Сочинение формирование характера николеньки иртеньева

Обновлено: 05.07.2024

"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы", — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи "Война и мир" не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и "примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России", и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то "чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. ". Толстой в очередной раз оставил написанное и "стал писать со времени 1812 года". Но оказалось, что "между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи" личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали" с равным интересом для автора, "молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени". И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав "наших неудач и нашего срама". Писатель пришел к выводу, что если "причина нашего торжества" лежала в "сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести "многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов". Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта "Войны и мира" прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: "Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. ", то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: "Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. "

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте "Войны и мира" появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил "по Толстому". Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что "исторические рассуждения" в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем "особого мнения". То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. "Что за славный народ!" — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. ". Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы", — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. " — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно "Войну и мир", с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют "романом-эпопеей". Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Николенька любит своих родителей, особенно маменьку. Но его детские годы не отличаются беззаботностью и веселостью. Ему приходится столкнуться с разочарованиями, причем предметом таких неприятных впечатлений становились близкие люди, а это вдвойне тяжелее пережить.

Мальчик Николенька развит не по годам, уже с раннего детства его привлекают такие ценности, как истина, добро, красота и любовь. А источником всех этих нравственных ориентиров для мальчика стала мама, Наталья Николаевна. С неизменной теплотой он погружается в воспоминания о ней: ласкающие звуки голоса, нежные прикосновения рук, улыбка, от которой вокруг становится веселее.

Огромную роль в развитии и становлении характера мальчика сыграла не только мама, но и няня, простая русская женщина, Наталья Савишна. Благодаря ей Николенька понял, что всем в мире правит доброта. Чистая и неподкупная любовь старушки к своему воспитаннику стала той основой, на которой Николенька развивался как личность.

Мальчик не терпит обмана. Он и в себе самом не приемлет ни капли фальши. И если вдруг замечает это, начинает изводиться и корить самого себя. Примечателен такой случай: Николенька написал стихотворение по случаю дня рождения бабушки. Одна строчка никак не давала ребенку покоя: он писал, что любит бабушку, как родную мать. А мамы к тому времени уже не стало. И вот Николенька никак не мог решить: искренен ли он, разве он забыл маменьку и свою любовь к ней, обманывает ли он бабушку, говоря ей такие слова. Душевные муки мальчика вызывают уважение. Не всякий ребенок вообще способен об этом задумываться.

Большое влияние на формирование характера мальчика оказывало отношение взрослых, их условности и порядки. Иленька Грап, мальчик из бедной семьи, стал предметом насмешек лишь только потому, что был не их круга. Мальчики издевались над Иленькой, и Николенька от них не отставал. Хотя потом горько сожалел и раскаивался. Плохие поступки становились предметом мучений совести мальчика. И это определяет его как человека, способного проанализировать свое поведение, а значит, начинающего взрослеть.

Итак, характер Николеньки Иртеньева развивается в общении с близкими и родными людьми: его окружают маменька, отец, братья и сестры, прислуга, учителя. От взаимоотношений с каждым из перечисленных людей остается след в душе мальчика.

Николенька – впечатлительный и наблюдательный ребенок, он следит не только за тем, что происходит вокруг, но и за тем, как это все влияет на его внутренний мир, какие в нем происходят изменения.

Такая наблюдательность во многом помогает ребенку: он учится делать выводы, анализировать, обдумывать. В будущем этот ребенок превратится в отзывчивого, честного и доброго человека. Именно детская пора заложила основу этих качеств в характере мальчика.

Николенька Иртеньев – мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными.

Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были “так сладки и

Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу “как-то странно сливались в одно чувство”, и от этого на душе у него становилось “легко, светло и отрадно”, и он начинал мечтать о том, “чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…”.
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина – Наталья Савишна. “Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение”, она привила Николеньке представление о том, что доброта – одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька

остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя – значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему – значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке.

Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, “не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей”, потому что “каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка”.

Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, “не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях”, он лишал себя “чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим”.
Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира “больших”. Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи.

Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки.

Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

Николенька Иртеньев — чуткий, хорошо анализирующий происходящие с ним события и просто умный мальчик, родом из дворянской семьи.


Я думаю, что Л. Н. Толстой верил в изначальную доброту и искренность людей, иначе бы в детстве Николай не особо стремился к красоте, любви, честности. И источником вдохновения в ранние годы для него была мать что в принципе естественно.



Уже в детстве Николай Иртеньев прекрасно и тонко подмечает фальшь и ложь, даже ту, которую он сам проявил. За это главный герой сам себя корит.

Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки:




Николенька с Ильей Грапом не мог подружиться уже из-за того, что тот вследствие своей бедности стал изгоем, стал предметом издевательств и унижений со стороны сверстников, поэтому также, как и с Сергеем, главный герой побоялся морально поддержать Илью Грапа, показать ему, что тот не одинок и при этом уже после свершения своего проступка испытывать невероятный стыд. Николенька Иртеньев глубоко раскаивается в такого рода поступках и сильно переживает свои неудачи.

В конце повести случается трагедия — умирает мать, важный эмоциональный объект для молодого Николеньки. Эта семейная трагедия впоследствии (в следующей повести) даёт толчок к дальнейшему взрослению героя.


Внимательность, некоторая сенситивность, чувствительность ко всему, что происходит снаружи и внутри главного героя помогает ему достойно решать свои проблемы. Что удивительно в характере Николая, так это то, что уже с детства обладая невероятно богатым внутренним миром, мальчик не разучился общаться с людьми, умеет дружить, открыт к людям, умеет понимать людей и люди понимают его.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

История создания

У Толстого был дневник

Пройдя длинный творческий путь, он предстал перед окружающими почтенным старцем, проповедующим безграничную любовь к Богу, жизнь в мире и согласии.

Представлен Николенька автобиографично, именно через него автор пытается ответить на вопросы, интересующие его на протяжении многих лет. Парнишка 10 лет является выходцем из аристократического рода. Будучи графом, он получил хорошее воспитание и в полной мере соответствует стандартам, предъявляемым светским обществом того времени.

Знакомство с детскими годами

Мальчик Николенька

Повесть дает возможность отчетливо представить условия, в которых подрастало и развивалось поколение новых помещиков — будущей светской элиты.

Иртеньев не отличался наружной привлекательностью, его нельзя назвать симпатичным. У героя были:

  • пухлые губы;
  • крупный нос;
  • маленькие глаза;
  • затылок с вихрами.

Для ребенка большое значение имеет его внешность с видимыми недостатками. Он мысленно просит Бога подарить ему красоту. На непривлекательную внешность ему неоднократно указывали взрослые, в том числе мать. Она акцентирует внимание читателя на душевной красоте сына.

Особенные черты

Мальчик отличается завистью и вздорным характером. При этом он проявляет нежность к близким родственникам, доброжелательно и по совести относится к окружающим. Положительные черты характера вызывают симпатию к герою. От неверных помыслов и проступков ему часто бывает совестно. Становится настоящим наказанием проявление угрызений совести, которые периодически настигают мальчика.

Мальчик отличается завистью и вздорным характером

Автор призывает читателя к тому, чтобы он поверил в исправление главного героя. Николай не ломает голову над выбором профессии, но он должен определиться со своей жизненной позицией с учетом чувств, которые у него возникают в разных ситуациях.

Отчетливо ощущается противоречивость личности, выражающаяся в поступках и взаимоотношениях с другими героями произведения. Николенька проходил обучение на дому под присмотром наставника Карла Ивановича. Этот немец, прибывший в Россию в поисках новой жизни, вызывает у главного героя жалость и сострадание. Тем не менее мальчик по-своему проявляет любовь к верному спутнику, жертвуя ради него немалым.

Во время эмоциональных всплесков и нервных порывов Николай нередко срывается на педагога, вымещает на него брань и злость. Получив плохую отметку или не справившись со сложным экзаменом, он начинает дерзить Карлу Ивановичу. Но мальчик очень быстро отходит и раскаивается в содеянном.

Взаимоотношения с другими персонажами

Толстой выигрышно подает описание того, как Николенька Иртеньев, герой трилогии, общается с болезненным ровесником Иленькой Грапом, который был выходцем из бедной семьи. Этот персонаж терпел частые выходки богатого аристократа, надеясь на его покровительство во взрослой жизни. Но в ответ он подвергался издевательствам и принижениям барских наследников, которые доводили его до слез и даже поколачивали. За такое поведение Николаю впоследствии было очень стыдно, он сожалел, что не заступался за Иленьку.

 Николенька Иртеньев с мамой

В разные жизненные периоды герой проявляет душевное благородство, но оно сменяется надменностью и высокомерием. Он отлично понимает свой высокий статус в обществе, насмехаясь над положением Натальи Савишны и Карла Ивановича. Причиной такого поведения стало воспитание, ведь с раннего детства Николеньке твердили, что он барский сын. Таким он себя и представлял.

Он был убежден, что достоин всеобщего уважения из-за своего происхождения, о котором его сверстникам можно было только мечтать. Это вовсе не удивительно, ведь в те времена чувство превосходства воспитывалось с малых лет. Вряд ли стоит винить Николая в том, что его сознание сформировалось под влиянием обстоятельств.

Смерть матери

Иногда беда является на порог в самый неожиданный момент. Переломным моментом в жизни Коли стала преждевременная кончина мамы. С этого момента его жизнь кардинально изменяется:

  • близкий друг в лице Дмитрия Нехлюдова с непониманием относится к главному герою;
  • старший брат постоянно издевается;
  • от близких людей невозможноторый помогал мальчику оставаться добрым во время взросления, он не стеснялся ее и всегда проявлял свою любовь.

Мама Николеньки

Мама Николеньки отличалась добротой и отзывчивостью, стремилась эти качества передать сыну. Произошедшее горе стало причиной глубочайшей душевной травмы, но Николай не подавал внешне никаких признаков своих страданий, стремился казаться эгоистичным и самовлюбленным.

Гений пера Лев Николаевич Толстой постарался показать внутренний мир тонкой и ранимой натуры Николеньки. Он удивительным образом смог передать события, которые кардинально изменили взгляды на жизнь и сформировали характер героя. Проводя параллель между Иртеньевым и собой, писатель попытался показать сложный путь личности, в которую он превратился по мере взросления.

Читайте также: