

(53)В комнату поспешно вошел Моцарт. (54)Когда Бетхо­вен кончил играть, он неслышно выскользнул из комнаты, а сейчас вернулся, ведя за собой нескольких друзей.

(55)— Обратите внимание на этого паренька, — торопли­во проговорил Моцарт, указывая пальцем на Бетховена. (56)— Со временем о нем заговорит весь мир!

(По Б. Кремневу)

А. «Рассказывая о том, как Бетховен входил в большое искусство, автор использует такие тропы, как (предложение 2) и(предложе­ние 3).

8) вопросительные предложения

9) восклицательные предложения

1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)

2) разговорные и просторечные слова

3) однородные члены предложения

4) лексический(-ие) повтор(-ы)

6) восклицательное(-ые) предложение(-я)

9) неполное(-ые) предложение(-я)

В. «Трепетное отношение Бетховена к Моцарту передано автором в предложении 1 с помощью и

_______________ (предложение 7).

1) несобственно-прямая речь

2) вопросно-ответная форма изложения

4) сравнительный оборот

6) контекстные антонимы

7) просторечная лексика

Г. «Писатель, стремясь достоверно передать талантливую игру Бетховена, использует такое лексическое средство, как (предложение 34), а в предложении 35 помогает представить свободное, яркое и сильное исполнение му­зыкантом темы, предложенной для импровизации.

1) синтаксический параллелизм

3) обособленные определения

4) вопросительные предложения

6) риторическое восклицание

7) сравнительный оборот

(1)Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело от­чаяние, тупое и безысходное. (2)Никого, кроме старика слу­ги, трижды в день подававшего еду и наспех прибиравшего комнаты, он не видел, да и старался не видеть.

(3)Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своею бедой. И лишь поздним вечером, когда яр­кая россыпь звезд высвечивала небесную тьму, крадучись, покидал дом, чтобы уйти в поля, где не наткнешься на че­ловека.

(4)Но как ни тяжело ему было теперь, он чувствовал себя все же лучше, чем несколько лет назад. (5)Тогда он еще не до конца понимал, что сулит ему свист и гул в левом ухе. (6)Но его уже точила тревога, острая и неотвязная. (7)0на будила среди ночи и заставляла со страхом прислушиваться. (8)И если кругом была тишина, он засыпал, спокойно и умиротворенно. (9)В ту пору он еще верил, что все пройдет само собой, так же неожиданно, как пришло.

(Ю)Если же, проснувшись, он слышал гул — а чем дальше, тем гул становился сильнее, — его охватывал ужас. (11)Он вскакивал с постели, выбегал на улицу, спешил за город, наивно надеясь, что вдали от городского шума изба­вится от зловещего свиста и гула в ушах.

(12)Но тишина полей и лугов не приносила покоя. (13)Он слышал не ее, а шум, не прекращающийся ни на минуту, то нарастающий, то спадающий, будто грозный голос морского прибоя.

(14)Когда ему, наконец, стало ясно, что его ждет, он дол­го не решался пойти к врачу. (15)Страшился услышать от врача то, что уже знал, — болезнь неизлечима и угрожает полной потерей слуха.

(16)Врачи окончательно повергли его в смятение. (17)0ни успокаивающе улыбались и трусливо отводили в сторону глаза. (18)0ни бодрым голосом обещали улучше­ние, а когда взамен наступало ухудшение, так же бодро заявляли, что это вполне нормально, что все идет согласно правилам науки. (19)0ни лечили каждый по-своему и про­тивореча один другому. (20)Если один прописывал холод­ные ванны, другой назначал теплые; если один велел зака­пывать в уши миндальное масло, другой отменял его и советовал пить специальный настой. (21)И все же он про­должал ходить по врачам. (22)К мукам обреченного, счи­тающего гибель неотвратимой, — а он тогда думал, что глухота для музыканта то же самое, что смерть, — приба­вился невыносимо мучительный страх, что люди проведают о постигшей его беде.

(23)Поэтому, не расслышав собеседника, он притворялся рассеянным, прикидывался, что весь ушел в свои мысли. (24)А потом, словно очнувшись от забытья, просил повто­рить все, что было сказано раньше. (25)От постоянного на­пряжения, от непрестанной боязни выдать себя у него поя­вились головные боли. (26)Пребывание на людях стало невыносимым. (27)И чем дальше, тем больше возрастали страдания, и физические и нравственные.

(28)Он с жадностью ловил каждый слух о чудесном ис­целении глухого. (29)Чем вздорнее была побасенка, тем на­ивнее он верил в нее. (ЗО)Верил и надеялся. (31)И тем горше было крушение надежд.

(32)Слух все слабел и слабел. (ЗЗ)Городок Хейлигенштадт, куда его направил толковый и опытный врач, принес какое — то облегчение. (34)Хотя полгода, проведенные здесь, в добро­вольном изгнании и заточении, были, пожалуй, самыми тя­желыми в его жизни. (35)Без друзей, в полном одиночестве, целиком отданный на произвол болезни и мрачных дум, он временами доводил себя до полного исступления. (36)То — гда самоубийство казалось ему единственным исходом.

(37)Избавление пришло неожиданно. (38)Он нашел его в том, ради чего жил и без чего не хотел жить, — в музыке. (39)Она и в беде не покинула его. (40)Глохнущий, он про­должал ее слышать. (41)И не хуже, чем тогда, когда был здоров.

(45)Бессердечной природе по какой-то дьявольской при­хоти судьбы удалось сломить его тело. (46)Но ей не удалось сломить его гордый дух.

(47)Бетховен вступил в схватку с судьбой. (48)Из музыки, сочиненной им в эту жестокую пору, встает иной Бетховен, не тот, что затравленным зверем метался по низким комнатенкам хейлигенштадтского острога. (49)Не подавленный, доведенный до отчаяния, а бодрый и спокойный, уверенный в своих силах. (50)Не жалкий страдалец, растоптанный бедой и захлестнутый горькой волной безысходности, а мужественный борец, непо­бедимый гуманист, щедро одаривающий людей радостью.

(51)Именно здесь, в Хейлигенштадте, в разгар ужасаю­щей духовной драмы, родилась Вторая симфония — одно из самых радостных и светлых творений бетховенского гения. (52)В ней нет ни одной мрачной нотки, ни единого намека на боль и страдание. (53)Человек, погруженный в пучину несчастья, создал вдохновенную песнь о счастье.

(54)Это был подвиг беспримерной силы и мужества.

(По Б. Кремневу)

1) сравнительный оборот

3) вводные слова

4) лексический повтор

6) восклицательное предложение

7) синтаксический параллелизм

8) контекстные антонимы

Б. «Рассказывая о беде, обрушившейся на Бетховена, ав­тор использует такое синтаксическое средство, как (предложение 11). С помощью (предложение 23) писатель создаёт представление об одном из способов, помогающих композитору скрыть свою глухоту.

Стремясь рассказать об уникальных способностях ве­ликого музыканта, Б. Кремнев использует

1) однородные члены предложения

8) риторическое восклицание

5) риторическое восклицание

6) сравнительный оборот

9) лексический повтор

Г. «Изображая несгибаемую волю Бетховена, автор ис­пользует такие лексические средства выразительности, как (предложение 47) и _____ (предложение 49).

Этой же цели служит и __________________________

2) вопросно-ответная форма изложения

3) контекстные антонимы

4) сравнительный оборот

5) вводная конструкция

6) эпитеты 7)гипербола 8) риторическое обращение 9) несобственно-прямая речь

В данном тексте Б. Г. Кремнев, известный автор многих документальных книг о великих людях, ставит проблему веры человека в себя и свои силы.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, автор рассказывает о встрече Людвига Бетховена и Моцарта в Вене. Бетховен хотел попросить великого музыканта стать его наставником.

Но юноша, когда пришёл домой к Моцарту, сильно волновался. Дрожь нельзя было остановить, оторопь овладела Бетховеном. Чувство растерянности сковало его так, что он даже не смог заставить себя пожать руку Моцарту, когда тот появился. Юноша сел за клавир и начал играть, но борьба с волнением отняла у Бетховена все душевные силы — музыка играла, но она исходила не из души. Действительно, читаешь это и понимаешь, что неуверенность человека в себе и своих силах и чрезмерное волнение опустошают его.

Далее Борис Григорьевич отмечает, что Бетховен хотел было уйти, но тогда все его старания были бы напрасными, поэтому он решил остаться и заставил себя сесть за клавир и начать играть. Именно импровизация позволила юному музыканту передать все яркие эмоции, чувства и переживания. С её помощью Бетховен смог отразить в музыке борьбу тьмы и света, торжество жизни, радости и счастья. Моцарт привёл друзей в комнату и сказал, что перед ними стоит будущий известный музыкант. В самом деле, если человек поверит в собственные силы и будет идти к поставленным целям до конца, он обязательно добьётся успеха.

Эти два примера, дополняя друг друга, убеждают любого читателя в том, что неуверенность в себе и своих силах только мешает человеку выполнять поставленные перед самим собой задачи.

Позиция автора такова: чтобы осуществить мечты и достигнуть целей, нужно обрести веру в себя и свои силы.

Не могу не согласиться с Борисом Григорьевичем. Действительно, если человек будет сомневаться в себе и своих поступках, то он не сможет решительно действовать, из-за чего упустит множество уникальных возможностей. После прочтения текста я вспомнил ситуацию, которая произошла со мной. Перед экзаменом я целый день сидел дома, повторял записи в тетради, изучал параграфы учебников и учил схемы. Я очень сильно боялся, что не сдам экзамен. Отчаяние охватило меня, и я уже не понимал, что учу. Но в день экзамена я собрался с мыслями, успокоился и написал работу. Когда пришли результаты, я был изумлён: процент выполнения моей работы был одним из самых высоких. Вера в собственные силы помогла мне так хорошо сдать экзамен.

Таким образом, мой читательский и жизненный опыт убеждает меня в том, что вера человека в себя и свои силы позволяет ему добиться высоких результатов во всех начинаниях.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сочинение рассуждение по тексту.

(1)Сереньким мартовским утром 1787 года прибыл Людвиг Бетховен в Вену, чтобы попросить великого Моцарта стать учителем и наставником.
(2)Вена встретила Бетховена неприветливо. (З)Одинокий и неприкаянный бродил юноша по чужому городу среди безучастных людей. (4)Наконец он дождался того часа, когда, как ему казалось, удобно явиться домой к незнакомому человеку.
(5)0н поднимался по лестнице и чувствовал, как всё в нём ходит ходуном. (б)Колотилось сердце, стучало в висках, мелкой дрожью тряслись колени. (7)И чем больше он старался унять эту дрожь, тем она становилась сильнее.
(8)Служанка привела его в большую комнату и вышла. (9)В комнате стояли клавир и бильярдный стол. (10)На зелёном сукне желтели шары.
(И)Бетховен как вошёл, так и продолжал стоять посреди комнаты, охваченный оторопью. (12)И чем настойчивее он пытался прогнать её, тем сильнее она овладевала им.
(13)Неловкий, вконец оробевший и растерянный, он не смог себя заставить пожать тонкую и изящную руку, протянутую ему маленьким, юрким человеком, внезапно появившимся в комнате.
(14)Моцарт недоумённо повёл плечами и улыбнулся.
(15)Они стояли и молча смотрели друг на друга, разные, непохожие. (16)Тонкое, нежного и мягкого рисунка лицо Моцарта контрастировало с резкими чертами лица Бетховена — квадратной нижней челюстью, тяжёлым подбородком, взбугрившимися скулами с беспокойно ворочающимися желваками. (17)Один — открытый, непринуждённо приветливый и чуть ироничный; другой — сумрачный, скованный, гневный и жалкий.
(18)Моцарт всё так же молча указал рукой на клавир.
(19)Бетховен сел и заиграл. (20)Сколько он играл, он не помнил. (21)Вероятно, долго. (22)Борьба с волнением, сковавшим его, поглотила все душевные силы, и их не осталось на музыку. (23)Пальцы бегали по клавишам, душа же оставалась неподвижной.
(24)Его остановил стук. (25)Стукнули, столкнувшись, два бильярдных шара. (26)Он поднял глаза. (27)Моцарт стоял с кием в руке и улыбался. (28)На этот раз виновато.
(29)Бетховен вскочил, захлопнул крышку инструмента и двинулся было к двери, но остановился. (ЗО)Уйти ни с чем. ничего не добившись. после того, как предпринято всё это путешествие. деньги на дорогу добыты с таким трудом.
(31)Он принудил себя сесть и, не глядя на Моцарта, попросил тему для импровизации. (32)Моцарт подскочил к клавиру, открыл его и одним пальцем простучал несколько нот.
(ЗЗ)Растерянно и смятенно прозвучали они под руками Бетховена. (34)Грозные аккорды неотвратимо теснили несколько хрупких нот, придавливали их всею своею тяжестью. (35)И тогда, когда они, казалось, уже были сломлены, расплющены, окончательно повержены ниц, вдруг дерзко взметнулся неукротимый, как вырвавшееся на свободу пламя, пассаж. (36)Он рассыпался в вышине мириадами искр — звонких трелей. (37)И в их сияющем венчике встала тема — радостная, ликующая, счастливая. (38)Свет пронзил тьму.
(39)В яростном единоборстве сшиблись непримиримые антиподы — тьма и свет, свет и тьма. (40)Их борьба ширится, сокрушает всё мироздание. (41)Ещё немного — и не останется ни победителей, ни побеждённых — мир будет ввергнут в хаос.
(42)3вучат аккорды. (43)Один, другой, третий. (44)Прон-зительные, режущие ухо, они подобны воплям ужаса. (45)И наступает тишина. долгая, бесконечная. (46)А потом из тишины возникает всё та же тема. (47)Жизнь неукротимо стремится дальше, вперёд. (48)На фоне бурного и светлого, как журчанье весенних потоков, аккомпанемента вольно плывёт знакомая мелодия, сотканная из света и тепла, она несёт с собой ничем не омрачённую радость и счастье. 196
(49)Окончив импровизировать, Бетховен ещё с минуту сидел за инструментом, низко опустив голову. (50)Когда он встал со стула, Моцарта в комнате не было. (51)Не поднимая головы, Бетховен понуро двинулся к выходу. (52)Уже стоя в дверях, он обернулся, привлечённый шумом, раздавшимся за его спиной.
(53)В комнату поспешно вошёл Моцарт. (54)Когда Бетховен кончил играть, он неслышно выскользнул из комнаты, а сейчас вернулся, ведя за собой нескольких друзей.
(55)— Обратите внимание на этого паренька, — торопливо проговорил Моцарт, указывая пальцем на Бетховена. (56)— Со временем о нём заговорит весь мир!
(По Б. Кремневу)


Вариант 4
Талант — это особый, редкий дар, данный человеку свыше. И если у человека он есть, то рано или поздно обязательно проявится.
В рассказе Б. Кремнева Бетховен показан не известным композитором, а начинающим молодым пианистом, пришедшим на прослушивание к великому Моцарту. Волнение, растерянность и робость отняли все душевные силы, поэтому игра на клавире, он сам это понимал, была механической (предл. 22, 23). А вот тема, предложенная для импровизации, будто пробудила все чувства. Вопли ужаса и тишина, радость и счастье, свет и тепло — всё это зазвучало, забурлило, сложилось в звучащей музыке (предл. 42-48).
Талант будущего великого композитора неудержимо рвался наружу, и это не мог не увидеть Моцарт (предл. 55, 56).
Примером великого таланта, который не мог не реализоваться, может служит полководческий дар А. Суворова. Пройдя непростой путь от рядового до генералиссимуса, он вписал своё имя в героическую историю России.
По-моему, истинный талант человека, как родник, непременно найдёт выход, и его всегда заметят окружающие.


Вариант 5
Талант — это выдающиеся способности в какой-то определённой области. И человек, которому дан этот дар, обязательно будет преодолевать все преграды, чтобы показать его миру.
Молодой Бетховен, желая иметь наставником Моцарта, испытал немало трудностей: едва добыл деньги на длительное путешествие, прибыл в чужой город и, справившись с робостью и волнением, предстал перед великим мастером (предл. 5-7).
Пережитое дало о себе знать — Бетховен сначала не сумел показать всё, на что способен. Но он не сдался, а попросил позволения сымпровизировать (предл. 30, 31). И именно импровизация показала, насколько талантлив юноша. Восхищённый Моцарт привёл друзей, чтобы показать им будущего гения (предл. 54-56).
Как видим, трудолюбие и упорство помогают раскрыться таланту.


Вариант 6
Талант — это природная одарённость человека, редкая способность к чему-либо. Талантливые люди всегда целеустремлённы.
Таким мы видим Бетховена в тексте Б. Кремнева. Юный музыкант поставил своей целью стать учеником Моцарта. Он не сдался даже тогда, когда понял, что игра не впечатлила знаменитого композитора (предл. 5-7, 11, 12, 30). Импровизация Бетховена показала, насколько он талантлив. Пламя, искры, тьма, свет — всё это зримо предстало в его игре (предл. 34-39) и покорило Моцарта (предл. 54-56).
Талантливые люди, показывая примеры целеустремлённого труда, украшают историю человечества.

img

(1)Сереньким мартовским утром 1787 года прибыл Людвиг Бетховен в Вену, чтобы попросить великого Моцарта стать учителем и наставником.

(2)Вена встретила Бетховена неприветливо. (З)Одинокий и неприкаянный бродил юноша по чужому городу среди безучастных людей. (4)Наконец он дождался того часа, когда, как ему казалось, удобно явиться домой к незнакомому человеку.

(5)Он поднимался по лестнице и чувствовал, как все в нем ходит ходуном. (6)Колотилось сердце, стучало в висках, мелкой дрожью тряслись колени. (7)И чем больше он старался унять эту дрожь, тем она становилась сильнее.

(8)Служанка привела его в большую комнату и вышла. (9)В комнате стояли клавир и бильярдный стол. (10)На зеленом сукне желтели шары.

(11)Бетховен как вошел, так и продолжал стоять посреди комнаты, охваченный оторопью. (12)И чем настойчивее он пытался прогнать ее, тем сильнее она овладевала им.

(13)Неловкий, вконец оробевший и растерянный, он не смог себя заставить пожать тонкую и изящную руку, протянутую ему маленьким, юрким человеком, внезапно появившимся в комнате.

(14)Моцарт недоуменно повел плечами и улыбнулся.

(15)Они стояли и молча смотрели друг на друга, разные, непохожие. (16)Тонкое, нежного и мягкого рисунка лицо Моцарта контрастировало с резкими чертами лица Бетховена — квадратной нижней челюстью, тяжелым подбородком, взбугрившимися скулами с беспокойно ворочающимися желваками. (17)Один — открытый, непринужденно приветливый и чуть ироничный; другой — сумрачный, скованный, гневный и жалкий.

(18)Моцарт все так же молча указал рукой на клавир.

(19)Бетховен сел и заиграл. (20)Сколько он играл, он не помнил. (21)Вероятно, долго. (22)Борьба с волнением, сковавшим его, поглотила все душевные силы, и их не осталось на музыку. (23)Пальцы бегали по клавишам, душа же оставалась неподвижной.

(24)Его остановил стук. (25)Стукнули, столкнувшись, два бильярдных шара. (26)Он поднял глаза. (27)Моцарт стоял с кием в руке и улыбался. (28)На этот раз виновато.

(29)Бетховен вскочил, захлопнул крышку инструмента и двинулся было к двери, но остановился. (30)Уйти ни с чем. ничего не добившись. после того, как предпринято все это путешествие. деньги на дорогу добыты с таким трудом.

(31)Он принудил себя сесть и, не глядя на Моцарта, попросил тему для импровизации.

(32)Моцарт подскочил к клавиру, открыл его и одним пальцем простучал несколько нот.

(33)Растерянно и смятенно прозвучали ноты под руками Бетховена. (34)Грозные аккорды неотвратимо теснили несколько хрупких нот, придавливали их всею своею тяжестью. (35)И тогда, когда они, казалось, уже были сломлены, расплющены, окончательно повержены ниц, вдруг дерзко взметнулся неукротимый, как вырвавшееся на свободу пламя, пассаж. (36)Он рассыпался в вышине мириадом искр — звонких трелей. (37)И в их сияющем венчике встала тема — радостная, ликующая, счастливая. (38)Свет пронзил тьму.

(39)В яростном единоборстве сшиблись непримиримые антиподы — тьма и свет, свет и тьма. (40)Их борьба ширится, сокрушает все мироздание. (41)Еще немного — и не останется ни победителей, ни побежденных — мир будет ввергнут в хаос.

(42)3вучат аккорды. (43)Один, другой, третий. (44)Пронзительные, режущие ухо, они подобны воплям ужаса. (45)И наступает тишина. долгая, бесконечная. (46)А потом из тишины возникает все та же тема. (47)Жизнь неукротимо стремится дальше, вперед. (48)На фоне бурного и светлого, как журчанье весенних потоков, аккомпанемента вольно плывет знакомая мелодия, сотканная из света и тепла, она несет с собой ничем не омраченную радость и счастье.

(49)Окончив импровизировать, Бетховен еще с минуту сидел за инструментом, низко опустив голову. (50)Когда он встал со стула, Моцарта в комнате не было. (51)Не поднимая головы, Бетховен понуро двинулся к выходу. (52)Уже стоя в дверях, он обернулся, привлеченный шумом, раздавшимся за его спиной.

(53)В комнату поспешно вошел Моцарт. (54)Когда Бетховен кончил играть, он неслышно выскользнул из комнаты, а сейчас вернулся, ведя за собой нескольких друзей.

(55)— Обратите внимание на этого паренька, — торопливо проговорил Моцарт, указывая пальцем на Бетховена. (56)— Со временем о нем заговорит весь мир!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)Характер известного полководца Суворова можно было бы определить как единство в много­голосии. (2)Будучи от рождения слабым здоровьем, невысоким и тщедушным, он, , не без влияния биографии Цезаря долгие годы приучал и своё тело, и свой характер к перенесению тягот военной жизни, а потому в дальнейшем никогда не носил тёплой одежды и любые морозы переносил в мундире. (3)В этом скрывался глубокий смысл, означавший для Суворова сознательное и непрерывное преодоление самого себя, воспитание не только силы, но и воли.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Систематическая сознательная работа над собой, над своей волей помогла Суворову выработать цельный характер, благодаря которому он мог преодолевать любые тяго­ты военной жизни.

2) Суворова впечатлила биография Цезаря, и он с детства воспитывал в себе силу воли, преодолевая собственные недуги и физическую слабость.

3) Для хилого и слабого Суворова преодоление своего физического нездоровья и тще­душности стало испытанием на проверку его характера.

4) Упорная работа не только над собственным слабым физическим развитием, но и над силой воли помогли Суворову сформировать характер, который позволил ему впо­следствии стать известным полководцем.

5) Поскольку Суворов, известный полководец, был с детства хилым и больным, то он с удовольствием читал биографию Цезаря.

Ответ:_____________________.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том, что / Возможно, / Во избежание этого / Если же / Зато

Ответ:_____________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении тек­ста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. Землетрясение силой в шесть баллов.

2. Способность живых существ напряжением мышц производить физические дейст­вия, движения вообще — физическая или моральная возможность активно дей­ствовать. Большая с. в руках. Толкнуть с с. Нет больше с. Действовать убежде­нием, а не с.

3. Материальное или духовное начало как источник энергии, деятельности. С. природы. Творческие с. народа.

4. Способность проявления какой-нибудь деятельности, состояния, отличающаяся оп­ределенной степенью напряженности, устремленности. С. воображения.

5. Могущество, влияние, власть. Могучая с. слова. С. убеждения. Непобедимая с. на­рода.

Ответ:_____________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый / досУха / жалюзИ / корЫсть / закУпорив

Ответ:_____________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

КРАСЯЩИМИ пигментами для бетона могут служить окись хрома или сурик.

Порой даже малейшее переохлаждение существенно снижает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ человеческого организма.

У Анны были прекрасные СЦЕНИЧНЫЕ данные: музыкальность, пластичность, трудо­любие.

ЦЕЛОСТНАЯ картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре.

Ответ:_____________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

их АДРЕСЫ / сладких ГРАНАТОВ / ЗУБЬЯ пилы / ПЯТЕРО волчат / жизнь МОНГОЛОВ

Ответ:_____________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматически­ми ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное построение пред­ложения с деепричастным обо­ротом

1) А.П. Чехов утверждал, что первое знакомство с Московским университетом произвело на меня неприятное впечатление.

Б) нарушение связи между подле­жащим и сказуемым

2) По окончании университета Чехов работает врачом в Воскресенске, Звенигороде; там он не только лечит больных, но и ездит на вскрытия, выступает экспертом в суде.

B) ошибка в построении предложе­ния с однородными членами

Г) нарушение в построении пред­ложения с несогласованным приложением

Д) неправильное построение пред­ложения с косвенной речью

6) Антон Чехов не только любил медицину, а также благоговел перед профессорами, сре­ди которых были такие ученые, как За­харьин, Склифосовский.

7)С именем Чехова связано новаторство Мос­ковского Художественного театра.

9) Успешно выдержав выпускные государст­венные экзамены в университете, страх Че­хова перед ними прошёл.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Вы­пишите это слово, вставив пропущенную букву.

м..ридиан / агр..ссивный / выд..рнуть / настр..чить / пост..мент

Ответ:_____________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пред..явить, с..ёмка / пр..видение, пр..грешение / о..резать, на..писать / з..колотил, под..брал

Ответ:_____________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выкармл..ивать / надоедл..вый / доверч..вый / жемчуж..на / выхухол..вый

Ответ:_____________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

подкле..шь / спряч..шься / непроверя..мый / обознач..нный / волну..мый

Ответ:_____________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение и впрямь быстро превратилось в чёткий план. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)широкой, но быстрой реки, образовав глу­бокий затон.

До ближайшей деревни путь отнюдь (НЕ)БЛИЗКИЙ.

Турок уставился в землю, (НЕ)ОБРАЛТАЯ внимания на входящих часовых.

В 1839 году отцу Лескова, (НЕ)ПОЛАДИВШЕМУ с губернатором, пришлось выйти в отставку.

Ответ:_____________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ТОГО села до города (НА)ПРЯМУЮ сто километров.

(ЗА)ЧЕМ спрашивать, если (И)ТАК всё ясно?

(ВО)КРУГ цвели (И)ТАК благоухали ландыши, что не хотелось уходить из леса.

Я буду молиться (ЗА)ТО, ЧТО(БЫ) всё изменилось к лучшему.

(С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ ответь.

Ответ:_____________________.

14. Укажите вре цифры, на месте которых пишется НН.

Грачи(1)ые гнёзда, бесчисле(2)ое множество которых находилось на высоче(3)ом ду­бе у ветря(4)ой мельницы, издали были похожи на дикови(5)ые переплетения веток.

Ответ:_____________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Было душно и все чувствовали приближение грозы.

2) У обочины дороги росли лопухи и цвёл иван-чай.

3) На лице его отразились и брезгливая жалость и глубокое сочувствие.

4) В языке широко и обильно появляются новые слова и возрождаются старые.

5) Спереди и сзади шумели и толкались взволнованные рабочие.

Ответ:_____________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ:_____________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

— Дедушка (1)почему (2) всё-таки (3) Онегин стрелял в Ленского, а не мимо?

— Во-первых (4) демонстративный выстрел в сторону являлся новым оскорблением и не способствовал примирению, во-вторых(5) в случае безрезультативного обмена вы­стрелами дуэль начиналась сначала.

Ответ:_____________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дуэль, представляющая целостное театральное действо (1) цель (2) которого (3) — жертвоприношение ради чести (4) обладает жёстким сценарием.

Ответ:_____________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дело тяжёлое для всех было ещё и потому (1) что (2) хотя прямых доказательств злого умысла обнаружено не было (3) но не было и доказательств обратного (4) а мас­штабы последствий требовали суровой кары виновному.

Ответ:_____________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее сло­во. Выпишите это слово.

Ответ:_____________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Сереньким мартовским утром 1787 года прибыл Людвиг Бетховен в Вену, чтобы по­просить великого Моцарта стать учителем и наставником.

(2)Вена встретила Бетховена неприветливо. (3)Одинокий и неприкаянный бродил юноша по чужому городу среди безучастных людей. (4)Наконец он дождался того часа, когда, как ему казалось, удобно явиться домой к незнакомому человеку.

(5)Он поднимался по лестнице и чувствовал, как все в нем ходит ходуном. (6)Колотилось сердце, стучало в висках, мелкой дрожью тряслись колени. (7)И чем больше он старался унять эту дрожь, тем она становилась сильнее.

(8)Служанка привела его в большую комнату и вышла. (9)В комнате стояли клавир и бильярдный стол. (10)На зеленом сукне желтели шары.

(11)Бетховен как вошел, так и продолжал стоять посреди комнаты, охваченный оторо­пью. (12)И чем настойчивее он пытался прогнать ее, тем сильнее она овладевала им.

(13)Неловкий, вконец оробевший и растерянный, он не смог себя заставить пожать тонкую и изящную руку, протянутую ему маленьким, юрким человеком, внезапно появив­шимся в комнате.

(14)Моцарт недоуменно повел плечами и улыбнулся.

(15)Они стояли и молча смотрели друг на друга, разные, непохожие. (16)Тонкое, неж­ного и мягкого рисунка лицо Моцарта контрастировало с резкими чертами лица Бетхове­на — квадратной нижней челюстью, тяжелым подбородком, взбугрившимися скулами с бес­покойно ворочающимися желваками. (17)Один — открытый, непринужденно приветливый и чуть ироничный; другой — сумрачный, скованный, гневный и жалкий.

(18)Моцарт все так же молча указал рукой на клавир.

(19)Бетховен сел и заиграл. (20)Сколько он играл, он не помнил. (21)Вероятно, долго.

(22)Борьба с волнением, сковавшим его, поглотила все душевные силы, и их не осталось на музыку. (23)Пальцы бегали по клавишам, душа же оставалась неподвижной.

(24)Его остановил стук. (25)Стукнули, столкнувшись, два бильярдных шара. (26)Он поднял глаза. (27)Моцарт стоял с кием в руке и улыбался. (28)На этот раз виновато.

(29)Бетховен вскочил, захлопнул крышку инструмента и двинулся было к двери, но ос­тановился. (30)Уйти ни с чем. ничего не добившись. после того, как предпринято все это путешествие. деньги на дорогу добыты с таким трудом.

(31)Он принудил себя сесть и, не глядя на Моцарта, попросил тему для импровизации. (32)Моцарт подскочил к клавиру, открыл его и одним пальцем простучал несколько нот.

(33)Растерянно и смятенно прозвучали ноты под руками Бетховена. (34)Грозные аккорды неотвратимо теснили несколько хрупких нот, придавливали их всею своею тяжестью. (35)И тогда, когда они, казалось, уже были сломлены, расплющены, окончательно повержены ниц, вдруг дерзко взметнулся неукротимый, как вырвавшееся на свободу пламя, пассаж. (36)Он рассыпался в вышине мириад ом искр — звонких трелей. (37)И в их сияющем венчике встала тема — радостная, ликующая, счастливая. (38)Свет пронзил тьму.

(39)В яростном единоборстве сшиблись непримиримые антиподы — тьма и свет, свет и тьма. (40)Их борьба ширится, сокрушает все мироздание. (41)Еще немного — и не останется ни победителей, ни побежденных — мир будет ввергнут в хаос.

(42)3вучат аккорды. (43)Один, другой, третий. (44)Пронзительные, режущие ухо, они подобны воплям ужаса. (45)И наступает тишина. долгая, бесконечная. (46)А потом из тишины возникает все та же тема. (47)Жизнь неукротимо стремится дальше, вперед. (48)На фоне бурного и светлого, как журчанье весенних потоков, аккомпанемента вольно плывет знакомая мелодия, сотканная из света и тепла, она несет с собой ничем не омрачен­ную радость и счастье.

(49)Окончив импровизировать, Бетховен еще с минуту сидел за инструментом, низко опустив голову. (50)Когда он встал со стула, Моцарта в комнате не было. (51)Не поднимая головы, Бетховен понуро двинулся к выходу. (52)Уже стоя в дверях, он обернулся, привле­ченный шумом, раздавшимся за его спиной.

(53)В комнату поспешно вошел Моцарт. (54)Когда Бетховен кончил играть, он неслыш­но выскользнул из комнаты, а сейчас вернулся, ведя за собой нескольких друзей.

(55)— Обратите внимание на этого паренька, — торопливо проговорил Моцарт, указы­вая пальцем на Бетховена. (56)— Со временем о нем заговорит весь мир! (По Б. Кремневу*)

1) Великие музыканты — Моцарт и Бетховен — были очень похожи не только внешне, но и внутренне.

2) Ожидание встречи с великим Моцартом очень волновало Бетховена, заставляло ис­пытывать робость и страх.

3) Уже с первого прослушивания Бетховена Моцарт понял, что перед ним — будущий известный музыкант.

4) Импровизация помогла Бетховену передать богатую гамму чувств и переживаний, отразить в музыке торжество жизни, счастья и радости.

5) Моцарту сразу не понравилась игра Бетховена, поэтому вторую импровизацию он слушать не стал и ушёл в другую комнату.

Ответ:_____________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера отве­тов.

1) В предложениях 15-17 представлено описание.

2) Предложение 30 раскрывает причину того, о чём говорится в предложении 31.

3) В предложениях 49-52 говорится о последовательно происходящих действиях.

4) Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.

5) В предложении 54 представлено рассуждение.

Ответ:_____________________.

Ответ:_____________________.

24. Среди предложений 29-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:_____________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, ис­пользованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соот­ветствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответст­вующую цифру.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Читайте также: