Роль антитезы в образной системе романа война и мир сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее создал объемную картину быта и нравов царской России. Он затронул огромное количество тем и проблем. Для того чтобы наиболее полно раскрыть какое-либо явление, нужно посмотреть и на его противоположную сторону. Этот прием активно использовал автор, противопоставляя войну и мир, обиды и прощение, заботу о себе и о других, подвиг ради карьеры или настоящий героизм.

Война и мир противопоставляются на протяжении всего романа. Сначала рассказывается о войнах с Наполеоном – событиях, далеких от жителей России, совсем не важных для народа. Зато потом говорится об Отечественной войне, когда боевые действия проходили на территории страны, и весь народ встал на защиту Родины. Заметно то, что автор не принимает, осуждает насилие, хотя и прославляет народный героизм. Несмотря на бескорыстные подвиги людей из народа, любая война не имеет смысла. Л. Н. Толстой противопоставляет разрушительной войне мирные картины семейного быта. Семья Ростовых – пример идеальных семейных отношений, настоящего тепла, взаимопомощи. Такая же семья получилась у Пьера Безухова и Наташи Ростовой, у Николая Ростова и Марьи Болконской. Так, мир, семья, любовь дружба – это то, что утверждает торжество жизни. А война – страшная, разрушительная сила.

Обиды и прощение противопоставляются не только в отдельных героях, но и в рамках духовных исканий одного персонажа. Яркий пример – Андрей Болконский. Этот благородный и умный человек постоянно был обижен на жизнь – он разочаровался в жене и браке, в светском обществе, в славной военной карьере, а потом и в гражданской, в невесте Наташе Ростовой. Трансформация князя Андрея началась, когда он попал на Отечественную войну. Он больше не искал своей минуты славы, он был с народом, защищал Родину. Он болел душой за солдат, а не за свои потенциальные успехи. Достиг Болконский и прощения всех обид. К сожалению, это произошло уже после смертельной раны. Андрей проникся религиозным чувством, любовью к миру, простил всем обиды и обрел душевный покой.

Противопоставление заботы о себе и о других проявилась в образе Наташи Ростовой. После разрыва с князем Андреем девушка погрузилась в страдания. Она долго переживала, ушла в себя. Полностью пережить страдания ей помогла забота о других. Началась Отечественная война, которая принесла много трагических событий. Ростовым нужно было спешно уезжать из города, сборы взяла на себя Наташа. В бою погиб младший сын Петя – девушка взяла на себя заботы о матери, убитой горем. Смертельную рану получил Андрей Болконский – Наташа ухаживала за ним до последнего дня. Забота о других помогла Наташе обрести себя, проявить свою чуткость и эмпатию.

Тема подвига раскрывается Л. Н. Толстым как противопоставление подвигов настоящих, связанных с внутренним героизмом человека, и ложных – ради денег, богатства. И те, кто совершали подвиги ради защиты своих солдат и Родины, заслуживают уважения. Например, во время Шенграбенского сражения офицер Тушин со своими солдатами до последней возможности защищали батарею, хотя о них просто забыли отступающие войска. А когда Тушин выводит батарею, то еще поджигает деревню Шенграбен, чтобы дать возможность солдатам отступить. Совсем иначе себя ведут представители света, которые идут служить, потому что престижно и даже модно. Такие люди охотно шли в адъютанты или командиры, но никак не хотели быть рядом с народом, что порицает Л. Н. Толстой. Например, адъютант Жерков побоялся появиться в гуще схватки и не передал нужный приказ об отступлении.

(543 слова) Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее создал объемную картину быта и нравов царской России. Он затронул огромное количество тем и проблем. Для того чтобы наиболее полно раскрыть какое-либо явление, нужно посмотреть и на его противоположную сторону. Этот прием активно использовал автор, противопоставляя войну и мир, обиды и прощение, заботу о себе и о других, подвиг ради карьеры или настоящий героизм.

Война и мир противопоставляются на протяжении всего романа. Сначала рассказывается о войнах с Наполеоном – событиях, далеких от жителей России, совсем не важных для народа. Зато потом говорится об Отечественной войне, когда боевые действия проходили на территории страны, и весь народ встал на защиту Родины. Заметно то, что автор не принимает, осуждает насилие, хотя и прославляет народный героизм. Несмотря на бескорыстные подвиги людей из народа, любая война не имеет смысла. Л. Н. Толстой противопоставляет разрушительной войне мирные картины семейного быта. Семья Ростовых – пример идеальных семейных отношений, настоящего тепла, взаимопомощи. Такая же семья получилась у Пьера Безухова и Наташи Ростовой, у Николая Ростова и Марьи Болконской. Так, мир, семья, любовь дружба – это то, что утверждает торжество жизни. А война – страшная, разрушительная сила.

Обиды и прощение противопоставляются не только в отдельных героях, но и в рамках духовных исканий одного персонажа. Яркий пример – Андрей Болконский. Этот благородный и умный человек постоянно был обижен на жизнь – он разочаровался в жене и браке, в светском обществе, в славной военной карьере, а потом и в гражданской, в невесте Наташе Ростовой. Трансформация князя Андрея началась, когда он попал на Отечественную войну. Он больше не искал своей минуты славы, он был с народом, защищал Родину. Он болел душой за солдат, а не за свои потенциальные успехи. Достиг Болконский и прощения всех обид. К сожалению, это произошло уже после смертельной раны. Андрей проникся религиозным чувством, любовью к миру, простил всем обиды и обрел душевный покой.

Противопоставление заботы о себе и о других проявилась в образе Наташи Ростовой. После разрыва с князем Андреем девушка погрузилась в страдания. Она долго переживала, ушла в себя. Полностью пережить страдания ей помогла забота о других. Началась Отечественная война, которая принесла много трагических событий. Ростовым нужно было спешно уезжать из города, сборы взяла на себя Наташа. В бою погиб младший сын Петя – девушка взяла на себя заботы о матери, убитой горем. Смертельную рану получил Андрей Болконский – Наташа ухаживала за ним до последнего дня. Забота о других помогла Наташе обрести себя, проявить свою чуткость и эмпатию.

Тема подвига раскрывается Л. Н. Толстым как противопоставление подвигов настоящих, связанных с внутренним героизмом человека, и ложных – ради денег, богатства. И те, кто совершали подвиги ради защиты своих солдат и Родины, заслуживают уважения. Например, во время Шенграбенского сражения офицер Тушин со своими солдатами до последней возможности защищали батарею, хотя о них просто забыли отступающие войска. А когда Тушин выводит батарею, то еще поджигает деревню Шенграбен, чтобы дать возможность солдатам отступить. Совсем иначе себя ведут представители света, которые идут служить, потому что престижно и даже модно. Такие люди охотно шли в адъютанты или командиры, но никак не хотели быть рядом с народом, что порицает Л. Н. Толстой. Например, адъютант Жерков побоялся появиться в гуще схватки и не передал нужный приказ об отступлении.

Автор: Мария Копусова

Автор: Самый Зелёный · Published 17.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 02.01.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 19.06.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Л.Н. Толстой – классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идейно-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе "Война и мир" очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку "естественности" или "ложности" их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Несмотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные традиции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Особенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умирающим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и Наташа настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совершающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова – естественность и простота. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от радости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя частью "рая" и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный "позер" Наполеон в романе – воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, самолюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подобны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей ("подлой, бессердечной породой" назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимающий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, играющая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Борис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистических чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И помогают им в этом простые русские люди. Князю Андрею – капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь познакомился в сражении при Шенграбене. Пьеру – солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. Наблюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, – полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в "Войне и мире" – символы высшей гармонии, откровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность – это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ночное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молодые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после встречи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

"Историческим" главам в романе противопоставляются главы, описывающие "живую жизнь", осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толстому нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестественной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы используется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В "Войне и мире" наиболее отчетливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузова (которые являются символами, определяющими направленность движения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между этими героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове – стариковская полнота, дряблость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Кутузов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинского сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Кутузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не замечательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напротив, – противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе "Война и мир". Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы", — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи "Война и мир" не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и "примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России", и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то "чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. ". Толстой в очередной раз оставил написанное и "стал писать со времени 1812 года". Но оказалось, что "между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи" личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали" с равным интересом для автора, "молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени". И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав "наших неудач и нашего срама". Писатель пришел к выводу, что если "причина нашего торжества" лежала в "сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести "многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов". Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта "Войны и мира" прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: "Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. ", то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: "Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. "

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте "Войны и мира" появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил "по Толстому". Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что "исторические рассуждения" в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем "особого мнения". То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. "Что за славный народ!" — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. ". Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы", — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. " — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно "Войну и мир", с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют "романом-эпопеей". Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Читайте также: