Развитие арктики баланс между экологией сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Арктика – это удивительно чистейшая и красивейшая, практически не освоенная человеком терририя.
На сегодняшний день интерес к Арктической зоне растет с каждым годом. Это прежде всего политический интерес. Страны всего мира стремятся установить и закрепить свое присутствие в Арктическом регионе посредством размещения научных станций, платформ по добыче нефти и газа, проложением туристических маршрутов.

Файлы: 1 файл

Арктика – это удивительно чистейшая и красивейшая, практически не освоенная человеком терририя.

На сегодняшний день интерес к Арктической зоне растет с каждым годом. Это прежде всего политический интерес. Страны всего мира стремятся установить и закрепить свое присутствие в Арктическом регионе посредством размещения научных станций, платформ по добыче нефти и газа, проложением туристических маршрутов.

Арктическую зону можно развивать по всем направлениям, но для начала следует обеспечить безопасность территорий, населения и критически важных объектов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Затем, я считаю важным урегулировать международное сотрудничество, во избежание конфликтов, особенно учитывая сегодняшнюю критическую обстановку в мире. А так же развитие образования, обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе образования для работы в арктических условиях, совершенствование образовательных программ для коренного населения Арктической зоны.

По моему мнению, это три наиболее важных направления, без которых дальнейшее развитие Арктической зоны будет достаточно уязвимым.

      1. Научное - развитие научного и научно-технического потенциала, профессиональных научных кадров, а также внедрение технических средств и приборной базы, адаптированных к проведению полярных научных исследований, прогноз и оценка последствий глобальных климатических изменений и т.д.
      2. Ресурсное - освоение морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, формирование резервного фонда месторождений в Арктической зоне, гарантирующей энергетическую безопасность и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе и т.д.

    Помимо этого, все больше набирает обороты такая отрасль как туризм. Арктический туризм может быть весьма прибыльным и при этом не наносить вреда экологии. Арктическая территория обладает двумя видами уникальных объектов: это международные объекты, связанные с первооткрывателями Арктики, и природные объекты, которые сохранились в естественном состоянии, потому местность практически не затронута человеческой деятельностью.

    Уникальные белые медведи, гренландские киты, атлантические моржи. Эти животные в Арктическом регионе сохранились в естественной среде.

    Белоснежные просторы, искрящиеся под сияющим солнцем полярного дня, невероятная тишина и полное отсутствие цивилизации на ближайшие несколько сотен километров. Можно предположить, что в ближайшие пару лет туристические маршруты по Северному Ледовитому океану станут не менее популярны, чем путешествия в южные страны.

    Подводя итог, можно сказать, что Арктика наиболее тесно связана с будущим человечества в качестве её природной базы и источника запасов сырья и ресурсов, к тому же в Арктической зоне большой научный и туристический потенциал.

    Активное промышленное освоение российской зоны Арктики началось в 20-30-е гг. прошлого века, хотя первые упоминания об освоении побережья Северного Ледовитого океана русскими мореплавателями относятся к XI веку. Так, в 1931 г. на территории нынешней Коми было открыто первое промышленное нефтяное месторождение - Чибьюское. Годом позже при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), ключевой задачей которого было народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. В течение 2 й половины XX века здесь выросли крупные города, развивалась транспортная инфраструктура, регион начал планомерно заселяться. В 1960-1980 гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения как на суше, так и на шельфе, включая Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское, Штокмановское, Приразломное и другие.

    Особенность арктических проектов, в том, что вывоз морем через Северный морской путь (СМП) – самый логичный и эффективный способ транспортировки из Заполярья. В российской Арктике именно СМП позволяет промышленным и добывающим компаниям эффективно выстроить процесс освоения природных ресурсов.

    Царство льда и океан возможностей
    Россия – единственная страна в мире, которая обладает развитым атомным ледокольным флотом. Его поступательное развитие на протяжении нескольких десятилетий способствовало освоению Арктики.

    Российский арктический флот в целом благополучно пережил кризис судостроения, последовавший за распадом СССР. Суда для арктического региона постоянно совершенствовались, структура флота развивалась. Были построены уникальные, технологически сложные, арктические суда: танкеры, газовозы, линейные и портовые ледоколы, суда снабжения, суда обеспечения и т.д. Сегодня этот флот работает в бассейнах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей, в портах Сабетте, в Новом Порту и других стратегически важных точках Арктики.

    Экологические вопросы Арктики невозможно решить без тесного сотрудничества и эффективного взаимодействия стран, имеющих интересы в регионе. Совместная работа над вызовами и научно-исследовательскими проектами, применение передовых технологий и наработок, использование богатейшего опыта прошлого - все это взаимосвязанные факторы успеха развития Арктики и Северного морского пути, в частности.


    Арктические пустыни расположены на островах Северного Ледовитого океана и полуострове Челюскина (Таймыр). Это зона экстремальных условий, здесь нет городов, заводов. Однако на шельфе работают буровые платформы, по океану проходят корабли, на островах расположены военные базы. В статье рассмотрим экологические проблемы региона природного и антропогенного характера.

    Экологические проблемы природного происхождения

    Экологические проблемы арктических пустынь природного происхождения вызваны изменением климата планеты. Есть две точки зрения на причину изменений. Одна говорит о том, что земной климат менялся много раз за время существования планеты. Вторая гипотеза доказывает, что потепление связано исключительно с человеческой деятельностью.

    Независимо от признания какой-либо версии, уменьшается ледовой покров Северного Ледовитого океана. Летние льды отступают всё дальше от берега. Белые медведи остаются в тундре, так как не всегда могут добраться до льда. Отсутствие обычного корма (тюлени, рыба) приводит к длительному голоданию и гибели взрослых животных и детёнышей.

    Белый медведь в тундре

    Рис. 1. Белый медведь в тундре.

    Полярные виды рыбы приспособлены к жизни в холодной воде. Потепление может вызвать массовую гибель рыбы, а затем тюленей, моржей, которые ей питаются. Пострадают и рыбоядные птицы, устраивающие гнёзда на прибрежных скалах.

    Экологические проблемы антропогенного характера

    Экологические проблемы арктической зоны вызваны хозяйственной деятельностью людей.

    • Добыча и поиск полезных ископаемых (нефть, газ) на российском северном шельфе ведётся со специальных плавучих или стационарных платформ. Их устройство не допускает попадания в воду бытовых стоков, мусора, технологических жидкостей и нефти. Их устойчивость рассчитана на сопротивление льдам и штормам. Однако существует потенциальная угроза крушения платформы.
    • Ловля рыбы осуществляется в Баренцевом море. Это пикша, сельдь, мойва, сёмга. Вода загрязняется смывами с кораблей, нередко бытовым мусором. Чрезмерный вылов ведёт к вырождению рыбных стад.
    • Охота на морских млекопитающих запрещена, исключение — коренные народы. До сих пор существует браконьерство. Гибнут тюлени, моржи, белые медведи.
    • Северный морской путь — единственная полярная транспортная артерия. Современные ледоколы учитывают экологические требования, но полностью устранить негативное воздействие не удаётся. Корабли беспокоят обитателей вод и прибрежных животных.

    Современные военные базы в российской Арктике оснащены очистными сооружениями, которые не допускают загрязнения островов и прилегающей акватории. Военнослужащие методично очищают арктическое побережье от металлолома, сносят старые аварийные строения, вывозят строительный мусор.

    Что мы узнали?

    Экологические проблемы планеты не обошли стороной Арктику. Они бывают природного происхождения, но в основном имеют антропогенный характер. К проблемам приводит чрезмерная ловля рыбы, браконьерство, добыча полезных ископаемых.

    Арктика — северный край площадью 27 миллионов квадратных километров, южной границей которого принято считать южную границу зоны тундры. Только 6 миллионов квадратных километров — это материковая часть Европы, Азии и Северной Америки. Около 4 миллионов квадратных километров приходится на островные территории.

    экологические проблемы арктических пустынь

    Чрезвычайно чувствительная к малейшим изменениям с низкой способностью к самовосстановлению, экосистема арктической пустыни и тундры очень уязвима. Небогатый и часто эндемичный видовой состав флоры и фауны требует очень бережного отношения.

    Что есть — то есть

    Факторы, которые угрожают экосистемам Арктики и тундры, условно можно поделить на природные и антропогенные. Но деление это именно условное. Все процессы на планете взаимосвязаны тончайшими нитями, которые иногда на первый взгляд неочевидны. Но экологи и мировое сообщество недаром с 90-х годов прошлого столетия активно вводят и разрабатывают концепцию устойчивого развития, объединяющую экологическую, экономическую и социальную составляющие. Потенциальных угроз для Арктики множество, но мы выделим наиболее значимые экологические проблемы арктических пустынь.

    Потепление планеты

    В условиях глобального потепления оказалось, что Арктика нагревается быстрее других регионов. И последствия повышения температур тут имеют глобальное значение. Исследования показывают, что уже в скором времени арктический лед может начать полностью исчезать в летний период.

    экологические проблемы арктических пустынь россии

    Последствиями этого станет еще большее повышение температур. Ведь именно арктический лед отражает солнечную радиацию, понижая температуру на планете. Уже сегодня зафиксированы факты гибели белых медведей из-за больших расстояний между льдинами. Эти сильные исконно северные жители теряли силу и тонули.

    Богатый ресурсный регион

    Добыча и поиск полезных ископаемых (нефти, газа) приводит к масштабному загрязнению продуктами производства. Экологические проблемы арктических пустынь связаны не только с разработкой месторождений в Арктике, но и поступающих из других регионов загрязняющих веществ. Только стоками рек в Ледовитый океан приносится несколько сотен тонн отходов нефтепродуктов. Рекультивация загрязненных грунтов в зоне выработки нефти зачастую является только формальностью.

    экологические проблемы арктических пустынь в россии

    Опасность представляют утечки и разливы нефти при ее добыче. Кроме того, побочный продукт добычи нефти — газ метан, а его роль в процессах глобального потепления колоссальна.

    Загрязнение атмосферы в Арктике: исполнение положений Приложения VI

    В целях уменьшения загрязнения атмосферы в Правиле 14 установлен верхний предел содержания серы в жидком топливе. На данный момент это значение было снижено до 0,50% по массе, поскольку со временем лимиты, касающиеся окислов серы, постепенно ужесточались. Кроме того, в Правиле 14 указаны районы контроля выбросов, где предельное содержание серы составляет 0,1% по массе. Таким образом, при пересечении района контроля выбросов суда должны соответствовать более жестким требованиям к уровню выбросов.

    Стоит отметить, что, хотя ИМО стремится установить лимит как можно ниже, ей приходится считаться с интересами отрасли морских перевозок, поскольку подобные решения могут повлиять на грузопотоки и на транспортные расходы. Кроме того, предельное содержание серы существенно зависит от наличия соответствующего топлива и пригодности смеси масел, которые могут заменить мазут.

    В отношении ЛОС действует правило 12, запрещающее использование установок, которые могут выбрасывать в атмосферу озоноразрушающие вещества. С 1 января 2020 г. на борту любых судов не разрешается монтаж новых установок, содержащих озоноразрушающие вещества, тогда как старое оборудование может использоваться при условии надлежащего сбора газов и предотвращения их произвольного попадания в атмосферу.


    В 2011 и 2020 гг. Приложение VI было дополнено мерами, направленными на сокращение выбросов парниковых газов в рамках усилий всего мирового сообщества по уменьшению загрязнения атмосферы. ИМО внедрила специальные технические меры для всех новых судов и эксплуатационные меры по сокращению выбросов для судов независимо от года постройки, действующие в отношении судов с регистрационным тоннажом 400 тонн и выше. Технические меры представлены конструктивным коэффициентом энергоэффективности судна (EEDI), тогда как эксплуатационные меры сводятся к плану управления энергоэффективностью (SEEMP). Первый показатель, по сути, представляет собой пакет стандартов проектирования, постройки, оснащения судна и укомплектования его персоналом, а второй направлен на повышение энергоэффективности за счет таких эксплуатационных мер, как оптимизация скорости. Кроме того, с 2019 года суда с регистрационным тоннажом более 5000 тонн обязаны собирать сведения о потреблении мазута и предоставлять их государству флага, а те, в свою очередь, должны передавать эти данные в ИМО.

    Однако для того, чтобы эти меры возымели действие, они должны соблюдаться полноценно и эффективно. Поэтому морское право во многом опирается на полномочия государств порта, прибрежных государств и государств флага, распределенные по различным морским зонам по принципу баланса интересов.

    С этой точки зрения, арктические порты могут сыграть важную роль в регулировании загрязнения атмосферы с международных судов посредством контроля судов государством порта в качестве дополнения к юрисдикции государства флага. Суть такого контроля состоит в обеспечении выполнения судами требований ИМО. На данный момент существует девять региональных соглашений — меморандумов о взаимопонимании по вопросу контроля судов государством порта. Арктические государства представлены сторонами Парижского меморандума о взаимопонимании и Службой береговой охраны США.

    Государство порта имеет право инспектировать суда, заходящие в его порты, и принимать в отношении них принудительные меры в случае их несоответствия требованиям. Также государство порта вправе принять принудительные меры в случае имевшего место в прибрежных водах и в исключительных экономических зонах нарушения положений Приложения VI. Несоблюдение требований может повлечь за собой проверку имеющегося на борту топлива. С 1 марта 2020 года в соответствии с вводом ограничений на содержание серы все суда обязаны иметь на борту только соответствующее топливо, а в его отсутствие они должны быть оборудованы системой очистки отходящих газов. Таким образом, у судов есть несколько способов выполнить новые требования.

    Приведенные ниже статистические данные иллюстрируют общее число случаев несоответствия условиям Приложения VI за 2020 год:

    2019 год Озоноразрушающие вещества Качество жидкого топлива SОx Содержание серы в составе топлива Дизельный двигатель, загрязняющий атмосферу Процедура замены топлива Утверждение системы очистки отходящих газов
    Нарушения, не влекущие за собой задержание 49 11 34 7 2 193 2
    Нарушения, влекущие за собой задержание 0 0 0 2 1 4 0

    В целом контроль судов государством порта представляет собой мощный инструмент обеспечения надлежащего исполнения указаний ИМО. Например, недавно Служба береговой охраны США задержала моторный танкер OCEAN PRINCESS на том основании, что судно шло в Североамериканском районе контроля выбросов при содержании серы в составе топлива выше 0,1%.

    Остается открытым вопрос, может ли арктическое государство порта регулировать состав топлива вне рамок существующих стандартов ИМО. В настоящий момент арктические государства ограничены стандартами ИМО, а ответственность за улучшение экологических показателей судов лежит на Международной морской организации.



    Елена Норкина: Регулирование шумового загрязнения в Арктике

    Проблема подземных вод

    Выделить, что именно ухудшает качество грунтовых вод в Арктике – локальные последствия нефтяных разработок или загрязнение рек и океанов, невозможно. Однако в Ненецком автономном округе грунтовые воды содержат предельное количество нефтяных углеводородов, а иногда этот показатель превышает норму в десять раз.

    экологические проблемы арктических пустынь

    Данное явление может создавать не только экологические проблемы арктических пустынь в России, но и быть опасным в глобальном плане.

    Таяние арктического снега и льда

    Гидрометеорологическая служба России на протяжении последних 30 лет отмечает сокращение площади льда в морях на севере. Темпы таяния возросли в последнем десятилетии XX века. За тот же период исследований выявлено сокращение толщины ледового покрова в 2 раза. Эксперты полагают, что на протяжении XXI века эти процессы продолжатся. Будут усугубляться экологические проблемы морей, к примеру, летом водные пространства Арктики почти полностью начнут освобождаться ото льда. Раньше будут вскрываться реки бассейна Северного Ледовитого океана. Изменения затронут огромные территории на расстоянии сотен и тысяч километров от побережья.

    Газ и нефть на шельфах

    Современные технологии дали возможность энергетическим компаниям добывать ресурсы шельфовых месторождений. Экологи бьют тревогу, ведь разработка шельфовых месторождений опасна уже на стадии сейсмической разведки, не говоря уже о транспортировке танкерами или трубопроводом.

    экологические проблемы арктических пустынь и тундры

    В мире нет эффективных методик по ликвидации разливов нефти в условиях северных низких температур. По данным международных экспертов, если акватория на 10% покрыта льдом, механические средства очистки неэффективны. Загустение нефти при низких температурах, удаленность платформ от материка снижают возможности ликвидации разлива нефти.

    Шельфовые разработки

    Добыча нефтепродуктов заставляет людей искать все новые месторождения природных богатств. В число мест для добычи попали сейсмически небезопасные шельфы Арктики.

    Исследования по данному вопросу выявили возможность добычи, однако риски при этом процессе достигают максимума. Причин несколько:

    • неустойчивость почв;
    • многометровые оледеневшие породы;
    • опасная транспортировка и сложности с доставкой оборудования и людей.

    Все это приводит к разливам и крушениям судов нефтедобывающих компаний. В результате количество и объем загрязнения Арктики только увеличивается.

    Сейсмоопасное положение ухудшается постоянными процессами бурения, что только увеличивает вероятность проявления землетрясений и обвалов. Разрушение столь толстого слоя оледенения приводит к ускорению процесса таяния.

    Экологические проблемы арктических пустынь: флора и фауна

    Экологические проблемы арктических пустынь и тундры не ограничиваются приведенными примерами. Российская Федерация и страны, которые входят в Арктический совет (1996), ведут масштабные международные работы, направленные на сохранение пока еще в основном нетронутых экосистем Арктики.

    По хрупкому льду

    Мурад Керимович, как обеспечить экологическую безопасность в Арктике при интенсивном развитии региона?

    Мурад Керимов:

    Арктические проекты долгосрочные, они будут влиять на развитие всей страны, и мы должны сделать все возможное для этого стратегически важного региона.

    В Арктике сегодня отрабатываются инновационные технологии, которые обеспечивают баланс между экологией и экономикой. Например, при увеличении грузопотока по Северному морскому пути мы планируем широко использовать вместо мазута и дизеля более экологичное топливо — сжиженный природный газ (СПГ) — не только для судов, но и для теплоснабжения прилегающих районов. Это позволит существенно снизить нагрузку на окружающую среду Арктики.

    Какие механизмы государственного регулирования, разработанные Минприроды России, эффективны для сохранения хрупкой природы Арктики?

    Мурад Керимов:

    Утвержден справочник НДТ, важный для стивидорных компаний, он содержит требования к перевалке угля и других пылящих грузов в морских портах, что особенно важно для Мурманска. Разработаны законопроекты о предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акваториях и на суше.

    Снижаются выбросы загрязняющих веществ при сжигании попутного нефтяного газа (ПНГ). Мы стимулируем недропользователей сжигать не более пяти процентов от объема добытого ПНГ. В случае превышения этого уровня плата за негативное воздействие на окружающую среду существенно вырастает.

    Мурад Керимов:

    В Арктике появятся шесть новых мобильных экологических лабораторий и четыре информцентра

    С какими проблемами сталкиваются арктические регионы при переходе на новую систему обращения с отходами?

    Мурад Керимов:

    Вывоз мусора из удаленных, малонаселенных и труднодоступных районов одна из ключевых проблем. Например, в Красноярском крае Туруханский кластер образует всего 15 тысяч тонн отходов в год. Один поселок накапливает 13 килограммов мусора в день, который нужно вывозить за пятьсот километров. Министерство работает над тем, чтобы не только создать эффективно работающие схемы обращения с отходами в регионах, но и предложить инновационные решения для таких удаленных районов, где зачастую отсутствует транспортная инфраструктура.

    Мурад Керимов:

    Как бизнес участвует в экологических программах?

    Мурад Керимов:

    Какие новые особо охраняемые природные территории (ООПТ) планируется создать в Арктике до 2024 года?

    Мурад Керимов:

    По каким направлениям развивается международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в Арктике?

    Мурад Керимов:

    Ученые из Новоуральска Свердловской области разработали мобильную установку по деструкции мусора для труднодоступных регионов. Внешне она выглядит как небольшой автобус и может перемещаться от одного населенного пункта к другому. В ней при температуре 1500 градусов без остатка распадается практически любой бытовой мусор, включая жестяные банки, пищевые отходы, стекло, в результате образуется энергия, которую можно использовать для нужд этих же поселений. Установкой уже заинтересовались на Ямале, где при больших расстояниях и бездорожье вывоз и переработка мусора обходятся особенно дорого.

    Читайте также: